Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром (старший дошкольный возраст) Тема: "Зимние забавы"
план-конспект

Коркина Наталья Николаевна
В последние годы увеличилось количество детей дошкольного возраста с ОВЗ, которые проводят много времени за компьютером. Современные дошкольники не знают, что зимой на свежем воздухе можно и с горки кататься, и снеговика слепить, и в снежки поиграть. Да и родители забыли о своём счастливом детстве. Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по ОСОМ для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, где в интересной форме можно познакомить детей и с зимними видами игр, проводить работу по развитию пространственной ориентировке и всех видов восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n.n._korkina_zimnie_zabavy.docx664.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Образовательная область: Познавательное развитие

Вид НОД: по ознакомлению с окружающим миром

Возраст детей:  старший дошкольный возраст (коррекционный)

Тема: «Зимние забавы»

Интеграция с другими образовательными областями: социально  - коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое развитие; физическое развитие.

Цели и задачи НОД:

Познавательное  развитие   Систематизировать  знания детей о признаках зимы в неживой природе на Южном Урале. Продолжить знакомство с разнообразием зимних игр (развлечений) на улице для детей. Развивать зрительное  и слуховое восприятие, все виды памяти, мелкую и общую моторику, Способствовать  развитию воображения, фантазии воспитанников.

 Социально – коммуникативное развитие  Р.К. Воспитывать у детей терпение, доброжелательное отношение к окружающим. Приучать слышать и выполнять правила или условия игры. Учить  детей общаться со сверстниками, при необходимости помогать друг другу.

Речевое развитие  Обогащать пассивный и активный словарь по теме «Зима». Знакомить воспитанников с однокоренными словами; с переносным значением  слов «белые мухи». Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного полным предложением. Знакомить с народными пословицами.      

Художественно – эстетическое развитие. Продолжить знакомить  детей с русским  фольклором на примере пословицы «Любишь кататься, люби и саночки возить». Воспитывать бережное отношение  к  дидактическим играм и пособиям.

Физическое развитие.  Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений. Подвести  детей к мысли о здоровом образе жизни через многообразие  игр на свежем воздухе в зимний период на Южном Урале.  

Оборудование  и демонстрационный материал  для педагога: карточки с изображением  зимних видов спорта; мягкая игрушка Снеговик; карточки с изображением времён года; иллюстрация к пословице «Любишь кататься, люби и саночки возить», сборник «Зимние сказки и стихи».

Для детей: цветные карандаши, листы  с индивидуальными  заданиями (приложение1); мнемотаблица стихотворения  П.Воронько «Пирог».

Подготовительная работа: наблюдение за свойством  снега на холоде и в тёплом помещении, игры на прогулке со снеголепом. Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Снегурочка», стихотворение П.Воронько «Пирог», рассматривание иллюстраций о зиме.

Ход занятия

1Организационный момент. Уточнение представлений детей  о признаках зимы в неживой природе.

Педагог:- Ребята, когда  вы шли в детский сад, то что интересного увидели на улицах?  Почему вам трудно было идти? Педагог выслушивает ответы детей и обращает внимание  на то, что на улице много снега, дует ветер, холодно, кто – то идёт без перчаток. –  Признаки какого времени года вы назвали? (ответы детей) Правильно, это время года – ЗИМА.

2. Развитие наглядно – образного мышления и долговременной зрительной памяти. Упражнение «Найди зиму» на картинках.

Педагог:- К нам в гости  пришёл Снеговик, он ещё очень молодой и ни разу не видел зиму. Давайте поможем найти Снеговику  зиму на картинках. (На доске находятся карточки с изображением времён года. Каждый ребёнок подходит к доске, выбирает карточку, переворачивает её по рисунку определяет время года. Если карточка с изображением зимы, ребёнок прикрепляет её на доску с помощью магнита, если время года лето, осень или весна, то карточку кладут на стол). После того, как решение выбрано, педагог просит ребёнка объяснить свой выбор.

3  Работа над переносным значение слова. Чтение стихотворения Л.Дьяконова «Щенок и снег». Решение проблемной ситуации «Белые мухи».  

Педагог:- Ребята, из чего состоит  снег? (из снежинок). А какие бывают снежинки? (Предположительные ответы детей: маленькие, большие, красивые, лёгкие, пушистые.) –  Снеговик просит меня прочитать стихотворение про белых мух, которые летают на улице. Что же это за белые мухи, вы не знаете?

Щенок и снег (Л.Дьяконов)

На первый снег взглянул щенок

И ничего понять не мог…

«Откуда столько белых мух

Слетелось к нам во двор?

А может, это птичий пух?

А может, это просто сор?»

Он пасть раскрыл и снегу хвать!

И стал жевать, и стал глотать.

Жуёт – жуёт, но вот  беда:

На языке одна вода! На языке одна вода,

А снег – то спрятался куда?

Педагог:- О каких «белых мухах» говорит автор? Белые мухи – это снежинки. – Что стал  делать со снежинками щенок?-  Куда спрятались снежинки с языка щенка? – Правильно, они растаял. Мы  с вами знаем, что если снег взять в тёплую ладошку или занести в помещение, то он растает Снег – это замёрзшая вода. - Снеговик, ты,  пожалуйста, не кушай снег. Он холодный, может заболеть горло. Наши дети снег не кушают.

4 Развитие зрительного внимания.

Педагог: - Снег состоит  из снежинок, а снежинки  бывают разные. Перед вами рисунок с  изображением  снежинок. Найдите одинаковые снежинки и соедините их ниточками. Сколько пар одинаковых снежинок получилось?

5    Физминутка. Разучивание стихотворения П.Воронько «Пирог»
Падал снег на порог,
Кот слепил себе пирог,
А пока лепил и пёк
Ручейком пирог утёк.
Пироги себе пеки
Не из снега – из муки.

6  Заучивание стихотворения П.Воронько «Пирог» с помощью элементов мнемотехники.

Педагог:- Снеговику  понравилось стихотворение про пирог, давайте поможем его выучить. У меня на доске большая  мнемотаблица (приложение 2), а у вас – поменьше. Но в таблице  один  пропущен  очень важный предмет (снег – снежинки). Давайте попробуем определить, что я не нарисовала. (Дети вместе с педагогом приходят к мысли о том, что  нужно нарисовать снежинки).

7  Знакомство с однокоренными  словами. Упражнение «Продолжи предложение». Педагог задаёт вопросы, а дети называют ответы. На доске параллельно с ответами  детей появляются картинки с изображением снежинки, снеговика, снегурочки, снегохода, снеголепа (приложение 3).

Педагог: - Если много снежинок соединить вместе, то получится СНЕГ.

- Если вылепить из снега фигуру, то получится СНЕГОВИК, СНЕГУРОЧКА.

- Когда снег липкий, то можно играть в СНЕЖКИ.

- Когда большое количество снега и нужно проехать по дороге  то используют СНЕГОУБОЧНУЮ МАШИНУ или СНЕГОХОД.

- На прогулке с Александрой Михайловной вы лепите снежки с помощью СНЕГОЛЕПА. Давайте все вместе назовем слова, в которых слышится  «СНЕГ». Эти слова называются родственными, потому что у них есть общее слово СНЕГ.

8  Беседа  о зимних забавах. Упражнение  на развитие наглядно – действенное мышление.

  Педагог: - Ребята, а в какие игры на улице любите играть вы?  Играя на улице в снежки, нужно соблюдать правило: нельзя бросать снежок в голову или лицо человеку, потому что… я забыла, помогите мне.

 –  Катаясь с горки, нельзя толкать друг друга, потому что….

-    Когда приходишь с прогулки домой, нужно проверить свои вещи и положить их сушиться, потому что…

 Работа над   скрытым смыслом пословицы.  Педагог: - Много лет назад ваши бабушки катались на санках и говорили «Любишь кататься, люби и саночки возить» (приложение 4).  Это народная мудрость, очень умные слова.  Как  вы  их понимаете?

       Педагог: - Снеговик  спрашивает: « А взрослые могут играть  зимой на улице?» (Ответы детей могут быть разные.) Педагог подводит  детей к мысли о том, что родители тоже могут кататься на санках, лыжах и т. д.

9  Рассказ о зимних видах спорта на Южном Урале.  Педагог просит подойти детей к доске, на которой карточки с изображением  зимних видов спорта (лыжи, фигурное катание, хоккей, биатлон). Дети рассматривают карточки, делятся своими впечатлениями.

Педагог: - Многие в нашем городе играют в хоккей и болеют за команду «Трактор». А почему команда называется «Трактор». Правильно, потому что в городе Челябинске выпускают самый красивый и хороший трактор, настоящий трактор – один из символов нашей области.   Мы с вами тоже «болеем» за команду  и выучили  кричалку. Давайте её повторим.

Педагог вместе с детьми выполняет  движения на  мотив песни группы «Квин» «Мы любим рок»: «Любим тебя, «Трактор»!» – 4 раза.

10  Итог занятия: Снеговик обращается к детям - Спасибо, ребята, я теперь знаю всё про зимние игры и про снег! А вы тоже будете хоккеистами?  (ответы детей). Педагог  подводит  детей к мысли   о том, для того, чтобы стать спортсменами и не болеть, нужно гулять на свежем воздухе, заниматься спортом.

Список используемой и цитируемой литературы

  1. «Зима» беседы с ребёнком. 12 карточек с текстами и рекомендациями, издательство «Карапуз»;
  2. «Зимние стихи и сказки», М: «Стрекоза»
  3. П. Воронько «Пирог» интернет - ресурс

Приложение 1

D:\ЗАГРУЗКИ\Snezhinka-dlya-vyrezaniya_32338.jpg

D:\ЗАГРУЗКИ\raskraski-snezhinki-33-768x913.jpg

D:\ЗАГРУЗКИ\Uproschennaya-snezhinka-uzor_7679.jpg

D:\ЗАГРУЗКИ\raskraska-snezhinka-32-e1539785497758.jpg

D:\ЗАГРУЗКИ\raskraska-snezhinka-32-e1539785497758.jpg

D:\ЗАГРУЗКИ\Snezhinka-dlya-vyrezaniya_32338.jpg

D:\ЗАГРУЗКИ\raskraski-snezhinki-33-768x913.jpg

D:\ЗАГРУЗКИ\Uproschennaya-snezhinka-uzor_7679.jpg

Приложение 2

D:\ЗАГРУЗКИ\istockphoto-865663698-1024x1024.jpgПадал снег на порог

D:\ЗАГРУЗКИ\kotik-019-800x800.jpg

Кот слепил себе пирог

https://cache3.youla.io/files/images/780_780/59/5c/595cf0ba226e48dd19771512.jpgА пока лепил и пёк

http://ok-t.ru/studopedia/baza16/1361290773480.files/image037.jpg

Ручейком пирог утёк

D:\ЗАГРУЗКИ\hello_html_m339a68a4.gif

Пироги себе пеки

Не из снега – из мукиhttps://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=89f78219bb72a658559844014328967e&n=33&w=188&h=188

Приложение 3

Рисунки Снегурочки для детей.

https://cdn.wallpapersafari.com/88/5/pGOVTy.jpg

http://turist-vrn.ru/images/catalog/ledyanka/snegolepka_bol_shaya.jpg

http://coreldrawvektorel.com/images/b/kar-araci_f7f76.jpg

https://specteh-nsk.speczakaz.info/uploads/ob/13603/d8c190c9488e08525a5676eece457cf2.jpg

https://i.pinimg.com/736x/bd/b2/c0/bdb2c0192bf7a7fb566380cd58ec2efd.jpg

Приложение 4

https://a.d-cd.net/JYAAAgE4v2A-960.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпийские зимние виды спорта. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с задержкой психического развития разновозрастной диагностико – коррекционной группы

       В  Сочи очень редко зимой бывает снег, а если и бывает, то тает через несколько часов. В такие дни родители стараются вывести детей на прогулку и покатать их ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами исследовательской деятельности по теме «Песок» для детей дошкольного возраста с ЗПР (второй год обучения, подгрупповое)

Данное занятие предназначено для учителя-дефектолога при работе с  дошкольниками с диагнозом ЗПР. В занятии присутствует исследовательская деятельность: сравнение песка и камня, работа в песочниц...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "В саду" для детей с ТНР старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Конспект составлен на материале лексической темы "Фрукты - овощи", в соответствии с требованиями ФГОС ДО...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Берегите животных».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Берегите животных»....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи (средний дошкольный возраст коррекционная группа) Тема: «Насекомые»

Детям среднего дошкольного возраста с ОВЗ трудно запоминать даже маленькие стихотворения. Чтобы дети не боялись запоминать тексты на слух, я в своей работе использую элементы мнемотехники. Так как у м...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром. Вторая младшая группа. Тема: «В мире насекомых»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром. Вторая младшая группа. ...

Конспект НОД по Ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Зимующие птицы»

уточнение и расширение знаний о зимующих птицах родного края...