Главные вкладки

    разработка урока по теме "Человек и почвы.Почвенные ресурсы России"
    план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

    Костюкова Ольга Васильевна

    разработка урока по теме "Человек и почвы.Почвенные ресурсы России" с применением сингапурской методики

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Хозесановская средняя общеобразовательная школа

    Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»

             Урок географии в 8-м классе

    Тема: «Человек и почва. Почвенные ресурсы России»

    Учитель географии:

    Костюкова Ольга Васильевна

    Урок географии в 8-м классе

    Тема: «Человек и почва. Почвенные ресурсы России»

    Цель урока:  обобщение знаний о почвах России и дать знания учащимся о причинах разрушения почв и путях повышения плодородия почв;

    Задачи: 

    • сформировать представление о значении почв для жизни и деятельности человека;
    • рассмотреть основные проблемы, связанные с использованием почв человеком
    • познакомить с мероприятиями сохранения свойств почв;
    • привить бережное отношение к ресурсам нашей Родины.

    Оборудование: проектор, карта «Почвы России», индивидуальные карточки

    Тип урока: комбинированный.

     Ход урока:

    1. Организационный момент.

    - Ребята, здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга.

    - О каком важном природном компоненте мы говорили на предыдущих уроках? (ответы учащихся)

    - Мы  сегодня обобщим тему «Почвы», рассмотрим основные проблемы, связанные с использованием почв и попытаемся найти пути решения этих проблем.

    2. Разминка. Повторение и закрепление ранее изученного.

    - К вам обращается второклассник нашей школы. Послушайте его вопрос и попробуйте ответить. (прослушивают аудиозапись вопроса)

    Вопрос второклассника: «По почве мы всю жизнь ходим, ездим, выращиваем урожай. С ней мы встречаемся очень часто: это поверхность дороги, грядки на огороде, тропинка в лесу, распаханное поле. А что же такое почва?»

    МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР

    - Сейчас мы должны вспомнить все о почве. Работаете с партнером по плечу. Вам нужно на этих листочках составить модель почвы: написать обязательные, необязательные характеристики, примеры и противоположные примеры. (5 минут)

    А теперь вспомним все, что касается почве. По одному зачитываем свои ответы по кругу, а все остальные записывают новые идеи на своих листах.(ОЛ  РАЙТ  РАУНД  РОБИН)

    3. Вводная беседа учителя.

    Слово учителя.

    Чешский писатель Карелл Чапек писал «Человек совершенно не думает о том, что у него под ногами. Всегда мчится. Или самое большее взглянет, как прекрасны облака. И ни разу не похвалит, как прекрасна почва».
    Мы ходим по ней, топчем её, но не задумываемся, что значит почва для нас, как она живет, каковы наши земельные богатства.



    - Почва – источник получения сельскохозяйственного сырья и сельскохозяйственной продукции.  От чего зависит плодородие почв? Какие почвы считаются самыми плодородными, почему? (черноземы, в них много гумуса) (Показ слайдов 4-6)
    «Тысячи лет человек пахал землю, засевал её, собирал урожаи. А что знали о почве земледельцы? Что знали ученые? Человек, прежде всего, исходил из своего собственного опыта. В России изучение почв началось в XV веке с описания всех земель и велось в течение 200 лет. Результаты описания сохранились в «Писцовых книгах».

    – Кто был первым исследователем почв в России?
    – Кто из ученых положил весь свой опыт на алтарь Отечества? Этот человек по праву считается основателем новой науки – почвоведения? Какую работу он написал?
    – Кто из крупнейших российских ученых опубликовал труд, отвечающий нынешним, современным проблемам окружающей среды?
    (слайды 7-9)

    4. Изучение нового материала.

    1. Почвенные и земельные ресурсы.  Значение почв для жизни человека.

    Объяснение учителя:

    Почва - это богатство страны. Чем выше плодородие почв, тем больший урожай можно получить. Почва покрывает поверхность суши почти сплошным тонким слоем. И этот верхний рыхлый слой в обыденной жизни часто называют просто землей. Слова “земля” и “почва” здесь употребляются как синонимы. Мы часто почву называем землей. Но есть еще два понятия, которые касаются почв: земельные ресурсы и почвенные ресурсы.

    Земельные ресурсы - это территория страны, на которой размещаются города, предприятия, дороги, поля, пастбища.

    Часть земельных ресурсов, используемая в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, называют почвенными ресурсами. (Слайд 10)

    Вопрос учителя:  Почвы для человека выступают как неоценимое богатство , а все ли типы почв можно назвать ресурсами(богатством)? 

    Ответ: Нет, так как имеют разное плодородие.

    Вопрос учителя: Какие почвы имеют достаточное содержание гумуса?

    Ответ: Достаточное содержание гумуса в черноземах и серых лесных почвах, до 10%.

    Работа с картами атласа:

    - Проанализируйте почвенную карту атласа (стр. 28-29). Определите, занимают ли эти почвы на территории России большую площадь? Где они расположены?

    Ответ: Плодородных почв мало, расположены в центральной и южной части Русской равнины, Предкавказье, юге Западной Сибири

       -Какие почвы более всего распаханы? (Плодородные: черноземы, серые лесные.)

    Слово учителя: В характере использования почв существуют различия: почвы тундры - это оленьи пастбища, они не распаханы, на почвах полупустынь - пастбища верблюдов и овец. А почвы степей на 85% и более распаханы, на них выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарную свеклу. 

          Обратите внимание на пословицы «Земля мать – подает клад», «Без хозяина земля – круглая сирота», «Земля – тарелка: что положишь, то и возьмешь» (пословицы).

    - Ребята, почему в пословицах русский народ сравнивает землю с тарелкой, сиротой, называет ее матерью?

    Ответы: Земля дает урожай, нуждается в уходе, защите. Урожай зависит от качества земли, ее плодородия и т.п.

    Слово учителя: Попробуем доказать актуальность народной мудрости в настоящее время.  Вернемся к пословицам и смотрим на слайды и подумаем: почему земля нуждается в хозяине? (слайды 11-12) .

    1. Охрана почв

      - Почему необходимо охранять почву? И как охраняют почву? Ответы на эти вопросы вы найдете в тексте учебника на стр. 95

    Ученики, читая текст учебника приходят к выводу, что почву нужно охранять от эрозии, которая бывает двух видов : водная; ветровая

     Водная эрозия заключается в смыве плодородного слоя талыми водами, ливнями. Особенно велико разрушение почвы на распаханных склонах возвышенностей в степях и лесостепях Русской равнины. Ветровая эрозия усиливается во время пыльных бурь, когда ветер уносит верхний плодородный слой с тысяч гектаров земли.

    -   Как спасти почвы, повысить их плодородие?

    Первый путь - это противоэрозионные мероприятия: внедрение правильных почвозащитных севооборотов, соблюдение агротехники (вспашка на определенную глубину, поперечная вспашка склонов) полезащитные лесонасаждения. Сохранение лесов одно из важнейших противоэрозионных мероприятий. (слайды 13-14)

    Спасти почвы от эрозии - это лишь первый шаг, необходимо сделать и второй: повысить плодородие почв.

    3.Как можно повысить плодородие почвы?

    Слово учителя: 

    Мелиорация - это совокупность мер по улучшению почв с целью длительного повышения их плодородия. 

    Какие меры относятся к мелиорации, вы узнаете в обучающей структуре «СТЁ ЗЕ КЛАСС». Ваша задача: молча передвигаясь по классу, находить себе партнера, делиться друг с другом той информацией, которая записана на листках каждого из вас. За короткое время постарайтесь как можно больше обменяться своей информацией и записывать к себе на лист)

     (на листках записаны виды мелиорации земель:

    1) Водная мелиорация: орошение засушливых, осушение переувлажненных земель, обводнение пастбищ в засушливых районах.

    !!! Мелиорация должна быть тщательно обдумана, иначе она может принести больше вреда, чем пользы. Очень осторожно должны проводиться осушительные работы, иначе может поступить обмеление рек и озер, которые получают питание из болот. Могут погибнуть иссохшие леса.

    2)Химическая мелиорация - внесение в почву различных удобрений, химических веществ: извести, гипса и т. п. 

            !!! При внесении удобрений и минеральных и химических нужно соблюдать нормы и режим внесения, иначе произойдет отравление почвы излишком минеральных солей, смыв солей в водоемы, цветение водоемов, гибель рыбы. А в культурных растениях будет излишнее вредное для человека содержание нитратов

    3) Агромелиорация – правильный выбор глубины и направления вспашки и др. Вспахивать нужно поперек склонов: вода при этом не сбегает, а впитывается в почву.

    4) Лесомелиорация – облесение склонов, оврагов, создание полезащитных лесополос. Сохраняет почву от разрушения посев многолетних трав

    5) Рекультивация - восстановление земель, нарушенных хозяйственной деятельностью человека/очистка от камней, пней, выравнивание поверхности и т. п. /

    Через 5 минут учащиеся зачитывают свои листы.

    КОНЭРС

    Если бы у вас была возможность обладать сверхспособностью, какую бы специальность (профессию) вы выбрали, чтобы помочь почве сохранить своё плодородие?

    1 Не обсуждая с другими учениками, запишите название вашего угла на листе бумаги .

    2. Подойдите к вашему углу и найдите партнера не из вашей команды

    3. в каждом углу пары обсуждают: как спасти почвы, повысить их плодородие

    Затем учитель опрашивает по одному человек из угла.

    Углы: Эколог, Агроном, Мелиоратор, Директор агрофирмы

    5.Закрепление и проверка понимания нового материала

     Работа с учебником. 

    Используя рис. 46 и рис. 98 учебника определите:

    - Где сосредоточены основные площади орошаемых земель? Почему?

    - Где находятся основные районы осушения земель? Почему?

    /Ученики сопоставляют два рисунка, делают выводы, дают ответы/

    - Определите, какие виды мелиорации проводятся на юге Русской равнины, на севере Русской равнины.

    - В какой природной зоне необходимо известкование почвы? (В тайге, т. к. там кислые почвы, а известкование нейтрализует кислотность почвы.)

    - Почему орошение почв может привести к их засолению? (Орошение приводит к подъему уровня грунтовых вод, при высокой температуре влага испаряется, а соли остаются.)

    - Чем отличается мелиорация почв в тайге, от мелиорации почв в степях?

    - С какой целью проводится террасирование склонов? (Это противоэрозионное мероприятие — террасы — ступеньки должны снизить вероятность образования оврагов.) 

    Ученики дают ответы, учитель выслушав их, дополняет.

    В тайге необходима комплексная мелиорация:

    -внесение удобрений (из-за промыва почвы),

    -известкование (почвы кислые),

    -осушение (избыточное увлажнение).

    В степях основные меры - это противоэрозионные (борьба с оврагами и пыльными бурями, орошение

     - Итак, вернемся к нашему вопросу: “Как можно повысить плодородие почвы? 

    Вначале урока мы вспомнили, как относились наши предки к земле в прошлом, смогли ли доказать актуальность народной мудрости в настоящее время?

    Ответ: Да, смогли. Человек как хозяин относится к земле, защищает ее от ветровой и водной эрозии, вносит удобрения, осушает или орошает, чтобы сохранить плодородие. От постоянного использования земля истощается и если не вносить перегной и удобрения, то и урожая не будет.

    Вывод: Надо помнить, что каждое поколение людей должно оставлять своим детям в наследство землю плодородную, а не оскудевшую”.

    Домашнее задание .: §17; Выяснить: какие виды мелиорации проводятся в вашей местности? Почему?  Объясните выражение:  «Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока по теме: "Климат и климатические ресурсы", 8 класс

    Разработка урока по теме: "Климат и климатические ресурсы", 8 класс.Учитель: Гончарова Людмила, АдамовнаМесто работы: МБОУ, Егорлыкская СОШ № 7 им. О.Казанского, Ростовская область, ст. Егорлыкская, у...

    Конспект модульного урока по географии по теме "Минеральные ресурсы России". 8 класс.

    В материале представлена методическая разработка урока по географии по теме "Минеральные ресурсы России" с применением модульной технологии обучения....

    Урок-игра "Особенности природы и природные ресурсы России"

    урок предназначен для проверки уровня знаний и навыков по изученному рзделу в 8 классе....

    Методическая разработка урока английского языка с применением ИКТ ресурсов в 7 классе по теме «Мой любимый вид спорта»

    Урок разработан по технологии ТРКМ. Целью урока является обобщение и систематизация знаний по теме "Спорт". Были поставлены следующие задачи: образовательные:  1) тренировать и закреплять в речи ...

    Конспект модульного урока по географии по теме «Минеральные ресурсы России», 8 класс

    Представлен теоретический материал по теме и практические задания для текущего контроля и закрепления материала. презентация по теме урока....