Рабочая программа по экологии
рабочая программа по экологии (8 класс) на тему

Кяжина Виктория Витальевна

Рабочая программа по экологии "Экология человека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_cheloveka_.8_.docx28.27 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы курса «Экология человека» 8 класс (авторы М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Т.П.Лукина). Учебник Федорова М.З, .Лукина Т.П., В.С.Кучменко В.С. «Экология человека. Культура здоровья»,

Рабочая программа ориентирована на обучающихся общеобразовательных школ и направлена на дополнение базовых знаний по биологии.

Главные цели курса – формирование мировоззрения, развитие разносторонних способностей, воспитание экологической культуры школьников.

Основные задачи курса – экологизация биологических знаний, развитие идей курса  «Человек», направленных на сохранение здоровья человека, изучение влияния окружающей среды на ткани, органы, системы органов и организм в целом. Практическая направленность курса реализуется в разнообразных формах проектной деятельности, практических и лабораторных работах. Курс «Экология человека. Культура и здоровье» продолжает единую экологическую линию, начатую в предыдущих учебных курсах: «Экология растений» 6 класс, «Экология животных» 7 класс.

В рабочей программе сохраняется логика построения курса: от общих представлений о среде обитания и условиях существования к конкретному влиянию основных экологических факторов на организм. Рассматриваются вопросы влияния абиотических, биотических, антропогенных факторов на организм человека в целом и их воздействие на системы органов. При этом существует возможность изменения расположения тем в зависимости от логики изложения курса анатомии и физиологии человека.

Программа рассчитана на 1 час в неделю и включает разделы: «Окружающая среда и здоровье человека», «Влияние факторов среды на функционирование систем органов», « Репродуктивное здоровье». Внутри второго раздела материал распределяется по темам в соответствии с изученными в курсе анатомии системами органов. После изучения основных разделов и тем предусматривается проектная деятельность учащихся. Кроме того, для формирования навыков и умений практически использовать полученные знания предлагаются лабораторные и практические работы.

Для расширения кругозора школьников и  развития умения использовать полученные знания в жизни рекомендуются экскурсии по темам: «Здоровье и образ жизни», «Взаимное влияние организма человека и окружающей среды».

В программе наряду с основным материалом имеется дополнительный для ознакомительного изучения, используемый по усмотрению учителя.

В ходе изучения курса у учащихся формируются знания:

- о взаимосвязи здоровья и образа жизни.

-о воздействии природных и социальных факторов на организм человека

- о влиянии факторов окружающей среды на функционирование и развитие систем органов

- об основных условиях сохранения здоровья

- о факторах, укрепляющих здоровье в процессе развития человеческого организма

-  о необходимости участия в охране окружающей среды.

В результате усвоения учебного материала курса у учащихся формируются умения:

- оценивать состояние здоровья;

- находить связь между биосоциальными факторами среды и здоровьем человека;

- соблюдать гигиенические правила (питания, дыхания, сна и т.д.), режим дня (двигательной активности, труда, отдыха и т.д.);

- применять способы закаливания и ухода за кожей;

- уменьшать вредное воздействия стресса, утомления; проводить наблюдения и самонаблюдения.

Список литературы

  1. Акифьева Е.В. Программно-методические материалы: Экология. 5-11 классы, Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2005

  1. Федорова М.З, .Лукина Т.П., В.С.Кучменко В.С. «Экология человека. Культура здоровья», М.: Издательский центр  «Вентана-Граф», 2008
  2. Чередниченко И.П. «Экология» , Волгоград, издательство «Учитель», 2008

  1. Швец И.М.  Экологическая составляющая курса биологии в основной школе, М.: «Вентана-Граф», 2005

Тема курса.

Тема урока.

Кол

во

ча-сов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки

обучающихся

Вид контроля.

Измерители.

Элемен-ты доп. содер-жания.

При-мечания

Д/З

Дата

проведения

план

фак

I Окружающяя среда и здоровье человека.

   2

 1

Что изучает экология человека

   1

Урок усвое-ния новых знаний

Здоровый образ жизни, экологические факторы, их виды.

Знать: как воздействуют экол. факторы на здоровье человека

Л/Р №1 стр.12

«Оценка состояния физ. здоровья»

П.

1-2

 2

История развития представлений о здоровом образе жизни. Влияние климатических факторов на здоровье.

   1

Комби-нированный урок

Этапы развития природы и человека, антропология, этнография, расы, биометеорология, экстремальные факторы.

Уметь добывать и использовать информацию из различных источников.

Фронтальный опрос

Проект-ная дея-тельность

«Наибо-лее акту-альные экологические проблемы нашего района»

П. 3-5

II Влияние факторов среды на системы органов

  13

 1

Вредные привычки. Опорно-двигательная система.

   1

Комби-нированный урок

Пагубные пристрастия, опорно-двигательная система, наследственность,  питание, алкоголь, и т.д.

Знать: как влияют факторы окружающей среды на систему органов.

Л/Р №2

«Оценка подготовки организма к занятиям физ. культурой»

П. 32-44

 2

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови.

  1

Комби-нированный урок

Имиунитет, анемия, аллергия, гипоксия, СПИД, онкология.

Знать: основные условия сохранения здоровья

Л/Р №3

«Оценка состояния противоинфекционного иммунитета»

П. 11-12

 3

Необходимые условия развития систем кровообращения

  1

Комби-нированный урок

Сердечно-сосудистая система, профилактика нарушений.

Знать: факторы, укрепляющие здоровье.

Л/Р №4

«Определение стрессовоустойчивости сердечно-сосудистой системы»

П. 13-14

 4

Правильное дыхание

  1

Комби-нированный урок

Канцерогены, носовое и правильное дыхание.

Канцерогены, носовое и правильное дыхание.

Л/Р №5

«Влияние холода на частоту дыхательных движений»

П. 15

 5

Пища. Питательные вещества – важный экологический фактор. Чужеродные примеси пищи.

  1

Урок-практи-кум

Жиры, белки, углеводы, минеральные соли, витамины, вода, вредные примеси.

Знать и соблюдать гигиеничесткие правила питание.

П/Р №1

«О чем может рассказать упаковка продукта?»

П. 16-17

 6

Рациональное питание и культура здоровья

   1

Комби-нированный урок

Культура питания, рациональное питание, диета.

Знать: культура питания, рациональное питание, диета

Индивидуальный и фронтальный опрос

Проект-ная дея-тельность

Стр. 83

П.

18-19

 7

Воздействие солнечных лучей на кожу. Терморегуляция. Закаливание.

   1

Комби-нированный урок

Ультрофеолето-вое облучение, инфрокрасные лучи, тепло-регуляция.

Знать: ультро-феолетовое об-лучение, инфро-красные лучи, тепло-регуляция.

Л/Р №6

«Реакция организма на изменения температуры окружающей среды»

П.

19-20

 8

Средства и способы закаливания.

  1

Комби-нированный урок

Водные прцедуры, воздушные и солнечные ванны.

Знать: способы ухода за кожей и закаливания.

Индивидуальный и фронтальный опрос

Проект-ная дея-тельность

Стр. 92

П. 21

  9

Факторы, влияющие на раз-витие и функцио-нирование нервной системы.

  1

Комби-нированный урок

Стресс, его стадии, утомление, переутомление.

Знать: вредное воздействие стресса и переутомления

Л/Р №7

«Развитие утомления»

П.

22

 10

 Условия нормального функционирования зрительного анализатора

  1

Урок усвое-ния новых знаний

Факторы нарушения зрения: фото-эпилепсия, работа на компьютере.

Знать: факторы нарушения зрения.

Индивидуальный и фронтальный опрос

П. 23

11

Внешнее воздействие на слух и органы равновесия

  1

Комби-нированный урок

Звук, шум, укачивание, вибрационная болезнь.

Знать: звук, шум, укачивание, вибрационная болезнь.

Л/Р №8

«Воздействие шума на остроту слуха»

12

Чувствительность к внешним воздействиям и тип высшей нервной деятельности

   1

Комби-нированный урок

Высшая нервная деятельность, виды темпераментов

Знать: высшая нервная деятельность, виды темпераментов

Л/Р №9

«Оценка температурного режима помещений»

П.

26-27

л/р№

10

с.114

13

Гигиенический режим сна

  1

Комби-нированный урок

Сон, фазы сна, продолжитель-ность и гигиена сна.

Знать: гигиенический режим труда и отдыха, уметь их соблюдать.

Индивидуальный и фронтальный опрос

Проект-ная деятель-ность

Стр.119

П. 28

III Репродуктивное здоровье

  2

 1

Особенности взросления организма. Проблемы взросления.

  1

Урок усвое-ния новых знаний

Период полового созревания, половая жизнь, беременность

Знать: период полового созревания, половая жизнь, беременность

Беседа

П.

30-31

2

Факторы риска внутриутробного развития

  1

Урок изуче-ния новых знаний и их обоб-щение

Факторы риска. Венерические заболевания, СПИД.

Осознавать ответственность за свое поведение

Беседа

П.

32-35

Всего – 17 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экологии

Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы.Предлагаемые программы ориентированы на учащихся общеобразовательных школ и направлены на дополнение базовых знаний п...

рабочая программа "Занимательная экология"

Программа предназначена для педагогов  допобразования. Имеет эколого-биологическую направленность. Модифицированна на основе программы Шенкевич....

Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс

Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной   школы и рассчитана  на 135  занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...

Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...

Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.

Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...

Рабочие программы по экологии (программа Швец И.М.)

Рабочие программы по  созданы в соответствии с  программой Швец И.М....

Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"

ммм     Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...