Программа по эколого-биологическому направлению
материал

Ринчинова Мираида Валерьевна

Программа экологического воспитания школьников очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovat_programma_po_eko-bio.docx50.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование «Иволгинский район»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Нижне-Иволгинская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________ Ринчинова М.В.

Протокол № __

от «_____» августа 201__г.

«Согласовано»

Заместитель

директора по УВР:

_________Банзаракцаева С.М.

«____» августа 201___г.

«Утверждено»

Директор.

_____________ Очиров Д.Б.

Приказ №____

от «____» августа 201__г.

Программа

по эколого-биологическому направлению

Составила: Ринчинова М.В.,

учитель биологии и химии

С. Нижняя Иволга

Актуальность

Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания: не отказываясь от прежних достижений в этой области, мы можем вносить изменения в воспитательный процесс.

В соответствии с Концепцией развития школы центральное место в воспитательной системе занимает формирование у учащихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения:

  • к природе (экология природы),
  • к себе как составной части природы (экология здоровья),
  • к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).

В школе накопилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы. Программа экологического воспитания школьников очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой. Программа призвана объединить все воспитательные структуры школы, обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а также преемственность в воспитании учащихся.

Цель: создание широких возможностей для творческой самореализации личности на пользу себе и обществу.

Задачи:

  • воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности;
  • формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;
  • развитие таланта и способностей как особой ценности;
  • формирование здорового образа жизни учащихся.

Прогнозируемый результат

Результат экологического воспитания - воплощение модели выпускника МОУ «Нижне- Иволгинская средняя общеобразовательная школа», обладающего экологической культурой.

Выпускник школы представляется конкурентоспособным человеком, который может адаптироваться к быстро меняющимся условиям в окружающей его среде. При этом для него значимы общечеловеческие ценности, такие как доброта, гуманизм, справедливость, сострадание по отношению к родным и незнакомым людям.

Присущий выпускнику школы социальный оптимизм, базируется на универсальной школьной подготовке, хорошо развитых коммуникативных качествах и стремлении к непрерывному самосовершенствованию.

Объект исследования

Экологическое образование и воспитание школьников.

Предмет исследования

Организация и содержание экологического образования и воспитания учащихся.

Гипотеза исследования

Образовательная и воспитательная деятельность школы будет способствовать экологическому образованию и воспитанию школьников, если будет направлена на реализацию:

  • социально-политического аспекта, включающего в себя тревогу за хищническое отношение к природе, которое отрицательно влияет на окружающую среду;
  • здравоохранительного аспекта как необходимого условия жизнедеятельности людей, благоприятно воздействующей на здоровье людей;
  • воспитательного аспекта, включающего в себя общение с природой, делающее человека добрее, рачительнее, разумнее и расчетливее в отношении к природе, будит в нем лучшие эстетические чувства;
  • научно-познавательного аспекта, направленного на изучение природы при сохранении ее многообразия, выяснения закономерностей изменений, вносимых человеческой деятельностью, разработку практических мер по охране природы.

Экологическое образование

Возрастание роли экологического воспитания и образования требует уточнения и конкретизации общей его цели в соответствии с основными этапами обучения:

  • - на начальном этапе образования - формирование основных представлений о взаимосвязях человека и окружающей среды, ценностных установок по отношению к явлениям и процессам биосферы;
  • - в основной школе - становление экологической культуры, здорового образа жизни и экологической деятельности на основе понимания системного строения природной среды, опасности потери биосферой жизненно пригодных для человека качеств;
  • - на этапе полной средней школы - становление экологической ответственности, как черты личности на основе знаний основного содержания экологических проблем глобального, регионального и локального уровней, предпосылок их решения, условий перехода к устойчивому развитию современной цивилизации.

2.Структура и принципы экологического образования и воспитания  

Содержание экологического образования строится на основе интегрированной научной картины природной и социальной действительности.

Принципами являются:

  • научность,
  • гуманистичность,
  • прогностичность,
  • уровневый отбор информации
  • практическая деятельность.

Познавательные цели общеобразовательной области «экология» выглядят в виде следующей иерархии: «знать», «понимать», «применять», «оценивать». Но главный критерий еще выше — это степень духовного взросления, совершенствования. Ведь, в конечном счете, главная цель - экологическая культура всего населения. А экологическая культура не что иное, как материализованное сознание в поступках, словах и делах, ибо дела - своеобразная проекция образа мыслей человека. Она базируется на стремлении жить в созвучии с окружающим миром. К тому же, экологическая культура не столько результат, сколько процесс: она осваивается, наращивается новыми современными знаниями, обогащается чувственным опытом, знаниями и транслируется в виде экологокультурных ценностей, информации и технологий воспитанникам.

3. Педагогические условия эффективности программы

Для эффективности этого процесса соблюдаются определенные педагогические условия, к числу,  которых относятся:

1.Ясное и четкое осознание целей образования и воспитания, учащихся в области окружающей среды

2.Организация работы в реальной системе учебной и вне учебной деятельности детей, определение компонентов этой системы и установление взаимосвязей между ними;

      3.Определение компонентов структуры процесса экологического воспитания, к которым можно отнести: цели, задачи, принципы, содержание, методы, формы и средства работы, условия проведения работы, методику выявления результатов;

 4.Оптимальное сочетание традиционных и активных форм и методов, теоретических и практических занятий;

5.Разработка примерных программ экологического воспитания;

6.Использование        возможностей семьи в формировании у детей любви и бережного отношения к природе, привлечение родителей к этой работе;

7.Усиление        практической направленности деятельности школьников, реализация в действии девиза: «Мыслить глобально, действовать локально»;

8.Формирование        у школьников активной гражданской позиции, воспитание у них стремления к участию в деятельности местных и международных экологических организаций, осознания школьниками положения: «Я - гражданин планеты Земля»;  

9. Становление        личности, гармонично основанной на идеалах планетарного разума.

4.Управление работой

Корректировка программы осуществляется педагогическим советом школы. Управление реализацией программы осуществляется директором и заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе, заместителем директора школы по воспитательной работе.

5. Организация образовательного процесса

Учебный план школы создан на основе федерального Базисного учебного плана и скорректирован с учетом специфики школы, работающей по программам: « Экологическое воспитание», «Здоровье», « Профориентация», « Профилактика вредных привычек и наркотической зависимости».

Спецификой учебного плана школы является то, что в начальной школе, за счет регионального и школьного компонентов введены часы на изучение: английского языка со 2 кл;

2 часа физической культуры и плюс один час «Урок здоровья»; с 1- 4 класс после третьего урока введена динамическая пауза.

Система дополнительного образования школы используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Оно направлено на создание условий для развития личности каждого школьника посредством диверсификации образовательной среды. В школе реализуются программы дополнительного образования детей по следующим направлениям: художественно-эстетическое, естественно-научное, физкультурно-спортивное.

6. План реализации программы по экологическому образованию и воспитанию школьников

Направление «Экология природы»

Младший школьник(1- 4 кл)

Подросток (5-8 классы)

Старшеклассник (9-11 классы)

Цель:

Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности

Задачи:

Формировать представление о  природе как среде жизнедеятельности человека. Развивать эмоциональнонравственное отношение к окружающей среде. Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.

Формировать потребность  проявлять

активность в

решении

экологических

проблем.

Формировать

познавательные,

практические и

творческие умения

экологического

характера.

Становление экологической  ответственности как основной черты личности на основе системных знаний об экологических проблемах современности и возможности устойчивого развития современной цивилизации.

Общешкольные

творческие дела

Дни защиты окружающей среды от экологической опасности
Природоохранительные акции «Лучший домик для птиц», «Птичья
столовая», «Зеленая красавица», «Школьный двор»

Тематические общешкольные мероприятия «День птиц», «День воды», «День Земли»

Общение с природой

Формы работы с классом

Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы). Походы, экскурсии.

Выезды на природу с маршрутными наблюдениями. Обследование флоры и фауны Иволгинского района

Экологический мониторинг. Выращивание на пришкольном участке овощных культур. Научно-

исследовательская

деятельность

Экологические игры

Загадки природы.

«В гостях у золотой рыбки»

«Что?Где? Когда?», « Брейн - ринг»

Тренинг «Подари Земле жизнь», «Наш дом - Планета Земля»

Экологические игры «Своя игра», «Счастливый случай». Организация и проведение игр для младших школьников.

Экологические проекты

Природные целебные источники

Иволгинского района

Анализ качества питьевой воды в с.Нижняя Иволга

Экологический анализ флоры Иволгинского района. Антропогенное влияние человека.

Классные часы, беседы

«Заповеди леса», «Редкие растения и животные»,

«Кто в лесу живет, что в лесу растет?», «Прогулки в Природу», «Звери, птицы, лес и я - вместе дружная семья», «Прекрасны солнце, воздух и вода - прекрасна вся моя Земля».

«Охрана природы – твоя обязанность», «Эта хрупкая планета», «Природа родного края»,

«Красная книга Республики Бурятия», «Деревья разные бывают»

«Природа в произведениях

«Баргузинский заповедник»- 100 лет

Посещение музея природы Республики Бурятия, этнографического музея.

Посещение художественных выставок.

презентация : «Природные парки Республики .Бурятия»

Деятельность дополнительного образования

Экологический кружок «Ая-ганга»,

Биологический « Здоровье»

«Прикладного творчества- Уран Гартан»

Летний палаточный эколого-биологический лагерь.

Работа с семьей

Экологический всеобуч: «Как воспитать любовь к природе» Экологические акции «Чистый берег», «Наша чистая планета», «Посади дерево», «Подари миру цветок»

Заповеди

Вылечи каждое раненое дерево.

Будь настоящим другом природы.

Ухаживай за природой, преумножай ее богатства.

Посади и вырасти дерево, цветок, растение.

Сердцем и душой прикоснись к таинствам природы.

Не засоряй рек, озер, колодцев и родников, помни - придется воды напиться.

Будь готов всегда встать на защиту своих младших братьев.

Предполагаемый результат

 

Направление « Экология души»

Младший школьник(1- 4 кл)

Подросток (5-8 классы)

Старшеклассник (9-11 классы)

Цель

Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи

Научить соблюдать |гигиенические нормы и культуру быта. Познакомить с активным отдыхом иего влиянием на здоровье человека. Воспитывать сознательное отношение к труду.

подготовку

Формировать |потребность в здоровом образе жизни. Развивать физическую  подготовку учащихся. Формировать навыки рациональной организации умственного и физического труда.

Формировать валеологическую культуру школьников. Повышать уровень физической подготовки учащихся. Воспитывать ответственность за сохранение существующих школьных традиций.

Общешкольные творческие дела

Интеллектуальные игры.

Предметные олимпиады.

Традиционные праздники: «День Знаний», « День Урожая, золотая осень»», « Сагаалган» новогодние представления,

«Месячник Боевой славы», « Неделя памяти»,

«День космонавтики»

«Международный женский день»,

«Последний звонок».

Деятельность органов детского самоуправления, «День самоуправления».

Формы работы с классом

Эскурсии в музеи, на выставки. Посещение театра и обсуждение спектаклей. Библиотечные уроки. Конкурсы чтецов, сочинений, рисунков. Акция «Помоги ветерану». Акция доброты и милосердия.

Классные часы, беседы.

Герб и флаг России», «Азбука юного

гражданина», «Правила поведения в обществе», «Зачем учиться в школе?», «Твой читательский формуляр», «Мои увлечения», «Про «Слово о родном крае Защита Родины - долг каждого», «Конституция - основной закон государства»,

«Обязанности и ответственность», «Доброта и гуманность сегодня» «Защита Родины - долг каждого», «Конституция - основной закон государства», «Обязанности и ответственность», «Доброта и гуманность сегодня», «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?»,

« Защита Родины- долг каждого гражданина, «Конституция - основной закон государства», «Обязанности и ответственность», «Доброта и гуманность сегодня», «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?»,Моя профессия: Какой ей быть. В мире красоты и искусства

Кружковая работа

*

Кружки художественно-эстетического, познавательно практического и спортивно-оздоровительного направления. Концертные программы к различным праздникам. Интеллектуальные игры, предметные олимпиады, научно- практическая конференция.

Работа с семьей

Открытые занятия кружков и секций.

«День открытых дверей».

Помощь в организации и проведении праздников. Посещение театра, выставок

Предполагаемый

результат

1 .Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, умение совершенствовать и применять свои знания.

  1. Осознание необходимости изучения, сохранения и преумножения историко-культурного, духовного наследия Родины, | верность гражданскому долгу.
  2. Гуманистическая направленность личности учащегося, понимание им ценности человеческой жизни, уважение человеческого достоинства, способность к состраданию, доброжелательность.
  3. Осознание учащимися необходимости познания прекрасного в окружающей действительности.

5.Осознание роли и активности человека в преобразовании окружающего мира.

7. Основные направления деятельности

Направления деятельности

Сроки

Ответственные

1. Работа по преемственности детского сада и начальной школы, начальной и основной, основной и средней:

2 совещание при директоре "Итоги контроля в 5-х классах";

3. здоровье сберегающие технологии обучения.

октябрь

сентябрь

Зам. директора по УВР

Зам. Директора по УВР

j         Совершенствование системы программ дополнительного образования:

а)        открытие предметных кружков: музыки, экологического, математического, биологического;

б)        привлечение учреждений дополнительного образования для организации:

спортивной секции - вольной борьбы, волейбола

в)

   

           

         ноябрь

Р       рук - ли кружков

      Администрация

1 Личностно-ориентированный подход в обучении учащихся по различным ; направлениям учебных планов.

Диагностика склонностей способностей учащихся 4 - 9 классов. Мониторинг уровня обученности, мотивации, тревожности в 9, 10 классах.

    Сентябрь-

           Май

       Октябрь

   Январь- май

     Психолог

  4. Работа с одаренными детьми: школьные олимпиады, смотры, конкурсы.

 В течение года

    Учителя-

            предметники

  5  Подготовка и проведение итоговых контрольных работ, итоговой аттестации учащихся: подготовка текстов контрольных работ для 1-3, 5-8, 10 классов, подготовка билетов и практических заданий для устных экзаменов в 9 классах.

Организация консультаций; проведение линеек, родительских собраний;

Из изучение  нормативной документации.

   Апрель

    май

 руководители

ШМО

Учителя- предметники

Зам по УВР

Классные

 Руководители

   6.Профориентационная работа: беседы о профессиях на уроках, встречи с родителями разных профессий, семинар классных руководителей.

    В

   течение года *

   

8. Управление процессом реализации Программы

        Функции

       управления

   Содержание деятельности

  Информационно-

 Аналитическая

Ф Формирование банка данных о передовом педагогическом опыте, новых исследованиях в области актуальных проблем педагогики, психологии, дидактики и т.д., научно - методического материала о состоянии работы в школе по созданию адаптивной модели.

мотивационно - целевая

Определение целей совместно с педсоветом по деятельности коллектива и отдельных преподавателей, направленной на реализацию Программы на каждом ее этапе.

Планово- прогностическая

Совместно с Советом школы прогнозировать и планировать организацию и содержание деятельности коллектива.

Организационно

исполнительская

Организация выполнения учебного плана, программы,

осуществление повышения квалификации учителей.

Контрольно

оценочная

Осуществление внутришкольного контроля и оценка состояния всех направлений  учебно - воспитательного процесса в соответствии с Программой.

Регулятивно

коррекционная

Обеспечение поддержания системы учебно - воспитательного процесса в соответствии с Программой, устранение нежелательных отклонений в работе.

На основе диагностики и мониторинга деятельности педагогов, учащихся и родителей в начале и конце каждого учебного года делается анализ результатов, достигнутых в ходе реализации Программы, корректирование.

На 1 ступени - начальная школа:

  • центральное внимание уделяется общему развитию, сохранению и укреплению здоровья детей;
  • тесная связь учителя с семьей;
  • введение урока английского языка со 2класса;
  • ведение индивидуальных карт учащихся психологом школы.

К моменту окончания начальной школы обязательными являются:

  • выполнение государственных стандартов образования;
  • сформированность положительного отношения к учебе (мотивационная готовность);
  • достаточно высокий уровень произвольного поведения, что означает умение включаться в задание, выполнять задачу, планировать свои действия, выполнять их по правилу и контролировать развитие способности к адаптации в новых условиях;
  • овладение учениками доступными им способами и навыками освоения учебной программы.

На 2 ступени - основная школа:

  • сохранение и укрепление здоровья детей (закладывание основ здорового образа жизни);
  • формирование прочных, устойчивых, глубоких знаний основ наук;
  • повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности,
  • развитие общих и индивидуальных способностей;
  • формирование коммуникативных и  начало вырабатывания рефлексивных навыков;
  • внедрение интегрированных курсов( ОБЖ и культура здоровья);
  • выявление способностей и наклонностей воспитанников, с целью выбора дальнейшего профиля обучения;
  • дифференцированная работа с родительской общественностью;
  • работа классного руководителя с индивидуальной картой развития учащегося совместно с учителями - предметниками, психологами, родителями;
  • вовлечение учащихся в кружки и секции по интересам на базе школы и учреждений дополнительного образования.

В основной школе сохраняется и продолжается индивидуальная карта развития учащегося, проводится скрининг физического развития

Два раза в год, осуществляется индивидуальная и дифференцированная помощь детям. Дети активно включаются в органы школьного самоуправления: участвуют в выборах и работе органов власти и управления школьной республики.

На 3 ступени - средняя школа:

  • формирование научного стиля мышления, который являясь устойчивым качеством личности, выступает как важный компонент ее мировоззрения, как необходимое условие самообразования;
  • развитие потребности к самосовершенствованию, формирование способности к самостоятельному добыванию знаний;
  • социальная и предпрофессиональная адаптация;
  • установление непосредственных контактов с преподавателями БГУ и УПК;
  • завершение работы классными руководителями с индивидуальной картой развития учащихся;
  • организация и работа в органах ученического самоуправления.

В итоге должны быть обеспечены:

  • Усвоение государственных стандартов образования
  • Профессиональная ориентация;
  • Приобретение знаний для продолжения образования;
  • Социализация выпускника, включение в активную деятельность ученического самоуправления.

9. Условия реализации программы

Реализовать программу возможно только при условии коллектива единомышленников: администрации, Совета школы, а также Совета Старшеклассников. Все педагоги, имеющие различные специальности должны постоянно контактировать и работать в единой логической цепочке. Важное место занимают должности администратора, социального педагога и педагога - психолога.

Очень важный момент осуществления проекта - работа летнего экологического отряда: на территории школы и на пришкольном участке;

От его работы во многом зависит успех программы экологического воспитания.

10. Финансовый план реализации Программы развития школы

Для достижения цели Программы развития и решения запланированных задач необходимо ресурсное обеспечение. Финансирование инновационного развития предполагается по следующим направлениям Модернизация оборудования:

1. Для обеспечения качественного образования в предметной области «естествознание», для проведения исследовательской практики учащихся в рамках деятельности

  1. экспериментальной площадки необходимо замена полностью устаревшего оборудования кабинета биологии, химии, физики;
  2. Для развития Программы «Туризм в школе» необходимо приобретение туристско- технического снаряжения и оборудования;
  3. Для развития ИКТ, обеспечить кабинеты компьютерами и проекторами.

11. Совершенствование ресурсного обеспечения:

  • Для использования современных ИКТ в учебном процессе и управлении (систематизация информационных потоков, переход на документооборот на электронных носителях) необходимо дополнительное программное обеспечение.
  • Для модернизации компьютерных мест и развития компьютерной сети необходимо приобретение расходных материалов.
  • Поддержка инновационных проектов учителей, учащихся, родительской общественности, с целью стимулирования творческой активности всех субъектов образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования эколого-биологической направленности объединения "Юный натуралист"

Предлагается вариант адаптированной образовательной программы дополнительного образования детей эколого-биологической направленности для работы объединения "Юный натуралист", рассчитанная на три года ...

Дополнительная образовательная программа эколого-биологической направленности "Времена года".

Дополнительная образовательная программа эколого-биологической направленности "Времена года" рассчитана на детей в возрасте 5-10 лет, срок реализации 3 года, составлена на основе образовательной прогр...

Дополнительная образовательная программа по эколого-биологическому кружку

Прграмма охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы, добавлен раздел изучения особенностей природы Татарстана...

Модифицированная программа дополнительного образования эколого-биологического направления "Вишневый сад"

Модифицированная программа дополнительного образования эколого-биологического направления "Вишневый сад"...

Длительная досуговая программа эколого-биологической направленности для учащихся 9-11 классов "Саммит природы"

Программа носит конкурсный характер и рассчитана на участие 4-6 команд и их руководителей....

Программа курса эколого-биологического направления "В мире знаний" для 5-11 классов.

Данная программа предназначена для учителей, работающих в режиме дополнпительного образования по ФГОС ООО....