Дополнительная образовательная программа по эколого-биологическому кружку
рабочая программа по экологии на тему

Прграмма охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы, добавлен раздел изучения особенностей природы Татарстана (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_kruzhku_khromovoy_oksany_sergevny_-_kopiya.docx36.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №44 с углубленным изучением отдельных предметов»

Дополнительная образовательная программа

по эколого-биологическому кружку

Составитель: Хромова Оксана Сергеевна (учитель биологии)

г. Набережные Челны

2013г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже 20-21 веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области биологии. Поэтому обществу как никогда необходимы специалисты биологического профиля.

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

 Эколого-биологический кружок организуется для учащихся 5- 11-х классов, которые уже знакомы по урокам природоведения и биологии с миром живых организмов.

Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие:

  • Охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
  • Добавлен раздел изучения особенностей природы Татарстана (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность)

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.

Курс, рассчитанный на 35 часов (порядок прохождения тематических занятий руководитель определяет самостоятельно), включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии, ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека.

Для популяризации науки о всех живых организмах несколько занятий кружка будет посвящено организации агитбригад в начальные классы и детский сад.

Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.

Цель программы:

Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.

Основные задачи программы:

Образовательные

  • Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
  • Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
  • Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;
  • Знакомить с биологическими специальностями.

Развивающие

  • Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.
  • Развитие навыков общение и коммуникации.
  • Развитие творческих способностей ребенка.
  • Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
  • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
  • Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к миру живых существ.
  • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

Условия реализации программы

  • Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 10-17 лет.
  • Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
  • Количество часов – 1 час в неделю.
  • За год- 35 занятий.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

  • Групповая
  • Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе по программе

Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

Исследовательские методы (при работе с микроскопом).

Наглядность: просмотр видео-, кинофильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.

Ожидаемый результат:

  • положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых;
  • повышение коммуникативности;
  • появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
  • умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
  • сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;
  • ведение здорового образа жизни.

Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования, наиболее эффективно используются такие, как:

1. Тестирование.

2. Занятие контроля знаний.

3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).

4. Дискуссия.

5. Проектно-исследовательская работа.

6. Конференция.

7. Творческий отчет о экскурсии , о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.

Оценка качества дополнительного образования осуществляется как по бальной системе,  так и с помощью оценочных суждений (рецензия)

Учебно-тематический план

№/ месяц

Темы

Количество занятий

Общее

В том числе теоретических

В том числе практических

1/IX

Природа под микроскопом.

4

2

2

2/X

Осенние явления в природе.

4

2

2

3/XI

Зеленый мир.

4

2

2

4/XII

Мир животных.

4

2

2

5/I

Организм человека

3

1

2

6/II

Эволюция природы.

4

2

2

7/III

Весна в природе

3

1

2

8/IV

Природа под охраной.

4

2

2

9/V

Здоровье человека и окружающая среда.

5

2

3

 

Всего

35

16

19

В соответствии с данной программой разработан календарно-тематический план.  Необычные темы занятий призваны привлечь внимание школьников. На занятиях дети приобретают навыки поисково-исследовательской работы с различными источниками информации.


Литература

  1. Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО "РОСМЭН-ПРЕСС", 2007.
  2. Гурова Т. Ф., Основы экологии и рационального природопользования: Учеб. пособие / Т. Ф. Гурова, Л. В. Назаренко.  - М.: Издательство Оникс, 2005.
  3. Красная книга Республики Татарстан.  - изд. «Идел-пресс», Казань, 2006.
  4. Молодова Л.П. "Игровые экологические занятия с детьми".
  5.  Павлов А. Н. Экология: рациональное природопользование и безопасность жизнедеятельности. Учеб. пособие/А. Н. Павлов. - М.: Высшая шк., 2005.
  6. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко "АСТ", 1995.
  7. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко "АСТ", 1999.

Календарно-тематическое планирование эколого-биологического кружка

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Кол-во часов

Календарные сроки

Фактические

сроки

Форма занятий

1

1.Природа под микроскопом. Введение. Методы исследования природы. Правила безопасности. Правила работы с микроскопом. Приготовление микропрепаратов.

1

2.09-7.09.13

Вводная лекция с элементами беседы и практической деятельности.

2

Самые маленькие организмы. Особенности и разнообразие бактерий. Бактерии в жизни человека.

1

9.09-14.09.13

Рассказ. Проектная деятельность

3

Простейшие организмы.

1

16.09 – 21.09.13

Рассказ, исследовательская работа с микроскопом

4

Клетки растений и животных

1

23.09-28.09.13

Рассказ, исследовательская работа с микроскопом

5

2.Осенние явления в природе. Сезонность в природе. Фотопериодизм.

1

30.09-5.10.13

Вводная лекция с элементами беседы и практической деятельности.

6

Осень в жизни растений и животных

1

7.10-12.10.13

Рассказ учителя. Беседа.

Практическая работа

7

Грибное царство. Что мы знаем о грибах

1

14.10-19.10.13

Беседа,

Проектная деятельность

8

«Тихая охота». Правила сбора  и переработки грибов. Первая помощь при отравлении.

1

21.10-26.10.13

Беседа, экскурсия

9

3. Зеленый мир. Тайны жизни растений. Строение растений и жизнедеятельность. Органы растений и их функции

1

28.10-2.11.13

Рассказ учителя. Беседа.

Практическая  работа

10

Съедобные и ядовитые растения

1

12.11-16.11.13

Рассказ. Проектная деятельность.

11

Лекарственные растения.

1

18.11-23.11.13

Рассказ. Проектная деятельность

12

Растения красной книги Республики Татарстан и меры по их охране.

1

25.11-30.11.13

Рассказ, проектная деятельность

13

4. Мир животных. . Особенности и многообразие животных.

1

2.12-7.12.13

Вводная лекция с элементами беседы.

14

Тайны жизни одноклеточных животных. Выращивание культуры инфузории-туфельки

1

9.12-14.12.13

Рассказ учителя. Беседа.

Практическая работа

15

Животные в жизни человека.

1

16.12-21.12.13

Рассказ. Проектная деятельность.

16

Животные красной книги Республики Татарстан и меры по их охране.

1

23.12-28.12.13

Рассказ, проектная деятельность

17

5.Организм человека. Функциональные пробы и исследования работы организма человека.

1

13.01-18.01.14

Практическая работа.

18

Факторы здоровья человека.

1

20.01-25.01.14

Рассказ. Проектная деятельность

19

Влияние вредных привычек на здоровье.

1

27.01-1.02.14

Рассказ. Проектная деятельность.

20

6.Эволюция. Доказательства эволюции

1

3.02-8.02.14

Рассказ учителя. Беседа.

Поисково-исследов. работа

21

Первые «живые» в океане.

Эволюционное дерево (аппликация).

1

10.02-15.02.14

Коллективная творческая деятельность

22

История динозавров

17.02-22.02.14

Рассказ. Проектная деятельность.

23

Необыкновенные предки современных теплокровных.

1

24.02-1.03.14

Рассказ. Проектная деятельность.

24

7.Весна в природе. Весна в жизни растений.

1

3.03-8.03.14

Рассказ учителя. Беседа.

Проращивание семян (опыты)

25

Вырастить растение своими руками.

Основы растениеводства. Выращивание рассады овощных и комнатных растений.

1

10.03-15.03.14

Рассказ. Практическая работа

26

Способы вегетативного размножения растений.

1

17.03-22.03.14

Беседа. Практическая работа

27

8.Природа под охраной.

Экологические проблемы

1

1.04-5.04.14

Вводная лекция с элементами беседы

28

Экологические организации.

1

7.04-12.04.14

Рассказ учителя. Исследовательская  работа .

29

Исследования состояния природы

1

14.04-19.04

Практическая работа

30

Методы охраны природы. Природоохранные территории. Национальный парк «Нижняя Кама»

1

21.04-26.04.14

Рассказ. Исследовательская  работа .

31

9.Здоровье человека и окружающая среда. Влияние загрязнений среды на здоровье человека.

1

28.04-3.05

Рассказ. Поисково-исследов. работа

32

Здоровье и среда жизнедеятельности человека.

1

5.05-10.05.14

Рассказ учителя, проектная деятельность

33

Здоровый образ жизни.

1

12.05-17.05.14

Рассказ. Проектная деятельность

34

Культура питания.

Анализ  состава пищевых продуктов.

1

19.05-24.05.14

Беседа. Практическая работа.

35

Итоговое отчетное занятие.

1

26.05-31.05.14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа эколого-биологической направленности "Времена года".

Дополнительная образовательная программа эколого-биологической направленности "Времена года" рассчитана на детей в возрасте 5-10 лет, срок реализации 3 года, составлена на основе образовательной прогр...

Использование элементов ИКТ в рамках реализации дополнительной образовательной программы на занятиях кружка «Юный натуралист» эколого-биологической направленности

В материале освещена работа по использованию ИКТ технологий в рамках реализации дополнительной образовательной программы объединения "Юный натуралист" эколого-биологической направленности МОУ ДОД "Дом...

Программа курса эколого-биологического направления "В мире знаний" для 5-11 классов.

Данная программа предназначена для учителей, работающих в режиме дополнпительного образования по ФГОС ООО....

Программа кружка « Ритмика» . Направленность дополнительной образовательной программы: художественно-эстетическая. Возраст обучающихся 1-4 класс

Программа «Ритмика» предназначена для занятий ритмикой с детьми младшего школьного возраста посредством классического танца, так как он является фундаментом всего комплекса танцевальных дисциплин...

Программа по эколого-биологическому направлению

Программа экологического воспитания школьников очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой....

Программа внеурочной деятельности: дополнительная образовательная программа "Кружка "Юный дизайнер"

Программа внеурочной деятельности по технологии является обязательным элементом основной образовательной программы и должна обеспечивать достижение следующих целей:- развитие инновационной творческой ...