«Природа вокруг нас"
рабочая программа по экологии (7 класс) по теме

Ицкович Татьяна Яковлевна

Программа ««Природа вокруг нас"  направлена на организацию деятельности обучающихся по изучению ближайшего природного окружения и участия в реальной природоохранной деятельности своего района, своего края. Приоритетной задачей является формирование в сознании учащихся единого, ценностного   образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.
В процессе изучения курса осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему городу (селу), к своей Родине. Курс нацелен на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и в социальной среде.
Содержание курса охватывает широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органическом единстве.
Программа служит дополнением к курсу «Кубановедение».

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Тема

Кол-во часов

Форма занятий

Дата по плану

факт

Введение (2ч.)

1

Экология: цель, задачи и проблемы. Обсуждение и планирование мероприятий программы. Инструктаж по ТБ.

2

Вводная лекция с элементами беседы и дискуссии

Наш край. Экологические проблемы края (8 ч.)

2.

Географическое положение, территория и границы. Ландшафты и экосистемы своей местности. Освоение местности человеком.

2

Рассказ учителя. Беседа. Стихи о родных просторах. Работа с картой РМЭ

3.

Изменение ландшафтов и экосистем под влиянием естественных причин и деятельности человека. Охраняемые территории и объекты своей местности.

2

Беседа, лекция.

4.

«Природные комплексы окрестности школы»

2

Экскурсия в природу

5.

«Знаешь ли ты свой край?»

2

Викторина, игра.

Горные породы и геологические процессы своей местности (4 ч.)

6.

Геологическое строение и полезные ископаемые края. Общие понятия о рельефе. Главные черты рельефа Краснодарского края.  

2

Лекция с элементами беседы

7.

«Определение горных пород и минералов».

2

Практическая работа

Климат области (4 ч.)

8.

Атмосфера. Проблема охраны атмосферы. Общее понятие о климате.

2

Лекция с элементами беседы

9.

Знакомство с картой погоды. Фенологические наблюдения.

«Организация наблюдений за погодой».

2

Практическая  работа

 Гидрография Краснодарского края.     (20 ч.)

10.

Понятие о гидросфере планеты. Вода как основа жизни.

2

Лекция с элементами беседы

11.

Общая характеристика гидрографии области.  

2

Лекция с элементами беседы

12.

Реки, озера, болота, родники и их особенности.

2

Лекция с элементами беседы

13.

 Охрана и использование водных объектов. Закон об охране водных ресурсов.

4

Практическая  работа

14.

 Паспортизация водных объектов.

10

Практическая  работа

Многообразие растительного мира родного края (20 ч.)

15.

Основные царства живой природы. Животные. Общая характеристика.

2

Лекция с элементами беседы

16.

Царство Грибов. Общая характеристика.

2

Лекция с элементами беседы

17.

Царство Бактерий. Общая характеристика.

2

Лекция с элементами беседы

18.

Царство Растений. Общая характеристика.

2

Лекция с элементами беседы

19.

Знакомство с растительным миром края. Лекарственные растения области и их использование.

2

Работа с гербарными образцами растений, методической литературой.

20.

Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями.

2

Практическое занятие

21.

Определение растений, их описание.

2

Практическое занятие

22.

Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.

2

Рассказ, беседа

23.

Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария.

2

Практическое занятие

24.

Сбор материала для составления гербариев древесно-кустарниковой и травянистой растительности.

2

Экскурсия

25.

Изготовление гербариев.

2

Практическое занятие

26.

«Сохраним природу родного края»

2

Выступления  с лекциями и беседами о редких и исчезающих растениях родного края.

Редкие и исчезающие виды растений Краснодарского края.    (16 ч.)

27.

Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга.

2

Лекция с элементами беседы

28.

Виды растений и животных Краснодарского края.    занесенных в Красную книгу.

4

Практическое занятие

29.

Реликты и эндемики флоры и фауны Краснодарского края.  

2

Лекция с элементами беседы, просмотр видеофильма

30.

Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений и животных края по гербариям, иллюстрациям и плакатам.

2

Практическое занятие

31.

"Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры и фауны Краснодарского края.  

2

Практическое занятие

Написание реферата

32.

"Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами флоры и фауны края".

4

Экскурсия в заповедник  

Многообразие животного мира родного края (16 ч.)

33.

Обзор животного мира края. Значение животных в природе и жизни человека.

2

Лекция с элементами беседы

34.

Знакомство с животным миром края.

2

Работа с журналом «Животные нашей планеты»

35.

Работа с определителем животных

2

Практическая работа

36.

Редкие и исчезающие животные. Знакомство с «Красной книгой» животных.

2

Лекция с элементами беседы, работа с «Красной Книгой РФ и Краснодарского края.   »

37.

Охота как пример использования диких животных области. Закон об охране животных.

2

Лекция с элементами беседы

38.

Определение наиболее типичных животных по следам жизнедеятельности, голосу и визуально, составление описаний охраняемых животных.

2

Практическое занятие

39.

«Животные нашего края»

«Знаешь ли ты животных и птиц своего края?»

4

Экскурсия в краеведческий музей  

Организация научно-исследовательской работы (22 ч.)

40

 Методика научно-исследовательской деятельности

4

Лекция с элементами беседы

41

Структура исследовательской работы.

2

Лекция с элементами беседы

42

Знакомство с научно-исследовательскими работами. Анализ и обработка исследовательской деятельности

4

Практическое занятие

43

Выводы исследовательской работы.

2

Практическое занятие

44

Оформление научно-исследовательской работы

4

Рассказ, практическое занятие

45.

 «Животный и растительный мир  

6

Выполнение исследовательской работы

Охрана природы и заповедное дело (4 ч.)

46.

Международное сотрудничество по охране природы. Международные и российские природоохранные организации.

2

Лекция с элементами беседы

47.

Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки.

2

Лекция с элементами беседы

Природоохранная деятельность человека (24 ч.)

48.

Понятие об антропогенных факторах среды. Охрана природы как антропогенный фактор.

2

Лекция с элементами беседы

49.

Рациональное и нерациональное использование природы. Регуляция численности промысловых животных и ценных растений края.

2

Лекция с элементами беседы

50.

Научная организация рекреационных территорий. Проблема управления биосферой.

2

Лекция с элементами беседы

51.

Знакомство с видами природоохранительной деятельности человека.

2

Практическое занятие

52.

Очистка и благоустройство  

4

Практическая работа

53.

Операция  

4

Практическая работа

54.

Операция  «Чистый двор»

4

Практическая работа

55.

Операция «Цветущая клумба»

4

Практическая работа

Всего

144

 

 «


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН "Природа вокруг нас"

Занятие в форме КВН для детей дошкольного возраста по игровой экологии по теме "Природа вокруг нас"...

ПРИРОДА ВОКРУГ НАС

Классный час для учащихся 7-8 классов на тему защиты окружающей среды....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА "ПРИРОДА ВОКРУГ НАС"

С каждым днем становится все яснее, что за многие блага, доставленные с цивилизацией, человек расплачивается слишком дорогой ценой - разрушением природной среды. Занятия эколо...

Программа "Природа вокруг нас"

Цель программы: содействие формированию экологического сознания и культуры в окружающей среде у дезадаптированных детей школьного возраста.Задачи: - Привить воспитанникам знания, умения, развити...

Викторина "Природа вокруг нас" УМК "Планета знаний" 1 класс

Познавательная игра, расширяющая краеведческие познания обучающегося. Командная игра выявляющее уменя работать в команде....

Экологический учебный проект на английском языке « Сможем ли мы спасти природу вокруг нас?» (Can we save our environment?)

В материале рассказывается о развитии речевых компетентностей при помощи фотовыставки....