"Счастливый случай"
методическая разработка по экологии (7 класс) по теме

Экологическая виктронина между учащимися и педагогами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon schastlivyy_sluchay.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка открытого занятия

для учащихся 6-7 классов

Автор

Педагог дополнительного

образования

Немчинова Любовь Гавриловна

Тема: «Счастливый случай»

Цели и задачи:

  1. Выявление экологических знаний у юннатов;
  2. Формирование интереса к экологическим проблемам;
  3. Воспитание экологического  сознания через игру.

Форма: Викторина между педагогами и юннатами.

Участники: Две команды по 5 – 7 человек; жюри 3 – 4 человека; ведущий.

Оборудование: часы, протоколы жюри, ручки , бумага , карточки для команд с цифрами 1, 2 ,3, магнитофон , кассета с записью «Голоса природы» , альбомные листы , карандаши или фломастеры , призы для команд .

Звучит запись с голосами леса.

Ведущий: здравствуйте, дорогие любители природы. Сегодня мы с вами проведем экологическую викторину «Счастливый случай». Участвовать в ней будут две команды: команда педагогов и команда юннатов.

( Выбираются участники команд. От каждого кружка по одному игроку.)

Пока команды придумывают себе название и выбирают капитана, мы познакомимся с жюри (идет представление жюри: два педагога и один юннат или гость).

Итак, в сегодняшней игре принимают участие команды (название команд и представление капитанов).

Начинаем нашу игру.

Первый тур

Поочередно  для каждой команды будет задан вопрос. Время на обдумывание ответа одна минута. За правильный ответ 5 баллов.

Вопросы для юннатов:

  1. Инки (коренные жители Перу) смертно наказывали тех, кто осмеливался нарушить покой птиц на прибрежных островах. В чем причина такого жестокого  заповедования этих островов?

(На прибрежных островах в огромном количестве скапливался помет птиц –  ГУАНО, который инки использовали в качестве удобрения. В значительной степени благодаря гуано, земледелие инков было вполне успешным, несмотря не изначальную бедность горных почв).

2. Численность многих видов красивых  растений сокращается из-за сбора букетов. Целебных растений становится меньше, потому что  их используют в качестве лекарственного сырья. Но почему исчезают виды растений,

которые не являются ни лекарственными, ни декоративными?

(Многое растения становятся редкими , потому что в результате человеческой деятельности сокращается площадь их местообитаний. Например , распашка степей привела к тому, что почти исчезли многие виды ковылей).

  1. В еловом лесу посадили несколько маленьких  сосенок. Что можно ожидать на этом участке через сто лет, если там не произойдет пожар и не будет вырубок? Варианты:

            -еловый лес;

           -сосновый лес

           -елово - сосновый лес

(сосна – дерево светолюбивое. Ель – теневыносливое.  Сосенки, посаженные в еловом лесу имеют мало шансов  на выживание из-за сильной затененности под пологом леса. Поэтому через 100 лет на этом месте будет тот же еловый лес).

  1. Почему дождевой червь  получил свое название?

(Дождевые черви – обитатели почвы.  На поверхность выходят преимущественно ночью, отправляясь на поиски половых партнеров. Днем они появляются после дождя).

Вопросы для педагогов:

  1. Ф.Фон Страленберг в 1730 году писал: «Солнце в этих широтах летом заходит на короткое время или почти совсем не заходит и, таким образом, почва получает тепло днем и ночью. При этом  самое удивительное, что здесь в это время не идет дождей, а земля, которая нужно сказать, здесь тучная и черная, оттаивает не глубже чем на четверть или полторы четверти аршина. Так как корни получают снизу влажность, а сверху посевы пользуются сильным теплом, то хлеба созревают быстро». К каким типам экосистем относится это описание?

(Описываются окрестности Якутска. Это средняя тайга).

  1. Известно, что создание крупных водохранилищ приводит к увеличению парникового эффекта в атмосфере. Как это происходит?

1.Повышается уровень грунтовых вод. Следовательно, заболачивание больших территорий, из-за чего происходит активное гниение организмов и поступление в атмосферу метана – парникового газа.

2.Испаряется вода, следовательно, увеличивается количество водного пара в атмосфере. Водяной пар препятствует потерям тепла.

3.Разрушается естественная растительность, следовательно, увеличивается содержание углекислого газа в атмосфере).

  1. В 1868 году на Мадагаскаре были обнаружены ископаемые  останки эпиорниса – гигантской  нелетающей птицы, которая достигала трехметровой высоты и веса в 450 кг. В 18 веке, по свидетельству местных жителей, подобные птицы обитали на юге острова. Какие сказочные птицы, скорее всего связаны с этим реально существовавшим гигантом? Варианты: - птица Феникс;

                                            -птица Сирин;

                                             -птица Рух;

                                             -Синяя птица?

  1. В лесах часто можно встретить небольшие водоемы (иногда – просто длительно существующие лужи, иногда – озерки или болотца). Какое значение для леса они имеют?

  - регуляция внутреннего водостока леса;

  1. среда постоянного или временного обитания диких живых организмов;
  2. экологическая среда для жизни влаголюбивых наземных организмов;
  3. увеличение местного биоразнообразия, что способствует поддержанию стабильной экосистемы).

Теперь попросим жюри подвести итоги и огласить оценку за первый тур.

Второй тур

Командам за 5 минут предлагают заполнить таблицу (приложение №1). Максимальная оценка 5 баллов. Пока команды работают, выступление театрального кружка, или викторина со зрителями.

После второго тура подведение итогов.

Третий тур

«На приеме у врача»

Командам предлагают по две ситуации, которые они обыгрывают и определяют, что является причиной данного заболевания (подготовка 3 минуты). Максимальная оценка 5 баллов.

  1. Пациент жалуется на нарушение работы органов дыхания (одышка, кашель). (Загрязнение атмосферы химическими веществами, пылью, оксидами углерода и серы, пестицидами; резкая смена погоды: влажность, ветер).
  2. Расстройство желудка, нарушение пищеварения. (Загрязнение продуктов питания и воды ядохимикатами; загрязнение атмосферного воздуха диоксидами серы; состав питьевой воды, ее жесткость).
  3. Болезни кожи (зуд, шелушение, покраснения). ( Недостаток или избыток микроэлементов во внешней среде; загрязнение атмосферы химическими веществами).
  4. Психические расстройства (нервничает по пустякам, бессонница, раздражительность). (Загрязнение атмосферы химическими веществами, шумовое загрязнение, электромагнитные поля).

Жюри подводит и оглашает итоги.

Четвертый тур

Командам предлагают вопросы и три варианта ответов. Игроки поднимают табличку с правильным вариантом ответа. За правильный ответ один балл.

  1. Благодаря какому экологическому фактору растения совершают самые дальние путешествия?

1)  вода:

2) человек;

3) ветер.

2. «Под забором у края степей

       Сладко спал одинокий репей,

       Спал и видел чудесные сны

        Как он вцепится в чьи-то штаны…»   (В. Берестов)

Какие приспособления помогут репейнику сделать сон явью?

1)шипики на корзинке;

2)грызущий пищевой аппарат

3)чуткий сон и скверный нрав.

3. С помощью какого фактора могли распространятся древние, ныне вымершие плауны и хвощи?

1)птицы;

2)вода;

3)ветер.

4.Чем занят опытный ботаник, когда стоит с сачком и словно кого-то ждет?

1)он ждет искомую бабочку;

2)он ждет искомого рецедевиста;

3)он ждет опытного энтомолога, чтобы отдать ему сачок.

5. Руконожке ай-ай, обитающему на Мадагаскаре, свойственны постоянно растущие передние зубы, как у грызунов, огромные подвижные уши и цепкие когти. Средний палец у них  тонкий и длинный. Когти позволяют забираться по толстым стволам, уши дают возможность слышать под корой насекомых. С помощью зубов он сдирает кору с дерева, а тонким средним пальцем достает сочных личинок. Какое животное из наших лесов занимает сходную экологическую нишу?

1)белка;

2)дятел;

3)бобр.

6. Кто первый изобрел батискаф?

1)Жак-Ив Кусто;

2) Отис Бартон;

3)Огюст Пинар.

7. Где уши у медузы?

1) сверху зонтика;

2) в желудке;

3) снизу зонтика.

8. Что такое морская экосистема?

1)сообщество морских организмов;

2)система взаимоотношений морских организмов;

3)и то и другое.

9. Где в России открыт первый морской заповедник в 70-ых годах ХХ века?

1)на Черном море;

2)на Японском море;

3)на Балтийском море.

10. Когда проводится всемирный день защиты животных?

1)22 апреля;

2)22 марта;

3)4 октября.

Жюри подводит и оглашает итоги.

Пятый тур

Командам предлагается совершить путешествие на машине времени и перенестись на 100 лет вперед в 2101 год, и показать нам какой они увидели природу нашего Усть-Кутского района. Команды рисуют (время 5 минут).

Во время выполнения задания игра со зрителями или выступление театрального кружка.

В конце игры жюри подводит итоги.

Награждение.

Приложение № 1.

Заполните таблицу. В свободную колонку впишите виды животных, принадлежащие тем или иным жизненным формам.  Названия следует выбрать из предложенного списка: (гепард, белка, стриж, кенгуру, крот, медведка, лев, лемур,  белка-летяга, дельфин-белобочка, тушканчик, серая акула, антилопа, сокол-сапсан, тюлень, куница, кальмар, стрекоза, шмель, землеройка, ящер-ихтиозавр, ящерица летучий дракон).

Жизненные формы

Виды животных

Четвероногие скоростные бегуны

Двуногие скоростные бегуны

Скоростные пловцы

Лазающие по деревьям

Роющие в земле

Планирующие в воздухе

Быстро летающие

Приложение № 2 « Протокол жюри»

Команда педагогов

Команда юннатов

1 тур

1

2

3

4

1 тур

1

2

3

4

Итого

Итого

2 тур

2 тур

итого

итого

3 тур

1

2

3 тур

1

1

Итого

итого

4 тур

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4 тур

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

итого

Итого

5тур

5 тур

Всего за игру

Всего за игру

Приложение №3  « Общий протокол жюри»

Средние оценки

педагоги

юннаты

1тур

1 тур

2 тур

2 тур

3 тур

3 тур

4 тур

4 тур

5 тур

5 тур

итого

итого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Счастливый случай". Интеллектуальная игра по русскому языку.5 класс

"Счастливый случай" - это интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5 классов. Организована она по принципу некогда популярной одноименной игры. Предполагает участие двух команд, состоит из...

Игра " Счастливый случай"

Целью игры является активизация познавательной деятельности ребят. В процессе игры у ребят  формируются чувства партнёрства наряду с чувствами индивидуализма, как свойств личности, умения применя...

Интеллектуальная игра "Счастливый случай" по творчеству А.С.Пушкина "Мы пришли к поэту в гости", 9 класс

КТД "Интеллектуальная игра "Счастливый случай" по творчеству А.С.Пушкина проводится в целях развития творческих способностей обучающихся, воспитания любви к поэзии, высоких нравственных и эстетических...

КТД "Интеллектуальная игра "Счастливый случай" (презентация)

Презентация к КТД "Интеллектуальная игра "Счастливый случай" содержит наглядный материал, необходимый для проведения игры...

Интеллектуальная игра "Счастливый случай"по творчеству А.С.Пушкина "Мы пришли к поэту в гости", 9 класс

Интеллектуальная игра "Счастливый случай" посвящена творчеству А.С.Пушкина. Задачи: 1. Показать величие поэта, исключительность его дарования. 2. Развивать познавательные интересы обучающихся к тво...

Игра "Счастливый случай"

Эта разработка для итогового повторения пройденного материала в 5 классе. Если заменить вопросы в разминке и гейме "Гонка за лидером", то можно использовать в любое время, например, когда проходит нед...

Сценарий спортивного праздника "Счастливый случай"

Спортивный праздник "Счастливый случай" проводится среди  сборных команд учащихся 1-х, 9-х классов....