Главные вкладки

    Рабочая программа по Экологии 5 класс
    рабочая программа по экологии (5 класс) на тему

    Воротнёва Наталья Андреевна

    Рабочая программа

    по экологии

     5 класс

    Воротневой Натальи Андреевны

     

     

     

                                                                                                                                                             

     

     

     

     

                                                                                                                                                                                  Принято на заседании

     

                                                                                                                                                                                   педагогического совета

                                                                                                                                                                                       протокол №1 от «29 » августа 2013 г.

     

     

     

    2013 – 2014 учебный год

     

    Пояснительная записка

     

    Рабочая программа курса экологии «Введение в биологию и экологию» составлена основе  примерной Программы по природоведению для 5 класса основной школы. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природа» 5 класс. – М.: Вентана-Граф, 2009.

     Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение экологии в объеме 1 час в неделю, всего в год -34 часа.

    В рабочей программе нашли отражение идеи, направленные на формирование у учащихся целостной картины материального мира, раскрытие вопросов единства живой и неживой природы и уникальности жизни на планете Земля.

    При изучении многообразия природных явлений (физических, химических, биологических) особое внимание уделяется экологическим аспектам взаимосвязей живой и неживой природы. В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

    На основании примерных программ Министерства Образования РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по природоведению, в 5-х классах реализуется базовый уровень.

     Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

    Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_po_ekologii_5_klass.docx23.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рассмотрено:                                                                                 Согласовано:                                                                            Утверждено:

    Руководитель МО естественно-                               Заместитель директора по УВР филиала                                Директор МОУ «Ерышовская сош

    научного цикла                                                           МОУ «Ерышовская сош                                                           Ртищевского района

    ________/Воротнева Н.А./                                         Ртищевского района Саратовской                                           Саратовской области»

    Протокол №1 от « 28  » августа 2013 г.                       области» в с.Каменка                                                                    __________/Березкина Л.А./

                                                                                           ________/Степанова Г.Н./                                                          Приказ №  

                                                                                           от «  30 »   августа  2013 г.                                                                от «31»  августа  2013г.          

     

     Рабочая программа

    по экологии

     5 класс

    Воротневой Натальи Андреевны

     

     

                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                  Принято на заседании

                                                                                                                                                                                   педагогического совета

                                                                                                                                                                                       протокол №1 от «29 » августа 2013 г.

    2013 – 2014 учебный год

    Пояснительная записка

    Рабочая программа курса экологии «Введение в биологию и экологию» составлена основе  примерной Программы по природоведению для 5 класса основной школы. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природа» 5 класс. – М.: Вентана-Граф, 2009.

     Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение экологии в объеме 1 час в неделю, всего в год -34 часа.

    В рабочей программе нашли отражение идеи, направленные на формирование у учащихся целостной картины материального мира, раскрытие вопросов единства живой и неживой природы и уникальности жизни на планете Земля.

    При изучении многообразия природных явлений (физических, химических, биологических) особое внимание уделяется экологическим аспектам взаимосвязей живой и неживой природы. В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

    На основании примерных программ Министерства Образования РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по природоведению, в 5-х классах реализуется базовый уровень.

     Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

    Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, экскурсии.

    Учебно – тематическое планирование

     

    №п/п

    Тема

    Кол-во часов

    1

    Введение. Что тебя окружает.

            

    5

    2

    Многообразие природных явлений

    1

    3

    Физические явления в живой и неживой природе

    4

    4

    Биологические явления

    3

    5

    Особенности живого организма

    13

    6        

    Движение в сферах планеты Земля и в космосе

    6

    7

    Освоение природы человеком

    2

    Всего:

    34

    Содержание тем учебного курса

                                                                                                 Введение. Что тебя окружает. (5ч.)

    Методы изучения природы. Наблюдение. Опыт (эксперимент).

    Различия живой и неживой природы. Обитатели суши, воды, воздуха. Движение как форма существования материи.  

    Экскурсия: Живая и неживая природа. 

    Многообразие природных явлений. (1ч.)

    Понятие о физических, химических и биологических явлениях.

    Человек как биосоциальное явление.

    Физические явления в живой и неживой природе (4ч.)

    Явления природы с молекулярной точки зрения. Движение частиц вещества.

    Физические явления: механические, тепловые, световые, электрические и магнитные.

    Экскурсия. Звуки в живой природе.

    Правила безопасного поведения во время грозы.

                                                                               Биологические явления. Особенности живого организма (16ч)

    Явления в живых организмах: размножение,  зарождение организма, рост, развитие, старение, смерть. Движение живых организмов. Разнообразие способов движения у животных. Обмен веществ и энергии. Питание растений. Минеральное питание. Фотосинтез. Растения – основной источник органических веществ на Земле. Растительноядные и хищные животные.. Влияние человека на биологические явления и процессы.

    Лабораторные работы :  1.Знакомство с микроскопом

                                                 2.Приготовление препарата. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени.

                                                 3.Изучение строения семени фасоли.

     4..Рассматривание корней растений.

                                                                                     Движение в сферах планеты Земля и в космосе (6ч.)

    Глобальные изменения облика Земли. Движение в литосфере. Движение литосферных плит. Вулканизм, строение вулкана. Движение в атмосфере. Движение в гидросфере. Движение воды в биосфере. Движение галактик, Солнечной системы, планет, астероидов, комет. Суточное движение Земли. Движение Луны вокруг Земли. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года.

                                                                                       Освоение природы человеком (2ч)

    Знания, их роль в жизни человечества. Загрязнение атмосферы, гидросферы и здоровье людей. Контроль за состоянием окружающей среды. Рациональное использование природных ресурсов. Глобальные зкологические проблемы и пути их решения.

    Календарно – тематическое планирование

     

    №п/п

    Наименование раздела, темы

    Кол-во часов

    Дата

    Оборудование, технические средства    

    план

    факт

    Введение. Что тебя окружает.

    1.

    Живая и неживая природа

    1

    Штатив, стакан, пробирка, спиртовка, колба

    2.

    Загадки природы

    1

    Таблицы, рисунки

    3.

    Единство живой и неживой природы

    1

    Тела неживой природы, схемы ПК

    4.

    Изменяется ли окружающий нас мир?

    1

    Рисунки, таблицы

    5.

    Могут ли в живых организмах происходить физические явления?

    1

    Марля, цв. горшок, вода, стекло

    Многообразие природных явлений

    6.

    Все течет, все изменяется

    1

    Спиртовка, медная проволока, пружина

    Физические явления в живой и неживой природе

    7.

    Что необходимо знать, изучая физические явления?

    1

    Рисунки, фотогр., магнит, компас

    8.

    Механическое движение в живой и неживой природе

    1

    Рис., таблицы с изображ. животных

    9.

    Световые явления в живой и неживой природе

    1

    Лампочка, рисунки с изображ. светящихся животных ПК

    10.

    Звуковые явления в живой и неживой природе. Подведем итоги.

    1

    Таблица, расчестка, колоколчик

    Биологические явления

    11.

    Как идет жизнь на Земле

    1

    Микроскопы, м\п «Плесень»

    12.

    Прибор, открывающий «Невидимое»

    1

    Микроскопы

    ПК

    13.

    Живое и неживое под микроскопом

    1

    микроскопы

    Особенности живого организма

    13ч

    14.

    Как размножаются живые организмы?

    1

    Лупы, пророщенные семена фасоли

    15.

    Как размножаются животные?

    1

    Таб.»Гидра», «Черви»

    16.

    Как размножаются растения?

    1

    Таблицы с изображ. растений. ПК

    17.

    Могут ли растения производить потомство без помощи семян?

    1

    Таб.»Вегетативное размножение растений»

    18.

    Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия?

    1

    Табл. «Цепи питания»

    19.

    Правда ли, что растения кормят всех даже хищников?

    1

    Рис.учебника, картинки

    20.

    Как питается растение?

    1

    Табл.. «Внутреннее строение листа»

    21.

    Только ли лист кормит растение?

    1

    «Строение листа» таблица

    22.

    Как питаются паразиты?

    1

    ПК

    23.

    Нужны ли минеральные соли животным и человеку?

    1

    Табл. «Скелет человека», «Зубы»

    ПК

    24.

    Можно ли жить без воды, не питаясь?

    1

    Пр-ка с сух. Семенами, спиртовка

    25.

    Зачем живые организмы запасают питательные вещества? Подведем итоги.

    1

    Модель «Строение яйца», карт.-задания по теме, табл.»Дыхат. система: рыб, земноводных, птиц, человека

    26.

    Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом

    1

    Таб.»Одноклеточные растения и животные»

    Движение в сферах планеты Земля и в космосе

    27.

    Изменение облика Земли и живых организмов

    1

    Глобус, таблица

    28.

    Движение литосферы

    1

    Плакаты с изображ. сфер Земли ПК

    29.

    Движение атмосферы

    1

    Плакаты с изображ. сфер Земли ПК

    30.

    Движение гидросферы

    1

    Плакаты с изображ. сфер Земли ПК

    31.

    Знакомство с горными породами, образовавшимися с участием живых организмов

    1

    Коллекц. горных пород

    32.

    Движение небесных тел, Солнечной системы, Галактики

    1

    Освоение природы человеком

    33.

    Человек – часть природы.

    Проект

    1

    Посадочный материал, инструменты

    34.

    Влияние человека на биосферу. Задания на лето.

    1

    Требования к уровню подготовки учащихся

      Учащиеся должны знать:

         

    • о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
    • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
    • положение о том, что все в природе находится в движении: движение – форма существования материи;
    • положение об относительности движения и покоя;
    • сущность понятий «вещество» и «тело»;
    • примеры и основные признаки химических реакций;
    • причины изменения поверхности Земли;
    • причины движения воздуха в атмосфере и вод Мирового океана.

      Учащиеся должны уметь:

    • узнавать наиболее распространённые растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
    • приводить примеры физических явлений, превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
    • указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
    • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звёздной карты;
    • описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;
    • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
    • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
    • использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
    • находить значение указанных терминов в справочной литературе;
    • кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
    • использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
    • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
    • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

    Перечень учебно – методического обеспечении

    Учебник  «Введение в биологию и экологию» под редакцией Н.М.Черновой . Авторы: Т.С.Сухова, В.И.Строганов. М.: Вентана-Граф; Москва, 2009г.

    1. Ю.И. Буланый. Педагогический опыт. Экология. Сборник методических работ. М.: Аврора, Саратов, 2004.

    2 .Газета «Биология» изд.дом «Первое сентября»

    3. Миркин Б.М. Что такое растительное сообщество. М.: Наука,1986.

    4. Методическое пособие Природоведение  Т.С.Сухова, В.И.Строганов. М.: Вентана-Граф; 2009г.

    5. Чернова Н.М.,Былова А.М. Экология. М.: Просвещение, 1988

                                     

    MULTIMEDIY-электронные пособия:

    1. «Лабораторный практикум по биологии 6-11».(электронное учебное пособие).

    2. Экология

        Московский Государственный институт электроники и математики,2004г.

    3. Экология 10-11кл.

        Учебное пособие ООО «Дрофа»,2004г. ЗАО «1С»,2004г

    4.Интернет-ресурсы.

    .

    Приложение

    Список сообщений, презентаций

    1. Живое возникает из живого.

    2. Питание зеленых растений и их роль на Земле.

    3. Паразиты. Откуда они берутся.

    4. Жизнь животного мира в природных зонах.

    5. Обитатели суши.

    6. Обитатели водной среды.

    1. Размножение гидры: половое и бесполое.

    2. Переселение растений с помощью ветра, воды, животных.

    3. Биотические связи между организмами.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс

    Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной   школы и рассчитана  на 135  занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...

    Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...

    Рабочая программа по экологии 6 класс

      Данная программа предназначена для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы, составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений, ...

    Рабочая программа по экологии 7 класс

    Данная  программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе программы «Экология животных» авт. Т.С.Сухова, В.И.Строганов Москва,...

    Рабочая программа по экологии 6-8 класс

    составлена на основе   авторских программ по экологии:6 класс - «Экология растений», И.М. Швец7 класс - «Экология животных», И.М. Швец8 класс – «Экология человека. Культура здоровья», М.З, Ф...

    Рабочая программа по экологии 5 класс

    Рабочая программа  курса экологии «Введение в биологию и экологию» для учащихся 5-х классов общеобразовательной школы составлена на основе Региональной программы для общеобразовательн...

    Рабочая программа по экологии 8 класс

    Рабочая программа  составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта и авторских программ: Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. «Экология человека. Культура...