Конспект открытого занятия «Введение в образовательную программу» первого занятия по вокалу для детей 6-7 лет
учебно-методическое пособие

Танклаева Светлана Таймуразовна

Конспект открытого занятия «Введение в образовательную программу»

первого занятия по вокалу для детей 6-7 лет

Аннотация на образовательную программу, в рамках которой проводится открытое занятие «Введение в образовательную программу».

Данное занятие проводится согласно учебно-тематическому плану дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы художественной направленности «Мелодии детства» (далее – Программа). Программа, рассчитана  на  3 года обучения. Участники  программы дети в возрасте от 7 до 17 лет, занятия организуются в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Обучение по Программе приобщает учащихся к музыкальному искусству через пение, самый доступный для всех детей, активный вид музыкальной деятельности.В основу обучения положена постановка голоса, включающая в себя:

·           тренировку дыхательной системы с помощью специальной гимнастики:А.Н.Стрельниковой;

·           артикуляционную гимнастику по методики В.В. Емельянова,

·           дыхательные упражнения по методике Б.С.Толкачева.

Активизация дикции – комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата;разогревание голосовых связок округление вокального звука и владение им, а также озвучивание природных резонаторов;интонационно - фонопедический метод развития голоса В. В. Емельянова.

 

Тема занятия:  «Введение в образовательную программу»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya.doc181.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия «Введение в образовательную программу»

первого занятия по вокалу для детей 6-7 лет

Составитель:

Танклаева Светлана Таймуразовна,

педагог дополнительного образования
МБУ ДО ДДК (искусств) «Радуга »  г. о. г. Выкса

Количество детей: 7

Аннотация на образовательную программу, в рамках которой проводится открытое занятие «Введение в образовательную программу».

Данное занятие проводится согласно учебно-тематическому плану дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы художественной направленности «Мелодии детства» (далее – Программа). Программа, рассчитана  на  3 года обучения. Участники  программы дети в возрасте от 7 до 17 лет, занятия организуются в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Обучение по Программе приобщает учащихся к музыкальному искусству через пение, самый доступный для всех детей, активный вид музыкальной деятельности.В основу обучения положена постановка голоса, включающая в себя:

  • тренировку дыхательной системы с помощью специальной гимнастики:А.Н.Стрельниковой;
  • артикуляционную гимнастику по методики В.В. Емельянова,
  • дыхательные упражнения по методике Б.С.Толкачева.

Активизация дикции – комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата;разогревание голосовых связок округление вокального звука и владение им, а также озвучивание природных резонаторов;интонационно - фонопедический метод развития голоса В. В. Емельянова.

Тема занятия:  «Введение в образовательную программу»

Описание занятия и  практическая значимость:

  • используются  элементыздоровьесберегающих технологий;
  •  предлагаемый на занятиях комплекс упражнений универсален, его можно применять как в вокальных детских коллективах, так и в дошкольных образовательных  учреждениях в целях музыкального развития детей и профилактики заболеваний органов дыхания.

Предлагаемый конспект демонстрирует пример проведения первого занятия по вокалу для детей 7 лет. Он может быть полезен учителям музыки, руководителям вокальных студий, педагогам дополнительного образования.

Количество учащихся: 7 человек

Цель:знакомство с Программой  объединения  посредствомвокальныхупражнений.

Задачи:

  • познакомить учащихся  с упражнениями на дыхание, развитие звуковысотного слуха,  развитие артикуляционного аппарата;
  • развивать музыкальное восприятие, памятьчерез игровые приемы;
  • Сформировать на мотивацию через  игровые приемы
  • обучить   фокусированию  звука в резонаторы;
  • обучить   правильному вокальному дыханию

Методы  и приемы, используемые на занятии:

по источнику знаний:         

  • наглядные  –  личностный показ;
  •  словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия), беседа;
  • практические  –  упражнения, практические задания;

по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Технологии: развивающего обучения, здоровьесбережения;

Форма организации учебного занятия:игра-путешествие.        

Приемы: диалог, сообщение информации, игра.

Форма организации занятия: индивидуальная, групповая         

Средства обучения:

Наглядные пособия: карточки для игры «Музыкальный словарь», слайды с текстом скороговорки, с текстом песни «Дорога добра», с портретами композитора Марка Минкова и поэта Юрия Энтина, цветик-семицветик из бумаги с открепляющимися лепестками .

Оборудование: фортепиано, стулья, мультимедийное оборудование,  ноутбук (компьютер).

План занятия:

  1. Вводная, организационная часть (3 мин):
  • приветствие;
  • постановка цели занятия.
  1. Основная часть (15 мин):
  • введение образовательного материала;
  • обобщение. Систематизация и закрепление материала.
  1. Заключительная часть (2 мин):
  • подведение итогов занятия.

Этапы занятия

Ход занятия

Организационный

Педагог:Здравствуйте,  друзья! Я приглашаю Вас побывать в чудесной стране «Королевство Пения?»

Ответы детей.

Педагог:Для того чтобы отправиться в страну «Королевство пения», нам надо познакомиться. А поможет нам в этом песня (Педагог поет свое имя, ребенок свое).

L:\ОТКРЫТЫЙ УРОК\pril1.jpg

Педагог:Молодцы, вы прекрасно справились,ребята, а на чем мы отправимся в страну «Королевство Пения»? (ответы детей)

Педагог: Для волшебного путешествия нужны иволшебные помощники – это сказочный экран, и необыкновенный поезд. Сказочный экран у нас есть, необыкновенный поезд мы с вами создадим сами – Я буду паровозом, а Вы будете вагонами. Давайте сейчас построимся, возьмемся за руки и попробуем погудеть как настоящий поезд.

Игра «2 поезда »

Цель игры:  развитие звуковысотного слуха.

Результат: развитие  легких, умение различать высоту звука.

Встретились 2 поезда - большой и маленький.

Большой говорит:"У!" (очень низко).

Маленький тоже умеет разговаривать:"У!"(очень высоко!).

Большой приветствует маленького: "У-У-У!"(3 раза коротко, низко),

Маленький тоже приветствует большого:"У-У-У"(3 раза коротко,высоко). Большой удивляется,почему он такой маленький?"УУУ" (делаем глиссандо(почти до визга!), а на самом верху открываем широко рот, получается "УУУУУА").

"Не маленький я!"- обиделся маленький!"УУУ"портаменте!тот же принцип,что и с глиссандо, внизу открываем рот.

Педагог : Молодцы, у вас отлично получается!

Педагог одевает фуражку железнодорожника, берет флажок и свисток. Дети изображают поезд.

Педагог :- Но что за путешествие без веселой песни? Чтобы дорога была веселей, я буду петь песенку, а вы попробуете запомнить не сложные слова и петь вместе со мной.

Итак, приготовились. Поехали…

Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку:

Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья

Педагог:Ребята,  нашим путеводителем по «Королевству Пения» будет цветик-семицветик.Вот он!  (на экране появляется цветик - семицветикбез лепестков)

Педагог:Но почему он без лепестков-помощников? Без них песенка не сложится…Случилась беда - Королева Молчунья похитила поющие лепестки!...

И наверно музыке больше не звучать. Помогите лепестки - помощники собрать?!

Но Королева Молчунья их просто так не отдаст. Она будет задавать нам определенные задания. А задания мы будем получать на каждой станции. Только тогда Королева-Молчунья вернет их нам. Вы готовы их выполнить?

Ответы детей

Педагог :Ну, а для того, чтобы не устать за время путешествия, нам нужно размять свои плечи.

- Выполняем упражнение «Пиджачок». («Надеваем пиджачок» – плечи проводим вперёд, и «снимаем пиджачок» – плечи проводим назад) повтор 2 р.

- Теперь спинки у нас прямые и мы готовы к путешествию.

Давайте скорее сядем в поезд и найдем их!

- Итак, приготовились. Поехали…

Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку:

Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Поезд останавливается. На экране Надпись «Дыхание »

Педагог :Вероятно, для того,  чтобы вернуть первого помощника , надо научиться правильно дышать. В этом нам поможет дыхательная гимнастика. Итак, Немножко старания – разовьешь дыхание.

Упражнение: Надувала кошка шар (собачка, комар)

Вот идет сердитый ёж (Дети вместе с Педагог: Ф ф…ф….ф (нужно обхватив руками грудь)

Педагог :Где же носик не поймёшь (свернувшийся в клубок ёжик)

Дети: ф. ф. ф. ф…. ф. ф. ф. ф. ф

Педагог :Вот веселая пчела зззззззззз (кружат головой следя за пчелой поднимаются)

Высоко летит она (Дети вместе с Педагог :ззззззззззззззззззз (звук помогает при болезненных ощущениях в горле)

Села к нам на локоток зззззззззззззззззззззз

Полетела на носок зззззззззззззз

Пчелку ослик испугал (Дети вместе сПедагог: иаиаиаиа (укрепление связок гортани, профилактика храпа)

На весь лес он закричал иаиаиаиа

Гуси по небу летят, гуси ослику гудят (Дети вместе с Педагог:Гу –у-у-у, гу—у-у-у-у (Медленно идут, руки крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком).

Звучит сигнал, на экране появляется Лепесток  с надписью Дыхание»

Педагог:Ребята! Вот мы и познакомились с первым лепестком цветика –семицветика. Мы с ним еще обязательно встретимся, а пока отправляемся в путешествие в поисках новых друзей.

Нас веселый поезд  в путешествие увозит.

«поезд» - вибрация губ.

Словно пес мотор рычит: «Остановка» - говорит.

«Мотор рычит» - вибрация звука «Р».

Поезд останавливается.

На экране

Надпись «Дикция,артикуляция »

Упражнение «Скороговорки»  

Проговаривание скороговорки, начать в медленном темпе, далее продолжать с ускорением.

«Мы перебегали берега»

«От топота копыт пыль по полю летит»на глухие согласные;

«На мели лениво лосося ловили» - на работу кончика языка. Проговариваются по 2 раза на одном дыхании.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Цель использования: развитие артикуляционного аппарата.

Результат: отчетливая дикция.

Звучит труба (фонограмма).

Педагог:  

Трубачи трубят тревогу – все скорее на подмогу.

Мы по берегам гуляли, черепаху повстречали

Медленно, не зная страха, поет нам черепаха.

«Мы перебегали берега» - протяжно

Чуть быстрее – жучок, жучок-паучок.

Мы перебегали берега - сдержанно

Услышал тревогу и мотылек.

Мы перебегали берега» - скоро,ускоряя

Самый торопливый – муравей, еще быстрей.

Мы перебегали берега» - быстро

Звучит сигнал, на экране появляется Лепесток с надписью                    « Дикция,артикуляция »

Педагог:Вот к нам вернулся и второй Лепесток цветика-семицветика. У вас все получается,мои друзья!

Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку:

Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Поезд останавливается

На экране

Надпись «Распевание»

Педагог:Распевание - очень важный  этап работы певца в Королевстве Пения. Надо  разогреть голос,подготовить наши горлышки к пению. Для этого мы выполним несколько упражнений. И, возможно, некоторые упражнения вам покажутся забавными и смешными, знайте, что они самые полезные для развития вашего голоса. К тому же, они  помогут нам вернуть следующего помощника!

3.Основной этап

Рассказ

Упражнение

Жила-была маленькая Лошадка. Она очень любила бегать. Вот так.

Дети быстро «щелкают» языком на полуулыбке (высоко).

Лошадка жила со своей мамой - доброй и красивой Лошадью. Ходила она так.

Дети медленно «щелкают» языком, вытянув губы (низко).

И очень часто Лошадка любила бегать с мамой наперегонки.

Поочередно высоко – низко, быстро – медленно «щелкать» языком.

Но однажды подул сильный ветер.

Активный долгий вдох через рот 4 раза.

Лошадка подошла к своей маме и спросила: «Можно мне погулять?»

От нижнего звука «у» до верхнего «о». «У» - «о»?

«Да куда же ты пойдешь? – ответила мама, - на улице сильный ветер».

От верхнего «о» к нижнему «у». «О» - «у»?

Но Лошадка не послушалась и побежала

«Щелкать» высоко.

Вдруг она увидела на полянке красивый цветок. «Ах, какая прелесть», - подумала Лошадка, подбежала к цветку и стала его нюхать.

Вдох через нос – легкий, бесшумный, выдох – через рот со звуком «а» медленно 4 раза.

Только это был не цветок, а красивая бабочка. Она вспорхнула и улетела. А Лошадка поскакала дальше.

«Щелкать» высоко.

Вдруг Лошадка услыхала странный звук.

Долгий звук «ш – ш – ш».

«Подойду-ка я поближе», - решила Лошадка.

«Щелкать» высоко.

Это была большая змея, которая ползла по дереву, она очень напугала Лошадку.

Звук «ш» короткий по 4 раза.

Во время прогулки Лошадка слышала множество необычных звуков. Вот пробежал ежик.

Звук «ф» по 4 раза.

Застрекотал кузнечик.

Звук «ц» по 4 раза.

Пролетел жук.

Звук «ж» продолжительный.

За ним комар.

Звук «з» продолжительный.

А ветер дул все сильнее и сильнее.

Продолжительный выдох.

Лошадка замерзла.

Звук «брр» 4 раза.

И побежала домой.

«Щелкать» высоко.

Навстречу Лошадке вышла ее добрая мама.

«Щелкать» низко медленно.

Она стала согревать Лошадку.

Бесшумный выдох на ладоши через открытый рот 4 раза.

Упражнение: №1 Ммм… (зевок)

     Упр.№2 И-Э-А-О-У (с наклоном)

     Упр.№3 МИ-МЭ-МА-МО-МУ

     Упр.№4 Трель губами…

     Упр.№5 7 « Вот иду я вверх

     Упр.№6 Я пою, хорошо пою.

     Упр.

Педагог:

- А сейчас я вас познакомлю с замечательной песней из  телефильма «Приключения маленького мука». Музыку к этой песне написал современный композитор Марк Минков, а слова -  поэт Юрий Энтин. Название песни я называть не буду, я думаю, вы мне его скажете сами, после прослушивания песни.

Педагог :Исполнение песни «Дорога добра»

Педагог:

- Как бы вы назвали песню?

- Что такое добро?

Дети отвечают.

Педагог:

- Да, это всё самое хорошее, что происходит в нашей жизни. Например: солнце, весна, улыбка, мама, папа.  Добро - это когда люди помогают друг другу.

Педагог:

Добрый человек - это тот, кто: 
• любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. 
• любит природу и бережет ее. 
• вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим 
• добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее.

Стихотворение:

Стань добрым волшебником
Ну-ка попробуй
Тут хитрости вовсе не нужно особой
Понять и исполнить желание другого
Одно удовольствие, честное слово.


Не стой в стороне равнодушным

Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.


И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит
На свете живешь ты не зря.

Разучивание мелодии 1 куплета

Педагог: Молодцы! Вот мы выучили мелодию песни, слова. Но чтобы слушателям понравилось наше исполнение, петь нужно очень выразительно.

Давайте проанализируем, какое настроение в музыке песни? Каким звуком нужно петь?

Дети отвечают.

Педагог:Давайте поиграем в игру «Подбери слова».

Мы разделимся на 2 группы. Каждой группе я выдам карточку со словом, которое описывает характер звучания музыки. Например: торжественно или нежно…

Ваша задача, по одному участнику команды подойти к столу и выбрать карточку со словом подходящим по значению к слову вашей группы. Например

к слову, описывающему Торжественную музыку подходят слова:

  1. величественно
  2. грандиозно
  3. победно и т.д.

к слову, описывающему нежную музыку подходят слова:

     1. трогательно

     2. мягко

     3. ласково и т.д.

 После того как вернутся первые игроки, в игру вступают вторые и так далее.

Время для игры 3 минуты.

 Игра «Подбери слова»

Подведение итогов игры.

Давайте подберем слова подходящие к нашей песне (благородно, серьёзно, доброжелательно и светло)

Исполнение песни(1.2.)  (1.3.)  (3.2.) (3.1.)

Звучит сигнал, на экране появляется Лепесток  с надписью                    « Распевание »

- Друзья, едем дальше. Осталось совсем немного!

Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку:

Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

          Поезд останавливается

На экране

Надпись «Гигиена голоса »

Педагог: «Правила охраны голоса»

Прежде всего каждый певец должен беречь свой голос:

- не кричать

- не злиться

А ещё есть особые правила для певцов.

Например, нельзя кушать надо за 2 часа до занятия пением.

Повторить правила пения (спросить детей)

Если хочешь сидя петь

Не садись ты как медведь

Спину выпрями скорей

Ноги в пол упри смелей        

Звучит сигнал, на экране появляется Лепесток  с надписью                    «Гигиена голоса »

Ура! Совсем скоро все помощникипоющего Цветика-семицветика будут собраны и зазвучит песня! Продолжаем наше путешествие!

Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку:

Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Поезд останавливается

На экране

Надпись «Ритмика »

Игра: «Ритмическое эхо».

Педагог прохлопывает простые ритмические рисунки. Дети должны их точно повторить. Усложнение: вводится притоп ногой, обеими ногами.

Раз, два, три, повтори! Взрослый задает хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими жестами»: хлопками, притопами, шлепками, щелчками и т. Д

L:\ОТКРЫТЫЙ УРОК\8TxKxx8Gc.pngL:\ОТКРЫТЫЙ УРОК\black-quarter-note-clipart_zps2a0c0371-14817844D0369BF075A.jpgL:\ОТКРЫТЫЙ УРОК\8TxKxx8Gc.pngL:\ОТКРЫТЫЙ УРОК\black-quarter-note-clipart_zps2a0c0371-14817844D0369BF075A.jpg

Шлепки по коленям

Далее можно добавить слоги:

L:\ОТКРЫТЫЙ УРОК\8TxKxx8Gc.pngL:\ОТКРЫТЫЙ УРОК\8TxKxx8Gc.pngL:\ОТКРЫТЫЙ УРОК\black-quarter-note-clipart_zps2a0c0371-14817844D0369BF075A.jpg

Да        дэ    ди до    ду

Шлепки по коленям

Звучит сигнал, на экране появляется Лепесток с надписью                    «Ритмика »

Ребята, мы выполнили уже 6 заданий Королевы Молчуньи, осталось последнее. Не устали? Тогда вперед!

Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку:

Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.Поезд останавливается

На экране

Надпись «Сцена » « Микрофон»

Ну, вот, ребята, мы с вами и приехали на одно из самых главных мест  страны «Королевство Пения» - «СЦЕНА». Все кто попадает  сюда, становятся настоящими артистами. И верным другом им становится Микрофон. Как со всеми друзьями, так и с микрофоном нужно обращаться бережно. Держать микрофон нужно в одной руке. 4 пальца должны располагать наверху все вместе, а большой внизу. Микрофон не должен закрывать ваше лицо и располагаться на расстоянии 5 -10 сантиметров. Звук должен попадать в середину микрофона.

На протяжении всего рассказа педагог демонстрирует правильное обращение с микрофоном.

Педагог:Сейчас мы с вами попробуем спеть песню с микрофонами. Если мы с вами будем внимательны, то у нас получится настоящее выступление маленьких артистов.

Педагог раздает всем детям микрофоны. Звучит музыка. Дети, вместе с педагогом исполняют песню «Мы едем, едем, едем в далекие края».

Звучит сигнал, на экране появляется Цветик-семицветик

Педагог:Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие. Но в стране «Королевство Пения»  еще много, много интересного. Занимаясь вокальным творчеством,  вы сможете узнавать об этой стране все больше и больше. Понравились ли вам наши приключения?

Ответы детей

Педагог:А вы знаете, мы так понравились Королеве Молчунье, что она  нам передала подарок.

Педагог достает музыкальную шкатулку. Шкатулка открывается. Звучит волшебная музыка.

Педагог:В этой шкатулке Лепестки, которые мы искали! Возьмите из шкатулочки Лепесток такого цвета, какого цвета у вас настроение на нашем занятии и прикрепите на цветик-семицветик. Если ваше настроение веселое, пусть эти лепестки будут красного или желтого цвета, а если ваше настроение грустное, то пусть эти лепестки будут синего или зеленого цвета.

Дети берут  лепестки  и прикрепляют на цветик-семицветик

Педагог:Посмотрите,  вот какой  путеводитель Цветик-семицветик у нас получился.Да, от общения с музыкой и мы стали сегодня чуть-чуть красивее и добрее. Несите эти чувства в наш мир, и он станет лучше! Сегодня мы уделили внимание развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевках, над текстом  новой песни.

домашнее задание: - К следующему уроку проработай  так же 2 куплет, а первый выучи наизусть.

Вы были замечательными попутчиками, обещайте не забывать дорогу в музыкальную страну «Королевство Пения»  . Я очень рада, что сегодня познакомилась с вами. Спасибо вам большое. До новых встреч, друзья!

Список используемой литературы:

1. В. В. Емельянов. «Фонопедический метод развития голоса».

2.  О. В. Кацер. «Игровая методика обучения детей пению».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект занятия "Введение в образовательную программу". Тема занятия "В царстве волшебных лоскутков"

Занятие рассчитано на младший школьный возраст. На этом занятии дети знакомятся с видом декоративно- прикладного творчества -художественным гильошированием....

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ «Введение в образовательную программу «Мир вокруг нас» для детей 10-12 лет

Этот материал используется при проведении первого занятия в детском объединении у чреждения дополнительного образования детей, изучающем экологическую дисциплину....

Конспект открытого занятия "Введение в образовательную программу"

Конспект открытого занятия "введение в образовательную программу"...

Конспект открытого занятия "Введение в образовательную программу «Умелые ручки».

Конспект открытого занятия "Введение в образовательную программу «Умелые ручки»....

конспект открытого занятия Введение в образовательную программу Серебряная нить

Данный конспект занятия разработан для введения обучающихся в дополнительную общеразвивающую программу Серебряная нить сроком реализации 3 года...

Конспект открытого занятия "Введение в образовательную программу"

Данная методическая разработка представляет собой проект открытого занятия по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе: «Своими руками. Декупаж»...

Конспект открытого занятия «Введение в образовательную программу «Автомоделирование»

План-конспект открытого занятия«Введение в образовательную программу «Автомоделирование»...