Улучшение почв человеком
презентация к уроку по экологии (6 класс) по теме

Презентация к уроку экологии,  6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uluchshenie_pochv_chelovekom.rar2.22 МБ

Подписи к слайдам:

Подготовила: С.Н. Косырькова, учитель экологии МБОУ «Озёрная СОШ» Зубово-Полянского района Республики Мордовия
Зелёное удобрение – особый вид удобрения.Зелёное удобрение - свежая зелёная масса преимущественно бобовых растений — сидератов, запахиваемая в почву для обогащения её органическим веществом и азотом. Агротехнический приём внесения зелёного удобрения в почву называется сидерацией.Рекомендуется на бедных почвах – песчаных и супесчаных
люпин клевер люцерна фасольВ Древней Греции и Древнем Риме в качестве зелёного удобрения применяли горчицу, рожь, клевер александрийский
Азотные удобрения: аммиачная и калийная селитраФосфорные удобрения: суперфосфат Нитроаммофоска Внесение минеральных удобрений
1. Вносить удобрения в наиболее благоприятное время года: поздней весной и летом, так как наиболее полно удобрения усваиваются в период роста растений. В это время не происходит их вымывания из почвы или избыточного накопления. Самое неблагоприятное время года для внесения удобрений – зима. Весенние воды смывают их в водоёмы, в результате растения ничего не получают, а водоёмы загрязняются.2. Количество удобрений определяется плодородием почвы: чем беднее, тем больше нуждается. Излишнее внесение удобрений приводит к снижению урожая, так как ослабляет растения. Избыток удобрений вызывает разрушение микромира почвы, нарушает пищевые цепи, через растения вызывает отравление у животных и человека. 3. Устанавливать эффективную дозу удобрения для данной местности, строго определять их вид и количество.
Вещество
Недостаток
Избыток
азот
Замедление ростаПожелтение, засыхание листьевОдревеснение стеблейУменьшение цветков
Побурение листьев (обожжённые края) и их гибель
калий
Появление краевого ожога нижних листьевОслабление растенийУ плодово-ягодных культур голубовато-зелёные листья
Образование на плодах горькой слизи
фосфор
Бурые пятна между жилками листьевЗасыхание листьевФиолетово-красный окрас на стеблях, ветвях, нижней стороне листьевЗагибание листьев вверхЦветки мелкие, опадающие
Уменьшение вегетативного периода и сокращение урожая
кальций
Приостановка роста и развития корнейБелёсые верхние листья, нижние – зелёные
Стимуляция развития часто вредных микроорганизмов
медь
Осветление окраски листьевУродливая форма листьев плодовых растенийРастрескивание корыОслабление плодоношенияУвядание верхушек («ведьмины мётлы»)
Слабое развитие корней
К органическим удобрениям относят: перегной навоз навозная жижа птичий помёт
С навозом в почву поступают не только все без исключения элементы питания растений, но и значительное количество органических соединений, что имеет положительное значение для физических свойств почвы и новообразования в ней гумуса. Кроме того, с навозом в почву попадает много микроорганизмов, что усиливает в ней биологические процессы.При распаде органического вещества навоза выделяется большое (до 25% веса удобрения) количество углекислого газа, которым обогащается припочвенный слой воздуха, а это улучшает условия фотосинтеза и тем способствует росту культур и повышению их урожайности. Систематическое применение навоза увеличивает поглотительную способность почвы и ее буферное действие, снижает почвенную кислотность и повышает степень насыщенности основаниями.
Солома - сухие стебли злаковых,бобовых зерновых культур и других растений, остающиеся после обмолота, а освобожденные от листьев, соцветий, семян. По своим биологическим составляющим солома, после ее заделки в почву, является энергетическим материалом для культурного почвообразования. Внесение соломы увеличивает содержание гумуса, улучшает структуру почвы, снижает ее склонность к эрозии, стимулирует процесс азотификации. При ее запахивании улучшаются водный и воздушный режимы и поглотительная способность почвы. Солома – источник питания для почвенных микроорганизмов.
Для чего необходимо рыхлить почву?После рыхления облегчается поступление воздуха в почву, а значит, и насыщение ее кислородом. В процессе рыхления землю не переворачивают, а только разрушают поверхностную корку. Одновременно уничтожают сорные растения. Рыхлая почва лучше впитывает влагу во время полива или дождя.Для рыхления почвы используют мотыги, плоскорезы, ручные культиваторы.В традиционном земледелии считается, что в течение сезона необходимо несколько раз рыхлить грядки. Особенно сложно сквозь корку прорастать петрушке, моркови, укропу. Обычно почву рыхлят после полива или дождя, пока она влажная.
Известкование почвы –внесение в почву измельчённой известиИзвесть вносят в почву, чтобы уменьшить ее кислотность. Почвы, которые вообще не имеют кислотность, известковать не следует. Но и не во все кислые почвы надо вносить известь. Большинство плодовых и ягодных растений лучше развиваются на почвах слабокислых. Поэтому следует известковать только те кислые почвы, которые имеют повышенную (избыточную) кислотность: для большинства растений ниже 5,0, а для смородины рН ниже 5,5.Известь вносят весной или осенью перед глубокой обработкой почвы (перекопкой).Вносить известь в почву надо в виде порошка, только в этом случае ее можно равномерно перемешать с почвой. Хорошее перешивание извести с почвой - обязательное условие известкования. Негашеная известь представляет собой комки разного размера. Если ее в таком виде разбросать по почве, то в одних местах будет чрезмерно много извести, в других - ее совсем не будет. Негашеную известь надо предварительно превратить в порошок, для этого ее следует облить водой, то есть превратить в гашеную. На 100 кг негашеной извести надо дать 3,5 - 4 ведра воды - известь впитает воду и превратится в порошок. Если он окажется очень сухим и при рассеве будет сильно пылить, надо еще добавить воды.
Кислотность почвы (рН)
Почва
Глинистая и суглинистая
Песчаная и супесчаная
Очень сильная (рН = 4 и ниже)
500 - 600 и более
300 - 400
Сильная (рН = 4,1 - 4,5)
400 - 500
250 - 300
Средняя (рН = 4,6 = 5,0)
300 - 400
200 - 400
Слабая (рН = 5,1 - 5,5)
300 - 250
Не известкуют
Близкая к нейтральной (рН = 5,5 - 6,0)
Не известкуют
То же
Способы рассоления почв:Промывание почвы: огороженные земляным валом участки с засолённой почвой заливают водой и оставляют на несколько лет, периодически добавляя воду. Вода просачивается вглубь и уносит растворимые соли из верхних слоёв почвы.Использование растений: люцерна жёлтая хорошо переносит засоление почвы и засухоустойчива. В степных районах при выращивании люцерны в течение двух лет удалось уменьшить содержание солей в почве (до глубины 3 м) почти в 3 раза
1. Эффективность применения удобрений определяется коэффициентом прироста урожая (р) на 1 га пашни при увеличении вносимого удобрения на 1 кг. Рn - PoПоказатель р вычисляется по формуле: р=--------------, где Σ (NPK)Ро – урожайность без внесения удобрения, кг; Рn – урожайность при внесении удобрений, кг/гаΣ (NPK) – сумма азотных (N), фосфорных (Р), калийных (К) удобрений, кг/гаУрожайность (р) озимой ржи в зависимости от количества внесённых удобрений, кг/гаЗадание1. По таблице определите, как с увеличением количества удобрений изменяется урожайность озимой ржи. Задание 2. По формуле определите коэффициент прироста урожая для каждого конкретного случая внесения Σ (NPK)Д/З: §28, расскажите родителям о том, что вам показалось наиболее интересным на уроке
Σ (NPK), кг/га
р
-
Ро =1770
130
Р1 = 2790
250
Р2 =3220
450
Р3 = 3210

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа. Влияние деятельности человека на почву.

Влияние деятельности человека на почву. Работа проводилась учениками 9-10 классов. Требует подготовки и длительного времени выполнения....

разработка урока по теме "Человек и почвы.Почвенные ресурсы России"

разработка урока по теме "Человек и почвы.Почвенные ресурсы России" с применением сингапурской методики...

Презентация к уроку экология 6 класс "Улучшение почв человеком".

Презентация к уроку экология 6 класс "Улучшение почв человеком"....

Проект: "Человек и почвы"

Данный проект показывает антропогенное воздейтвие на природные земельные ресурсы в ХМАО....

Современное геополитическое положение России в мире. Вклад каждого молодого человека в улучшение международной обстановки.

Работа содержит анализ современного геополитического положения России. Особое внимание уделено тому вкладу, который может внести молодое поколение с активной жизненной позицией, в улучшение международ...

Тематическая проверочная работа по теме: Почвы и факторы их образования. Основные типы почв России. Почвы и человек для 8 класса

Тематическая проверочная работа по теме "Почвы и факторы их образования. основные типы почв России. почвы и человек"...

Рабочий лист учащегося по географии 8 класс. Тема "Основные типы почв России. Почвы и человек"

ПЛАН РАБОТЫ:Изучить информацию учебника стр 98 -99 (П. 35)Письменно ответить на вопросы стр 99 -рубрикм «Вопросы и задания» - 1,2,3Изучить информацию учебника стр 100 -103Записать определе...