Программа "Эколого-туристического" кружка
материал по экологии (8 класс) по теме

Никольский Владимир Алексеевич

Модифицированная программа "Эколого-туристического" кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma1.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества ст.Удобной

                               

                                   Утверждено

                                                                                  На ПС протокол «__»  ___________ 2012г.

                           №_______

                                                       Руководитель учреждения

                                                                    Лаптева Т.И.__________________

Программа учебной дисциплины

 (наименование объединения)

Кружок «Эколого-туристический»

(наименование учебной дисциплины, курса)

                                              __________ 2года____________

 (срок реализации программы)

Модифицированная

(вид программы)

_______________11-17лет__________

(возраст обучающихся)

Никольский Владимир Алексеевич

(Ф.И.О. преподавателя, составителя)

ст.Передовая

2012год

Пояснительная записка

Данная программа имеет экологическую направленность. В современную эпоху необычайную  важность приобрели вопросы взаимодействия природы и человека. Серьёзной проблемой стали вопросы быстрого истощения полезных ископаемых, пресной воды, ресурсов растительного и животного мира. Всё это и  заставило сегодня человека обратить особое внимание на вопросы охраны природы и экологии. Но экология – это, прежде всего наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле. Только  раскрывая законы связей, на которых основана устойчивость жизни, возможность понять, как  изменить и организовать свои собственные отношения с природной средой.

         Огромный интерес общества к экологии и охране природы, приводят  к выводу, что это дело не только конкретных специалистов, а дело каждого человека. В силу этого экологическое образование должно осуществляться  с раннего детства. В системе обучения оно должно носить характер непрерывного и целенаправленного процесса,  цель которого – сделать каждого человека экологически грамотным.  

Основной особенностью данного курса является то, что в нем начинается формирование у учащихся представлений об экологии как комплексной науке о живых организмах. Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий. Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.

При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки и картинки, а также презентации.

Содержание программы ориентировано на добровольные, разновозрастные и одновозрастные группы детей (по 12 человек) в учреждении дополнительного образования.

Всего на учебный год - 144 учебных часа. Предполагается проведение как теоретических, так и практических занятий

Цель программы: расширение представления об окружающем мире, экологическое воспитание учащихся, формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры.

Задачи программы:

Задачи программы:

  1. Образовательная – формирование знаний по экологии, углубление знаний теоретического курса биологических дисциплин, изучаемых в школе, научиться ведению фенологических наблюдений и мониторинга состояния окружающей природы, пополнение сведений об окружающем мире, экологических связях, существующих в природной среде, о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую природу и мерах ее охраны.
  2. Воспитательная –  воспитание у школьников чувства любви и бережного отношения к природе, потребность соблюдения здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды, воспитания личной ответственности перед природой и будущими поколениями, становления экологической культуры и своих обязанностей по отношению к природе.
  3. Развивающая – развивать самостоятельность и инициативу при выполнении опытных и научно-исследовательских работ, самостоятельной работе с определителями и справочной литературой.
  4. Профессионально-ориентационная – формирование представления о профессии эколога, приобщение к трудовым навыкам и умениям, участие в экологических акциях и общественно-полезном труде, выработка умений рационального природопользования, выбор жизненной профессии.

Методы реализации программы

Для успешного обучения и заинтересованности учащихся используются игровые и методы, конкурсные задания, творческие работы, раскрывающие возможности личности. В программу входят как теоретические знания по основам и навыкам  экологии, так и практические знания, выполнение заданий и опытов, научно-исследовательских работ, ведение сезонных фенологических наблюдений и мониторинга в природе и обязательное участие в общественно полезном труде. Участие в экологических акциях и научно-практических конференциях.

Кроме того, в процессе занятий предусмотрено широкое участие в подготовке и проведении традиционных массовых праздников: «День Земли», «День Воды». Программа предусматривает целевые экскурсии и походы, проведение обходов территории. Организации походов младших школьников под девизом «В гармонии с природой». Программа курса рассчитана на получение навыков профессии эколог как возможной будущей профессиональной деятельности, а также для расширения знаний по биологическим дисциплинам. В программу курса входят обязательные минимумы знаний необходимые учащимся для участия в слетах и олимпиадах.

В процессе выполнения практических работ требуется строгое соблюдение дисциплины, соблюдение правил техники безопасности и санитарии. Учащиеся не допускаются к работе с механизмами и ядохимикатами, перед выполнением всех видов работ проводится инструктаж по технике безопасности.

Ожидаемые итоги реализации программы.

 Умение оценивать экологическую ситуацию в крае и последствия воздействия хозяйственной лесной деятельности на окружающую человека среду.

 Воспитание экологически грамотного и культурного человека, имеющего широкий кругозор интересов.

  Умение принимать правильные решения и отвечать за них.

  Выработка знаний и умений для ведения научно-исследовательской деятельности.

 Раскрытие индивидуальных качеств человека.

 Успешное выступление на олимпиадах и научно-практических семинарах и конференциях.

Оценка и методы контроля.

Система оценивания состоит из участия учащихся  во внутренних мероприятиях. Работы на занятиях и заинтересованности, а не в цифровых оценках. Для выполнения уровня знаний проводятся конкурсы по изучаемым темам, которые показывают уровень знания учащихся и выбирать наиболее подготовленных, для участия в городских мероприятиях. Для определения результативности проводятся зачеты, которые показывают степень  теоретических и практических знаний учащихся. Лучшей формой для проведения таких зачетов являются игры, викторины, тесты, а результаты оформляются письменно. По результатам проверок в конце учебного года составляется анализ работы педагога.

При проведении занятий педагог проводит следующие формы контроля:

  1. Наблюдение за изменением поведения, изменением норм общения и усвоением материала учащимися.
  2. Грамотность речи, организация работы и свободное владение терминологией и профессиональными знаниями.
  3. Стремление к совершенствованию и законченности работы учащимися.
  4. Умение решать творческие и прикладные задачи.
  5. Творческое отношение к выполняемым заданиям и инициативность учащихся.
  6. Развитие исследовательских способностей и навыков.
  7. Умение логического построения ответов, использование имеющихся знаний в повседневной жизни и научно – исследовательской работы.

Учебно-тематический план



Тема занятий

Всего часов

В том числе

Теоретические занятия

Практические занятия

Самостоятельные и исследовательские занятия

Планирование 1 год обучения

1.Вводное занятие


4


4


-


-

2. Основы экологического образования.

2

2

-

-

3.Природа -наш общий дом

2

2

-

-

4.Основные составляющие природы

4

4

-

-

5. Пищевые связи

8

6

2

-

6.Конкуренция и соперничество

2

2

-

-

7.Растения- гениальные инженеры природы

14

10

4

-

8. Вода и живые организмы

10

6

4

-

9. Пресные воды

4

2

2

-

10. Экология человека

6

4

2

-

11.Здоровье и окружающая среда

6

4

2

-

12. Красная книга

8

4

4

-

13. Экологическая акция

4

-

4

-

14. Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Краснодарского края


12


8


4


-

15.Особо охраняемые территории Краснодарского края


28


18


10


-

16.Исследовательская деятельность

14

8

6

-

17.Проектная деятельность

12

8

4

-

18.  Итоговое занятие.

4

2

2

-

Итого

144

94

50

-

Планирование 2 год обучения

1.Вводное занятие


4


4


-


-

2. Воспитательная роль туризма

6

2

4

-

3. Теория и практика экологического туризма

6

6

-

-

4. Экологический туризм как инструмент развития территории

10

10

-

-

5. Природа родного края, его история. Краеведческая работа в туристском походе

10

10

-

-

6. Проведение походов

10

-

10

-

7. Ориентирование по компасу

6

4

2

-

8. Топографическая подготовка. Ориентирование с помощью карты и компаса

6

2

4

-

9. Туристское снаряжение

6

4

2

-

10. Гигиена туриста. Доврачебная помощь пострадавшему

4

2

2

-

11. Основные принципы экотуризма

8

8

-

-

12. Основные характеристики экологических троп

10

10

-

-

13.Экологическая безопасность

14

6

8

-

14.Экологический практикум. Решение экологических задач исследовательской направленности

8

4

4

-

15. Исследовательская работа в природе

22

8

14

-

16. Проведение походов

10

-

10

-

17. Итоговое занятие.

4

2

2

-

Итого

144

82

62

-

Содержание программы:

1 год обучения

1.Вводное занятие (4часа- 4ч. теории) 

Знакомство с целями и задачами на учебный год, проведение инструктажа по технике безопасности. Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии. Работа со справочной литературой, просмотр журналов.

2. Основы экологического образования (2часа- 2ч. теории) 

Почему возникла необходимость экологического образования. История взаимоотношений природы и человека. Законы экологии.  Экология и мы.

3.Природа -наш общий дом(2часа- 2ч. теории) 

Понятие об экологии как о науке, которая исследует, каким образом растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они сами влияют на природу.

4.Основные составляющие природы(4часа- 4ч. теории)

Живая и неживая природа. Их взаимосвязь, отличия. Неживые компоненты: воздух, почва, вода. Живые компоненты природы: растения, грибы, животные, микроорганизмы, человек. Человек - часть природы.

5. Пищевые связи(8часов- 6ч. теории и 2ч. практики) 

Что такое пищевые цепи? Структура пищевой цепи. Трофическая сеть.

Трофический уровень. Типы пищевых цепей.

Практическая работа

Составление пастбищных и детритных цепей питания.

6.Конкуренция и соперничество(2часа- 2ч. теории)

Разнообразие конкурентных отношений. Внутривидовая и межвидовая конкуренции. Территориальность.

7.Растения- гениальные инженеры природы(14часов- 10ч. теории и 4 ч. практики) Растения-химики. Растения- архитекторы, строители, механики. Растения-математики. Растения-путешественники. Растения-мастера гидравлики. Растения-физики. Как растение передают информацию. Растения-биологические часы. Совершенство приспособления у растений.

8. Вода и живые организмы(10часов- 6ч. теории и 4 ч. практики)

Значение воды для растений (влаголюбивые и засухоустойчивые виды). Животный мир и вода. Приспособления к длительному пребыванию без воды. Почему мы не можем прожить без воды?

Практическая работа

Изучение жизненных форм растений по отношению к влаге. Очистка родников  в окрестностях ст.Передовой.

9. Пресные воды(4часа- 2ч. теории и 2 ч. практики)

Использование пресной воды человеком. Пресные воды: поверхностные, подземные. Методы очистки воды. Проблемы недостатка пресной воды. Водные процедуры, закаливание и наше здоровье.

Практическая работа

Оценка экологического состояния вод в реках ст.Передовой.

10. Экология человека(6часов- 4ч. теории и 2 ч. практики)

Экология и наше здоровье. Влияние факторов окружающей среды на лабильность нервной системы. Устойчивость организма человека к факторам окружающей среды.  Проблемы адаптации человека к окружающей среде.

Практическая работа  

Влияние климатических условий на здоровье человека.

11.Здоровье и окружающая среда(6часов- 4ч. теории и 2 ч. практики)

Влияние экологических факторов на здоровье населения. Характеристика социальных условий проживания учащихся.

Практическая работа.

Обзор литературы, статей в журналах и газетах.

12. Красная книга(6часов- 4ч. теории и 2 ч. практики)

Почему она красная?  Знакомство с обитателями Красной книги.

Практическая работа

Составление списков растений и животных Красной книги.

13. Экологическая акция(4часа- 4ч. практики)

Практическая работа.

Очистка территории населенного пункта, благоустройство.  Практическая природоохранная работа по очистке берегов рек и водоемов.

14. Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Краснодарского края(12часов- 8ч. теории и 4 ч. практики)

Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания.  Виды растений и животных Краснодарского края, занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры и фауны Краснодарского края.

Практическая работа  Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений и животных края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. Составление карты ареалов редких видов животных и растений Краснодарского края. Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры и фауны Краснодарского края".

15.Особо охраняемые территории Краснодарского края(28часов- 18ч. теории и 10 ч. практики)

Охраняемые территории, причины их организации и значение. Классификация заповедников. Заповедники Краснодарского края: Кавказский государственный   биосферный заповедник.  Флора и фауна    Кавказского государственного   биосферного        заповедника.

Практическая работа  Работа с зоогеографическими картами заповедников. Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. Работа с Красной книгой Краснодарского края. Написание реферата "Флора и фауна    Кавказского государственного   биосферного заповедника".

16.Исследовательская деятельность(14часов- 8ч. теории и 6ч. практики) . 

Методика исследовательской деятельности, структура исследовательской работы. Анализ и обработка исследовательской работы. Выводы исследовательской работы. Оформление исследовательской работы.

Практическая работа  Знакомство с исследовательскими работами. Анализ и обработка исследовательской деятельности (на примере исследовательских работ). Оформление исследовательской работы (на примере исследовательских работ).

17.Проектная деятельность(12часов- 8ч. теории и 4 ч. практики)

Проект. Этапы проектной деятельности. Написание и оформление заявки.

Практическая работа Знакомство с проектами. Написание проекта. Решение экологических задач.

18.Итоговое занятие (4часа- 2ч. теории и 2 ч. практики) 

Обобщение изученного за год материала. Раздача персональных заданий на лето. Проверка навыков и наработок, приобретенных учащимися за прошедший год. Отбор учащихся для работы летнего оздоровительного профильного лагеря.

Практическая работа

Презентация лучших работ, выполненных учащимися за год.

2 год обучения

1.Вводное занятие(4часа- 4ч. теории) Знакомство с целями и задачами на учебный год. Проведение инструктажа по технике безопасности. План работы на учебный год. Повторение основных знаний, полученных за 1 год обучения.

2. Воспитательная роль туризма(6часов- 2ч. теории и 4 ч. практики)

Значение туристско –  краеведческой деятельности в развитии личности. Воспитание      волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, самостоятельности и инициативы. Законы, правила , нормы и традиции туризма, традиции своего коллектива.

3. Теория и практика экологического туризма(6часов- 6ч. теории )

Введение экотуризма, его история. Простейшие формы экотуризма. 10 определений экотуризма. Биотуризм. Природный туризм. Приключенческий туризм. Агроэкологический туризм. Историко-краеведческий, этно-экологический, поддерживающий «зеленый» туризм. Основные характеристики «мягкого» и «жесткого» туризма. Природноориентированный экотуризм.

4. Экологический туризм как инструмент развития территории(10часов- 10ч. теории)

 Официальные международные декларации об экотуризме. Программа 0071 по окружающей среде 1995. Хартия устойчивого туризма Юнеско, Ланцарот 1995, Севильская стратегия для биосферных резерватов, Юнеско. Декларация устойчивого развития туризма, Берлинская декларация, Всемирный экотуристский  Саммит-2002г. Квебекская декларация. Объекты экотуризма. Памятники природы Отрадненского района. Кавказский государственный биосферный заповедник, его растительный и животный мир.

5. Природа родного края, его история. Краеведческая работа в туристском походе(10часов- 10ч. теории)

Климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки, озера, полезные ископаемые.
История края, памятные исторические места. Предприятия, колхозы и совхозы края. Знатные люди края. Роль туристов в охране памятников истории и культуры края.
Охрана природы. Закон об охране природы.
Краеведческая и экскурсионная работа в походах. Ведение путевых записей: личный и групповой дневник, описание пути движения, описание экскурсионного объекта, путевой очерк. Сбор экспонатов и других краеведческих материалов. Подготовка итоговой выставки. Фотографирование в походе.

6. Проведение походов(10часов- 10ч. практики) 

В результате этих походов кружковцы приобретут  опыт движения по маршрутам, ознакомятся с природой и достопримечательностями своего района.
Во время учебно-тренировочных походов необходимо отработать: движение колонной, правила и режим пешего движения, выполнение общественных поручений в группе по организационному и хозяйственному самообеспечению, преодоление различных естественных препятствий (подъемы, спуски по залесенным, травянистым, песчаным, каменистым склонам, движение через густой подлесок, по заболоченной местности, переправы по бревнам, кладям, камням, броды). Страховка и самостраховка. Развертывание и свертывание бивака. Использование карты и компаса, сличение карты с местностью, ведение группы по заданному азимуту. Ориентирование по небесным светилам днем и в сумерках. Проведение наблюдений, вычерчивание схем, нанесение дополнений и исправлений на карту, фотографирование, ведение записей, составление описания пути движения и интересных объектов, организация и проведение экскурсий, сбор экспонатов.

7. Ориентирование по компасу(6часов- 4ч. теории и 2 ч. практики) 

Стороны горизонта. Устройство компаса. Пользование компасом в походе. Азимут. Определение азимута по карте и на местности, азимутальное кольцо (чертеж). Определение азимута на заданный ориентир, движение группы по азимутам на заданное расстояние.
Определение сторон горизонта по солнцу, звездам и местным признакам.
Практическая работа. Определение сторон горизонта с помощью компаса, по небесным светилам, местным признакам. Определение направлений по заданным азимутам (прямые засечки) и азимутов на заданные ориентиры (обратная засечка). Ориентирование карты по компасу. Движение группы по заданным азимутам на заданные расстояния. Глазомерная оценка расстояний до предметов.

8. Топографическая подготовка. Ориентирование с помощью карты и компаса(6часов- 2ч. теории и 4 ч. практики)

Знакомство с топографической картой и топографическими знаками. Масштаб, виды масштабов, масштабы топографических и географических карт. Пользование линейным и числовыми масштабами. Курвиметр. Преобразование числового масштаба в натуральный. Измерение прямолинейных и криволинейных расстояний на карте.
Измерение направлений (азимутов) на карте. Транспортир. Ориентирование на маршруте с помощью карты и компаса.

Практическая работа. Зарисовка топографических знаков (40—50 знаков), чтение топографической карты по квадратам и маршрутам. Топографический диктант. Разбор топографического диктанта. Повторение плохо усвоенных топографических знаков. Упражнения и задачи на масштаб, на превращение числового масштаба в натуральный. 
Проложение на карте маршрута по его текстовому описанию (по легенде). Построение на миллиметровке заданного азимутального маршрута. Измерение на карте азимутов и расстояний заданных линий (маршрутов).

9. Туристское снаряжение(6часов- 4ч. теории и 2 ч. практики)

Групповое, личное и специальное снаряжение туристов. Главные требования к предметам снаряжения: легкость, прочность, удобство в пользовании и переноске. Перечень основных предметов личного и группового снаряжения туриста-пешеходника, требования к каждому предмету. 
Устройство туристской палатки, стойки и колышки для палаток. Тент к палатке. Уход за снаряжением и его ремонт. Правила укладки рюкзака. 
Практическая работа. Укладка рюкзака. Проведение игры «Что взять с собой в поход».

10. Гигиена туриста. Доврачебная помощь пострадавшему(4часа- 2ч. теории и 2ч. практики)

Личная гигиена туриста. Обувь туриста, уход за ногами и обувью во время похода. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста. 
Купание в походе. Предупреждение охлаждений и обморожений в зимнем походе, простудных заболеваний в летних походах. Содержание походной аптечки и первая доврачебная помощь пострадавшему. Самоконтроль туриста. Транспортировка пострадавшего.
Практическая работа. Оказание первой доврачебной помощи при различных травмах. Транспортировка пострадавшего.

11. Основные принципы экотуризма(8часов- 8ч. теории)

Экологичность. Привлекательность. Многоаспектность. Функционалъность экологического туризма. Экотуризм - особый сектор туристской сферы. Направления экотуризма. Российская ассоциация экотуризма. Природно-рекреационный фактор. Историко-культурный фактор экотуризма. Государственная политика в области экологического туризма.

12. Основные характеристики экологических троп(10часов- 10ч. теории) 

Лечебные (терренкуры), природные и учебные (экологические) тропы. Учебно-экологические тропы, требования, предъявляемые к ним. Типы троп по состоянию поверхности: грунтовые, грунтово-улучшенные, деревянные, скальные, тротуарные экологические тропы. Протяженность учебно-экологических троп. Основные остановки тропы. Лес. Растительный и животный мир леса. Влаголюбивые растения. Овраги- раны Земли. Луг. Кострище.

13.Экологическая безопасность(14часов- 6ч. теории и 8ч. практики) 

Воздействие цивилизации на природную среду. Состояние окружающей природной среды, ее загрязнение и вызываемые им последствия. Экологический кризис. Факторы риска в зонах экологического кризиса. Понятие об экологической опасности. Экологическое состояние вод реки Уруп. Обеспечение безопасности жизнедеятельности в условиях видоизменений и зараженной природной среды. Понятие о природном и техногенном радиационном фоне.

14.Экологический практикум. Решение экологических задач исследовательской направленности(8часов- 4ч. теории и 4ч. практики) 

Рассмотрение различных экологических ситуаций и возможные варианты их решения. Экспериментальная экология.

15. Исследовательская работа в природе(22часа- 8ч. теории и 14ч. практики)

Исследования водных объектов. Водоем как замкнутая экологическая система.

Гидробиология как наука, изучающая водные организмы и биологические процессы, происходящие в водоемах. Методы гидробиологических исследований.

Охрана водоемов. Меры охраны и очистки вод от загрязнения.

Общее понятие о распространении водных организмов. Распространение водных организмов в связи с условиями освещенности. Значение воды в круговороте веществ. Физические и химические свойства воды.

Изучение климата. Метеорология как наука. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы.

Метеорологические явления по сезонам года. Продолжительность дня. Температура воздуха и ее влияние на жизнь растений и животных. Вскрытие и замерзание водоемов. Осадки, преобладающие виды осадков по сезонам года.

Организация метеорологических наблюдений. Обработка результатов наблюдений.

Особенности рельефа своей местности. Изучение горных пород окружающей территории, их важнейшие свойства и хозяйственное использование. Влияние ветра, воды, температуры воздуха на разрушение горных пород. Образование почвы.

Практическая работа:1. Гидрологические исследования на водоемах своего района. 2. Изучение физических и химических свойств воды.3. Ведение дневника погоды. Обработка результатов наблюдений. 4. Изучение режима реки по сезонам года. 5. Построение и анализ диаграммы осадков, графика хода температур.6. Измерение климатических показателей с помощью приборов и подручными средствами.7. Наблюдения за деятельностью природных факторов (воды, ветра, температуры воздуха) в местных условиях, их роль в формировании рельефа.8. Сбор образцов полезных ископаемых

16. Проведение походов(10часов- 10ч. практики) 

Во время учебно-тренировочных походов необходимо отработать: правила и режим пешего движения, преодоление различных естественных препятствий (подъемы, спуски по залесенным, травянистым, песчаным, каменистым склонам, движение через густой подлесок, по заболоченной местности, переправы по бревнам, кладям, камням, броды). Страховка и самостраховка. Использование карты и компаса, сличение карты с местностью, ведение группы по заданному азимуту. Ориентирование по небесным светилам днем и в сумерках. Проведение наблюдений, вычерчивание схем, нанесение дополнений и исправлений на карту, фотографирование, ведение записей, составление описания пути движения и интересных объектов, организация и проведение экскурсий, сбор экспонатов.

17. Итоговое занятие. (4часа- 2ч. теории и 2ч. практики)

Подготовка научно-исследовательских работ учащихся к региональным конференциям, смотрам-конкурсам, и научно-практическим конференциям школьного НОУ «Прометей». Подведение итогов работы.

Формы и методы контроля

Формы контроля: тестирование, анкетирование, фронтальный опрос, вопрос-ответ, дискуссия, экологическая игра, наблюдение, лекции, «круглые столы», экологические кроссворды, таблицы, материалы из экологических журналов и газет.

Методы контроля: словесные, наглядные, практические, индуктивные, дедуктивные, репродуктивные, проблемно-поисковые.

Методические рекомендации

Таблицы:

Растение - целостный организм.

Экосистемы Растений.

Растительные сообщества.

Смена растительных сообществ.

Редкие и краснокнижные растения

Многообразие растений

Редкие и краснокнижные животные

Видеофильмы:

Биосфера

Животные в природе

Леса Земли

Леса Кубани

Времена года

Сезонные изменения в природе

Памятники природы Кубани

Легенды Кавказа

Кавказский заповедник

Глобальные проблемы человечества

Заповедники мира

Красная книга

Всемирные памятники природы

Объекты Всемирного наследия

Мультимедийные пособия:

Атлас растений Кубани

Методическое обеспечение программы.

  1. Экология. И.В. Щукин. Ростов на Дону. Изд. Феникс 2004
  2. Экология 10-11 (практикум). А.Т. Зверев. Москва. Изд. «Оникс 21 век». 2004.

Литература для педагога:

  1. Вестник образования 1997 г. №6 Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей.
  2. Вестник образования 2000 г. Конвенция ООН о правах ребенка (Принятая ООН 5 декабря 1989 г.).

      3.Ефремов Ю.К. Природа моей страны - М.: Мысль, 1985.

      4.Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Москва «Ось- 89». 2003г.

  1. И.С. Белюченко « Экология в терминах» 2001 г.
  2. Литвинская С.А. « Растения Северо-Западного Кавказа» 1990 г.
  3. Штомпель Ю.А. « Почвы края» Краснодар 2000 г.
  4. Ю. А. Израэль « Проблема охраны окружающей среды и пути ее решения» Ленинград 2000г.

       9.Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества - М., 1995.

10. Экология России. Хрестоматия - М.,  1995.

11. Лесной кодекс Российской Федерации: Официальный текст, действующая редакция. Москва изд. «Экзамен», 2004 г.

     12. Федеральный закон «О животном мире» (принят  Государственной Думой 22 марта                          1995 г.).

       13. «Декларация прав земли» ( принята в сентябре 2000 г. на 55-й Генеральной          Ассамблее ООН).

       14. Экологический практикум. Изучение сред обитания и природных систем. Часть 3. Курган. 1997г

        15. Проблемы охраны окружающей среды и региональная практика экологического   образования.

Литература для детей:

  1. В.М.Константинов. охрана природы. Москва Академия, 2000г.
  2. В.В. Яхонтов. Экология Насекомых. Москва. 1984г.
  3. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Москва. Аст. 1995г.
  4. Экология растений.  А.М. Былова Москва  изд. Вентана-Граф 2001 г.
  5. Экология животных..   В. Г. Бабенко  Москва  изд. Вентана-Граф 2001 г.
  6. Общая экология..  Д. Д. Утешинский  Москва  изд. ИНОС 2002 г.
  7.  Экология и здоровый образ жизни. В.В. Балабанова Волгоград изд. Учитель 1997г.
  8. Экологические праздники для детей.  Л.П. Молодова  Москва изд. ЦГЛ 2003 г.
  9.  Учебная экологическая тропа.  В.Г. Береснева Пятигорск 1995 г
  10. Настольная книга любителя природы Винсон Браун. Ленинград изд.  Гидрометеоиздат 1985 г.
  11. Изучай свой край.  Г. П.. Долженко Ростов на Дону  изд. РГУ 1992 г.
  12. Журнал «Биология в школе» 2004 № 6. Организация исследовательской деятельности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...