Рабочая программа по истории Донского края
рабочая программа по истории (7 класс)

Летнева Надежда Александровна

Рабочая программа по истории Донского края

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_istoriya_donskogo_kraya.doc231 КБ

Предварительный просмотр:

                                             РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ  ШОЛОХОВСКИЙ РАЙОН   ХУТОР АНДРОПОВСКИЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АНДРОПОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности «Доноведение»

Основное общее  образование   5 классы

Количество часов    34 ч

Учитель: Летнева Надежда Александровна

Направленность: патриотическо

 Пояснительная записка

Рабочая программа кружка « Бабушкин сундук» предназначена  для учащихся  5 класса составлена на основе:

1.Закона «Об образовании», 2013

 2. Концепции государственной политики РФ в отношении российского казачества, 2008

3. Указ Президента РФ о совершенствовании деятельности по возрождению и развитию российского казачества (№249 от 25.02.2003)

 «Бабушкин сундук» рассчитан на изучение бытовой культуры казаков Верхнего Дона периода  XIX- начало XX вв. Актуальность - возрождение казачества.

Цель: возрождение духовных, исторических и патриотических традиций Донского казачества.

Задача: формирование интереса к истории и традициям Донского казачества.

Цели и задачи курса способствуют формированию системы компетенций обучающихся:

познавательной, метапредметной, коммуникативной, культурологической, рефлексивной, финансовой.

 Создание условий для формирования и развития:

  • интеллектуальных умений в области исторического исследования
  • интереса к изучению истории Донского казачества и проведению исторических исследований;
  • умения самостоятельно приобретать и применять знания;
  • творческих способностей, умения работать в группе.

2. В процессе обучения учащиеся приобретут следующие конкретные умения:

  • проводить поиск информации, предметов быта казаков Дона 20 века
  • описывать результаты проведенных исследований;
  • отбирать необходимые источники и сопутствующие (справочные и иные) материалы;
  • представлять результаты исследования в виде  презентации, описания предметов бытовой культуры казаков Верхнего Дона
  •  лексическая работа над незнакомыми словами;
  •  самостоятельно работать.

Немалую роль в формировании устойчивого интереса к предмету играет форма учебного занятия. Сочетание нетрадиционной формы занятия – путешествие – с использованием ИКТ является наиболее подходящей. С помощью сохранившихся предметов быта, фотографий, воображения, документальных источников совершить мысленное путешествие  в период  XIX- начало XX вв.

 Рабочая программа  ориентировано на использование методические средства обучения

Венков А.В. История донского казачества. Р-Д, 2001.

Черкань П.А. Венков А.В. История казачества Дона. Учебное пособие. Р-Д, 1999 .

Скорик А.П. Казачий Дон. Очерки по истории. Р-Д, 1995.

Иллюстрированная история казачества. Репринтное воспроизведение. Волгоград 1994 .

Астапенко М. П. Хрестоматия по истории донского казачества. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

  

Темы  

Вид внеурочной

деятельности

Компетенции

1

 Быт казаков в старину

Сравнивать трудоемкое производство старинной одежды с современным производством. Иметь представление о внешнем облике казака – воина, казака и казачки в мирное время.

Схематически изображать в  таблице «Этапы развития Донского казачьего  костюма», составление мини-словаря казачьих слов, подготовка сообщений, подготовка  фото в казачьих костюмах. Составление мини - каталога  «Одежда казачки Верхнего Дона начало 20 века», «Убранство кухни казаков Дона».

  Понимать свою самобытность и ценить культурное наследие казаков.

Общекультурные, коммуникативные, ценностно- смысловые, личностные

 

2

Занятия казаков  

Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Составление мини-словаря казачьих слов;

подготовка сообщений, презентаций  по теме «Занятия казаков».  

Понимать свою самобытность и ценить культурное наследие  казаков, христианской  религии.

Общекультурные, коммуникативные, ценностно- смысловые, личностные

 

3

Казачий фольклор  

Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия.

Определять через сказки, песни влияние природно-климатических условий на жизнь и деятельность казаков. Составление мини-словаря казачьих слов.

 Подготовка к внеклассному мероприятию «Казачьи посиделки»

подготовка сообщений

Понимать свою самобытность и ценить культурное наследие казаков

Общекультурные, коммуникативные, ценностно- смысловые, личностные, рефлексивные

 

 

 

2. Содержание учебного  предмета

Раздел, темы учебного курса

Количество часов на раздел

Тема 1.Быт казаков в старину

Кухня казачки: мебель, посуда из глины, дерева, железа. Блюда казачьей кухни из молока, рыбы, картофеля.

    Верхняя одежда по сезону: весна, лето, осень, зима. Головные уборы казака и казачки. Обувь казака и казачки. Украшение казачки.

16 ч

Тема 2. Занятия казаков  

Работа в поле.  Род домашних занятий казачки: обработка шерсти, прядение, вязание, вышивка. Заготовка на зиму: сбор ягод, соление, сушка. Уход за домашними животными.

     Место религии в каждодневной жизни.  Святые, особо почитаемые казаками. Правила благочестивого поведения в храме.

14 ч

Тема 3. Казачий фольклор    

 Казачьи забавы. Казачьи игры   

 5 ч

3. Календарно-тематическое  планирование

Раздел, тема

Кол

-во

часов

Дата

       

Формы организации

                Тема 1.Быт казаков в старину 16 ч

Вводное занятие

1

05.09

 Лекция-беседа

Кухня казачки. Мебель

1

 12.09

Лекция

Кухонная посуда для приготовления пищи

1

19.09

Лекция

Кухонная посуда для праздничного стола зажиточной семьи

1

26.09

Лекция, игра

История самовара

1

 03.10

Лекция

В гости на чаепитие. Стол и его сервировка

1

10.10  

 

Лекция, игра

Блюда казачьей кухни из молока, рыбы, картофеля

1

17.10

Лекция

Блюда казачьей кухни из молока, рыбы, картофеля

1

24.10

Лекция

9

Головной убор  казачки и казака

1

07.11

Беседа

10

11

12

Верхняя одежда по сезону: весна, лето, осень, зима

3

14.11

21.11

28.11

Создание мини- каталога «Одежда казачки Верхнего Дона начало 20 века»

13

Обувь казака и казачки

 1

05.12

 

Создание презентация

14-15

Украшение казачки

2

12.12

19.12

публикация в школьной газете «Импульс»

Тема 2. Занятия  казаков

14

16

Работа в поле. Орудия труда

1

26.12

Лекция

17

Уборка хлеба

1

09.01

Лекция

18

Уборка хлеба

1

16.01

Лекция

19

Поездка на мельницу

1

23.01

Лекция

20

Род домашних занятий казачки: обработка шерсти, прядение, вязание

1

30.01

Лекция

21

Род домашних занятий казачки: вышивка

1

06.02

Лекция

21

Заготовка на зиму: сбор ягод, соление, сушка

1

13.02

Лекция

23

Предметы быта: сундук, утюг, лампа

1

20.02

Создание презентация

24

Уход за домашними животными

1

27.02

Лекция

25

Казак и конь

1

05.03

Лекция

26

Казак и конь

1

 12.03

Лекция

27

Ремесла казаков

1

19.03

Публикация в школьной газете «Импульс»

28

Место религии в каждодневной жизни. Святые, особо почитаемые казаками

1

02.04

Лекция

29

Правила благочестивого поведения в храме 

1

09.04

 Экскурсия в храм

Тема 3. Казачий фольклор    

 

 

 

30

Казачьи забавы. Казачьи игры

1

 16.04

Игра

31

Казачьи поговорки. Пословицы казаков 

1

23.04

Практика

32

Казачьи сказки 

Зайцев Г.С. Казачья сказка как основа духовно-нравственного и патриотического воспитания детей

1

 07.05

 Путешествие

33

Казачьи танцы

14.05

Лекция

34

Подведение итогов

21.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории Донского края

Рабочая программа по истории Донского края для 5 класса. Расчитана на 35 учебных часов, 1 час в неделю....

Рабочая программа по истории Донского края 5-6 класс

Данная программа разработана на основе авторской программы О. Веряскиной, только без экскурсий и расчитанной на 34 часа...

рабочая программа по истории Донского края в 5 -9 классах

В рамках преподавания регионального компонента мною была разработана рабочая программа по изучению истории Донского края в 5-9 классах. За основу были взяты  учебники, а так же методические пособ...

рабочая программа по истории Донского края в 5 -9 классах

В рамках преподавания регионального компонента мною была разработана рабочая программа по изучению истории Донского края в 5-9 классах. За основу были взяты  учебники, а так же методические пособ...

рабочая программа по истории Донского края в 5 -9 классах

В рамках преподавания регионального компонента мною была разработана рабочая программа по изучению истории Донского края в 5-9 классах. За основу были взяты  учебники, а так же методические пособ...

рабочая программа по истории Донского края в 5 -9 классах

В рамках преподавания регионального компонента мною была разработана рабочая программа по изучению истории Донского края в 5-9 классах. За основу были взяты  учебники, а так же методические пособ...

рабочая программа по истории донского края 9 класс

рабочая программа по истории донского края 20 век авторы учебника са кислицын иг кислицына для 9 класса ...