Длительная досуговая программа эколого-биологической направленности для учащихся 9-11 классов "Саммит природы"
рабочая программа по экологии (10 класс) на тему

Лариса Станиславовна Фурман

Программа носит конкурсный характер и рассчитана на участие 4-6 команд и их руководителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sammit_dlitelnaya_dosugovaya.doc284.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ДОД  ДД(Ю)Т

 «У Вознесенского моста»

        

Длительная досуговая программа

эколого-биологической направленности

 для учащихся 9-11 классов

«Саммит природы»

Автор-составитель:

педагог-организатор

биолого-экологического

 отдела ГБОУ ДОД ДД(Ю)Т

«У Вознесенского моста»

Л С. Фурман

Куратор:

заведующая кабинетом

научно-методического сопровождения

досуговых программ ГБОУ ЦО «СПб ГДТЮ»

Ирина Михайловна Карелова

Курсы повышения квалификации:

«Технология проектирования и

реализации досуговых программ»

Санкт-Петербург

2013 г

В современном мире в силу развития новых технологий многократно усиливается воздействие человека на окружающую среду. И в большинстве случаев это воздействие является разрушительным и губительным для природы. Зачастую неграмотные или необдуманные действия даже одного человека способны нанести существенный вред. В силу данных обстоятельств особенное значение приобретает уровень экологической культуры общества, что подразумевает под собой как наличие определённой базы знаний, так и осознанность действий.

Несмотря на очевидную необходимость образования и развития детей и подростков в сфере экологии, данный предмет на сегодняшний день отсутствует в школьной программе. Можно констатировать недостаточность образовательного уровня старшеклассников в вопросах экологии, низкую заинтересованность к информации в данной области и степень ответственности за свои экологически неграмотные поступки.

Оптимальными средствами для решения данной проблемы могут стать именно досуговые программы, так как формирование более высокого уровня экологической культуры возможно только на основе заинтересованности и личной активности подростков. Данный вид деятельности предоставляет им широкие возможности, как для теоретического изучения вопросов, так и для участия в практических мероприятиях, акциях, дискуссиях. Больше того, подростки, заинтересовавшись решением каких-либо проблем экологической тематики, могут становиться инициаторами проведения исследований, акций, проектов.

Предлагаемая длительная досуговая программа для учащихся 9-11 классов «Саммит природы», является образовательной и носит эколого-биологическую направленность.

По ведущей деятельности она относится к познавательной, а по доминирующей форме реализации конкурсно-дискуссионной.

Цель: создание условий для развития экологической культуры подростков, пропаганда знаний по охране окружающей среды.

Педагогические задачи:

  • познавательно-мировоззренческие:
  • расширение знаний по актуальным вопросам современной экологии в ходе подготовки и участия в дискуссиях, выполнения исследовательских работ
  • создание условий для формирования активно-созидательной мировоззренческой позиции в сфере современных экологических проблем
  • действенно-практические:
  • развитие способности участия в дискуссии
  • развитие умения отстаивать собственную точку зрения
  • эмоционально-волевые:
  • создание условий для формирования активной жизненной позиции на примере решения вопросов экологической проблематики
  • создание условий для формирования и проявления лидерских качеств
  • создание условий для формирования навыка работы в «команде»

Отличительные особенности программы.

Отличительной особенностью предлагаемой программы является сочетание нескольких форм деятельности, совокупность которых и позволяет добиваться желаемых результатов.

Учитывая возрастные особенности участников, в качестве основной формы реализации программы рекомендуется дискуссия с элементами театрализации. Данная форма позволяет создать условия для возникновения интереса к вопросам экологической проблематики, а вслед за обсуждением проблем перейти к конкретным мероприятиям (участие в природоохранных акциях и проектах). Так же в ходе дискуссии создаётся обстановка, способствующая формированию умения свободно выражать собственное мнение перед аудиторией, отстаивать свою правоту и в тоже время терпимо относиться к мнению товарищей, которое зачастую может отличаться от собственного. Умение творчески мыслить в коллективе, «работать в команде» - эти столь необходимые будущим политикам, бизнесменам, научным работникам качества, могут быть заложены в процессе дискуссии, выполнении творческих заданий, поиска ответов на экспресс-вопросы (задания, предлагаемые к решению непосредственно в ходе самой встречи, без предварительной подготовки).

Умение взять ответственность на себя, проявить организаторские способности, увлечь своей идеей других участников встречи – качества, необходимые будущим руководителям любого уровня, стимулируются к формированию конкурсом «Лидер группы», проводимом в рамках программы в течении всех встреч. И кроме того, всем ребятам предоставляется возможность выступить в роли жюри, ведь выбор лидеров команд-соперниц осуществляют они сами.

Кроме учащихся, участниками каждой дискуссии являются педагоги-руководители, для которых предлагается отдельный вопрос. Представлять ответ группы на другие вопросы дискуссии педагоги не могут, но в остальном являются полноправными участниками команд. Таким образом создаётся атмосфера сотрудничества между учащимися и учителями.

Условия и сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 1 учебный год – с сентября по апрель месяц. В ходе реализации программы проходят 5 конкурсно-дискуссионых встреч, экскурия в ВУЗ, участие в 2 акциях, посвящённых экологическим проблемам нашего города.

Встречи проводятся не чаще одного раза в месяц. Для подготовки к дискуссиям участникам заранее (не менее чем за две недели) рассылаются темы вопросов, задания и материалы. С учётом того, что на протяжении нескольких лет в командах могут не меняться участники, при сохранении общей тематики встреч, должны меняться обсуждаемые вопросы. Последние так же должны быть актуальны времени и затрагивать возникающие конкретные проблемные ситуации в области экологии.  Продолжительность каждой дискуссионной встречи — 1,5 часа (90 мин.)

Для проведения дискуссионных встреч требуется достаточно большое помещение, оснащённое мебелью для всех участников программы и мультимедийной установкой (компьютер, проектор, экран), часы с таймером и сигнальный звонок.

Участниками программы являются 5-6 команд учащихся 9-11 классов по 5 человек, с педагогами-руководителями во главе. Со стороны организаторов присутствуют 2 ведущих, члены жюри (2-3 человека) и технический ведущий (контроль за соблюдением регламента и управление техникой). Каждая команда сидит за своим отдельным столом. Также необходимы столы для жюри, одного из ведущих и  для техники. Столы расставляются по кругу по периметру помещения, так, чтобы все участники могли видеть друг друга. На столах команд-участниц устанавливаются карточки с номерами/названиями команд.

Один из ведущих – господин Возражаев – театрализованный персонаж. Необходимы элементы костюма (шляпа-цилиндр, очки). Господин Возражаев – «представитель» партии «Против», чьей задачей является подмечать неточности в выступлениях команд, задавать им дополнительные провокационные вопросы, с целью повышения активности дискуссии.

В течении всех встреч в рамках программы проходит конкурс «Лидер группы». Для его

проведения требуются знаки лидера (жетон с эмблемой) – 20 для пяти команд и 30 – для шести.

Возможные формы организации деятельности детей.

  • дискуссия
  • самостоятельная работа (подготовка к дискуссиям, выполнение исследовательских работ и проектов)
  • презентация
  • защита исследовательских работ
  • конкурс
  • акция
  • экскурсия

Подготовительные мероприятия (задания для участников программы).

Для подготовки к дискуссионным встречам участникам заранее (не менее чем за две недели) рассылаются темы вопросов, задания и материалы.

Имея достаточно большой опыт проведения данной программы, можно сказать, что её успешность в значительной степени зависит от выбора тем, предлагаемых для обсуждения участникам, и от точности постановки вопросов. Обсуждаемая тема должна быть актуальна и интересна для старшеклассников, а их интересы зачастую находятся в области отличной от интересов взрослых. Вопросы по теме должны быть четко сформулированы и носить дискуссионный характер. Материалы, предлагаемые ребятам для предварительной подготовки, по-возможности, должны отражать разные точки зрения по каждому вопросу, чтобы предоставить возможность участникам сделать самостоятельный выбор, присоединившись к той или иной точке зрения, или предложив свой собственный вариант ответа.

Вопросы для завершающей дискуссионной встречи («Свободная тема») составляются по предложениям самих ребят, которые они заявляют при заполнении анкет (начальная и промежуточная диагностика).

Ожидаемые результаты.

В результате участия в программе, ожидается, что воспитанники:

  • расширят свои знания в области экологических вопросов, в процессе подготовки и участия в дискуссиях, акциях и т. д.
  • получат навык участия в дискуссии на эколого-биологическую тематику
  • получат навык отстаивания в процессе дискуссии собственной точки зрения
  • получат возможность для проявления лидерских качеств в процессе подготовки к встречам, выполнения исследовательских работ, участия в дискуссиях, акциях
  • получат навык работы в команде в процессе подготовки и участия во встречах, акциях
  • получат возможность для активного выражения своей жизненной позиции в отношении экологических проблем при участии в акциях, выполнении проектов

Подведение итогов реализации программы.

Программа носит конкурсный характер, и итоги каждой дискуссионной встречи подводит жюри в соответствии с разработанными критериями. Реззультаты фиксируются в протоколе.

При подведении итогов программы баллы-места суммируются. По завершении  победителем становится команда, набравшая наименьшее количество баллов по сумме мест. Команды занявшие I-III места награждаются грамотами, остальные — свидетельствами участников. Педагоги-руководители получают благодарности. Награждение проводится в ходе экскурсии в Горный университет.

Итоги конкурса «Лидер группы» подводят сами ребята. На завершающем этапе каждой из дискуссионных встреч командам предоставляется право выделить одного наиболее активного участника в каждой из команд соперниц – лидера группы. Ему вручается жетон с эмблемой. Участник, получивший наибольшее количество жетонов, становится лидером группы на этой встрече. По результатам этого конкурса, по прошествии всех пяти встреч, подводятся итоги. В каждой из команд, учащийся, признанный на наибольшем количестве встреч лидером, становится победителем и награждается грамотой.

Так же для выявления результативности программы проводится анкетирование подростков и педагогов-руководителей команд (начальное, промежуточное и итоговое).

Учебно-тематический план.

№ п/п

тематический блок

1

«Если хочешь быть здоров»

2

Участие во всероссийской акции «Сделаем!»

3

«След на планете»

4

 «Леди и джентльмены XXI века»

5

 «Большие проблемы большого города»

6

 «Свободная тема»

7

Акция «Сделаем город чище!»

8

Экскурсия-награждение в национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Содержание.

  1. Если хочешь быть здоров.

Подготовительный этап.

Знакомство участников с тематикой встречи. Изучение предложенных материалов, самостоятельный поиск информации по данным вопросам. Подготовка команды к участию в дискуссии.

Основной этап.

Теоретические понятия. Здоровый образ жизни. Режим дня. Спорт и физкультура. Здоровое питание. Пищевые добавки. Фаст-фуд. Диеты и голодание. Вредные привычки.

Практическая деятельность. Дискуссия по трём вопросам темы, предложенным к обсуждению в раздаточных материалах на подготовительном этапе. Выступление педагогов-руководителей команд. Мозговой штурм — подготовка к ответу на вопрос-экспресс, озвученный непосредственно в ходе встречи. Стартовое анкетирование.

  1. Участие во всероссийской акции «Сделаем!»

 Подготовительный этап.

Изготовление информационных плакатов о проведении всероссийской акции «Сделаем!».

Основной этап.

Теоретические понятия. Основные экологические проблемы мегаполиса. Проблема мусора. Опасные и чрезвычайно опасные отходы.

Практическая деятельность. Выезд участников программы в пригородную курортную зону Санкт-Петербурга для уборки мусора в рамках всероссийской акции «Сделаем!».

  1. След на планете.

Подготовительный этап.

Знакомство участников с тематикой встречи. Изучение предложенных материалов, самостоятельный поиск информации по данным вопросам. Подготовка команды к участию в дискуссии.  Выполнение исследовательской работы «Экологический след». Инициация проекта «Мой экологический след».

Основной этап.

Теоретические понятия. Экологический след. Личный экологический след. Экологический след продукта. Экомаркировка.  Экологическая грамотность. Устойчивое развитие.

Практическая деятельность. Дискуссия по трём вопросам темы, предложенным к обсуждению в раздаточных материалах на подготовительном этапе. Выступление педагогов-руководителей команд. Презентация исследовательских работ «Экологический след».                                                                                              

  1. Леди и джентльмены XXI века.

Подготовительный этап.

Знакомство участников с тематикой встречи. Изучение предложенных материалов, самостоятельный поиск информации по данным вопросам. Подготовка команды к участию в дискуссии. Завершение проекта «Мой экологический след».

 Основной этап.

Теоретические понятия. Мода и здоровье. Эталон современного молодого человека/девушки. Экология человеческого общения. Интернет и СМИ. Виртуальное общение.

Практическая деятельность. Дискуссия по трём вопросам темы, предложенным к обсуждению в раздаточных материалах на подготовительном этапе. Выступление педагогов-руководителей команд. Презентация проекта «Мой экологический след». Промежуточная диагностика — анкетирование участников.

  1. Большие проблемы большого города.

Подготовительный этап.

Знакомство участников с тематикой встречи. Изучение предложенных материалов, самостоятельный поиск информации по данным вопросам. Подготовка команды к участию в дискуссии. Выполнение творческой работы в рамках конкурса «Картина из мусорной корзины».

Основной этап.

Теоретические понятия. Основные экологические проблемы Санкт-Петербурга и пути их решения. Загрязнение воздуха, водной среды. Проблема мусора. Транспортная проблема. Санкт-Петербург и устойчивое развитие.

Практическая деятельность. Дискуссия по трём вопросам темы, предложенным к обсуждению в раздаточных материалах на подготовительном этапе. Выступление педагогов-руководителей команд. Конкурс творческих работ из вторичного сырья «Картина из мусорной корзины»

  1. Свободная тема.

Подготовительный этап.

Знакомство участников с тематикой встречи. Изучение предложенных материалов, самостоятельный поиск информации по данным вопросам. Подготовка команды к участию в дискуссии.

Основной этап.

Теоретические понятия. Тематика встречи определяется с учётом пожеланий участников после обработки анкет начальной и промежуточной диагностики.

Практическая деятельность. Дискуссия по трём вопросам темы, предложенным к обсуждению в раздаточных материалах на подготовительном этапе. Выступление педагогов-руководителей команд.  Мозговой штурм — вопрос от господина Возражаева. Итоговая диагностика — анкетирование для педагогов-руководителей команд и иллюстративный экологический коллаж на тему «Город моей мечты» для ребят.

  1. Акция «Сделаем город чище».

Подготовительный этап.

Подготовка агитационных плакатов и листовок по тематике акции. Разработка анкет для населения.

Основной этап.

Теоретические понятия. Загрязнение окружающей среды. Утилизация опасных отходов. Экомобиль, экобокс. Проблема выгула домашних животных (собак).

Практическая деятельность. Участие в агитационной акции. Информирование населения о проблеме загрязнения окружающей среды ядовитыми отходами. Раздача листовок. Информирование о работе экомобиля, экобоксов. Анкетирование населения.

  1. Экскурсия-награждение в национальный минерально-сырьевой университет «Горный».

Основной этап.

Теоретические понятия. Профессиональная ориентация. Национальный минерально-сырьевой университет «Горный». Палеонтология. Минералология.

Практическая деятельность. Экскурсия по учебным корпусам, подготовительному отделению и музею национального минерально-сырьевого университета «Горный». Просмотр фильма для абитуриентов университета. Награждение победителей и участников программы.

Методическое обеспечение.

Информационно-методическая карта.

формы и названия

пед. задачи

методы реализации

ожидаемый рез-тат

формы обратной связи

Если хочешь быть здоров. - дискуссия-конкурс

Расширение представлений подростков о здоровом образе жизни.

Создание условий для формирования умения обрабатывать полученную и самостоятельно находить информацию по заданной теме.

Знакомство участников с правилами проведения дискуссионных встреч.

Словесные: беседа, объяснение Наглядные: раздаточный материал

Практические: дискуссия,анкетирование, конкурс

Участники расширят свои представления о здоровом образе жизни.

Школьники познакомятся с правилами проведения дискуссии.

Команды представят своё мнение по всем вопросам и примут участие в конкурсной дискуссии.

Анкетирование участников; конкурс «Лидер группы»; итоговый протокол встречи

«Сделаем!» - акция

Знакомство с работой природохранной общественной организации.

Привлечение внимания к проблеме загрязнения окружающей среды бытовыми отходами.

Создание условий для привлечения к участию в конкретной природоохранной деятельности.

Словесные: беседа, объяснение

Наглядные: использование агитационного материала (футболки, банеры) Практические: акция-выезд по уборке мусора

Участники получат представление о мероприятиях, проводимых общественными экологическими организациями.

Участники на практике столкнуться с проблемой замусоривания природных территорий.

Школьники примут участие в уборке мусора в одной из курортных зон города или области.

Фото-отчёт о проведении акции

След на планете. - дискуссия-конкурс

Знакомство участников с понятием экологический след.

Создание условий для формирования умения излагать полученную информацию, формулировать вопросы по заданной теме.

Создание условий для формирования навыка представления исследовательской работы эколого-биологической тематики.

Словесные: беседа, объяснение Наглядные: презентации, раздаточный материал

Практические:  дискуссия, представление исследовательских работ, конкурс

Участники получат представление о понятии «экологический след».

Команды примут активное участие в обсуждении всех вопросов дискуссии.

Команды представят защиту своих исследовательских работ.

Конкурс «Лидер группы»; презентации исследовательских работ команд-участнииц; итоговый протокол встречи

Леди и джентльмены XXI века. - дискуссия-конкурс

Знакомство участников с одним из направлений современной экологии — экологией человека.

Предоставление возможности участникам сформулировать своё мнение по обсуждаемым проблемам экологии человека.

Предоставления возможности для выполнения и защиты экологического проекта.

Словесные: беседа, объяснение

Наглядные: презентации

 Практические: дискуссия, конкурс, экологический проект, анкетирование

Участники получат представление о проблемах, рассматриваемых одним из разделов экологии — экологии человека, в частности — жителя современного мегаполиса.

Участники получат возможность сформулировать своё отношение к обсуждаемым проблемам.

Участники представят защиту экологических проектов.

В ходе анкетирования школьники предложат темы для обсуждения на завершающей дискуссии («Свободная тема»).

анкетирование участников; конкурс «Лидер группы»; презантации проектов команд «Мой экологический след»; итоговый протокол встречи

Большие проблемы большого города. дискуссия-конкурс

Знакомство участников с основными экологическими проблемами Санкт-Петербурга и предлагаемыми путями их решения.

Предоставление возможности для проявления лидерских качеств отдельных участников и формирования навыка работать в команде в ходе ведения дискуссии.

Создание условий для развития творческого подхода к вторичному использованию вещей с целью уменьшения производимого мусора.

Словесные: объяснение, беседа

 Наглядные: презентации, выставка

Практические: дискуссия, конкурс творческих работ

Участники получат представление об основных экологических проблемах Санкт-Петербурга и возможных путях их решения.

Команды примут активное участие в дискуссии по всем обсуждаемым вопросам.

Команды представят творческие работы для выставки «Картина из мусорной корзины»

Конкурс «Лидер группы»; выставка творческих работ «Картина из мусорной корзины»; итоговый протокол встречи

Свободная тема.

дискуссия-конкурс

Привлечение внимания учащихся к экологическим проблемам современного общества.

Создание условий для дальнейшего развития навыка работы в команде в ходе дискуссии и проявления лидерских качеств отдельными ребятами.

Создание условий для формирования активной жизненной позиции в вопросах решения современных экологических проблем.

Словесные: объяснение, беседа

Наглядные: раздаточный материал, презентации

Практические: дискуссия, конкурс, анкетирование, экологический коллаж

Команды примут заинтересованное участие в дискуссионном обсуждении предложенных экологических вопросов.

Команды примут активное участие в мозговом штурме — решении задания от «господина Возражаева».

Команды выполнят в ходе встречи и представят групповые работы — экологический коллаж «Город моей мечты».

Конкурс «Лидер группы»; итоговый протокол встречи.

Подведение общих итогов конкурса команд и «Лидер группы» за год — сводная итоговая таблица протоколов.

Итоговая диагностика (анкетирование для педагогов-руководителей и экологический коллаж — для школьников).

«Сделаем город чище» - акция

Знакомство ребят с агитационными формами работы природоохранных общественных организаций.

Создание условий для формирования навыков корректного, грамотного общения и поведения в целом при участии в агитационных природоохранных акциях.

Создание условий для формирования интереса к участию в агитационной природоохранной деятельности.

Словесные: объяснение, беседа

Наглядные: раздаточный агитационный материал (листовки, плакаты)

Практические: анкетирование населения, акция

Участники познакомятся с агитационными формами проведения мероприятий природоохранной тематики.

Участники подготовят агитационные материалы для проведения акции.

Команды примут участие в агитационной природоохранной акции «Сделаем город чище».

Фото-отчёт о проведении акции; агитационный материал (плакаты, листовки, анкеты)

Экскурсия в национальный минерально-сырьевой университет «Горный» - экскурсия-награждение

Профориентация — знакомство ребят с предлагаемыми специальностями, формами обучения и правилами приёма в университет «Горный».

Знакомство ребят с музеем «Горного» университета.

Создание условий для формирования заинтересованности к дальнейшему продолжению образования (в том числе и экологического) в стенах университета.

Награждение победителей и участников программы «Саммит природы».

Словесные: рассказ, беседа

Наглядные: раздаточный материал, видеофильм, выставка

Практические: экскусия

Участники познакомятся с приёмным отделением «Горного» университета, музеем.

Участники получат информацию о специальностях, условиях обучения и правилах приёма в университет.

Команды- победители программы получат дипломы I- III степени, остальные — дипломы участников. Победители конкурса «Лидер группы» получают грамоты, педагоги-руководители команд — благодарности.

Фото-отчёт об экскурсии, отзывы участников

Список литературы.

  1. Буйлова Л. Н., Клёнова Н. В. Как организовать дополнительное образование в школе? - М.: АРКТИ, 2005. - 288 с.
  2. Карелова И. М. Проектирование игровых досуговых программ. - С-Пб: ГОУ ЦО «СПб ГДТЮ», 2011. - 77 с.
  3. Кирмасов Б. А. Разработка содержания образовательной программы педагога дополнительного образования детей // Региональный опыт развития воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи: бюллетень — М., 2009. - № 4 — С. 2-6.
  4. Формирование экологической культуры в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения: Материалы VIII Всероссийского научно-практического семинара 6-10 ноября 2012 г. - СПб.: «Крисмас+», 2012. - 336 с.
  5. Экологическая культура и культура устойчивого развития как компоненты профессионализма педагога нового типа: Материалы VII Всероссийского научно-практического семинара 8-12 ноября 2010 г. - СПб.: «Крисмас+», 2010. - 260 с.
  6. Молодёжный экологический патруль: город, энергия и окружающая среда / под ред. Астаховой Н. В., Сеновой О. Н. - СПб.: МОМЭО «Друзья Балтики», 2012. - 56 с.
  7. Неформальное образование и просвещение для экологически дружественных решений. Опыт Северных стран, Балтии и Северо-запада России / под ред. Сеновой О. Н. - СПб.: МОМЭО «Друзья Балтики», 2010. - 112 с.

        


Приложение.

Технологическая карта проектирования игровой досуговой программы (ИДП)

Название программы     Свободная тема - «Если очень захотеть» ( в рамках ДДП «Саммит природы»)

  1. Адресность     учащиеся ОУ 9-11 классов
  2. ФИО автора     педагог-организатор биолого-экологического отдела Л. С. Фурман
  3. Учреждение    ГБОУ ДОД ДД(Ю)Т «У Вознесенского моста»                                                                                                     

Педагогические задачи    формирование у подростков  стремления к здоровому образу жизни                                                                            

Основная идея сценарного хода   дискуссия-конкурс                   Игровая задача    победить в дискуссии

Ведущие (действующие) лица   ведущий, господин Возражаев, члены жюри         

Тип программы   образовательная эколого-биологической направленности                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Этапы  ИДП, их длитель-

ность

Ожидаемое состояние участника  (предполагаемые чувства, мысли, ощущения)

Игровые действия участников (с учетом активных, пассивных игроков)

Композиционное  построение структурных элементов, действия ведущих,  ключевые события

Вспомогательные средства,реквизит

Экспозиция (7 мин)

  доброжелательное отношение к командам-соперницам,         зарождение интереса к       предстоящей дискуссии        (ожидание нового,            неизвестного      хода сюжета)

Приветствие ведущих,  членов жюри      и команд-соперниц

Представление ведущих, членов жюри, особенности данной     программы, напоминание правил         (регламент, критерии оценки)

Таблички с названиями команд, элементы костюма господина Возражаева

Развитие действия, этап 1 (16 мин)

Вопрос 1

Члены команды поддерживают друг друга, своего выступающего представителя; критическое внимание к ответам команд-соперниц; зарождение ощущения азарта дискуссии, желания отстоять свою точку зрения; желание победить команды соперников

Выступление членов команд — представление подготовленных ответов; слушание ответов команд-соперниц; дискуссия с командами; дискуссия с господином Возражаевым

Представление ведущим вопроса; слушание ответов команд; по результатам ответов — вопросы от господина Возражаева; оценка выступления команд членами          жюри; контроль за регламентом        таймкипером

Мультимедийная установка (для ответов команд, подготовивших презентации); протоколы для         жюри, критерии оценок; таймер           и сигнальный звонок для       таймкипера

Развитие действия, этап 2 (16 мин)    

Вопрос 2

Члены команды поддерживают друг друга, своего выступающего представителя; критическое внимание к ответам команд-соперниц; развитие ощущения азарта дискуссии, желания отстоять свою точку зрения; желание победить команды соперников

Выступление членов команд — представление подготовленных ответов; слушание ответов команд-соперниц; дискуссия с командами; дискуссия с господином Возражаевым

Представление ведущим вопроса; слушание ответов команд; по результатам ответов — вопросы от господина Возражаева; оценка выступления команд членами          жюри; контроль за регламентом        таймкипером

Мультимедийная установка (для ответов команд, подготовивших презентации); протоколы для         жюри, критерии оценок; таймер           и сигнальный звонок для       таймкипера

Развитие действия, этап 3 (18 мин)

Вопрос 3

Члены команды поддерживают друг друга, своего выступающего представителя; критическое внимание к ответам команд-соперниц; ощущение азарта дискуссии, желание отстоять свою точку зрения; желание победить команды соперников; чувство радости или огорчения при озвучании предварительных итогов

Выступление членов команд — представление подготовленных ответов; слушание ответов команд-соперниц; дискуссия с командами; дискуссия с господином Возражаевым

Представление ведущим вопроса, выражение поддержки командам, набравшим меньшую сумму           баллов; слушание ответов команд;         по результатам ответов —             вопросы от господина              Возражаева; оценка выступления        команд членами жюри и            подведение предварительных         итогов; контроль за регламентом        таймкипером

Мультимедийная установка (для ответов команд, подготовивших презентации); протоколы для         жюри, критерии оценок; таймер           и сигнальный звонок для       таймкипера

Развитие действия, этап 4(5 мин)

Вопрос для пед.-    руковод.

Члены команд поддерживают своего педагога-руководителя, чувство сотрудничества с педагогом

Выступление педагогов-руководителей команд,  участники слушают ответы

Представление ведущим вопроса; слушание ответов руководителей;  оценка выступления команд         членами жюри; контроль за    регламентом таймкипером

Мультимедийная установка; протоколы для жюри, критерии  оценок; таймер и сигнальный      звонок для таймкипера

Развитие действия, этап 5(5 мин)

Конкурс «Лидер группы»

Чувство ответственности за свой выбор при оценке выступлений участников других команд; чувство радости быть победителем в конкурсе

Команды совещаются и выбирают лидера в каждой из команд-соперниц

Жюри фиксирует в протоколе выбор команд, подведение итогов конкурса «Лидер группы»

Протоколы для жюри; жетоны «Лидера группы»

Развитие действия, этап (12 мин)

Вопрос-экспресс, рефлексия

Участники вспоминают все прошедшие встречи, дают им оценку; самооценка своего участия в программе, задумываются, какие ещё экологические проблемы они хотели бы обсудить.

Лидеры команд обсуждают поставленный вопрос (мозговой штурм), чувство гордости за себя и ответственности перед командой

Команды эмоционально поддерживают своих лидеров в дискуссии с господином Возражаевым; чувство единения всех участников

Рефлексия — анкетирование (итоговая диагностика)

Лидеры команд образуют единую группу и вступают в дискуссию с господином Возражаевым

Организация команды лидеров групп, представление ведущим экспресс-вопроса; господин Возражаев представляет свой ответ и дискутирует с командой лидеров;

Анкеты для проведения итоговой диагностики

Кульминация

Финал (10 мин)

Чувство радости за победу во встрече, программе в целом; ощущение успеха;  чувство радости за своих лидеров; огорчение при не удачном для команды завершении игры и чувство желания взять реванш на следующий год; интерес к предстоящей экскурсии в Горный университет

Участники выслушивают результаты, поздравляют победителей

Жюри подводит итоги встречи и программы; заключительное слово жюри, господина Возражаева; приглашение на экскурсию в Горный университет

Протоколы для жюри

Рекомендации для первичного апробирования _________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы по результатам апробирования        ___________________________________________________________________________________


План-сценарий дискуссионной встречи ДДП «Саммит природы»

 для учащихся 9-11 классов

«Свободная тема» («Если очень захотеть...»)

Цель.

Создать условия для формирования у подростков стремления к здоровому образу жизни.

Задачи.

– познавательно-мировоззренческие:

1. расширение знаний подростков об опасности для здоровья вредных привычек;

2. создание условий для формирования умения обрабатывать полученную информацию (систематизировать, выделять главное и т.д.) и самостоятельно находить новую по заданной теме в ходе подготовки к дискуссии;

действенно-практические: 

1. создание условий для развития лидерских качеств и умения работать в команде;

2.создание условий для формирования умения излагать полученную информацию, формулировать вопросы по заданной теме.

– эмоционально-волевые:

1. создание условий для формирования чувства ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих;

2. создание условий для формирования культуры общения в ходе коллективной дискуссии.

План-сценарий проведения.

Организационный этап (7 мин).

Вед. – Здравствуйте, уважаемые участники! Сегодня у нас завершающая дискуссия  сезона цикла  встреч «Саммит природы». На протяжении этого учебного года мы с вами встречались уже четыре раза, и я думаю, что вам уже нет необходимости напоминать о правилах и общей схеме построения встречи. Но, как вы могли заметить из представленных вам для подготовки материалов, у этой встречи всё-таки есть некоторые отличия. Вместо традиционного творческого домашнего задания вам будет предложен к обсуждению дополнительный вопрос. И отвечать на него предстоит особой команде! Но, всему своё время! К этому мы ещё вернёмся позже.

А сейчас напоминаю, что ваш ведущий – я – пед. орг. эк.-биол. отдела Фурман Лариса Станиславовна.

И позвольте представить наше сегодняшнее жюри. Представление членов жюри.

Кроме того, хочу напомнить, что в конце встречи вы должны будете назвать имя сегодняшнего лидера каждой из противостоящих вам команд.

Давайте так же поприветствуем неизменного участника наших дискуссий господина Возражаева.

 Ещё одним немаловажным участником наших встреч является таймкипер – «хранитель времени» - в чьи обязанности входит следить за соблюдением регламента выступлений. Представление таймкипера. И если вы слышите звон колокольчика, значит, время вашего выступления истекло. Вы заканчиваете мысль и садитесь на место.

 Регламент выступлений участников.

Так же хочу напомнить вам, что во время выступления, задавая вопрос или отвечая, вы встаёте, говорите громко и чётко, чтение выступления с листа членами жюри не приветствуется и может понизить вашу оценку. Так же хочу вас попросить быть внимательными слушателями и сохранять тактичность и корректность на протяжении всей дискуссии.

Основной этап (73 мин).

Вопрос 1 (16 мин.)                                                                                                                                  Вед. - Итак, позвольте перейти к нашей сегодняшней встрече. «Свободная тема», т.е. вопросы сегодняшней встречи были составлены после обработки ваших анкет, где одним из пунктов было: «Какие экологические проблемы Вы хотели бы предложить к обсуждению в ходе дискуссий?» Выбрав одни из наиболее часто встречающихся вопросов мы объединили под заголовком: «Если очень захотеть…».

«Если очень захотеть, можно в космос полететь…». Это слова из очень популярной когда-то песни. В эти дни мы отмечаем 50-ти летний юбилей первого полёта человека в космос. В связи с этим событием 2011 год назван в России годом космонавтики. А космонавтика – это достояние прежде всего здоровых людей. И хотя к участникам сегодняшних полётов не предъявляются такие жёсткие требования, как в первые годы, и речь уже идёт даже о космическом туризме, всё-таки выражение «здоровье – как у космонавта» пока говорит об очень хорошем здоровье.

Итак, что же вы готовы сделать ради своего здоровья? Готовы ли отказаться от заведомо вредных привычек? И возможно ли вообще, для жителя современного мегаполиса, ведение здорового образа жизни?

И первый вопрос нашей сегодняшней дискуссии: «Плюсы и минусы «быстрой еды. Можете ли вы от неё вообще отказаться?

Выступления команд(2 мин на выступление)

Дискуссия (3 мин)

Слово «господина Возражаева» (3 мин)

Вопрос 2 (16 мин).

Вед. – Согласно статистическим исследованиям, около 80% курильщиков становятся приверженцами этой вредной привычки в возрасте от 12 до 18 лет. И когда, спустя годы, люди решают от неё избавиться, это оказывается очень тяжело. И вот наш второй вопрос: «Что проще не начинать курить или затем бросить?»

Выступления команд(2 мин на выступление)

Дискуссия (3 мин).

Слово «господина Возражаева» (3 мин).

Вопрос 3 (18 мин).

Вед. – Развивающиеся технологии открывают для человека всё новые и новые возможности. Разве могли ваши бабушки представить, что можно запросто поболтать с подружкой с другого континента, да и ещё не выходя из дома? И не только поболтать, но и ещё увидеть её на экране монитора? Но если бы только это… Наш следующий вопрос: «Преимущества и опасности виртуального общения. Можете ли вы сегодня отказаться от него полностью?»

Выступления команд (2 мин на выступление).

Дискуссия (3 мин).

Слово «господина Возражаева» (3 мин).

Жюри. Предварительное подведение итогов (2 мин).

Вопрос для педагогов-руководителей команд (5 мин).

Вед. – А теперь мы хотим предоставить слово педагогам-руководителям команд. Им предстоит ответить на вопрос: «Технические новшества последних лет, окружающие нас в быту – как они изменили вашу жизнь? Есть ли что-то от чего бы вы хотели отказаться?» 

Выступление педагогов- руководителей команд (1 мин на выступление)

Конкурс «Лидер группы» (5 мин).

Вед. – Наша встреча приближается к завершающей фазе. И сегодня членам жюри предстоит подвести итоги не только этой дискуссии, но и всего сезона в целом. А пока члены уважаемого жюри заняты итоговыми подсчётами, я попрошу представителей команд назвать лидеров команд-соперниц.

Команды. Выбор лидеров команд-соперниц.

Жюри. – Фиксация выбора команд в протоколе.  Подведение итогов конкурса «Лидер группы».

Вопрос-экспресс. Рефлексия. (12 мин)

Вед. – А теперь – эксперимент! Сегодня мы хотим предложить вам  не совсем обычное завершение дискуссии. Я приглашаю за центральный, свободный пока стол нашего зала, лидеров всех пяти команд-участниц. Итак, новая команда! И сейчас ей предстоит серьёзное испытание. Через три минуты команда должна будет представить ответ на вопрос, который сейчас прозвучит. А соперником её станет тот, кто весь этот сезон не давал спокойно отдохнуть уставшим старшеклассникам на наших встречах, задавая каверзные вопросы, - «господин Возражаев».

Итак, вопрос для команды лидеров и «господина Возражаева»: «Возможно ли в наше время жителю мегаполиса регулярно заниматься спортом, не нанося при этом ущерба успешному обучению и высокому профессиональному карьерному росту?»

Рефлексия (5 мин)

Вед. –А пока лидеры обсуждают предложенную тему, всем остальным участникам встречи предлагается заполнить анкету. Это анкета участника наших встреч. Ответив на наши вопросы, вы поможете организаторам в будущем сделать дискуссии ещё более интересными, может быть что-то изменить, привнести новое.

Выступление команды лидеров и «господина Возражаева» (1,5 мин на выступление)

Дискуссия (5 мин).

Завершающий этап. Подведение итогов. (10 мин)

Жюри. Подведение итогов завершающего обсуждения (между ком. лидеров и «господином Возражаевым»). Подведение итогов встречи.

Подведение итогов года.

Вед. – Итак, дорогие друзья, ещё раз поздравляем наших лидеров! И команды  победителей! А награждение их пройдёт в стенах музейных залов Горного университета во время экскурсии- подарка, на которую приглашаются все участники. И вас всех, ребята, и ваших друзей мы ждём на наших встречах в будущем учебном году. Если вам интересно ваше будущее, если вы беспокоитесь о чистоте нашего города, если не равнодушны к глобальным экологическим проблемам  планеты – приходите, нам будет о чём поговорить!

 

Регламент проведения дискуссионной встречи

в рамках программы «Саммит природы»

«Свободная тема - «Если очень захотеть...»

Организационный этап (7 мин).

Основной этап (73 мин).

Первый вопрос (16 мин).

Выступления команд – 2 мин. на выступление.

Дискуссия  – 3 мин.

Слово «господина Возражаева» - 3 мин.

Второй вопрос (16 мин).

Выступления команд – 2 мин. на выступление.

Дискуссия  – 3 мин.

Слово «господина Возражаева» - 3 мин.

Третий вопрос (18 мин).

Выступления команд – 2 мин. на выступление.

Дискуссия  – 3 мин.

Слово «господина Возражаева» - 3 мин.

Предварительное подведение итогов — 2 мин.

Выступление педагогов (5 мин).

Выступления  – 1 мин. на выступление.        

Конкурс «Лидер группы» (5 мин).

Вопрос-экспресс. Рефлексия. (12 мин)

Подготовка лидеров, анкетирование (5 мин)

Выступления команды лидеров и г-на Возражаева (1,5 мин на выступление).

Дискуссия (5 мин).

Завершающий этап. Подведение итогов (10 мин)

Критерии оценки ответов участников дискуссионных встреч в рамках программы

«Саммит природы» 2012-2013

«Если очень захотеть...»

Оценка ответов на вопросы дискуссии

1 балл – подготовленный ответ не по теме или не раскрывает тему поставленного вопроса;

2 балла – подготовленный ответ не полностью раскрывает тему поставленного вопроса, мнение команды не сформулировано;

3 балла – подготовленный ответ раскрывает тему поставленного вопроса, но не подтверждён конкретными примерами;

4 балла - подготовленный ответ раскрывает тему поставленного вопроса, подтверждён конкретными примерами, составлен по предоставленными организаторами материалами;

5 баллов - подготовленный ответ полностью раскрывает тему поставленного вопроса, приведены конкретные примеры, использованы самостоятельно подобранные материалы

Оценка активности команд в обсуждении вопросов дискуссии

1 балл — команда пассивно-формально отвечает на адресованные ей вопросы

2 балла — команда активно отвечает на адресованные ей и всем участникам вопросы

3 балла — команда активно отвечает и формально-пассивно задаёт вопросы по выступлениям другим участникам

4 балла — команда активно отвечает и задаёт вопросы

Внимание! Выступление педагогов оценивается в 5 баллов по принципу зачёт — не зачёт. Баллы за ответы руководителей команд будут засчитываться только при личном участии педагога (взрослого, заменяющего его) в дискуссии.

Оценка ответа на вопрос от г-на Возражаева:

от 0 до 5 баллов — учитываются грамотность, полнота и аргументированность

Оценка экспресс-задания — критерии (макс. балл):

  1. грамотность модели — 3 балла
  2. информативность, насыщенность модели — 3 балла
  3. эстетика, оригинальность и аккуратность выполнения — 2 балла
  4. аргументированность защиты при выступлении — 2 балла


Итоговые оценки выступлений участников встречи «Если очень захотеть».

      задание

                           

№ школы

1

2

3

задан. для педаг.

промеж. рез-тат

вопрос от г-на Возражаева

экспресс- задание

итоговая

оценка

место

вопрос

обсуждение

вопрос

обсуждение

вопрос

обсуждение

баллы

баллы

баллы

баллы

229

232

238

255

286

307


Анкета руководителя команды «Саммита природы» 2012-2013

  1. Сколько раз за этот учебный год Вы принимали участие во встречах «Саммита природы»?.....................................................................................................................................
  2. Какие задачи для себя Вы решаете, представляя команду на «Саммит»?......................................

……………………………………………………………………………………………………………….

  1. Какие педагогические задачи, с Вашей точки зрения, может помочь решить участие в «Саммите»?....................................................................................................................................

….............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

  1. Оправдались ли Ваши ожидания от участия в программе в этом учебном году?..............................................................................................................................................
  2. Что, с Вашей точки зрения, является стимулом для Вашей команды на участия во встречах?.......................................................................................................................................

…..................................................................................................................................................

  1. Какие, из предложенных к обсуждению тем, показались Вам наиболее интересными (подчеркните выбранное)?
  1. Я — это то, что я ем.
  2. След на планете?
  3. Леди и джентльмены XXI века.
  4. Петербург и петербуржцы — проблемы и их решения.
  5. Если очень захотеть...
  1. Какие из предложенных тем, с Вашей точки зрения, наиболее заинтересовали ребят?.............................................................................................................................................

…....................................................................................................................................................

  1. Устраивает ли Вас качество подбираемых к встречам материалов? Должны ли они быть более или менее подробными? …...................................................................................................................

…...................................................................................................................................................

…...................................................................................................................................................

  1. В какой степени Ваши ребята использовали предлагаемые материалы? …...................................

….............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

  1. Какими источниками пользовались ребята для самостоятельного поиска информации при подготовке к встречам?..................................................................................................................

…………………………………………………………………………………………............................

  1. Возникали ли у Вас ситуации, когда информация или опыт, приобретённые ребятами в ходе встреч, использовались ими во время учебного процесса в школе? Сказывается ли участие в программе каким-либо образом на успешности образовательного процесса участников?....................................................................................................................................

…...................................................................................................................................................

  1.  Каким образом влияет на личность Ваших учеников или на взаимоотношения между ними участие в данной программе?.........................................................................................................

…...................................................................................................................................................

  1.  Не изменилось ли Ваше представление о ком-либо из ребят в ходе наших встреч? Если «да», то каким образом?...............................................................................................................................

…...................................................................................................................................................

  1. Планируете ли Вы на будущий год продолжить участие во встречах?...........................................
  2. Какие вопросы рекомендовали бы Вы обсудить в следующем году?.............................................

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  1. Есть ли у Вас какие-либо пожелания или рекомендации организаторам встреч? Что бы Вы посоветовали изменить или привнести новое?...............................................................................

Материалы к дискуссионной встрече в рамках программы

«Саммит природы» для учащихся 9 – 11 классов

апрель 2013 г

«Если очень захотеть…»

Вопросы для самостоятельной подготовки участников команд:

1. Что проще: не начинать курить или затем бросить?

2. Декоративная косметика — возможности и опасности. Можно ли быть модным и красивым и не навредить здоровью?

3. Преимущества и опасности виртуального общения. Можете ли вы сегодня отказаться от него полностью?

Вопрос для педагогов – руководителей школьных команд:  

Технические новшества последних лет, окружающие нас в быту – как они изменили вашу жизнь? Есть ли что-то от чего бы вы хотели отказаться?

Внимание! Баллы за ответы руководителей команд будут зачитываться только при личном участии педагога (взрослого, заменяющего его) в дискуссии.

Внимание! Вместо творческого домашнего задания на завершающей встрече будет разыгран один дополнительный вопрос. Он будет озвучен в ходе самой встречи. Участникам предоставится время для обсуждения. Тематика вопроса будет соответствовать общей теме встречи.

Курение (табакозависимость) - это тяжелая болезнь, которая, к счастью, излечима, хотя избавиться от нее нелегко. Поскольку никотиновая зависимость схожа с наркотической, отказ от курения будет восприниматься организмом очень тяжело. Вы должны быть готовы испытать неприятные ощущения - потливость, кашель, боль в горле, головную боль, расстройство желудка. У вас может испортится настроение, вы можете стать раздражительными, ощущать признаки депрессии и тревогу. Поскольку женщины более подвержены стрессу, чем мужчины, то и бросить курить им труднее. Также вы можете несколько набрать вес...        

                        Почему люди начинают курить?

На самом деле людей, которые начали курить после 18 лет, не так уж и много, большинство пришло к этой вредной привычке в подростковом возрасте.
Во времена бурной молодости люди не задумываются о рисках для здоровья и не отдают себе отчет в том, что курение быстро вызывает привыкание. Подростки ошибочно полагают, что они могут попробовать, что же такое сигарета и, если им не понравиться – быстро бросить.
Но реальность состоит в том, что никотин вызывает быстрое появление зависимости. Уже через короткий промежуток времени подростки, точно также как и взрослые, начинают испытывать тягу к выкуриванию все большего количества сигарет.
Существует ряд причин, из-за которых дети и подростки начинают курить:
Давление со стороны сверстников играет в этом смысле очень важную роль. Очень многие дети начинают курить только потому, что их друзья уже пробовали «запретный плод» и продолжают этим баловаться.
Также свое влияние оказывает домашняя среда, если ребенок вырастает в семье, где все поголовно курят, дети начинают курить, чтобы быть похожими на членов своей семьи.
Иногда подростки и дети начинают курить в знак протеста против родителей или устоев общества.
Некоторые
дети начинают курить из-за чрезмерной низкой самооценки, курение помогает им смешаться с толпой и найти себе друзей. Здесь работает правило: если они курят, значит их сверстники примут их в свой круг.
В ряде случаев дети объясняют тот факт, что они потянулись за сигаретой, тем, что им хотелось выглядеть взрослее и старше, это особенно проявляется, если в их компании есть курящая молодежь.
Ну и конечно не стоит забывать о тех, кто начал курить просто чтобы посмотреть, что в этом процессе такого, почему общественность уделяет этой проблеме такое грандиозное внимание. Поскольку продажа табачных изделий и курение до достижения 16-18 возраста во многих странах запрещены, дети и подростки, которым удается тайком покурить и не быть пойманными, наслаждаются чувством триумфа, вызывного ловким обхождением закона и общих правил.
Вне зависимости от того, какая причина заставила подростка взять сигарету, не важно насколько усердно и красноречиво
вы будете предупреждать их о вреде курения, большинство подростков все равно начнет курить.
Некоторые подростки начинают курить потому, что их любимый актер или певец тоже курит, они думают, что если будут курить, как курит их кумир, то предстанут в глазах других в новом гламурном и сексуальном образе.
То, как производители табачных изделий рекламируют свою продукцию, также оказывает влияние на молодые и восприимчивые умы. Многие рекламные ролики несут в себе скрытый подтекст, идея которого заключается в том, что курение способствует общению, помогает проще находить новых друзей и партнеров.
Во многих странах реклама табачной продукции была запрещена и производители были поставлены в жесткие рамки относительно своей рекламной политики.

http://www.nosmoke.ru/pochemu-ljudi-nachinajut-kurit.htm

  1. Влияние курения на организм человека: отказ от курения спасет от…

По данным ВОЗ, от болезней, связанных с курением, каждые 6 секунд умирает человек. Если существующие сегодня тенденции роста употребления табачных изделий сохранятся следующие 10 лет, к 2020г. курение может стать главной причиной преждевременной смертности, «обогнав» инфекционные заболевания и несчастные случаи.                                                                                           Тем не менее, избежать смерти от никотиновой зависимости очень просто – для этого всего лишь нужно решиться отказаться от курения. А специальные средства для облегчения синдрома отказа от курения помогут в этом!                                                                                                                          Никотин вызывает закупорку артерий – отложение холестериновых бляшек на их стенках. Кроме того, никотин, связываясь с определенными рецепторами головного мозга, вызывает выброс адреналина, что приводит к повышению артериального давления и может вызвать спазм сосудов. Закупорка артерий головного мозга холестериновыми бляшками в сочетании с гипертонией неминуемо закончатся инсультом. Поэтому кардиологи рассматривают отказ от курения как одну из основных мер профилактики инсульта.                                                                                                                Как уже говорилось, курение вызывает закупорку артерий, в том числе и коронарных. А это грозит развитием таких неприятных заболеваний, как ишемическая болезнь сердца и инфаркт миокарда. Усугубляет ситуацию и то, что у курильщиков повышено содержание в крови угарного газа (который выделяется в результате горения табака) – это соединение препятствует связыванию кислорода кровью. В результате, сердце испытывает недостаток кислорода. Поэтому у курильщиков риск сердечного приступа в 8 раз выше, чем у людей некурящих или отказавшихся от курения.

Статистика показывает, что около 90% случаев заболевания раком легкого связаны именно с курением. Кстати, рак легкого в последние годы стал самым частым из онкологических заболеваний, и связано это именно с курением.                                                                                     Причем заболевание раком легкого связано не только с никотином, но и с канцерогенами, которые выделяются при горении табака – бензопиреном и нитрозаминами. Кроме рака, курение вызывают такую болезнь, как эмфизема легких – разрушение ткани бронхов и альвеол (концевых частей легкого). Многие не знают, что эта болезнь также неизлечима, как и рак.                             Впрочем, отказавшись от курения, можно существенно снизить риск развития тяжелых заболеваний бронхолегочной системы. Уже через пять лет после отказа от курения, вероятность развития рака легкого у людей, отказавшихся от курения, становится такой же, как и у никогда не куривших.                                                                                                                                                         Кашель по утрам, покашливание ночью и в течение всего дня, частые простуды – это симптомы хронического бронхита. Многие курильщики не придают особого значения этому заболеванию, между тем, хронический бронхит неизлечим. Болезнь прогрессирует медленно, но просвет бронхов неумолимо уменьшается с каждой выкуренной сигаретой. Результат – одышка даже при малейшей физической нагрузке.                                                                                                                    Курение стимулирует выработку соляной кислоты желудком. Результат – гастрит с повышенной кислотностью и изъязвление слизистой оболочки, и впоследствии развития рака желудка. Поэтому отказ от курения – это необходимость!                                                                                   Никотин вызывает спазмы глазных сосудов и повышение внутриглазного давления. Это приводит к дегенеративным изменениям в сетчатке, что чревато ухудшением остроты зрения и повышает риск развития глаукомы – болезни, которая может закончиться слепотой. Поэтому отказ от курения важен для сохранения хорошего зрения!                                                                                         Каждый седьмой курильщик болеет облитерирующим эндоартериитом – болезнью конечностей, вызванной отложением холестериновых бляшек в артериях. Эндоартрит может привести к полной закупорке артерий, что вызывает гангрену и последующую ампутацию конечностей.            Это далеко не полный список заболеваний, которые вызывает курение. К негативным последствиям курения можно отнести риск возникновения рака мочевого пузыря, гортани и полости рта, импотенцию и ухудшение качества спермы и еще много других, не менее опасных болезней.                                                                                                                                                      Впрочем, практически все курильщики со стажем осознают губительное действие табака на свой организм и мечтают отказаться от курения. Единственное, что их останавливает – страдания абстинентного периода в первый месяц после отказа от курения. Благо, существует ряд препаратов так называемой заместительной терапии, которые способны облегчить состояние абстиненции после отказа от курения.

http://zdravoe.com/391/index.html

Исследование: виртуальное общение вредит здоровью.

Социальные сети могут негативно влиять на работу иммунной системы организма, гормональный баланс, работу артерий и процессы мышления. В итоге - повышение риска появления и развития рака, сердечно-сосудистых заболеваний и слабоумия.                                                                                                     Биолог из Великобритании Арик Сигман опубликовал в журнале британского Института биологии Biologist результаты исследования влияния социальных сетей на здоровье человека. Статья называется "Всегда на связи: биологическое влияние социальных сетей".                                                 По мнению британского ученого, чрезмерное увлечение социальными сетями в интернете может вредить здоровью из-за сокращения общения с реальными людьми. Это связано с тем, пишет в статье Арик Сигман, что физиологические процессы в организме протекают по-разному в зависимости от того, находится человек в одиночестве, в чьем-то обществе или в виртуальной реальности, что сейчас происходит все чаще.                                                                                                 В среднем общение британцев с 1987 года с 6 часов сократилось почти до 2 часов в 2007 году. Зато использование интернета за это время выросло с 4 до почти 8 часов в день. При этом за два десятилетия, констатирует Сигман, количество людей, которым, по их же словам, не с кем обсудить важные вопросы, почти утроилось.                                                                                                          В статье биолог также отвергает утверждение, будто социальные сети способствуют установлению контактов между людьми. По его мнению, они дают лишь иллюзию общения.      "По идее социальные сети должны способствовать нашей социальной активности, но в реальности мы наблюдаем совсем другое. Хвост виляет собакой, и вместо того, чтобы интенсифицировать общение, социальные сети его подменяют", - считает Сигман.

http://www.rg.ru/2009/02/20/set-socium-anons.html

  1. Социальные сети создают поколение инфантильных людей

Социальные сети влияют на мозг детей, выращивая поколение не способных к концентрации эгоцентриков, предостерегает ведущий нейрофизиолог мировой науки леди Гринфилд. Ее возмущает, что власти не обращают никакого внимания на культурные и психологические последствия, к которым может привести столь активное увлечение молодежью такими сайтами, как Facebook, Bebo и Twitter.                                                                                                                      Профессор кафедры синаптической фармакологии колледжа Линкольна в Оксфорде и ведущий нейрофизиолог мировой науки леди Гринфилд, выступая в палате лордов Великобритании в декабре 2009 года, заявила, что сайты типа Facebook «инфантилизируют» мышление людей середины XXI века. Об этом сообщила газета The Guardian.                                                                                                                                                          По ее мнению, тот опыт, который дети переживают в социальных сетях, «лишен связной последовательности и долгосрочной значимости», что и приводит к «инфантилизации» поколения. Мышление представителей этого поколения из-за социальных сетей может характеризоваться такими признаками, как слабая способность к концентрации внимания, склонность к сенсационности, неспособность к эмпатии (сопереживанию) и неустойчивое самосознание. Нарушение внимания.                                                                                                                                                  «Когда мозг молодого человека оказывается подвержен среде с быстрыми действиями и реакциями, с новыми изображениями, появляющимися на экране при одном нажатии клавиши, то эта быстрая смена раздражителей приучает мозг работать именно с такими промежутками времени», — говорит Гринфилд. Она предполагает, что когда в реальном мире человек не сможет встретить такие же быстрые реакции, то у него начнет наблюдаться поведение под названием «синдром нарушения внимания».                                                                                                       Неспособность к сопереживанию                                                                                                                             Еще одна «беда», которая может пагубно сказаться на поколении, заключается в том, что в виртуальном мире основное внимание уделяется тому, что происходит «здесь и сейчас». «Когда вы играете в компьютерную игру, основной упор делается на сам процесс и на волнение, которое вы испытываете, спасая принцессу, до самой же принцессы никому нет дела», — говорит Гринфилд. Такого рода деятельность приводит к игнорированию последствий своего поведения и сопоставима с поведением человека, больного игроманией, говорит она. Потеря способности сопереживать, по мнению Гринфилд, также является следствием того, что дети читают меньше художественной литературы. «В отличие от игры, где основная цель — получить награду за спасение принцессы, основная цель при чтении — узнать побольше о самой принцессе». Неустойчивое самосознание                                                                                                                                     Гринфилд кажется странным всеобщий энтузиазм по поводу социальных сетей, которые размывают границы личности. По ее мнению, те, кто активно ими пользуются, отчасти теряют ощущение, «где заканчиваются они сами и где начинается внешний мир».                                                               За счет быстро сменяющихся реакций на экране самосознание человека размывается, и возможно, что люди следующего поколения будут осознавать себя через отзывы других. Эксперт опасается, что в будущем общение в сети может полностью заменить реальное общение, которое покажется представителям выросшего на социальных сетях поколения излишне сложным.                                                           В России                                                                                                                                                                                В России молодые люди проводят в социальных сетях (таких как «Одноклассники», «Вконтакте» и другие) также достаточно много времени. Большинство зарегистрированных пользователей «сидят» на этих сайтах ежедневно (54%), согласно опросу среди активных пользователей Рунета старше 18 лет, проведенного «Ромиром» в 2008 году. Причем, среди тех, кто «сидит» на этих сайтах ежедневно, очень много молодых людей от 18 до 24 лет (68%). http://psyfactor.org/news/socialweb2.htm

Преимущества виртуального общения

Давайте сегодня разберем основные преимущества виртуального общения и попытаемся ответить на вопрос: «Можно ли назвать виртуальное общение — реальным?».                                            Свободное общение                                                                                                                                                              Самым главным аргументом в пользу виртуального общения можно назвать его широту возможностей. Каждый день Ваша комната может местом встреч всех знакомых и далёких родственников. Причем встречаться и общаться Вы можете даже не вставая с любимого кресла. Еще столетие назад такую идею назвали бы фантастикой, а сейчас это адекватная реальность, которая, причем, дает нам просто широчайшие возможности.                                                                В обычной жизни, если исключить из неё Интернет и телефон, мы вряд ли смогли бы совершить разговор с несколькими людьми одновременно, собрав их в одном месте и поочередно отвечая на их вопросы. По крайней мере, смотрелось бы такая встреча очень странно.                               Свобода также заключается в том, что Вы сами в праве решать с кем, когда и как говорить. У нас всегда есть возможность нажать на красный крестик на окне и завершить разговор, без каких либо объяснений, ну или свернуть его. Конечно, это очень некрасивый поступок, но вполне оправданный, когда человек не понимает слов о том, что он Вам мешает. Теперь Вас никто не будет отвлекать!                                                                                                                                                 Свободное виртуальное общение не имеет ограничений не во временном пространстве, не в расстоянии. Мы можем без проблем отвечать на вопросы и вступать в диалог в удобное для нас время, хоть завтра, хоть через месяц. Естественно и расстояние ни как не может повлиять на разговор, уже сейчас доступ в Интернет есть практически с любой точки земного шара. В виртуальном общении даже незнание языка не является проблемой, в глобальной сети полно онлайн переводчиков.                                                                                                                                    Правильная речь                                                                                                                                                                Вы когда-нибудь вслушивались в речь современного человека, особенно молодого поколения?! Вы слышали сколько в разговоре матерных слов, слов-паразитов и как оно построено. Уверен, что учителя русского языка взялись бы за голову! Но интересный парадокс, при общении в Интернете практически все эти изъяны пропадают. Такое общение просто обязывает изъяснятся понятнее, правильными словами и более того, у нас есть время, чтобы правильно сформулировать фразу, а значит мы уже включаем свои мозги и начинаем думать.                                                                           Безусловно, в Интернете полно не только красивых предложений, но и чуши достаточно, которая не всегда понятна, но и без этого нельзя, я бы назвал это исключением, которое только подтверждает правило.                                                                                                                                           http://faq-life.ru/preimushhestva-virtualnogo-obshheniya.html

                 Влияние интернет-сленга на грамотность школьников

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №16», г. Саранск

Уткина Александра – учащаяся

Научный руководитель: Томилина Т.С. – заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Словарный состав языка эпохи постоянно подвержен изменениям. Изменения отслеживаются и фиксируются, что позволяет адекватно воспринимать современный язык как живой и развивающийся. Общая речевая картина позволяет судить об уровне культуры общества. При этом неизменно поднимается вопрос о нормативной и ненормированной лексике. Нормой принято считать правильную, хорошую, чистую речь. В ней хочется видеть высокое воплощение, высокий образец применения языка, которому желательно следовать. Норма связывается с речью образованных людей и называется точнее литературной нормой. Ненормированная лексика - это арго, жаргон, сленг.

Свою интерпретацию понятия интернет-сленга мы будем приводить, опираясь на определение, данное в Большой Советской энциклопедии: «Сленг - экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отклоняющаяся от принятой литературной языковой нормы».

Недавно я начала задумываться, а какое место в моей жизни имеет Интернет. В этом году я начала дистанционно обучаться курсам информатики Томского университета. На уроках мы, изучая глобальную сеть Интернет, часто употребляем Интернет-сленг. В прошлом году я принимала участие в интернет-олимпиаде по славянской филологии на базе МГУ им. М.В. Ломоносова. Эту олимпиаду я нашла благодаря сети Интернет. Также я углубленно изучаю английский язык, и когда репетитор мне говорит: «Я скину тебе диалог на мыло», - я прихожу в недоумение. На прошлой неделе при разборе ошибок в сочинениях в нашем классе, учитель обратил внимание на неправильное написание слова ещѐ – «исчо». Я подумала, может быть, кто-то путает блоги и ICQ со школьной тетрадью по литературе? Или просто не замечает этого? Недавно по телевизору я услышала репортаж, о том, что Интернет-сленг хотят включить в толковые словари. И я задумалась, как одно и то же явление может иметь как положительную, так и отрицательную сторону? Я очень заинтересовалась изучением Интернет-сленга и решила провести исследование на тему – «Влияние интернет-сленга на грамотность школьников».

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что сегодня, когда интернет стал неотъемлемой частью жизни общества и количество его пользователей непрестанно растет, интернет- сленг все активнее входит в нашу речь, все чаще выходит за пределы виртуального пространства.                                                                                                                                     Существуют проблемы, которые возникли с появлением интернет-сленга и не решены до настоящего времени:

– сетевой сленг уже превратился из модного течения в новый стиль он-лайнового общения и правописания в сайтах, блогах и чатах, наличие орфографических ошибок входит в привычку и становится причиной падения грамотности;

– интернет-сленг наступает теперь не только из виртуального пространства, но и с экранов телевизоров и со страниц печатных СМИ;

– невозможно постоянно выражать свои мысли и эмоции с помощью сленга, а потом, когда того требуют обстоятельства, заговорить красиво, грамотно, свободно.

В работе исследуется влияние интернет-общения и интернет-сленга на практическую грамотность учащихся.

Объектом данного исследования является речь школьников.

Предметом исследования является язык общения подростков в Интернете.

Методы: поисковый, наглядный, исследовательский, корректировачный.

Проблемный вопрос: может ли интернет-сленг пагубно отразиться на грамотности подрастающего поколения?

Гипотеза: считаем, что намеренное искажение языка представляет угрозу грамотности.

Цель исследования: изучить влияние интернет-сленга на грамотность школьников.

Задачи:

1. Познакомиться с историей и причинами возникновения интернет-сленга; определить факторы, приведшие к негативным изменениям в русском языке под влиянием Интернета.

2. Выявить особенности и характер специального искажения слов русского языка в виртуальном пространстве сети Интернет.

3. Изучить часто употребляемые эрративы и выявить особенности влияния языка Интернет-общения на русский язык.

4. Сделать сравнительный анализ отношения к интернет-сленгу школьников, различных групп населения на основе анкетирования, лингвистического анализа данных, размещѐнных в Интернете;

5. Найти возможные способы борьбы с безграмотностью, насаждаемой Интернетом.

План проведения исследования:

1. Изучить информацию об особенностях общения подростков через Интернет.

2. Проанализировать часто употребляемые эрративы и выявить особенности влияния языка интернет-общения на русский язык.

3. Составить словарь выражений интернет-сленга, наиболее часто используемых школьниками.

В своей работе мы опирались на исследования ученых-лингвистов, Федеральную целевую программу «Русский язык» на 2006–2010 гг., словари, статьи и публикации, а также другие источники, из которых можнопочерпнуть сведения о проблемах, связанных с проникновением в русский язык интернет-сленга. Кроме того, мы рассматривали интернет-сленг с позиции интеграции таких школьных предметов как русский язык, английский язык, информатика.

В результате проведенного исследования было установлено:

1. Современный интернет-сленг - попытка перевести свободу слова из словесной формы в действие, это философия отдельно взятого сообщества людей, объединенных общей идеей и всемирной сетью Интернет. Интернет-сленг - специфический язык, отличающийся лексикой и экспрессивностью оборотов, не обладающий собственной фонетической и грамматической системой.

2. К негативным изменениям в русском языке под влиянием Интернета привели следующие факторы: желание свободы самовыражения, анонимность и «неподцензурность» интернет-общения; высокий темп общения, предполагающий отсутствие должного для других форм общения «языкового самоконтроля», самоцензуры и саморедактуры; зависимость от технических средств. Основное компьютерное средство ввода языковой информации – клавиатура.

3. Специфика интернет-общения проявляется в нарушении правил трех основных компонентов письменной речи: графики, орфографии и пунктуации; графическая форма слов приближена к звуковой и похожа на транскрипцию; для структуры предложений характерны эллипсис и перестановка частей высказывания – признак, свойственный устному общению; встречаются лексические сокращения, аббревиатуры, усечения; пунктуация в виртуальном общении носит семантический характер. К способам образования новых слов в сленге относятся словосложение, конверсия, аффиксальное и префиксальное словообразование, заимствования и перенос наименования.

4. Подростки считают, что использование в интернет-общении сленга – это способ обретения своеобразной свободы, не представляющий опасности для языка.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что эта работа продолжает рассмотрение проблем, связанных с развитием словарного состава языка в ракурсе устойчивости/изменчивости лексических единиц и динамики их взаимодействия.

Практическая ценность работы состоит в возможности применения еѐ результатов в лексикографической практике. Полученные выводы могут использоваться в факультативных курсах по лексикологии русского языка, в спецкурсе по интернет-сленгу, а также учитываться при подготовке учащихся к ГИА и к ЕГЭ.

Большое желание внести свой «кирпичик» в бережное отношение к русскому языку подтолкнуло меня к написанию этой работы.

Молодежный инновационный форум Приволжского федерального округа Конкурс научно-технического творчества молодежи (НТТМ) Интернет-сайт: http://ify.ulstu.ru. Ульяновск, 2011 год

  1. Физкультура и спорт в жизни человека

Физкультура и спорт — неотъемлемая часть жизни человека. Но как показывает время, с развитием научно-технического прогресса человечество становится физически менее активным. Основную работу за человека делает «машина», «робот». В настоящее время, как у пожилых, так и у молодых людей наблюдается недостаток двигательных и физических нагрузок, что приводит к замедлению обмена веществ и снижению активности клеток человеческого организма. В результате — у людей слабая физическая выносливость и набор лишнего веса. Решить эти проблемы можно при помощи физкультуры и спорта.
Какой бы вид физической нагрузки Вы ни выбрали — плавание, бег или что-то другое, главное в процессе тренировки — довести Ваш организм до состояния легкой усталости. В процессе занятий физкультурой и спортом также важно для достижения максимального эффекта периодически, например, 1 раз в месяц, менять упражнения, внести разнообразие в тренировки. Это необходимо для того, чтобы избежать привыкания организма к каким-то одним определённым нагрузкам.

Регулярные занятия физкультурой и спортом, по результатам исследований врачей, повышают настроение и общую физическую активность человека, улучшают сопротивляемость к психологическим стрессам, нормализируют окислительно-восстановительные процессы, а также активизируют процессы кровообращения. Степень физической нагрузки при занятиях физкультурой и спортом должна соответствовать возможностям занимающегося, его возрасту и состоянию здоровья. Для интенсификации тренировок обычно прибегают к увеличению количества упражнений, возрастанию нагрузки и увеличению общего темпа тренировок, то есть к сокращению пауз между упражнениями.                                                                                                  

                                                                 

Вред косметики

Основными аргументами в пользу вреда декоративной косметики являются, конечно же, аллергические реакции и негативное влияние этой косметики на кожу, процессы преждевременного старения. Объясняется это тем, что помимо, раз рекламируемых натуральных компонентов в декоративной косметике содержатся также и довольно опасные и вредные химические элементы и соединения, которые уж никак не делают женщину красивее.                                        Это может быть, как ваша личная непереносимость определённых компонентов, содержащихся в составе тонального крема или пудры, либо же это может быть сигналом о том, что данная косметика уже исчерпала свой срок годности.                                                                                          Использование просроченной косметики чревато плачевными последствиями. К примеру, используя просроченную тушь, вы подвергаете свои глаза риску заболеваний, начиная от банального конъюнктивита и заканчивая более серьёзными проявлениями, вплоть до снижения процента зрения.                                                                                                                                            Соблюдайте правила хранения косметики, тогда она прослужит вам до окончания своего срока годности верой и красотой. Неприятный резкий запах, изменения консистенции косметического средства – являются первыми звоночками, сигнализирующими о том, что с этой косметикой пора расставаться. На вашей испорченной и просроченной помаде могут найти себе приют очень вредные микробы и бактерии.                                                                                                                     Следующий аргумент, объясняющий, почему же так неполезна и вредна декоративная косметика, — это аргумент преждевременного старения кожи вследствие чрезмерного употребления косметики и нанесения уж чересчур толстого слоя макияжа.                                                              Особую опасность и угрозу в этом случае представляют косметические средства сомнительного происхождения. Если за составом косметических средств от известных компаний производителей хоть кто- нибудь да наблюдает (ассоциация дерматологов, к примеру), то вот за производством «неизвестно чего» от «неизвестно кого» приобретённых за копейки никто наблюдать не будет. Если вы уж решили пользоваться декоративной косметикой, то пусть она будет от известных производителей. Красота - штука не дешёвая. А здоровая красота – тем более.                                                                                                                                                                                               Но не обязательно только косметика европейского производства должна внушать уважение, существует достаточно отечественных производителей, работающих «на совесть». Здесь главным критерием должен быть критерий наличия санитарно-гигиенических и медицинских сертификатов.

Вас должны настораживать следующие вещества, входящие в состав ваших любимых тональных кремов, пудр, и тушей – синтетические различные красители, пропилен гликоль, ароматизаторы синтетического производства… Все эти вещества, накапливаясь в нашем организме (в который они попадают через нашу кожу) могут спровоцировать развития различных кожных заболеваний, проблем с лёгкими и дыханием, аллергию, угревую сыпь, крапивницу, мигрени и … рак. Вот вам и декоративная косметика, прекрасно декорирующая потенциальную угрозу…                                                                                                                                                                              В последние годы широко рекламируется кислородная косметика и отсутствие у нее противопоказаний для использования, чудодейственные свойства насыщать кожу кислородом и улучшать обмен веществ. Доля правды во всех этих утверждениях, конечно же, есть. Но, и здесь существуют нюансы, на которые необходимо обращать своё бдительное внимание. Выбирайте косметику для своего типа кожи и лица. Использование в жаркий день косметических веществ на основе кислоты и спирта может вызвать раздражение на коже. Гормональная косметика подходит не всем женщинам и может повлечь за собой побочные явления.                                                                         После использования любой декоративной косметики для снятия макияжа не забывайте, не только протирать кожу специальным лосьоном, но и умываться обыкновенной водой. Чудодейственные лосьоны для снятия макияжа прекрасно справляются со своей задачей, но, вот беда - имеют свойства накапливаться и откладываться на коже, закупоривать и забивать поры, что значительно ухудшает эстетический внешний вид.                                                                                                                               А ещё, устраивайте для своего лица «разгрузочные» дни с чтобы снизить возможный вред косметики.

http://bezvreda.com/pravila-bezopasnosti-zhenskoj-kosmetichki/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа эколого-биологической направленности "Времена года".

Дополнительная образовательная программа эколого-биологической направленности "Времена года" рассчитана на детей в возрасте 5-10 лет, срок реализации 3 года, составлена на основе образовательной прогр...

Дополнительная общеобразовательная программа Эколого -биологической направленности «Эколог-исследователь»

Данная программа может быть востребован учителями биологии,географии,экологии и химиии....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа эколого-биологической направленности «Юный эколог»

Настоящая программа имеет эколого-биологическую направленность и предназначена для работы с любознательными детьми, любящих окружающий наш мир, растений и животных. Программа «Юный эколог»...

Дополнительная общеразвивающая программа эколого-биологической направленности «Изучаем свой родной край»

Цель – создание условий для формирования убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, стремления к личному творческому участию в теоретических и практических делах сбер...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа эколого-биологической направленности "Ая ганга" по школьному лесничеству

Настоящая программа имеет естественно-научную направленность и предназначена для работы с любознательными детьми, любящих окружающий наш мир, растений и животных.Дополнительное образование решает проб...

КРАТКОСРОЧНАЯ ( ЛЕТНЯЯ) ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА эколого-биологической направленности «Юный эколог»

1. Пояснительная записка. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА РАЗРАБОТКИПРОГРАММЫ- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании вРоссийской Федерации»;- Приказ Министерства пр...