рабочая программа по метеорологии для специальности 280711 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов»
рабочая программа по экологии по теме

Булдина Наталья Сергеевна

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 280711 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_prog_po_meteorologii.doc171.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Кемеровской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Анжеро-Судженский политехнический колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины Метеорология

код, специальность 280711 Рациональное  использование природохозяйственных комплексов

Анжеро-Судженск 2012

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 280711 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов»

РАССМОТРЕНА

на заседании МК 280711

Протокол № ____

от «__» _________ 20___ г.

Председатель МК

________________/Каракулина О.И.

       Подпись                                    

УТВЕРЖДЕНА

зам. директора по УР

__________________ О.В. Акимова

«_______» ______________ 20___г.

РЕКОМЕНДОВАНА Экспертным советом ГБОУ СПО «Анжеро - Судженский политехнический колледж»

Протокол № ___________ от «___» ________ 20___г.

Председатель Экспертного совета

Зам.директора по УР ____________________ О.В. Акимова

                                                  подпись

Разработчик: Булдина Н.С., преподаватель общепрофессиональных и специальных дисциплин

Рецензенты:  Никитина М.М., начальник метеорологической станции пгт. ЯЯ

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Метеорология

1.1 Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 280711 Рациональное использование природохозяйственных комплексов.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовки по профессии 280200 – Защита окружающей среды.

 

1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в вариативную часть  профессионального  цикла, и направлена на формирование общих и профессиональных  компетенций:

     ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

    ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
    ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

    ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

    ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

    ПК 1.1. Проводить мониторинг окружающей природной среды.

    ПК 4.1. Представлять информацию о результатах экологического мониторинга в виде таблиц, диаграмм и геокарт.

1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения

дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

-строить и анализировать годовой и суточный ход метеорологических величин;

- измерять основные метеорологические характеристики и обрабатывать результаты измерений.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- понятие основных терминов;

-  устройство метеорологической площадки и размещение приборов на ней.

- виды и  условные обозначения атмосферных явлений.

1.4.  Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов из вариативной части, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  72часа;

самостоятельной работы обучающегося 36 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:

     практические занятия

30

     контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

в том числе:

Решение задач на определение поясного и  местного времени Создание презентаций;

Выполнение расчетов и подбор информации с использованием Интернет-ресурсов;

Решение ситуационных  задач.

Составление конспектов

Подготовка докладов и рефератов

Ведение дневника погоды в течение учебного года.

2

8

6

4

10

6

Итоговая аттестация в форме экзамена

 


2.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины Метеорология

        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

                                                        2

3

4

Введение.

Содержание учебного материала

2

Предмет и задачи метеорологии. Разделы метеорологии и её связь с другими науками. Метеорологические величины и атмосферные явления. Понятие о погоде и климате. Метеорология и мониторинг загрязнения природной среды.

2

1

Тема 1

 Организация метеорологических наблюдений и измерений.

Содержание учебного материала

4

1. Требования к метеорологическим наблюдениям. Сеть станций и постов. Метеорологическая площадка - размещение, устройство и оборудование.

2. Системы исчисления времени. Сроки и порядок метеорологических наблюдений.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составить алгоритм решения задач по определению местного и поясного времени.

2

Тема 2

Состав и строение атмосферы

Содержание учебного материала

8

1. Состав воздуха. Загрязнение атмосферы антропогенными примесями.

 2. Строение атмосферы. Горизонтальная неоднородность тропосферы.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составить конспект по теме: Изменение озонового слоя под влиянием загрязнения атмосферы. Составить схему вертикального расслоения  атмосферы.

4

Тема 3

Лучистая энергия в атмосфере и у поверхности Земли

Содержание учебного материала

6

1. Потоки лучистой энергии в атмосфере.  Радиационный баланс.

2. Прямая, рассеянная и отраженная радиация.

2

3

Практические занятия

Построить  и описать годовой и суточный  ход  потоков лучистой энергии.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Создать презентацию  по теме:  Сущность парникового (оранжерейного) эффекта атмосферы.

2

Тема 4

Тепловой режим почвы и водоемов.

Содержание учебного материала

8

1. Тепловой режим почвы. Условия нагревания и охлаждения почвы.

 2.Тепловое загрязнение водоемов.

2

3

Практические занятия

   Измерить  температуру поверхности почвы и обработать  результаты измерений.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Изучить приборы для измерения температуры поверхности почвы и правила их установки, порядок отсчетов.  

Доработать  лекционный  материала по теме: Причины изменения температуры почвы во времени.

4

Тема 5

Тепловой режим атмосферы.

Содержание учебного материала

14

 1.  Процессы нагревания и охлаждения атмосферного воздуха. Суточный и годовой ход температуры воздуха.

2.  Уровень конвекции. Тепловой баланс системы Земля – атмосфера.

 3. Термометры для измерения температуры воздуха. Устройство, принцип действия, порядок отсчетов, запись и обработка данных.

6

3

Практические занятия

Вычислить градиенты   температуры,  графически  определить  стратификацию различных слоев атмосферы.

 Измерить температуру  воздуха, обработать  результаты  измерений.

4

Самостоятельная работа обучающихся

 Подготовить презентацию на тему: « Термометры для измерения температуры воздуха: устройство, принцип действия, установка термометров в психрометрической будке», 

4

Тема 6

Водяной пар в атмосфере.

Содержание учебного материала

14

1 Процесс испарения. Давление насыщенного водяного пара.

2. Характеристики влажности воздуха.  Методы измерения характеристик влажности.

3. Конденсация в атмосфере.  Дымка. Туман. Облака.  Классификация облаков.

6

3

Практические занятия

Измерить влажности воздуха. Определить  характеристики  влажности.

Проводить наблюдения   за облачностью.

4

Самостоятельная работа обучающихся

Составить конспект по темам: «Условия стратификации атмосферы для воздуха с насыщенным водяным паром»; «Микрофизическая структура облаков»

4

Тема 7

Осадки, выпадающие из облаков.

Содержание учебного материала

12

1. Классификация осадков.  Необычные осадки. Кислотные дожди.

2. Снежный покров, его характеристики.  Снегомерная съемка.

3. Методы и средства измерения осадков.

6

3

Практические занятия

Измерить количество выпавших осадков.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить доклады  и презентации  по темам:

«Осадкомер Третьякова: устройство, порядок измерения количества выпавших осадков, обработка результатов измерений»; «Снегомер весовой, порядок работы с прибором».

4

Тема 8

Атмосферное давление и плотность воздуха.

Содержание учебного материала

12

1. Давление воздуха.  Уравнение состояния воздуха.  Барическое поле.     Барические системы.

2.   Методы и приборы измерения атмосферного давления.

4

3

Практические занятия

Измерить атмосферное  давление барометром-анероидом, записать и обработать результаты  измерений. Определить барические системы.

Описать  характерные погодные условия для барических образований.

6

Самостоятельная работа обучающихся

Составить конспект по теме: «Барометр метеорологический станционный чашечный, техника безопасности при работе с ртутным барометром».

2

Тема 9

Воздушные течения в атмосфере.

Содержание учебного материала

12

1. Термическая циркуляция атмосферы. Местные ветры.

2

3

Практические занятия

Изучить приборы и средства измерения параметров ветра.

Строить и анализировать розу ветров.

Измерять параметры  ветра анемометрами.

6

Самостоятельная работа обучающихся

Изучить систему ветров в циклоне и антициклоне северного полушария.

Дать анализ: Влияние препятствий на ветер и концентрацию примесей в зависимости от преобладающего направления ветра.

4

Тема 10

Атмосферные явления и метеорологическая дальность видимости.

Содержание учебного материала

8

1.  Атмосферные явления, их виды, условные обозначения.

2.  Метеорологическая дальность видимости.

4

3

Практические занятия

Проводить наблюдения за атмосферными явлениями и записывать результаты наблюдений.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Доработать  и оформить  запись по лекционному материалу на тему:   Визуальное определение МДВ в светлое время суток, запись результатов наблюдений.

2

Тема 11

Метеорологические условия, влияющие на уровень загрязнения атмосферы.

Содержание учебного материала

8

1.  Условия погоды, влияющие на концентрацию и распространение загрязняющих веществ в атмосфере.

2

3

Практические занятия

Сравнить погодные условия  и концентрации примесей в циклоне и антициклоне

2

Самостоятельная работа обучающихся

Дать характеристику  воздуха в городе Анжеро-Судженск.

Подготовить доклад по теме: «Смог».

4

Всего

108


3. 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Метеорологии;  

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Метеорология»;

Технические средства обучения:

- При необходимости занятия проводятся в мультимедийной аудитории, компьютерном классе, где установлены компьютеры с лицензионным программным обеспечением.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Хромов, С.П. Метеорология и климатология [Текст]: Учебник – 6-е изд./ С.П. Хромов, М.А. Петросянц.  - М.: Изд-во МГУ, Изд-во «КОЛОСС», 2009.-582 с.
  2. Моргунов, В.К. Основы метеорологии, климатологии. Метеорологические приборы и методы наблюдений [Текст]: Учебник/ В.К. Моргунов. – Ростов/Д.: Феникс. – Новосибирск: Сибирское соглашение, 2010. – 331 с.
  3. Захаровская, Н.Н. Метеорология и климатология [Текст]/ Н.Н. Захаровская, В.В. Ильинич. – М.: КОЛОСС, 2009. – 127 с.

Дополнительные источники:

  1. Атлас облаков [Электронный ресурс]/ www. Meteoweb.ru. – Режим доступа: http://meteoweb.ru/cl004.php. - Загл. с экрана.
  2. Городецкий, О. А. Метеорология, методы и технические средства наблюдений [Текст]/О.А. Городецкий, И.И. Гуральник, В.В. Ларин. - Л.: Гидрометеоиздат, 1991. - 336 с.
  3. Наставление гидрометеорологическим станциям и постам [Текст]:  Вып 9, ч.1.- Л.: Гидрометеоиздат, 1984. - 311 с.
  4. Наставление гидрометеорологическим станциям и постам. Метеорологические наблюдения на станциях [Текст]: Вып. 3, ч. I. - Л.: Гидрометеоиздат, 1985. – 111 с.
  5. Психрометрические таблицы [Текст]. - Л.:Гидрометеоиздат,1981. – 426 с.
  6. Семенченко, Б.А. Физическая метеорология [Текст]/ Б.А. Семенченко. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 415 с.
  7. Хромов, С.П. Метеорологический словарь [Текст]/ С.П. Хромов, Л.И. Мамонтова. -Л.:Гидрометеоиздат,1974. – 568 с.

Интернет-ресурсы;

http://procrossword.ru/geografiya

http://www.krugosvet.ru/

http://www.twirpx.com/files/earth_science/hydrology/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых профессиональных и общих

компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

- строить и анализировать годовой и суточный ход метеорологических величин;

- измерять основные метеорологические характеристики и обрабатывать результаты измерений.

ОК 1, ОК 2

ОК4, ОК5, ОК 6

ПК 1.1, ПК4.1

-оценка тестового контроля, оценка результатов при решении прикладных задач в области профессиональной деятельности.

-оценка выполнения практических работ.

Знания:

- понятий основных терминов;

ОК1, ОК2

- оценка правильности и точности знания основных понятий; оценка результатов индивидуального контроля в форме составления конспектов

-  устройства  метеорологической площадки и размещения приборов на ней.

ОК2, ОК5

- оценка результатов выполнения индивидуальных заданий; оценка результатов работы на практических занятиях при решении прикладных задач

- видов  и  условных обозначений атмосферных явлений.

ОК2, ОК 4,ОК5,

ПК1.1, ПК 4.1

- оценка результатов выполнения самостоятельных и контрольных работ;   оценка выполнения практических работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по гидрологии для специальности 280711 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов»

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 280...