Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки в 6 классе «Можно ли увидеть музыку и услышать живопись?»
план-конспект урока (6 класс)

Ниваленова Татьяна Анатольевна

Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc186.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки в 6 классе.

                                                      «Можно ли увидеть музыку и   услышать живопись?»  

                                                                                                                                                             Автор разработки: Ниваленова Т.А.

 Цель. 

  • Познакомить детей со свойствами цвета и музыки и воздействием их на человека;
  • Развивать чувства прекрасного, умение видеть музыку и цвет  во взаимодействии;
  • Воспитывать любовь к искусству.

Задача.

  • Выяснить в ходе урока, что цвет может звучать, а звук может быть окрашен.
  • Показать неразрывную связь предмета «Музыка» с  живописью

Тип урока:  Комбинированный

Методы обучения:  проблемный, метод исследования,  прослушивание аудиозаписей.

Формы организации урока: Индивидуальная, групповая.  

Уровни усвоения:   межпредметная связь: музыка, изобразительное искусство, история  

Комплексно-методическое   обеспечение:   Проектор, компьютер, авторская презентация урока- ссылка на презентацию с музыкальными файлами:    http://www.proshkolu.ru/user/Nivalenova/file/3977511/     , фрагменты музыкальных произведений:

Мусоргский М.П.  «Балет невылупившихся птенцов»,   « полет Бабы-Яги »,    Чюрлёнис Микалоюс Константинас   «Саната  солнца.  Аллегро»,     Римский-Корсаков «Океан море синее» и А.Глазунов «Море»,   А. Вивальди «Времена года. Осень»

  А.Шнитке  «Полет»    Музыка  для к/ф -   «Сказка странствий»,  И.С. Бах  «Фуга».

Произведения живописи и рисунки: Анжелика Кауфманн   «Автопортрет между Музыкой и Живописью»,   «Аллегория Поэзии и Музыки»,   А. Гартман  «Картинки с выставки: «Избушка Бабы-Яги на курьих ножках. Часы в русском стиле»,    Балет невылупившихся птенцов,  Картина Чюрлениса «Фуга», М. Чюрленис  «Соната  солнца.  Аллегро»,  Картина Чюрлениса «Фуга», Айвазовский «Бурное море ночью» и «У крымских берегов»,  Левитан «Золотая осень» и несколько пейзажей в холодной гамме,

     

                                                                                                            Технологическая карта урока

Ход урока

Деятельность учителя

                                                                    Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1.   Оргмомент

Проверка подготовки учащихся. Ученики распределяются по группам.

2.   Постановка проблемы урока

Вопрос учащимся: Музыка или Живопись – Царица искусств?

(Слайд 2-4) «Автопортрет между Музыкой и Живописью»  Анжелика Кауфманн    Спор между музыкой и живописью с приведением  высказываний:

(Слайд 5) «Музыка - единственное искусство, проникающее в сердце человеческое так глубоко, что может изображать переживания этих душ»               Стендаль

(Слайд 6) «Живопись, величайшее из искусств, дает в руки того, кто подлинно ею владеет, царственную власть над природой»   Леонардо да Винчи

(Слайд 7) Как разрешить спор между Музыкой и Живописью?

Знакомство с картиной «Автопортрет между Музыкой и Живописью»  Анжелики Кауфманн

Выдвижение гипотезы о связях и закономерностях событий, объектах.

Диалог и участие в коллективном обсуждении проблемы, участие  в дискуссии и аргументация своей позиции

3.  Определение темы урока

(Слайд 8) «Всех звуков и цветов соотношенья,

А также способы переложенья

Любых оттенков цвета в ноты, звуки.

О, как хотелось мне азы науки

Такой постичь!»                                        Г.Гессе

(Слайд 9) Тема урока: «Можно ли увидеть музыку и

 услышать живопись?»

Принятие  решения в проблемной ситуации на основе переговоров. Постановка цели и задачи урока.

4.  Экскурсия по выставке В. А. Гартмана

(Слайд 10) В феврале 1874 года в Петербурге открылась посмертная выставка работ русского художника-архитектора     В. А. Гартмана «Картинки с выставки»

(Слайд 11) Композитор Мусоргский М.П. в память о друге написал музыку к рисункам художника .

(Слайд 12-13) Задание: Определить  соответствие музыкальных произведений Мусоргского М.П. и рисунков художника Гартмана В.А.

 «Балет невылупившихся птенцов».

«Избушка Бабы-Яги на курьих ножках. Часы в русском стиле».

Умение выдвигать гипотизы о связях между художественными образами музыки  и изобразительного искусства и  осуществлять сравнение.

Работа в группах

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Распознавать художественный смысл различных музыкальных образов.

5. Исследование и Решение задач  на соответствие зрительных, цветовых  и  

звуковых образов

Проведем исследование

(Слайд 15) 

А)  Подберите соответствия:

Зрительный образ

Звуковой образ

 

Мамлына

Жакарэг

Подберите соответствия Мамлыне и Жакарэгу  следующих характеристик:   Жёсткий, сильный, спокойный, тревожный, тяжёлый, мягкий, твёрдый, медленный, тёплый, безобидный, влажный, гладкий, быстрый, лёгкий, страшный, тихий, холодный, блестящий, упругий, громкий, слабый, колючий, сухой. Подчеркните в карточках слова синим и красным цветом

Ответ:  (Слайд 16) 

Б)  Подберите соответствия

Звуков и цветов:

Группы получают карточки с буквами и цветами: я,и,ы,о – красный,желтый, синий, черный

(Слайд 17)

В) Подберите соответствия

Нот и цветов: Группы получают карточки с нотами и цветами:

(Слайд 18)

Вывод исследования: Звук может иметь свой цвет. У Большинства людей восприятие звука и цвета одинаковы. Значит музыку  можно увидеть?

Умение выдвигать гипотизы о связях и закономерностях объектов, осуществлять сравнение.

  Мамлына

 Жакарэг

Мамлына

Жакарэг

спокойный, мягкий, медленный, тёплый, безобидный, влажный, гладкий, лёгкий, тихий, слабый,

Жёсткий, сильный тревожный, тяжёлый твёрдый быстрый, страшный, холодный, блестящий, упругий, громкий, колючий, сухой.

Ответ:

Я - красный

И – синий

Ы – черный

О – желтый

Ладотональности

Цвета спектра

си

синий

ля

зеленый

соль

оранжевый

фа

фиолетовый

ми

голубой

ре

желтый

до

красный

Использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов. Устраивание эффективных групповых обсуждений и обеспечение обмена знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных совместных решений.

Принятие решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Осуществление познавательной рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

- уметь определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

6. Игра «Колорист»

(Слайд 19)

А теперь поиграем в игру.

Народ уже  давно  метко использовал цвет в поговорках.

Мечты… голубые (приятные, о счастье) 

Девица…красная (красивая)

Волк…серый

Зависть…черная (злобная

Очки…розовые (все в приятном виде

Тоска…зеленая (ужасная тоска)

Руки и сердце… золотые (мастер и добряк)

Мухи…белые (снег)

Юнец…зеленый (неопытный по молодости)

Учащиеся вспоминают и отгадывают цвета в известных поговорках

7. Физминутка

(Слайд 20)

 танец зарядка под музыку (2минуты)

8.  Знакомство с художником и композитором Чюрлёнисом Микалоюсом Константинасом

(Слайд 21) художник и композитор Чюрлёнис Микалоюс Константинас

Он мечтал о звучащей живописи и       зримой музыке.  И он этого достиг.

(Слайд 22)  Перед вами картина Чюрлениса. Послушайте музыку к этой картине, постарайтесь  определить что это за музыка и какое название вы дали бы картине и музыке?

(Слайд 23)  

Картина Чюрлениса «Фуга»

Музыка  И.С. Баха  «Фуга»

Распознавать художественный смысл различных музыкальных образов.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития, выявляя сходство и различие интонаций, тем образов в произведениях разных форм и жанров.

 (Слайд 24) Посмотрите на картину Чюрлениса  «Соната  солнца.  Аллегро». Почему на картине контрастные синие и теплые желтые оранжевые цвета? Как должна звучать музыка к этой картине? Какие инструменты могут здесь звучать?

(Слайд 25) Давайте послушаем музыку.

Ответы учащихся: солнце яркое, контрасты усиливают звучание цвета(свет и тень, день и ночь) В музыке тоже должны быть контрасты. Инструменты: виолончель, скрипка

9.Решение  задач

(Слайд 26-28)  Перед вами картины замечательного художника Айвазовского «Бурное море ночью» и «У крымских берегов». Послушайте внимательно отрывки музыкальных произведений:   Римский-Корсаков «Океан море синее» и А.Глазунов «Море». Попробуйте определить соответствия живописи и музыки.

(Слайд 29)  Послушайте музыку  композитора Вивальди времена года и найдите картину И. Левитана  соответствующую этой музыке.

«Бурное море ночью»  ----А.Глазунов «Море».

«У крымских берегов» --- Римский-Корсаков «Океан море синее»

Вивальди времена года Осень-Allegro ---- Левитан «Золотая осень»

10.  Рисование под музыку

(Слайд 30)  Попробуйте карандашами и мелками изобразить музыку которую услышите. На работу отводится 5 минут. Музыка композитора Шнитке, попробуйте дать название этой музыке и своему рисунку. Какие цвета вы услышите?

 Готовые рисунки разместить на доске на магниты.

(Слайд 31)  «Полет»  А.Шнитке.  Музыка написана для к/ф -   «Сказка странствий»

учащиеся научатся  Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки  и изобразительного искусства.

- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в изобразительной деятельности;

Учащиеся получат возможность научиться основам саморегуляции эмоциональных состояний

11. Итог занятия и рефлексия

Обсуждение рисунков. Рисунки помещаются на доску.

(Слайд 32)  Слова Чюрлёниса М. К.  «Нет рубежей между искусствами, музыка объединяет в себе поэзию и живопись
и имеет свою архитектуру».
 

Так как же  разрешить спор между Музыкой и Живописью? Музыка или Живопись – Царица искусств?

(Слайд 33)  «Хорошая живопись - это музыка, это мелодия» 

Микеланджело Буанаротти

Заполните карточки по рефлексии

Примерить музыку и живопись. они равны, дополняют друг друга, они могут быть едины.

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и многообразии видов искусства и  культур

12.  Домашняя работа

(Слайд 34)  А  с чем ещё может быть созвучна Музыка?

(Слайд 35)  «Аллегория Поэзии и Музыки»     Анжелика Кауфман 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 5 классе. Можно ли увидеть музыку? Можно ли услышать живопись?

Цель урока: 1. Знакомство с новым материалом. 2. Развитие вокально-хоровых навыков и навыков исполнительского мастерства.  3. Накопление слушательского опыта. 4. Воспитание познавательного ин...

Интегрированный урок изобразительного искусства и основ православной культуры в 6 классе

Интегрированный урок изобразительного искусства и основ православной культуры в 6 классе по теме: «Украшение пасхальных яиц»...

Интегрированный урок (изобразительное искусство и музыка)

Интегрированный урок музыки и ИЗО на тему "Полевые цветы"....

Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки в 5 классе по теме: «Декоративное рисование открытки «8 марта». Музыкальный подарок маме».

Урок изобразительного искусства и музыки в 5 классе специальной (коррекционной школы) VIII вида. Использована скоростная методика правополушарного рисования  бетти Эдвардс. Методика правополушарн...

Интегрированный урок изобразительного искусства, истории и музыки "Лицо моей Родины"

Задачи: Образовательная -  Обобщить знания гербовой символики средневековья, познакомить учащихся с гербами древних русских городов, историей герба нашего Государства и города Иркутска...

Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки в 3-м классе.

На уроке учащиеся знакомятся с историей возникновения сарафана, особенностями его покроя, основными элементами орнаментов; обсуждается, какой след оставил сарафан в русской душе (на примере анализа ху...