Программа по факультативному курсу "Певцы донского края"
рабочая программа (7 класс) по теме

Редичкина Тамара Васильевна

Данная программа создана мною на основе материала регионального компонента Ростовской области. Она знакомит детей с укладом жизни донских казаков. Дети знакомятся с произведениями известных писателей и поэтов о жизни донского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_fakultativnomu_kursu._pevtsy_donskogo_kraya.rar20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Цель: расширить круг детского чтения за счёт регионально окрашенной литературы; дать возможность осознать себя частью великого народа.

Задачи:

7 класс.

8 класс.

9 класс.

Формировать умение наблюдать окружающую действительность;

вызывать интерес к родным местам;

воспитывать любовь к родному краю.

Продолжить формировать умение наблюдать окружающую действительность;

дать возможность увидеть новое и неожиданное в истории казачества;

воспитывать патриотические чувства.

Расширять знания о мире казачества как о многогранном, уникальном и самостоятельном явлении;

Воспитывать социально и культурно адаптированного, любящего и знающего свой край гражданина и патриота большой и малой родины.

Нормативно-правовые документы:

             

 1 Закон РФ « Об образовании» ст.9 п.2

       2 Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии от 12.03. 1997г. ( С изменениями – от 10.03.2000г. и 23.12.2002г.)

       3 Региональный учебный план специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида от 10.07.2002г.

       

Учебная программа составлена на основе учебного пособия для обучающихся на региональном материале.

Программа направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает нравственное и патриотическое воспитание.

Содержание обучения имеет практическую направленность, но принцип коррекционной направленности является ведущим.

Программа содержит материал, который необходим учащимся для их социальной адаптации.

Данная программа имеет хорошие коррекционные возможности:

-в усвоении содержания читаемого;

-в обучении связной устной речи;

-в установлении причинно-следственных связей и закономерностей в процессе анализа произведений.

-отработка навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.

Учебный план по программе 1час в неделю; 34 часа в год

I четверть-9 часов

II четверть-7 часов

III четверть-10 часов

IV четверть-8 часов

За год-34 часа

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

7 класс:

знать:

- наизусть 5 стихотворений.

уметь:

- читать  осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя».

- выделять главную мысль произведения;

- характеризовать главных  действующих лиц;

- пересказывать содержание прочитанного.

8 класс

знать:

- наизусть 6 стихотворений.

уметь:

- читать вслух осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя».

- выделять главную мысль произведения;

- давать характеристику главным героям;

-высказывать своё отношение к героям и их поступкам;

9 класс

знать:

- наизусть 7 стихотворений, 1 прозаический отрывок

уметь:

- читать вслух осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя».

- выделять главную мысль произведения;

- давать характеристику главным героям;

-высказывать своё отношение к героям и их поступкам;

- пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным.

Предполагаемый результат

   Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества и Донского края. Приобщение к опыту культуры казачества, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах. Усвоение добродетели, направленность и открытость к добру, состояние близости души, внутреннего мира. Формирование позитивного отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками. Потребность и готовность проявлять сострадание, милосердие, правдолюбие, в стремление к добру и неприятию зла. Деятельное отношение к труду. Ответственность за свои дела и поступки.

Комплект учебников для учащихся.

1 Литература Дона. Хрестоматия для чтения в 1-4 классах. Ростов-на-Дону. ЗАО «Книга», 2005г.

2Литература Дона. Хрестоматия для чтения в 5-7 классах. Ростов-на-Дону. ЗАО «Книга», 2005г.

3Литература Дона. Хрестоматия для чтения в 8-9 классах. Ростов-на-Дону. ЗАО «Книга», 2005г.

Методическое обеспечение.

Н.И. Костомаров, "Ермак Тимофеевич" 

Н.И. Костомаров, "Стенька Разин" 

П. Н. Краснов, "На внутреннем фронте" 

И.А. Родионов, "Тихий Дон" (очерки истории донского казачества) 

Ф.И. Елисеев, "Казаки на Кавказском фронте" (отдельные главы) 

Отрывки из «ЗАПИСОК КАВАЛЕРИСТА» Николая Гумилева (о казаках) 

Н.Д. Толстой, "Жертвы Ялты" (отдельные главы) 

Хроника Трагедии Харлампия Ермакова (или документальный эпилог «Тихого Дона») 

Аникин В.П. К мудрости ступенька. - М: Дет.лит., 1988.

Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. - Ростов-на-Дону: БАРО-пресс, 2009.

     Бисеринка. Казачьи сказки. - Ростов-на Дону, 1985.

     Казачьи сказки. - Волгоград, 1992.

Музейные уроки. Методические рекомендации. - Волгодонск, 2005.

Прекрасное - своими руками. - М., 1989.

Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем. - М.,1996.

Народные ремесла. - М., 2010.

Казачество. О прошлом, настоящем, будущем казаков. Издательство Собрание.2007г.

П.Н.Краснов. История Войска Донского. Картины былого Тихого Дона. Издательство Вече. 2011г.

Перечень содержательных линий учебного курса. 7 класс

1час в неделю, 34 часа в год.

Содержательные линии.

К-во

часов.

Коррекционно-развивающие

задачи.

Проблемы, возникающие при изучении.

Педагогический

мониторинг.

1

2

3

4

5

6

Донской фольклор.

Сказки и легенды донских писателей.

Стихи о донцах и донском крае.

Донские поэты- детям.

Проза донских писателей.

Знай и люби свой край.

6

6

6

5

7

4

Формирование навыка сознательного и правильного чтения.

Развитие познавательных интересов

детей, расширение их кругозора.

Формирование читательской самостоятельности.

Развитие навыков связной устной речи.

Совершенствование техники чтения.

Воспитание любви к родному краю.

Заучивание наизусть.

Подробный пересказ произведения.

Нахождение в тексте ответов на вопросы причинно-следственного

характера.

Проверка техники чтения.

Пересказ.

Заучивание наизусть.

Выразительное чтение.

                                                      Календарно-тематическое планирование.

             Тема урока.

Количество

часов.

Дата.

1

2

3

4

5

6

1

2

1

2

3

1

2

3

4

1

2

1

2

3

4

5

1

2

3

1

1

2

3

4

I четверть.

Донской фольклор.

Поехал казак на чужбину далёку.

Посею лебеду на берегу.

Дедушка, дедушка, седая бородушка.

Потешки, небывальщины.

Про царицу Лютру.

Кто работает, тот и ест.

Сказки и легенды донских писателей.

П.В. Лебеденко. Доброе сердце дороже красоты.

Обобщающий урок. Выразительное чтение.

       

           II четверть.

В.С. Моложавенко. Почему Дон Ивановичем зовут.

Ветер с Родины.

Живая вода.

Стихи о Донцах и Донском крае.

А.С. Пушкин. Дон.

М.Ю. Лермонтов. Казачья

колыбельная песня.

А.В. Софронов. Донской каравай.

Обобщающий урок.

           III четверть.

А.И. Недогонов. Вечер в станице.

А.Г. Гарнакерьян. В дороге.

Донские поэты- детям.

В.К. Жак. Настоящая осень.

Жак. Зачем спрятали зёрнышко.

Жак. Когда начинается утро?

И.Е. Ковалевский. Синева.

Ковалевский. Утренний дождик.

Проза донских писателей.

А.П. Чехов. Весной.

Чехов. Гриша.

Обобщающий урок. Пересказ.

IV четверть.

М.А. Шолохов. Нахалёнок.

-чтение текста;

-выборочное чтение;

-пересказ;

-составление плана.

Знай и люби свой край.

А.Ф. Агафонов. Повесть о

Вите Черевичкине.

В.С. Моложавенко. Голубые

родники.

Моложавенко. У Кобякова

городища.

Обобщающий урок.

6

1

1

1

1

1

1

6

2

1

1

                             1

1

6

                             1

1

1

                              1

1

                             1

5

1

1

                             1

1

1

7

                             1

1

1

                             4

                             1

1

1

1

4

1

1

1

1

1.09

8.09

15.09

22.09

29.09

6.10

13,20.10

27.10

17.11

24.11

1.12

8.12

15.12

22.12

29.12

19.01

26.01

2.02

9.02

16.02

2.03

9.03

16.03

23.03

6.04

13.04

20.04

27.04

4.05

11.05

18.05

25.05

Перечень содержательных линий учебного курса. 8 класс

1 час в неделю, 34 часа в год.

Содержательные линии.

Кол-во

часов.

Коррекционно-развивающие

                 задачи.

Проблемы, возникающие при изучении.

Педагогический

мониторинг.

1

2

3

4

Донской фольклор.

Русские поэты о Доне.

Сказки донских писателей.

Проза донских писателей.

5

11

6

12

Формирование читательской

самостоятельности.

Развивать навыки наблюдения за окружающим

миром.

Развитие познавательных интересов детей, расширение

их кругозора.

Воспитание патриотических

чувств.

Развивать навыки беглого чтения.

Понимание слов из донского фольклора.

Выделение главного из

своих наблюдений.

Заучивание наизусть.

Понимание содержания текста.

Заучивание наизусть.

Техника чтения.

Беглое чтение.

Пересказ прочитанного.

                                                     Календарно- тематическое планирование.

п/п

                                         Тема урока.

Количество часов.

                           Дата.

1

2

3

4

5

1

2

3

4

1

2

3

4

5

6

7

1

2

1

2

3

1

2

3

4

           I четверть.

Донской фольклор.

Ермак у Ивана Грозного.

Загадки, пословицы и поговорки.

Танюшка и мачеха. Сказка.

Бисеринка. Сказка.

Дюк Степанович и три разбойника.

Русские поэты о Доне.

А.С. Пушкин. Делибаш.

М.Ю. Лермонтов. Черкесы.

А.В. Кольцов. «По-над Доном

сад цветёт.

Обобщающий урок.

              II четверть.

Н.П. Огарёв. Дон.

А.А. Леонов. Возвращение на

Родину.

А.В. Софронов. Мы с тобою из

Ростова.

Ю.В. Друнина. В степи.

А.Т. Твардовский. Бойцу Южного фронта.

В.Г. Калмыков. Хороши на Дону вечера.

Обобщающий урок.

            III четверть.

Сказки донских писателей.

П.В. Лебеденко. Игнатка.

-чтение текста,

-выборочное чтение;

-пересказ.

Лебеденко. Сказка о Чуде-чудище заморском, девице- красавице и серой волчице.

-чтение текста;

-пересказ;

-выборочный пересказ.

Проза донских писателей.

М.А. Шолохов. Жеребёнок.

Д.И. Петров. Повесть о моей

юности.

Обобщающий урок.

            IV четверть.

Б.В. Изюмский. Алые погоны.

-чтение текста;

-пересказ;

-выборочный пересказ;

-составление плана.

В.А. Закруткин. Подсолнух.

А.И. Солженицын. Крохотки.

Обобщающий урок.

5

1

1

1

1

1

11

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

6

3

1

1

1

3

1

1

1

12

1

2

1

4

1

1

1

1

2

1

1

1.09

8.09

15.09

22.09

29.09

6.10

13.10

20.10

27.10

17.11

24.11

1.12

8.12

15.12

22.12

29.12

19.01

26.01

2.02

9.02

16.02

2.03

9.03

16,23.03

6.04

13.04

20.04

27.04

4,11.05

18.05

25.05

                                                 Перечень содержательных линий учебного курса. 9 класс

1час в неделю, 34 часа в год.

Содержательные линии.

Кол-во

часов.

Коррекционно-развивающие

                   задачи.

Проблемы, возникающие

при изучении.

Педагогический

мониторинг.

1

2

3

4

5

6

Донской фольклор.

Русские поэты о Доне.

Стихи донских поэтов.

Поэты казачьего зарубежья.

Русская проза XIX века.

Проза донских писателей.

3

7

6

2

2

14

Формирование навыка правильного и сознательного чтения.

Развитие познавательных интересов , расширение кругозора детей.

Воспитание нравственных и патриотических качеств.

Формирование читательской

самостоятельности.

Быть социально адаптированным в плане

общего развития.

Заучивание наизусть.

Подробное описание конкретного

предмета.

Дать характеристику герою произведения.

Выделение главной мысли

произведения.

Заучивание наизусть.

Пересказ.

Техника чтения.

Выразительное чтение.

Календарно-тематическое планирование.

п/п

Тема урока.

Кол-во

часов.

Дата.

1

-

-

2

-

-

-

-

-

-

-

3

-

-

-

-

-

-

4

-

-

5

-

-

6

-

-

-

-

-

-

-

       I четверть.

Донской фольклор.

Батюшка славный Тихий Дон. Песня.

Легенды.

-Братья.

-Про Пугача.

Русские поэты о Доне.

А.С. Пушкин. Казак.

М.Ю. Лермонтов. Два

сокола.

А.В. Кольцов. Косарь.

И.С. Никитин. Весна в степи.

А.А. Блок. На поле Куликовом.

Обобщающий урок.

          II четверть.

И.А. Бунин. Ковыль.

Стихи Донских поэтов.

Ф.И. Анисимов.

«Всколыхнулся, взволновался».

А.А. Леонов. Ермак.

А.В. Туроверов. Проводы

казака на службу.

А.В. Софронов. Тёплая вода.

В.К.Жак. Утро над Доном.

Обобщающий урок.

      III четверть.

Поэты казачьего зарубежья.

Н.А. Келин. Верба.

П.С. Поляков. Ветла.

Русская проза XIX века.

Н.А. Дурова. Записки кавалерист - девицы.

А.И. Куприн. Донецкая степь.

Проза донских писателей.

А.С. Серафимович. Чибис.

-чтение текста;

-пересказ.

Ф.Д. Крюков. Зыбь.

-чтение текста;

-выборочное чтение.

Г.Ф. Шолохов-Синявский.

Казачья бурса.

Обобщающий урок.

         IV четверть.

В.А. Закруткин. Матерь человеческая.

-чтение текста;

-пересказ;

-выборочное чтение;

-составление плана;

-характеристика героя;

-выборочный пересказ.

Н.А.Суханова. Острый серп луны.

Обобщающий урок.

3

1

                            1

1

7

1

1

1

1

1

1

1

6

1

1

1

1

1

1

2

1

1

2

1

1

14

2

1

1

2

1

1

1

1

6

1

1

1

1

1

1

1

1

2.09

9.09

16.09

23.09

30.09

7.10

14.10

21.10

28.10

11.11

18.11

25.11

2.12

9.12

16.12

23.12

13.01

20.01

27.01

3.02

10.02

17.02

24.02

2.03

9.03

16.03

6.04

13.04

20.04

24.04

4.05

11.05

18.05

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории Донского края

Рабочая программа по истории Донского края для 5 класса. Расчитана на 35 учебных часов, 1 час в неделю....

Программа курса « История Донского края в лицах»

Главная  цель курса состоит в ознакомлении  учащихся с жизнью и  деятельностью наиболее выдающихся  деятелей  Дона. Реализация данной цели  даёт возможность  воспиты...

Связь материальной культуры древних этносов донского края и донского казачества

Познакомить учащихся с "историческими корнями" женского костюма на Дону...

Рабочая программа по истории Донского края 5-6 класс

Данная программа разработана на основе авторской программы О. Веряскиной, только без экскурсий и расчитанной на 34 часа...

Программа факультативного курса «Природа Донского края»

Предлагаемая  программа по географии призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре региональ...

Рабочая программа по факультативному курсу " история донского казачества " для 6 класса

Рабочая программа « История Донского края с древнейших времен до конца 16 века» разработана на основе регионального компонента государственного стандарта общего образования по истории (История Донског...

Рабочая программа кружка "Литературное наследие Донского края"

Рабочая   программакружка «Литературное наследие донского края»...