Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки в 3-м классе.
план-конспект урока по музыке на тему

Шаманаева Наталья Николаевна

На уроке учащиеся знакомятся с историей возникновения сарафана, особенностями его покроя, основными элементами орнаментов; обсуждается, какой след оставил сарафан в русской душе (на примере анализа художественных и музыкальных шедевров).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_izo_i_muzyki.docx25.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок  изобразительного искусства и музыки.

Тема: Русский сарафан в музыке и живописи.

Задачи: познакомить учеников с историей возникновения сарафана, особенностями его покроя, основными элементами орнаментов; обсудить какой след оставил сарафан в русской душе (на примере анализа художественных и музыкальных шедевров).

Музыкальный материал: А. Варламов. «Красный сарафан»; р. н. п. «Во кузнеце», «Ах вы сени…», «Барыня», «Во поле березка стояла…».

Изобразительный ряд: видеофрагмент хоровода; вырезанные силуэты сарафана (по количеству учеников в классе), изображение девичьего хоровода на листе ватмана (в конце урока каждую фигурку «одевают» в раскрашенный сарафан), репродукции художников.

Ход урока

Учитель музыки.  Здравствуйте, ребята! Урок у нас сегодня необыкновенный. И все на этом уроке необыкновенное: два учителя – музыкант и художник, большой экран, много музыки. Мы узнаем, как появился на Руси сарафан и какой след он оставил в русской душе. А помогут нам в этом музыка и живопись.

Учитель изо.  А вы, ребята,  знаете. Что представляет собой сарафан?  (Длинное, прямое платье без рукавов.)

Испокон веков образ русской красавицы вдохновлял художников на создание картин, где главной фигурой была русская женщина. Теперь вспомните и назовите, как в русских народных сказках зовут величают красавиц? (Василиса Прекрасная, Марья Моревна…)

- А еще лебедушка, утушка-голубушка – так ласково называют в народе русских женщин.

Давайте посмотрим (фрагмент хоровода) хоровод, где девушки одеты в сарафаны. Обратите внимание, как плавно и неторопливо движутся они в танце.

Видеофрагмент хоровода

- Не зря А. С. Пушкин в своей сказке «О царе Салтане» написал следующие строки:

А сама- то величава,

Выступает будто пава…

Учитель музыки. Вы, наверное, заметили, что и музыка у хоровода особенная. Попробуйте описать эти особенности.  (Плавность, непрерывность мелодической линии, четкие границы фраз, многократные повторы.)

Учитель изо.  Правильно. Мелодия напоминает орнамент, который вьется по подолу сарафана и по рукавам рубашки. Давайте посмотрим, как изображали русских красавиц живописцы, и попробуем увидеть особенности украшения их одежды.

Посмотрите внимательно и подумайте, на какие виды можно разделить одежду и убранство изображенных на картинах девушек? ( На праздничные и повседневные.) 

- Найдите общие черты для обеих групп. (Одинаковый покрой сарафанов, одинаковое размещение орнаментов.)

- Теперь отличия. (Цвет, материал, количество и богатство украшений.)

- Как вы думаете, одеждой какого сословия был сарафан, когда он только появился на свет? (Одеждой для крестьян?)

- Нет. Сначала сарафан был одеждой женщин из царской семьи и знатных боярынь. Только им разрешалось носить эти наряды из дорогих заморских тканей – шелка, бархата, парчи. Сарафаны знатных женщин богато украшались вышивкой, драгоценными камнями. В орнаментах в основном использовались элементы растений, стилизованные изображения солнца, были в ходу и так называемые орнаменты – обереги.

В конце 17 века сарафан все еще не был крестьянской одеждой. Но вот наступает Петровская эпоха. Царь «прорубает окно в Европу», строит корабли, рубит боярам бороды, вводит европейскую одежду. В России появляются фабрики, на которых ткут шелковые ткани, но дворяне не хотят покупать их для своего «европейского платья» - они предпочитают выписывать материю из-за границы.  Выходит, что российские шелкоткацкие фабрики будут работать зря?

«Нет!» - решает вступившая к тому времени на престол императрица Екатерина и разрешает всему населению России – кроме дворян!! – носить «старобоярскую» одежду, в том числе и сарафан. Так сарафан стал народной одеждой.

- Теперь вспомните, пожалуйста, какой цвет на Руси был синонимом красивого? ( Красный.)

Учитель музыки. Действительно, «красна девица», «красно солнышко» - так называли в народе что-то красивое. Вы уже поняли, что цвета нарядов – это своеобразный язык, который был понятен всем. Во многих песнях можно было по цвету описываемой одежды догадаться о сюжете. Например, назовите цвет, который использовался для свадебной одежды невесты? (Красный.)

- Верно. А о каком событии речь, если первая строчка песни звучит так:

Не шей ты мне, матушка,

Красный сарафан…

- О свадьбе.

- Конечно, о свадьбе. Давайте послушаем песню дальше и убедимся в этом.

Звучит фрагмент песни А. Варламова «Красный сарафан».

- Вы убедились, что цвет наряда играл довольно важную роль в народной жизни. А теперь попробуйте по литературным описаниям нарядов сказочных героинь отгадать имена красавиц.

На доске написано столбиком: Царевна-лягушка, Снегурочка, старикова дочь из сказки «Морозко». Учитель зачитывает:

1. «Под большою елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около – короб с богатыми подарками».

2. «Как снежинка белая, глазки – что голубые бусинки; русая коса до пояса. Только румянца нет, как нет и в губах ни кровиночки».

3. «Уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась – всем на диво. Махнула левым рукавом – вдруг сделалось озеро, махнула правым рукавом – поплыли по озеру белые лебеди».

Учитель музыки.  О сарафане говорили не только всерьез, но и в шутку. Давайте разучим шуточную песню «Во кузнице».

     Они, они куют,

Они, они куют,

Они куют – приговаривают,                                    

   Они куют – приговаривают.  

   

Пойдем, пойдем, Дуня,

Пойдем, пойдем, Дуня,

Пойдем, Дуня, во лесок, во лесок,

Пойдем, Дуня, во лесок, во лесок.

Сорвем, сорвем, Дуня,

Сорвем, сорвем, Дуня,

Сорвем, Дуня, лопушок, лопушок,

Сорвем, Дуня, лопушок, лопушок.

Сошьем, сошьем Дуне,

Сошьем, сошьем Дуне,

Сошьем Дуне сарафан, сарафан,

Сошьем Дуне сарафан, сарафан.

Носи, носи, Дуня,

Носи, носи, Дуня,

Носи, Дуня, не марай, не марай,

По праздничкам надевай, надевай.

- Как вы думаете, почему я назвала эту песню шуточной?

(У нее задорная мелодия, быстры темп и смешные слова.)

Учитель изо. А сейчас вам предстоит самим украсить сарафаны, заготовки которых вы выполнили на предыдущем  уроке. Существуют 3 вида сарафанов (брители, княжеская лента, душегрея). Вспомните, как можно кисточкой передать узоры из бисера, драгоценных камней, тесьмы, вышивки.

 - В каких местах на сарафане вышивали узоры?  (На передней планке и на подоле.)

- Какие знаки вышивали мастерицы?  (ромбы, кресты, цветы, круги.)

- Что означают волнистые линии?  (Символ воды.)

- А что означают на вышивке красные круги?   (Символы солнца.)

- А что означают ромбы?  (Символ земли, плодородия.)

Каждый знак имел свое значение. Даже цвета имели свое значение:

Красный  - благополучие,

Желтый – тепло и ласка,

Синий – радость,

Черный – богатство.

- Ребята, а для чего вышивали символы?  (Они оберегали человека.)

Поэтому их называли оберегами.

- Расписывая свои сарафаны, каждый из вас «вышьет» кисточкой, карандашом, цветной бумагой такие обереги, какие ему больше нравятся.

- Что еще надо помнить, рисуя орнамент?  (Чередование, повторение.)

Не забудьте о чередовании. Только тогда у вас получится настоящий орнамент.

Под музыку р. н. п. дети выполняют задание.

Учитель изо.  Итак, сарафан мы сшили. Теперь скажите, что вас вдохновляло на работу? (Картины, музыка, загадки.)

Учитель музыки. – А что было центром, что объединяло и музыку, и картины, и ваши работы? (Сарафан.)

Учитель изо. – Тогда можно смело сказать, что русский сарафан оставил значительный след в душе русского народа, а чтобы вы иногда вспоминали о нашем уроке, мы предлагаем разместить вашу общую картину в классе. И пусть она поднимает вам настроение своими яркими красками.

На доску наклеивается лист с нарисованными девушками в хороводе, и дети надевают на них свои раскрашенные сарафаны.

Урок окончен, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока (музыка, МХК) в 7 классе. Тема: "Современность в искусстве: от прошлого - к настоящему".

Урок по авторской программе интегрированного курса "Музыка. МХК"  с использованием ИКТ (мультимедийная презентация)....

Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки в 5 классе по теме: «Декоративное рисование открытки «8 марта». Музыкальный подарок маме».

Урок изобразительного искусства и музыки в 5 классе специальной (коррекционной школы) VIII вида. Использована скоростная методика правополушарного рисования  бетти Эдвардс. Методика правополушарн...

Интегрированный урок по литературе, музыке и изобразительному искусству для учащихся 6-х классов "Молчаливый ход часов"

Урок направлен на развитие у учащихся эмоционального отношения к миру, создание условий для формирования историко-культурного мышления и общекультурной компетенции, духовного мира ученика, нравственно...

Интегрированный блок уроков предметов Музыка и Изобразительное искусство. 7 класс. «Ленинградская симфония».

quot;Война - самое страшное явление в жизни человека. Сплочённость народов, его единство, сила духа и воля к победе может остановить врага". Эта тема раскрыта не только в истории, литературе, но...

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства Тема: «Музыкальная живопись и живописная музыка. Морской пейзаж» (6 класс)

Проведение бинарных уроков успешно решает такую проблему, как индивидуальный дифференцированный подход в обучении детей с разными способностями. На бинарных уроках ребята работают легко и с интересом ...