Дополнительная общеразвивающая программа эколого-биологической направленности «Изучаем свой родной край»
методическая разработка по экологии (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)

Седляр Ирина Николаевна

Цель – создание условий для формирования убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, стремления к личному творческому участию в теоретических и практических делах сбережения природы.Экологическое просвещение детей – одно из приоритетных направлений. В настоящее время сущность экологического воспитания нельзя рассматривать только как составную часть природоохранной системы - это необходимый компонент формирования современной личности. Новизна программы заключается в том, что в ходе её реализации будет задействована целостная система элементов педагогической практики, нацеленная не только на экологическое образование школьников, но и на развитие основ патриотического самосознания личности. Данная дополнительная программа - это комплексная образовательная программа, объединяющая эколого-биологическую, краеведческую и художественно-эстетическую направленности. Форма организации деятельности: - индивидуально-групповые (педагог уделяет внимание нескольким обучающимся на занятии в то время, когда другие работают самостоятельно); - дифференцированно-групповые (в группы объединяют обучающихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности умений и навыков); - работа в парах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_izuchaem_svoy_rodnoy_kray_2017.doc185.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Кожевниковская средняя общеобразовательная школа № 2»

МАОУ КСОШ № 2) 636160, Томская область, Кожевниковский район,

с. Кожевниково, ул. Карла  Маркса 6.

Телефон 8(38244) 21153, телефон/факс 8(38244) 23398

«Рассмотрено»

Руководитель МО

________/Панова О.П./

Протокол №__от___ 2017г.

«Согласовано»

Замдиректора по УВР

_______/Неизвестных Н.Г./

«Утверждаю»

           Директор МАОУ «Кожевниковская СОШ №2»

______________/Крайсман Н.А./

Приказ № ___ от______ 2017гг.

Дополнительная общеразвивающая программа

эколого-биологической направленности

«Изучаем свой родной край»

Возраст обучающихся,

на который рассчитана программа - 13 - 16 лет

Срок реализации: 1 год

Количество часов: 70 (2 часа в неделю)

Уровень  - базовый

Автор-составитель: Седляр Ирина Николаевна

учитель биологии и экологии.

2017 год

Кожевниково

СОДЕРЖАНИЕ

Страница

Пояснительная записка

3

Ожидаемые результаты

4

Формы аттестации

6

Организационно - педагогические условия реализации программы

6

Виды деятельности

6

Методы организации деятельности детей

6

Перечень необходимого оборудования

7

Учебно-методическое обеспечение

7

Учебно-тематический план

7

Содержание программы

8

Мониторинг результатов обучения

9

Мониторинг личностного развития обучающихся

11

Учебно-тематический план

13

Пояснительная записка

Актуальность

Экологическое просвещение детей – одно из приоритетных направлений. В настоящее время сущность экологического воспитания нельзя рассматривать только как составную часть природоохранной системы - это необходимый компонент формирования современной личности.

В современном мире, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, все возрастающее значение приобретает экологическое образование подрастающего поколения.

Экологические проблемы можно и нужно обсуждать с детьми разного возраста. Современные школьники практически оторваны от природы и воспринимают окружающую среду как дома, магазины, потоки машин и т.д. Поэтому неудивительно, что ребята не задумываются над плачевным состоянием природы, которая до появления промышленности, машин и самолетов была совсем другой.

        Все живые организмы, населяющие нашу Землю, существуют не сами по, себе, они зависят от окружающей среды и испытывают её воздействие. Живые или неодушевленные силы природы, действующие вокруг них, - это не просто декорации, на фоне которых развертывается сам жизненный процесс. Это точно согласованный ансамбль факторов окружающей среды и приспособления к ним живых организмов; именно этот ансамбль, столь легко нарушаемый вмешательством человека, и обуславливает возможность сосуществования разнообразнейших форм организмов и самого различного образа их жизни.

Только нынешнее «заболевание» многих мест обитания, изменение факторов окружающей среды, часто опасное для жизни организмов, и связанное с этим вымирание многих видов животных и растений открывает нам глаза буквально в последнюю минуту на законы «здорового» состояния как нормы и основы существования жизни.

В современном мире, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, все возрастающее значение приобретает экологическое образование подрастающего поколения.

Экологические проблемы можно и нужно обсуждать с детьми разного возраста. Современные школьники практически оторваны от природы и воспринимают окружающую среду как дома, магазины, потоки машин и т.д. Поэтому неудивительно, что ребята не задумываются над плачевным состоянием природы, которая до появления промышленности, машин и самолетов была совсем другой. Сегодня разорвана естественная связь «природа - человека» и как следствие этого - стремительное распространение среди школьников равнодушия, а иногда, и жестокости ко всему живому, в том числе к окружающей природной среде, животным и растениям, к близким людям, друг к другу.

Новизна программы

Новизна программы заключается в том, что в ходе её реализации будет задействована целостная система элементов педагогической практики, нацеленная не только на экологическое образование школьников, но и на развитие основ патриотического самосознания личности. Данная дополнительная программа - это комплексная образовательная программа, объединяющая эколого-биологическую, краеведческую и художественно-эстетическую направленности. 

Цель – создание условий для формирования убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, стремления к личному творческому участию в теоретических и практических делах сбережения природы.

Задачи программы:

Обучающие:

- сформировать систему знаний и умений по природоохранной деятельности в родном крае;

- обучить практическим навыкам решения экологических проблем;

- вооружить технологиями сбережения природы родного края.

- - расширить представления об окружающем мире;

- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;

- обучать проектированию и внедрению своих проектов в жизнь.

Развивающие:

- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни,

- приобщать обучающихся к участию в различных образовательных событиях, посвящённых вопросам экологии и природоохранной деятельности;

- формировать ценностные основы нравственности, поведенческие нормы по отношению к экологическим проблемам современности;

- развивать умение работать в команде;

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;

- воспитывать у школьников ответственность за сохранение окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства.

Ожидаемые результаты

В процессе реализации программы «Родной край» у обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные и предметные универсальные учебные действия.

Показатели в личностной сфере ребёнка:

- развитие интереса к познанию мира природы;

- осознание потребности к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- расширение сферы социально-нравственных представлений;

- установка на безопасный здоровый образ жизни, умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

-гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

-эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты:

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- освоение норм и правил социокультурного взаимодействиями со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья и др.);

-способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- предвосхищать результат.

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач;

- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

.

Познавательные универсальные учебные действия:

- понимать роли государства и действующего законодательства в области охраны природы.

-ставить и формулировать проблемы;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

-узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

-установление причинно-следственных связей;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, сеть Интернет, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах;

- перерабатывать полученную информацию: заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество; 

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- формулировать собственное мнение и позицию; доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

- слушать и понимать речь других; проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и со взрослыми).

Предметные результаты:

- овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;

- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности;

-умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории, общества;

-владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

- воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде.

Формы аттестации

Для оценки результативности обучения по дополнительной общеобразовательной программе «Изучаем свой родной край» применяется входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль.

  • Входной контроль (тест): определение исходного уровня знаний и умений.
  • Текущий контроль (опрос, контроль за качеством выполненных заданий): определение уровня усвоения изучаемого материала по темам.
  • Промежуточный и итоговый контроль (выходное тестирование, выполнение практических заданий  по изученным темам, проектов на экологическую тему): определение результатов работы и степени усвоения теоретических и практических знаний, умений и навыков, а также сформированности личностных качеств.

Для оценки результативности реализации дополнительной общеобразовательной программы «Изучаем свой родной край» используются следующие группы методов диагностики:

  1. Информационно-констатирующие (анкеты, опросы, беседы, тесты, анализ документов).
  2. Оценочные: экспертные оценки, независимые характеристики (отзывы родителей, учителей, зрителей), тесты.
  3. Поведенческие: наблюдения, специальные ситуации (ситуации свободного выбора), игры.
  4. Продуктивные: анализ продуктивной деятельности, тесты, участие в конкурсах, олимпиадах, достижения обучающихся.

Организационно - педагогические условия реализации программы

Сроки реализации программы – 1 год.

Наполняемость группы – не менее 15 человек.

Режим занятий:

  • количество учебных часов за учебный год –70 часа
  • количество занятий и учебных часов в неделю – 2 занятия в неделю
  • продолжительность занятия – 40 мин.

Форма обучения: очная.

Форма организации деятельности:

- индивидуально-групповые (педагог уделяет внимание нескольким обучающимся на занятии в то время, когда другие работают самостоятельно);

- дифференцированно-групповые (в группы объединяют обучающихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности умений и навыков);

- работа в парах.

Виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная.

Методы организации деятельности детей:

- исследовательские задания,

- игровые задания,

- практикумы,

- опытническая работа,

- систематические наблюдения,

- ролевые, дидактические, игры,

- творческие задания, опыты,

- практические работы,

- создание экологических проектов,

- экскурсии и прогулки в природу,

- моделирование,

- составление памяток.

Высокий уровень реализации данной программы может быть обеспечен благодаря использованию основных положений психологии и педагогики, теории и методики экологического образовании, а также инновационных технологий развития экологического сознания.

Перечень необходимого оборудования

1. Помещение для занятий – школьный кабинет, Экопарк, пришкольный участок, дарвиновская площадка.

2. Фотоаппарат.

3. Блокноты, ручки.

4. Семена

5. Сельхозинвентарь.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Технические средства обучения: компьютерное оборудование: компьютер, проектор, экран.
  2. Наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, плакаты, банк работ обучающихся, настенные иллюстрации, фотографии, магнитные доски;

- демонстрационные: работы педагога и обучающихся;

- цифровые образовательные ресурсы: электронные учебники, универсальные энциклопедии;

- аудиовизуальные: слайдовые презентации, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

1.

Раздел 1. « «Азбука экологии» - блок: эколого-биологической направленности

30

2.

Раздел 2. «Знаю, люблю, берегу свой Дом»

39

3.

Итоговое занятие

1

4.

Итого:

70

Содержание программы

Введение (1час)

Раздел 1.  «Азбука экологии» - блок: эколого-биологической направленности. (30час)

Природа - это знания. Природа рассматривается как объект познания, представленный многообразием форм, видовым разнообразием, особенностями и значением в жизни человека. Интерес к познанию природы и окружающего мира «своей малой родины» генетически заложен в каждом ребенке (человек неотъемлемая часть природы). Нахождение в природе, работа с природными объектами оказывает благотворное воздействие на формирование его личности. Без глубоких знаний природы «своей малой родины» невозможно воспитание гражданина своего отечества и становление экологической культуры.

Растительный и животный мир. Почему растение зелёное. Портреты деревьев зимой.  Лекарственные растения. Лес – зелёные лёгкие Земли. Местные растения - индикаторы. Пигменты растений. Красители из растений.

Раздел 2. «Знаю, люблю, берегу свой Дом».  (39час)

Ведущая идея при отборе естественно - научных и социальных аспектов содержания программы - идея о неразрывной связи человека и природы. Природа - это творчество. Пищевые связи  в лесу. Лес – раздолье для вегетарианцев. Сытные рябинки, осинки, дубы и ели для лесных обитателей. Лесные хищники. По страницам лесного   журнала мод. Пропаганда правил поведения в лесу. Растительный мир «Маленький огород на подоконнике» Лесные ремесла. Санитары и врачеватели леса. Растительный мир родного края. Лес и наша жизнь. Изделия из древесины – в нашем доме. Сокровища лесов. Природа в наших ощущениях. Томская область — многонациональный регион.

Мониторинг результатов обучения

по дополнительной общеобразовательной программе

«Изучаем свой родной край»»

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

I. Теоретическая подготовка учащихся.

1.1. Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана образовательной программы)

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям.

1-3 балла - обучающийся не овладел знаниями, предусмотренных программой, и не знает терминологии;

4-6 баллов - обучающийся овладел меньше чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой, и избегает употреблять специальные термины;

7-9 баллов - объем усвоенных знаний составляет более 1/2 и сочетает специальную терминологию с бытовой;

10-12 баллов - обучающийся освоил весь объем знаний, предусмотренных программой, и применяет специальную терминологию;

13-15 баллов - обучающийся свободно воспринимает теоретическую информацию и умеет работать со специальной литературой. Осмысленность и полнота использования специальной терминологии.

1.2. Владение специальной терминологией.

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии.

II. Практическая подготовка учащихся.

2.1. Практические и умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана образовательной программы)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям.

1-3 балла - обучающийся не овладел умениями и навыками, предусмотренными программой, не умеет работать с оборудованием и не в состоянии выполнить задания педагога;

4-6 баллов - обучающийся овладел меньше чем 1/2 объема умениями и навыками, предусмотренными программой, испытывает серьезные затруднения при работе с оборудование и в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога;

7-9 баллов - объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2, работает с оборудование с помощью педагога и выполняет в основном задание на основе образца;

10-12 баллов - обучающийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренных программой, работает с оборудованием самостоятельно и в основном выполняет практические задания с элементами творчества;

13-15 баллов - обучающийся свободно владеет умениями и навыками, предусмотренных программой. Легко преобразует и применяет полученные знания и умения. Всегда выполняет практические задания с творчеством.

2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением.

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения.

2.3. Творческие навыки.

Креативность в выполнении практических заданий

III. Учебно-организационные умения и навыки. 3.1. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности.

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям.

1-3 балла - обучающийся не знает правил безопасности, не умеет готовить рабочее место, не аккуратен в работе.

4-6 баллов - обучающийся овладел меньше чем на 1/2 объема навыков соблюдения правил безопасности, и способностью готовить рабочее место, работы делает не качественно.

7-9 баллов - обучающийся объем усвоенных навыков и способность готовить свое рабочее место составляет более 1/2, к работе относится старательно, не всегда ответственен.

10-12 баллов - обучающийся освоил практически весь объем навыков правил соблюдения безопасности и готовит свое рабочее место иногда с напоминания педагога, в работе аккуратен.

13-15 баллов - обучающийся освоил весь объем навыков, предусмотренных программой. Самостоятельно готовит свое рабочее место, аккуратно и ответственно выполняет задания.

3.2. Умение организовать свое рабочее место.

Способность самостоятельно готовить рабочее место и убирать его за собой.

3.3. Умение аккуратно выполнять работу, качественный результат.

Аккуратность и ответственность в работе.

1-3 балла – низкий уровень

4-6 баллов – ниже среднего уровня

7-9 баллов – средний уровень

10-12 баллов – выше среднего уровня

13-15 баллов – высокий уровень

Мониторинг личностного развития обучающихся

при обучении по дополнительной общеобразовательной программе «Изучаем свой родной край»

Отношение к деятельности

1. Самостоятельность

Высокий 13-15 б. - хорошо занимается без контроля со стороны, правильно организует свое рабочее место, участвует в делах детского объединения, побуждая к этому товарищей.

Выше среднего 10-12 б. - хорошо занимается без контроля со стороны, правильно организует свое рабочее место, но не побуждает к этому товарищей.

Средний 7-9 б. - хорошо занимается без контроля со стороны, правильно организует свое рабочее место, но не всегда участвует в делах детского объединения.

Ниже среднего 4-6 б. - не всегда хорошо занимается без контроля со стороны, не участвует в делах детского объединения.

Низкий 1-3 б. - при выполнении работ нуждается в руководстве.

2. Инициатив-ность и творчество

Высокий 13-15 б. - постоянно в творческом поиске (разрабатывает пособия, читает литературу по предмету, предлагает свои варианты при созданий коллективных работ), помогает товарищам при разработке заданий.

Выше среднего 10-12 б. - постоянно в творческом поиске (разрабатывает пособия, читает литературу по предмету, предлагает свои варианты при созданий коллективных работ), но не помогает товарищам при разработке пособий.

Средний 7-9 б. - в творческом поиске (разрабатывает пособия, читает литературу по предмету).

Ниже среднего 4-6 б. - может сам разработать пособие, но в основном работает по образцу.

Низкий 1-3 б. - выполняет работу при наличии образца, предложенного педагогом, требует контроля.

3. Осознание значимости деятельности

Высокий 13-15 б. - уважительное и бережное отношение к результатам труда (личное и общественное имущество, творческие работы...) и побуждение к этому товарищей.

Выше среднего 10-12 б. - уважительное и бережное отношение к результатам труда (личное и общественное имущество, творческие работы.).

Средний 7-9 б. - уважительное и бережное отношение к результатам своего труда, но не всегда к результатам труда своих товарищей и к общественному имуществу.

Ниже среднего 4-6 б. - не всегда уважительное и бережное отношение к результатам труда (личное и общественное имущество, творческие работы.).

Низкий 1-3 б. - не осознает значимость труда, небережлив, допускает порчу имущества.

Отношение к людям

1. Уважительное отношение к старшим

Высокий 13-15 б. - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников.

Выше среднего 10-12 б. - уважает старших.

Средний 7-9 б. - уважает старших избирательно, кто пользуется авторитетом.

Ниже среднего 4-6 б. - к взрослым не всегда уважителен, нуждается в руководстве.

Низкий 1-3 б. - не уважает старших

2. Отношение к сверстникам

Высокий 13-15 б. - отзывчив, честен в отношениях, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость и не терпит проявления лжи, встает на защиту слабых.

Выше среднего 10-12 б. - отзывчив, честен в отношениях, дружелюбно относится к сверстникам.

Средний 7-9 б. - не всегда отзывчив и доброжелателен.

Ниже среднего 4-6 б. - часто конфликтует со сверстниками.

Низкий 1-3 б. - постоянно конфликтует со сверстниками.

Отношение к себе

1. Соблюдение правил культуры поведения

Высокий 13-15 б. - соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других.

Выше среднего 10-12 б. - соблюдает правила культуры поведения.

Средний 7-9 б. - не всегда соблюдает правила поведения.

Ниже среднего 4-6 б. - правила поведения соблюдает при наличии контроля.

Низкий 1-3 б. - не соблюдает правила поведения.

2. Самооценка

Высокий 13-15 б. - адекватная самооценка (достаточно самокритичен, с помощью педагога может признать и увидеть свои ошибки, уверен в себе, не боится браться за новые дела, быстро адаптируется в новом коллективе, жизненных ситуациях)

Выше среднего 10-12 б. - в основном адекватная самооценка

Средний 7-9 б. - бывает адекватная и неадекватная самооценка

Ниже среднего 4-6 б. - часто бывает неадекватная самооценка

Низкий 1-3 б. - завышенная (не признает критику, излишне самоуверен в себе, никогда не считает себя виноватым, а перекладывает вину на других, образ «Я - лучше всех») заниженная (неуверен в себе, повышенная тревожность «Я не справлюсь, я боюсь», долго адаптируется в новых условиях)

3. Стремление к самосовершенствованию

Высокий 13-15 б. - знает свои сильные и слабые стороны, стремится изменить себя в лучшую сторону и помогает в этом другим. 

Выше среднего 10-12 б. - знает свои сильные и слабые стороны, стремится изменить себя в лучшую сторону.

Средний 7-9 б. - знает свои сильные и слабые стороны, но не всегда стремится изменить себя в лучшую сторону.

Ниже среднего 4-6 б. - не всегда знает свои сильные и слабые стороны, нуждается в поддержке педагога.

Низкий 1-3 б. - не обращает внимания на свои слабые стороны, нуждается в поддержке педагога в формировании положительных личностных качеств.

1-3 балла – низкий уровень

4-6 баллов – ниже среднего уровня

7-9 баллов – средний уровень

10-12 баллов – выше среднего уровня

13-15 баллов – высокий уровень.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Содержание деятельности

Количе-ство часов

«Азбука экологии» - блок эколого-биологической направленности

27

1

Правила техники безопасности. Знакомство с приемами лабораторной техники,  работой

в онлайн режиме 

Экскурсия по пришкольному участку «Природа осенью»

Объяснительно-иллюстративный

2

2

Растительный и животный мир «Фенологические изменения»

Беседа, практикум

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, практикум

2

3

Конкурс рисунков: «Во саду ли, в огороде»

практикум

Объяснительно-иллюстративный

2

4

Работа на сайте vk группы «Экологический патруль»

Обсуждение

 практикум

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум

5

Как живёт и питается растение

Условия, необходимые для жизни растений. Почему растение зелёное. Фотосинтез. Как растение питается. Как растение качает воду.

Обсуждение

 практикум

Объяснительно-иллюстративный,

2

6

Лекарственные растения

Природы дивный лик

Обсуждение

 практикум

демонстрационный практикум

2

7

Цветик – семицветик, или Растения – индикаторы Пигменты растений. История изучения индикаторов и их значение. Местные растения индикаторы.

Обсуждение

 практикум

иллюстративный, практикум

2

8

Выполнение творческого задания: «5Х5 Чудес Родного края», поиск информации

Беседа, практикум

иллюстративный, практикум

2

9

Практическое занятие «Как и чем можно подкормить птиц зимой»

Беседа, практикум

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, практикум

2

10

11

Создание презентации о природе нашего края.

Беседа, практикум

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, практикум

2

12

Красители из растений.

 История использования природных растительных красителей в крашении. Местные растения-красители.

Беседа, практикум

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, практикум

2

13

 «Полезные и занесенные в Красную книгу виды»

Беседа

практикум

3

14

«Портрет» растения кисти биолога

Любой человек в силу различных обстоятельств может оказаться один на один с природной средой, резко отличающейся от привычных условий жизни. Успех выхода из экстремальной ситуации зависит от находчивости, способности адаптироваться, степени подготовленности человека, которые в свою очередь базируется на определённых знаниях прикладного характера.

Беседа

Объяснительно-иллюстративный,

4

«Знаю, люблю, берегу свой Дом»

42

15

Азбука краеведения. Составление опросника на выявление мотивов внимания к парку школы.

Беседа, практикум

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, практикум

2

16

Азбука краеведения. Составление опросника на выявление мотивов внимания к парку школы.

Практикум

Объяснительно-иллюстративный, практикум

2

16

Растения вокруг нас. Подготовка цифровой фотовыставки

Беседа, практикум

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, практикум

2

17

Сбор материала. «Природа Экопарк». Сбор фото.

Беседа, практикум

иллюстративный, демонстрационный, практикум

2

18

Сбор фото. Подбор фотоматериала. Сбор материала «Творческая мастерская - Изучение ландшафта пришкольного участка

Беседа, практикум

иллюстративный, демонстрационный, практикум

2

19

Заглянем в чашку чая

Беседа, практикум

иллюстративный, практикум

2

20

За чудесами в зимний лес. Письма на снегу.

Беседа, практикум

иллюстративный, демонстрационный,

2

21

Растительный мир «Маленький огород на подоконнике»

Беседа, практикум

иллюстративный, демонстрационный,

2

22

Растительный мир родного края (по гербарным материалам и рисункам).

Беседа

иллюстративный, демонстрационный,

2

23

«Барометры природы»

Беседа

иллюстративный, практикум

2

24

Лес  и его эстетическое значение (лес в поэзии, музыке, живописи, литературе).

Беседа, практикум

иллюстративный, практикум

2

25

Пропаганда правил поведения в лесу.

Беседа, практикум

иллюстративный, демонстрационный, практикум

2

26

Моделирование пищевых цепей.

Беседа, практикум

иллюстративный, демонстрационный, практикум

2

27

Создание собственных культурных ландшафтов пришкольного участка (групповые проекты)

практикум

демонстрационный,

2

28

Создание собственных культурных ландшафтов пришкольного участка (групповые проекты)

практикум

демонстрационный,

2

29

Лекарственные растения

Беседа

иллюстративный

2

30

Аборигены и пришельцы

Беседа

иллюстративный

2

31

Лесные ремесла

(резьба по дереву, береста, плетение…)

32

Техника безопасности. Экскурсия на школьный отдел «Лекарственные растения». Характеристика лекарственных растений, их применение.

экскурсия

демонстрационный, практикум

2

33

Природа в наших ощущениях

практикум

Фото, видеоролики

2

70

Итоговое занятие

Источники информации:

1.Интернет –ресурсы.

2. Социальная экология / Горелов А.А. – Москва : МПСИ ; Флинта, 2004.

3.Константинов, А. П. Экология и здоровье: опасности мифические и реальные / А. П. Константинов // Экология и жизнь. - 2012. - № 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа эколого-биологической направленности "Времена года".

Дополнительная образовательная программа эколого-биологической направленности "Времена года" рассчитана на детей в возрасте 5-10 лет, срок реализации 3 года, составлена на основе образовательной прогр...

Дополнительная образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Познаю свой край родной»

Дополнительная образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Познаю свой край родной» разработана для учащихся среднего подросткового возраста. Программа имеет интегративный характ...

Дополнительная общеобразовательная программа Эколого -биологической направленности «Эколог-исследователь»

Данная программа может быть востребован учителями биологии,географии,экологии и химиии....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа эколого-биологической направленности «Юный эколог»

Настоящая программа имеет эколого-биологическую направленность и предназначена для работы с любознательными детьми, любящих окружающий наш мир, растений и животных. Программа «Юный эколог»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа эколого-биологической направленности "Ая ганга" по школьному лесничеству

Настоящая программа имеет естественно-научную направленность и предназначена для работы с любознательными детьми, любящих окружающий наш мир, растений и животных.Дополнительное образование решает проб...

КРАТКОСРОЧНАЯ ( ЛЕТНЯЯ) ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА эколого-биологической направленности «Юный эколог»

1. Пояснительная записка. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА РАЗРАБОТКИПРОГРАММЫ- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании вРоссийской Федерации»;- Приказ Министерства пр...