Конспект открытого занятия в эколого-краеведческом кружке «Тропинка». Тема занятия: "В лесу родилась ёлочка"
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Цель: Изменить психологию потребительского отношения к лесу, доказать ценность хвойных растений. Задачи: 1. Убедить в том, что без растений человечество прекратит своё существование. 2. Доказать незаменимое значение хвойных растений в зимний период. 3. Познакомить с хвойными растениями. 4. Предложить методы охраны молодых ёлочек в связи с наступающим Новым годом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД ДДТ р.п. Воротынец

КОНСПЕКТ

открытого занятия в эколого-краеведческом  кружке «Тропинка»

Тема занятия:  В лесу родилась ёлочка

                                                                                       Педагог дополнительного образования

                                                                                       Тоторина Елена Петровна

Цель: Изменить психологию потребительского отношения к лесу, доказать ценность хвойных растений.

Задачи:  

  1. Убедить в том, что без растений человечество прекратит своё существование.
  2. Доказать незаменимое значение хвойных растений в зимний период.
  3. Познакомить с хвойными растениями.
  4. Предложить методы охраны молодых ёлочек в связи с наступающим Новым годом.

Оборудование:

- живые ветки хвойных растений;

- рисунки растений хвойных пород;

- карты ореолов хвойных деревьев;

- атлас-определитель «От земли до неба».

ПЛАН  ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей занятия.
  2. Информация о целебном воздухе.
  3. Сюжетно-ролевая игра «Знакомство с хвойными растениями».
  4. Игра «Семицветик».
  5. Стих «Деревья хвойные у дома посажу».
  6. Интерактивная игра «Представь себя деревом».
  7. Беседа «Как спасти ёлочку».
  8. Подведение итогов.

ХОД  ЗАНЯТИЯ:

     Тема нашего занятия «В лесу родилась ёлочка». Вы сегодня поближе познакомитесь с ёлочкой и другими хвойными растениями. Узнаете о их незаменимой роли в природе и жизни человека и убедитесь в важности охраны молодых ёлочек в связи с наступающим Новым годом.

     Большинство хвойных пород – вечнозелёные растения и роль их огромна, но мы их порой даже не замечаем и равнодушно проходим мимо. Все растения – это живые существа, со свои особым местом на планете, собственным характером, привычками, требованиями. Конечно они сильно отличаются от людей и животных, но у них совершенно другая миссия. Без растений жизнь на Земле невозможна. Кто может это подтвердить?

(ответы детей: органическое вещество, кислород, фильтр, бактерицидность, жильё, пища и т.д.)

     Сейчас все хвойные деревья нуждаются в охране. По тайге прокладываются трубопроводы, растут вышки нефтепроводов и газопроводов. Хвойные деревья очень чувствительны к загрязнению воздуха, поэтому в населённых пунктах они чувствуют себя угнетённо. Из-за различных экологических нарушений не происходит семенного возобновления. Развивается промышленность, процветает экономика, а хвойные леса тают на глазах из-за хозяйственных рубок, варварского обращения. Мы неправильно живём на Земле: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не охраняем. Бриллианты, золото, алмазы, деньги – охраняем, а озёра, родники, парки, леса – нет.

     Давайте поближе познакомимся с хвойными растениями.

(сюжетно-ролевая игра «Знакомство с хвойными растениями» приложение 1)

     Вот мы и познакомились с 7 видами хвойных растений. А как вы были внимательны мы сейчас проверим.

(игра «Семицветик», приложение 2)

     Итак, вы теперь знаете, какую важную роль имеют хвойные деревья. И думаю, считаете необходимым посадить какое-то хвойное дерево у дома. Как это правильно сделать вы сейчас узнаете.

(стих «Деревья хвойные у дома посажу», приложение 3)

     Давайте разомнёмся и поиграем в интерактивную игру «Представь себя деревом».

(интерактивная игра «Представь себя деревом», приложение 4)

      Сценка:

Плачет девочка, наряженная ёлочкой:

- Я ещё такая молодая, меня скоро срубят и украсят мною квартиру или дом. И  никто не задумывается о том, что я осень маленькая. Я не хочу, чтобы меня срубили!

- Ёлочка, что с тобой, мы не допустим, чтобы тебя срубили. Ребята сейчас что-нибудь придумают.

Ребята, вам жалко ёлочку? Нужно подумать, как её спасти. Ведь из-за рубок и загрязнения воздуха гибнет много елей, численность их, как и всех хвойных деревьев катастрофически сокращается. Что мы с вами можем сделать для спасения ёлочки?

( предложения детей)

     Давайте, подведём итог ваших идей. Трудно себе представить Новый год без ёлки, но и губить молодую красавицу жалко. Итак, 4 варианта:

  1. Выращивать ёлочки в питомнике.

 Каждую весну на месте срубленных ёлочек сеются новые. У этого варианта много проблем. Для того, чтобы ёлочке вырасти до 1 – 1,5 м потребуется 10 – 15 лет. Развести питомник дело очень хлопотное, под силу только специалистам, а лесные хозяйства сокращаются.

  1. Ставить искусственную ёлку.

Жизнь живой ёлочки сохраним, но химические заводы по их изготовлению отравляют воздух и губят другие деревья, которые очень чувствительны к загрязнению воздуха.

  1. Можно дома посадить растение с прочными ветвями, которое можно наряжать в канун Нового года.
  2. Можно посадить и вырастить ёлочку около своего дома.

Место выбрать так, чтобы можно было водить хоровод. Растущую ёлку украсить игрушками из снега и льда. Чудесен Новый год у живой ёлочки!

Сделаем вывод: хвойные растения очень необходимы, но их площади катастрофически сокращаются из-за вырубок, загрязнения воздуха. Мы должны делать всё, что в наших силах: сажать самим деревья, проводить разъяснительную работу среди населения в защиту зелёных красавиц. Давайте делать всё для того, чтобы сохранить эти растения для потомков.

     Занятие закончено.

                                                                                                                      Приложение 1.

Сюжетно-ролевая игра «Знакомство с хвойными растениями»

Дети актёры играют роль деревьев. У каждого из них имеются таблички с названием деревьев, перевёрнутые обратной стороной. После тога, как дети находят ветку и рисунок данного растения на столе и правильно называют его, актёры переворачивают таблички с названием дерева  лицевой стороной

Педагог: « Ребята, давайте совершим небольшое путешествие в лес».

(появляются деревья и начинают спор)

 Педагог: « Я вот что вам предложу. Пусть каждый из вас о себе расскажет, а ребята пусть отгадают ваши имена и решат, кто из вас главный и самый нужный».

(выходят дети-актёры и рассказывают о дереве)

Сосна. Я очень полезное дерево. Во мне нет ни одной бесполезной частички. В моей коре есть дубильные вещества, в камбии – ванилин, из семян получают ценное масло. Даже воздух вокруг меня исцеляет больных. Моей хвоей питается глухарь, побеги и кора – лучший зимний корм для лося, белки. Бурундуки и птицы лакомятся моими семенами.

Про меня придумали такую загадку: «Этой бабке 100 лет, горба у неё нет, высоконько торчит, далёконько глядит. Придёт смерть за старушкой – станет бабка избушкой».

Ель. Меня часто называют музыкальным деревом. Моя слегка блестящая древесина незаменима при изготовлении музыкальных инструментов. Я очень люблю тень. В моём лесу всегда прохладно и свежо. 1 кубический метр моей древесины можно превратить в 600 костюмов или 400 пар вискозных носков. Делают из меня и пеналы. Ко мне неравнодушны и взрослые и дети. Ведь самый весёлый праздник  Новый год не мыслим без меня – пушистой и сверкающей огнями. Догадались, ребята?

Лиственница. Я славлюсь своей долговечностью. Правда живу я  в сравнении с другими породами не так уж долго – 400 – 500 лет, зато на редкость долговечна моя древесина. Многие сотни и даже тысячи лет она великолепно сохраняется, приобретая со временем всё большую прочность и оригинальность. Мою древесину используют в современном судостроении, в производстве самолётов, плотин. Меня относят к хвойным породам, но в отличии от ели и сосны я ежегодно сбрасываю свой зелёный наряд. Именно поэтому я и получила своё название.

Кедр. Писатель Мамин-Сибиряк так говорил обо мне: «Будто боярин в дорогой шубе». А сибирские охотники подметили, что там где нет меня, там нет и соболя. Мои семена любят медведи, бурундуки, белки, птицы. А ещё меня называют зелёным врачом, кормильцем. Моя хвоя – надёжное противоцинготное средство. Моя древесина желтоватого цвета, ароматная, прочная и красивая. Из неё делают дорогую мебель, рояли, карандаши.

Пихта. По внешнему виду я очень схожа с елью. Но мои хвоинки плоские, сверху тёмно-зелёные блестящие, а снизу тусклые с двумя беловатыми полосками. Мои шишки растут вверх как свечки. Из моей смолы получают ценный бальзам для склеивания стёкол в оптических приборах.

Можжевельник. Чаще всего я кустарник. Расту медленно, но очень долговечен, живу до двух тысяч лет. Мои шишки образуют «сочные ягоды» темно-синего цвета. Из них добывают ценное масло.

Туя. Могу быть кустарником и деревом. В молодости мои листья игольчатые, у взрослых растений – чешуевидные. Крона яйцевидная. Также как лиственница устойчива против гниения, но в отличие от неё мягкая и легко обрабатывается. Из листьев получают эфирные масла. Их используют в медицине и парфюмерии. На родине в Северной Америке меня называют лодочный кедр. У вас я только декоративное растение. В отличие от ели и можжевельника успешно переношу пыль, дым, уплотнение почвы. Живу до 1000 лет, но расту медленно 5-7 см в год.

Педагог: «Да,ребята, каждое дерево по- своему самое красивое и самое полезное.                                                                                     

                                                                                                                     Приложение 2

Игра «Семицветик»

         Для игры дети делятся на две команды. От каждой команды выбираются знатоки, которые должны ответить на 3-4 вопроса  на карточках. Одна карточка – переход хода.

Вопросы написаны на игольчатых листиках семицветика.

  1. Назовите солнцелюбивые хвойные растения.

      (сосна, кедр, туя)

  1. Какие хвойные растения больше других выделяют фитокцидов?

      (можжевельник)

  1. Какое растение противостоит пожарам?

(сосна)

  1. Древесина какого дерева самая прочная?

(лиственница)

  1. В каких лесах «живёт» баба Яга?

(ель, пихта)

  1. Назовите самое долгоживущее хвойное растение.

(можжевельник, до тысячи лет)

  1. Какие хвойные деревья легко переносят заболевание и загрязнённую атмосферу города?

(лиственница)

  1. Переход хода.

                                                                                                                Приложение 3

Интерактивная игра «Представь себя деревом»

Педагог: Ребята, с каким деревом вы себя ассоциируете? Примите своё положение, в зависимости от выбранного дерева:

сосна – руки вверх; лиственница – руки в стороны; ель – руки вниз; туя – руки сомкнуть над головой; можжевеловый кустарник – руки согнуть в локтях.

     Встаньте в нужную позицию, закройте глаза и внимательно меня слушайте. Сейчас вы все превратитесь в хвойные деревья. На вас зелёная целительная хвоя, вы покачиваетесь от лёгкого дуновения ветерка, чуть-чуть шевелите хвоинками – пальчиками. Вы имеете очень важную роль в жизни людей, но они не хотят думать об этом. Вы впитываете энергию солнечных лучей и углекислый газ и даёте людям кислород (вдох – выдох). Пройдите медленно мысленно вдоль своих хвоинок к веточкам и медленно опустите ручки. Это вы отправляете органические вещества вниз по стволу, в корень.

     Поставьте ноги на ширину плеч и почувствуйте, какой у вас массивный корень, он прорастает верхний слой почвы всё глубже и глубже, осторожно покачайтесь вперёд, назад. Почувствуёте, как вы прочно прикреплены к земле. Вы вытягиваете из земли корневыми волосками питательные вещества и воду. Теперь поднимайте мысленно воду вверх по корню, по стволу. Через самое сердце поднимается она тонкими ручейками, а потом потоками. Она двигается по стволу, ветвям, вновь добираясь до иголочек и испаряется, насыщая воздух влагой и благоуханием. Вы даёте бесчисленным живым существам пищу и убежище, поманите их к себе, распахните объятья. Зимой вы нагреваете воздух вокруг себя. Чувствуете тепло, которое исходит от вас? Вы говорите живым существам: «Спрячьтесь среди нас – мы дадим вам пищу, покой и тепло». Вы полны жизни, всех приглашаете к себе. Корни ваши глубоко в земле, а ветви теряются в облаках. Вы живёте в двух мирах – соединяете небо и прах.

     У вас есть крошечные почки, в которых заложено продолжение жизни, найдите их у себя на кончиках ветвей, он и покрыты восковым налётом. Сядьте на корточки и превратитесь в маленькую почку. Вы словно ребёнок, окружённый теплом и заботой матери, ждёте своего часа, чтобы появиться на свет. Вы слышите, ваша мама что-то шепчет. Вы спрашиваете: «Мама, о чём ты шепчешь?»

О каждом новом свежем пне,

О ветке, сломанной бесцельно.

Тоскую я душой смертельно

И так трагично больно мне.

Редеет парк, редеет лес

Он был когда-то много гуще.

И в высь взмывал он исполином.

Но вот пришли на двух ногах

Животные – и по долинам

Топор разнёс свой гулкий взмах.

И вот со стоном падают зелёные красавицы. Им всего по 10 – 15 лет. Им только б жить и жить. Проснитесь люди, откройте глаза, встаньте на защиту хвойных деревьев!

                                                                             

                                                                                                                      Приложение 4

Стихи

Деревья хвойные…                                                            Полезный совет.

Деревья хвойные у дома посажу.                              Когда ты пересаживаешь ёлку

И с гордостью скажу родному краю                         Заметь, где юг, где север прежде был.

Люблю и знаю, знаю и люблю,                                 Так и сажай, не быть иначе толку

И тем полней люблю –                                               Пусть той же стороной на юг стоит

Чем больше знаю.                                                       Твоя воспитанница молодая.

                                                                                      Пусть те же ветки образуют щит,

                                                                                      К ней ветер северный не подпуская.

                                                                                      И не в единственном сажай числе,

                                                                                      А с ёлками подружками другими.

                                                                                      Советов дельных много на земле

                                                                                      И этот не последний между ними.                                                  

Дерево – живое существо.

Какое сложное явленье – дерево.

Вглядись, в каждом облик утомлённый.

Ему на долю пало древнее:

Оно глотает солнце, как лимоны.

Потом зелёной хвоей и листвой

Раздаривает это солнце.

Заснёт. Но исполинский подвиг свой

Опять свершает тут же, как проснётся.

В нём жизни вековое волшебство.

В нём бьются воды, что волны покрепче.

Оно шумит, шуршит и что-то шепчет

И хочет, чтобы поняли его.

Оно страдает молча, я прочёл

В его морщинах горести нежданные.

Стул деревянен. Деревянен стол,

Но дерево, оно не деревянное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с детьми с ОВЗ. Аппликация из размоченной бумаги "В лесу родилась ёлочка" (по мотивам одноимённой детской песни).

Представляю конспект занятия, которое я проводила с детьми с ОВЗ (2-й вариант обучения) в группе продлённого дня 10-11 классов. Занятие проводилось в рамках методической темы: "Использование техник...

Презентация к занятию по аппликации из размоченной бумаги "В лесу родилась ёлочка".

Представляю презентацию к занятию по аппликации из размоченной бумаги "В лесу родилась ёлочка". Идёт как дополнение к конспекту данного занятия....

Конспект открытого занятия детского объединения «Юный краевед». Тема занятия: «Топонимика Лежневского края».

 Занятие «Топонимика Лежневского края», проводилось в рамках работы детского краеведческого объединения. Данное объединение функционирует на базе МБОУ Лежневская СОШ № 11....

История создания двух песен: «В лесу родилась ёлочка» и «Jingle bells»

Рождество и Новый год считаются самыми добрыми, весёлыми и любимыми  праздниками для детей и взрослых. Поздравляя друг друга с Рождеством и Новым годом,  англичане говорят: «Merry Christmas!...

«В лесу родилась ёлочка…» Предновогодний эрудицион (игра для учащихся 7-9 классов)

Цель: Создание условий для воспитания у школьников ценностного отношения к природному и культурному окружению.    Задачи:1) Привлечение внимания учащихся к изучению и сохранению природн...

Музыкальная гостиная. История создания новогодней песни «В лесу родилась ёлочка»

Внеклассное мероприятие "Музыкальная гостиная . История создания новогодней песни "В лесу родилась ёлочка"...

Конспект открытого занятия «Введение в образовательную программу» первого занятия по вокалу для детей 6-7 лет

Конспект открытого занятия «Введение в образовательную программу»первого занятия по вокалу для детей 6-7 летАннотация на образовательную программу, в рамках которой проводится открытое зан...