Рабочая программа по истории Донского края 5-6 класс
рабочая программа по истории (5 класс) по теме

Ляшенко Инна Александровна

Данная программа разработана на основе авторской программы О. Веряскиной, только без экскурсий и расчитанной на 34 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_donskogo_kraya_5-6_klass.doc399 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по истории Донского края для обучающихся 5 общеобразовательного класса расчитана на 1 час в неделю, 35 часов  в год.

Разработана к учебнику: О.Г.Веряскина. История Донского края (с древнейших времен до конца 16в.) – Ростов н/д «Донской издательский дом».2013г.

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы О.Г. Веряскиной по истории Донского края 5-6 класс для образовательных учреждений  под редакцией О.Г.Веряскиной. – Ростов н/д «Донской издательский дом».2005г.  

Учебно-методический комплекс

УМК учителя:

1.Учебник: О.Г.Веряскина. История Донского края (с древнейших времен до конца 16в.) – Ростов н/д «Донской издательский дом».2013г.

2.О.Г.Веряскина История Донского края (с древнейших времен до конца 16в.) Поурочные разработки–. Ростов н/д «Донской издательский дом».2005г.

 УМК обучающихся:

1.Учебник: О.Г.Веряскина. История Донского края (с древнейших времен до конца 16в.) – Ростов н/д «Донской издательский дом».2013г.

Цель курса: дать школьникам знания о далёком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.

Задачи  курса:

- формирование представлений о древней и средневековой истории края как части общемировых  процессов;

- целостное и яркое описание истории региона с особым вниманием к культурной жизни населявших его народов;

- характеристика выдающихся  земляков;

- раскрытие значения культурного наследия народов Дона для современности;

- воспитание патриотизма.

     Особенностью данной рабочей программы является то, что    рабочая программа « История Донского края с древнейших времен до конца 16 века» разработана на основе регионального компонента государственного стандарта общего образования по истории (История Донского края). В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Донского края.  В программе и учебнике представлена проблематика: «Наш край глазами древнегреческих, арабских и европейских авторов», «Человек в истории», « Культурно- историческое достояние края».

 Курс истории Донского края синхронизируется с базовым курсом истории. На изучение курса отводиться 35 часов, из расчета -1 час в неделю.

Ключевые умения:

  • Уметь в связной морфологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя,
  • раскрыть содержание иллюстрации;
  • Уметь сравнивать историческое явление в различных странах, выделяя сходство и различие;
  • Уметь давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
  • Уметь спорить и отстаивать свои взгляды
  • Уметь анализировать исторический источник;
  • Уметь оперировать историческими датами;
  • Уметь читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.

Владеть компетенциями:

  • Информационно-поисковой.
  • Учебно-познавательной.
  • Коммуникативной.
  • Рефлексивной.
  • Смыслопоисковой.

Для практической направленности осуществления программы предусмотрены виды деятельности обучающихся: работа с исторической и контурной картой, составление и решение кроссвордов и исторических задач, подготовка презентации учениками продвинутого уровня, изготовление аппликаций, макетов.

Критерии оценивания различных видов работ.

Оценка «Пять» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика; «Четыре» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения; «Три» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная; «Два» - главное содержание не раскрыто.

 Уроки проводятся с применением на этапе внедрения личностно – ориентированной технологии. Цели технологии: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного  образа  и диалогического воздействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

 Основные методы  работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная.

Ожидаемые результаты:

Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся.

 Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а  не передачу учебной информации.

 Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения.

Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей.

Формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

Нормативные документы

1

Закон РФ об образовании

2

Областной закон «Об образовании в Ростовской области»

3

Государственный образовательный стандарт. Федеральный компонент Региональный компонент.

4

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы.

5

Обязательный минимум содержания исторического образования.

6

авторская  программа О.Г. Веряскиной по истории Донского края 5-6 класс для образовательных учреждений  под редакцией О.Г.Веряскиной. – Ростов н/д «Донской издательский дом».2005г

СТРУКТУРА КУРСА

Модуль (глава)

Примерное количество часов

1

Введение

2

2

Первобытные племена на территории Дона

7

3

Киммерийцы

4

4

Скифы

5

5

Греческие поселения на Дону. Город Танаис

9

6

Сарматы

7

7

Повторительно-обобщающий урок

1

Итого

35

ИНФРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 г

2001

Ростовн/Д, РГУ

2

История Дона с древнейших времен до падения крепостного права

1973

Ростовн/Д, РГУ

3

Кияшко В, Косяненко В, Максименко В

Легенда и быль донских курганов

1972

Рост. книж. изд.

Учебно-методическое обеспечение

1. Печатные пособия.

Карты:

----

2.Информационно-коммуникативные средства.

----

3.Электронно-звуковые пособия.

----

4.Технические средства обучения.
Телевизор.

Магнитофон.

Экран проекционный.

5.Учебно-практическое оборудование.

Шкаф для хранения карт.

 6.Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.

КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

СТАРТОВЫЙ КОНТРОЛЬ:

Входная диагностика в 5 классе не проводится.

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ:

Тест по истории Донского края в древности

1. Первые глиняные сосуды были изготовлены в …

1) новом каменном веке.                              2) бронзовом веке

3) раннем железном веке                              4) медно-каменном веке.

2.Население Нижнего Подонья научилось изготовлять лодки в…

1) бронзовом веке                                           2) среднем каменном веке

3) новом каменном веке                                 4) раннем железном веке

3.Медно-каменный век на Нижнем Дону начинается в…

1) середине VI тыс.до н.э.                                2)конце II тыс.до н.э

3) начале  III  тыс.до н.э                                   4)середине IV тыс.до н.э

4. Бронзовый век на Нижнем Дону заканчивается в…

1) конце II тыс.до н.э                                          2) начале  I  тыс.до н.э          

3)  начале  II тыс.до н.э                                       4)середине I тыс.до н.э  

5. Первые курганы стали сооружать в …

1) бронзовом веке                                                2) новом каменном веке  

3) медно-каменном веке.                                     3)древнем каменном веке.

6. Крепость бронзового века на Нижнем Дону, окруженная каменной стеной, носит название…

1) Кобяковское                                                      2) Ливенцовская

3) Елизаветинская                                                  4) Константиновская

7. В VIII – VIIвв. до н.э. на территории Нижнего Дона проживали…

1) сарматы                                                               2) славяне

3) скифы                                                                  4) киммерийцы  

 8. С  VI по  III вв до н.э. на территории Нижнего Дона обитали…

1) савроматы                                                             2) сифы

3) киммерийцы                                                          4) сармты

9. В V в до н.э. скифы подверглись вторжению…

1) греков                                                                       2) римлян

3) персов                                                                       4) сарматов

 

10. Скифы были вытеснены со своих земель на Нижнем Дону …

1) персами                                                                      2) греками

3) римлянами                                                                 4) сарматами

11. г Танаис просуществовал…

1) с III в до н.э. – до III в н.э.                                         2) с  III до н.э - до IVв н.э.

3) с II в до н.э. - до IV в н.э.                                           4) с  IV до н.э. – до  IVв н.э.

12 Население Танаиса состояло из…

1) меотов                                                                                 2) сарматов

3) греков                                                                                  4) представителей всех этих народов

13. К товарам, привозимым греками в Северное Причерноморье и Приазовье, не относится…

1) оливковое масло                                                                  2) хлеб

3) предметы роскоши                                                               4) вино

14. Катафрактарий – это…

1) тяжело вооруженный всадник                                             2) тяжело вооруженный пехотинец

3) легко вооруженный пехотинец                                            4) легко вооруженный всадник

15. Аланы – это предки современных…

1) грузин                                                                                       2) осетин

3) чеченцев                                                                                   4) армян

                 

ПЕРЕЧЕНЬ  ПРОВЕРОЧНЫХ  РАБОТ  ПО МОДУЛЯМ

ТЕМА

1

Древнейшие стоянки на Нижнем Дону

2

Начало эпохи металлов

3

Киммерийцы

4

Скифы

5

Первые греческие поселения на Дону.

6

Танаис

7

Сарматы

8

Донской край в древности

КОМПЛЕКТ  ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ  НА  КОНЕЦ  ГОДА

1

Какие науки помогают изучать историю нашего края?

2

Что такое археологический источник?

3

Какие следы древнейшего человека были найдены в нашем крае?

4

О чем может рассказать очажное пятно?

5

Какими орудиями труда пользовался  человек в эпоху палеолита? Из чего они были изготоалены?

6

Каковы были основные занятия человека в эпоху неолита?

7

Что можно рассказать о Ливенцовском поселении?

8

Какую роль играла река Дон в жизни местных племен?

9

Какую территорию занимала Скифская держава?

10

Какую реку греки называли Танаисом?

11

Каковы были главные занятия скифов?

12

Какую ценность представляют находки из курганов «Пять братьев»?

13

Что собой представляет скифский «звериный стиль»?

14

Как называли древние греки Азовское море и реку Дон?

15

С чем новым, неизвестным столкнулись древние греки на новых землях Меотиды?

16

Что собой представляло поселение Кремны?

17

Когда и кем был основан город Танаис?

18

Чем занимались жители Танаиса?

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

класс ____5______                                                                учитель _____________________________________

Тема урока

Тип урока

Элементы обязательного минимума

Требования к уровню подготовки

Формы контроля

Дом

зад.

С.

Дата проведения

план

Факт

1

Введение. История Донского края - часть истории России.

Комбинированный

Географическое  и  культурно-историческое  пространство  региона  с  древнейших  времен  до  наших  дней.  Музеи,  библиотеки,  архивы  Ростовской  области – хранители исторического наследия. Семейные архивы как исторический источник.

Обучающиеся должны знать: понятие история, археология, век, столетие. Какие науки помогают узнать историю нашего края, что такое история и т.д.

Уметь пользоваться ист. временем, использовать историческую  карту. Выразить свое отношение к родному краю.

Групповые формы работы.

С 6-9

2

Вспомогательные исторические дисциплины

Комбинированный

опрос

10-12

3

Древнейшие стоянки на Нижнем Дону

Комбинированный

Первобытные племена на территории Дона.

Обучающиеся должны знать: понятие «первобытные люди», облик, отсутствие членораздельной речи.  Какие следы древнейшего человека были найдены на территории нашего края, какими орудиями труда пользовался человек в эпоху палеолита, каковы были основные занятия человека. Какие события происходили на территории нашего края в  III-II тысячелетии до нашей эры, какую роль играла река Дон в жизни местных племен, что представляет собой курган. Представление о присваивающем хозяйстве. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем. Постепенное расселение людей в Евразии. Понятия «человек разумный», «родовая община». Возникновение искусства и религии.

 Уметь: работать с картой, составлять рассказ по рисунку, заполнять таблицу. Работать с картой, составлять рассказ по рисунку, заполнять таблицу, решать кроссворд, составлять сравнительное описание

опрос

15-17

4

Основные занятия населения

Комбинированный

Основные занятия населения

опрос

18-19

5

Повторительно-обобщающий урок по теме: Древнейшие стоянки на Нижнем Дону

Контрольно-обобщающий

тест

6

Начало эпохи металлов

Комбинированный

Начало эпохи металлов

опрос

24

7

Воинственность и борьба пастушеских племен.

Комбинированный

Воинственность и борьба пастушеских племен.

опрос

26

8

О чем могут рассказать курганы

Комбинированный

Курганы как исторические источники: назначение, особенности конструкции.

опрос

27

9

Повторительно-обобщающий урок по теме: Начало эпохи металлов

Контрольно-обобщающий

Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду

Уметь работать с тестовыми заданиями

тест

10

Таинственные киммерийцы

Комбинированный

Киммерийцы.

Знать: кто такие киммерийцы, их образ жизни. Какие находки, рассказывающие о киммерийцах были обнаружены на территории нашего края. Как сложилась судьба этих племен.

Уметь: работать с исторической картой, форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации; Уметь находить исторические ошибки в тексте.  

опрос

33

11

Образ жизни, занятия, быт населения.

Комбинированный

Образ жизни, занятия, быт населения.

опрос

35

12

Скифское вторжение

Комбинированный

Скифо-сарматская эпоха.

опрос

36

13

Повторительно-обобщающий урок по теме: Киммерийцы

Контрольно-обобщающий

Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду

Уметь работать с тестовыми заданиями

тест

14

Греческие авторы о  Скифии.

Комбинированный

Греческие авторы о  Скифии

Знать: кто такие скифы, их образ жизни. Какую территорию занимала Скифская Держава. Какую реку греки называли Танаисом, главные занятия скифов, скифское вооружение. Какие находки были обнаружены в курганах «Пять братьев», их ценность, что собой представляет Скифский «звериный стиль» и как он повлиял на искусство других народов

Уметь: работать с исторической картой, форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации; Работать с картой, составлять рассказ по рисунку, описывать и зарисовывать вооружение скифов, объяснять поговорки, составлять рассказ по рисунку одноклассника. Соотносить изображения  на скифских находках с событиями из жизни Ахилла   поэме Гомера «Илиада ».

опрос

39

15

Расселение, занятия, быт, верования.

Комбинированный

Расселение, занятия, быт, верования

опрос

42

16

Курганы «Пять братьев»

Комбинированный

Курганы «Пять братьев»

опрос

48

17

Скифский «звериный стиль»».

Комбинированный

Скифский «звериный» стиль. Элементы «звериного» стиля в культуре других народов.

Опрос

писать мини сочинение на тему «О чем бы мог рассказать курган - кургану»

51

18

Повторительно-обобщающий урок по теме: Скифы

Контрольно-обобщающий

Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду

Уметь работать с тестовыми заданиями

тест

19

Первые греческие поселения на Дону.

Комбинированный

Греки. Первые греческие поселения на Дону.

Знать: причины Великой греческой колонизации, где возникли первые греческие  поселения на Дону. Почему период с 8 по 6  век до н.э. назван в истории Древней Греции «эпохой великой греческой колонизацией», почему древние греки проникли на берега Азовского моря и устья реки Дон гораздо позже, чем в другие районы своей колонизации. Как древние греки называли  Азовское море и реку Дон, с чем новым столкнулись на новых землях Меотиды. Что собой представляло поселение Кремны.

Уметь: работать с исторической картой, форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации; Придумать заголовки к пунктам параграфа, работать с картой, рисунками, рисовать и раскрашивать рисунки учебника в соответствии с полученными представлении  по теме.

опрос

56

20

Проникновение греков на берега Азовского моря и в устье Дона.

Комбинированный

Проникновение греков на берега Азовского моря и в устье Дона.

опрос

58

21

Трудности освоения Приазовья

Комбинированный

Трудности освоения Приазовья

опрос

60

22

Повторительно-обобщающий урок по теме: Первые греческие поселения на Дону.

Контрольно-обобщающий

Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду

Уметь работать с тестовыми заданиями

тест

23

Танаис-город боспорских греков.

Комбинированный

Танаис. Занятия, культура, быт, верования.

Знать: Когда и кем был основан город Танаис, почему он получил такое название, отличительные особенности улиц древнего города, занятий жителей Танаиса.

 Уметь: Работать с исторической картой, решать кроссворды по теме, составлять продолжение истории , предложенной в тексте.

опрос

66

24

Танаис - крупный центр ремесла и торговли

Комбинированный

Танаис - крупный центр ремесла и торговли

опрос

69

25

Город греческой культуры

Комбинированный

Город греческой культуры

опрос

71

26

 Набеги гуннов

Комбинированный

Гуннское нашествие.

опрос

72

27

Повторительно-обобщающий урок по теме: Танаис

Контрольно-обобщающий

Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду

Уметь работать с тестовыми заданиями

тест

28

Греческие авторы о сарматах.

Комбинированный

Греческие авторы о сарматах.

Знать: кто такие сарматы,  их образ жизни. Легенду о савроматах, их занятия, отличия сарматских воинов от скифских.

Уметь: работать с исторической картой, форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации. Составлять описание, определять воинов по внешнему облику на рисунке, составлять рассказ схему о сарматах, придумывать рассказ на одну из предложенных тем, используя текст и иллюстрации параграфа, уметь писать мини сочинение по теме.

опрос

77

29

Особое положение женщин в сарматском обществе

Комбинированный

Особое положение женщин в сарматском обществе

опрос

77

30

Сарматские союзы племен

Комбинированный

Сарматские союзы племен

опрос

79

31-32

Занятия сарматов, быт, общественное устройство, военное искусство

Комбинированный

Занятия сарматов, быт, общественное устройство, военное искусство

опрос

80-82

33

Готы в Приазовье

Комбинированный

Готы в Приазовье.

опрос

82

34

Повторительно-обобщающий урок по теме: Сарматы

Контрольно-обобщающий

Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду

Уметь работать с тестовыми заданиями

тест

35

Повторительно-обобщающий урок по теме: Донской край в древности

Контрольно-обобщающий

Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду

Уметь работать с тестовыми заданиями

тест

Пояснительная записка.

Рабочая программа по истории Донского края для обучающихся 6 общеобразовательного класса расчитана на 1 час в неделю, 35 часов  в год.

Разработана к учебнику: О.Г.Веряскина. История Донского края (с древнейших времен до конца 16в.) – Ростов н/д «Донской издательский дом».2013г.

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы О.Г. Веряскиной по истории Донского края 5-6 класс для образовательных учреждений  под редакцией О.Г.Веряскиной. – Ростов н/д «Донской издательский дом».2005г.  

Учебно-методический комплекс

УМК учителя:

1.Учебник: О.Г.Веряскина. История Донского края (с древнейших времен до конца 16в.) – Ростов н/д «Донской издательский дом».2013г.

2.О.Г.Веряскина История Донского края (с древнейших времен до конца 16в.) Поурочные разработки–. Ростов н/д «Донской издательский дом».2005г.

 УМК обучающихся:

1.Учебник: О.Г.Веряскина. История Донского края (с древнейших времен до конца 16в.) – Ростов н/д «Донской издательский дом».2013г.

Цель курса: дать школьникам знания о далёком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.

Задачи  курса:

- формирование представлений о древней и средневековой истории края как части общемировых  процессов;

- целостное и яркое описание истории региона с особым вниманием к культурной жизни населявших его народов;

- характеристика выдающихся  земляков;

- раскрытие значения культурного наследия народов Дона для современности;

- воспитание патриотизма.

     Особенностью данной рабочей программы является то, что    рабочая программа « История Донского края с древнейших времен до конца 16 века» разработана на основе регионального компонента государственного стандарта общего образования по истории (История Донского края). В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Донского края.  В программе и учебнике представлена проблематика: «Наш край глазами древнегреческих, арабских и европейских авторов», «Человек в истории», « Культурно- историческое достояние края».

 Курс истории Донского края синхронизируется с базовым курсом истории. На изучение курса отводиться 35 часов, из расчета -1 час в неделю.

Ключевые умения:

  • Уметь в связной морфологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя,
  • раскрыть содержание иллюстрации;
  • Уметь сравнивать историческое явление в различных странах, выделяя сходство и различие;
  • Уметь давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
  • Уметь спорить и отстаивать свои взгляды
  • Уметь анализировать исторический источник;
  • Уметь оперировать историческими датами;
  • Уметь читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.

Владеть компетенциями:

  • Информационно-поисковой.
  • Учебно-познавательной.
  • Коммуникативной.
  • Рефлексивной.
  • Смыслопоисковой.

Для практической направленности осуществления программы предусмотрены виды деятельности обучающихся: работа с исторической и контурной картой, составление и решение кроссвордов и исторических задач, подготовка презентации учениками продвинутого уровня, изготовление аппликаций, макетов.

Критерии оценивания различных видов работ.

Оценка «Пять» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика; «Четыре» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения; «Три» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная; «Два» - главное содержание не раскрыто.

 Уроки проводятся с применением на этапе внедрения личностно – ориентированной технологии. Цели технологии: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного  образа  и диалогического воздействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

 Основные методы  работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная.

Ожидаемые результаты:

Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся.

 Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а  не передачу учебной информации.

 Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения.

Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей.

Формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

Нормативные документы

1

Закон РФ об образовании

2

Областной закон «Об образовании в Ростовской области»

3

Государственный образовательный стандарт. Федеральный компонент Региональный :компонент.

4

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы.

5

Обязательный минимум содержания исторического образования.

6

авторская  программа О.Г. Веряскиной по истории Донского края 5-6 класс для образовательных учреждений  под редакцией О.Г.Веряскиной. – Ростов н/д «Донской издательский дом».2005г

СТРУКТУРА КУРСА

Модуль (глава)

Примерное количество часов

1

Введение

1

2

Первобытные племена на территории Дона

2

3

Киммерийцы

1

4

Скифы

2

5

Греческие поселения на Дону. Город Танаис

2

6

Сарматы

2

7

Хазары

3

8

Дон в X-XII веках

3

9

Монголо-татарские завоеватели на Дону

3

10

Тана. Азов

6

11

Донское казачество на заре своей истории

9

12

Повторительно-обобщающий урок

1

Итого

35

ИНФРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 г

2001

Ростовн/Д, РГУ

2

История Дона с древнейших времен до падения крепостного права

1973

Ростовн/Д, РГУ

3

Мининков НА

Донское казачество в эпоху позднего средневековья (до 1671г.)

1998

Ростовн/Д,

Учебно-методическое обеспечение

1. Печатные пособия.

Карты:

----

2.Информационно-коммуникативные средства.

----

3.Электронно-звуковые пособия.

----

4.Технические средства обучения.
Телевизор.

Магнитофон.

Экран проекционный.

5.Учебно-практическое оборудование.

Шкаф для хранения карт.

 6.Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.

КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

СТАРТОВЫЙ КОНТРОЛЬ:

Входная диагностика в  классе не проводится, т.к. этот курс только начинают изучать.

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ:

Тест по истории Донского края в эпоху средневековья.

1.Крепость Саркел была построена…

1) славянскими пленниками                                         2) византийскими мастерами

3) хазарскими каменщиками                                         4) болгарскими строителями

 

2.Саркел  имел форму…

1) шестиугольника                                                           2) пятиугольника

3) прямоугольника                                                           4) квадрата

3.Название крепости Саркел переводится как…

1) Большой дом                                                                 2) Черный дом

3) Родной дом                                                                    4) Белый дом

4.По свидетельству Льва Диакона печенеги делились на …

1) 12 орд                                                                             2) 8 орд

3) 20 орд                                                                             4) 40 орд

5. К числу половецких городов не относится…

1) Тмутаракань                                                                  2) Балин

3) Шарукань                                                                       4) Сугров

6. Ярким примером искусности половецких резчиков по камню являются…

1) орнаментированные каменные чаши                           2) каменные колонны храмов

3) каменные стены городов                                              4) каменные человеческие изваяния

7. Поход дружины Игоря Святославовича против половцев, описанный в «Слове о полку Игореве», состоялся в …

1) 1116 г.                                                                             2) 1111 г.

3) 1185 г.                                                                             4) 1103 г.

8. Одним из командующих монгольскими войсками в битве при Калке был…

1) Чингисхан                                                                        2) Джучи-хан

3) Субедей                                                                            4) Бату-хан  (Батый)

9. Жилище монголов называлось…

1) яранга                                                                                2) чум

3) курень                                                                                4) юрта

10. В XIII в.  «царицей Адриатики» современники называли…

1) Геную                                                                                 2) Венецию

3) Тану                                                                                    4) Флоренцию

11. Тана была разрушена Тимуром в…

1) 1410 г.                                                                                 2) 1475 г.

3) 1395 г.                                                                                 4) 1261 г.

12.К концу XV в. Азов стал центром Азакского…

1) уезда                                                                                     2) санджака

3) юрта                                                                                      4) пашалыка

13. Недобрая слава Азова распространялась, благодаря существованию в нем…

1) жестокого янычарского гарнизона                                    2) сильных городских укреплений

3) организованной преступности                                           4) невольничьего рынка

14. В конце XIV в. было густо заселен (но)…

1) верхнее течение р. Дон                                                        2) устье р. Северский Донец

3) верхнее течение р. Медведица                                            4) нижнее течение р. Дон

15. Высшее должностное лицо у казаков – атаман в XVI в…

1) выбирался советом старейшин                                            2) выбирался на Войсковом кругу

3) назначался московским царем                                             4) назначался Боярской Думой

16. Налог, который  платило русскому царю коренное население Сибири, назывался…

1) дань                                                                                         2) тягло

3) ясак                                                                                          4) подушная подать

17. Гибель Ермака Тимофеевича относится к …

1) 1584 г.                                                                                      2) 1577 г.

3) 1582 г.                                                                                      4) 1585 г.

 

ПЕРЕЧЕНЬ  ПРОВЕРОЧНЫХ  РАБОТ  ПО МОДУЛЯМ

ТЕМА

1

Донской край в древности

2

Хазары

3

Дон  в X-XII веках

4

Монголо-татарские завоеватели на Дону

5

Тана - торговая фактория

6

Азов

7

Кто такие донские казаки

8

Донское казачество на заре своей истории

9

Донское казачество поступает на службу

10

Донской край в эпоху средневековья

КОМПЛЕКТ  ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ  НА  КОНЕЦ  ГОДА

1

Какие науки помогают изучать историю нашего края?

2

Что такое археологический источник?

3

Какие следы древнейшего человека были найдены в нашем крае?

4

О чем может рассказать очажное пятно?

5

Какими орудиями труда пользовался  человек в эпоху палеолита? Из чего они были изготоалены?

6

Каковы были основные занятия человека в эпоху неолита?

7

Что можно рассказать о Ливенцовском поселении?

8

Какую роль играла река Дон в жизни местных племен?

9

Какую территорию занимала Скифская держава?

10

Какую реку греки называли Танаисом?

11

Каковы были главные занятия скифов?

12

Какую ценность представляют находки из курганов «Пять братьев»?

13

Что собой представляет скифский «звериный стиль»?

14

Как называли древние греки Азовское море и реку Дон?

15

С чем новым, неизвестным столкнулись древние греки на новых землях Меотиды?

16

Что собой представляло поселение Кремны?

17

Когда и кем был основан город Танаис?

18

Чем занимались жители Танаиса?

19

Что свидетельствует о почитании женщины савроматами?

20

Чем сарматские воины отличались от скифских?

21

На какой территории жили и образовали свое государство хазары?

22

С какой целью была построена крепость Саркел?

23

Опишите жизнь в Белой Воже.

24

Какие особенности образа жизни печенегов вам запомнились?

25

Что было основным занятием у половцев?

26

Как сложилась судьба половцев после завоевания?

27

Как происходило завоевание степей Подонья монголо-татарами?

28

Почему венецианцы, генуэзцы, монголо-татары боролись за Тану?

29

Какая дата и почему считается годом основания г. Азова?

30

Почему турки превратили торговый центр Азов в крупную военную базу?

31

Какую территорию началу XVI в. Называли «Диким Полем»? Чем объясняется  такое название?

32

Кого называют предшественниками донского казачества?

33

Откуда пошло название «казак»? Что оно означает?

34

Как назывались поселения донских казаков?

35

Когда и для чего собирались войсковые круги? Какими полномочиями обладал атаман?

36

Какие отношения связывали русское правительство и донских казаков с середины XVI в.?

37

Чем отличалось боевое искусство донских казаков?

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

класс ____6______                                                                учитель _____________________________________

Тема урока

Тип урока

Элементы обязательного минимума

Требования к уровню подготовки

Формы контроля

Дом

зад.

С.

Дата проведения

план

Факт

1

Введение. Вспомогательные исторические дисциплины

Комбинированный

Географическое  и  культурно-историческое  пространство  региона  с  древнейших  времен  до  наших  дней.  Музеи,  библиотеки,  архивы  Ростовской  области – хранители исторического наследия. Семейные архивы как исторический источник.

Обучающиеся должны знать: понятие история, археология, век, столетие. Какие науки помогают узнать историю нашего края, что такое история и т.д.

Уметь пользоваться ист. временем, использовать историческую  карту. Выразить свое отношение к родному краю.

опрос

2

Древнейшие стоянки на Нижнем Дону

Комбинированный

Первобытные племена на территории Дона.

Знать: Какие следы древнейшего человека были найдены на территории нашего края, какими орудиями труда пользовался человек в эпоху палеолита, каковы были основные занятия человека

Уметь: Работать с картой, составлять рассказ по рисунку, заполнять таблицу

опрос

§1

3

Начало эпохи металлов

Комбинированный

Начало эпохи металлов

Знать: Какие события происходили на территории нашего края в  III-II тысячелетии до нашей эры, какую роль играла река Дон в жизни местных племен, что представляет собой курган.

Уметь: Работать с картой, составлять рассказ по рисунку, заполнять таблицу, решать кроссворд, составлять сравнительное описание

опрос

§2

4

Таинственные киммерийцы

Комбинированный

Киммерийцы.

Знать: Какие находки, рассказывающие о киммерийцах были обнаружены на территории нашего края. Как сложилась судьба этих племен.

Уметь: Уметь находить исторические ошибки в тексте. 

опрос

§3

5

Скифы

Комбинированный

Скифо-сарматская эпоха.

Знать: Какую территорию занимала Скифская

Держава. Какую реку греки называли Танаисом, главные занятия скифов, скифское вооружение.

Уметь: Работать с картой, составлять рассказ по рисунку, описывать и зарисовывать вооружение скифов, объяснять поговорки, составлять рассказ по рисунку одноклассника

опрос

§4

6

Курганы «Пять братьев»

Комбинированный

Курганы «Пять братьев»

Знать: Какие находки были обнаружены в курганах «Пять братьев», их ценность, что собой представляет Скифский «звериный стиль» и как он повлиял на искусство других народов

Уметь: Соотносить изображения  на скифских находках с событиями из жизни Ахилла   поэме Гомера «Илиада », писать мини сочинение на тему «О чем бы мог рассказать курган - кургану»

опрос

§5

7

Первые греческие поселения на Дону.

Комбинированный

Греки.

Знать: Почему период с 8 по 6  век до н.э. назван в истории Древней Греции «эпохой великой греческой колонизацией», почему древние греки проникли на берега Азовского моря и устья реки Дон гораздо позже, чем в другие районы своей колонизации. Как древние греки называли Азовское море и реку Дон, с чем новым столкнулись на новых землях Меотиды . что собой представляло поселение Кремны

Уметь: Придумать заголовки к пунктам параграфа, работать с картой, рисунками, рисовать и раскрашивать рисунки учебника в соответствии с полученными представлении  по теме.

опрос

§6

8

Танаис-город загадок

Комбинированный

Танаис. Занятия, культура, быт, верования.

Знать: Когда и кем был основан город Танаис, почему он получил такое название, отличительные особенности улиц древнего города, занятий жителей Танаиса.

Уметь: Работать с исторической картой, решать кроссворды по теме, составлять продолжение истории , предложенной в тексте.

опрос

§7

9

Сарматы

Комбинированный

Готы в Приазовье. Гуннское нашествие.

Знать: Легенду о савроматах, их занятия, отличия сарматских воинов от скифских.

Уметь: Составлять описание, определять воинов по внешнему облику на рисунке, составлять рассказ схему о сарматах, придумывать рассказ на одну из предложенных тем, используя текст и иллюстрации параграфа, уметь писать мини сочинение по теме.

опрос

§ 8

10

Повторительно-обобщающий урок по теме: Донской край в древности

Контрольно-обобщающий

Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду

Уметь работать с тестовыми заданиями

тест

11

Хазары

Комбинированный

Смена населения. Хазары.

Знать: кто такие хазары, их образ жизни.

Уметь: работать с исторической картой, форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации

опрос

С 90-92

12

Саркел. Белая Вежа

Комбинированный

Саркел. Разгром Хазарии. Славяне на Дону. Белая Вежа.

опрос

С 93-95

13

Повторительно-обобщающий урок по теме: Хазары

Контрольно-обобщающий

Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду

Уметь работать с тестовыми заданиями

тест

14

Печенеги.

Комбинированный

Печенеги

Знать: кто такие печенеги,их образ жизни.

Уметь: работать с исторической картой, форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации

опрос

С 100

15

Половцы и Русь

Комбинированный

Половцы. Взаимодействие славян с миром кочевников.

опрос

С 101-107

16

Повторительно-обобщающий урок по теме: Дон  в X-XII веках

Контрольно-обобщающий

Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду

Уметь работать с тестовыми заданиями

тест

17

Вторжение монгол – татар в донские степи.

Комбинированный

Монголо-татары на Дону.  

Знать: о борьбе народов, населявших Донской край с татаро-монголами.

Уметь: работать с исторической картой, форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации

опрос

С 114-117

18

Наш край глазами путешественников XIII- XIV вв.

Комбинированный

Наш край глазами путешественников XIII- XIV вв

опрос

С 117-122

19

Повторительно-обобщающий урок по теме: Монголо-татарские завоеватели на Дону

Контрольно-обобщающий

Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду

Уметь работать с тестовыми заданиями

тест

20

Ранние сведения о Тане.

Комбинированный

Генуэзско-венецианская Тана  – центр ремесла и торговли.  

Знать: сведения о Тане, об Управлении, населении, торговли. Великий торговый путь в Китай. Уметь: работать с исторической картой, форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации

опрос

С 124-126

21

Великий торговый путь в Китай.

Комбинированный

Великий торговый путь в Китай.

опрос

С 126

22

Повторительно-обобщающий урок по теме Тана - торговая фактория

Контрольно-обобщающий

Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду

Уметь работать с тестовыми заданиями

тест

23

Азов

Комбинированный

Знать: Когда и почему  был основан Азов. Торговые связи Азака. Почему турки превратили торговый центр Азов в крупную военную базу.

Уметь: Работать с картой, раскрашивать рисунок турецкого воина янычара.

опрос

С 133-136

24

Золотоордынский Азак

Комбинированный

Золотоордынский Азак– центр ремесла и торговли.  

опрос

С 136-141

25

Повторительно-обобщающий урок по теме: Азов

Контрольно-обобщающий

Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду

Уметь работать с тестовыми заданиями

тест

26

Дикое поле

Комбинированный

Дикое  поле.  

Знать: понятие «Дикое поле», причины складывания Донского казачества. Какую территорию к началу 16 века называли «Диким Полем». Почему. Занятия населения, предшественников донского казачества, причины появления «вольных людей» из Руси на Дону в начале 16 века, кто бежал из русского государства на Дон, откуда пошло название «казак», что оно означает.

Уметь: работать с исторической картой, форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации. Используя знания по географии определить к какой природной зоне относится Донской край, выбирать отличительные черты природы Донского края из списка. Писать мини сочинение на тему «Слово о  Тихом Доне»

опрос

С 146-148

27

Предшественники донского казачества

Комбинированный

Проблема  происхождения  донского  казачества.  

опрос

С 148-154

28

Повторительно-обобщающий урок по теме: Кто такие донские казаки

Контрольно-обобщающий

Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду

Уметь работать с тестовыми заданиями

тест

29

Первые городки

Комбинированный

Появление  казачьих  городков.  Первые  казачьи  столицы.  

Знать: понятие Войско Донское.  Казачье самоуправление. Как назывались поселения донских казаков, когда и для  чего собирались войсковые круги, какими полномочиями обладал атаман, главные занятия и промыслы казаков в 16 веке.

Уметь: На рисунке макета казачьего городка находить соответствующие списку  элементы, начертить схему управления внутренней жизни войска, вставлять в данный текст необходимые по смыслу слова, работать с историческими документами и находить ответы на вопросы в них

опрос

С 156-159

30

Казачье управление

Комбинированный

Казачье  самоуправление.

опрос

С 159-165

31

Повторительно-обобщающий урок по теме: Донское казачество на заре своей истории

Контрольно-обобщающий

Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду

Уметь работать с тестовыми заданиями

тест

32

Донское казачество на службе Московского правительства.

Комбинированный

Отношения казачества с Московским царством.

 Участие казаков во взятии Казани и Астрахани.

Знать:  Донское казачество на службе Московского правительства. Первые казачьи атаманы. Какие отношения связывали русское правительство и донских казаков с середины 16 века, для чего казаки отправляли в Москву зимовые станицы, чем отличалось боевое искусство Донских казаков, какими качествами должны были обладать жители нашего края, чтобы выжить в столь суровых условиях

Уметь: Работать с картой (проследить маршрут похода Ермака), работая с историческими документами отвечать на вопросы. 

опрос

С 167

33

Первые казачьи атаманы.

Комбинированный

Поход в Сибирь Ермака Тимофеевича. Борьба казаков с Крымским ханством.

опрос

С 168

34

Повторительно-обобщающий урок по теме: Донское казачество поступает на службу

Контрольно-обобщающий

Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду

Уметь работать с тестовыми заданиями

тест

35

Повторительно-обобщающий урок по теме: Донской край в эпоху средневековья

Контрольно-обобщающий

Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду

Уметь работать с тестовыми заданиями

тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории Донского края

Рабочая программа по истории Донского края для 5 класса. Расчитана на 35 учебных часов, 1 час в неделю....

рабочая программа по истории Донского края в 5 -9 классах

В рамках преподавания регионального компонента мною была разработана рабочая программа по изучению истории Донского края в 5-9 классах. За основу были взяты  учебники, а так же методические пособ...

рабочая программа по истории Донского края в 5 -9 классах

В рамках преподавания регионального компонента мною была разработана рабочая программа по изучению истории Донского края в 5-9 классах. За основу были взяты  учебники, а так же методические пособ...

рабочая программа по истории Донского края в 5 -9 классах

В рамках преподавания регионального компонента мною была разработана рабочая программа по изучению истории Донского края в 5-9 классах. За основу были взяты  учебники, а так же методические пособ...

рабочая программа по истории Донского края в 5 -9 классах

В рамках преподавания регионального компонента мною была разработана рабочая программа по изучению истории Донского края в 5-9 классах. За основу были взяты  учебники, а так же методические пособ...

рабочая программа по истории донского края 9 класс

рабочая программа по истории донского края 20 век авторы учебника са кислицын иг кислицына для 9 класса ...

Рабочая программа по истории Донского края

Рабочая программа по истории Донского края...