Главные вкладки

    Рабочая программа по Экологии 8 класс
    рабочая программа по экологии (8 класс) по теме

    Воротнёва Наталья Андреевна

     Рабочая программа

    по экологии

     8 класс

    Воротневой Натальи Андреевны

     

     

     

                                                                                                                                                                                  Принято на заседании

     

                                                                                                                                                                                   педагогического совета

                                                                                                                                                                                       протокол №1 от «29 » августа 2013 г.

     

     

     

    2013 – 2014 учебный год

     

     

     

     

     

    Пояснительная записка

    Рабочая программа разработана на основе примерной  программы по экологии для общеобразовательных учреждений. (Издательский центр «Вентана-Граф» для общеобразовательных учреждений, разработана авторским коллективом под руководством проф.В.М.Константинова.).

    Рабочая программа ориентирована на использование учебника:  Экология человека. Культура здоровья.  М.З.Федорова, В.С.Кучменко, Т.П.Лукина  8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2011г. 

    Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение экологии в объеме 1 час в неделю, всего в год - 34 часа.

    В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения экологии на ступени основного общего образования. В ней   заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков.

    На уроках рассматриваются вопросы приспособления организма человека к различным экологическим условиям, а также влияния природных и антропогенных факторов на здоровье. Большое внимание уделяется основам здорового образа жизни. Раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности. 

    Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки учащихся», которые сформулированы в деятельной форме и полностью соответствуют стандарту.

    Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы по оценке функционального состояния организма, которые помогут выработать программу сохранения и укрепления здоровья. Материалы по проектной деятельности позволят разнообразить формы организации учебного процесса, расширить рамки учебного предмета.

    Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_po_ekologii_8_klass.docx27.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рассмотрено:                                                                                 Согласовано:                                                                            Утверждено:

    Руководитель МО естественно-                               Заместитель директора по УВР филиала                                Директор МОУ «Ерышовская сош

    научного цикла                                                           МОУ «Ерышовская сош                                                           Ртищевского района

    ________/Воротнева Н.А./                                         Ртищевского района Саратовской                                           Саратовской области»

    Протокол №1 от « 28  » августа 2013 г.                       области» в с.Каменка                                                                    __________/Березкина Л.А./

                                                                                           ________/Степанова Г.Н./                                                          Приказ №  

                                                                                           от «  30 »   августа  2013 г.                                                                от «31»  августа  2013г.          

     

     Рабочая программа

    по экологии

     8 класс

    Воротневой Натальи Андреевны

     

     

                                                                                                                                                                                  Принято на заседании

                                                                                                                                                                                   педагогического совета

                                                                                                                                                                                       протокол №1 от «29 » августа 2013 г.

    2013 – 2014 учебный год

    Пояснительная записка

    Рабочая программа разработана на основе примерной  программы по экологии для общеобразовательных учреждений. (Издательский центр «Вентана-Граф» для общеобразовательных учреждений, разработана авторским коллективом под руководством проф.В.М.Константинова.).

    Рабочая программа ориентирована на использование учебника:  Экология человека. Культура здоровья.  М.З.Федорова, В.С.Кучменко, Т.П.Лукина  8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2011г.  

    Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение экологии в объеме 1 час в неделю, всего в год - 34 часа.

    В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения экологии на ступени основного общего образования. В ней   заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков.

    На уроках рассматриваются вопросы приспособления организма человека к различным экологическим условиям, а также влияния природных и антропогенных факторов на здоровье. Большое внимание уделяется основам здорового образа жизни. Раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.  

    Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки учащихся», которые сформулированы в деятельной форме и полностью соответствуют стандарту.

    Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы по оценке функционального состояния организма, которые помогут выработать программу сохранения и укрепления здоровья. Материалы по проектной деятельности позволят разнообразить формы организации учебного процесса, расширить рамки учебного предмета.

    Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

     

    Учебно – тематическое планирование

               Наименование  темы

    Количество  часов

    1

     Введение

    1

    2

     Окружающая среда и здоровье человека

    7

    3

     Влияние факторов среды на системы органов.

    22

    4

    Репродуктивное здоровье

    4

     

    ВСЕГО

    34

            

    Содержание тем учебного курса

    Введение (1ч.)

    Здоровье человека как мировая проблема. Факторы здоровья человека. Глобальная проблема сохранения здоровья человека. Ответственность каждого за своё здоровье и здоровье окружающих.

     Окружающая среда и здоровье человека. (7ч.)

    Человек как часть живой природы. Место человека в системе органического мира. История развития представлений о здоровом образе жизни Черты сходства и различия человека и человекообразных обезьян. Влияние климатических факторов на здоровье.  

     Природная среда – фактор здоровья. Адаптация человека к природной  

    Влияние факторов среды на системы органов. (22ч)

    Вредные привычки. Условия правильного формирования опорно - двигательной активности. Иммунитет и здоровье человека.

    Условия полноценного развития системы кровообращения, профилактика нарушений. Правильное дыхание. Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты – важный экологический фактор. Воздействие солнечных лучей на кожу.

    Температура окружающей среды и участие кожи в терморегуляции. Средства и способы закаливания. Факторы ,влияющие на развитие и функционирование нервной системы. Условия нормального функционирования зрительного анализатора.

    Внешние воздействия на органы слуха и равновесия. Биологические ритмы у человека. Стресс как негативный биосоциальный фактор.

    Гигиенический режим сна – составляющая здорового образа жизни.

    Репродуктивное здоровье (4ч)

    Особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов.

    Проблемы взросления и культура здоровья. Факторы риска внутриутробного развития. Гендерные роли. Биологические и социальные причины заболеваний , передающихся половым путем. Ответственное поведение как социальный фактор


    Календарно-тематическое планирование

    п/п

    Наименование раздела, темы

    Кол-во часов

     Дата

    Оборудование, технические средства

    план

    факт

    Введение.                                                                                  (1ч.)

    Глава 1.Окружающая среда и здоровье человека (7ч.)

    1.

    Что изучает экология человека.

    1

    карточки-задания

    2.

    Здоровье и образ жизни.

     Л/р «Оценка состояния физического здоровья»

    1

    Наглядные пособия

    3.

    История развития представлений о здоровом образе жизни

    1

     тест

    4.

    Из истории развития взаимоотношений человека с природой.

    Проектная  деятельность.

    1

    тест

     

    5.

     Различия между людьми , проживающими в разных природных условиях

    1

    Наглядные пособия

    6.

    Влияние климатических факторов на здоровье.  

     

    1

    Наглядные пособия

    7.

    Экстремальные факторы окружающей среды

    1

    таблицы

    Глава 2. Влияние факторов среды на системы органов.

    22

    8

    Вредные привычки.

     

    1

    карточки-задания

    ПК

    9

    Условия правильного формирования опорно -двигательной активности.

    1

    Наглядные пособия

    ПК

    10.

    Воздействие двигательной активности на организм человека. Л/р «Оценка подготовленности организма к занятиям физической культурой»

    1

     тест

    11

    Природные и антропогенные факторы.

    1

     

    тест

    12.

    Иммунитет и здоровье человека.

    Л/р «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета»

    1

     

    Тесты

    13.

    Условия полноценного развития системы кровообращения.

    Л/р «Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку»

    1

     

    Таблицы

    ПК

    14.

    Профилактика нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы.

      Лабор. Работа «Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы»

    1

     

    тонометр

    15.

    Правильное дыхание.

    Лаб.раб. «Влияние холода на частоту дыхательных движений»

    1

       

    таблица

    16.

    Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты – важный экологический фактор.

    прак.раб

    1

     

    тест

    ПК

    17..

    Чужеродные примеси пищи.

    Практическая работа « Исследование пищевых добавок в продуктах питания»

    1

     

    упаковки пищевых продуктов, таблица пищевых добавок

    18.

    Рациональное питание и культура здоровья.

    Проектная деятельность.

    1

     

    карточки-задания

    19.

    Воздействие солнечных лучей на кожу.

    1

     

    таблица

    20.

    Температура окружающей среды и участие кожи в терморегуляции.

    Л/р «Реакция организма на изменения температуры окружающей среды»

    1

     

    Наглядные пособия

    21.

    Средства и способы закаливания.

    1

     

    карточки-задания

    ПК

    22.

    Факторы ,влияющие на развитие и функционирование нервной системы.

    Л/р «Развитие утомления»

    1

     

    таблица

    23.

    Условия нормального функционирования зрительного анализатора.

    1

     

    таблица

    24.

    Внешние воздействия на органы слуха и равновесия.

    Л/р «Воздействие шума на остроту слуха»

    1

     

    Таблица

    ПК

    25.

    Стресс как негативный биосоциальный фактор.

    1

     

    Наглядные пособия

    26.

    Чувствительность к внешним воздействиям и тип высшей нервной деятельности.

    Л/р «Определение некоторых свойств нервных процессов»

    1

     

    карточки-задания

    27.

    Биоритмы и причины их нарушений.

    1

     

    таблица

    28.

    Гигиенический режим сна – составляющая здорового образа жизни.

     Проектная деятельность

    1

     

    Наглядные пособия

    29.

    Влияния окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции.

    1

     

    карточки-задания

    Глава 3. Репродуктивное здоровье.

    5

    30.

    .Особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов.

    1

     

    таблица

    31.

    Проблемы взросления и культура здоровья

    1

     

     карточки-задания

    32.

    Факторы риска внутриутробного развития.

     Гендерные роли.

    1

     

    Таблица

    ПК

    33.

    Биологические и социальные причины заболеваний , передающихся половым путем. Ответственное поведение как социальный фактор.

    1

     

    таблица


    Требования к  уровню подготовки учащихся

     Учащиеся должны знать:

    - понятия «здоровье», «болезнь»;

    - факторы здоровья и факторы риска болезни;

    - связи между правом человека на здоровье и обязанностью ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

    - место человека с системе животных, этапы и факторы становления человека;

    - понятие о наследственных болезнях и их предупреждение;

    - понятие о природноочаговых болезнях;

    - понятия: биосфера, ландшафт, компоненты ландшафта, природно-антропогенный ландшафт, устойчивость ландшафта;

    - многоаспектную ценность ландшафта;

    - последствия влияния человека на ландшафт и его компоненты;

    - характерные черты различных природно-антропогенных ландшафтов;

    - экологические проблемы ландшафтов Саратовской области, г.Саратова, района расположения школы, дома.

     

    Учащиеся должны уметь:

    - оценивать среду жизнедеятельности человека;

    - объяснять на примерах прямое и опосредованное влияние факторов природной среды на здоровье человека;

    - анализировать и оценивать образ жизни своей семьи и свой собственный;

    - обосновывать влияние неблагоприятных воздействий вредных привычек на здоровье человека;

    - определять тип ландшафта;

    - выявлять формы воздействия на него человека;

    - давать оценку состояния ландшафта;

    - формулировать предложения по его улучшению, восстановлению, охране.

    Перечень учебно-методического обеспечения.

    1. Учебник для общеобразовательных учреждений «Экология человека. 8 класс» М.З.Федорова, В.С.Кучменко, Т.П.Лукина.

    М.: Вентана-Граф. 1.

    2.  Ю.И. Буланый. Педагогический опыт. Экология. Сборник методических работ. М.: Аврора, Саратов, 2004.2.М.А.Павлова. В помощь учителю экологии. М.: Саратов,2003.3 .Газета «Биология»,изд.дом «Первое сентября»

    3. Энциклопедия «Животные»

    Список электронных наглядных пособий:

    1. Экология

        Московский Государственный институт электроники и математики, 2004г.

    2. Экология 10-11кл.

        Учебное пособие ООО «Дрофа»,2004г. ЗАО «1С»,2004г

    3.Интернет-ресурсы..


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс

    Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной   школы и рассчитана  на 135  занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...

    Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...

    Рабочая программа по экологии 6 класс

      Данная программа предназначена для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы, составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений, ...

    Рабочая программа по экологии 7 класс

    Данная  программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе программы «Экология животных» авт. Т.С.Сухова, В.И.Строганов Москва,...

    Рабочая программа по экологии 6-8 класс

    составлена на основе   авторских программ по экологии:6 класс - «Экология растений», И.М. Швец7 класс - «Экология животных», И.М. Швец8 класс – «Экология человека. Культура здоровья», М.З, Ф...

    Рабочая программа по экологии 5 класс

    Рабочая программа  курса экологии «Введение в биологию и экологию» для учащихся 5-х классов общеобразовательной школы составлена на основе Региональной программы для общеобразовательн...

    Рабочая программа по экологии 8 класс

    Рабочая программа  составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта и авторских программ: Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. «Экология человека. Культура...