Интегрированный урок чтения и экологии во 2-м классе
методическая разработка по экологии по теме

Турчанинова Алла Яковлевна

Интегрированный урок чтения и экологии во 2-м классе. Развитие внимания и творческих способностей у детей к художественному слову,поставленной речи,к чтению. Пробуждение интереса к изучению окружающего мира, взаимоотношениям животных и растений в природе. Развивать умение работать в группе. Авторы: Турчанинова А.Я., Комаровская Г.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема :  Интегрированный урок чтения и экологии.

Цели:  

  1. Повторить и систематизировать знания детей о тексте; учить определять тему текста, основную мысль и опорные слова, учить составлять план.
  2. Показать многообразие живых  организмов, окружающих нас.  Показать черты приспособленности животных к среде обитания.
  3. Совершенствовать умение работать с текстом: находить необходимые сведения, составлять характеристику животных.
  4. Развивать внимание к художественному слову, речь, творческие способности детей, интерес к чтению и изучению окружающего мира.
  5. Развивать умение работать в группе.

Оборудование:

1.Учебное пособие Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 2 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2011(Серия «Учебно-методический комплект»)

2.Иллюстрация «Годовой круг», краткая биография писателя Владислава Анатольевича  Бахревского, музыкальные фрагменты «Звуки леса».

3.Рисунки животных и растений: муравьи, белка, ласточка, медведь, дятел, земляника. 4.Фигурки животных, муляжи грибов, растения.

5.Компьютерная презентация «Жизнь бурого медведя».

I. Организационный момент.

Учитель:  Давайте попробуем предположить с какой темой будет связан наш текст. Послушаем музыкальный фрагмент, рассмотрим иллюстрации, послушаем стихотворение.

Берегите землю. Берегите

 Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стебле повилики,

На тропинках солнечные блики.

На камнях играющего краба,

В жарких странах тень от баобаба,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите землю. Берегите!

Учитель:   Ваши предположения? С какой темой связан наш текст?

Дети:     С окружающим нас миром. С природой.

Учитель: Каждый человек на земле за свою жизнь учится понимать и любить это бесценное чудо – природу.

  1. Актуализация знаний.

Учитель:  А теперь давайте узнаем, где будут происходить события текста. К нам на урок пожаловали помощники, которые укажут направление. А чтобы их увидеть, вам необходимо внимательно послушать следующие тексты и угадать о ком они.

  1. Мы лесные жители,

Мудрые строители.

Из иголок всей артелью

Строим дом себе под елью.

О ком говориться в этом тексте?

О муравьях.

Запишите  тему этого текста по его содержанию.

Запишите  тему этого текста по его главной мысли.

Запись на доске и в тетради.

  1. Муравьи.

Мудрые строители.

На доске появляется иллюстрация «Муравьи».

  1. С ветки на ветку

           Быстрый,  как мяч,

           Скачет по лесу рыжий циркач.

           Вот на лету он шишку сорвал,

           Прыгнул на ствол

           И в дупло убежал.

О ком говориться в этом тексте?

О белке.

Запишите  тему этого текста по его содержанию.

Каким качеством обладает зверёк?

С кем образно сравнивают белку?

Запись на доске и в тетради.

  1. Белка.

Шустрый зверёк.

Рыжая циркачка.

На доске появляется иллюстрация «Белка».

  1. Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой –

Всё равно он будет мой.

О ком говориться в этом тексте?

О дятле.

Запишите  тему этого текста по его содержанию.

С кем образно можем сравнить эту птицу?

Запись на доске и в тетради.

  1. Дятел.

Лесной доктор.

На доске появляется иллюстрация «Дятел».

  1. Я капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот готов поклониться,

А имя дала мне родная землица.

О чём говориться в этом тексте?

О землянике.

Запишите  тему этого текста по его содержанию.

С чем образно можем сравнить эту ягоду?

Запись на доске и в тетради.

  1. Земляника.

Капелька лета.

На доске появляется иллюстрация «Земляника».

Учитель:  Где мы можем встретить эти растения, животных, насекомых.

Дети:  В лесу.

III.Работа над содержанием текста и языковой разбор.

Учитель: Давайте представим себя в лесу. Послушаем звуки леса.

(Запись «Звуки леса»)

Текст, который мы будем сегодня читать, написал Владислав Анатольевич Бахревский.

Откроем текст и прочитаем его про себя.

(Выразительное чтение текста учителем)

 Определите жанр этого произведения. Докажите, почему вы так думаете.

Дети: Это сказка. Герои- животные общаются друг с другом. Совершают поступки, которых бы не могло быть в реальной жизни.

Определите тему текста.

Как Мишка птенчиков спас.

Определите основную мысль текста.

Благородный поступок Мишки. Добрый поступок Мишки.

Давайте определим количество абзацев  в тексте.

 В тексте семь абзацев.

Прочитаем этот текст по абзацам. (Чтение текста учениками)

Учитель: Ответим на вопросы к тексту.

  1. Посмотрите, пожалуйста, на наш годовой круг и определите, в какое время года происходит действие этой сказки? (Обратимся за консультацией к произведениям  Виталия Бианки.                                                                                                                                              Запись на доске: «Первый месяц лета – месяц гнёзд. …У всех певчих пичужек гнёзда, во всех гнездах – всех цветов яички. Сквозь тонкую скорлупку просвечивает нежная маленькая жизнь…»
  2. С какой просьбой обратились к Мишке ласточки?                                                                                       – Не погуби наших детушек!

                 По толковому словарю выясним значение слова «погубить»

  1. Почему автор использовал в тексте предложение «Что делать?!»                                                Автор хотел подчеркнуть ситуацию выбора. Важность решения для Мишки и для судьбы птенцов.
  2. По толковому словарю выясните значение слова «чудак». Какими словами автор называет Мишку?                                                                                                                                                          Чудак с гнездом на голове.
  3. Зачем со всего леса слетались к Мишке птицы?

Кормили, поили его. Оказывали ему поддержку.

  1. «Пришёл счастливый день».  Почему автор так назвал этот день? Каким образом отправился домой Мишка?                                                                                                                    Побрёл – медленно пошёл домой.
  2. Запишите, как вы понимаете смысл предложения , «Какое спасибо Мишке ни скажи – всё мало». Что спас Мишка? Мишка спас «нежную маленькую жизнь». Безграничная благодарность за спасённую жизнь.
  3. Выберите наиболее подходящий заголовок к тексту.
  1. Гнездо на голове.
  2. Терпеливый Мишка.
  3. Мишка под липой.

  1. Физкультминутка

 Пожалуйста, с мест вставайте!

Дружно делайте  движения и отвечайте!

На прогулку в лес пойдём?

Пойдём!

Мышцы дружно разомнём?

Разомнём!

Шишек для поделок соберём?

Соберём!

Веточки в лесу не ломаем,

А рукой отодвигаем.

Домой с прогулки придём?

Придём!

О лесных жителях всё узнаем?

Узнаем!

  1. Упражнение в составлении плана к тексту.

Составим план к сказке. О чём он должен рассказать?

О главных событиях в тексте.

Что нужно сделать , чтобы составить план?

Выделить главные события.

Определите последовательность иллюстраций к событиям, описанным в тексте.

Выбрав иллюстрацию, называю главное событие.

  1. Как Мишке на голову гнездо упало.
  2. Просьба ласточек.
  3. Счастливый день. Безграничная благодарность.

 Чему учились?

Как же мы составляли план, что для этого делали?

Мишка из сказки прислал нам настоящее ласточкино гнездо. Посмотрите на него. Какие вопросы у вас появились?

Учитель биологии демонстрирует детям настоящее ласточкино гнездо и задаёт вопросы:

  1. Может ли ласточка жить в лесу?
  2. Где вы встречали ласточку?
  3. Мог бы медведь на самом деле помочь ласточке?

Дети отвечают на вопросы

Учитель биологии предлагает детям посмотреть видео-презентацию «Жизнь бурого медведя».

После просмотра видеофрагмента  дети садятся за круглый стол, на котором расставлены фигурки животных, растения (кустарники, деревья, мох) , муляжи грибов.

Учитель биологии предлагает собрать из животных, растений, грибов уголок леса, где обитает бурый медведь.

  1. Где обитает бурый медведь?
  2. Какие растения необходимо поставить? Дети ставят деревья: берёзу, ель, сосну.  А  также кустарники: малину, ежевику, кустарнички – бруснику, чернику.

Учитель биологии:  Объясните свой выбор растений.

Медведь живёт в лесу и питается ягодами.

Учитель биологии:  Предлагаю вам выбрать и поставить фигурки животных, которые живут в одном лесу с медведем.

Дети ставят фигурки лося, лягушки, ящерицы, жуков, муравейник. Под дерево ставят гнездо с птицей, на пенёк ставят фигурку белочки.

Учитель биологии: Чем отличается  сказочный персонаж медведя от настоящего?

В сказке медведь помогает птице, а настоящий бурый медведь съел бы всех животных, которые находятся вокруг него.

Дети в игровой форме смогли сами объяснить местообитание бурого медведя, а также определить  сеть питания медведя. Ученики под руководством ( с помощью)  учителя биологии собрали коллекцию «Бурый медведь», которая помогла им ответить на вопросы, а также расширить свой кругозор. Коллекцию «Бурый медведь», собранную учащимися 2 класса можно использовать и на других уроках при изучении животных, на уроках биологии, экологии, географии, изобразительного искусства.

Авторы:         Комаровская Г.В.

                Турчанинова А.Я.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок чтения, географии и естествознания в 6 - 7 классе (VIII вид) Тема: «Путешествие в страну «Экология»»

Тема:  «Путешествие в страну  «Экология»»Цели:Коррекционно - образовательные:дать представление о науке «Экология»; воспитывать интерес к чтению; продолжать формирование и совершенствование ...

Интегрированный урок математики и экологии «Решение уравнений» 6 класс

Цель данного урока - осуществить обобщение и  систематизацию знаний  учащихся по теме «Решение уравнений» на решении примеров и задач, осуществить межпредметную связь с  экологией...

Интегрированный урок чтения и развития речи в 4 классе на тему: "Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг» ,раннецветущие растения: одуванчик"

Формировать навык правильного, сознательного чтения, используя                 разнообразные виды работ. Рас...

Технологическая карта интегрированного урок чтения, изобразительного искусства, музыки в 6 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья : С.Есенин «Белая береза»

Технологическая карта интегрированного урок чтения, изобразительного искусства, музыки в 6 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья : С.Есенин «Белая береза»...

Презентация интегрированного урока чтения, изобразительного искусства, музыки в 6 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья С.Есенин «Белая береза»

Презентация интегрированного урока чтения, изобразительного искусства, музыки в 6 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья С.Есенин «Белая береза»...

Технологическая карта интегрированного урок чтения и изобразительного искусства в 5 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья С.Есенин «Поет зима-аукает»

Технологическая карта интегрированного урок чтения и изобразительного искусства в 5 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья С.Есенин «Поет зима-аукает»...

Интегрированный урок литературы и экологии в 6-ом классе.

В последнее время все больше внимания уделяется экологическому образованию, так как  без него сложно решить важнейшие проблемы развития цивилизации.Представленный интегрированный урок с применени...