Конспект урока экология
план-конспект урока (экология) по теме

Макарова Татьяна Владимировна

Тема "Первичная экологическая экспертиза"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_111.docx26.5 КБ
Файл analiz_uroka_ekologii_10.docx14.03 КБ
Файл otchyot.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Илькинская средняя общеобразовательная школа

«Первичная экологическая экспертиза»

Лабораторно-практическое занятие по теме: «Оценка качества продуктов питания по информации, указанной на упаковке».                                                                                                                                     Урок экологии в 10 классе.                                                                                                 Учитель: Макарова Татьяна Владимировна


Цель:

- научить оценке качества некоторых продуктов питания по информации, указанной на упаковке;

 - обогатить   запас  знаний специальной терминологии;

 - воспитывать культуру экологически безопасного питания.

Оборудование:

- мультимедийный комплекс, набор  продуктов  питания .

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка к восприятию материала урока.

Вступительное слово учителя.

- Ребята, как вы знаете , самым весомым показателем экологической обстановки в мире является здоровье человека, которое напрямую зависит от питания (чего и как мы едим)

- ИЗ ЧЕГО МЫ СОСТОИМ? ИЗ ТОГО, ЧТО МЫ ЕДИМ… Под таким заголовком в 2009 году в №1 журнала «Наука и жизнь вышла статья, содержание которой позвольте я зачитаю вам.

 Этот похожий на детскую считалочку стишок действительно близок к реальному положению дел. И многие рано или поздно начинают задумываться — что мы едим?

Ответ зависит от многих факторов, непосредственно к еде не имеющих отношения. Для начала следовало бы определиться, кто мы — откуда родом и где живём, на что ориентированы эволюцией наши ферментные возможности и можем ли мы (и хотим ли) питаться в соответствии с диетой предков, относимся ли осмысленно к выбору продуктов (каков наш базовый уровень культуры питания), влияет ли материальный достаток на этот выбор, есть ли ограничения по состоянию здоровья, иногда существенно меняющие диету, и так далее и так далее. Коротко проблему пищевого поведения современного человека можно описать следующими параметрами: происхождение, культура питания, уровень благосостояния. Если ситуация близка к голоду, вопрос о выборе продуктов окрашен во вполне определённые тона, а высокий уровень доходов совершенно не обязательно связан с высокой культурой питания, как и с бережным использованием любых ресурсов.

Но в какой бы ситуации мы ни оказались, выбор всё равно за нами, и в идеале он должен быть осмысленным. Чего же нам не хватает? Сформировавшейся привычки думать на эту тему, времени, знаний. К сожалению, производители используют нашу леность в своих интересах, навязывая продукты, созданные с единственной целью — чтобы мы их купили.

И сегодня на занятии я предлагаю вам выполнить первичную экологическую экспертизу по оценке качества продуктов питания по информации, указанной на упаковке. И, надеюсь, что после   занятия вы будете более строги к  отбору ассортимента продуктов питания, который нам предлагают.

А эпиграфом нашей  работы  пусть станут такие слова: «ПУСТЬ ТВОЯ ПИЩА БУДЕТ ТВОИМ ЛЕКАРСТВОМ, А ЛЕКАРСТВО — ПИЩЕЙ»

Задание 1.

- Назовите, какими характеристиками, по-вашему, должны обладать продукты питания?

  1. Изучение нового материала. Выполнение лабораторно-практической работы.

I часть. О пищевых добавках.

- В продукты питания часто вводят различные добавки, которые придают им определённый вкус, цвет, запах, консистенцию и пр. товарные признаки . Не все добавки одинаково безвредны. Среди них нередко можно встретить канцерогены – вещества, провоцирующие возникновение и рост раковых клеток, мутагены – вещества, вызывающие генетические аномалии, что может негативно отразиться на потомстве.

        

С 1953 года в Европе полные названия добавок, переставшие умещаться на этикетках, было решено заменить буквой с цифровым кодом. Так и появились «Е» (сокращение от «Европа» — Europe). Система нумерации была доработана и принята для международной классификации «Codex Alimentarius». В трёхзначных кодах первая цифра обозначает группу, вторая и третья — разновидности веществ в пределах этой группы. В конце 1990-х годов появились уже четырёхзначные коды.

На мировом рынке существует три категории продовольственных товаров, различающихся исходным сырьём и особенностями технологии производства.

В продовольственных товарах

1 категории количество и типы спецдобавок строго регламентированы.

Качество  товаров 2 категории контролируется менее строго.

На товары 3 категории не распространяются многие ограничения на использование спецдобавок, себестоимость их гораздо ниже, а производство выгоднее.

        Большая часть информации о составе продукта, условиях его хранения и сроках годности находится на этикетке, упаковке.

Задание 2.

  1. Выбери со стенда какой-либо продукт.
  2. Изучи  упаковку товара, особое внимание, обратив на состав продукта.
  3. Заполни лист   «Результат первичной экспертизы», а именно пункты:1, 4.

(ставь «+»,  если показатель имеется на упаковке,

«-«, если показатель отсутствует.)

Во время выполнения работы пользуйтесь раздаточным материалом и материалом слайда.

Фронтальная проверка предварительных результатов.

 - Какие добавки были вами обнаружены в продуктах? О чем говорит их наличие?

II часть.  Знакомство с понятием «штрих-код».

На упаковках вы также все должны были обнаружить штрих-код. Это ряд вертикальных полос черного и белого цвета, под которыми расположены 13 цифр. Значение этих цифр следующее: (СЛАЙД)

Задание 3.

 Определи подлинность штрих-кода (задания 2,3 лабораторной работы)  по следующему алгоритму действий: СЛАЙД.

III часть.  Вывод  о качестве исследуемого товара.

И последнее задание. Сделайте обобщенный вывод об исследуемом вами товаре. (ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)

  1. Обобщение.

- И закончить наше занятие я опять хотела бы прочтением статьи из журнала «Наука и жизнь»

Короче, мораль проста: лучше приобретать натуральную продукцию, которая вообще не содержит добавок или содержит их минимум. Наша задача — научиться оценивать ситуацию быстро, не тратя слишком много времени на изучение длинных списков ингредиентов.   Безусловно, увлечение детей и подростков пищей, представляющей собой часто концентрат пищевых добавок, — серьёзная проблема. И касается она не только вопросов воспитания культуры пищевого поведения, но в гораздо большей степени производителей, которые навязывают потребителю продукцию, рассчитанную на самое примитивное потребление «на ходу», далёкое как от высокой кухни, так и от натурального питания. И не стоит полагаться на сертификационные органы, разрешающие торговать продуктами, состоящими из одних Е, — в данном случае «разрешённое» и «полезное» не есть само собой разумеющееся.

  1. Домашнее задание.

Определить  качество любых  трёх продуктов питания изученным на уроке способом.

        



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока экологии в 10 классе.

Учитель: Т.В.Макарова.

Тема: лабораторно-практическое занятие «Определение качества продукта по информации, указанной на упаковке»

Урок проводился в классе, где учащиеся имеют отличные,  хорошие и удовлетворительные  знания по предмету. Познавательный интерес в области экологии можно считать хорошим.

Атмосфера в ученическом коллективе дружелюбная, что способствует лучшему  достижению результата на уроке и во внеурочной деятельности.

Для экономии рабочего времени при объяснении содержания нового материала и заданий, учитывая современные требования к уроку, сочла необходимым использование ИКТ.

Урок является первым практическим занятием из цикла «Экология человека».

Этапы урока были подчинены триединой цели:

  1. Совершенствовать навык самостоятельной исследовательской деятельности через выполнение  оценки качества  продуктов по информации, указанной на упаковке.
  2. Развитие речевой культуры через обогащение словарного запаса специальными  терминами.
  3. Воспитание культуры экологически безопасного питания.

На уроке использовались методы:

  • Фронтальная работа – задание №1 «Характеристика продуктов питания»
  • Самостоятельная работа – «Изучение упаковки продукта»
  • Исследовательская работа «Определение подлинности штрих-кода»

Применение всех вышеперечисленных форм работы отвечали нормам проведения лабораторно-практического занятия и позволили каждому из учеников проявить самостоятельность. Фронтальная работа позволила каждому из учащихся высказать свою точку зрения, самостоятельная работа – проявить индивидуальные качества, исследовательская работа – показать познавательные способности.

Параллельно с выполнением практической работы учащиеся узнавали новый материал о пищевых добавках, об их значении для организма, узнали алгоритм определения подлинности штрих-кода.

Большое место в организации восприятия нового материала  имело  обращение к жизненному опыту учащихся.

Все этапа урока были динамичны, направлены на успешность учащегося в изучении материала урока.

Содержание домашнего задания разъяснено  и направлено на закрепление практических навыков по оценке качества продуктов.

Оценка деятельности учащихся  - это суммирование их успехов в выполнении классной и домашней работы.

Содержание материала урока тщательно отбиралось в соответствии с требованиями стандарта экологического образования школьников.

Поставленные в ходе урока цели достигнуты.



Предварительный просмотр:

2011

МОУ Илькинская средняя общеобразовательная школа

[Информация                        о проведении               Урока мужества]

25-летию аварии на Чернобыльской АЭС посвящается


26 апреля в школе прошёл Урок Мужества, посвящённый 25-летию аварии на ЧАЭС.

Проводился урок в 11 классе.

Цель урока было углубление  знаний  о причинах аварии, воспитание чуткости  и беспокойства каждого за всё, что происходит вокруг,  чувства гордости за героизм земляков-участников ликвидации последствий аварии.

Эпиграфом к уроку были взяты следующие стихотворные строки:

Слышит ли мир,
Как рыдает полынь,
Как пьёт заражённую воду?
Видит ли мир
Черноту изотопных пустынь?
Знает ли боль,
Что досталась родному народу?

        Начался урок с просмотра видеоролика «Старт», из которого учащиеся узнали, что строительство ЧАЭС являлось ударной  комсомольской стройкой. После просмотра в ходе обсуждения сюжета учащиеся Мартынов Денис и Еплов Александр  напомнили, что известно, что одной из причин аварии была инженерная ошибка и спешное строительство станции.

        Далее состоялся просмотр видеофильма «Вся правда о Чернобыле».

Просмотр прерывался обсуждением отдельных эпизодов. Ребята дискутировали по поводу следующих вопросов:

- Правильно ли повели себя подчинённые, не смеющие нарушить указания  товарища Дятлова и продолжившие осуществление эксперимента в условиях аварии?

- Можно ли было  избежать аварии?  и др.

Из фильма учащиеся узнали о дальнейшей судьбе людей, работавших в ту роковую ночь на реакторе.

        Затем учитель истории Тимина Ирина Александровна  рассказала учащимся о том, что более 50 наших земляков приняли участие в ликвидации последствий. Среди них выпускники нашей школы: Захаров Сергей Евгеньевич и Гусев Евгений Викторович. По уважительной причине они не смогли прийти на встречу, но в школьном фотоархиве хранятся фотографии наград, которыми были отмечены ребята.

        Чернобыльская боль отозвалась эхом в сердцах всех жителей страны. Далее учащиеся читали стихи, посвящённые Чернобылю, слушали музыкальные композиции.

        Закончился урок минутой молчания в память о  жертвах, пострадавших от ядерных взрывов.

        Также на уроке использовалась презентация «Чернобыль – чёрная боль», литература и периодические издания по данной теме.

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока экологии в 10 классе "Социально-географические особенности демографии человечества"

Подробный конспект поможет учителю провести урок в интересной форме....

Конспект урока экологии в 5 классе

Конспект урока экологии в 5 классе "Многообразие живых организмов". Тип урока - комбинированный. На уроке учащиеся знакомятся со строением природного сообщества. для формирования и закрепления нового ...

Конспект урока экологии 5 класс "Кто живет в воде" программа региональная Саратовской области учебник ;В.И..Строганов Т.И.Сухова

Цель урока: дать представления о водной среде обитания и её обитателях.Задачи: 1.познакомить учащихся с видодовым  многообразием и условиями жизни растений и животных в воде.      ...

Конспект урока экологии "Красная книга Алтайского края"

Урок знакомит  учащихся с редкими и исчезающими видами растений и животных Алтайского края, с понятийным аппаратом по теме “Красная книга” на региональном компоненте....

Конспект урока экологии в 7 классе " Водоём многоэтажное жилище" (ФГОС)

План-конспект урока по экологии в 7 классе с технологической картой "Водоём многоэтажное жилище"....

План-конспект урока экологии 7 класс на тему "Роль животных в опылении и распространении растений"

План - конспект урока экологии 7 класса на тему "Роль животных в опылении и распространении растений"....

конспект урока экологии "Шум и здоровье человека"

конспект урока экологии "Шум и здоровье человека" (11 класс)...