Рабочая программа по курсу вариативной части учебного плана "Зеленый паспорт"
рабочая программа (экология, 6 класс) по теме

Галина Николаевна Платухина

 

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zelenyy_pasport_6_klass.rar14.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Токарёвская средняя общеобразовательная школа № 2

«Рассмотрено»                                   «Согласовано»                            «Утверждено»

на заседании МО                               Зам. директора                                Директор

учителей естественно-                       по УВР                                Токарёвской СОШ № 2

географмческого цикла                                                                                Приказ №____

Протокол № ______                    

от «___»сентября 2011г.                   «___» сентября 2011г.                 «___» сентября 2011г.

Рабочая программа

по курсу вариативной части учебного плана для введения учебных предметов, направленных на формирование личностных, познавательных, коммуникативных учебных действий, для проведения учебных практик и исследовательской, проектной деятельности «Зеленый паспорт»

для  6 класса на 2012-2013 учебный год

Составил: учитель химии и биологии                                    

Платухина Галина Николаевна

                                                     Пояснительная записка

. Цель курса : научить учащихся правильно проводить научное исследование.

          Задачи : 

* представление учащимся научного исследования как единой системы;

* формирование у учащихся чувства значимости научного исследования;

* пробуждения интереса учащихся к изучению предметных вопросов.

Нормативные документы

  1. Базисный учебный план.
  2. Федеральный компонент государственного стандарта.
  3. Примерные программы на основе ГОС.
  4. Требования к оснащению образовательного процесса.

Сведения о программе

 В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,

Место и роль учебного курса

Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Информация о количестве учебных часов

Содержание программы рассчитано на 35 часов1 раз в неделю, для учащихся 6-х классов, начинающих заниматься исследовательской деятельностью.

Формы организации образовательного процесса

Коллективные, групповые, индивидуальные

Технологии обучения

В процессе обучения используются элементы таких современных педагогических технологий как информационно-коммуникационные, технология опорного конспекта,  личностно ориентированное обучение, элементы проектной деятельности.

Механизм формирования ключевых компетенций

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

вести устный диалог на заданную тему;

участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

участвовать в работе конференций, чтений.

Систематизация и усвоение полученных теоретических знаний проверяется при выполнении учащимися практических работ – проведения предметного исследования и оформления собственной исследовательской деятельности.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач предусмотрены лекционные и практические занятия. Учитель распределяет выделенное годовое количество часов на виды занятий, опираясь на собственный опыт и имея в виду готовность учащихся к занятиям исследовательской деятельностью. Виды занятий в процессе обучения тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга

Виды и формы контроля

Приобщение детей к занятиям по исследовательской деятельности проводятся через следующие формы и методы:

Теоретические: беседы; лекции; рассказы;

Практические: метод исследования литературы по проблемной теме;  поисковый метод; обзорно-аналитический метод; социологический опрос; тестирование; работа на  компьютере;

Планируемый уровень подготовки

  1. овладение учащимися принципами, методами и технологиями организации научно-исследовательской деятельности;
  2. создание школьниками собственных исследовательских  проектов;
  3. вовлечение учащихся в деятельность научных обществ;
  4. создание "сквозных" тематических проектов, объединяющих исследования определенной проблемы нескольких предметов;
  5. участие детей в школьных, районных научно-практических конференциях.

Информация об используемом учебнике.

В преподавание   курса «Зеленый паспорт» используются  следующие методические пособия:

1. Кузнецов В.Н. Программы: Экология. М.: Просвещение, 2008.

2. Павленко Е.С. Экологическое образование и воспитание школьников. М. 2005.

3. Пахомов А.П. Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями. М. 2004.

Содержание программы

Тема 1. Организация индивидуальной исследовательской работы» 10 часов

Научное исследование. Виды научно – исследовательских работ: реферативные, практические, опытно – экспериментальные, проекты. Выбор темы научного исследования. Гипотеза. Структура научно-исследовательской работы: введение, основная часть, заключение. Изучение примеров научных работ. Введение: введение в проблему, основные задачи работы, аргументация актуальности выбранной темы. Основная часть НИР: Методы исследование, составление плана исследования, полученные данные и результаты. Стиль изложения материала в основной части. Обобщение наиболее важных результатов исследования и перспективы. исследования. Результаты в научном исследовании и их обработка. Выводы.  Требования к оформлению научных работ. Цитирование. Ссылки и правила оформления ссылок. Схемы и иллюстрации, приложения. Библиографический список, Интернет - источники.  Составление тезисов исследования и компоненты их содержания. Подготовка доклада о научном исследовании. Требования к тезисам и докладу по научной работе.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Знать -структуру исследований;

             -требования к написанию исследовательских работ

 Уметь –составлять план исследования.

Перечень контрольных мероприятий

Тест №1.

Тема 2. Оформление  исследовательской работы  4 часа

Общее представление об оформлении отдельных видов текстового материала

Компьютерное оформление реферата.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Знать -структуру оформления реферата

Уметь –оформлять текстовый материал реферата на ПК.

Тема 3.Библиографический поиск и работа с литературными источниками 6 часов

Правила работы с литературой. Поиск информации в Интернете. Правила работы в библиографическом отделе. Подбор необходимого материала для доклада или реферата. Поиск информации в Интернете.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Знать –правила работы с Интернетом на ПК

Уметь –находить необходимую информацию в сети Интернет.

Перечень контрольных мероприятий

Тест №2

Тема 4. Экологический мониторинг  11 ч

Изучение органов цветкового растения на примере характерных для края семейств

Строение стебля Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек. Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья. Видоизменения надземных побегов растений родного края. Вегетативное размножение растений комнатных растений Весенние явления в жизни растений родного края. Растительное сообщество луга родного края. Влияние человека на природные сообщества родного края.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Знать –правила мониторинговых исследований

Уметь –находить необходимую информацию в сети Интернет.

Перечень контрольных мероприятий

Экскурсия

Тема 5. Обработка и защита полученных результатов и выводов  4 ч

 Выступление учащихся на школьной научной конференции.

Участие в  конференции молодых исследователей, в областных и всероссийских конкурсах «Первые шаги в науку», им. Вернадского

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Знать –правила написания исследовательских работ

Уметь –преподносить информацию на конкурсах.

Перечень контрольных мероприятий

Защита презентаций исследовательских работ.

Учебно – тематический план

Тема курса

Количество часов

Тестирование

Количество экскурсий

Тема 1. Организация индивидуальной исследовательской работы»

10

1

Тема 2.Оформление  исследовательской работы

4

Тема 3. Библиографический поиск и работа с литературными источниками

6

1

Тема 4. Экологический мониторинг

11

1

Тема 5.Обработка и защита полученных результатов и выводов

4

Итого

35ч

Требования к уровню  подготовки обучающихся 6 класса:

Знать:  экологические особенности родного края; понятия, описывающие экосистемы родного края; особенности методов наблюдения, эксперимента, количественного учета, классификации, экологического мониторинга.

Уметь: наблюдать, планировать и проводить опыты, измерять и оформлять результаты, соблюдать правила ТБ, устанавливать причинно – следственные связи, формулировать проблему, предлагать и проверять способы ее решения, оформлять выводы с помощью графиков, таблиц, диаграмм; использовать знания в ситуациях разработки экопроектов, участия в общественных акциях защиты окружающей среды.

Литература:

1.  Левитман М.Х. Экология - предмет: интересно или нет? 2000.

2 .Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу. М. 2000.

3. Алексеев С.В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования  школьниковМ. 2001.

4. Электронные образовательные ресурсы

5.  Журнал «преподавание биологии в школе» № 5, 6, 7 2003 год, №1, 3, 5 2004 год

6.. Энциклопедический словарь «Юный биолог»

Календарно- тематическое планирование

по курсу «Зеленый паспорт»

6 класс, 35 часов

№ п/п

№ п/п темы

Тема урока

Дата

Виды, формы контроля

План

фактически

Тема 1. Организация индивидуальной исследовательской работы»10 часов

1

1

Научное исследование. Виды  исследовательских работ. Выбор темы работы.

Беседа

2

2

«Выбор темы  для индивидуальной исследовательской работы. Постановка целей и задач работы. План работы»

Работа с ПК

3-4

3-4

Основная часть исследовательской работы. Требования к оформлению исследовательских работ

Лекция

5-6

5-6

«Подбор источников информации (справочники, журналы и газеты, научная литература) в библиотеке»

Работа с источниками СМИ

7

7

«Оформление результатов научного исследования»

Текущий контроль знаний

8

8

Требования к тезисам и докладу по исследовательской  работе

Лекция

9

9

Составление тезисов к работе. Оформление доклада

Практическое занятие

10

10

Подготовка научно-исследовательской работы к защите на конференции»

Работа с ПК

Тема 2. Оформление  исследовательской работы 4 часа

11-12

1-2

Общее представление об оформлении отдельных видов текстового материала

Лекция

13-14

3-4

Компьютерное оформление работы

Индивидуальная работа с ПК

Тема 3. Библиографический поиск и работа с литературными источниками6 часов

15-16

1-2

Правила работы с литературой.

Лекция

17-18

3-4

Правила подбора необходимого материала для доклада или реферата

Лекция

19-20

5-6

Поиск информации в Интернет

Работа с ПК

Тема 4. Экологический мониторинг 11 ч

21

1

Исследование органов цветкового растения на примере характерных для Токаревского района семейств

Работа с ПК

22

2

Исследование передвижения воды и минеральных веществ по стеблю на примере характерных для Токаревского района  семейств

Работа с ПК

23

3

Исследование надземных побегов растений родного края.

Работа с ПК

24

4

Исследование видоизменения подземных побегов растений родного края.

Работа с ПК

25

5

Весенние явления в жизни растений родного края

Работа с ПК

26

6

Исследование растительного сообщества  луга родного края

Индивидуальная работа

27

7

Исследование природного сообщества водоёма родного края

Индивидуальная работа

28

8

Исследование влияния человека на природные сообщества родного края

Работа с ПК

29

9

Защита природных сообществ родного края

Конференция

30

10

Изучение Памятников природы местного значения

Работа с ПК

31

11

Исследование особо охраняемых территорий Тамбовской  области

Работа с ПК

Тема 5. Обработка и защита полученных результатов и выводов 4 ч

32




33-34

35

1




2-3


4

Обсуждение полученных результатов исследований и вариантов их представления


Создание презентаций.


Итоговая конференция

Текущий контроль знаний



Работа с ПК


Презентации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Проектная учебная деятельность"

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знани...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «История» (базовый уровень) для 10 класса на 2012-2013 учебный год

Составлена в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений «Всеобщая история. История России» 10 – 11 классы. Автор составитель: Алексашкина Л.Н....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по математике для учащихся 9 класса «Решение заданий части 1 ОГЭ»

Данный элективный курс носит обобщающий характер, направлен- на закрепление знаний, умений и навыков, полученных учащимися в 5-9 классах основной школы,- на углубление и расширение знаний по математик...

Рабочая программа элективного курса «Готовимся к устной части ОГЭ по русскому языку» 9 класс

Государственная итоговая аттестация в IX классе является важнейшим этапом в подготовке обучающихся к единому государственному экзамену в XI классе. Курс по выбору «Готовимся к устной части ОГЭ п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Практическая стилистика» (наименование учебного предмета (курса) (10 класс)

Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 классов и рассчитан на 17 часов....