"Счастливый случай". Интеллектуальная игра по русскому языку.5 класс
план-конспект урока русского языка (5 класс) на тему

"Счастливый случай" - это интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5 классов. Организована она по принципу некогда популярной одноименной игры. Предполагает участие двух команд, состоит из четырех геймов. Первый гейм - "Блиц гейм" - это по 15 вопросов каждой команде из разных областей знаний. Второй гейм - "Заморочки из бочки" - по 3 вопроса каждой команде из области филологии; команда выбирает вопрос сама. Третий гейм - "Гейм для болельщиков". Отвечая на вопросы, болельщики приносят очки своей команде. Завершается игра снова "Блиц-геймом", который является решающим в игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon SChASTLIVYY_SLUChAY.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

«СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»

1 Команда

I. Блиц-гейм

1.

Жвачное животное с очень длинной шеей

Жираф

2.

Что у человека дороже всего?

Жизнь

3.

Не поедет без бензина ни автобус, ни ...

Машина

4.

Мясной отвар

Бульон

5.

Что, дотронувшись едва, превращает в дым дрова?

Огонь

6.

Черный Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где носом пройдёт –

Там заметку кладёт?

Карандаш

7.

На что заканчивается день и ночь?

На мягкий знак

8.

Рыжая, хитрая, ловкая...

Лиса

9.

С чего начинается ярмарка?

С буквы я

10.

Слово с противоположным значением к слову грязный?

Чистый

11.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает?

Книга

12.

Помещение для торговли.

магазин

13.

С твёрдым Л я на стене

(книги, например, на мне),

Но как только Л смягчите,

Сразу в танец превратите.

Полка – полька

14.

Какой корень в слове прекрасный?

-крас-

15.

Водитель автомобиля.

шофёр

2 Команда

Блиц-гейм

1.

Шестьдесят минут.

Час

2.

Кот живёт у нас на крыше, а чулане живут...

Мыши

3.

Недоеденные куски.

Объедки

4.

На странице букваря

33 богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.

Буквы

5.

Кто говорит молча?

Книга

6.

Серый, хищный, жадный...

Волк

7.

Что с земли не поднять?

Тень

8.

Слово с противоположным значением к слову свежий

Чёрствый

9.

Белый камешек растаял,

На доске следы оставил.

Мел

10.

Я с Л смягчённым под землёй

Бываю каменным и бурым.

А с твёрдым - в комнате любой,

В геометрической фигуре.

Угол – уголь

11.

Нижний этаж зрительного зала с местами для публики.

Партер

12.

Какой корень в слове удивительный?

-див-

13.

Колючий кустарник с кисло-сладкими ягодами.

Крыжовник

14.

Ходят с края на край,

Режут чёрный каравай

Ножи

15.

К розе не подпускают,

От всех её защищают.

шипы

II ГЕЙм.  «Заморочки из бочки»

1. Окончился спектакль. Зал аплодировал. Вдруг сосед справа стал кричать «бис!» Я объяснил ему, что так кричать нельзя. Почему?

Бис – (франц.) – повторить. Весь спектакль или какое-нибудь его действие повторить нельзя.

2. У А.С.Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке» дед, возмущенный жадностью старухи, гневно говорит ей: «Что ты, баба, белены объелась?» Что это за белена и к кому в народе относят слова «он точно белены объелся»?

Белена – ядовитое растение. Белены объелся – обезумел (связано с симптомами отравления беленой).

3. Во что превратятся глаголы мели, окуни, пряди, соли,  если перенести ударение с последнего слога на первый?

При переносе ударения с последнего слога на первый глаголы превратятся в существительные.

4. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду: красный, багряный, фиолетовый, огненный.

Фиолетовый

5. Стоит дуб; на дубу 12 ветвей, на каждой ветке по 4 отростка, на каждом отростке по 7 прутьев. Что это означает?

Год, времена года, неделя

6. Что создал Бог в первый день творения?

Свет

IIIГЕЙМ для болельщиков

1.

Кем был сын Адама и Евы Авель?

Пастухом

2.

Кто помог придворным найти соловья в сказке Андерсена «Соловей»?

Девочка

3.

Назовите жанр произведения Пушкина «Руслан и Людмила».

Поэма

4.

За что Бог решил истребить людей, наслав на землю потоп?

За грехи

5.

О каких исторических событиях идет речь в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»?

Отечественная война 1812 года

6.

Из какого произведения этот отрывок и назовите его автора.

- Терпеть не могу писать, все пальцы в чернилах.

- Вы совершенно правы, ваше величество. Однако же осмелюсь попросить вас начертать собственной вашего величества рукой всего четыре строчки.

- Ладно уж, диктуйте.

«Двенадцать месяцев» С.Я.Маршака

7.

Доброе, хорошее, на всех глядит, а на себя не велит.

Солнце

8.

Беленький барашек спустился на землю.

День

IV. Блиц-гейм

1 Команда

1.

Кто написал сказку «Конёк-горбунок»7

Ершов

2.

Голоден как...

Волк

3.

Состояние, когда человеку не спится.

Бессонница

4.

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит

Поезд

5.

Шило в мешке ...

Не утаишь

6.

Украшение в ушах.

Серьги

7.

Кто чирикает?

Воробей

8.

То, что слово обозначает.

Лексическое значение

9.

Часть слова без окончания.

Основа слова

10.

Слова, близкие по значению.

Синонимы

11.

Главные члены предложения – это

Подлежащее, сказуемое

12.

Лес, лесной, лесник, перелесок – это...

Однокоренные слова

13.

Как правильно: звонит или звонит?

Звонит

14.

Мой веселый, звонкий...

Мяч

15.

Домик, сделанный из веток соломы.

шалаш

2 Команда

1.

Кто написал сказку «Мойдодыр»?

Чуковский

2.

Упрям как...

Осел

3.

Обучение животных

Дрессировка

4.

Зимой в поле лежал,

Весной в реку побежал.

Снег

5.

Поспешишь, людей...

Насмешишь

6.

Как называется избушка, где живет сторож?

Сторожка

7.

Кто каркает?

Ворона

8.

Наука о звуках речи?

Фонетика

9.

Без чего не бывает слова?

Без корня

10.

Слова с противоположным значением?

Антонимы

11.

Дополнения, определения, обстоятельства – это...

Второстепенные члены предложения

12.

Лесника, леснику, лесником – это...

Формы слова

13.

Как правильно щавель или щавель?

Щавель

14.

Разговор двух лиц

Диалог

15.

Позднее, темное время суток?

Ночь


 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Лингвистическое ассорти". Интеллектуальная игра по русскому языку. 5 класс

"Лингвистическое ассорти" - интеллектуально-познавательная игра для пятиклассников по русскому языку.  Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и ин...

"ЛиРусс". Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе. 5 класс

"ЛиРусс" - интеллектуально-познавательная игра по русскому языку и литературе  для пятиклассников.  Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и ...

интеллектуальная игра по русскому языку "знатоки русского языка"

игра может проводиться в 6-7 классах, как  внеклассное мероприятие по русскому языку...

"Счастливый случай", интеллектуальная игра

Материалы для проведения игры "Счастливый случай", 6класс...

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5-7-х классов «Знатоки русского языка»

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихс 5-7-х классов "Знатоки русского языка"...

Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе «Счастливый случай»

Интеллектуальная игра по русскому языку "Счастливый случай" предназначена для учащихся 5-9 классов. Ученики в увлекательной форме смогут вспомнить и закрепить материал по русскому языку и ли...

Интеллектуальная игра по русскому языку "Знай свой язык" для учащихся 5–7-х классов

. Вступительное слово учителя С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его слух уже ловит ма...