Рабочая программа по Экологии 5 класс
рабочая программа по экологии (5 класс) на тему

Воротнёва Наталья Андреевна

Рабочая программа

по экологии

 5 класс

Воротневой Натальи Андреевны

 

 

 

                                                                                                                                                         

 

 

 

 

                                                                                                                                                                              Принято на заседании

 

                                                                                                                                                                               педагогического совета

                                                                                                                                                                                   протокол №1 от «29 » августа 2013 г.

 

 

 

2013 – 2014 учебный год

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа курса экологии «Введение в биологию и экологию» составлена основе  примерной Программы по природоведению для 5 класса основной школы. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природа» 5 класс. – М.: Вентана-Граф, 2009.

 Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение экологии в объеме 1 час в неделю, всего в год -34 часа.

В рабочей программе нашли отражение идеи, направленные на формирование у учащихся целостной картины материального мира, раскрытие вопросов единства живой и неживой природы и уникальности жизни на планете Земля.

При изучении многообразия природных явлений (физических, химических, биологических) особое внимание уделяется экологическим аспектам взаимосвязей живой и неживой природы. В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

На основании примерных программ Министерства Образования РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по природоведению, в 5-х классах реализуется базовый уровень.

 Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_ekologii_5_klass.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено:                                                                                 Согласовано:                                                                            Утверждено:

Руководитель МО естественно-                               Заместитель директора по УВР филиала                                Директор МОУ «Ерышовская сош

научного цикла                                                           МОУ «Ерышовская сош                                                           Ртищевского района

________/Воротнева Н.А./                                         Ртищевского района Саратовской                                           Саратовской области»

Протокол №1 от « 28  » августа 2013 г.                       области» в с.Каменка                                                                    __________/Березкина Л.А./

                                                                                       ________/Степанова Г.Н./                                                          Приказ №  

                                                                                       от «  30 »   августа  2013 г.                                                                от «31»  августа  2013г.          

 

 Рабочая программа

по экологии

 5 класс

Воротневой Натальи Андреевны

 

 

                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                              Принято на заседании

                                                                                                                                                                               педагогического совета

                                                                                                                                                                                   протокол №1 от «29 » августа 2013 г.

2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа курса экологии «Введение в биологию и экологию» составлена основе  примерной Программы по природоведению для 5 класса основной школы. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природа» 5 класс. – М.: Вентана-Граф, 2009.

 Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение экологии в объеме 1 час в неделю, всего в год -34 часа.

В рабочей программе нашли отражение идеи, направленные на формирование у учащихся целостной картины материального мира, раскрытие вопросов единства живой и неживой природы и уникальности жизни на планете Земля.

При изучении многообразия природных явлений (физических, химических, биологических) особое внимание уделяется экологическим аспектам взаимосвязей живой и неживой природы. В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

На основании примерных программ Министерства Образования РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по природоведению, в 5-х классах реализуется базовый уровень.

 Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, экскурсии.

Учебно – тематическое планирование

 

№п/п

Тема

Кол-во часов

1

Введение. Что тебя окружает.

        

5

2

Многообразие природных явлений

1

3

Физические явления в живой и неживой природе

4

4

Биологические явления

3

5

Особенности живого организма

13

6        

Движение в сферах планеты Земля и в космосе

6

7

Освоение природы человеком

2

Всего:

34

Содержание тем учебного курса

                                                                                             Введение. Что тебя окружает. (5ч.)

Методы изучения природы. Наблюдение. Опыт (эксперимент).

Различия живой и неживой природы. Обитатели суши, воды, воздуха. Движение как форма существования материи.  

Экскурсия: Живая и неживая природа. 

Многообразие природных явлений. (1ч.)

Понятие о физических, химических и биологических явлениях.

Человек как биосоциальное явление.

Физические явления в живой и неживой природе (4ч.)

Явления природы с молекулярной точки зрения. Движение частиц вещества.

Физические явления: механические, тепловые, световые, электрические и магнитные.

Экскурсия. Звуки в живой природе.

Правила безопасного поведения во время грозы.

                                                                           Биологические явления. Особенности живого организма (16ч)

Явления в живых организмах: размножение,  зарождение организма, рост, развитие, старение, смерть. Движение живых организмов. Разнообразие способов движения у животных. Обмен веществ и энергии. Питание растений. Минеральное питание. Фотосинтез. Растения – основной источник органических веществ на Земле. Растительноядные и хищные животные.. Влияние человека на биологические явления и процессы.

Лабораторные работы :  1.Знакомство с микроскопом

                                             2.Приготовление препарата. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени.

                                             3.Изучение строения семени фасоли.

 4..Рассматривание корней растений.

                                                                                 Движение в сферах планеты Земля и в космосе (6ч.)

Глобальные изменения облика Земли. Движение в литосфере. Движение литосферных плит. Вулканизм, строение вулкана. Движение в атмосфере. Движение в гидросфере. Движение воды в биосфере. Движение галактик, Солнечной системы, планет, астероидов, комет. Суточное движение Земли. Движение Луны вокруг Земли. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года.

                                                                                   Освоение природы человеком (2ч)

Знания, их роль в жизни человечества. Загрязнение атмосферы, гидросферы и здоровье людей. Контроль за состоянием окружающей среды. Рациональное использование природных ресурсов. Глобальные зкологические проблемы и пути их решения.

Календарно – тематическое планирование

 

№п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

Дата

Оборудование, технические средства    

план

факт

Введение. Что тебя окружает.

1.

Живая и неживая природа

1

Штатив, стакан, пробирка, спиртовка, колба

2.

Загадки природы

1

Таблицы, рисунки

3.

Единство живой и неживой природы

1

Тела неживой природы, схемы ПК

4.

Изменяется ли окружающий нас мир?

1

Рисунки, таблицы

5.

Могут ли в живых организмах происходить физические явления?

1

Марля, цв. горшок, вода, стекло

Многообразие природных явлений

6.

Все течет, все изменяется

1

Спиртовка, медная проволока, пружина

Физические явления в живой и неживой природе

7.

Что необходимо знать, изучая физические явления?

1

Рисунки, фотогр., магнит, компас

8.

Механическое движение в живой и неживой природе

1

Рис., таблицы с изображ. животных

9.

Световые явления в живой и неживой природе

1

Лампочка, рисунки с изображ. светящихся животных ПК

10.

Звуковые явления в живой и неживой природе. Подведем итоги.

1

Таблица, расчестка, колоколчик

Биологические явления

11.

Как идет жизнь на Земле

1

Микроскопы, м\п «Плесень»

12.

Прибор, открывающий «Невидимое»

1

Микроскопы

ПК

13.

Живое и неживое под микроскопом

1

микроскопы

Особенности живого организма

13ч

14.

Как размножаются живые организмы?

1

Лупы, пророщенные семена фасоли

15.

Как размножаются животные?

1

Таб.»Гидра», «Черви»

16.

Как размножаются растения?

1

Таблицы с изображ. растений. ПК

17.

Могут ли растения производить потомство без помощи семян?

1

Таб.»Вегетативное размножение растений»

18.

Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия?

1

Табл. «Цепи питания»

19.

Правда ли, что растения кормят всех даже хищников?

1

Рис.учебника, картинки

20.

Как питается растение?

1

Табл.. «Внутреннее строение листа»

21.

Только ли лист кормит растение?

1

«Строение листа» таблица

22.

Как питаются паразиты?

1

ПК

23.

Нужны ли минеральные соли животным и человеку?

1

Табл. «Скелет человека», «Зубы»

ПК

24.

Можно ли жить без воды, не питаясь?

1

Пр-ка с сух. Семенами, спиртовка

25.

Зачем живые организмы запасают питательные вещества? Подведем итоги.

1

Модель «Строение яйца», карт.-задания по теме, табл.»Дыхат. система: рыб, земноводных, птиц, человека

26.

Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом

1

Таб.»Одноклеточные растения и животные»

Движение в сферах планеты Земля и в космосе

27.

Изменение облика Земли и живых организмов

1

Глобус, таблица

28.

Движение литосферы

1

Плакаты с изображ. сфер Земли ПК

29.

Движение атмосферы

1

Плакаты с изображ. сфер Земли ПК

30.

Движение гидросферы

1

Плакаты с изображ. сфер Земли ПК

31.

Знакомство с горными породами, образовавшимися с участием живых организмов

1

Коллекц. горных пород

32.

Движение небесных тел, Солнечной системы, Галактики

1

Освоение природы человеком

33.

Человек – часть природы.

Проект

1

Посадочный материал, инструменты

34.

Влияние человека на биосферу. Задания на лето.

1

Требования к уровню подготовки учащихся

  Учащиеся должны знать:

     

  • о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
  • положение о том, что все в природе находится в движении: движение – форма существования материи;
  • положение об относительности движения и покоя;
  • сущность понятий «вещество» и «тело»;
  • примеры и основные признаки химических реакций;
  • причины изменения поверхности Земли;
  • причины движения воздуха в атмосфере и вод Мирового океана.

  Учащиеся должны уметь:

  • узнавать наиболее распространённые растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
  • приводить примеры физических явлений, превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
  • указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звёздной карты;
  • описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;
  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  • использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  • кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
  • использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

Перечень учебно – методического обеспечении

Учебник  «Введение в биологию и экологию» под редакцией Н.М.Черновой . Авторы: Т.С.Сухова, В.И.Строганов. М.: Вентана-Граф; Москва, 2009г.

1. Ю.И. Буланый. Педагогический опыт. Экология. Сборник методических работ. М.: Аврора, Саратов, 2004.

2 .Газета «Биология» изд.дом «Первое сентября»

3. Миркин Б.М. Что такое растительное сообщество. М.: Наука,1986.

4. Методическое пособие Природоведение  Т.С.Сухова, В.И.Строганов. М.: Вентана-Граф; 2009г.

5. Чернова Н.М.,Былова А.М. Экология. М.: Просвещение, 1988

                                 

MULTIMEDIY-электронные пособия:

1. «Лабораторный практикум по биологии 6-11».(электронное учебное пособие).

2. Экология

    Московский Государственный институт электроники и математики,2004г.

3. Экология 10-11кл.

    Учебное пособие ООО «Дрофа»,2004г. ЗАО «1С»,2004г

4.Интернет-ресурсы.

.

Приложение

Список сообщений, презентаций

1. Живое возникает из живого.

2. Питание зеленых растений и их роль на Земле.

3. Паразиты. Откуда они берутся.

4. Жизнь животного мира в природных зонах.

5. Обитатели суши.

6. Обитатели водной среды.

1. Размножение гидры: половое и бесполое.

2. Переселение растений с помощью ветра, воды, животных.

3. Биотические связи между организмами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс

Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной   школы и рассчитана  на 135  занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...

Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...

Рабочая программа по экологии 6 класс

  Данная программа предназначена для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы, составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений, ...

Рабочая программа по экологии 7 класс

Данная  программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе программы «Экология животных» авт. Т.С.Сухова, В.И.Строганов Москва,...

Рабочая программа по экологии 6-8 класс

составлена на основе   авторских программ по экологии:6 класс - «Экология растений», И.М. Швец7 класс - «Экология животных», И.М. Швец8 класс – «Экология человека. Культура здоровья», М.З, Ф...

Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.

Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...

Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"

ммм     Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...