Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе по теме: «Перелетные птицы»
план-конспект

Иванова Ольга Владимировна

Цель: дать обобщенное представление о птицах, как живых существах, живущих на земле, в воде и имеющих типичное строение;

 активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой)

развивать познавательный интерес к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy.docx17.05 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: дать обобщенное представление о птицах, как живых существах, живущих на земле, в воде и имеющих типичное строение;

 активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой)

развивать познавательный интерес к природе.

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, давайте улыбаться друг другу. Сегодня прекрасный день, у нас с вами отличное настроение.

Готовы? Да!

Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного.

Итак, послушайте загадку.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкой.

Волшебной палочной взмахнет,

В лесу подснежник расцветет.

Ответы детей.

Воспитатель: Да, это весна. Давайте вспомним и назовем приметы весны. Я дам вам подсказку, вы ее выполните вместе со мной. Кто догадается, поднимает руку.

Воспитатель с помощью жестов показывает:

•        Бегут ручьи

•        День становиться длиннее, а ночь короче

•        Появляются первые насекомые

•        Появляются первоцветы (подснежники)

•        Возвращаются с теплых краев перелетные птицы…

Воспитатель: И сегодня мы с вами будем говорить о птицах. Для этого предлагаю стать орнитологами. А вы знаете кто такие орнитологи? Раз, два, три повернись в орнитологов превратись. Проходите в научную лабораторию.

- Взрослые ученые орнитологи приготовили для вас задания.

Д/и «Угадай, что за птица»

Игра: «Не сорока, не ворона и не чайка» (дети стоят в кругу)

Педагог говорит слова: «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица угадай-ка», и показывает каждому ребенку картинку с изображением птицы:

 кукушка, ласточка, скворец, соловей, трясогузка, грач, цапля, журавль, аист.

Упражнение: «Птицы Чувашии»

Воспитатель:

- Выберите иллюстрации, на которых изображены птицы проживающие на территории Чувашии.

Воспитатель: Вы сказали, птицы возвращаются из теплых краев. Ребята, какую птицу называют предвестником весны? Поиграем с пальчиками

«Грачи»

Мы лепили куличи,

«Лепить пирожки».

Прилетели к нам грачи.

Помахать крыльями-ладошками.

Первый грач испек пирог,

А второй ему помог,

Поочередно массировать каждый палец, начиная с большого.

Третий грач накрыл на стол,

А четвертый вымыл пол,

Пятый долго не зевал

И пирог у них склевал.

Постучать пальцами по коленям.

Раз, два, три, четыре, пять,

Поочередно загибать пальчики.

Выходи грачей считать!

Воспитатель: Дети, как вы думаете, как летят птицы?

Ответы детей.

Воспитатель: Они могут лететь по одной, а могут стаями.

В одиночку летят кукушки, зимородки, козодои и большинство хищных птиц.

Многие птицы летят в определенном порядке: клином, дугой, шеренгой, линией, скученной стаей.

- журавли и гуси летят клином;

- кулики, цапли, каравайки, утки, сороки – шеренгой;

- утки-нырки – пологими дугами;

- бакланы – клином.

- ласточки, грачи, скворцы

Все виды перелета птиц проецируются на экран.

Воспитатель: Ребята, а почему птицы летят не кто как хочет, а в определенном порядке?

В полете птица оставляет за собой расходящийся след взволнованного воздуха. Другой птице по этому следу лететь будет трудно. Поэтому в стаях устанавливается определенный порядок: каждая птица пристраивается к передней справа или слева, сверху или снизу. Сопротивление воздуха уменьшается и птицам лететь гораздо легче.

Воспитатель: Человеку, чтобы попасть куда-то в определенное место, что нужно?

Ответы детей: карты, атласы, компас, навигатор…

Воспитатель: Птица найдет дорогу, где бы она ни находилась. Ведет стаю вожак. Устав, он отстает, на его место становится следовавшая за ним птица. И так постоянно.

Воспитатель: Сейчас мы с вами превратимся в птиц.

Раз, два, три (хлопают в ладоши), На одной ножке повернись (поворачиваются вокруг себя), И быстро в журавля превратись!  И клином полетим!

Раз, два, три (хлопают в ладоши), На одной ножке повернись (поворачиваются вокруг себя), И быстро в ласточку превратись!  И стаей полетим!

Раз, два, три (хлопают в ладоши), На одной ножке повернись (поворачиваются вокруг себя), И быстро в сороку  превратись!  И шеренгой полетим!

Раз, два, три (хлопают в ладоши), На одной ножке повернись (поворачиваются вокруг себя), И быстро в ласточку превратись!  И стаей полетим! (включить аудиозапись "Голоса птиц")

Дети садятся.

Воспитатель: Ну, вот, птицы вернулись домой. Что они начинают делать?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, вы правильно сказали, что они ремонтируют старые и строят новые гнезда.

Воспитатель: Давайте рассмотрим гнездо птицы. Из чего оно сделано?

Ответы детей.

Из веточек, сухих травинок, пуха, шерсти…

Воспитатель: Гнезда у всех птиц разные и находятся не только на деревьях, но и на земле, на воде, под карнизом домов, в дуплах…

На экран проецируются различные гнезда птиц.

Воспитатель: Дети, чем похожи все птицы? Чем они отличаются?

(На экране различные птицы.)

Упражнение «Почему птицы летают» (6 задание).

Воспитатель:

-  Проведите эксперимент и определите, почему птицы умеют летать.

- Взрослые ученые орнитологи приготовили  для вас перышки. Рассмотрите их, чем перья отличаются друг от друга? (одни - мягкие, маленькие, другие – жесткие,  длинные).

- Подумайте, какое из них называется пуховым и согревает птицу. Почему? (пушистое, мягкое, теплое), где они расположены? (на теле птицы)

- А другое -  называется маховым. Почему? Легкое оно или тяжелое? Где  расположены маховые перья? (на крыльях и хвосте)

- Чтобы понять, как птицы летают,  давайте вспомним,  какой воздух? (невидимый, не мешает движениям, его можно ощутить при беге).

- Возьмите карандаш. Какой он легкий как перо или тяжелее?

- Подбросьте его вверх, что произошло? (карандаш упал)

 - Сделайте вывод, тяжелые предметы могут опираться на воздух? (нет, они падают).

- Давайте проверим, а легкие предметы с широкой поверхностью, воздух может ненадолго удержать?

 - Возьмите лист бумаги и подбросьте его вверх, попробуйте тоже сделать с перышком. Они также быстро упали, как карандаш?

 - Какой можно сделать вывод? (легкие предметы с широкой поверхностью ненадолго удерживаются в воздухе).

Воспитатель:

- С раскрытыми крыльями и хвостом птица становится широкой и может опираться на воздух. Взмахами крыльев птица отталкивается от воздуха и парит в небе. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает и прижимает к телу.

- Ребята вы поняли, почему птица может летать по воздуху? Как это происходит?

Воспитатель: А сейчас предлагаю поиграть. Вы вновь становитесь птицами. Звучит музыка. Я называю перелетную или оседлую птицу. Услышав название перелетной птицы – вы продолжаете летать, оседлой – присаживаетесь. Игра с мячом “Продолжи предложение, найди причину”(4 задание).

Воспитатель:

- Я  говорю начало предложения, а вы его заканчиваете.

Педагог читает предложения, дети заканчивают их.

- Весной птицы строят гнезда, потому что…(собираются выводить птенцов).

- Осенью  птицы улетают на юг, потому что….(холодно и нечем питаться)

- У цапли длинные ноги, потому что…(она ходит по болоту)

- У орла большое гнездо, потому что…(он большая птица)

- Все люди любят слушать соловья, потому что…(он красиво поет)

- Кукушка подкидывает яйца в другие гнезда, потому что (не строит своего гнезда)

В-ль молодцы ребята вы очень много знаете я хочу вам дать значки орнитологов, а теперь нам пора возвращаться Раз, два, три обернись обратно в детей превратись.

Воспитатель:

- Что понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группе по теме "Насекомые"

На данном занятии дети в доступной форме узнают новое о знакомых насекомых....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Берегите животных».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Берегите животных»....

Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной группе на тему «Весна»

Программное содержание: Систематизировать и закрепить знания о характерных признаках весны. Закрепить знания народных примет, загадок о весне. Учить детей согласовывать прилагательные с существительны...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром. Вторая младшая группа. Тема: «В мире насекомых»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром. Вторая младшая группа. ...

Конспект НОД по Ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Зимующие птицы»

уточнение и расширение знаний о зимующих птицах родного края...