Главные вкладки

    Программа факультативного курса «Природа Донского края»
    элективный курс (экология, 5 класс) по теме

    Ступак Галина Николаевна

    Предлагаемая  программа по географии призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре регионального содержания географического образования и организации процесса обучения. Методической основой программы является исследовательский метод и метод проектов. Особенность данной программы заключается в комплексном осмыслении региональных процессов и их роли в образовании, самоопределении, в саморазвитии учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx27.42 КБ
    Microsoft Office document icon pourochnoe_planirovanie.doc90 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа факультативного курса

    «Природа Донского края» 

    5 класс.

    Пояснительная записка.

    Предлагаемая  программа по географии призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре регионального содержания географического образования и организации процесса обучения.

    Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI классе — 35 часов, из расчета 1-го учебного часа в неделю; в VII, VIII и IX классах — по 70 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю. Национально-региональный компонент, являясь вариативным, выражает цели и ценности регионального образования, создает условия и предпосылки  для развития личности с учетом специфики местного социума, органично связывает между собой образовательные и воспитательные цели.

    Структура данной программы полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии, а также проекта регионального стандарта географического образования Ростовской области (Практические советы учителю, № 3, 2005 г.),  включая рекомендуемый перечень практических работ. (В основу взята программа среднего (полного) образования по географии- базовый уровень: авторская программа под редакцией  И.В. Душеной  м. Дрофа, 2006 г.)

        Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа раскрывает  основные подходы к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.   Методической основой программы является исследовательский метод и метод проектов. В учебный комплекс регионального компонента входит рабочая тетрадь Ростовской области с географическим атласом «Ростовская область» (М.:ООО «ДИ ЭМ ВИ», 2006), набор настенных карт и учебное пособие «География Ростовской области» (М.И. Мартынова, В.Н. Алексеенко.- Ростов-на-Дону:  «Терра», 2007). Все материалы, вошедшие в рабочую тетрадь, отвечают требованию Госстандарту общего образования, а также проекта регионального стандарта географического образования Ростовской области.

         Таким образом, в основу содержания учебной программы положено изучение географической среды региона- Ростовской области, для жизни и деятельности человека и общества. Особенность данной программы заключается в комплексном осмыслении региональных процессов и их роли в образовании, самоопределении, в саморазвитии учащихся.

     Целью данной программы  является формирование у учащихся целостного, неповторимого образа территории Донского края, развитие широких практических знаний и умений, необходимых учащимся для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни.

    Для реализации данной цели необходимо:

    • освоение знаний о своеобразии и целостности территории родного края как составной и неотъемлемой части нашей Родины; об особенностях природных характеристик и влиянии деятельности человека на состояние природы Донского края, влиянии природы на развитие хозяйства на Дону, организации рационального природопользования в регионе;
    • овладение умениями ориентироваться на местности по характерным признакам Донской природы; составлять план местности; применять географические знания для объяснения и оценки природных, социальных и экологических явлений и процессов на территории Ростовской области; работать с географо-краеведческими источниками информации для решения практических задач.
    • развитие интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды своей местности; образовательных потребностей в исследовании и преобразовании географического пространства своего региона.
    • воспитание ценностного отношения к природе Донского края, ответственного поведения по отношению к природной, социокультурной среде региона в решении экологических проблем Ростовской области.  

    Изучение данного курса в школе позволит не только систематизировать знания, полученные учащимися при изучении природоведения, биологии, географии, но и сформировать представление учащихся о целостности и особенностях природы Донского края, особенностях жизни и хозяйственной деятельности людей. Таким образом, создается   база, для изучения страноведческих курсов, включая географию родного края, на следующих ступенях географического образования.  

    Требования к уровню подготовки учащихся.

            В результате обучения по программе учащиеся должны:

    Знать /понимать

    • Традиционные и новые методы географических исследований своей местности;
    • Географические явления и процессы, характерные для природы Ростовской области, компоненты природы, взаимосвязи между ними, их изменения в результате хозяйственной деятельности человека;
    • Специфику географического положения объектов природы Ростовской области;
    • Минералы и полезные ископаемые, характерные для территории Ростовской области;
    • Характерные черты рельефа, природные и антропогенные формы рельефа Ростовской области;
    • Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления, характерные для территории нашего края;
    • Особенности использования и охраны подземных вод в Ростовской области;
    • Особенности гидрографической сети Ростовской области;
    • Характерные черты природы Азовского моря;
    • Антропогенные водные объекты Донского края;
    • Влияние хозяйственной деятельности  человека на состояние водоемов области;
    • Характеризовать основные метеоэлементы Ростовской области и района проживания, сезоны года на Дону;
    • Особенности растительного и животного мира, почв Ростовской области, их использование человеком;
    • Охраняемые природные объекты на территории Ростовской области;
    • Связь особенностей жизни и хозяйственной деятельности населения Ростовской области с природными, историческими и социально-экономическими факторами;
    • Природные и антропогенные причины возникновения  геоэкологических проблем в Ростовской области в целом, и в населенном пункте проживания учащихся, меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.

    Уметь

    • Описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений, происходящих на территории Ростовской области;
    • Находить и анализировать различные источники информации для изучения географических объектов и явлений, характерных для Ростовской области;
    • Приводить примеры: рационального использования и охраны природных ресурсов на территории нашей области, влияние окружающей среды на хозяйственную деятельность населения и формирование культуры населения.
    • Составлять: план своей местности, краткую географическую характеристику своего административного района, а также различных территорий Ростовской области на основе разнообразных источников информации и форм её представления;
    • Определять: на местности, плане и карте Ростовской области расстояния, направления, относительную и абсолютную высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;
    • Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик природы своей местности, представлять результаты измерений в различной форме.

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (результативность):

    • Ориентирования на местности и проведения глазомерной  топографической съемки территории, чтения карт различного содержания;
    • Проведения фенологических наблюдений в природе своей местности, наблюдений за различными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценки их последствий;
    • Наблюдения за погодой, состоянием воздуха и почвы своей местности, определения параметров природных компонентов  своей местности с помощью приборов и инструментов;
    • Решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, сохранению и улучшению;
    •  принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
    • Проведения самостоятельной работы по поиску географической информации о своей местности из различных источников: картографических, статистических, геоинформационных.    

     

    Формы и методы проведения занятий:

    Беседа.

    Экскурсия.

    Коллективный рассказ-эстафета по заданной теме.

    Рефераты, доклады и сообщения о станице, области.

    Беседы – встречи.

    Конкурсы.

    Кроссворды, викторина, олимпиада.

    Урок вопросов и ответов.

    Презентации.

    Конференции.

    Литература.

    1. Андрианов В.И., Терещенко А.Г. Памятники Дона. Ростов-на-Дону, 1981.

    1. Атлас Ростовской области, ООО «ДИ ЭМ БИ», 2006 г.
    2. Долженко Г.П. Я ваш гид. – Ростов-на-Дону: Кн. изд-во, 1991.
    3. Изучаем свой край. Учебное пособие. /Под общей редакцией Долженко Г.П./ Ростов-на-Дону, 1992.
    4. Нагорный Б.А., Левченко В.С. На донском меридиане. Учебное пособие для учащихся средней школы. Ростов-на-Дону: Кн. изд-во, 1984.
    5. Нагорный Б.А. География Ростовской области. Ростов-на-Дону: Кн. изд-во, 1995.
    6. Природа, население и хозяйство Ростовской области. Учебное пособие. /Под редакцией Смагиной Т.А., Кизицкого М.И./ Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. облИУУ, 1995.

    Литература для учителя.

    1. Донские страницы. Сборник. Ростов: Книжное издательство, 1983
    2. Архарова Л.И., Гребенкина Л.К., Демидова С.Б. Сценарии праздников, классных часов. М. Центр «Педагогический поиск», 2006.
    3. Волков Б.С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. М. Центр педагогического образования, 2007.
    4. Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. М. Педагогическое общество России, 2006.
    5. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок. М. Педагогическое общество России, 2008.
    6. Поташник М.М. Требования к современному уроку. М. Центр педагогического образования, 2007.



    Предварительный просмотр:

    ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА     «ПРИРОДА ДОНСКОГО КРАЯ»

    дата

    № УРОКА

    НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

    КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

    УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ

    ЗНАТЬ И УМЕТЬ

    Основные виды учебной деятельности

    пплан

    факт

    Ростовская область на карте России   - 3 часа

    1

    Географическое положение области

    1

    Определять географические координаты  объектов, расстояние в градусах и километрах.

    Просмотр учебных фильмов

    2

    Освоение территории  Ростовской области

    1

    Историю заселения области, площадь, положение области на территории государства, положение Егорлыкского района на карте области.

    Работа с картой

    3

    Практическая работа№1: Выявление преимуществ и недостатков    современного географического положения области. Влияние географического положения на его природные особенности, условия жизни населения и его хозяйственной деятельности.

    1

    На контурную карту нанести границы Ростовской области, обозначить соседние территории. Определить координаты крайних точек, города Ростова – на- Дону, определить протяженность области с севера на юг.

    Работа с картой

    Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Ростовской области –  4 часа

    4

    Особенности  рельефа  Ростовской области. Геологическое строение, основные формы рельефа.

    Практическая работа № 2 « По топографической карте определить максимальную и минимальную  высоту области».

    1

    Название основных форм рельефа, минимальные максимальные высоты.

    Показывать  на карте основные формы рельефа. Определять по карте высоту местности.

    Работа с картой

    5

    Геологическое строение. Минеральные ресурсы. Полезные ископаемые и рациональное использование. Антропогенные изменения в результате добычи полезных ископаемых.

    1

    Показывать на карте основные виды полезных ископаемых их размещение.

    Работа с картой

    6

    Практическая работа № 3

    « Нанесение на контурную карту основных форм рельефа и полезных ископаемых Ростовской области»

    1

    Умение работать с контурной картой

    Написание рефератов и докладов

    7-9

    Исследовательско-практическая работа № 4

    «Уникальные природные ландшафты на территории Егорлыкского района» ОВРАГИ

    3

    Практические навыки работы на местности

    Просмотр учебных фильмов

    Климат и агроклиматические ресурсы Ростовской области – 11 часов

    10

    Климатообразующие факторы

    1

    Факторы, влияющие на формирование климата области

    Написание рефератов и докладов

    11

    Особенности атмосферной циркуляции

    1

    Воздушные массы, их особенности

    12

    Температурный режим области

    1

    Закономерности распределения тепла и влаги

    13

    Условия увлажнения

    1

    Распределение осадков на территории области по сезонам года

    14

    Давление и ветровой режим

    1

    Особенности « розы ветров»

    15

    Практическая работа № 5

    «Составление климатограммы и «розы ветров»

    1

    Умение составлять диаграммы погоды

    Работа с климатической картой

    16

    Местные признаки погоды

    1

    17

    Живые « барометры»

    1

    Дидактические игры

    18

    Агроклиматические ресурсы Ростовской области

    1

    Умение работать с агроклиматической картой.

    Написание рефератов и докладов

    19

    Практическая работа № 6

    « Подсчет сумм температур и сумм осадков за вегетационный период»

    1

    Умение работать с агроклиматической картой.

    Выполнение простейших исследований (наблюдать, сравнивать, сопоставлять)

    20

    Анализ исследовательских и практических работ

    1

    Анализ полученных знаний

    Внутренние воды Ростовской области – 4 часа

    21

    Реки и озера Ростовской области

    Практическая работа № 7

    « Нанесение на контурную карту крупных рек и озер области»

    1

    Умение работать с контурной картой

    Работа с картой

    22

    Характеристика основных рек

    1

    Питание, режим, годовой сток рек.

    23

    Подземные воды.  Искусственные водоемы.  Водные ресурсы.

    1

    Неравномерность распределения водных ресурсов Ростовской области. Озера и водохранилища.

    Написание рефератов и докладов

    24

    Экология внутренних вод Ростовской области.

    1

    Необходимость мелиорации, опасные явления, связанные с водами, подземные воды и их охрана.

    Сообщения, презентации

    Почвы Ростовской области – 3 часа

    25

    Типы почв  Ростовской области

    1

    Основные типы почв, структуру. Размещение почв по территории области. Описывать почвы, определять почвы по карте.

    Объяснение расположение почвенных ресурсов

    26

    Влияние человека на почвы. Рациональное использование почв в области.

    1

    Рациональное  природопользование. Мелиорация  почв.

    Просмотр учебных фильмов

    27

    Практическая работа  № 8

    « Изучение почвенного покрова»

    1

    Умение применять знания на местности

    Практическое за

    ятие

    Животный и растительный мир Ростовской области – 3 часа

    28

    Растительный Ростовской области. Природные ландшафты.

    1

    Растения Ростовской области, занесенные в « Красную книгу», природные зоны

    Сообщения, презентации

    29

    Животный мир

    1

    Животных  Ростовской области, занесенные в « Красную книгу», природные зоны

    Сообщения, презентации

    30

    Антропогенные ландшафты и их влияние на растительный и животный мир Ростовской области

    1

    Изменение растительного и животного мира под воздействием хозяйственной деятельности человека

    Просмотр учебных фильмов

    Влияние климатических условий  на рост и развитие сельскохозяйственных культур, выращиваемых в Ростовской области – 3 часа

    31

    Основные сельскохозяйственные культуры, выращиваемые в Ростовской области. Суммы температур выше 10 градусов, необходимых для их развития и роста.

    1

    Основные сельскохозяйственные растения, выращиваемые в области.

    32

    Оптимальные сроки сева кукурузы, пшеницы, подсолнечника, овощных и бахчевых культур.

    1

    Суммы t, необходимые для созревания. Оптимальные сроки сева.

    33

    Урок – практикум:

    « Составление прогноза сроков созревания яровой пшеницы».

    1

    Умение составлять прогнозы

    Систематизация учебного материала

    Рациональное природопользование и охрана природы –4 часа

    34

    Экологическая ситуация в Ростовской области

    1

    Особенности экологии области.

    Систематизация учебного материала

    35

    Экскурсия на окраину станицы Егорлыкской и прилегающие поля

    1

    Умение анализировать ситуацию

    Сообщения, презентации

    ИТОГО: 35 часов


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    программа факультативного курса "История Пермского края"

    данная программа факультативного курса предполагает проведение занятий один раз в неделю, начиная с 5 класса. Исходя из возрастных особеностей учащихся, мною было принято решение начать изучени родног...

    Программа по факультативному курсу "Певцы донского края"

    Данная программа создана мною на основе материала регионального компонента Ростовской области. Она знакомит детей с укладом жизни донских казаков. Дети знакомятся с произведениями известных писателей ...

    Рабочая программа учебного курса «Природа родного края» для 6-ого класса

    Программные материалы  для общеобразовательных учреждений Ленинградской области, разработанные Ленинградским областным институтом развития образования: Природа родного края. 6 класс. - СПб., ...

    Программа факультативного курса "История Брянского края"

    В настоящее время краеведение является одним из важнейших направлений в деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Наряду с решением такой важнейшей задачи как воспитание пат...

    Рабочая программа учебного курса "Природа Алтайского края"

    Школьный компонент учебного плана 7 класс....

    Рабочая программа по курсу " Природа родного края" 6 класс. Ленинградская область

    Планирование составлено на основе программных материалов регионального компонента базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ленинградской области. Томанова З.А., Любарский А.Н. Санкт...

    Программа факультативного курса Природа и человек

    Программа факультативного курса Природа и человек...