Рабочая программа по экологии
рабочая программа по экологии (7 класс) по теме

Кяжина Виктория Витальевна

Рабочая программа по экологии "Экология животных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.7.docx36.34 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы курса «Экология животных» 7 класс (автор: В.Г.Бабенко) ГОУ ДПО «СарИПКиПРО».

Рабочая программа  7 класса предусматривает обучение экологии в объеме 1 часа в неделю.

Программа предлагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий, формирование которых началось в 5и 6 классах.

Рекомендуется для использования учебник В.Г. Бабенко, 7 класс, М.: издательство «Вентана-Граф»

Основные цели курса:

  • рассмотреть влияние условий окружающей среды на животных,
  • состав животного мира в разных местах обитания,
  • многообразие взаимных связей разных живых существ,
  • роль человека в сохранении экологического равновесия в природе.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

  • Называть и описывать ощущения от восприятия различных экологических факторов;
  • Описывать многообразие условий обитания животных;
  • Объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов;
  • Давать характеристику основным видам приспособлений животных к различным экологическим факторам;
  • Объяснять взаимоотношения между животными разных видов, состояние популяций животных;
  • Понимать роль и значение человека для сохранения разнообразных сред обитания животных, в изменении численности отдельных видов животных;
  • Объяснять роль и значение животных в распространении живого вещества на планете Земля;
  • Называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объектами природы.

Список литературы.

  1.  Акифьева Е В  Программно-методические материалы: Экология, 5-11, Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2005

  1. Бабенко В.Г.  учебник «Экология животных», 7 класс, М.: издательство «Вентана-Граф», 2009
  2. Кучменко В.С., Громова Л.А. рабочая тетрадь «Экология животных», 7 класс, М.: издательство «Вентана-Граф», 2011
  3. Чередниченко И.П. «Экология», 6-11 классы, Волгоград, издательство «Учитель», 2010
  4. Швец И.М. Экологическая составляющая курса биологии в основной школе: Сборник программ. – М.: «Вентана –Граф», 2005 год

Тема курса.

Тема урока.

Кол

во

ча-сов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки

обучающихся

Вид контроля.

Измерите-ли

Эле-менты

допол. содер-жания

При-меча-ния

Д/З

Дата

проведения

I Экология животных: раздел науки и учебный предмет.

  1

 1

Биосферная роль животных на планете Земля.

   1

Урок изуче-ния нового материала

Царство животные, биосфера, консументы, гетеротрофы.

Знать: экология животных, биосферная роль животных, биосфера, консументы, гетеротрофы.

П. 1

II Условия существования животных

   4

 1

Многообразие условий обитания.

   1

Комби-нированный урок

Среда обитания, условия существования.

Знать:среда и условия обитания.Уметь описывать ощущения от восприятия различных экологических факторов.

Фронталь-ный опрос.

П.

2-3

 2

Взаимосвязи организма и среды обитания

   1

Комби-нированный урок

Вытаптывание, расселение растений, пищевые связи.

Знать: взаимосвязь животных с окружающей средой. Объяснять: взаимовлияние экологических факторов и живых организмов

Фронталь-ный опрос

П. 4-5

 3

Предельные условия существования.

   1

Комби-нированный урок

Предел низкой температуры, горячие источники.

Знать: среда обитания, условия существования, предел низкой температуры, горячие источники.

В. 3 на стр. 19

П. 6-7

 4

Условия обитания животных

   1

Экскур-сия

Насекомые опылители, животные землерои.

Знать: насекомые-опылители, животные-землерои, среда обитания, условия существования, афтротрофы, гетеротрофы, пассивное и активное питание.

Отчет по экскурсии.

ИКТ

 

III Среды жизни.

  5

 1

Наземная среда обитания.

  1

Комби-нированный урок

Птичьи базары, перелетные птицы, видовой состав животных.

Знать: суша, природно-химические зоны Земли,перелетные птицы, видовой состав животных, птичьи базары.

Уметь: давать характеристику водной среде обитания.

Беседа

В.2 на стр. 18.

П. 24

 2

Водная среда обитания.

   1

Комби-нированный урок

Бентос, планктон, нектон.

Знать: водоемы как жилище, бентос, планктон.

Уметь: давать характеристику водной среде обитания.

Индивид.

опрос

В.№ на стр. 30

П. 21

 3

Почва, как среда обитания.

   1

Комби-нированный урок

Почва, ее плотность, кислородный режим, споры и цисты.

Знать: почва, ее плотность, кислородный режим, споры и цисты.

Уметь: давать характеристику почвенной среде обитания.

В.1-3 на стр. 65  

Почвы Саратовс-кой области

П.24-25. П.4

 4

Живой организм, как среда обитания.

   1

Комби-нированный урок

Отношения «паразит-хозяин». Гнездовой паразитизм.

Знать: живой организм как специфическая среда обитания животных.

Фронталь-ный опрос

В.№ на стр. 30

П.33

 5

Среды жизни.

   1

Зачет

IV Жилища в жизни животных.

   1

 1

Жилище как среда обитания и одно из важнейших условий существования животных.

   

Комби-нированный урок

Кора, логово, лежбище, гнездо, дупло, проходные рыбы.

Знать: нора, логово, лежбище, гнездо и т.д.

Уметь объяснять особенности распространения организмов, в зависимости от действия экологических факторов.

Беседа

В. 1-4 на стр. 38

ИКТ

П. 14

V Биотические экологические факторы жизни животных.

   3

 1

Взаимное влияние растений и животных.

   1

Урок изуче-ния нового материала

Круговорот веществ, хищные растения, растительнояд-ные паразиты.

Знать: основные понятия, внутривидовые и территориальные взаимоотношения.

Уметь объяснять взаимоотношения между животными и растениями.

Беседа

В.1-3 на стр. 8

П. 1.3.

 2

Взаимоотношения между животными.

   1

Комби-нированный урок.

Насекомоядные птицы, хищник и жертва, чистильщики, взаимоно-помощь.

Знать: жизненное пространство, хищник, жертва,  пищевые связи.

Уметь приводить примеры экологического неблагополучия среди животных.

Фронталь-ный опрос

ИКТ

П.

2-.5

 3

Животные и микроорганизмы.

   1

Урок изуче-ния нового материала

Животные почвы, кислородный режим, простейшие плодородие почвы.

Знать: основные понятия, взаимное приспособление, пищевые связи.

Уметь объяснять взаимоотношения между животными разных видов.

Индиви-дуальный опрос

В.1-3 на стр. 13

П.4

VI Свет в жизни животных.

  1

 1

Особенности распространения животных в зависимости от светового режима.

  1

Урок изуче-ния нового материала

Дневные и ночные  животные, ритмика освещенности, световой режим.

Знать: основные понятия, органы зрения и органы свечения, световой режим. Уметь объяснять значение света для существования животных в экосистеме.

Беседа

В.2-3 на стр. 35

П.13

VII Вода в жизни животных.

   2

 1

Экологические группы животных по отношению к воде.

   1

Урок изуче-ния нового материала

Животные-фильтраторы, содержание воды, поступление и выделение.

Знать: основные понятия, содержание воды, поступление воды в организм, выделение воды из организма.

Беседа.

Сообще-ния

П. 10,17,19

 2

Экологические группы животных по отношению к воде.

   1

Комби-нированный урок

Предельный уровень потери воды.

Знать: предельный уровень, потери воды.

Л/Р №1

«Реакция дождевых червей на различную влажность почвы»

П.23

VIII  Температура в жизни животных.

   2

 1

Экологические группы животных по отношению к теплу.

   1

Комби-нированный урок

Холоднокров-ные и теплок-ровные живо-тные, оцепенение, спячка постоян-ная темпера-тура тела.

Знать: основные понятия.

Уметь объяснять значение температуры для существования животных в экосистеме.

.Беседа

ИКТ

П.12,15,16.

 2

Экологические группы животных по отношению к теплу.

   1

Комби-нированный урок

Двигательная активность.

Знать: холоднокровные животные, двигательная активность, спячка, оцепенение, теплокровные животные.

Л/Р №2

«Движение амебы при различных температу-рах»

П.17,18,19

IX  Кислород в жизни животных.

   1

 1

Кислород и углекислый газ в жизни животных.

   1

Комби-нированный урок

Дыхание, окисление, газовый состав атмосферы, содержание кислорода в воде, потребность в кислороде у рыб.

Знать: окисление, газовый состав атмосферы, содержание кислорода в воде, дыхание водных животных.

П/Р №1

«Сравне-ние приспособлений млекопитающих к воздушной и наземной средам обитания»

П.14

X Сезонные изменения в жизни животных.

   4

 1

Сезонные изменения в жизни живоных как приспособление к условиям существования.

   1

Комби-нированный урок

Длина светового дня, сезонные изменения условий.

Знать: длина светового дня, среда обитания.

Беседа

В.1-4 на стр. 68

П.26

 2

Приспособления морфологические, физиологические и поведенческие.

   1

Комби-нированный урок

Оцепенение, спячка, «спячка» колибри.

Знать: оцепенение, спячка, миграции. Уметь давать характеристику основным видам приспособлений животных.

Фронталь-ный опрос

Сообще-ния

П.27

 3

Приспособления морфологические, физиологические и поведенческие

   1

Комби-нированный урок

Мигрирующие насекомые.

Знать: оцепенение, спячка, миграции. Уметь объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов.

Л/Р №3

«Влияние сезонных изменений на развитие насекомых»

П.26-27

 4

Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания.

   1

Комби-нированный урок

Миграция, перелеты птиц, перелетные пути, миграция оленей.

Знать:  оцепенение, спячка, миграции.

Уметь вести долгосрочные наблюдения.

П/Р №2

«Феноло-гические наблюдения за живот-ными зимой и весной»

П.27

XI  Численность животных

  3

 1

Популяции животных плотность популяции.

   1

Урок изуче-ния нового материала

Ареал, популяция, неоднородность среды, плотность населения.

Знать: основные понятия, область распространения, неоднородность среды.

Уметь прогнозировать изменения в развитии животного мира.

Беседа

В. 1-4 на стр. 95

П. 37

 2

Численность популяции. Динамика численности различных животных.

   1

Комби-нированный урок

Обособление групп, численность популяции, изменчивость численности.

Знать: численность популяции, изменчивость численности. Уметь объяснять состояние популяций животных по динамике популяционных характеристик.

 3

Динамика численности различных животных.

   1

Комби-нированный урок

Колебания численности, циклические колебания, рост и сокращение популяций.

Знать: численность популяции, динамика численности.

Уметь объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов.

Л/Р №4

«Динамика числен-ности населения»

П. 37-38

XII  Изменения в животном мире Земли

   7

 1

Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения численности видов.

   1

Урок изуче-ния нового материала

Сокращение численности вида, изменение условий обитания, загрязнение.

Знать: многочисленные и малочисленные виды, деятельность человека.

Уметь объяснять значение биоразнообразия животного мира для устойчивого развития экосистем.

Беседа

В.1-4 на стр. 99

П.39-49

 2

Охрана животных.

   1

Комби-нированный урок

Исчезающие виды, Красная книга, истребленные виды, охрана животных.

Знать: Красная книга, исчезающие виды, охрана животных.

Понимать роль и значение человека для сохранения разнообразия сред обитания животных.

Исследова-тельская работа

ИКТ

П. 45

 3

Животные и человек.

   1

Комби-нированный урок

Источник пищи, биологическая борьба с вредителями, привлекатель-ная среда обитания.

Знать: жилье человека как  среда обитания для животных. Приводить примеры редких и охраняемых животных своего региона.

Фронталь-ный опрос

В 1-3 на стр. 108

П.41

 4

Одомашнивание животных

   1

Комби-нированный урок

Одомашнива-ние, утилитар-ные цепи.

Знать: деятельность человека

Историческая справка

Подгот. сообщение

 5

Охраняемые  территории России и ряда зарубежных стран.

   1

Урок обобще-ния и систематизации знаний

Международ-ная Красная книга, заповедник, заказник, национальный парк.

Знать: деятельность человека, заказник, охрана животных, национальный парк. Понимать роль человека в изменении численности отдельных видов животных и в уменьшении их биоразнообразия.

Тест

Сообще-ния

ИКТ

Подгот. со-об-щение

 6

Региональные охраняемые территории.

   1

Экскур-сия

Питомник, заказник, охраняемая территория, Красная книга Саратовской области.

Называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объектами природы.

Сообще-ния

ИКТ

 7

Изменения в животном мире Земли.

   1

Урок контро-ля знаний

Тест

Всего – 34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экологии

Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы.Предлагаемые программы ориентированы на учащихся общеобразовательных школ и направлены на дополнение базовых знаний п...

рабочая программа "Занимательная экология"

Программа предназначена для педагогов  допобразования. Имеет эколого-биологическую направленность. Модифицированна на основе программы Шенкевич....

Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс

Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной   школы и рассчитана  на 135  занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...

Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...

Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.

Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...

Рабочие программы по экологии (программа Швец И.М.)

Рабочие программы по  созданы в соответствии с  программой Швец И.М....

Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"

ммм     Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...