Интегрированный урок чтения, географии и естествознания в 6 - 7 классе (VIII вид) Тема: «Путешествие в страну «Экология»»
план-конспект урока (6 класс) по теме

Моисеева Галина Андреевна

Тема:  «Путешествие в страну  «Экология»»

Цели:

Коррекционно - образовательные:дать представление о науке «Экология»; воспитывать интерес к чтению; продолжать формирование и совершенствование навыков сознательного, плавного и выразительного чтения; развивать познавательный и эмоциональный интерес в работе на каждой из станций; учить различать объекты живой и неживой природы;  расширять кругозор и обогащать знания учащихся.

Коррекционно - развивающие:развивать устную связную речь учащихся, обогащать их словарный запас; развивать представления, воображение, внимание, правильное восприятие иллюстраций; формировать умения анализировать, обобщать; развивать мелкую моторику.

Коррекционно - воспитательные:воспитывать бережное отношение к окружающему миру, желание сохранить богатства природы; воспитывать целенаправленное внимание, интерес  к учению; любовь к родному краю; пробуждать эмоциональные чувства с помощью музыки, стихов, загадок, литературного текста. 

Тип урока: урок совершенствования знаний и формирования умений учащихся.                           

Форма урока:взаимопроникающая, познавательная, проблемно – дидактическая.

Виды деятельности учащихся:

- выразительное чтение;

- инсценировка;

- ответы на вопросы;

- отгадывание загадок;

- чтение по ролям;

- беседа;

- физкультминутка;

- пение знакомых песен;

- составление эмблемы урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок чтения, географии и естествознания

    в  6 - 7 классе (VIII вид)

Тема:  «Путешествие в страну  «Экология»»

Цели:

Коррекционно - образовательные: дать представление о науке «Экология»; воспитывать интерес к чтению; продолжать формирование и совершенствование навыков сознательного, плавного и выразительного чтения; развивать познавательный и эмоциональный интерес в работе на каждой из станций; учить различать объекты живой и неживой природы;  расширять кругозор и обогащать знания учащихся.

Коррекционно - развивающие: развивать устную связную речь учащихся, обогащать их словарный запас; развивать представления, воображение, внимание, правильное восприятие иллюстраций; формировать умения анализировать, обобщать; развивать мелкую моторику.

Коррекционно - воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающему миру, желание сохранить богатства природы; воспитывать целенаправленное внимание, интерес  к учению; любовь к родному краю; пробуждать эмоциональные чувства с помощью музыки, стихов, загадок, литературного текста.  

Тип урока: урок совершенствования знаний и формирования умений учащихся.                           

Форма урока: взаимопроникающая, познавательная, проблемно – дидактическая.

Виды деятельности учащихся:

- выразительное чтение;

- инсценировка;

- ответы на вопросы;

- отгадывание загадок;

- чтение по ролям;

- беседа;

- физкультминутка;

- пение знакомых песен;

- составление эмблемы урока.

Материалы и оборудование: выставка рисунков по экологии; информационно - техническое обеспечение (компьютер, диски, экран для проецирования, проектор); презентация учителя «Путешествие по стране «Экология»; аудиозапись песен; таблица с «остановками» по стране «Экология»; вагончики и тепловоз; индивидуальные карточки с рассказами для чтения;  кусочки льда; одноразовые стаканчики и родниковая вода; эмблемы – Солнце, Вода, Воздух; фонограмма журчания воды; шапочки для инсценировки – Солнце, Воздух, Вода, Ветер; эмблема урока; сюрпризы для каждого участника.

Предварительная работа: знакомство с произведениями на внеклассном чтении, знакомство с Красной книгой; на уроках музыки - заучивание песен; на уроках ИЗО - рисование на тему «Экология»; на уроках географии - прохождение темы по экологии; на уроках естествознания и биологии - обучение установлению взаимозависимости живых организмов между собой и с неживой природой, влияние на неё.

Дополнительная литература:

  1. Рассказы для чтения детьми - В.В. Бианки, М.М. Пришвин, К. Ушинский, В.П. Астафьев, К.Г. Паустовский.
  2. К. Чуковский «Краденое солнце».
  3. Рассказы про растения и кислород.

Время проведения: 45 минут.

Методы работы: инновационные – метод коллективного решения проблем, проблемно – игровой метод.

 Ход  урока:

  1. Вступление.

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок, он более объёмный и сложный, чем всегда. Мы проводим одновременно урок чтения, урок естествознания и географии как один большой урок, взаимосвязанный по одной теме. Такой урок называется интегрированным. Мы с вами отправимся в путешествие по стране «Экология». Давайте вспомним, что такое экология?

Ученик: Экология – наука о местообитании, проживании. Она изучает взаимоотношения растений, животных и человека. В последнее время экология занимается сохранением растений, животных, то есть сохранением жизни на Земле. Она учит нас бережно относиться к окружающему миру.

Учитель: Посмотрите на доску. В этих красивых вагончиках мы с вами будем путешествовать. Всё ли готово? Можем ли мы отправляться в путешествие? (Нет.)  Почему? (Вагоны есть, но нет тепловоза, который тянет вагоны.)

Учитель:

  1. Какие вы наблюдательные! К какой стороне мы должны прицепить тепловоз, если нумерация идет с первого вагона? (К левой.)
  2. Где поезд делает остановки?  (На станциях.)
  3. Прочитайте, по какому маршруту мы будем ехать, на каких станциях останавливаться и о чём говорят нам названия этих станций? (Природная – о природе, Солнечная – о солнце, Воздушная – о воздухе, Родниковая – о воде, Сказочная – о сказках, Бережливая – о бережливости.)
  4. Как поезд набирает скорость? (Чух-чух-чух.)
  5. А как он подаёт сигнал? (Ту-ту-ту.)
  6. Поехали! А чтоб было веселей, споём песню «Весёлые путешественники» (муз. М.Старокадомского, сл. С.Михалкова.)

  1. Станция «Природная».

Учитель:

  1. Мы прибыли на станцию «Природная». Что такое природа? (Природа – это всё то, что нас окружает, но не сделано руками человека.)
  2. Проведём игру «Природа – не природа». Я называю слова, а вы говорите, природа это или нет: ромашка, телевизор, трава, ветер, школа, стол, река, рыба, самолёт, ящерица, море, кирпич, книга, дерево, карандаш, лиса, синица, комар, гараж, крокодил, щенок. (Смотрим слайд – проверяем ответы.)
  3. Какая бывает природа? ( Живая и неживая.)
  4. Что такое живая природа? (Это то, что растёт, дышит и производит себе подобных.)
  5. Что такое неживая природа? (Неживая природа не растёт, не дышит, не производит себе подобных.)
  6. Посмотрите на экран «Живая и неживая природа». Назовите картинки неживой природы. (Солнце, небо, облака, вода, камень, ветер…)
  7. Назовите картинки живой природы. (Птица, сосна, бабочка, цветок, собака, голубь……)
  8. Сейчас мы послушаем отрывки из рассказов о природе, которые приготовили вы сами.

Дети читают отрывки из рассказов  В. Бианки:

  1. «Голубой зверёк»;
  2. «Кукушонок»;
  3. «Лис и мышонок»;
  4. «Муха и чудовище».

  1. Хорошо справились с заданием на этой остановке, едем дальше, напевая песню «Голубой вагон» (муз. В.Шаинского, сл. Э.Успенского.)

Станция «Солнечная».

Учитель:

  1. Поезд подходит к станции. Читаем её название. (Солнечная.)
  2. Ребята, а что такое солнце? (Солнце – это ближайшая к Земле звезда. Солнце обогревает  Землю и даёт нам тепло.)
  3. А как вы думаете, солнце больше или меньше Земли по размеру? (Солнце в 109 раз больше Земли.)
  4. Какую форму имеет солнце? (Форму шара.)
  5. Сможем ли мы жить без солнца? (Нет.)
  6. Послушайте отрывок из сказки К. Чуковского «Краденое солнце». (Дети читают по ролям.)
  7. Почему все звери заплакали, заревели? (Без солнца мы жить не сможем, потому что оно даёт нам свет, тепло, жизнь.)
  8. Деревья и все другие растения – это удивительные творения природы. Только они способ-ны сохранять солнечное тепло, а потом отдавать его. Каменный уголь – это не что иное, как стволы, корни, ветки вымерших и неразложившихся деревьев. Залежи каменного угля хранят тепло (энергию), которое древние растения получили от солнца много миллионов лет назад и отдают это тепло, когда люди используют уголь для отопления помещений, при выплавке чугуна и стали, для нагревания паровых котлов на теплоэлектростанциях и так далее.
  9. В России большие запасы торфа, который также  используют как топливо. Торф – это неразложившиеся стебли, ветки, листья торфяного мха – сфагнума и других болотных растений.
  10. Растения уникальны не только тем, что накапливают и хранят солнечное тепло. Они питаются совсем не так, как животные. Под тёплыми лучами солнца растения усваивают углекислый газ воздуха и преобразуют его в крахмал и сахар. При этом им нужна вода, которую они поглощают из почвы вместе с питательными веществами, чтобы расти и развиваться. Без воды, углекислого газа и солнечного света они не могут осуществлять процесс питания. Питаясь, растения насыщают воздух кислородом, что делает возможным жизнь всех живых организмов, прежде всего человека, животных, в том числе и самих растений, потому что и человек, и растения, и животные дышат кислородом, выдыхая углекислый газ. При питании растения выделяют кислорода гораздо больше, чем используют для дыхания. Это создаёт запас кислорода в воздухе.
  11. Превращая солнечное тепло в корни, ветки, стволы, листья, цветы, семена, растения служат кормом для самых разных животных. Так солнечное тепло (энергия) распределяется между всеми живыми организмами на Земле.  
  12. Но и этим не исчерпывается роль растений в природе. Растения защищают почвы, на которых растут, от разрушения ветрами и водами. Они сберегают полноводность рек и препятствуют наводнениям; влияют на климат, делая его более благоприятным; очищают воздух от пыли и вредных промышленных газов; создают красоту вокруг. Недаром в народе говорят: «Растение – Земли украшение».
  13. А если представить, что у солнышка есть лицо, то какое оно будет? Выберите из двух рисунков тот, которое подходит солнышку. (Выбирают и учитель прикрепляет на доску эмблему солнца.)
  14. Едем дальше. (Звучит песня «Пусть всегда будет солнце» муз. А.Островского, сл. Л.Ошанина.)

  1. Станция «Родниковая».

Учитель:

  1. Ребята, закройте глаза и сидите тихо. Слушайте внимательно и подумайте, на какую станцию мы приехали. (Родниковая.)

(Звучит фонограмма журчания воды.)

  1. Посмотрите на модель Земли – глобус. Какого цвета на нём больше? (Голубого.) Голубым цветом на глобусе изображена вода. Много у нас воды? (Много.) Раз воды много, то можно её не беречь? (Нет, воду надо беречь всегда.)
  2. Да, воды-то много. На нашей планете есть пресная и солёная вода. Но не всю воду могут употреблять человек, животные, растения для своей жизни. Для живых существ и растений пригодна только пресная вода. А остальная вода - в океанах, морях - солёная. Пресной же воды очень мало, всего 3% от общего водного пространства. Посмотрите на схему. Видите, какая это маленькая часть. Ею нужно дорожить, пресную воду необходимо экономно расходовать.
  3. Вода очень интересное вещество. Она одна–единственная бывает в трёх состояниях: твёрдом, жидком, газообразном. (Учитель раздаёт кусочки льда.)
  4. Какой лёд по структуре? (Твёрдый.)
  5. Что происходит со льдом в тепле? (Он тает и превращается в воду.)
  6. А вода – это какое состояние? (Жидкое.)
  7. Что обычно наливают в чайник? И что потом делают? (Наливают  воду и кипятят.)
  8. В этом чайнике вода, и она кипела. Я открываю крышку, что вы видите? (Мы видим пар.)
  9. Что это такое? (Капельки воды.)
  10. Пары воды – это газообразное её состояние. При какой температуре вода кипит и превращается в пар? (При ста градусах.)
  11. При какой температуре вода начинает замерзать? (При ноле градусов.)
  12. При какой температуре лёд начинает таять? (При плюс одном градусе.)
  13. Кто же губит воду? (Человек.)

Ученик читает: Необходимый источник жизни – воду – загрязняет и губит человек. Каж-дый день в реки, озёра и моря устремляются потоки сточных вод, мутных и ядовитых. То и дело мы узнаём о новых, губящую морскую живность  нефтяных катастрофах и не менее ужасных последствиях кислотных дождей. Промышленные предприятия буквально прячут «концы в воду», ежедневно сбрасывая туда тонны ядовитых веществ. Страшно, что один из самых драгоценных ресурсов планеты – вода – может быть отравлен окончательно. А ведь как приятно в жаркий день утолить жажду глотком холодной родниковой воды! (Детям в индивидуальные разовые стаканчики наливается магазинная вода «Родниковая».)

  1. Вкусная, ребята, вода? (Да!) 
  2. Помните: воду надо беречь! Понравилось вам на этой станции?
  3. Путешествие продолжается. Пока мы едем, я научу вас делать массаж спины со словами (физкультминутка).

  1. Станция «Воздушная».

Учитель: Оболочка вокруг Земли, состоящая из смеси газов, водяных паров и пыли, назы-вается атмосферой. По сравнению с величиной Земли она очень тонка. Представим себе, что наша планета – это глобус, и если на этот глобус натянуть воздушный шарик, то атмо-сфера – это тонкие стеночки резинового шарика. И если чуть ущипнуть шарик, то он порвёт-ся. Вот так же легко мы губим атмосферу. Вы, наверное, слышали про озоновые дыры?

Ученик читает: «Значение атмосферы, такой тонкой и хрупкой, очень велико. Оно состо-ит в следующем: атмосфера обеспечивает нас воздухом, необходимым для жизнедеятель-ности растений, животных и людей; защищает Землю и всё живое на ней от избытка солнечной радиации; регулирует температуру и распределяет влажность по поверхности Земли».

Учитель: Загрязняя атмосферу дымом, гарью и ядовитыми отходами  промышленных предприятий, мы рискуем погубить этот тончайший слой, защищающий и поддерживающий жизнь на Земле.

  1. Каким газом мы дышим? (Кислородом.)  
  2. Посмотрите на схему «Воздух». (Смотрят на слайд.) 
  3. Откуда мы получаем кислород? (Кислородом нас снабжают растения.)

Дети читают отрывки из  рассказов (про растения  и кислород.)

  1. Поехали дальше. А пока едем, отгадайте загадки:

Золотое яблочко по небу катается,

С утра улыбается, а улыбки – лучи

Очень горячи. (Солнце.)

Кто всю ночь по крыше бьёт

Да постукивает,

И бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь.)

Без рук, без ног, по полю рыщет,

Поёт да свищет, деревья ломает,  

К земле приклоняет. (Ветер.)        


  1. Станция «Сказочная».

Учитель: Послушайте сказку «Кто важнее и нужнее?».

(Ученики показывают инсценировку.)

   Встретились как-то в чистом поле три товарища: Солнце, Воздух и Вода. Заспорили, кто из них важнее и нужнее.

    Ясно солнышко сказало:

  1. Я самое главное и нужное людям. Я им свет даю и теплом согреваю.

    Свежий Воздух возразил:      

  1. Нет, я самый главный. Если меня не будет, то люди и животные задохнутся.

    Холодная Вода заклокотала:

  1. Позвольте не согласиться, я самая главная, потому что без меня человек и животные погибнут от жажды, а растения засохнут от жары.

    Долго они спорили, чуть не подрались. Но тут прилетел Быстрый Ветер и помирил их:

  1. Зря вы спор завели. Жить вам придётся всем вместе и дружно, потому  что всем людям, животным и растениям одинаково нужны и свет, и тепло, и воздух, и вода, так как всё взаимосвязано.
  2. С тех пор так и живут в мире и дружбе Солнце, Воздух и Вода.              

Учитель:

  1. Кто главные герои сказки? (Солнце, Воздух, Вода и Ветер.)
  2. Кто завёл спор? (Солнце, Воздух и Вода.)
  3. О чём они заспорили? (Кто из них важнее и нужнее.)
  4. Кто разрешил их спор? (Ветер.)
  5. Что он им сказал? (Ветер сказал, что все они главные.)
  6. Почему же они все главные? (Потому что они все необходимы живым существам.)
  7. Три клада у природы есть:

   вода, земля и воздух – три её основы.

   Какая бы ни грянула беда – целы они – всё возродится снова.

Учитель:

  1. Действительно, без воды, почвы и воздуха жизнь на Земле не была бы возможна. Трудно представить, чтобы всё это вдруг совершенно исчезло. Однако каждый должен помнить, что и вода, и почва, и воздух могут менять своё качество. Люди в результате своей производст-венной деятельности способны сильно ухудшить состояние всех этих важнейших составных природы.
  2. Следуем дальше с песней «Весёлый ветер» (муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева – Кумача).

               

  1. Станция «Бережливая».

Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Посмотрите из окон вагонов. Что вы видите? (Дети, глядя на сменяющиеся слайды, отвечают.)

  1. В лесах незаконно спиливаются деревья.
  2. Мусор лежит вдоль дорог.
  3. Над городом «висит» смок от заводов, фабрик, электростанций. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязняет дым, который выходит из труб в небо, газы от машин.
  4. В городах ухудшилось качество воздуха и воды.
  5. Вокруг заводов засыхает лес, поэтому вымирают птицы и животные.
  6. На поверхности воды можно увидеть разливы нефти из танкеров, которая во время аварий проливается в воду морей и океанов.
  7. В реке плавает мёртвая рыба.
  8. Под новый год спиливают ёлки, весной рвут и продают первоцветы.
  9. Невоспитанные дети разрушают гнёзда птиц, ловят диких животных и их детёнышей уносят домой.
  10. Всё меньше и меньше в природе остаётся красивых бабочек. Ловить их – значит уничтожать.
  11. Почва на полях отравляется ядохимикатами от вредителей и сорняков и химическими удобрениями для большей урожайности.

Учитель: Так загрязняется наша Земля. От этого загрязнения гибнут животные, растения, болеют люди. Гибнет природа. Наша планета в опасности! Она требует помощи.

  1. Последняя станция «Бережливая». О чём она нам напоминает? (Мы должны беречь и охранять природу.) Всё ли в порядке на нашей Земле? Кто виноват в этих нарушениях? (Человек.) Правильно. Сами люди. Не все и не всегда берегут Землю. И разных нарушений очень много. Вы их сейчас перечислили.

  1. Заключительная часть. Рефлексия деятельности.

Учитель:

Если деньги накопить,

Можно многое купить –

Дом, одежду и завод,

Самолёт и пароход.

              Но нельзя купить росу,

              Птичье пение в лесу,

              И не спрятать  в кошелёк

              Родничок и тополёк.

Дерево, трава и птица

Не всегда сумеют сами защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Учитель:

-  Дети, что вы усвоили из прошедшего урока? ( Нужно не только самому бережно относиться к природе и её богатствам, но и останавливать других, тех, кто не бережёт её.)

  1. Предлагаю изготовить эмблему нашего путешествия – это будет итогом нашей работы сегодня. Получите шаблоны предметов: Земли, человека, кроны дуба, бабочки, цветка, Солнца. Давайте составим эмблему «Берегите природу».
  2. Что у нас главное? (Земля.) 
  3. Кто является хозяином Земли? (Человек.)
  4. Что должен охранять человек? (Природу.)
  5. Вот такая эмблема у нас получилась.

  1. Подведение итогов урока.

Учитель:

  1. Сегодня на нашем необычном уроке все дети поработали хорошо. Поэтому все получаете «отлично» за урок. А чтоб вы не забыли, чему мы посвятили сегодняшний урок, получите в подарок маленькие сюрпризы. (Раздаются всем присутствующим маленькие глобусы. Звучит фонограмма песни « 21 век».)
  2. Спасибо за сотрудничество. Урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по географии и математике в 6 классе по теме «Путешествие по маршруту «город Чита»

Место урока в теме: Тема является 1 уроком в разделе «Математика вокруг нас», обучающиеся уже знакомы с темой отношение двух чисел и темой масштаб по географии.Характеристика класса: Урок рассчитан дл...

Интегрированный урок математика - география в 6 классе

Урок математики  по теме" Действия с положительными и отрицательными числами" и тема по географии:"Суточный и годовой ход температур". В начале урока повторяем все правила действий с положительны...

Конспект интегрированного урока математика-география для 6 класса. Тема "Путешествие по скандинавским странам"

На уроке учащиеся на практике применяют темы математики "Координатная плоскость", "Сравнеие величин","Пропорции" и другие в ходе нахождения географических координат,решения задач на нахождение расстоя...

Разработка интегрированного урока биологии + географии в 11 классе для одаренных детей на тему : "Экологические проблемы Дагестана"

Разработка интегрированного урока биологии + географии в 11 классе для одаренных детейна тему :...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ КЛАСС-8

Тема урока географии: влияние неустойчивых участков земной коры на безопасность и жизнедеятельность людей, стихийные бедствия. Тема урока биологии: оказание помощи при ожогах, первая помощь при т...

Конспект открытого интегрированного урока по географии в 6 классе на тему "Горы"

Конспект открытого интегрированного урока по географии в 6 классе на тему "Горы"...