Главные вкладки

    Программа факультативного курса для обучающихся 6-8 классов «Мир звука и цвета» (интегрированный курс изобразительного искусства и музыки)
    методическая разработка

    Программа факультативного курса для обучающихся 6-8 классов «Мир звука и цвета» (интегрированный курс изобразительного искусства и музыки)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ГИМНАЗИЯ №1 ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТРЕЖЕВОЙ»

    Программа факультативного курса

    для обучающихся 6-8 классов

    «Мир звука и цвета»

    (интегрированный курс изобразительного искусства и музыки)

    Автор:

    Полчанова Екатерина

    Владимировна,

    учитель русского языка

     и литературы

    I кв. категории

    СТРЕЖЕВОЙ – 2016

    Программа факультативного курса для обучающихся 6-8 классов

    «Мир звука и цвета»

    (интегрированный курс изобразительного искусства и музыки)

    Пояснительная записка

            Все чаще мы сталкиваемся с тем, что обучающиеся средней школы слабо ориентируются в мире художественной культуры. Мы видим, что их эстетический вкус зачастую формируется бездуховной безвкусицей, предлагаемой современными средствами массовой информации.

            Именно в искусстве заключен богатейший потенциал духовно-нравственного воспитания, именно оно способно благотворно воздействовать на духовный мир детей. И это не случайно. Любое произведение искусства несет в себе не только эстетическое, но и нравственное начало.

            Приобщение ребенка к искусству можно достичь за счет интеграции различных видов искусства. Интегрированные уроки – уроки искусства – приобщают каждого ребенка к общечеловеческим духовным ценностям через личные эмоциональные переживания, способствуют эстетическому и нравственному воспитанию, помогают раскрыть духовную красоту музыки и живописи, именно на этих уроках дети понимают, что настоящее искусство – это неотъемлемая часть самой жизни.

            Учитывая все вышесказанное, мною разработана система интегрированных уроков искусства «музыка – живопись», на которых дети знакомятся с лучшими классическими произведениями музыки и живописи.

            Основная цель уроков искусства – становление человека, умеющего мыслить, сопоставлять, анализировать, а главное – любящего, умеющего сопереживать, понимающего и эмоционально воспринимающего музыку и живопись.

            Школьная практика показывает, что интегрированные уроки – уроки искусства – благотворно воздействуют на духовный мир детей, на их нравственное развитие, на формирование их высокого эстетического вкуса. Это происходит потому, что ориентированы они, прежде всего на эмоциональное восприятие музыки и живописи, а это восприятие всегда активно. Источником активности детей становится их художественно-эстетическая деятельность на уроке искусства, которая включает в себя прочувствованное и продуманное восприятие музыки и живописи, понимание смысла художественного произведения, анализ средств эстетического выражения, художественное исполнение произведения, воплощение увиденного и услышанного в собственном художественном творчестве, собственных открытиях. Эмоциональное восприятие произведения искусства способствует тому, что активизируется духовный мир детей, они учатся по-настоящему слушать музыку, видеть живопись, слушать и понимать друг друга, учатся уважительному отношению к искусству, к своей национальной культуре и терпимому отношению к иной культуре.

            Достоинствами интегрированного урока является большой содержательный объем учебного материала, который требует тщательного отбора произведений, звучащих на уроке; огромная информативность и взаимопроникновение живописи и музыки на всех этапах урока. Уроки искусства создают особую духовно-нравственную атмосферу, атмосферу творчества, творческой заинтересованности. Интегрированный урок, построенный на принципах диалогового общения, способствует личностному развитию обучающихся, вырабатывает в них стремление к самостоятельному мышлению. Общение на уроках живописи с музыкой, участие в разнообразных видах творческой деятельности дает возможность каждому обучающемуся осознать себя интересной, своеобразной и многогранной личностью.

            В соответствии с вышесказанным можно выделить основные цели и задачи учителя, планирующего интегрированный урок:

    1. Создание психологически комфортных условий для продуктивной учебно-коммуникативной деятельности обучающихся;
    2. Активизация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся на всех этапах обучения;
    3. Приобщение учеников к поисковой и исследовательской деятельности;
    4. Организация анализа различных высказываний с целью выявления в них наиболее значимого с эстетической точки зрения.

    Предложенная система работы по интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла (музыки и живописи) разработана в целях решения актуальных задач работы школы по гуманизации образовательного процесса, чтобы ликвидировать пробел в духовном воспитании школьников, развить эстетический вкус и способности к художественному творчеству.

            Ведущее базовое понятие, которое определяет эстетическую проблему и структуру построения данного курса, - живопись и музыка в их взаимосвязи.

            В программе реализован принцип интегрированного изучения гуманитарных дисциплин, построенный на диалоговом общении, которое способствует личностному развитию школьников и пробуждению у них интереса к духовным ценностям.

            Предполагаемые результаты:

    у обучающихся будут развиваться интерес к музыке и живописи, знания как музыкальных, так и художественных произведений; умение детей вести диалог, высказывать свою мысль, при этом интегрировать культурные блоки музыки и живописи.

            Программа рассчитана на 17 учебных часа для обучающихся 6 – 8 классов (0,5 часа в год).

            Занятия проводятся в урочной форме. В обучении используются фронтальная и групповая формы работы с обучающимися.

            Предложенные в рамках факультативного курса занятия содержат разнообразные практические задания, тесты, темы для исследовательских работ, инсценировки, выполнение и защита проекта, презентации.

    Содержание курса

    № п/п

    Тема

    Искусство живописи

    Искусство музыки

    1.

    Введение. Живопись, скульптура, графика – древнейшие виды ИЗО.

    Введение. Музыка как вид искусства.

    2.

    Музыка и живопись.

    Музыка, звучащая с полотен художников.

    Джорджоне «Сельский концерт».

    И.Левитан «Вечерний звон».

    А.Иванов «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением».

    3.

    «Музыкальность» живописи.

    Д.Уистлер «Ноктюрн в голубом и серебряном».

    М.Чюрленис «Соната моря». 

    4-5

    Изобразительное искусство и музыка Древней Руси.

    Творчество Феофана Грека и Андрея Рублева.

    Искусство колокольных звонов.

    Скоморохи – странствующие актеры и музыканты.

    6.

    Особенности русской культуры XVII века.

    Многообразные школы иконописи.

    Музыкальное творчество Н.Дилецкого и В.Титова.

    7-8

    Просвещение и русское искусство.

    Классицизм в живописи (Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Боровиковский).

    Вершины храмовой хоровой музыки (М.Березовский, Д.Бортнянский).

    9-10

    Русская культура XIX века.

    М.Глинка – родоначальник классической национальной оперы.

    Творчество О.Кипренского, К.Брюллова.

    «Могучая кучка» (М.Мусоргский, А.Бородин, Н.Римский-Корсаков).

    11.

    Культура на рубеже веков.

    Творчество А.Бенуа.

    Символизм А.Скрябина.

    Поздний романтизм в музыке С.Рахманинова.

    12.

    Свадебный обряд в искусстве.

    П.Федотов «Разборчивая невеста», «Сватовство майора».

    Ф.Мендельсон «Свадебный марш».

    Ф.Журавлев «Перед венцом».

    Е.Честняков «Свадьба».

    13.

    Образ метели в музыке и живописи.

    Г.Свиридов «Тройка».

    В.Серов «Зимой».

    С.Жуковский «Зимний вечер».

    14.

    Человек и народ в искусстве.

    В.Суриков «Боярыня Морозова».

    Опера М.Мусоргского «Борис Годунов».

    15.

    Тема материнства в мировом искусстве.

    Рафаэль «Сикстинская мадонна».

    Пикассо «Мать и дитя».

    С.Герасимов «Мать партизана».

    П.Чайковский «Мама» из цикла «Детский альбом».

    Русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно..?».

    А.Пурилев романс «Матушка-голубушка».

    16.

    Родная природа в произведениях композиторов и художников.

    Творчество И.Левитана, И.Шишкина, В.Поленова.

    П.И.Чайковский «Времена года».

    Вивальди «Времена года».

    17.

    Тема войны в искусстве.

    В.Верещагин «Апофеоз войны».

    К.Васильев «Нашествие» и др.

    Д.В.Тухманов «День Победы».

    «На безымянной высоте» (В.Баснер-М.Матусовский), «Мы за ценой не постоим» (Б.Окуджава), «Священная война» (А.Александров-В.Лебедев-Кумач).

    Список рекомендуемой литературы для учителя и обучающихся:

    1. Абдуллин Э. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. – М., 1983.
    2. Алеев В. Сказка в музыке. Времена года (природа) в музыке: Пособие для учителя. – М., 1991.
    3. Апраксина О. Методика музыкального воспитания в школе. – М., 1983.
    4. Васнецов В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. – М., 1966.
    5. Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.
    6. Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство. – М., 1980.
    7. Дмитриева Л. Творческое развитие школьников на уроке музыки. – М., 1981.
    8. Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир!: Книга для учителя. – М., 1993.
    9. Жегалова С.К. Русская народная живопись. – М., 1984.
    10. История русского искусства/Под ред. И.А. Бартенева. – М., 1987.
    11. История и религия. Универсальная энциклопедия школьника. – Минск, 1995.
    12. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. – М., 1982.
    13. Полунина В.Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя. – М., 1982.
    14. Шпикалова Т.А. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителя. – М., 1979.
    15. Унковский А.А. Цвет в живописи: МГЗПИ, 1983.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья. "Интегрированный курс изобразительного искусства и истории Санкт - Петербурга с элементами музейной педагогики в начальной школе"

    Данный интегрированный курс, дающий начальное образование по изобразительному искусству с учетом возрастных особенностей учащихся младших классов, имеет ясную структурную цельность и обес...

    Интегрированный урок (изобразительное искусство и музыка)

    Интегрированный урок музыки и ИЗО на тему "Полевые цветы"....

    Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки в 5 классе по теме: «Декоративное рисование открытки «8 марта». Музыкальный подарок маме».

    Урок изобразительного искусства и музыки в 5 классе специальной (коррекционной школы) VIII вида. Использована скоростная методика правополушарного рисования  бетти Эдвардс. Методика правополушарн...

    Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки в 3-м классе.

    На уроке учащиеся знакомятся с историей возникновения сарафана, особенностями его покроя, основными элементами орнаментов; обсуждается, какой след оставил сарафан в русской душе (на примере анализа ху...