Мероприятие по экологии «В лесу родилась елочка …. и пусть она растет»
методическая разработка по экологии на тему

Ивкина Светлана Феликсовна

Мероприятие "В лесу родилась елочка .... и пусть она растет"  в рамках предновогодней акции "Сбережем елочку!".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл scenariy.docx347.43 КБ

Предварительный просмотр:

 Мероприятие по экологии

 «В лесу родилась елочка ….   и   пусть она растет»

Цели и задачи:

формирование у обучающихся понимания единства человека и природы,

вовлечение обучающихся в активную природоохранную и экологическую деятельность,

привитие навыков агитационной работы, воспитание экологической культуры у подрастающего поколения.

Оборудование: ножницы, цветная ( зеленая и красная) бумага, клей, карандаши, шишки, картинки с шишками, заготовки с пословицами.

Ход мероприятия

Ведущий.

 По округе славится зелёная красавица:

Сарафан – как колокол,

По земле да волоком, шапочка –

С опушечкой, с острою макушечкой.

  В декабре особое внимание заслуживает такое знакомое с детства деревце как ёлочка. Правильное название ель. Ель – дерево новогоднее, праздничное. Нет, пожалуй, такого аккуратного и пропорционального молодого деревца в наших лесах, с такими удобными для игрушек и гирлянд ветвями. Поэтому не случайно, что в это время в школах проходит природоохранная акция “Операция Ёлочка”. Сегодня ребята вы узнаете много интересного о нашей елочке. Мы думаем, что многие из вас заинтересуются судьбой этого деревца и помогут выжить нашей новогодней красавице в лесах нашего края.

  В конце декабря, в дни зимнего солнцестояния, древние славяне отмечали зарождение нового солнца. В эти дни люди украшали ель разными плодами и просили у духа дерева защиты от жизненных невзгод.

   Впервые в Европе украшать ёлку стали в Германии. По преданию немецкий священник ( XVI в.) Мартин Лютер возвращался в канун рождества поздно ночью и обратил внимания на звёздное небо. Ему понравилось, как звёзды сияли на пушистых ветках ели. Он решил принести маленькую ёлочку домой и украсить ёе зажженными свечами.

  Ребята, когда появилось новогодняя ёлка в России? Только 1 января 1700 года по специальному указу царя Петра I Новый год стал в России зимним праздником. Тогда впервые все дома были украшены еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветками. В Москве палили из пушек и мушкетов, жгли костры на площадях, устраивали пышные фейерверки.

Всё ли мы знаем про ёлочку?

Скажите ребята, чем отличается ёлочка от берёзки?

/У ели иголочки-хвоинки, а у берёзы листочки/.

А какие деревья мы можем назвать родственниками ёлочки?

/Родственники должны быть похожи, значит, это все те, кто имеет иголочки: сосна, лиственница, кедр/.

Давайте подумаем, с кем из животных леса дружит ёлочка и почему?

ЗАЯЦ – под большими еловыми ветками-лапами он находит себе убежище.

Многих ель угощает своими шишками. В каждой шишке бывает до 200 семян. О том, кто лакомится семенами ели, расскажут сами шишки.

Вот зажатая в небольшой щели пенёчка наполовину разбитая шишка. А рядом груда уже “обработанных”. Это кузница….. ДЯТЛА.

Чуть дальше валяется шишка, у которой наружные половинки чешуек обгрызены, превращены в труху. Это поработала….. МЫШЬ.

У некоторых шишек чешуйки отогнуты, а некоторые разорваны вдоль, значит, они побывали в клювах…… КЛЕСТОВ.

БЕЛКА тоже любит еловые шишки. И у неё тоже свой “почерк”. Шишка, у которой остался голый стерженёк, побывала у белки: если она грызла шишку на дереве, то чешуйки разбросаны вокруг; если лущила внизу, сложены аккуратной кучкой.

1.Викторина

 1. Какой овощ раскрашивали при правлении Петра I и вешали на ёлку? (картофель)

2. Какой сладостью украшали на Руси ёлку? (пряники)

3. Это украшение любит не только ёлка, но и девушки (бусы).

4. Какой музыкальный инструмент изготовляют из ели, которому уже более трёхсот лет? (скрипка)

5. Сколько лет живёт хвоя ели? (7-9 лет)

6. В каком возрасте у ели появляются шишки? (в 35 – 40 лет)

7. Лес из осин называется осинник, из дубов – дубрава, из берез – роща. А как называется лес из елей? (ельник)

8. Может ли ель предсказывать погоду? (да. При наступлении ненастья ель опускает ветки вниз)

9. Каков предельный возраст ели? (300 лет)

10. Как в лесу узнать возраст ели? (Поскольку «этажи» ветвей у елей образуются раз в год, возраст ели определяется довольно просто: достаточно посчитать их и прибавить 3—4 года (время формирования первого «этажа»).

11. До какой высоты может вырасти ель? (35 – 50 м)

Ели могут много интересного рассказать о погоде. Попробуйте угадать

2.Феноуказатели

1. Ель опускает ветки перед … (дождем).

2. Ветки ели поднимаются вверх перед …. (ясной погодой)

3. Чешуйки шишек сжимаются перед … (дождем)

4. Если длинные ветки ели распрямляются … (будет ясная погода)

3. Собери пословицы и поговорки о ели

Ель не сосна, …        ( шумит неспроста).

Береза и осина –….  ( няньки ели).

Как хлеба край, так и под елью рай,…. ( а хлеба ни куска – и в тереме тоска).

Родной край –…   ( и под елью рай).

Еловые шишки….  ( от корени до вышки).

Толкуй про еловый,….( а берёзовый и сосновый лес крепче).

От яблоньки – яблочки, … ( от ёлки – шишки).

4. Угадай чьи шишки ( по картинкам угадать чьи это шишки, найти шишки ели)

 Много загадок, песен, стихов, пословиц и поговорок написано про елочку. А какие вы знаете рассказы и сказки про елку? Слышали ли вы, читали ли вы сказку Андерсена «Ель»? Давайте послушаем отрывок из этой сказки. Я вам всем советую прочитать эту сказку (чтение отрывка из сказки Андерсена «Ель»).

 Выросла ёлка в лесу на горе,

 У неё иголки зимой в серебре.

 У неё на шишках ледышки стучат,

 Снежное пальтишко лежит на плечах.

 Жил под ёлкой зайка с зайчихой своей.

 Прилетела стайка чечёток с полей.

 Приходили к ёлке волки зимой.

 Не везли мы ёлку из лесу домой.

 Нарядили ёлку в красивый наряд –

 На густых иголках льдинки горят.

 Началось веселье, песни и пляс.

 Хорошо нам, ёлка, – праздник у нас! /Е. Трутнева. “Ёлка”/

Ребята, а почему дети не стали ёлочку срубать, а нарядили её прямо в лесу? Правильно ли они сделали?

А знаете ли вы, что если спилить дерево ели, то на спиле можно увидеть годичные кольца. Иногда их количество достигает 300 и даже 400. Это обозначает, что дерево прожило на Земле 300 лет, целых 300 лет помогало человеку дышать, очищало воздух от углекислого газа, согревало и кормило ленных жителей. Человек, который, не задумываясь, срубает такое дерево, не понимает всех последствий произошедшего. Представьте, что каждая семья захочет срубить ёлку на праздник…Что станет с еловым лесом? Что станет с животными и птицами?

Конечно, человек нарядит ёлку, порадуется всего 2 недели, выбросит её, а лесные жители будут страдать. Как же быть, если и ёлку хочется на праздник дома увидеть, и рубить живую нельзя? Правильно, можно дома поставить и нарядить искусственную ёлочку. Подумайте, а чем искусственная ёлочка может быть лучше живого дерева?

О чём вы можете попросить других людей, которые не знают того, что вы узнали про ёлочку? Какой знак можно нарисовать при входе в лес?

Вот девиз нашего занятия: “Не рубите, люди, ёлок!”.

Да, ель – дерево щедрое к людям. Ель даёт людям и ценный строевой лес, и высокосортную бумагу, искусственный шелк и целлофан, картон и киноплёнку, автомобильные покрышки, спирт и кормовые дрожжи, глицерин и лекарства. Из ели делают музыкальные инструменты и искусственную кожу и ещё много других полезных вещей. Будем и мы щедры к ёлочке, подарим ей жизнь на долгие годы.

Мы изготовим простую в исполнении и экологичную с точки зрения утилизации елку. И не просто елку, а «Елку дружбы». Для этого нам понадобятся материалы, которые лежат у вас на столах в папках: это цветная бумага, ножницы, карандаши, клей. Всеми вместе мы сейчас сделаем одну елку, но вы сможете изготовить такие же и дома. Я буду показывать и рассказывать, что надо делать, а вы повторяйте за мной. (Приложение  – Последовательность выполнения работы).

Ведущий: И вот наши зрители изготовили елочку – красивую и наполненную добрыми пожеланиями

Литература:

  1. Багрова Л. А. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Растения. М…АСТ 2000г.
  2. Бобылёва Л.Д., Бобылёва О.В., Экологическое воспитание младших школьников/ Начальная школа. – 2003. – № 5. – С. 64./
  3. Дмитриев Ю, Хрестоматия юного натуралиста /Авт.-сост. В.М. Вдовиченко – Мн.: ООО “Юнипресс”, 2001. – с.11./

Приложение

Последовательность выполнения елки из бумаги

Вначале подготовим основание елки – вырежем из картона заготовку для конуса. Но пока его не склеиваем. Вначале мы будем прикреплять к нему ветки – это контуры вашей руки и рук ваших друзей. Кладем на зеленую бумагу и обводим карандашом ладонь с разведенными пальцами. Каждый из вас сделает для нашей елочки свою ветку-ладошку. Это придаст поделке индивидуальность и неповторимость. Не обязательно покупать цветную бумагу. Это может быть ненужная бумажная упаковка или тетрадные обложки зеленого цвета. Вырезаем веточки.

Я называю такую поделку «Елкой дружбы», потому что ее лучше всего делать в компании друзей. А самое главное – каждый, кто обводит свою ладонь, пишет на обратной стороне вырезанной веточки новогоднее пожелание – кому-то лично или всему человечеству – кто как хочет.

Теперь прикрепляем веточки к основанию елки клеем – сначала нижний ряд, потом, частично перекрывая, второй ряд и так - до «макушки». Чем больше друзей обвели свои руки, тем выше и «пушистее» будет ваша елочка. Украсить ее можно бумажными гирляндами и игрушками.

Вы уже подготовили свои веточки? Я прошу по одному представителю от каждого стола по очереди подойти сюда, к месту сборки елки, и прикрепить ветки к основанию.

А теперь остается только свернуть елку в конус и закрепить с помощью клея или степлера.

Все! Ваша елка готова. Ее интересно даже демонтировать – можно перечитать пожелания, написанные вашими друзьями. Какие-то листы, возможно, стоит оставить на память, а остальное сдать в макулатуру. Как вы видите, это очень экологичная поделка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общешкольное мероприятие по экологии "Репортажи из леса"

Сценарий общешкольного мероприятия по экологии "Репортажи из леса", в котором учавствуют учащиеся 6-11 классов, предварительно проводятся конкурсы на лучший рисунок, плакат, школьное сочинение....

Занятие с детьми с ОВЗ. Аппликация из размоченной бумаги "В лесу родилась ёлочка" (по мотивам одноимённой детской песни).

Представляю конспект занятия, которое я проводила с детьми с ОВЗ (2-й вариант обучения) в группе продлённого дня 10-11 классов. Занятие проводилось в рамках методической темы: "Использование техник...

Презентация к занятию по аппликации из размоченной бумаги "В лесу родилась ёлочка".

Представляю презентацию к занятию по аппликации из размоченной бумаги "В лесу родилась ёлочка". Идёт как дополнение к конспекту данного занятия....

Конспект открытого занятия в эколого-краеведческом кружке «Тропинка». Тема занятия: "В лесу родилась ёлочка"

Цель: Изменить психологию потребительского отношения к лесу, доказать ценность хвойных растений. Задачи: 1. Убедить в том, что без растений человечество прекратит своё существование. 2. Доказать незам...

мероприятие по экологии по теме «В лесу родилась елочка …. и пусть она растет»

мероприятие по экологии по теме  «В лесу родилась елочка ….   и   пусть она растет»...

История создания двух песен: «В лесу родилась ёлочка» и «Jingle bells»

Рождество и Новый год считаются самыми добрыми, весёлыми и любимыми  праздниками для детей и взрослых. Поздравляя друг друга с Рождеством и Новым годом,  англичане говорят: «Merry Christmas!...

конспект занятия "В лесу родилась елочка"

«В лесу родилась елочка» - занятие для дошкольников 6-7 лет, занимающихся в объединении «Окружающий мир». Продолжительность занятия 25 минут.Цель: познакомить с морфологическими  особенностями хв...