Конспект урока экологии в 5 классе
план-конспект урока по экологии (5 класс) по теме

Конспект урока экологии в 5 классе "Многообразие живых организмов". Тип урока - комбинированный. На уроке учащиеся знакомятся со строением природного сообщества. для формирования и закрепления нового материала проводится практическая работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema2.docx15.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Многообразие  животных и растений нашей местности»

Предмет: экология

Класс: 5

Цель урока: актуализация знаний учащихся о многообразие животных и растений родного края.

Задачи урока:

1) образовательные

–  рассмотреть многообразие животных и растений нашей местности.

2) развивающие

– развивать навыки наблюдения, сравнения.

3) воспитательные

– воспитывать любовь  и бережное отношение к растениям и животным родного края. 

Тип урока: комбинированный.

 

Форма урока:  ИКТ-технологии, технологии логического мышления.

Методические приёмы: виртуальная экскурсия, работа с дидактическим материалом, беседа, решение экологической проблемы, практическая работа.

Оборудование: видеоролик «Природные сообщества родного края», мультимедийная презентация, гербарий, карточки-задания, лист  оценки качества знаний учащихся.

Ход урока

  1. Организационный момент

Психологический настрой на работу.

- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

II. Актуализация знаний

  1. - Я предлагаю вам отгадать кроссворд

с

о

в

а

о

п

я

т

а

л

о

с

ь

б

е

р

ё

з

а

щ

а

в

е

л

ь

ч

е

р

ё

м

у

х

а

л

и

с

а

л

а

с

т

о

ч

к

а

к

р

а

п

и

в

а

о

д

у

в

а

н

ч

и

к

Задания:

1. Всю ночь летает - мышей добывает. А станет светло - спать летит в дупло.

2. Утром рано под кустами  Отыскались просто сами! На пеньке — как на скамейке, Развесёлая семейка!

3. Тяжелы рога по весу, Ходит важно он по лесу: Он хозяин, а не гость – Хмурый и сердитый

4. В белом сарафане. Встала на поляне.

5. В роще травы шевеля, мы нащиплем…

6. Будто снежный шар бела, По весне она цвела,  А когда пора настала, Разом сделалась она. Вся от ягоды черна.

7. Не любит семечки из шишек, А ловит бедных серых мышек. Среди зверей она – краса! Плутовка рыжая…

8. Это кто под нашей крышей Маленький слепил домишко? Из окошка уже слышен Чей-то звонкий голосишко.

9. Не огонь, а жжется. Не шмель, не пчела, а жалит.

10. Горел в траве росистой Фонарик золотистый. Потом померк, потух И превратился в пух.

- Какое слово получилось?

- Сообщество чего?  

- А в нашей местности обитают эти животные, произрастают ли эти растения, грибы?

- А скажите, они все одинаковые или обладают какими-то различиями? (Разные, они все обладают определёнными особенностями. Животные могут передвигаться на дальние расстояния, другие  лазить по деревьям, птицы умеют летать, растения растут на одном месте всю жизнь )

- Как думаете, какова тема урока? (Если детям сложно, можно помочь вопросами: Что объединяет слова в кроссворде? Какой термин есть для определения смысла этих слов?)

(Многообразие животных и растений нашей местности)

2. Заполнение таблицы «Природные сообщества нашего края»

- Давайте с вами вспомним определение, что называется природным сообществом? (Это группы взаимосвязанных между собой растений и животных, характерных для определённой территории и объединённые условиями обитания)

- Какие природные сообщества нашей местности вы можете назвать? (луг, лес, река)

- Я предлагаю вам, заполнить таблицу. Впишите в неё названия растений, животных, птиц, насекомых, которых мы можем встретить в том или ином сообществе, определите их особенности.

Живые организмы

Луг

Лес

Пойма реки

Название

Особенности

Название

Особенности

Название

Особенности

Растения

Пырей, клевер, тимофеевка, костёр

Травянистые низкорослые растения, светолюбивые

Клён, дуб, берёза, ландыш

В основном деревья, встречаются и травы, но их мало

Камыш, лилия, стрелолист

Приспособились расти в местах где много влаги

Животные

Хомяк, лиса, полевая мышь

Так как oни живут на открытом пространстве, умеют быстро передвигаться

Кабан, дятел, лось

Легко ориентируются среди деревьев, имеют покровительственную окраску

Бобр, лягушка

Бобры делают плотины и строят среди воды хатки, лягушки не могут жить далеко от воды

Птицы

Жаворонки, ястреб, дрофа

Гнездятся среди травы, одни питаются насекомыми, другие охотятся на мышей, третьи поедают семена растений

Дятел, синица, сова

В основном поедают жуков, личинок, совы охотятся на мышей

Цапля, дикие утки

цапли имеют длинные ноги, легко передвигаются в воде вдоль берега, утки хорошо плавают и ныряют

- Ребята, а всех ли животных, все ли растения, птиц и насекомых нашей местности вы перечислили? (Нет)

- А почему не всех? (Их слишком много)

- А они одинаковые все или разные? (Разные)

- Значит ребята, какова главная цель урока? (Рассмотреть  многообразие животного и растительного мира нашей местности)

- А с помощью каких действий, мы сможем с вами это сделать? (наблюдения, сравнения)

- Значит, какова наша вторая цель? (Развивать навыки наблюдения и сравнения)

- А как мы, ребята, должны обращаться с природой? (бережно)

- Какова же третья цель нашего урока? (воспитывать любовь  и бережное отношение к растениям и животным родного края)

III.  Строение природного сообщества.

- А теперь мы с вами поговорим о строении природного сообщества. Все ли виды растений в сообществе равнозначны? (Нет, одни растения больше других, другие меньше)

- Какова роль растений в сообществе, как вы думаете? (Они создают особые условия для жизни других растений, животных, птиц, насекомых)

- Давайте с вами рассмотрим строение природного сообщества на примере леса. Если вы бывали в лесу, то, наверное, замечали, что не все растения леса имеют одинаковую высоту. Одни растения выше, другие ниже. Это одно из приспособлений растений к совместной жизни. В процессе совместной эволюции растения, произрастающие на одной территории, научились делить пространство между собой. Такое распределение растительности называют ярусностью растительного сообщества. Наиболее чётко ярусное строение проявляется в лесу.

Верхний ярус – образуется кронами самых высоких деревьев. Они влияют на  регулирование поступления света на нижние ярусы.

- Назовите деревья леса нашей местности. (дуб, берёза, клён, сосна, вяз и т.д.)

- А как называет лес, где преимущественно произрастаю дубы, или одни берёзы, сосны и т.д. (дубрава, роща, бор)

- Кто там обитает?

(гусеницы, жуки, бабочки)(Учащиеся называют, выходят к доске и прикрепляют картинки с изображением на плакат)

Второй ярус – в лесном сообществе представлен невысокими  деревьями и кустарниками.

- Какие кустарники и невысокие деревья вы знаете? (рябина, черёмуха, боярышник, бузина, калина, волчья ягода, лещина)

- В основном плоды этих кустарников и небольших деревьев – ягоды. Некоторые из них ядовитые. Ребята, а вы знаете какие из них ядовитые? (бузина, волчья ягода)

- Какие животные и птицы там обитают?

(сорока, синица, снегирь, куница, белка, дятел)(Учащиеся называют, выходят к доске и прикрепляют картинки с изображением на плакат)

- А почему мы с вами назвали одних и тех же животных и птиц с верхним ярусом? Зачем они спускаются пониже? (За кормом)

- Третий ярус обычно называют травянистым. Для нашего леса характерными растениями являются:  сныть обыкновенная, ландыш майский, медуница, купена, ветреница, вороний глаз.

- Какие животные и птицы там обитают?

(кабан, лось, заяц, ёж, лиса, муравьи) (Учащиеся называют, выходят к доске и прикрепляют картинки с изображением на плакат)

- Да, но нужно заметить, что иногда и жители верхних ярусов спускаются вниз в поисках пищи, поохотиться.

- Нижний  ярус – надпочвенный. Здесь произрастают преимущественно мхи, лишайники, встречаются плодовые тела грибов. Много старых листьев, перегной.

- Кто здесь обитает? (жуки, личинки жуков, насекомых, кроты, черви, мыши)

- Как вы думаете, растения какого яруса, получат наибольшее количество света, а какие наименьшее? (Более всего верхний, менее - нижний)

- Какие же взаимоотношения складываются в лесу между его обитателями?

1.Поедание растений животными.

2. Поедание животных животными.

- Составьте цепь питания (дерево – жук-короед – дятел – куница)

- Как животные помогают распространять плоды и семена?( Сойка, белка, мышь распространяют желуди.)

- А какое значение животные имеют для растений?( Распространяют плоды и семена, шмели и осы опыляют растения)

- Что мы можем с вами сказать в заключении? (Лес – это дом для животных, здесь они живут и питаются)

- А мы должны беречь лес? (Да. Мы должны сохранять природу, не бросать мусор, не пугать птиц и зверей, если идём в лес)

- А какая наука изучает взаимоотношения животных и растений с окружающей средой (экология)

ФИЗМИНУТКА

Музыка №1

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад.

IV. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА  

- Какие жизненные формы растений встречаются в нашей местности? (травы, кустарники, деревья)

- Давайте с вами, рассмотрим и сравним два растения из лесного сообщества. Определим их общие и различные черты.

 «Сравнение внешнего строения растений леса»

Оборудование: гербарий, лупы на каждый стол, салфетки, инструктивные карточки, линейка.

Задание №1

Рассмотрите образцы растений.

Задание №2

К какой группе они относятся (дерево, кустарник, травянистое растение)?

Задание №3

К какому ярусу они относятся?

Задание №4

 Какие из вегетативных органов вы видите? Запишите их.

Задание №5

Рассмотрите форму листьев, измерьте их размер, зарисуйте их.

Задание №6

Найдите генеративные органы. Рассмотрите их. Результат запишите в таблицу.

Задание №7

Рассмотрите корневые системы, отметьте различия, результат запишите в таблицу.

Вывод: В чём заключается сходство и различие между растениями разных ярусов?

Сходство: У всех растений есть следующие органы – корни, стебель, листья, цветок, плод.

        Различия:

1. Растения разных ярусов имеют различную жизненную форму.

2. Одни растения размножаются семенами, другие спорами.

3. Различия есть и в корневой системе: одни растения имеют стержневую систему, другие – мочковатую.

Обобщение: Растения верхнего яруса крупнее, выше, чем растения среднего яруса, а растения среднего яруса выше нижнего. Растения верхнего яруса получают больше света, чем растения нижнего. Зато растения нижнего яруса получают большее количество влаги. В нижнем ярусе  нет ветра, там много перегноя, а значит теплее.

        V.  Обсуждение результатов практической работы.

      Дети оценивают свою работу, подводят итог.

ФИЗМИНУТКА

Музыка № 13

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой по дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнем

И домой пешком пойдем.

VI. Просмотр видеоролика

- Ребята, вы хорошо поработали, и в награду я приглашаю вас совершить небольшую экскурсию по родному краю.

Видеоролик.

VII. Итог урока (рефлексия деятельности)

- Исследование какой темы мы вели с вами на уроке? (Рассмотрели многообразие живых организмов нашей местности)

- Какие понятия повторили, разобрали? (Ярусность леса, природные сообщества)

- Какую практическую работу провели на уроке? (Рассмотрели и сравнили строение растений разных ярусов)

- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

VIII. Домашнее задание

Ваше домашнее задание будет такое, сделайте презентацию в защиту леса и всех лесных животных,  продумайте, что нужно сделать, чтобы сохранить лес и его обитателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока экологии в 10 классе "Социально-географические особенности демографии человечества"

Подробный конспект поможет учителю провести урок в интересной форме....

Конспект урока экология

Тема "Первичная экологическая экспертиза"...

Зачетная работа «Конспект урока в 9 классе по теме «Экология» по курсу ФГОС «Филология» учителя английского языка

Урок- обобщение по английскому языку в 9 классе на тему «Проблемы окружающей среды и пути их решения» I четверть Unit 2 Урок № 8,...

введение в экологию. презентации к урокам экологии 5 класс

некоторые темы экологии 5 класса в презентациях к урокам...

Конспект урока экологии 5 класс "Кто живет в воде" программа региональная Саратовской области учебник ;В.И..Строганов Т.И.Сухова

Цель урока: дать представления о водной среде обитания и её обитателях.Задачи: 1.познакомить учащихся с видодовым  многообразием и условиями жизни растений и животных в воде.      ...

Конспект урока экологии в 7 классе " Водоём многоэтажное жилище" (ФГОС)

План-конспект урока по экологии в 7 классе с технологической картой "Водоём многоэтажное жилище"....

План-конспект урока экологии 7 класс на тему "Роль животных в опылении и распространении растений"

План - конспект урока экологии 7 класса на тему "Роль животных в опылении и распространении растений"....