ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ «Введение в образовательную программу «Мир вокруг нас» для детей 10-12 лет
план-конспект урока по экологии (5 класс) по теме

Шуляк Юлия Борисовна

Этот материал используется при проведении первого занятия в детском объединении у чреждения дополнительного образования детей, изучающем экологическую дисциплину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shulyak_yu.b.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр развития творчества детей и юношества «Советский» г. Липецка

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

«Введение в образовательную программу

«Мир вокруг нас»

для детей 10-12 лет

                                                                Педагог дополнительного

образования

Шуляк Юлия Борисовна

г. Липецк

2011 г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

«ВВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ

 «МИР ВОКРУГ НАС».

 ЦЕЛЬ: дать общее представление о содержании дополнительной образовательной  программы «Мир вокруг нас» экологического клуба «Динозаврик».

ЗАДАЧИ: 

познакомить детей в игровой форме с основными понятиями экологии;

активизировать имеющиеся у детей знания об окружающем мире, используя информационно-коммуникационные технологии;

воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру.

ТИП ЗАНЯТИЯ: вводное.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесный, репродуктивный, наглядный, эмоционального стимулирования, самостоятельной работы, создание ситуации успеха, практический, метод обучающего контроля.

ФОРМА ЗАНЯТИЯ: групповая.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Техническое оснащение:

компьютеры;

мультимедийный проектор, экран;

магнитная доска.

Дидактический материал:

плакат с изображением Земли;

демонстрационный материал «Обитатели Земли»;

компьютерная программа Paint;

ростовая кукла «Динозаврик»;

макет книги «Мир вокруг нас».

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 10-12 лет

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ:

Организационный этап - 5 мин.

Основной этап - 20 мин.

Итоговый этап - 5 мин.

Продолжительность занятия: 30 мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Педагог: Здравствуйте, ребята! Прежде чем мы приступим к занятию, давайте с вами познакомимся. Меня зовут  Юлия Борисовна, я руководитель экологического клуба «Динозаврик» Центра развития творчества детей и юношества «Советский»! А как зовут вас, мы сейчас узнаем. Перед вами на столах лежат бейджи с зелеными и желтыми листами и маркеры. Вам необходимо вписать своё имя на бумажке и вставить в бейдж. Замечательно, теперь и я знаю как вас зовут…

И мы можем продолжить наше занятие.

Знакомство с детьми.

Педагог: Я пришла к вам не одна. Знакомьтесь! (Входит ростовая кукла «Динозаврик».) Мой друг – Динозаврик! И мы пришли к вам не с пустыми руками. Эта книга «Мир вокруг нас». В этой книге находится программа экологического клуба «Динозаврик» на ближайшие три года. Сегодня наше первое занятие, на котором мы поговорим о природе, экологических законах, взаимоотношениях живых организмов между собой. А поможет нам в этом волшебный экран.

Звучит музыка.

Книга проецируется на экран.

Педагог: Страница первая – «Сказочная».

На экране открывается первая страница книги – «Сказочная».

Педагог: Ребята, сейчас я вам расскажу сказку. Вот какая однажды случилась история. На лес напали полчища гусениц. Лес погибал на глазах. Никто не знал, как ему помочь. А произошло вот что. Каждый год ребята рвали цветы вокруг леса и на лесных полянах. А на цветах жили и питались нектаром цветочные мухи (тахины), личинки которых уничтожали гусениц, вредящих лесу. Но вот исчезли цветы. Не стало вблизи леса тахин. Гусеницы набросились на лес, и он начал погибать. И все потому, что дети, сами того не зная, нарушили равновесие в этом уголке природы, нарушили экологические законы!

Давайте выясним, а как поступите вы в подобных ситуациях. Я задаю вам вопрос. На экране появляются 3 подсказки в картинках. А варианты ответов я вам зачитаю. Ваша задача - выбрать тот вариант, который вы считаете правильным.

 Как бы вы поступили, если бы нашли на поляне неизвестный, но очень красивый цветок?

Полюбовались на него,  и пошли бы дальше.

Засушили бы его для своей коллекции гербария.

Осторожно срезали бы и поставили в красивую вазу.

Если бы ваши друзья собрались в поход в рощу за березовым соком. Вы бы пошли вместе с ними?

Конечно, развесили бы бутылки на всех берёзах, чтобы побольше сока унести домой.

Конечно, но будем очень осторожно собирать сок в емкости.

Сначала расспросим об этом учителя.

После привала в походе у вас осталось много пустых бутылок и банок. Как бы вы поступили с ними перед тем, как продолжить поход?

Оставим все как есть и пойдём дальше.

Отнесли бы в кусты, чтобы никто не поранился.

Закопали бы в землю или забрали с собой.

Вы нашли гнездо с птицами. Чтобы вы сделали?

Покормили птенцов.

Позовем друзей, чтобы они тоже посмотрели.

Будем наблюдать за гнездом издалека.

Педагог: Отлично, вы молодцы. А как все-таки вести себя в подобных ситуациях, нам подскажут экологические законы. А изучить их нам поможет наша книга. Страница вторая – «Экологическая».

На экране вторая страница книги – «Экологическая».

Педагог: Экология – это наука об отношениях живых организмов между собой и с окружающей средой. И разобраться в экологических связях нам поможет игра.

Ребята, вы написали свои имена на разноцветных бумажках.

Команда «желтых» - направо. Команда «зеленых» - налево.

Получите конверты. Ваша задача: по команде открыть конверты, ознакомиться с их содержимым и правильно разместить на нашей импровизированной планете. На счёт «три» вы сможете приступить к работе, но помните, наша игра не на скорость, а на внимание. А Динозаврик поможет мне убедиться в правильности ваших ответов.

Итак, раз, два, три.

Команды выполняют задание.

Педагог: Ну, что Динозаврик, справились ребята с заданием?

Динозаврик кивает головой.

Педагог: Молодцы! Посмотрите, как красива наша планета! Но мне кажется, на ней кого-то не хватает. Ответ мы найдем на третьей странице – «Компьютерной».

На экране третья страница – «Компьютерная».

Педагог: Хочу обратить ваше внимание, что на нашем занятии не случайно находится и волшебный  экран, и компьютеры. Потому что программа «Мир вокруг нас» предусматривает не только изучение экологии, но и знакомство с современными компьютерными технологиями, которые помогут нам в деле сохранения природы. Займите свои места у компьютеров.

Нажмите кнопку на мониторе.

На рабочем столе у вас открыта программа Paint (графический редактор).

Сегодня мы с вами будем не только программистами, но и художниками.

Перед вами изображение, состоящее из треугольников и прямоугольников.

С помощью кнопок «заливка» и «палитра» на панели инструментов вам надо закрасить эти элементы.

Если вы что-то забудете, то вам помогут карточки, находящиеся на столе.

Ребята работают за компьютером.

На мониторах компьютера появляется изображение человека.

Педагог:        Итак, что у нас получилось?

Правильно! Человек. Именно его нам не хватало на нашей планете.

Педагог размещает фигурки людей на магнитной доске.

Динозаврик кивает головой.

Педагог:        Ребята, Динозаврик говорит, что теперь всё в порядке. Все мы – люди, звери, птицы, рыбы, насекомые, растения – живём на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо дышать, есть, пить, где-то жить. За многие тысячи лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и окружающей их природе. И в природе установилось равновесие, которое нарушать нельзя. И поможет нам в этом Экология. Так что же такое экология?

Дети отвечают.

Педагог:        Совершенно верно! Я вижу, мы с вами единомышленники. А что ещё расскажет нам книга «Мир вокруг нас»?

        Страница четвёртая – «Заключительная».

Слово «экология» состоит из двух греческих слов: «эйкос» - «дом» и «логос» - «наука».

        Значит экология – это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нём жить.

        

Итак, на сегодняшнем занятии мы познакомились лишь с некоторыми страницами книги, в которой осталось ещё много непрочитанного. А изучив её до конца, вы научитесь видеть красоту природы и станете не только созерцателями, но и активными участниками по её спасению и приумножению, получите знания о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с человеком, умения правильно и грамотно действовать в любых ситуациях с минимальным риском для природы и для себя. А также узнаете видовой состав растений и животных земного шара и нашей Липецкой области.

        Ребята, человек – часть природы, но в отличие от других её обитателей, он разумен и может управлять своими действиями.

        Мы с Динозавриком верим, что вы никогда не обидите «братьев наших меньших», и каждое посаженное дерево, каждая не брошенная на землю или в реку пластиковая бутылка или бумажка – это уже помощь. Природа ждёт вашего внимания и любви!

        Игра «Весёлые мордашки».

                   А я с Динозавриком приглашаю вас в Центр творчества «Советский» на занятия нашего экологического клуба. И на память о сегодняшней встрече примите эти сувениры.

Педагог и «Динозаврик» вручают детям сувениры.

Педагог:        Спасибо за внимание и пусть вашим экологическим правилом станет: «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу приведи в порядок свою планету».

        До новых встреч!

Приложение к конспекту занятия

Занятие проводится в компьютерном классе или специально оборудованном кабинете.

Во время проведения игры «Весёлые мордашки» необходимо обратить внимание на наличие в помещении неустойчивых, опасных предметов (инструкция по Охране труда и безопасности жизни детей при проведении мероприятий в детских творческих объединениях ИОТ-№ 021, 2009 г.).

Перед началом работы с компьютером необходимо напомнить о ТБ (инструкция по охране труда при работе с компьютерами, принтерами, ксероксами и другими электроприборами ИОТ-№ 020, 2009 г.).

При проведении занятия более 30 мин. необходимо сделать перерыв (СанПиН 2.4.4. 1251-03), во время которого можно предложить детям игру.

В ходе занятия, при необходимости напоминать детям о правильной осанке, культуре речи и поведения.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие "введение в образовательную программу курсов предпрофильной подготовки Фитодизайн"

Наиболее актуальной задачей для учреждений дополнительного образования детей является отработка эффективной модели предпрофильной подготовки учащихся, обеспечивающей формирование у выпускников готовно...

Открытое занятие "Введение в образовательную программу"

Представлено занятие "Введение в образовательную программу", а также электронная презентация, сопровождающая его.Форма проведения:     занятие – путешествие.Цели и задачи:Познакоми...

Конспект открытого занятия "Введение в образовательную программу"

Конспект открытого занятия "введение в образовательную программу"...

Открытое занятие: «Введение в образовательную программу»

Открытое занятие: «Введение в образовательную программу» Место проведения: г. Санкт-Петербург.Педагог: Барышникова Любовь Васильевна.Форма проведения:  занятие - ярмарка.Цель: ознакомление д...

Конспект открытого занятия "Введение в образовательную программу «Умелые ручки».

Конспект открытого занятия "Введение в образовательную программу «Умелые ручки»....

Сценарий открытого занятия \'Введение в образовательную программу "Умелые руки"\'

Техническое моделирование – один из самых популярных видов конструкторской деятельности. В нашем объединение  ребята занимаются созданием макетов архитектурных  сооружений , действующих моде...

Конспект открытого занятия «Введение в образовательную программу» первого занятия по вокалу для детей 6-7 лет

Конспект открытого занятия «Введение в образовательную программу»первого занятия по вокалу для детей 6-7 летАннотация на образовательную программу, в рамках которой проводится открытое зан...