Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки в 5 классе. Тема: «Мы победили!» Произведения искусства о Великой Отечественной войне. Рисование поздравительной открытки.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Сажина Татьяна Васильевна

Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки "Мы победили!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_po_muzyke_i_izo.doc500 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по музыке и ИЗО

в 5 классе специальной (коррекционной)

общеобразовательной школы VIII вида

В.И.Курбатова   учитель музыки

Т.В.Сажина        учитель изобразительного искусства

        

Тема урока: «Мы победили!»

Произведения искусства о Великой Отечественной войне.

Рисование поздравительной открытки.

Цели урока:

- познакомить учащихся с произведениями искусства, созданными в годы Великой Отечественной войны (картина А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя», песня «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова);

- изготовить поздравительную открытку.

Задачи урока:

Дидактические:

- обучать детей высказываться о содержании прослушиваемых и рассматриваемых произведений искусства;

- закреплять умения и навыки, полученные ранее на уроках декоративного рисования.

Коррекционно-развивающие:

- коррекция и развитие у учащихся эмоционального и целенаправленного восприятия музыки  и произведений изобразительного искусства и адекватной реакции на события, воплощённые в них.

Воспитательные:

- воспитывать умение выслушивать другого ученика и отвечать на поставленный вопрос;

- воспитывать чувство гордости за людей, отстоявших Родину в годы Великой Отечественной войны.

Оборудование: магнитофон; аудиозаписи песен о Великой Отечественной войне; баян; портрет художника  А.А.Дейнеки; репродукция картины А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя»; вспомогательный материал с опорными словами и названиями произведений искусства; образец

поздравительной открытки; у учащихся: заготовки поздравительной открытки (чистый альбомный лист, сложенный пополам), простой карандаш, ластик, акварельные краски, кисточки, баночки с водой.

Часть классной доски оформлена иллюстрациями о Великой Отечественной войне.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Все готовы? Молодцы! Улыбнулись друг другу. Садитесь.

Дети садятся полукругом около классной доски.

II. Мотивация. Постановка учебной задачи.        

- Сегодня у нас необычный урок: музыка и рисование вместе. И посвящён он большому, радостному празднику, который будет отмечать вся страна в начале мая. Какой это праздник? (День Победы, 9 мая)

- 22 июня 1945 года началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков. Сегодня на уроке об этих страницах в истории нашей страны расскажут произведения искусства, созданные в годы войны. Вам надо запомнить эти произведения и постараться понять их содержание.

III. Слушание песни "Священная война" Сл. В.Лебедева-Кумача, муз. Александрова.

- 27 июня 1941 года, шёл шестой день войны. Белорусский вокзал Москвы. Отсюда бойцы отправлялись на фронт. Неожиданно в зале ожидания раздались звуки песни. Наступила тишина. Все встали со своих мест, как при исполнении гимна.

 аудиозапись "Священная война" (сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А.Александрова).

(Дети слушают первый куплет песни, затем учитель убавляет звук и на фоне музыки продолжает беседу).

- Строга, исполнена благородной ярости мелодия песни, упруг и энергичен маршевый ритм. Хор поёт песню сурово, мужественно, произносит слова твёрдо и решительно. Песня звучит, как клятва. Песню "Священная война" написал композитор А. Александров и поэт В. Лебедев-Кумач.

 На доску прикреплены таблички с фамилиями композитора и поэта, а также название песни.

- Внезапное нападение врага на нашу Родину вызвало у композитора, как и у всех людей, чувство возмущения, гнева, мести. Александров не был военным специалистом, но у него всё же оказалось могучее оружие в руках, это песня. Песня, которая так же может разбить врага.

      И трубы медью пламенеют,

Над миром рассыпая гром,

Мы с грозной музыкой,

Мы с нею, непобедимые идём…(читает ученик)

Учитель вывешивает на доске опорные слова:

Грозная

Справедливая

Мужественная

Суровая

Призывная

- Выберите слова, наиболее ярко характеризующие эту песню.

- Какие чувства людей выражает эта песня? ( Возмущение, гнев, месть, ненависть к врагу).- Какие чувства песня пробуждает в людях? ( Гордость за свою Родину, придаёт уверенность в Победе).

 - Песня "Священная война" стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Люди, взволнованные и потрясённые, уносили в своих сердцах эту мужественную, суровую, справедливую музыку. Песня звучала много раз, пока не раздалась команда: "По вагонам!"

IV. Беседа по картине А. Дейнека "Оборона Севастополя"

- В годы войны не только композиторы и поэты сочиняли музыку, но и создавали свои произведения художники. Своими произведениями они призывали людей мужественно защищать Родину, вселяли в них веру в Победу. О творчестве одного из них мы узнаем сегодня на уроке.

 Доклад о художнике. (На доске портрет художника А. Дейнека)

Александр Александрович Дейнека родился в 1899 году в городе Курске, в семье железнодорожника. Вначале он думал выбрать для себя профессию отца, но любовь к рисованию привела его в художественное училище. После окончания училища Дейнека много ездил по стране. Любимым городом художника был Севастополь. Он любил этот город за его весёлых людей, за красивое Чёрное море. В 1942 году, после ранения художник вернулся с фронта. В немецкой газете он увидел снимок Севастополя, снятый немцами с самолёта. Страшный снимок, весь город был разрушен. Дейнека отчётливо представил, как всё взлетает на воздух, как женщины и дети перестали смеяться. Поэтому и решил писать картину о своём любимом городе, которую назвал "Оборона Севастополя".

- Что значит "оборона"? ("оборона" значит защита)

(На доску вывешивается картина, табличка с названием картины и фамилией художника).

А. Дейнека "Оборона Севастополя"

- Посмотрите на картину. (Дети в течение минуты рассматривают картину). Она изображает один из боёв за Севастополь. На картине изображены две группы людей.

- Можете ли вы показать, где находятся защитники, а где враги? (ученик показывает указкой: слева – защитники, а справа – враги).

- Как вы догадались? (Они по-разному одеты. У них разная форма).

- Кто защищает Севастополь?

- Какая форма у защитников?

- Чем они вооружены?

- Кто затрудняется, может воспользоваться опорными словами:

Моряки                                     фашисты

Белая форма                                        немецкий солдат

Тельняшка                             зелёная форма

Синий воротник                                каски

Бескозырка                             винтовки со штыками                                                   

Гранаты                                        танки

Ручной пулемёт

- Какая форма у немцев? Чем они вооружены?

- Идёт сверхнапряжённый бой. Давайте рассмотрим, как художнику удалось это передать.

- Кого мы видим на переднем плане картины?

- Кто изображён слева от него?

- Рассмотрите внимательно выражения лиц моряков. Что можно сказать, глядя на них?

- Какие чувства они испытывают? (вывесить табличку с опорными словами)

                                                            Храбрые

                                                            Смелые

                                                            На лицах не видно страха

                                                           Суровый, зоркий взгляд

                                                            Ненависть

- Кто ещё изображён на переднем плане картины? ( Немецкий солдат лежит вниз лицом, неподвижно, видны следы крови).

- Обратите внимание на моряка на втором плане картины. Что с ним произошло? (Он ранен. Моряк как бы приостановился, опустил голову, винтовку выронил из рук).

- Что ещё говорит о том, что идёт напряжённый бой? (Моряки и фашисты близко подошли друг к другу. Моряки готовы пронзить противника штыками).

- Как называется бой на ближнем расстоянии? (Такой бой называется рукопашным).

- Обратите внимание на задний план картины. Что мы видим? (Мы видим разрушенный город. Виден самолёт, обстреливающий город).

- Посмотрите в окно, какое сегодня небо? (Небо ярко голубое, безоблачное).

- Какое небо на картине? (Небо красное от взрывов и пожаров, валит густой чёрный дым).

- Наступления немцев всегда поддерживали фашистские самолёты. Иногда Севастополь обстреливали 200 – 250 немецких самолётов.

- Краски, цвета в картине помогают раскрыть её содержание. Какие краски преобладают в этой картине: светлые или тёмные? (На этой картине преобладают тёмные краски: серые, чёрные, тёмно зелёные, коричневые).

- Такие краски создают тревожное, печальное настроение. Бой тяжёлый, но по лицам моряков мы видим, что они полны решимости победить врага.

- Понравилась вам картина? Чем?

- Кому посвятил её художник?

- Назовите фамилию художника и название картины.

- Картина написана в 1942 году, почти за 3 года до Победы, но Дейнеку никогда не покидала уверенность в Победе, он верил, что фашисты будут разгромлены. Героически защищали севастопольцы свой родной город. Бои шли почти 8 месяцев или 250 дней. Но героев становилось всё меньше, и Советские войска были вынуждены оставить его. На катерах уходили черноморцы в открытое море. И моряк, что последний покидал Севастополь, взял с собою гранитный камень от разрушенного города. Он поклялся вернуть его только на свободный берег.

V. Слушание песни "Заветный камень". Композитор Б. Мокроусов, поэт А. Жаров.

- Наш земляк, композитор Борис Мокроусов и его друг, поэт Александр Жаров в годы войны служили на Черноморском флоте. Они были очевидцами этих событий, и, конечно слышали историю про моряка-севастопольца, которая стала легендой. Они сочинили песню. Вы слушали её на уроке музыки.

Аудиозапись песни "Заветный камень". Муз. Б. Мокроусова, сл. А. Жарова, 1 куплет

- Как называется песня?

- О чём рассказывается в этой песне? (В этой песне рассказывается о моряке, который последним покидал Севастополь. Он взял с собою гранитный камень от разрушенного города. Его раненного, умирающего подобрали друзья – моряки. Он завещал им этот камень. Поэтому песня называется "Заветный камень". Моряк, который взял у умирающего матроса этот гранитный камень, поклялся, что вернёт его только на свободный берег, и слово сдержал).

- Песня сразу полюбилась и стала одной из самых любимых в годы войны. И каждый раз, когда мы слышим эту песню, она напоминает нам о стойкости и мужестве советских солдат в годы войны.

VI. Физминутка.

- Теперь пройдите на свои рабочие места. Давайте споём песню А. Филиппенко "Солнце Победы». (Дети поют стоя, маршируя на месте)

VII. Рисование поздравительной открытки.

а). Вступительное слово учителя.

- В День Победы мы поздравляем ветеранов войны, тех людей, которые завоевали для нас мирную жизнь.

- Сегодня на уроке мы начнём рисовать поздравительную открытку. Готовую открытку вы подпишите на уроке письма и подарите ветеранам войны.

(учитель вывешивает образец поздравительной открытки)

б). Анализ открытки.

- Из каких элементов составлена открытка? (Открытка состоит из трёх элементов: лента, звезда, веточка).

- Это символы Победы. Красной звездой награждали героев войны; лавровые венки вручали с давних времён победителям; на ленту чёрно-жёлтого крепилась медаль "За взятие Берлина". Берлин - главный город Германии.

- Как расположены элементы открытки? (Сверху открытки нарисуем ленту, ниже ленты по середине листа – звезду. Под звездой – лавровую ветку).

- Из скольких полосок состоит лента?

 - Ширина полосок разная или одинаковая?

- Какого цвета полоски? (Чёрного и жёлтого).

- Звезду рисовать будем по шаблону. Каким цветом раскрасим?

- Какую форму имеют листочки?

в) Показ выполнения рисунка на доске учителем.

- Сверху провожу три линии на одинаковом расстоянии друг от друга. Прикладываю шаблон звезды посередине открытки, левой рукой придерживаем шаблон, обводим чётко по контуру. В нижней части открытки рисую лавровую веточку. Провожу дугообразную линию. Рисую листочки овальной формы. Из одной точки выходят сразу два листочка, рисую 4 пары листочков, последний, девятый, листочек рисую на конце дуги.

г) Самостоятельная работа.

- Вы получаете разные задания.

1группа рисует открытку самостоятельно: выполняете рисунок в карандаше и акварельными красками.

2 группа выполняет рисунок простым карандашом, закрашивает ленту и звезду.

3 группа выполняет открытку простым карандашом. Обратите внимание на опорные точки на ваших открытках, они вам помогут правильно нарисовать открытку.

(Звучит аудиозапись песен военных лет)

Учитель контролирует ход работы и при необходимости оказывает индивидуальную помощь учащимся.

- Сравниваем свою работу с образцом. Обратите внимание на ширину полосок, расположение звезды и т.п.

- Красками работаем по плану. (На доске план работы акварельными красками).

     

                                                                          

                                                                                                                 

VIII. Подведение итогов урока.

- С какими произведениями искусства мы познакомились на уроке?

- Какое практическое задание выполняли?

Учитель выставляет оценки тем учащимся, которые активно работали на уроке, закончили рисовать открытку, комментирует оценки.

IX. Домашнее задание. 

- Дорисовать и подписать поздравительную открытку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий интегрированного урока по ОБЖ и истории "Почетное дело -защита Отчизны. Герои-автомобилисты в годы Великой Отечественной войны".

Вопросы формирования гражданской позиции молодых людей всегда были и остаются актуальными. Интеграция дисциплин усиливает восприятие материала урока.Двумя преподавателями уделено внимание подготовке м...

Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки в 5 классе по теме: «Декоративное рисование открытки «8 марта». Музыкальный подарок маме».

Урок изобразительного искусства и музыки в 5 классе специальной (коррекционной школы) VIII вида. Использована скоростная методика правополушарного рисования  бетти Эдвардс. Методика правополушарн...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Конспект урока "Как понять этих русских?" к 200 летней годовщине победы руксского народ в Великой Отечественной войне 1812 года

Материал составлен   с учётом тематики в 10 классе по УМК Кузовлев Английский язык.  Он приурочен к празднованию 200-годовщины Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 года. Может ис...

Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки в 3-м классе.

На уроке учащиеся знакомятся с историей возникновения сарафана, особенностями его покроя, основными элементами орнаментов; обсуждается, какой след оставил сарафан в русской душе (на примере анализа ху...

Интегрированный урок внеклассного чтения в 9 классе"Поклонимся великим тем годам" (по произведениям о Великой Отечественной войне_

 Этот урок был проведён в 9 классе совместно с учителем истории.Были показаны буктрейлеры по книгам, о которых шла речь на уроке.Тема и подобранный материал не оставил никого равнодушным. ...