К О Н С П Е К Т З А Н Я Т И Я по ознакомлению с окружающим в старшей группе
план-конспект занятия по экологии на тему

Афонина Елена Владимировна

на тему: «Животные севера»

Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.

Программные задачи:

Воспитательные:

- воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру.

-воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.

Образовательные:

- углублять представления детей о диких животных холодных стран.

- систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания, определять место обитания животного по внешнему виду.

Развивающие:

- развивать любознательность, внимание, мышление, память, общую моторику.

- развивать связную речь и умение правильно строить предложение.

  Материал:

- демонстрационные картины: «Тундра», животные Севера, презентация «Животные Севера

Д/и «Кто где живет?», «Отгадай животное».

Рассматривание серии картин «Животные Севера».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, мы сейчас с вами отправимся в путешествие на северный полюс (В Арктику) Воспитатель показывает этот место на глобусе. Мы сейчас представим с вами, что мы летим на самолете.

Отправляемся под музыку «Где-то на белом свете…»

Закрываем глаза, открываем и вот мы уже оказываемся на Северном полюсе. Лёд в Арктике никогда не тает. Там Северный Ледовитый океан закован льдами. В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь. Зато в ночном небе бывает северное полярное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Очень красиво.

Кругом большие льдины, плавают айсберги. И первый кого мы встречаем на нашем пути.

Воспитатель показывает картинки с изображением животных севера.

 

Моржи.

Воспитатель: Морж – это тоже большое животное. Посмотрите, что есть у моржа.

Дети: У моржа есть туловище, голова, толстая шея, длинные клыки, широкие ласты, усы.

Кожа моржа покрыта редкими жесткими волосками, ласты помогают плавать и нырять. В ледяной воде не замерзает, так как спасает толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но у них хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасности. Как вы думаете, чем моржи питаются?
Дети: Моржи питаются рыбками, червяками, рачками.

Воспитатель: Отдыхать и спать моржи могут прямо в воде. Наполнив воздухом внутренние воздушные мешки, животное принимает, как бы положение стоя, и покачиваясь на волнах, как поплавок, и спит. Чем старше морж, тем длиннее у него клыки. На верхней губе у моржа находятся длинные  толстые усы-вибриссы, похожие на щётку. С их помощью морж обследует дно в поисках пропитания, ведь на большой глубине, да ещё подо льдом, почти ничего не видно, приходится искать на ощупь.

Олени.      

Воспитатель: Вот мы видим уже другого животного севера. Кто же он?
Дети: Это олень.
Воспитатель: Правильно, это северный олень. Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни.

Посмотрите на оленя, на его голову, она у него вытянутая.Что находится на его голове?
Дети: Длинные рога.
Воспитатель: Тело покрыто волосяным покровом. Он защищает оленя от стужи. Особенно длинная шерсть на шее.
Воспитатель: У северного оленя крепкие ноги. На ногах широкие  копыта которые не проваливаются в снег
Воспитатель: К зиме олени накапливают жир. Это помогает им переносить сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада.

Чем же питаются северные олени?

Дети: Мхом, травой.

Воспитатель: Правильно, лишайником, ягелем. Летом кормится всевозможными травами, грибами, побегами ив и берез.

Тюлень.

Вот я вижу тут еще одно животное севера. Кто же это?

Дети: Это тюлень.

Тюлени хорошо приспособлены к жизни в воде. У них веретенообразное тело, короткая шея. Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Посмотрите на тюленя. Что у него вместо ног?

Дети: Плавники.

Воспитатель: Верно, плавники, а не ласты.
Воспитатель: Передние плавники – вместо вёсел, а задние – как руль. Тело покрыто шерстью, состоящей из коротких жестких волосков. Если тюлень – водное животное, то, как вы думаете, чем он питается?

Дети: Рыбой питается тюлень.

Воспитатель: Правильно, он питается рыбой, разными морскими животными.

А почему детёныши Тюленя белого цвета, для чего им нужен белый окрас?

Дети: Для того, чтобы быть незаметным для хищников.

 

Воспитатель: Правильно, ведь мать приплывает к детенышу один раз в день, чтобы покормить его молоком.
Воспитатель: Что спасает от холода тюленей?

Дети: От холода спасает толстая кожа и толстый слой жира.

Воспитатель: Верно, молодцы!

 

Белый медведь.

Воспитатель: Вот мы видим уже другого животного севера. Кто же он?

Дети. Белый медведь.

Воспитатель: Как приспособился белый медведь к жизни на Крайнем Севере?

Белый медведь – хищник.   У медведя толстые и широкие лапы, когти короткие. Подошвы лап покрыты длинными, жесткими волосками, поэтому он не скользит на льдинах. Тело покрыто белой длинной шерстью,  она  делает его не заметным. Голова с маленькими ушками, вытянутая, на длинной шее. Толстый слой подкожного жира и густая шерсть защищают Белого медведя от холода, он может долго находиться в воде.
Воспитатель:  У белого медведя очень тонкое чутье – он обнаруживает пищу под толстым слоем снега. Как вы думаете, ребята, чем питается медведь?

Дети: Он питается рыбой, охотится на тюленей, моржей.

 

Воспитатель: Ребята, а давайте движением изобразим белого медведя:

Физминутка

Топай мишка, хлопай мишка

Приседай со мною мишка

Руки вверх, вперед и низ

Улыбайся и садись!

Воспитатель:  На этом наша экскурсия по Крайнему Северу завершается. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Что-то стало ветрено, поднялась метель (музыка тихо). Чтобы нам не замерзнуть, возвращаемся обратно в детский сад (музыка «Где-то на белом свете…)

Воспитатель:  Вот мы и прилетели в детский сад. Проходите, ребята, садитесь.
Ребята, вам понравилась экскурсия на Крайний Север?

Дети: Да, понравилась.

 

Воспитатель: Чтобы вспомнить, что больше всего понравилось на севере, я вам сейчас загадаю загадки и посмотрю отгадаете ли вы их.

В бурном море поохотясь,

С белой пеной на боках

Из холодных вод выходим

Мы на ластах и китах. (Моржи)

В океане тёмно – синем,

Лапой выудив моржа,

На полярной скользкой льдине

Я дрейфую не дрожа. (Белый медведь).

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный.

Любит снежные луга (Олень)

Воспитатель показывает этих животных на мольберте на картине.

Воспитатель:  Как приспособились животные Севера  к большим  холодам? Почему они не замерзают? А помогает животным выжить в этих суровых условиях:

- Толстый слой жира, густа шерсть,

- Широкие лапы, окраска меха

Воспитатель: Молодцы, вспомнили хорошо.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Сложи картинку».

Надо сложить части так, чтобы получилось изображение северного животного, у каждого своё. Когда все сложат свою картинку, вы назовёте кто у вас получился.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Белый медведь1.63 МБ
Файл Морж160.08 КБ
Файл Олень243.79 КБ
Файл Тюлент127.12 КБ
Файл Северное сияние316.18 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по Ознакомлению с окружающим миром в группе по подготовке к школе детей с ОВЗ на тему «Насекомые»

На данном занятии реализуется  познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно- эстетическое, физическое развитие дошкольников....

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и физкультуре в старшей группе Тема: « Путешествие в космос»

Комплексное занятие:  окружающий мир, физкультура.Интеграция образовательных областей: познание, здоровье, коммуникация, социализация....

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и физкультуре в старшей группе Тема: « Путешествие в космос»

Комплексное занятие:  окружающий мир, физкультура.Интеграция образовательных областей: познание, здоровье, коммуникация, социализация....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Берегите животных».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Берегите животных»....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром (старший дошкольный возраст) Тема: "Зимние забавы"

В последние годы увеличилось количество детей дошкольного возраста с ОВЗ, которые проводят много времени за компьютером. Современные дошкольники не знают, что зимой на свежем воздухе можно и с горки к...

презентация "В мире металла" по окружающему миру (старшая группа)

познакомить детей со свойствами и качествами металла, научить находить металлические предметы в ближайщем окружении...