Конспект НОД по Ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Зимующие птицы»
план-конспект по краеведению

Щербакова Анастасия Сергеевна

уточнение и расширение знаний о зимующих птицах родного края

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по Ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Зимующие птицы»

Цель: уточнение и расширение знаний о зимующих птицах.

Задачи: продолжать формировать умение различать зимующих и перелетных птиц; узнавать их по внешнему виду; узнавать новые факты из жизни птиц; расширить представления о значении подкормки для них; расширять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы»; формировать умение употреблять существительные единственного числа в родительном и творительном падеже; способствовать развитию мышления, памяти, воображения, умению аргументировать свои высказывания; воспитывать стремление помогать зимующим птицам; умение внимательно, не перебивая товарищей, оценивать и дополнять ответы.

Методы и приемы:

Словесный метод: объяснения, пояснения, вопросы к детям, инструкция для выполнения, контроль и оценка работы;

Наглядный метод: использование демонстрационного материала, раздаточного материала.

Практический метод: – выполнение детьми практических заданий.

Игровой метод: игровые моменты.

Оборудование: телевизор, демонстрационные картинки «Зимующие птицы», разрезные картинки, листы для игры «Кто что ест?», карандаши, шапочки птиц, аудиозаписи голосов птиц на флешке, колонка; для мини-кормушек: картон, кисти, зерна, крупа, семечки, мучной клейстер.

Предварительная работа: чтение книг, беседы, наблюдения на прогулках, заучивание стихов, разгадывание загадок о птицах, просмотр слайдов, иллюстраций о птицах.

Интеграция образовательных областей:

ОО «Социально-коммуникативное развитие» - умение договариваться и работать в паре; воспитывать доброе отношение к природе.

ОО «Речевое развитие» - знакомство со стихотворениями о птицах; закреплять умение слушать и отгадывать загадки; совершенствование грамматического строя речи; слуховое восприятие детей.

ОО «Познавательное развитие» - закрепление знаний о зимующих птицах; развитие умения узнавать, сравнивать, называть разных птиц, выделяя общее и различия в окраске, строении, поведении, способе добывания пищи.

ОО «Художественно – эстетическое развитие» - продуктивная деятельность (изготовление мни-кормушек).

ОО «Физическое развитие» - формировать у детей потребности в двигательной активности; сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

Ход НОД:

Воспитатель: - Сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте ещё раз поздороваемся с ними.

Воспитатель:

- Ребята, встанем дружно вместе в круг

(дети встают в круг)

Я твой друг и ты мой друг.

(каждый ребёнок показывает сначала на себя, затем на товарища).

Дружно за руки возьмёмся

(дети берутся за руки)

И друг – другу улыбнемся.

(улыбаются друг - другу)

От ваших улыбок стало светлее и теплее вокруг.

Звучит музыка.
- Сегодня мы с вами очутились в сказочном лесу. Посмотрите как красиво!
Зимний лес стоит печальный.
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входите,
Тайны леса не будите.
- А как будем вести себя в лесу? (не шуметь, веток не ломать, не мусорить)
Воспитатель: Посмотрите, кто нас встречает около  елочки? Да это же снеговик.  А у него письмо. Оно адресовано нам, давайте прочитаем.

Здравствуйте, ребята!
В нашем лесу произошла беда. Снежная Королева нагнала стужу, и зимующие птицы превратились в ледяные фигурки. Они не смогли ее пережить, потому что они были голодны. А чтобы оживить птичек, надо выполнить задания Снежной Королевы. Но я боюсь, что один я не справлюсь. Прошу Вас о помощи! Заранее благодарю. Ваш Снеговик
.

Воспитатель: Поможем Снеговику?

- Посмотрите, а вот и первое задание: «Собери картинку» Выберите себе картинку сами. (дети собирают картинки: клест, снегирь, синица, воробей, лебедь, дятел, ворона, сорока, сова, голубь).  
- Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание?
- Ксюша, какая птица у тебя получилась? (появление птиц на слайдах, проверка у всех детей)

 Воспитатель: Назовите птиц. Какая птица здесь лишняя, почему?
- Может ли лебедь остаться у нас на зиму? Как называются такие птицы?(перелетные)
- Давайте отправим лебедя в теплые края.
- Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать?  (зимующие)

- Почему этих птиц называют зимующими?
Дети: Это птицы, которые с наступлением холодов не улетают в теплые края, а остаются зимовать в родных краях.

Воспитатель: А, вот и второе задание Снежной Королевы. 
Игра «Кто внимательный». (Изображения зимующих птиц)

Дятел/ воробей /сорока /
Сова/ ворона/ клест/
 Голубь/ снегирь /синица

- Ребята, с нами остались зимовать много птиц.  Посмотрите на них внимательно. 

- Я задумала птицу, которая стоит перед снегирем.  - Это кто? (голубь) Что вы про него знаете? (Голубь- это птица с небольшой головой, тонким клювом и короткими ногами. Ещё у этой птицы красивые, длинные крылья. Голуби –доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Питаются хлебными крошками, семенами трав, зернышками)

- Послушайте, как воркуют голуби (флешка с записью).
- Справа от вороны? (клест)

(У клеста удивительный клюв – напоминает щипцы: толстый, сплюснутый по бокам, а на конце устроен так, что верхняя и нижняя части его перекрещиваются. Таким клювом пара пустяков раздвинуть чешуйки шишки и достать семена. А удивляет еще и то, что птенцов они выводят зимой, в самые трескучие январские морозы.)

-Послушаем, как поют клесты.
- Слева от воробья?  (дятел)

(Дятел - крупная птица с пёстрым оперением. Верх тела чёрный с белыми полосами, на голове красная шапочка. Клюв прочный, острый. Дятлов называют санитарами леса или лесным доктором. Почему их так называют? – они спасают деревья от вредителей. Питаются зимой семенами еловых и сосновых шишек.)

-Послушайте, как стучит дятел.
- Сверху над вороной? (воробей)

(Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик) Воробей – это маленькая, неунывающая птичка. Это очень неприхотливые птички. Они летают большими стайками, их можно увидеть каждый день у домов, на деревьях. Воробьи приносят большую пользу, спасая сады и огороды от вредителей.)

-Послушайте какой звук издает воробей.
- Снизу под клестом? (синица)

-Послушайте, как синичка поёт.

 (Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека)
- Между дятлом и голубем? (сова) 

(Сова – хищная птица. Она охотится по ночам, а днем спит, спрятавшись в глубоком дупле. У совы-большая голова, которой она ловко вертит во все стороны, почти нет шеи и круглые немигающие янтарные глаза. Зимой совы остаются в наших краях)

-Как кричит сова? Послушайте!
- Вы были очень внимательны, много знаете про птиц, но чары Снежной Королевы еще не закончились.

Воспитатель: Прежде чем  приступить к новому заданию, давайте отдохнем.
- Я знаю такую игру, которая  называется «Найди пару». Хотите, научу? Каждый из вас превратится в птицу, выберите себе шапочку.  
Под музыку вы  «летаете» по «лесу», когда музыка заканчивается, каждый  из вас ищет себе пару,  такую же птицу, как и у вас.
- Молодцы, а сейчас проверим, правильные ли пары у вас получились.
Игра « Один-много»  
Воспитатель:  Вы какие птицы? (снегири). Один - снегирь, а много (кого?) снегирей, один воробей, а много (кого?) – воробьев…
- Молодцы, вы отлично справились с этим заданием.

- Ребята, надо спешить расколдовать птиц. Следующее задание: Игра «Четвертый лишний» (слайды)
- Найдите лишнюю птицу и ответьте, почему она лишняя.
- Молодцы, вы отлично справились и  с этим заданием.

Воспитатель: А вот следующее задание Снежной Королевы.
Игра «Кто что ест?»  Перед вами лист с изображением птиц с одной стороны и кормом с другой. Нужно соединить изображение птицы с кормом, которым вы хотите ее угостить. (Проверка на картинке)

Воспитатель: Мы с вами поговорили о птицах, решили, как нужно помогать птицам, а теперь я вам предлагаю перейти от слов к делу.  (Проходим за столы)

- Ребята, для того, чтобы чары Снежной Королевы закончились нам нужно отогреть птиц, а согреются они тогда, когда будут сыты.
- Как мы, ребята старшей группы, можем помочь птицам? (сделать кормушки)
- Давайте поможем нашим пернатым друзьям. Выберите себе заготовку, садитесь за столы.
- Для начала подготовим наши руки для работы.
Пальчиковая гимнастика
Прилетайте, птички!  «зовущие» движения пальцев
 Сала дам синичке. 4раза- «режущие» движения одной ладони по другой
 Приготовлю крошки  пальцы щепоткой – «крошим хлеб» », тереть              подушечки пальцев   друг о друга
 Хлебушка немножко

  Эти крошки – голубям, вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью

  Эти крошки – воробьям.
  Галки да вороны,  то же – левой рукой
  Ешьте макароны! тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»
Ручной труд: изготовление с детьми съедобных мини-кормушек. 
- Для изготовления кормушки нам понадобится: картон, зерна, крупа, семечки, мучной клейстер.
- Послушайте порядок выполнения работы: Заготовку намажем клейстером и густо посыплем семенами, крупой, семечками. Так же сделаем, с другой стороны.

- Наши кормушки готовы, когда мы с вами пойдем на прогулку на нашей площадке мы развесим их на ветках.

Воспитатель: Ваши съедобные кормушки сохнут, но у меня есть такая кормушка. Давайте, повесим ее на елку.  Ой, ребята, посмотрите, кто к нам прилетел (воробей, синица, снегирь).  Мы с вами разрушили чары Снежной королевы, птицы поели и отогрелись. Я думаю, что с помощью таких кормушек, мы за зиму спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.  
Итог:
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие.
-  Ребята, где мы с вами побывали, кого встретили. Что вам понравилось?

-Кому мы сегодня помогали?

-В какие игры хотите поиграть еще раз?
- Давайте попрощаемся с нашими гостями.