Главные вкладки

    Конспект урока экологии в 10 классе "Социально-географические особенности демографии человечества"
    план-конспект урока по экологии (10 класс) по теме

    Аверьянова Елена Геннадьевна

    Подробный конспект поможет учителю провести урок в интересной форме.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_v_10_klasse_ekologii.docx89.56 КБ

    Предварительный просмотр:

                                      Конспект урока экологии в 10 классе

    по теме «Социально-географические особенности демографии человечества»

    Цель урока:

    1. познакомить уч-ся с причинами и последствиями демографических процессов;
    2. выявить зависимость экологической ситуации в мире;
    3. показать, что идеал развития демографического процесса – переход к стабильному балансу низкой смертности и низкой рождаемости;

    Оборудование: карта мира, компьютер, презентации, схемы, таблицы.

    Ход урока

    I . Оргмомент.

    II. Изучение нового материала.

    Слово учителя.

    - Сегодняшний урок мне хотелось бы начать словами Артура Кларка “Человеку несвойственно задумываться над теми вариантами будущего, которые внушают страх”.

    Вопрос: Подумайте и ответьте, почему современная демографическая ситуация может вызывать страх? (ответы детей)

    Учитель: Экологическая ситуация в мире во многом зависит от состояния народонаселения. Чем больше людей на земле, тем больше они осваивают природу, развивают промышленность, сельское хозяйство и так далее, следовательно, тем сильнее давление на биосферу, природную среду в целом.

    Народонаселение – это совокупность людей, живущих на нашей планете в целом или в пределах какой-либо ее части (запись правила в рабочую тетрадь). Существование человеческого рода поддерживается благодаря непрерывному возобновлению населения. Воспроизводство населения зависит от многих факторов, которые делятся на медико-биологические, социально-экономические и ценностно-мировоззренческие.

    Исторический подход к изучению народонаселения показывает, что его общая численность неуклонно увеличивается. На доске схема:

    Причины:

    В период, предшествовавший развитию науки и медицины, отмечались высокие показатели рождаемости и смертности и, как следствие, - низкий прирост населения. По мере совершенствования здравоохранения это равновесие нарушилось: уровень смертности упал, тогда, как рождаемость осталась без изменения. Соответственно страны, где процесс развивался, таким образом, пережили этап демографического взрыва (см. учебник стр. 187 чтение правила).

    Демографический взрыв – это быстрое увеличение численности населения (запись правила в тетрадь).

    Последствия:

    Перенаселение Земли чревато включением экологических факторов, зависящих от плотности населения: теоретически вероятны шквалы заболеваний – гриппа, ВИЧ-инфекции. Высокая плотность населения ведет к утрате социальной значимости личности, к ее саморазрушению (алкоголизм, наркомания).

    Задание: даны схемы, где вы должны указать стрелками возможные последствия роста населения на Земле (один уч-ся работает у доски с аналогичной схемой).

    Демографическая проблема относится к одной из самых тяжелых, поскольку для ее решения требуется длительный период времени.

    (На доске таблицы-диаграммы)

    Вопрос: ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ В РАЗВИТЫХ И РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ? В каком регионе большая численность населения, а в каком меньшая?

    Причины:

    Работа по карте (у доски): покажите на карте мира регион с самой высокой численностью населения и с самой низкой численностью.

    Вопрос: Как вы думаете, какие факторы влияют на высокую численность населения в развивающихся странах? Каковы последствия?

    (Ппо мере ответов уч-ся делают записи в рабочих тетрадях):

    1. ранние браки (с 12 лет);
    2. невысокая занятость женщин в производстве;
    3. влияние религии;
    4. традиция многодетности детей;
    5. запрещение абортов.

    Последствия:

    1. истощение почв;
    2. дефицит продовольствия;
    3. рост безработицы;
    4. миграции в развитые страны;
    5. болезни;
    6. нищета.

    Учитель: Прослушайте информацию, которую нам подготовила ученица о Китае.

    Дополнительная информация о Китае:

    К 1978 г. численность населения страны почти достигла 1 млрд и продолжала расти. Тогда было положено начало кампании, цель которой сводилась к тому, чтобы убедить каждую семью иметь не более одного ребенка. Главная же задача состояла в том, чтобы к концу нынешнего столетия добиться остановки роста численности населения на уровне 1,2 млрд человек, а затем способствовать ее снижению до уровня 800 млн человек.

    В рамках этой кампании супругов убеждали подписывать обязательство не иметь больше одного ребенка. В качестве поощрения им предоставлялись сертификаты, дающие право на разнообразные льготы в зависимости от места жительства. В числе таких льгот были: бесплатное медицинское обслуживание и школьное образование для единственного ребенка, денежные дотации и дополнительное питание, повышенные пенсии по старости родителей, льготное техническое обслуживание жилища и, наконец, помощь в трудоустройстве ребенка по окончании школы. Если же в семье, подписавшей такое обязательство, все-таки появлялся второй ребенок, то супруги не только лишались всех привилегий, но и должны были платить большой штраф, который лишал их значительной части семейного бюджета. Эта кампания имела исключительно большой успех в городах Китая, в сельской же местности результаты оказались куда скромнее.

    Учитель: Сейчас мы познакомимся с проектом-презентацией

    “Может ли человечество заполонить весь земной шар?”

    (См. приложения № 1 - презентация)

    Учитель: Взрыв численности развивающихся стран отразится и на развитые страны. Произойдет депопуляция (запись правила в тетрадь) – это сокращение и замещение коренных жителей одних стран населением из других регионов. ( см. учебник на стр. 188, чтение правила)

    А какова демографическая ситуация в России, Саратовской области?

    Сообщение ученицы:

    В России продолжается демографический спад. Смертность превышает рождаемость, и началось фактическое сокращение населения. России также грозит депопуляция в будущем. Уже сейчас происходит миграция населения со стран ближнего зарубежья: азербайджанцы, армяне, аварцы, чеченцы, китайцы и др.

    Задание:

    Рассчитайте по годам ожидаемую разность ОКР-ОКС и впишите в таблицу.

    Демографическая ситуация в Саратовской области:

    РОЖДАЕМОСТЬ - 8,1 человек.

    СМЕРТНОСТЬ - 16, 3 человек.

    ЕСТЕСТВЕННАЯ УБЫЛЬ - 8,2 человека.

    Учитель: Каковым должен быть выход из ситуации? (ответы детей)

    1. проводить разного рода акции, направленные на повышение рождаемости;
    2. увеличить детское пособие на ребенка;
    3. принимать государственные меры по улучшению жизни;
    4. материальное стимулирование;
    5. запретить аборты в стране;

    Давайте посмотрим, что об этом думает еще нерожденный ребенок.

    (См. приложение № 2 - презентация “Дневник нерожденного ребенка”)

    Учитель: - Какие выводы вы для себя сделали, просмотрев презентацию?

    Обратим внимание на лозунги:

    1 семья – 1 ребенок;

    1 семья – 2 ребенка;

    1 семья – 3 и более детей.

    Вопросы для дискуссии:

    1. Какой лозунг приемлем для развивающихся стран, чтобы стабилизировать ситуацию?
    2. Какого лозунга нужно придерживаться россиянам?
    3. А сколько детей будет в вашей будущей семье? Будете ли вы участвовать в стабилизации ситуации в России?

    Вывод:

    Итак, находим идеальный путь для исправления демографической проблемы:

    1. рождаемость и смертность высокая;
    2. рождаемость и смертность низкая;
    3. высокая рождаемость и низкая смертность;
    4. низкая рождаемость и высокая смертность.

    Идеальный путь для развивающихся стран? (ответы детей)

    Идеальный путь для России? (ответы детей)

    III. Закрепление.

    - Численность, каких стран увеличивается, а каких падает?

    - К каким последствиям может привести рост населения?

    - Почему политика должна заниматься регулированием численности населения?

    - Ребята, а вы давно были в театре? Тогда я предлагаю вам принять участие в мини-спектакле. Кто желает?

    Учащиеся:

    Сценка I.

    Встречаются два старых друга, которые не виделись два года.

    Первый: Привет, дорогой, как я рад тебя видеть! Тебя просто не узнать. У тебя новый автомобиль «Мерседес», а два года назад, как я помню, был «Ситроен», и костюм за тысячу долларов.

    Второй: А у тебя все тот же старенький «Пежо».

    Первый: Да! Да! Старенький «Пежо», милая жена Сьюзен и единственная дочь Кати. Ну, да зачем все обо мне? Твоя кузина сказала мне, что ты купил шикарный дом. В общем, богатеешь!..

    Второй: Хочешь знать, в чем секрет моего благополучия? У меня четверо детей и мы ждем пятого! (обыграли сюжет).

    Сценка II.

    Диалог между мужем и женой.

    Муж: Милая, где наш великолепный сын? Я обещал сводить его в зоопарк сегодня.

    Жена: Ты знаешь, дорогой, он ушел в зоопарк с дедушкой и бабушкой, а мне хотелось бы в их отсутствие поговорить с тобой о важной проблеме, если хочешь, планах, которые меня сейчас волнуют.

    Муж: Ой, Господи, ну чего тебе не хватает, дорогая? У нас есть все: у каждого – велосипед, в каждой комнате – телевизор, есть видео. Скоро сложим все зарплаты и доплаты и купим мини-сауну и видеокамеру!

    Жена: Нет, нет, я не хочу этого… Я хочу ребенка!

    Муж: Да ты с ума сошла!

    Учитель:

    - Спасибо. В каких странах могут происходить данные действия?

    1. Заключительное слово учителя

    Представьте себя депутатами городского совета. Какие мероприятия, предложения, могли бы вы внести для улучшения демографической ситуации у нас в городе? (дебаты)

    - Многие ваши предложения заслуживают внимания и они, возможно, могут повлиять на демографическую ситуацию у нас в городе.

    IV. Обобщение.

    - О чем мы сегодня говорили на уроке?

    -Что нового вы узнали?

    V. Д.З. - § - 33; подготовить информацию о демографической ситуации в Саратовской области.                  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок экологии 9 класс "Современный масштаб деятельности человечества"

    Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец....

    Урок экологии в 11 классе "Особенности экологических связей человека"

    Урок экологии «Особенности экологических связей человека» - это урок формирования знаний в теме «Экологические связи человека».Данный урок позволяет использовать ролевые игры, работу учащихся в ...

    Конспект урока экологии в 5 классе

    Конспект урока экологии в 5 классе "Многообразие живых организмов". Тип урока - комбинированный. На уроке учащиеся знакомятся со строением природного сообщества. для формирования и закрепления нового ...

    Конспект урока экология

    Тема "Первичная экологическая экспертиза"...

    Конспект урока экологии 5 класс "Кто живет в воде" программа региональная Саратовской области учебник ;В.И..Строганов Т.И.Сухова

    Цель урока: дать представления о водной среде обитания и её обитателях.Задачи: 1.познакомить учащихся с видодовым  многообразием и условиями жизни растений и животных в воде.      ...

    Конспект урока экологии "Красная книга Алтайского края"

    Урок знакомит  учащихся с редкими и исчезающими видами растений и животных Алтайского края, с понятийным аппаратом по теме “Красная книга” на региональном компоненте....

    Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Духовные ценности человечества. Культура. Религии "

    Учащиеся узнают, чем связаны культура и религия; сформируют представление об основных мировых религиях. Поймут, как важно уважительное отношение к  разным  религиозным культурам....