Главные вкладки

    Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки в 5 классе. Тема: «Мы победили!» Произведения искусства о Великой Отечественной войне. Рисование поздравительной открытки.
    план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

    Сажина Татьяна Васильевна

    Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки "Мы победили!"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_po_muzyke_i_izo.doc500 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интегрированный урок по музыке и ИЗО

    в 5 классе специальной (коррекционной)

    общеобразовательной школы VIII вида

    В.И.Курбатова   учитель музыки

    Т.В.Сажина        учитель изобразительного искусства

            

    Тема урока: «Мы победили!»

    Произведения искусства о Великой Отечественной войне.

    Рисование поздравительной открытки.

    Цели урока:

    - познакомить учащихся с произведениями искусства, созданными в годы Великой Отечественной войны (картина А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя», песня «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова);

    - изготовить поздравительную открытку.

    Задачи урока:

    Дидактические:

    - обучать детей высказываться о содержании прослушиваемых и рассматриваемых произведений искусства;

    - закреплять умения и навыки, полученные ранее на уроках декоративного рисования.

    Коррекционно-развивающие:

    - коррекция и развитие у учащихся эмоционального и целенаправленного восприятия музыки  и произведений изобразительного искусства и адекватной реакции на события, воплощённые в них.

    Воспитательные:

    - воспитывать умение выслушивать другого ученика и отвечать на поставленный вопрос;

    - воспитывать чувство гордости за людей, отстоявших Родину в годы Великой Отечественной войны.

    Оборудование: магнитофон; аудиозаписи песен о Великой Отечественной войне; баян; портрет художника  А.А.Дейнеки; репродукция картины А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя»; вспомогательный материал с опорными словами и названиями произведений искусства; образец

    поздравительной открытки; у учащихся: заготовки поздравительной открытки (чистый альбомный лист, сложенный пополам), простой карандаш, ластик, акварельные краски, кисточки, баночки с водой.

    Часть классной доски оформлена иллюстрациями о Великой Отечественной войне.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    - Все готовы? Молодцы! Улыбнулись друг другу. Садитесь.

    Дети садятся полукругом около классной доски.

    II. Мотивация. Постановка учебной задачи.        

    - Сегодня у нас необычный урок: музыка и рисование вместе. И посвящён он большому, радостному празднику, который будет отмечать вся страна в начале мая. Какой это праздник? (День Победы, 9 мая)

    - 22 июня 1945 года началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков. Сегодня на уроке об этих страницах в истории нашей страны расскажут произведения искусства, созданные в годы войны. Вам надо запомнить эти произведения и постараться понять их содержание.

    III. Слушание песни "Священная война" Сл. В.Лебедева-Кумача, муз. Александрова.

    - 27 июня 1941 года, шёл шестой день войны. Белорусский вокзал Москвы. Отсюда бойцы отправлялись на фронт. Неожиданно в зале ожидания раздались звуки песни. Наступила тишина. Все встали со своих мест, как при исполнении гимна.

     аудиозапись "Священная война" (сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А.Александрова).

    (Дети слушают первый куплет песни, затем учитель убавляет звук и на фоне музыки продолжает беседу).

    - Строга, исполнена благородной ярости мелодия песни, упруг и энергичен маршевый ритм. Хор поёт песню сурово, мужественно, произносит слова твёрдо и решительно. Песня звучит, как клятва. Песню "Священная война" написал композитор А. Александров и поэт В. Лебедев-Кумач.

     На доску прикреплены таблички с фамилиями композитора и поэта, а также название песни.

    - Внезапное нападение врага на нашу Родину вызвало у композитора, как и у всех людей, чувство возмущения, гнева, мести. Александров не был военным специалистом, но у него всё же оказалось могучее оружие в руках, это песня. Песня, которая так же может разбить врага.

          И трубы медью пламенеют,

    Над миром рассыпая гром,

    Мы с грозной музыкой,

    Мы с нею, непобедимые идём…(читает ученик)

    Учитель вывешивает на доске опорные слова:

    Грозная

    Справедливая

    Мужественная

    Суровая

    Призывная

    - Выберите слова, наиболее ярко характеризующие эту песню.

    - Какие чувства людей выражает эта песня? ( Возмущение, гнев, месть, ненависть к врагу).- Какие чувства песня пробуждает в людях? ( Гордость за свою Родину, придаёт уверенность в Победе).

     - Песня "Священная война" стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Люди, взволнованные и потрясённые, уносили в своих сердцах эту мужественную, суровую, справедливую музыку. Песня звучала много раз, пока не раздалась команда: "По вагонам!"

    IV. Беседа по картине А. Дейнека "Оборона Севастополя"

    - В годы войны не только композиторы и поэты сочиняли музыку, но и создавали свои произведения художники. Своими произведениями они призывали людей мужественно защищать Родину, вселяли в них веру в Победу. О творчестве одного из них мы узнаем сегодня на уроке.

     Доклад о художнике. (На доске портрет художника А. Дейнека)

    Александр Александрович Дейнека родился в 1899 году в городе Курске, в семье железнодорожника. Вначале он думал выбрать для себя профессию отца, но любовь к рисованию привела его в художественное училище. После окончания училища Дейнека много ездил по стране. Любимым городом художника был Севастополь. Он любил этот город за его весёлых людей, за красивое Чёрное море. В 1942 году, после ранения художник вернулся с фронта. В немецкой газете он увидел снимок Севастополя, снятый немцами с самолёта. Страшный снимок, весь город был разрушен. Дейнека отчётливо представил, как всё взлетает на воздух, как женщины и дети перестали смеяться. Поэтому и решил писать картину о своём любимом городе, которую назвал "Оборона Севастополя".

    - Что значит "оборона"? ("оборона" значит защита)

    (На доску вывешивается картина, табличка с названием картины и фамилией художника).

    А. Дейнека "Оборона Севастополя"

    - Посмотрите на картину. (Дети в течение минуты рассматривают картину). Она изображает один из боёв за Севастополь. На картине изображены две группы людей.

    - Можете ли вы показать, где находятся защитники, а где враги? (ученик показывает указкой: слева – защитники, а справа – враги).

    - Как вы догадались? (Они по-разному одеты. У них разная форма).

    - Кто защищает Севастополь?

    - Какая форма у защитников?

    - Чем они вооружены?

    - Кто затрудняется, может воспользоваться опорными словами:

    Моряки                                     фашисты

    Белая форма                                        немецкий солдат

    Тельняшка                             зелёная форма

    Синий воротник                                каски

    Бескозырка                             винтовки со штыками                                                   

    Гранаты                                        танки

    Ручной пулемёт

    - Какая форма у немцев? Чем они вооружены?

    - Идёт сверхнапряжённый бой. Давайте рассмотрим, как художнику удалось это передать.

    - Кого мы видим на переднем плане картины?

    - Кто изображён слева от него?

    - Рассмотрите внимательно выражения лиц моряков. Что можно сказать, глядя на них?

    - Какие чувства они испытывают? (вывесить табличку с опорными словами)

                                                                Храбрые

                                                                Смелые

                                                                На лицах не видно страха

                                                               Суровый, зоркий взгляд

                                                                Ненависть

    - Кто ещё изображён на переднем плане картины? ( Немецкий солдат лежит вниз лицом, неподвижно, видны следы крови).

    - Обратите внимание на моряка на втором плане картины. Что с ним произошло? (Он ранен. Моряк как бы приостановился, опустил голову, винтовку выронил из рук).

    - Что ещё говорит о том, что идёт напряжённый бой? (Моряки и фашисты близко подошли друг к другу. Моряки готовы пронзить противника штыками).

    - Как называется бой на ближнем расстоянии? (Такой бой называется рукопашным).

    - Обратите внимание на задний план картины. Что мы видим? (Мы видим разрушенный город. Виден самолёт, обстреливающий город).

    - Посмотрите в окно, какое сегодня небо? (Небо ярко голубое, безоблачное).

    - Какое небо на картине? (Небо красное от взрывов и пожаров, валит густой чёрный дым).

    - Наступления немцев всегда поддерживали фашистские самолёты. Иногда Севастополь обстреливали 200 – 250 немецких самолётов.

    - Краски, цвета в картине помогают раскрыть её содержание. Какие краски преобладают в этой картине: светлые или тёмные? (На этой картине преобладают тёмные краски: серые, чёрные, тёмно зелёные, коричневые).

    - Такие краски создают тревожное, печальное настроение. Бой тяжёлый, но по лицам моряков мы видим, что они полны решимости победить врага.

    - Понравилась вам картина? Чем?

    - Кому посвятил её художник?

    - Назовите фамилию художника и название картины.

    - Картина написана в 1942 году, почти за 3 года до Победы, но Дейнеку никогда не покидала уверенность в Победе, он верил, что фашисты будут разгромлены. Героически защищали севастопольцы свой родной город. Бои шли почти 8 месяцев или 250 дней. Но героев становилось всё меньше, и Советские войска были вынуждены оставить его. На катерах уходили черноморцы в открытое море. И моряк, что последний покидал Севастополь, взял с собою гранитный камень от разрушенного города. Он поклялся вернуть его только на свободный берег.

    V. Слушание песни "Заветный камень". Композитор Б. Мокроусов, поэт А. Жаров.

    - Наш земляк, композитор Борис Мокроусов и его друг, поэт Александр Жаров в годы войны служили на Черноморском флоте. Они были очевидцами этих событий, и, конечно слышали историю про моряка-севастопольца, которая стала легендой. Они сочинили песню. Вы слушали её на уроке музыки.

    Аудиозапись песни "Заветный камень". Муз. Б. Мокроусова, сл. А. Жарова, 1 куплет

    - Как называется песня?

    - О чём рассказывается в этой песне? (В этой песне рассказывается о моряке, который последним покидал Севастополь. Он взял с собою гранитный камень от разрушенного города. Его раненного, умирающего подобрали друзья – моряки. Он завещал им этот камень. Поэтому песня называется "Заветный камень". Моряк, который взял у умирающего матроса этот гранитный камень, поклялся, что вернёт его только на свободный берег, и слово сдержал).

    - Песня сразу полюбилась и стала одной из самых любимых в годы войны. И каждый раз, когда мы слышим эту песню, она напоминает нам о стойкости и мужестве советских солдат в годы войны.

    VI. Физминутка.

    - Теперь пройдите на свои рабочие места. Давайте споём песню А. Филиппенко "Солнце Победы». (Дети поют стоя, маршируя на месте)

    VII. Рисование поздравительной открытки.

    а). Вступительное слово учителя.

    - В День Победы мы поздравляем ветеранов войны, тех людей, которые завоевали для нас мирную жизнь.

    - Сегодня на уроке мы начнём рисовать поздравительную открытку. Готовую открытку вы подпишите на уроке письма и подарите ветеранам войны.

    (учитель вывешивает образец поздравительной открытки)

    б). Анализ открытки.

    - Из каких элементов составлена открытка? (Открытка состоит из трёх элементов: лента, звезда, веточка).

    - Это символы Победы. Красной звездой награждали героев войны; лавровые венки вручали с давних времён победителям; на ленту чёрно-жёлтого крепилась медаль "За взятие Берлина". Берлин - главный город Германии.

    - Как расположены элементы открытки? (Сверху открытки нарисуем ленту, ниже ленты по середине листа – звезду. Под звездой – лавровую ветку).

    - Из скольких полосок состоит лента?

     - Ширина полосок разная или одинаковая?

    - Какого цвета полоски? (Чёрного и жёлтого).

    - Звезду рисовать будем по шаблону. Каким цветом раскрасим?

    - Какую форму имеют листочки?

    в) Показ выполнения рисунка на доске учителем.

    - Сверху провожу три линии на одинаковом расстоянии друг от друга. Прикладываю шаблон звезды посередине открытки, левой рукой придерживаем шаблон, обводим чётко по контуру. В нижней части открытки рисую лавровую веточку. Провожу дугообразную линию. Рисую листочки овальной формы. Из одной точки выходят сразу два листочка, рисую 4 пары листочков, последний, девятый, листочек рисую на конце дуги.

    г) Самостоятельная работа.

    - Вы получаете разные задания.

    1группа рисует открытку самостоятельно: выполняете рисунок в карандаше и акварельными красками.

    2 группа выполняет рисунок простым карандашом, закрашивает ленту и звезду.

    3 группа выполняет открытку простым карандашом. Обратите внимание на опорные точки на ваших открытках, они вам помогут правильно нарисовать открытку.

    (Звучит аудиозапись песен военных лет)

    Учитель контролирует ход работы и при необходимости оказывает индивидуальную помощь учащимся.

    - Сравниваем свою работу с образцом. Обратите внимание на ширину полосок, расположение звезды и т.п.

    - Красками работаем по плану. (На доске план работы акварельными красками).

         

                                                                              

                                                                                                                     

    VIII. Подведение итогов урока.

    - С какими произведениями искусства мы познакомились на уроке?

    - Какое практическое задание выполняли?

    Учитель выставляет оценки тем учащимся, которые активно работали на уроке, закончили рисовать открытку, комментирует оценки.

    IX. Домашнее задание. 

    - Дорисовать и подписать поздравительную открытку.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок (изобразительное искусство и музыка)

    Интегрированный урок музыки и ИЗО на тему "Полевые цветы"....

    Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки в 5 классе по теме: «Декоративное рисование открытки «8 марта». Музыкальный подарок маме».

    Урок изобразительного искусства и музыки в 5 классе специальной (коррекционной школы) VIII вида. Использована скоростная методика правополушарного рисования  бетти Эдвардс. Методика правополушарн...

    Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

    Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

    Конспект урока "Как понять этих русских?" к 200 летней годовщине победы руксского народ в Великой Отечественной войне 1812 года

    Материал составлен   с учётом тематики в 10 классе по УМК Кузовлев Английский язык.  Он приурочен к празднованию 200-годовщины Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 года. Может ис...

    Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки в 3-м классе.

    На уроке учащиеся знакомятся с историей возникновения сарафана, особенностями его покроя, основными элементами орнаментов; обсуждается, какой след оставил сарафан в русской душе (на примере анализа ху...

    Интегрированный урок внеклассного чтения в 9 классе"Поклонимся великим тем годам" (по произведениям о Великой Отечественной войне_

     Этот урок был проведён в 9 классе совместно с учителем истории.Были показаны буктрейлеры по книгам, о которых шла речь на уроке.Тема и подобранный материал не оставил никого равнодушным. ...