Программа факультативного курса «Природа Донского края»
элективный курс (экология, 5 класс) по теме

Ступак Галина Николаевна

Предлагаемая  программа по географии призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре регионального содержания географического образования и организации процесса обучения. Методической основой программы является исследовательский метод и метод проектов. Особенность данной программы заключается в комплексном осмыслении региональных процессов и их роли в образовании, самоопределении, в саморазвитии учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx27.42 КБ
Microsoft Office document icon pourochnoe_planirovanie.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Программа факультативного курса

«Природа Донского края» 

5 класс.

Пояснительная записка.

Предлагаемая  программа по географии призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре регионального содержания географического образования и организации процесса обучения.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI классе — 35 часов, из расчета 1-го учебного часа в неделю; в VII, VIII и IX классах — по 70 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю. Национально-региональный компонент, являясь вариативным, выражает цели и ценности регионального образования, создает условия и предпосылки  для развития личности с учетом специфики местного социума, органично связывает между собой образовательные и воспитательные цели.

Структура данной программы полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии, а также проекта регионального стандарта географического образования Ростовской области (Практические советы учителю, № 3, 2005 г.),  включая рекомендуемый перечень практических работ. (В основу взята программа среднего (полного) образования по географии- базовый уровень: авторская программа под редакцией  И.В. Душеной  м. Дрофа, 2006 г.)

    Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа раскрывает  основные подходы к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.   Методической основой программы является исследовательский метод и метод проектов. В учебный комплекс регионального компонента входит рабочая тетрадь Ростовской области с географическим атласом «Ростовская область» (М.:ООО «ДИ ЭМ ВИ», 2006), набор настенных карт и учебное пособие «География Ростовской области» (М.И. Мартынова, В.Н. Алексеенко.- Ростов-на-Дону:  «Терра», 2007). Все материалы, вошедшие в рабочую тетрадь, отвечают требованию Госстандарту общего образования, а также проекта регионального стандарта географического образования Ростовской области.

     Таким образом, в основу содержания учебной программы положено изучение географической среды региона- Ростовской области, для жизни и деятельности человека и общества. Особенность данной программы заключается в комплексном осмыслении региональных процессов и их роли в образовании, самоопределении, в саморазвитии учащихся.

 Целью данной программы  является формирование у учащихся целостного, неповторимого образа территории Донского края, развитие широких практических знаний и умений, необходимых учащимся для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни.

Для реализации данной цели необходимо:

  • освоение знаний о своеобразии и целостности территории родного края как составной и неотъемлемой части нашей Родины; об особенностях природных характеристик и влиянии деятельности человека на состояние природы Донского края, влиянии природы на развитие хозяйства на Дону, организации рационального природопользования в регионе;
  • овладение умениями ориентироваться на местности по характерным признакам Донской природы; составлять план местности; применять географические знания для объяснения и оценки природных, социальных и экологических явлений и процессов на территории Ростовской области; работать с географо-краеведческими источниками информации для решения практических задач.
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды своей местности; образовательных потребностей в исследовании и преобразовании географического пространства своего региона.
  • воспитание ценностного отношения к природе Донского края, ответственного поведения по отношению к природной, социокультурной среде региона в решении экологических проблем Ростовской области.  

Изучение данного курса в школе позволит не только систематизировать знания, полученные учащимися при изучении природоведения, биологии, географии, но и сформировать представление учащихся о целостности и особенностях природы Донского края, особенностях жизни и хозяйственной деятельности людей. Таким образом, создается   база, для изучения страноведческих курсов, включая географию родного края, на следующих ступенях географического образования.  

Требования к уровню подготовки учащихся.

        В результате обучения по программе учащиеся должны:

Знать /понимать

  • Традиционные и новые методы географических исследований своей местности;
  • Географические явления и процессы, характерные для природы Ростовской области, компоненты природы, взаимосвязи между ними, их изменения в результате хозяйственной деятельности человека;
  • Специфику географического положения объектов природы Ростовской области;
  • Минералы и полезные ископаемые, характерные для территории Ростовской области;
  • Характерные черты рельефа, природные и антропогенные формы рельефа Ростовской области;
  • Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления, характерные для территории нашего края;
  • Особенности использования и охраны подземных вод в Ростовской области;
  • Особенности гидрографической сети Ростовской области;
  • Характерные черты природы Азовского моря;
  • Антропогенные водные объекты Донского края;
  • Влияние хозяйственной деятельности  человека на состояние водоемов области;
  • Характеризовать основные метеоэлементы Ростовской области и района проживания, сезоны года на Дону;
  • Особенности растительного и животного мира, почв Ростовской области, их использование человеком;
  • Охраняемые природные объекты на территории Ростовской области;
  • Связь особенностей жизни и хозяйственной деятельности населения Ростовской области с природными, историческими и социально-экономическими факторами;
  • Природные и антропогенные причины возникновения  геоэкологических проблем в Ростовской области в целом, и в населенном пункте проживания учащихся, меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.

Уметь

  • Описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений, происходящих на территории Ростовской области;
  • Находить и анализировать различные источники информации для изучения географических объектов и явлений, характерных для Ростовской области;
  • Приводить примеры: рационального использования и охраны природных ресурсов на территории нашей области, влияние окружающей среды на хозяйственную деятельность населения и формирование культуры населения.
  • Составлять: план своей местности, краткую географическую характеристику своего административного района, а также различных территорий Ростовской области на основе разнообразных источников информации и форм её представления;
  • Определять: на местности, плане и карте Ростовской области расстояния, направления, относительную и абсолютную высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;
  • Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик природы своей местности, представлять результаты измерений в различной форме.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (результативность):

  • Ориентирования на местности и проведения глазомерной  топографической съемки территории, чтения карт различного содержания;
  • Проведения фенологических наблюдений в природе своей местности, наблюдений за различными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценки их последствий;
  • Наблюдения за погодой, состоянием воздуха и почвы своей местности, определения параметров природных компонентов  своей местности с помощью приборов и инструментов;
  • Решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, сохранению и улучшению;
  •  принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • Проведения самостоятельной работы по поиску географической информации о своей местности из различных источников: картографических, статистических, геоинформационных.    

 

Формы и методы проведения занятий:

Беседа.

Экскурсия.

Коллективный рассказ-эстафета по заданной теме.

Рефераты, доклады и сообщения о станице, области.

Беседы – встречи.

Конкурсы.

Кроссворды, викторина, олимпиада.

Урок вопросов и ответов.

Презентации.

Конференции.

Литература.

  1. Андрианов В.И., Терещенко А.Г. Памятники Дона. Ростов-на-Дону, 1981.

  1. Атлас Ростовской области, ООО «ДИ ЭМ БИ», 2006 г.
  2. Долженко Г.П. Я ваш гид. – Ростов-на-Дону: Кн. изд-во, 1991.
  3. Изучаем свой край. Учебное пособие. /Под общей редакцией Долженко Г.П./ Ростов-на-Дону, 1992.
  4. Нагорный Б.А., Левченко В.С. На донском меридиане. Учебное пособие для учащихся средней школы. Ростов-на-Дону: Кн. изд-во, 1984.
  5. Нагорный Б.А. География Ростовской области. Ростов-на-Дону: Кн. изд-во, 1995.
  6. Природа, население и хозяйство Ростовской области. Учебное пособие. /Под редакцией Смагиной Т.А., Кизицкого М.И./ Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. облИУУ, 1995.

Литература для учителя.

  1. Донские страницы. Сборник. Ростов: Книжное издательство, 1983
  2. Архарова Л.И., Гребенкина Л.К., Демидова С.Б. Сценарии праздников, классных часов. М. Центр «Педагогический поиск», 2006.
  3. Волков Б.С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. М. Центр педагогического образования, 2007.
  4. Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. М. Педагогическое общество России, 2006.
  5. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок. М. Педагогическое общество России, 2008.
  6. Поташник М.М. Требования к современному уроку. М. Центр педагогического образования, 2007.



Предварительный просмотр:

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА     «ПРИРОДА ДОНСКОГО КРАЯ»

дата

№ УРОКА

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ

ЗНАТЬ И УМЕТЬ

Основные виды учебной деятельности

пплан

факт

Ростовская область на карте России   - 3 часа

1

Географическое положение области

1

Определять географические координаты  объектов, расстояние в градусах и километрах.

Просмотр учебных фильмов

2

Освоение территории  Ростовской области

1

Историю заселения области, площадь, положение области на территории государства, положение Егорлыкского района на карте области.

Работа с картой

3

Практическая работа№1: Выявление преимуществ и недостатков    современного географического положения области. Влияние географического положения на его природные особенности, условия жизни населения и его хозяйственной деятельности.

1

На контурную карту нанести границы Ростовской области, обозначить соседние территории. Определить координаты крайних точек, города Ростова – на- Дону, определить протяженность области с севера на юг.

Работа с картой

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Ростовской области –  4 часа

4

Особенности  рельефа  Ростовской области. Геологическое строение, основные формы рельефа.

Практическая работа № 2 « По топографической карте определить максимальную и минимальную  высоту области».

1

Название основных форм рельефа, минимальные максимальные высоты.

Показывать  на карте основные формы рельефа. Определять по карте высоту местности.

Работа с картой

5

Геологическое строение. Минеральные ресурсы. Полезные ископаемые и рациональное использование. Антропогенные изменения в результате добычи полезных ископаемых.

1

Показывать на карте основные виды полезных ископаемых их размещение.

Работа с картой

6

Практическая работа № 3

« Нанесение на контурную карту основных форм рельефа и полезных ископаемых Ростовской области»

1

Умение работать с контурной картой

Написание рефератов и докладов

7-9

Исследовательско-практическая работа № 4

«Уникальные природные ландшафты на территории Егорлыкского района» ОВРАГИ

3

Практические навыки работы на местности

Просмотр учебных фильмов

Климат и агроклиматические ресурсы Ростовской области – 11 часов

10

Климатообразующие факторы

1

Факторы, влияющие на формирование климата области

Написание рефератов и докладов

11

Особенности атмосферной циркуляции

1

Воздушные массы, их особенности

12

Температурный режим области

1

Закономерности распределения тепла и влаги

13

Условия увлажнения

1

Распределение осадков на территории области по сезонам года

14

Давление и ветровой режим

1

Особенности « розы ветров»

15

Практическая работа № 5

«Составление климатограммы и «розы ветров»

1

Умение составлять диаграммы погоды

Работа с климатической картой

16

Местные признаки погоды

1

17

Живые « барометры»

1

Дидактические игры

18

Агроклиматические ресурсы Ростовской области

1

Умение работать с агроклиматической картой.

Написание рефератов и докладов

19

Практическая работа № 6

« Подсчет сумм температур и сумм осадков за вегетационный период»

1

Умение работать с агроклиматической картой.

Выполнение простейших исследований (наблюдать, сравнивать, сопоставлять)

20

Анализ исследовательских и практических работ

1

Анализ полученных знаний

Внутренние воды Ростовской области – 4 часа

21

Реки и озера Ростовской области

Практическая работа № 7

« Нанесение на контурную карту крупных рек и озер области»

1

Умение работать с контурной картой

Работа с картой

22

Характеристика основных рек

1

Питание, режим, годовой сток рек.

23

Подземные воды.  Искусственные водоемы.  Водные ресурсы.

1

Неравномерность распределения водных ресурсов Ростовской области. Озера и водохранилища.

Написание рефератов и докладов

24

Экология внутренних вод Ростовской области.

1

Необходимость мелиорации, опасные явления, связанные с водами, подземные воды и их охрана.

Сообщения, презентации

Почвы Ростовской области – 3 часа

25

Типы почв  Ростовской области

1

Основные типы почв, структуру. Размещение почв по территории области. Описывать почвы, определять почвы по карте.

Объяснение расположение почвенных ресурсов

26

Влияние человека на почвы. Рациональное использование почв в области.

1

Рациональное  природопользование. Мелиорация  почв.

Просмотр учебных фильмов

27

Практическая работа  № 8

« Изучение почвенного покрова»

1

Умение применять знания на местности

Практическое за

ятие

Животный и растительный мир Ростовской области – 3 часа

28

Растительный Ростовской области. Природные ландшафты.

1

Растения Ростовской области, занесенные в « Красную книгу», природные зоны

Сообщения, презентации

29

Животный мир

1

Животных  Ростовской области, занесенные в « Красную книгу», природные зоны

Сообщения, презентации

30

Антропогенные ландшафты и их влияние на растительный и животный мир Ростовской области

1

Изменение растительного и животного мира под воздействием хозяйственной деятельности человека

Просмотр учебных фильмов

Влияние климатических условий  на рост и развитие сельскохозяйственных культур, выращиваемых в Ростовской области – 3 часа

31

Основные сельскохозяйственные культуры, выращиваемые в Ростовской области. Суммы температур выше 10 градусов, необходимых для их развития и роста.

1

Основные сельскохозяйственные растения, выращиваемые в области.

32

Оптимальные сроки сева кукурузы, пшеницы, подсолнечника, овощных и бахчевых культур.

1

Суммы t, необходимые для созревания. Оптимальные сроки сева.

33

Урок – практикум:

« Составление прогноза сроков созревания яровой пшеницы».

1

Умение составлять прогнозы

Систематизация учебного материала

Рациональное природопользование и охрана природы –4 часа

34

Экологическая ситуация в Ростовской области

1

Особенности экологии области.

Систематизация учебного материала

35

Экскурсия на окраину станицы Егорлыкской и прилегающие поля

1

Умение анализировать ситуацию

Сообщения, презентации

ИТОГО: 35 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по факультативному курсу "Певцы донского края"

Данная программа создана мною на основе материала регионального компонента Ростовской области. Она знакомит детей с укладом жизни донских казаков. Дети знакомятся с произведениями известных писателей ...

Рабочая программа учебного курса «Природа родного края» для 6-ого класса

Программные материалы  для общеобразовательных учреждений Ленинградской области, разработанные Ленинградским областным институтом развития образования: Природа родного края. 6 класс. - СПб., ...

Рабочая программа учебного курса "Природа Алтайского края"

Школьный компонент учебного плана 7 класс....

Рабочая программа по курсу " Природа родного края" 6 класс. Ленинградская область

Планирование составлено на основе программных материалов регионального компонента базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ленинградской области. Томанова З.А., Любарский А.Н. Санкт...

Программа факультативного курса Природа и человек

Программа факультативного курса Природа и человек...

Методическая разработка факультативного курса «Природа, ресурсы, экологические проблемы о. Сахалин» 8 – 9 класс

Программа имеет экологическую направленность с элементами туристско-краеведческой деятельности....

Рабочая программа кружка "Литературное наследие Донского края"

Рабочая   программакружка «Литературное наследие донского края»...