Интегрированное факультативное занятие курса
методическая разработка по экологии (11 класс) по теме

Чумакова Елена Анатольевна

Основная угроза окружающей среде Кубани – интенсивно развивающееся  производство. Сегодня экологическое состояние экосистемы в пределах Краснодарского края вызывает серьезную тревогу, порожденную и не только социально – нравственными и экологическими причинами, но и крайне неэффективным размещением и использованием в них производительных сил.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_fakultativnoe_zanyatie_kursa.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное факультативное занятие  курса «Химия и охрана окружающей среды Кубани»

Тема: Антропогенное влияние в Краснодарском крае»

Форма занятия:  интегрированная деловая игра, выставка – продажа экологически                  

                                     чистой продукции.

Цель:  1) в нетрадиционной форме, реализуя межпредметные связи, обсудить проблемы

                  антропогенного влияния в Краснодарском крае  и его возможные  последствия    

                  для  природы и общества;

               2) развить способности учащихся анализировать ситуации, оценивать степень                  

                  ответственности, которую они могут взять на себя;

               3) приобщить учащихся к чтению дополнительной литературы;

4) развивать их творческие способности.

                                                                                «Проблемы химической экологии созданы

                                                                                   самим человеком и возникли как  

                                                                                   результат длительной, а в последнее

                                                                                   столетие и чрезвычайно бурной

                                                                                   производительной деятельностью

                                                                                   человечества.

                                                                                                                   О.А. Алегасов.

Оборудование:  экологические плакаты, продукции заводов, фирм – производителей.

До начала занятия учеников и гостей знакомят с выставкой экологически чистой продукции, докладами и публикациями по теме «Экология Кубани», «Охрана атмосферы», «Экология жилища».

Ход занятия.

Ученики занимают места согласно выбранным ролям.

              1 ряд                                2 ряд                           3ряд

     Менеджеры                       Экологи                Химики – эксперты

Покупатели и гости размещаются отдельно.

    Все участники  игры заранее прикрепляют визитки с указанием выбранной роли, имени и отчества и только так обращаются друг к другу.

    /Звучит музыка, создающая ощущение близости к природе, имитирующая шум леса, плеск воды, пение птиц./

Учитель. Основная угроза окружающей среде Кубани – интенсивно развивающееся  производство. Сегодня экологическое состояние экосистемы в пределах Краснодарского края вызывает серьезную тревогу, порожденную и не только социально – нравственными и экологическими причинами, но и крайне неэффективным размещением и использованием в них производительных сил.

Распорядитель. Уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на выставке- продаже экологически чистой продукции. В ней участвуют представители  фирм –производителей, покупатели, члены организации «зеленых», экологи, независимые российские химики –эксперты.

Каждому из вас будет представлена  возможность высказывать свое мнение.

1-й менеджер. / На визитке Армавирский  завод ДСП/. Уважаемые покупатели! Рекомендую вам произведенную на нашем заводе ДСП по новой технологии экологически чистую древесно – стружечную плиту/ДСП/. Как известно, мебельная ДСП с заводской полировкой весьма дорогостоящий материал. Мы предлагаем вам для  домашних поделок недорогую превосходную ДСП. Она уже покрыта тонким слоем масляной краски Армавирского химического завода. Разнообразна палитра окрашенных образцов, каждый выберет цвет по- своему вкусу. Покупайте экологически чистый материал! /Демонстрирует образец/.

Покупатель. Это хорошо, что образцы окрашены. Мне потребуется меньше времени, чтобы обустроить прихожую. Но так ли уж этот материал безопасен? Я в этом сомневаюсь.

Химик – эксперт. /обращается к распорядителю/ Разрешите мне ответить покупателю. Я напомню вам, как  производится древесно – стружечная плита. Известно, что фенол при нагревании вступает в реакцию поликонденсации с формальдегидом и в конечном результате образует смолу:

      /записывает уравнение на доске/.

Этой смолой пропитывают опилки, добавляя избыток  формальдегида, и при высокой температуре формируют плиты.

Избыток формальдегида необходим для затвердения смолы при горячем прессовании, так как при этом образуется полимер пространственного строения. Но избыточный формальдегид, оставаясь в плите, постепенно улетучивается в атмосферу. Такое покрытие масляной краской не препятствует его выделению. Газообразный формальдегид  вызывает раздражение дыхательных путей, слизистых оболочек глаз и носа уже при концентрации 0,025мг/м. Я обращаю ваше внимание, что предельно допустимая концентрация формальдегида в рабочей зоне – 0,5мг/м. Это вещество, обладающее также канцерогенными свойствами, несомненно нужно занести в «Черную экологическую книгу»/делает записи на  доске/. Поэтому я советую вам, дорогие покупатели, приобретать для поделок либо дорогостоящие плиты с плотным лакокрасочным покрытием, либо древесину.

Эколог. Позвольте реплику? В Германии, например, уже перешли на производство плит для пола из  фанеры, между листами которой находится прессованная солома, пропитанная желатином. Новое – это хорошо забытое старое!

Менеджер. Россия – не Германия,  на всех фанеры не хватит, так что покупайте      продукцию Армавирского  завода – ДСП.

                   

Учитель. В самом деле, наиболее безопасны для природы вещества, созданные самой природой. Они не нарушают круговорот в биосфере, а участвуют в них. Но природа не успевает удовлетворять растущие потребности человека в древесных стройматериалах, поэтому в России ,в краснодарском крае, в ближайшее время вряд ли удастся  сократить потребление ДСП. Где же выход? Решайте сами. Даю вам три минуты для работы с анкетой, в которой необходимо высказать свое мнение по рассматриваемому вопросу.

АНКЕТА № 1.

Покупая ДСП  или мебель из ДСП, я знаю, что: этот материал не подвергается биодеградации, то есть: - _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Среднесуточная ПДК формальдегида в  атмосфере – 0,012мг/м, это означает, что___________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для безопасного использования и утилизации ДСП рекомендуют:

  1. закапывать отходы;
  2. сжигать на общей свалке
  3. сжигать в отсутствии пищевых отходов  и        хлорсодержащих пластмасс, т. к. из фенола  и хлора могут образоваться диоксиды.

(Нужное подчеркнуть!!!).  


Распорядитель. Работа нашей выставки – продажи продолжается. Рассматривайте новые товары.

Менеджер./ На визитке АО Белореченский химзавод/. Предлагаю вашему вниманию минеральные удобрения, выпускаемые на нашем Белореченском химзаводе.

Получение высоких урожаев – это цель, к которой стремился человек Кубани всегда. Урожай сельскохозяйственных культур зависит от содержания питательных веществ, определяющих плодородие почвы. Уровень плодородия почвы не является постоянным. Он снижается в связи с потреблением питательных веществ растениями. Продукция нашего Белореченского завода – минеральные удобрения, компенсирующие вынос питательных элементов и обеспечивающие основу высокого и устойчивого  плодородия почвы.

Сегодня мы предлагаем вам комплексные удобрения. Это удобрения, содержащие два или три основных питательных для растения элемента.

Покупатель. Можно поподробнее узнать инструкцию по применению ваших удобрений?

Химик – эксперт. Можно, я дополню информацию. Зная свойства удобрения и почв, можно правильно применять удобрения на полях сельхозпредприятий Кубани.

Нитроаммофоска – сложное азотно- фосфорно –калийное  удобрение, получаемое нейтрализацией фосфорной и азотной кислот аммиаком с последующим добавлением хлорида калия. Высокая концентрация питательных веществ позволяет значительно сократить расходы на перевозку, хранение и внесение в почву. Многолетний опыт земледельцев Кубани показывает высокую эффективность  этого удобрения, на почвах края.  

Эколог. Позвольте добавить, что  удобрения – отнюдь не магическое средство для увеличения урожая. Механизм их  действия на почву очень сложен. Неправильное использование  может привести к  необратимым ухудшениям почвы, загрязнению окружающей среды. Так, доказано¸ что  при внесении высоких доз минеральных азотных удобрений возрастает концентрация нитратов в растениях, в частности  кормовых и пищевых  культурах.

Значительная часть нитратов, попадающих с удобрением в почву,  переходит в грунтовые воды и водоемы. Они трансформируются  в нитриты, обладающие токсическими свойствами, и  оказывают канцерогенное, мутагенное действие.     

Химик – эксперт. Я хочу добавить, что применение минеральных  удобрений  возможно только в определенные сроки и в том количестве, которое требуется, а определить дозу можно лишь после изучения местных условий, состава почв и биологических  потребностей  возделываемых   культур. Минеральные удобрения  следует  использовать как дополнение к  органическим. Забота о  сохранении почвенного плодородия   требует постоянного контроля  за состоянием почвы.

Менеджер. /обращается к покупателю/. Покупая удобрение, примите к сведению, что важно не только создать условия для роста растений, но и защитить урожай. А для этого мы предлагаем альтернативный способ решения проблем химических средств защиты растений. В Краснодаре существует биологическая станция защиты растений, которая предлагает 20 разновидностей биологических препаратов, которые позволяют получить экологически чистый продукт. Эти препараты дороже химических, но человечество выиграет в здоровье.

Покупатель.  Я надеюсь,  что Американская фирма «Monsanto» вышлет сорт картофеля, который не повреждается  колорадским жуком вообще. И  мне  не нужны ваши препараты.

Эколог. В таком случае вам понадобится  специалист по злокачественным опухолям.

Покупатель. О чем вы говорите?

Эколог.  Все новые сорта  фирмы «Monsanto», которые не болеют и не повреждаются вредителями являются плодами  трансмутагенной  технологии, а это значит, что мы имеем дело с ранее неизвестными природе организмами. Европа ввела мораторий на  выращивание  такой продукции, так как она вызывает патологии в человеческом организме.

Покупатель. В таком случае я воспользуюсь  услугами Краснодарской биологической станции защиты растений.  

Распорядитель.  Работа нашей выставки- продажи продолжается. Рассматривайте новые товары!

3-й Менеджер.  / На визитке АО «Арнести» г. Невинномыск, завод  бытовой химии/.  Прежде, чем  я представлю вам мою продукцию, мне хотелось бы  процитировать классика: « Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль,  да  комары, да мухи…»

Александру Сергеевичу можно только посочувствовать, а вам, дорогие покупатели, просто обязана помочь. Смотрите, радуйтесь и спешите купить! Легкое нажатие кнопки – и вокруг вас ни одной мошки.

/ Демонстрирует инсектицидные аэрозоли « Дихлофос», «Карбозоль» и др. /  После такого достаточно хорошенько проветрить  помещение – и никакой для вас опасности!

Покупатель. Но ведь у этих препаратов такой ужасный запах!

Менеджер. Мы можем предложить «Дифталар» с приятным запахом лимона. Наши препараты используют не один десяток лет, даже сами экологи  наверняка их применяют.

Химик – эксперт. Действительно препарат в  аэрозольной упаковке очень распространен. Многие из них изготовлены на основе фреонов или ксилолов.  Напоминаю, что френонами называют фторированные производные углеводородов, например, дихлордифторментан.

Ксилолы являются гомологами бензола. Эти вещества  летучие и легко конденсируются, поэтому их используют  не только в аэрозолях, но  и в холодильных установках. Для человеческого организма эти растворители, как и сами инсектициды, умеренно токсичны, однако требуют соблюдения  указанных на изделии мер предосторожности.

Менеджер. Вот видите, я права.

Эколог. Вы правы с точки зрения обывателя, жаждущего комфорта. Обыватель не задумывается, что из миллионов маленьких облачков аэрозольного  тумана  складывается над большими городами громадное облако смога, а  из выбрасываемых  баллонов – гора мусора, не поддающегося  утилизации. К тому же существует спорная точка зрения, что фреоны разрушают озоновый слой. А в качестве инсектицидов и репеллентов с  успехом можно использовать  природные препараты: от муравьев- листья мяты, от моли – лаванду, от тараканов – кавказскую ромашку  и  пр. Я считаю¸ что содержащие фреоны аэрозоли и синтетические инсектициды следует внести в «Черную экологическую книгу».

Учитель. Итак, дорогие друзья, второй раз сегодня вам предстоит решить для себя: стоит ли быть жертвой  рекламы и комфорта или задуматься о необратимых экологических последствиях. Прошу вас высказать свою точку зрения на второй вопрос анкеты.


АНКЕТА № 2.

Пестициды – это____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Инсектициды – это__________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я считаю нецелесообразным широкое применение инсектицидов по

 следующим причинам:

  1. у насекомых быстро возникает привыкание к яду;
  2. указанные вещества и продукты их разложения способны к биоаккомуляции, то есть -_______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. погибают птицы – естественные враги насекомых;
  2. аэрозоли способны к образованию смога и мусора.

(Нужное подчеркнуть!). 

Я могу предложить другие способы борьбы с вредными насекомыми:

а)________________________________________________________

б)________________________________________________________

в)________________________________________________________

Распорядитель.  Пора подвести итог нашей выставки-продажи. На примере трех ходовых товаров  мы  убедились, как в любом изделии сталкиваются  материальные интересы  производства, потребителей и жизненные интересы  общества. Каким покупателем будет каждый из нас?

Учитель. Я думаю, во-первых, мы должны быть образованными покупателями, чтобы осмыслить предлагаемый нам сертификат качества продукции. Во-первых, мы обязаны быть сознательными потребителями и, думая о сиюминутной выгоде,  не забывать об экологических последствиях. Всякий раз, покупая вещь, каждый из нас будет делать выбор между личным и общественным. Каким он будет, этот выбор? Кто спасет нас от полной экологической катастрофы? К кому обращаться за помощью? Может, в первую очередь, к самому себе? Есть над чем подумать!  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное факультативное занятие физика и английский язык по теме: « Исаак Ньютон – украшение рода человеческого»

Цель занятия:Повторение и закрепление материала по теме «Три закона динамики»;Формирование навыков общения по специальной теме;Знакомство с биографией великого учёного;Развитие познавательных интересо...

Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе

Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...

Программа интегрированного факультативного курса "Русский символизм" по предметам МХК и литература

Программа интегрированного факультативного курса «Русский символизм» (на примере творчества М.Врубеля и А.Блока) по учебным предметам мировая художественная культура и литература. Изучение данного кур...

Программа факультативного курса для обучающихся 6-8 классов «Мир звука и цвета» (интегрированный курс изобразительного искусства и музыки)

Программа факультативного курса для обучающихся 6-8 классов «Мир звука и цвета» (интегрированный курс изобразительного искусства и музыки)...