Рабочая программа по курсу вариативной части учебного плана "Зеленый паспорт"
рабочая программа (экология, 6 класс) по теме

Галина Николаевна Платухина

 

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zelenyy_pasport_6_klass.rar14.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Токарёвская средняя общеобразовательная школа № 2

«Рассмотрено»                                   «Согласовано»                            «Утверждено»

на заседании МО                               Зам. директора                                Директор

учителей естественно-                       по УВР                                Токарёвской СОШ № 2

географмческого цикла                                                                                Приказ №____

Протокол № ______                    

от «___»сентября 2011г.                   «___» сентября 2011г.                 «___» сентября 2011г.

Рабочая программа

по курсу вариативной части учебного плана для введения учебных предметов, направленных на формирование личностных, познавательных, коммуникативных учебных действий, для проведения учебных практик и исследовательской, проектной деятельности «Зеленый паспорт»

для  6 класса на 2012-2013 учебный год

Составил: учитель химии и биологии                                    

Платухина Галина Николаевна

                                                     Пояснительная записка

. Цель курса : научить учащихся правильно проводить научное исследование.

          Задачи : 

* представление учащимся научного исследования как единой системы;

* формирование у учащихся чувства значимости научного исследования;

* пробуждения интереса учащихся к изучению предметных вопросов.

Нормативные документы

  1. Базисный учебный план.
  2. Федеральный компонент государственного стандарта.
  3. Примерные программы на основе ГОС.
  4. Требования к оснащению образовательного процесса.

Сведения о программе

 В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,

Место и роль учебного курса

Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Информация о количестве учебных часов

Содержание программы рассчитано на 35 часов1 раз в неделю, для учащихся 6-х классов, начинающих заниматься исследовательской деятельностью.

Формы организации образовательного процесса

Коллективные, групповые, индивидуальные

Технологии обучения

В процессе обучения используются элементы таких современных педагогических технологий как информационно-коммуникационные, технология опорного конспекта,  личностно ориентированное обучение, элементы проектной деятельности.

Механизм формирования ключевых компетенций

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

вести устный диалог на заданную тему;

участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

участвовать в работе конференций, чтений.

Систематизация и усвоение полученных теоретических знаний проверяется при выполнении учащимися практических работ – проведения предметного исследования и оформления собственной исследовательской деятельности.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач предусмотрены лекционные и практические занятия. Учитель распределяет выделенное годовое количество часов на виды занятий, опираясь на собственный опыт и имея в виду готовность учащихся к занятиям исследовательской деятельностью. Виды занятий в процессе обучения тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга

Виды и формы контроля

Приобщение детей к занятиям по исследовательской деятельности проводятся через следующие формы и методы:

Теоретические: беседы; лекции; рассказы;

Практические: метод исследования литературы по проблемной теме;  поисковый метод; обзорно-аналитический метод; социологический опрос; тестирование; работа на  компьютере;

Планируемый уровень подготовки

  1. овладение учащимися принципами, методами и технологиями организации научно-исследовательской деятельности;
  2. создание школьниками собственных исследовательских  проектов;
  3. вовлечение учащихся в деятельность научных обществ;
  4. создание "сквозных" тематических проектов, объединяющих исследования определенной проблемы нескольких предметов;
  5. участие детей в школьных, районных научно-практических конференциях.

Информация об используемом учебнике.

В преподавание   курса «Зеленый паспорт» используются  следующие методические пособия:

1. Кузнецов В.Н. Программы: Экология. М.: Просвещение, 2008.

2. Павленко Е.С. Экологическое образование и воспитание школьников. М. 2005.

3. Пахомов А.П. Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями. М. 2004.

Содержание программы

Тема 1. Организация индивидуальной исследовательской работы» 10 часов

Научное исследование. Виды научно – исследовательских работ: реферативные, практические, опытно – экспериментальные, проекты. Выбор темы научного исследования. Гипотеза. Структура научно-исследовательской работы: введение, основная часть, заключение. Изучение примеров научных работ. Введение: введение в проблему, основные задачи работы, аргументация актуальности выбранной темы. Основная часть НИР: Методы исследование, составление плана исследования, полученные данные и результаты. Стиль изложения материала в основной части. Обобщение наиболее важных результатов исследования и перспективы. исследования. Результаты в научном исследовании и их обработка. Выводы.  Требования к оформлению научных работ. Цитирование. Ссылки и правила оформления ссылок. Схемы и иллюстрации, приложения. Библиографический список, Интернет - источники.  Составление тезисов исследования и компоненты их содержания. Подготовка доклада о научном исследовании. Требования к тезисам и докладу по научной работе.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Знать -структуру исследований;

             -требования к написанию исследовательских работ

 Уметь –составлять план исследования.

Перечень контрольных мероприятий

Тест №1.

Тема 2. Оформление  исследовательской работы  4 часа

Общее представление об оформлении отдельных видов текстового материала

Компьютерное оформление реферата.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Знать -структуру оформления реферата

Уметь –оформлять текстовый материал реферата на ПК.

Тема 3.Библиографический поиск и работа с литературными источниками 6 часов

Правила работы с литературой. Поиск информации в Интернете. Правила работы в библиографическом отделе. Подбор необходимого материала для доклада или реферата. Поиск информации в Интернете.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Знать –правила работы с Интернетом на ПК

Уметь –находить необходимую информацию в сети Интернет.

Перечень контрольных мероприятий

Тест №2

Тема 4. Экологический мониторинг  11 ч

Изучение органов цветкового растения на примере характерных для края семейств

Строение стебля Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек. Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья. Видоизменения надземных побегов растений родного края. Вегетативное размножение растений комнатных растений Весенние явления в жизни растений родного края. Растительное сообщество луга родного края. Влияние человека на природные сообщества родного края.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Знать –правила мониторинговых исследований

Уметь –находить необходимую информацию в сети Интернет.

Перечень контрольных мероприятий

Экскурсия

Тема 5. Обработка и защита полученных результатов и выводов  4 ч

 Выступление учащихся на школьной научной конференции.

Участие в  конференции молодых исследователей, в областных и всероссийских конкурсах «Первые шаги в науку», им. Вернадского

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Знать –правила написания исследовательских работ

Уметь –преподносить информацию на конкурсах.

Перечень контрольных мероприятий

Защита презентаций исследовательских работ.

Учебно – тематический план

Тема курса

Количество часов

Тестирование

Количество экскурсий

Тема 1. Организация индивидуальной исследовательской работы»

10

1

Тема 2.Оформление  исследовательской работы

4

Тема 3. Библиографический поиск и работа с литературными источниками

6

1

Тема 4. Экологический мониторинг

11

1

Тема 5.Обработка и защита полученных результатов и выводов

4

Итого

35ч

Требования к уровню  подготовки обучающихся 6 класса:

Знать:  экологические особенности родного края; понятия, описывающие экосистемы родного края; особенности методов наблюдения, эксперимента, количественного учета, классификации, экологического мониторинга.

Уметь: наблюдать, планировать и проводить опыты, измерять и оформлять результаты, соблюдать правила ТБ, устанавливать причинно – следственные связи, формулировать проблему, предлагать и проверять способы ее решения, оформлять выводы с помощью графиков, таблиц, диаграмм; использовать знания в ситуациях разработки экопроектов, участия в общественных акциях защиты окружающей среды.

Литература:

1.  Левитман М.Х. Экология - предмет: интересно или нет? 2000.

2 .Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу. М. 2000.

3. Алексеев С.В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования  школьниковМ. 2001.

4. Электронные образовательные ресурсы

5.  Журнал «преподавание биологии в школе» № 5, 6, 7 2003 год, №1, 3, 5 2004 год

6.. Энциклопедический словарь «Юный биолог»

Календарно- тематическое планирование

по курсу «Зеленый паспорт»

6 класс, 35 часов

№ п/п

№ п/п темы

Тема урока

Дата

Виды, формы контроля

План

фактически

Тема 1. Организация индивидуальной исследовательской работы»10 часов

1

1

Научное исследование. Виды  исследовательских работ. Выбор темы работы.

Беседа

2

2

«Выбор темы  для индивидуальной исследовательской работы. Постановка целей и задач работы. План работы»

Работа с ПК

3-4

3-4

Основная часть исследовательской работы. Требования к оформлению исследовательских работ

Лекция

5-6

5-6

«Подбор источников информации (справочники, журналы и газеты, научная литература) в библиотеке»

Работа с источниками СМИ

7

7

«Оформление результатов научного исследования»

Текущий контроль знаний

8

8

Требования к тезисам и докладу по исследовательской  работе

Лекция

9

9

Составление тезисов к работе. Оформление доклада

Практическое занятие

10

10

Подготовка научно-исследовательской работы к защите на конференции»

Работа с ПК

Тема 2. Оформление  исследовательской работы 4 часа

11-12

1-2

Общее представление об оформлении отдельных видов текстового материала

Лекция

13-14

3-4

Компьютерное оформление работы

Индивидуальная работа с ПК

Тема 3. Библиографический поиск и работа с литературными источниками6 часов

15-16

1-2

Правила работы с литературой.

Лекция

17-18

3-4

Правила подбора необходимого материала для доклада или реферата

Лекция

19-20

5-6

Поиск информации в Интернет

Работа с ПК

Тема 4. Экологический мониторинг 11 ч

21

1

Исследование органов цветкового растения на примере характерных для Токаревского района семейств

Работа с ПК

22

2

Исследование передвижения воды и минеральных веществ по стеблю на примере характерных для Токаревского района  семейств

Работа с ПК

23

3

Исследование надземных побегов растений родного края.

Работа с ПК

24

4

Исследование видоизменения подземных побегов растений родного края.

Работа с ПК

25

5

Весенние явления в жизни растений родного края

Работа с ПК

26

6

Исследование растительного сообщества  луга родного края

Индивидуальная работа

27

7

Исследование природного сообщества водоёма родного края

Индивидуальная работа

28

8

Исследование влияния человека на природные сообщества родного края

Работа с ПК

29

9

Защита природных сообществ родного края

Конференция

30

10

Изучение Памятников природы местного значения

Работа с ПК

31

11

Исследование особо охраняемых территорий Тамбовской  области

Работа с ПК

Тема 5. Обработка и защита полученных результатов и выводов 4 ч

32




33-34

35

1




2-3


4

Обсуждение полученных результатов исследований и вариантов их представления


Создание презентаций.


Итоговая конференция

Текущий контроль знаний



Работа с ПК


Презентации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Проектная учебная деятельность"

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знани...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «История» (базовый уровень) для 10 класса на 2012-2013 учебный год

Составлена в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений «Всеобщая история. История России» 10 – 11 классы. Автор составитель: Алексашкина Л.Н....

Рабочая программа элективного курса по химии "Решение качественных задач по органической химии" для учащихся 10 класса на 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка.      Данная программа составлена на основе программы курса химии О. С. Габриеляна   для учащихся 10 классов (органическая химия) общеобр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по математике для учащихся 9 класса «Решение заданий части 1 ОГЭ»

Данный элективный курс носит обобщающий характер, направлен- на закрепление знаний, умений и навыков, полученных учащимися в 5-9 классах основной школы,- на углубление и расширение знаний по математик...

Рабочая программа элективного курса «Готовимся к устной части ОГЭ по русскому языку» 9 класс

Государственная итоговая аттестация в IX классе является важнейшим этапом в подготовке обучающихся к единому государственному экзамену в XI классе. Курс по выбору «Готовимся к устной части ОГЭ п...