рабочая программа по гидрологии для специальности 280711 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов»
рабочая программа по экологии по теме

Булдина Наталья Сергеевна

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 280711 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Кемеровской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Анжеро-Судженский политехнический колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины Гидрология

код, специальность 280711 Рациональное  использование природохозяйственных комплексов

Анжеро-Судженск 2012

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 280711 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов»

РАССМОТРЕНА

на заседании МК_________________________________

                                                           код

Протокол № ____

от «__» _________ 20___ г.

Председатель МК

________________/____________________

       Подпись                                    Ф.И.О.

УТВЕРЖДЕНА

зам. директора по УР

__________________ О.В. Акимова

«_______» ______________ 20___г.

РЕКОМЕНДОВАНА Экспертным советом ГБОУ СПО «Анжеро - Судженский политехнический колледж»

Протокол № ___________ от «___» ________ 20___г.

Председатель Экспертного совета

Зам.директора по УР ____________________ О.В. Акимова

                                                  подпись

Разработчик (и): Булдина Наталья Сергеевна, преподаватель

Рецензент:  Мезенцев А.В.,  канд. Геогр. Наук, доцент кафедры гидрологии Томского государственного университета.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Гидрология

1.1 Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 280711 Рациональное использование природохозяйственных комплексов.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовки по профессии 280302 Комплексное использование и охрана водных ресурсов.

 1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл, направлена на формирование общих и профессиональных  компетенций:

     ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

     ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
     ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

     ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

     ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

     ПК 1.1. Проводить мониторинг окружающей природной среды.

     ПК 4.1. Представлять информацию о результатах экологического мониторинга в виде таблиц, диаграмм и геокарт.

1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- проанализировать и оценить достоверности материалов гидрометрических измерений и гидрологической информации;

-  производить  расчет гидрологических характеристик и  дать оценку основным статистическим параметрам;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- закономерности и основные факторы формирования речного стока;

- питание и фазы водного и ледового режима рек, озер и болот;

- о речных наносах и русловых процессах;

- об организации и методах  гидрологических наблюдений и исследовании;

  1. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 144 часа из вариативной части, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  96 часов;

самостоятельной работы обучающегося 48 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

144

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

96

в том числе:

     практические занятия

40

     контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

48

в том числе:

Решение задач на определение годового стока рек Западной Сибири;

Создание презентаций;

Выполнение расчетов и подбор информации с использованием Интернет-ресурсов;

Составление интеллект карт, рефератов, сообщений и др.;

Решение ситуационных  задач.

12

4

12

12

8

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины Гидрология

        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

                                                        2

3

4

Введение.

Содержание учебного материала

Основные разделы гидрологии. Принципы организации гидрологических работ. Значение гидрологии для отраслей народного хозяйства.

2

1

Раздел 1

Гидрология.

78

Тема 1.1.

Круговорот воды в природе.

Содержание учебного материала

4

  1. 1.Круговорот воды в природе. Схема малого и большого круговорота воды на земном шаре.

2. Внутриматериковый влагооборот, влияние на его интенсивность хозяйственной деятельности человека.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составить конспект по теме «Экологическая роль круговорота воды в природе».

2

Тема 1.2.

Общие сведения о реках.

Содержание учебного материала

14

1. Образование рек. Речная система, речная сеть, гидрографическая сеть.

2.  Исток, устье реки. Длина реки, способы её определения по карте. Гидрографическая схема реки.

3.  Понятие о водоразделе. Бассейн реки и водосбор. Морфометрические характеристики бассейна.

4. Речные долины, их элементы. Русло реки, формы русел в поперечном сечении. Морфометрические характеристики поперечного сечения русла.

6

2

Практические занятия

1. Измерить длину реки по карте циркулем -  измерителем (курвиметром).

2. Измерить площадь бассейна реки по карте. Вычислить морфометрические характеристики бассейна.

4

3

Самостоятельная работа обучающихся

Составить план – схему описания Физико-географических характеристик бассейна.

Дать определения основным  русловым образованиям: остров, осередок, староречье, рукав, протока, залив, отмель, коса, приплёсок, пляж и др.

4

Тема 1.3

Гидрологический режим рек.

Содержание учебного материала

12

1. Виды питания рек, их зависимость от физико-географических характеристик водосбора. Термический режим рек. Факторы, влияющие на температуру воды в реках. Распределение температуры по глубине, шине и длине реки.

2. Ледовый режим рек. Фазы ледового режима. Формы ледовых образований, наблюдаемые в различные фазы.

3. Понятие о расходе воды. Формирование речных наносов. Взвешенные  наносы. Понятие о мутности реки. Распределение мутности по глубине, ширине и длине реки, во времени и по территории. Донные наносы.

8

3

Самостоятельная работа обучающихся

Составить конспект по теме: Сель и факторы, способствующие его возникновению. Виды селей.

Создать презентации по теме «Механизм движения и скорость движения селей. Географическое распределение селей. Влияние селей на окружающую среду. Меры борьбы с селями».

4

Тема 1.4

Озёра и водохранилища.

Содержание учебного материала

12

1. Классификация озёр по происхождению. Морфометрические характеристики озера.

2. Питание озёр. Уровенный режим озёр. Абсолютные (статические) и относительные (динамические) колебания уровня. Динамические явления в озёрах: волнения. Течения, сейши.

3. Биологические процессы в водоёмах. Организмы, населяющие озёра: планктон, нектон, бентос. Типы озёр по питательности их вод: олиготрофные, евтрофные, дистофные.

4. Типы водохранилищ. Особенности гидрологического режима. Переформирование берегов. Влияние водохранилищ на окружающую среду. Экологические просчёты при проектировании и эксплуатации водохранилищ.

6

3

Практические занятия

Дать классификацию озер Кемеровской области по происхождению и питанию (используя данные из гидрологических справочников).

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составить таблицу по теме: «Факторы, обуславливающие уровенный режим озёр. Распределение температуры воды в озере».

Доработать  лекционный  материала по теме:  Влияние озёр на климат побережий.

4

Тема 1.5

Болота и ледники.

Содержание учебного материала

8

1. Происхождении и классификация болот. Гидрологический режим болот: колебание уровней движения воды, испарение, сток с болот. Распределение болот по земному шару.

2. Понятие о снеговой линии. Процесс формирования ледника. Питание ледников. Типы ледников. Движение и работа ледников. Формирование ледникового ландшафта.

4

3

Самостоятельная работа обучающихся

 Подготовить сообщения и доклады по теме «Использование  лесных болот в народном хозяйстве»  «Последствия осушения болот».

Подготовить презентацию на тему: « Влияние ледников на окружающую среду».

4

Тема 1.6

Подземные воды.

Содержание учебного материала

10

1.  Классификация подземных вод. Воды зоны аэрации (почвенные воды), их образование и характер передвижения. Грунтовые, артезианские, карстовые, минеральные воды. Условия их образования и залегания, питания и разгрузки.

2.  Понятие о режиме подземных вод. Основные элементы режима: уровни, напоры, температура, химический и газовый состав. Природные факторы, обуславливающие режим подземных вод. Экологические проблемы использования подземных вод.

4

3

Практические занятия

Дать оценку экологическим проблемам  использования подземных вод (проанализировать последствия несанкционированного сброса вредных веществ предприятиями г. Анжеро-Судженска в горизонт грунтовых вод).

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составить конспект по теме: Современные представления об образовании и строении подземной гидросферы.

4

Тема 1.7

 Мировой океан.

Содержание учебного материала

12

1. Мировой океан, его деление. Береговая зона, формирование берегов.  Океанические и морские течения. Классификация течений. Общая схема поверхностных течений. Глубинные течения.

2. Термические процессы в Мировом океане. Причины изменения температуры воды. Распределение температуры воды в Мировом океане по площади и глубине. Тепловое взаимодействие Мирового океана и атмосферы. Замерзание морской воды, дрейф льда.

6

3

Практические занятия

Составить схему  поверхностных течений Мирового океана. Работа с атласом.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить доклады  и презентации  по темам:

1. «Колебания уровня в океанах и морях. Причины колебания уровня. Характеристики уровней. Приливы».

2. «Водные массы. Турбулентное и конвективное перемешивание вод океана».

4

Тема 1.8

Справочные гидрологические материалы.

Содержание учебного материала

6

1. Основные серии изданий «Ресурсы поверхностных вод», их содержание, назначение, территориальное районирование изданий.

2. Государственный водный кадастр (ГВК). Организационная структура ГВК. Разделы кадастра. Схема ведения. Структура изданий ГВК.

2

3

Практические занятия

Определить  сведения о водных объектах по гидрологическим справочникам.

4

Раздел 2

Гидрометрия.

64

Тема 2.1

Основные наблюдения на гидрологических постах.

Содержание учебного материала

18

1. Требования, предъявляемые к участку реки для гидрологического поста. Типы постов и их оборудование. Размещение озёрных и морских уровенных постов.

2. Наблюдения за уровнем. Средства измерения уровня воды. Методы измерения. Сроки и точность измерения уровня воды. Обработка результатов измерений.

3. Наблюдений за температурой воды. Средства измерения температуры воды в реке, озере, море. Сроки, порядок  и место наблюдений за температурой воды. Обработка результатов измерения температуры воды.

4.  Визуальные наблюдения. Проведение стандартных наблюдений за ледовыми явлениями. Запись и обработка наблюдений за ледовыми явлениями.

5.  Наблюдения за волнениями на озёрах и морях. Выбор места  и оборудование волномерного поста, его закрепление. Средства измерения, состав, сроки наблюдений за волнением. Наблюдения за оптическими свойствами воды.

8

3

Практические занятия

Обработать результаты  измерения температуры воды.

Изучить устройства и принципа действия приборов и оборудования, применяемых при проведении наблюдений на гидрологическом посту.

Произвести  первичную  обработку  результатов измерений в книжке КГ-1М(н).

6

Самостоятельная работа обучающихся

Составить конспект по теме: Особенности прибрежных наблюдений на морских (озёрных) уровенных постах.

Подготовить отчет по теме: Наблюдения за температурой воды озера Алчедат.

4

Тема 2.2

Проведение промерных работ.

Содержание учебного материала

10

1.Средства измерения глубин на реках, озёрах, морях: намётки, лоты, гидрометрические грузы, лебёдки; работа с ними.

2.Состав работ при промерах. Способы выполнения промерных работ. Обработка материалов промерных работ.

2

3

Практические занятия

Изучить  приборы и оборудование, применяемых при промерах глубин на водных объектах.

 Построить поперечный  профиль русла.

4

Самостоятельная работа обучающихся

Построить  поперечный  профиль русла реки ЯЯ.

4

Тема 2.3

Измерение скорости течения.

Содержание учебного материала

12

1. Средства измерения скорости течения: поплавки, гидрометрические вертушки. Принадлежности для работы с вертушками.

2.Измерение скорости течения гидрометрической вертушкой. Состав работ при измерении скорости. Продолжительность наблюдений в точке. Запись сигналов вертушки.

3.Измерение скорости течения поплавками, вычисление скорости течения.

Средства, сроки и методы измерения течений в морях. Выбор пунктов наблюдений. Понятия об измерении глубинных течений.

4

3

Практические занятия

Изучить  устройство  и принцип  действия гидрологических вертушек и оборудования при работе с ними.  Измерить скорость  течения реки. Вычислить  среднюю  скорость  течения.

4

Самостоятельная работа обучающихся

Доработать  и оформить  запись по лекционному материалу на тему:  Средства и методы измерения течений в морях.

4

Тема 2.4

Измерение расходов воды.

Содержание учебного материала

16

1.  Способы измерение расхода воды. Назначение и закрепление скоростных вертикалей.

2.Измерение расхода воды вертушкой, состав и порядок работ при открытом русле. Особенности измерения расхода воды при ледоставе. Аналитический метод вычисления расхода воды при открытом русле и ледоставе.

3.Гидрологические расходомеры, их простейшие типы. Измерение расхода воды с помощью гидрометрических лотков и водосливов, вычисление расхода воды.

2

3

Практические занятия

Изучить  устройство  и принцип  действия гидрологических расходомеров, и  их простейшие типы. Работа с расходомерами. Измерить  расход  воды на реке  основным способом с помощью  вертушки.

Измерить  расход  воды поверхностными поплавками. Составить  схемы скоростных вертикалей и точек промеров.

8

Самостоятельная работа обучающихся

Составить конспект по теме: Измерение расхода воды поверхностными поплавками и объёмным способом, вычисление расхода воды.

Составить план по теме: Порядок работ при измерении расходов воды поверхностными поплавками.

6

Тема 2.5

Наблюдения и работы по изучению наносов.

Содержание учебного материала

8

Практические занятия

1.Изучить приборы для отбора проб воды с взвешенными наносами: батометр-бутылка, вакуумный батометр.

2.Изучить методику отбора  единичных проб воды на мутность,  обработку  проб, выделение взвешенных наносов из проб автоматическим фильтрованием и под давлением.

3.Изучить прибор Куприна, и работу  с ним.  

Обработать  единичные  пробы  воды на мутность.

4

3

Самостоятельная работа обучающихся

Составить план – конспект по темам: Методика отбора единичных проб воды на мутность и выделения взвешенных наносов их проб воды; Состав работ по изучению донных отложений.

4

Всего

144


3   УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Гидрологии;  

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Гидрология»;

Технические средства обучения:

- При необходимости занятия проводятся в мультимедийной аудитории, компьютерном классе, где установлены компьютеры с лицензионным программным обеспечением.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Богословский, Б.Б. Общая гидрология [Текст]/ Б.Б. Богословский, А.А. Самохин, К.Е. Иванов, Д.П. Соколов. - Л.: Гидрометеоиздат, 2010. - 356 с.
  2. Михайлов, В.Н. Гидрология [Текст]: учебник для высш.уч.завед./ В.Н. Михайлов, А.Д. Добровольский, С.А. Добролюбов. – М.: Высшая школа, 2009. – 464 с.

Дополнительные источники:

  1. Быков В.Д., Васильев А.В. Гидрометрия – Л.: Гидрометеоиздат, 1997. – 448 с.
  2. Владимиров А.М. Гидрологические расчеты.-Л.: Гидрометиздат, 2000.- 368 с.

3.  Евстигнеев В.М. Речной сток и гидрологические расчеты. - М.: МГУ, 2010.-304 с

4. Карасёв, И.Ф.  Гидрометрия [Текст] : учеб.для вузов / И. Ф. Карасев, А. В. Васильев, Е. С. Субботина. - Л.: Гидрометеоиздат, 2009. - 376 с.

5.Железняков Г.В., Овчаров Е.Е. Инженерная гидрология и регулирование стока. Учебник – М.: Колос, 1993 – 464 с.

6. Овчаров Е.Е., Захаровская Н.Н., Прошляков И.В. и др. Практикум по инженерной гидрологии и регулированию стока: Учебное пособие – М.: Колос, 2006. – 224 с.

  1. Пособие по определению расчетных гидрологических характеристик. – Л.:  Гидрометеоиздат 2004. – 448 с.

Интернет-ресурсы;

http://procrossword.ru/geografiya/podzemnie-vodi.html 

http://www.krugosvet.ru/

http://www.twirpx.com/files/earth_science/hydrology/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых профессиональных и общих

компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

-  проанализировать и оценить достоверности материалов гидрометрических измерений и гидрологической информации;

- Производить  расчет гидрологических характеристик и  дать оценку основным статистическим параметрам.

ОК 1, ОК 2

ОК4, ОК5, ОК 6

ПК 1.1, ПК4.1

-оценка тестового контроля, оценка результатов при решении прикладных задач в области профессиональной деятельности.

-оценка выполнения практических работ.

Знания:

- закономерностей и основных факторов  формирования речного стока;

ОК1, ОК2

- оценка правильности и точности знания основных понятий; оценка результатов индивидуального контроля в форме составления конспектов

- питания и фаз водного и ледового режима рек, озер и болот;

ОК2, ОК5

- оценка результатов выполнения индивидуальных заданий; оценка результатов работы на практических занятиях при решении прикладных задач

- о речных наносах и русловых процессах;

ОК2, ОК5

- оценка результатов выполнения самостоятельных и контрольных работ;  

- об организации и методах  гидрологических наблюдений и исследовании;

ОК 4, ОК 5

ПК1.1, ПК 4.1

- оценка выполнения практических работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по метеорологии для специальности 280711 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов»

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 280...