Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа эколого-биологической направленности «Юный эколог»
рабочая программа на тему

Леонтьев Андрей Владимирович

Настоящая программа имеет эколого-биологическую направленность и предназначена для работы с любознательными детьми, любящих окружающий наш мир, растений и животных. Программа «Юный эколог» направлена на познание окружающей среды. Это достигается путём наблюдения за природой и активных мероприятий по её защите; вовлечения обучающихся в проектную деятельность по решению проблем окружающей среды, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, пропаганда экологических знаний через выпуск листовок, буклетов). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\Андрей РЦДО\РЦДО\эмблема РЦДО легкая1.jpg

МУ «Курумканское районное Управление образования»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Районный центр дополнительного образования»

МО «Курумканский район»

Принята на заседании

педагогического совета

от «___» __________ 201__г.

Протокол №___

           Утверждаю:

            Директор МБОУ ДО РЦДО

            ___________А.У. Сахманов

            «___» __________201__г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа

эколого-биологической направленности

«Юный эколог»

Возраст обучающихся: 10-15 лет

Срок реализации: 3 года

Составитель:

Леонтьев Андрей Владимирович,

педагог дополнительного образования

І квалификационная категория

с. Курумкан,

2018 г.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа эколого-биологической направленности «Юный эколог» разработана в соответствии с:

- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

- Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжение Правительства РФ от 4 сентября2014г. №1726-р.);

- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008);

- Письмом Минобрнауки России от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14» «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Уставом МБОУ ДО «Районный центр дополнительного образования» МО «Курумканский район»;

- Положением о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей, утвержденного приказом МБОУ ДО «Районный центр дополнительного образования» МО «Курумканский район» за №5 от 21.01.2016 г.

Настоящая программа имеет эколого-биологическую направленность и предназначена для работы с любознательными детьми, любящих окружающий наш мир, растений и животных.

Новизна программы заключается в интеграции традиционных занятий с конкурсными и  развлекательными и интеллектуальными мероприятиями, проводимыми педагогом. Подобная интеграция даёт возможность обучающимся развивать ключевые компетенции

Для реализации помимо учебной, воспитательной и развивающей функций большое значение приобретают самообразовательная и стимулирующая функции.

Самообразовательная функция связана с вооружением обучающихся методами работы с различными источниками информации, способности анализировать и преобразовывать информацию, аргументировать выводы, обладать способностью переносить знания из одной области в другую, умело применять их на практике.

Стимулирующая функция способствует формированию мотивации образования, устойчивого интереса к изучаемому, побуждает воспитанников к дальнейшему познанию, выработке потребности постоянно пополнять,  обновлять и развивать свои знания.

Воспитание компетентных, самостоятельно мыслящих детей должно осуществляться совместными усилиями педагогов школы и дополнительного образования.

Программа «Юный эколог» подводит обучающихся к самостоятельной жизнедеятельности, приводит к интегральному результату процессов познания, развития и воспитания – социальную зрелость.

Концепция программы направлена на развитие обучающихся как здоровой личности и творческой индивидуальности, позволяет оптимизировать образовательный процесс на основе компетентностного и личностно – ориентированного подхода.

Принципы и задачи экологического образования должны формулироваться в соответствии с социальным заказом, который получает система образования от общества: формирование гармонически развитой личности. В этом случае воспитание рационального отношения к природе рассматривается как компонент разностороннего развития личности.

Программа «Юный эколог» направлена на познание окружающей среды. Это достигается путём наблюдения за природой и активных мероприятий по её защите; вовлечения обучающихся в проектную деятельность по решению проблем окружающей среды, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, пропаганда экологических знаний через выпуск листовок, буклетов).

Программа решает проблемы занятости детей в летнее, свободное от учебного процесса время (работа в летней экологической трудовой бригаде, экспедиции и походы, исследовательская работа), что позволяет реализовать познавательный интерес на практике.

Цели и задачи программы:

Цели:

- формирование у детей активной жизненной позиции на основе развития экологического мышления, научных исследований и практической деятельности по охране природы, творческого подхода к изучаемым вопросам

- осознание человека как части природы, формирование у них ответственности по отношению к природе

- углубление и расширение имеющихся знаний о природе родного края, путях их рационального использования и охраны, овладение навыками полевых исследований, обработки и анализа материала.

Задачи:

  1. Образовательная:

- овладение обучающимися системой экологических знаний

2. Развивающие:

- развитие навыков экологического познания, анализа и сопоставления источников, работа с полевыми материалами

- овладение навыками оформления полученных полевых материалов и творческих работ

- совершенствование умения самостоятельного поиска, анализа, систематизации, творческой обработки информации

3. Воспитательная:

- воспитание гражданственности, патриотизма, бережного отношения к природе.

Основные ожидаемые результаты

- развитие практических умений учащихся, формирование навыков практической оценки состояния окружающей среды;

- развитие исследовательских умений в области экологического образования;

- развитие экологической грамотности;

- повышение роли актуализированной практико-ориентированной деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Критериями оценки, на основании которых можно судить о личностном росте обучающихся в кружке «Юный эколог» являются:

  1. год обучения:

-Умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;

- Умение  грамотно вести диалоги и  аргументировано  участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;

- Активно участвовать в коллективной познавательной деятельности.

2 год обучения:

- Умение самостоятельно работать с литературой, вести дневник наблюдений, писать рефераты;

- Знание основных экологических проблем села, района, области, форм и методов охраны окружающей среды.

  1. год обучения:

- Умение готовить выступления о результатах  наблюдений на заседаниях кружка, классных часах, экологических вечерах, конференциях, т.е. грамотно описывать и анализировать полученные данные;

- Умение проводить занятия в кружке, игровые программы, готовить вечера, праздники.

Оценка знаний и умений учащихся

Промежуточный контроль: тестовая проверка (после каждой большой темы), викторина, устный опрос, практическая работа, игра отслеживание текущих результатов – успеваемость в основной школе, рост познавательного интереса.

Итоговый контроль: количество и уровень выполненных творческих работ, участие в районных, республиканских конференциях. Практические навыки и умения будут отслеживаться по результатам выполнения исследовательских и проектных работ, отчетов по полевым практикам, через участие в ролевых играх, в системе педагогических наблюдений.

Возраст детей, участвующих в реализации программы: 10-15 лет

Принимаются все желающие без предварительного отбора.

Срок реализации программы: - 3 года.

Формы занятий

Ведущей формой организации занятий является групповая. Некоторые занятия целесообразно проводить со всем составом объединения, например: лекции, беседы, походы. Для подготовки мероприятий и экскурсий более продуктивной будет работа в подгруппах.

Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуальная форма ведения занятий.

Режим занятий

    В первой год обучения предполагается 3 часа учебных занятий в неделю. Во второй и третий годы обучения по 6 часов в неделю. Итого за первый год обучения 108 часов, второй год 216 часов и третий год 216 часов.

II. Учебный план

1 год обучения

Наименование разделов

Количество часов

Теория

Практика

Всего часов

1

Введение. Техника безопасности

2

-

2

2

Основы экологии

3

7

10

3

Сезонные явления в природе

2

13

15

4

Экология растений

8

17

25

5

Экология животных

6

19

25

6

Грибы. Микроорганизмы

2

6

8

7

Наблюдения за природой

6

16

22

8

Итоговое занятие

1

-

1

Итого за период обучения

30

78

108

2 год обучения

Наименование разделов

Количество часов

Теория

Практика

Всего часов

1

Введение. Техника безопасности

4

2

6

2

Изучение Красной книги РБ и РФ.

8

16

24

3

Природа родного края

12

22

34

4

Охрана окружающей среды

9

29

38

5

Среды жизни

4

6

10

6

Биотические экологические факторы в жизни живых организмов

12

18

30

7

Влияние абиотических факторов среды на живые организмы

10

20

30

8

Наблюдения за природой

12

30

42

9

Итоговое занятие

2

-

2

Итого за период обучения

73

143

216

3 год обучения

Наименование разделов

Количество часов

Теория

Практика

Всего часов

1

Введение. Техника безопасности

4

2

6

2

Воздействие человека на окружающую среду

10

26

36

3

Антропогенные факторы воздействия человека на окружающую среду

10

26

34

4

Экология своей местности

8

18

28

5

Экологические проблемы и здоровье человека

8

26

34

6

Социальная среда и человек

8

18

26

7

Факторы сохранения и укрепления здоровья человека

8

14

22

8

Наблюдения за природой

4

16

20

9

Роль человека на Земле и проблемы среды

2

6

8

10

Итоговое занятие

2

-

2

Итого за период обучения

64

152

216


III. Календарный учебный график

1 год обучения

№ занятия

№ п/п

Название темы

Количество часов

Формы контроля

Дата

Примечание

Теория

Практика

Всего

План

Факт

1

Введение. Техника безопасности

2

-

2

1-2

1.1

Введение. Техника безопасности.

2

-

2

2

Основы экологии

3

7

10

Устный опрос

3

2.1

Экология как наука. Предмет экологии

1

-

1

4-5

2.2

Взаимосвязь экологии с другими науками

1

1

2

6

2.3

Основные разделы экологии

1

-

1

7-9

2.4

Методы экологических исследований. Полевые лабораторные исследования

-

3

3

2.5

Сообщества. Экосистема

-

3

3

10-12

3

Сезонные явления в природе

2

13

15

Практ. работа

13-15

3.1

Сезонные явления в природе. Экскурсия

1

2

3

16-18

3.2

Почему наступает листопад.    Экскурсия

1

2

3

19-21

3.3

Разнообразие осенних цветов. Экскурсия

-

3

3

22-23

3.4

Составление цветочных композиций. Конкурс рисунков

-

2

2

24-25

3.5

Скатерть – самобранка дикой природы. Игра

-

2

2

26-27

3.6

Конкурсная программа «Чудо природы»

-

2

2

4

Экология растений

8

17

25

Тест №1

28-30

4.1

Царство растений

3

-

3

31-34

4.2

Введение в экологию растений

2

2

4

35-37

4.3

Сезонные и возрастные изменения растений

-

3

3

38-42

4.4

Жизненные формы растений

1

4

5

43-44

4.5

Лекарственные растения в нашей местности

-

2

2

45-49

4.6

Экология растительных сообществ

2

3

5

50-52

4.7

Охрана растительного мира

-

3

3

5

Экология животных

6

19

25

Тест №2

53

5.1

Общая характеристика животного мира

1

-

1

54-57

5.2

Роль животных в природе

1

3

4

58-61

5.3

Условия существования животных

1

3

4

62-64

5.4

Животный мир различных сред жизни

-

3

3

65-68

5.5

Сезонные изменения в жизни животных

1

3

4

69-72

5.6

Популяции животных

1

3

4

73-75

5.7

Зооценозы и типы отношений у животных

1

2

3

76-77

5.8

Влияние человек на животный мир

-

2

2

6

Грибы. Микроорганизмы

2

6

8

Устный опрос

78-80

6.1

Микроорганизмы

1

2

3

81-85

6.2

Грибы. Симбиоз

1

4

5

7

Наблюдения за природой

6

16

22

Викторина

86-89

7.1

Наша планета – Земля

2

2

4

90-93

7.2

Биосфера

2

2

4

94-99

7.3

Полевой практикум

-

6

6

100-107

7.4

Основы исследовательской работы

2

6

8

108

8

Итоговое занятие

1

-

1

Итого

30

78

108

2 год обучения

№ занятия

№ п/п

Название темы

Количество часов

Формы контроля

Дата

Примечание

Теория

Практика

Всего

План

Факт

1

Введение. Техника безопасности

4

2

6

Устный опрос

1-2

1.1

Введение

2

-

2

3-6

1.2

Техника безопасности

2

2

4

2

Изучение Красной книги  РФ и РБ

8

16

24

Тест №1

7-10

2.1

История создания Красной книги

2

2

4

11-14

2.2

Красная книга РФ

2

2

4

15-20

2.3

Красная книга нашей республики

2

4

6

21-26

2.4

Краснокнижные виды растений и животных нашей местности

2

4

6

27-30

2.5

Охрана редких и исчезающих видов

-

4

4

3

Природа родного края

12

22

34

Игра

31-36

3.1

Географическое положение, природные условия и ресурсы нашего края

2

4

6

37-42

3.2

Особенности рельефа своей местности. Горные породы, их хозяйственное использование

2

4

6

43-52

3.3

Природные и антропогенные объекты на территории Курумканского района

4

6

10

53-58

3.4

Природные памятники нашего региона

2

4

6

59-64

3.5

Целебные источники района

2

4

6

4

Охрана окружающей среды

9

29

38

Викторина

65-66

4.1

Необходимость создания охраняемых объектов

2

-

2

67-74

4.2

Экологическая организация Гринпис (Greenpeace),ФОНД ДИКОЙ ПРИРОДЫ (WWF), Международная ассоциация "Зеленый крест".

3

5

8

75-82

4.3

Охраняемые природные территории России: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы

2

6

8

83-90

4.4

Охраняемые территории природы Бурятии

2

6

8

91-96

4.5

«Баргузинский биосферный заповедник»

-

6

6

97-102

4.6

Государственный природный заповедник «Джергинский»

-

6

6

5

Среды жизни

4

6

10

Тест №2

103

5.1

Живая и неживая природа

1

-

1

104-106

5.2

Воздух

1

2

3

107-109

5.3

Вода

1

2

3

110-112

5.4

Почва

1

2

3

6

Биотические экологические факторы в жизни живых организмов

12

18

30

Тест №3

113-120

6.1

Животные и растения. Опыление цветков животными. Распространение животными плодов

4

4

8

121-126

6.2

Влияние растений друг на друга

2

4

6

127-132

6.3

Грибы и бактерии в жизни растений.  Влияние грибов на заболеваемость растений

2

4

6

133-138

6.4

Отношение хищник-жертва

2

4

6

139-142

6.5

Паразитизм

2

2

4

7

Влияние абиотических факторов среды на живые организмы

10

20

30

Тест №4

143-150

7.1

Растения и свет

2

6

8

151-156

7.2

Влияние солнечного света на жизнь на Земле

2

4

6

157-166

7.3

Вода и воздух в жизни живых организмов

4

6

10

167-172

7.4

Влияние температуры

2

4

6

8

Наблюдения за природой

12

30

42

Практ. работа

173-180

8.1

Фенологические изменения в мире растений

4

4

8

181-192

8.2

Гидрометео изменения.  Фенологические наблюдения. Народные приметы

4

8

12

193-196

8.3

Экскурсия на природу

-

4

4

197-202

8.4

Полевой практикум

-

6

6

203-214

8.5

Исследовательская работа

4

8

12

215-216

9

Итоговое занятие

2

-

2

Итого

73

143

216

3 год обучения

№ занятия

№ п/п

Название темы

Количество часов

Формы контроля

Дата

Примечание

Теория

Практика

Всего

План

Факт

1-6

1

Введение. Техника безопасности

4

2

6

2

Воздействие человека на окружающую среду

10

26

36

Тест №1

7-12

2.1

Человек и природа

2

4

6

13-18

2.2

Физико-химическое загрязнение среды

2

4

6

19-22

2.3

Несанкционированные свалки и поиск возможных путей решения проблемы бытовых отходов

-

4

4

23-26

2.4

Шум – одна из форм физического загрязнения среды жизни

2

2

4

27-30

2.5

Транспорт, его влияние на окружающую среду

-

4

4

31-34

2.6

Выхлопные газы – альтернативное топливо

2

2

4

35-36

2.7

Экологическая оценка состояния воздушной среды

-

2

2

37-42

2.8

Пресные воды - наше богатство

2

4

6

3

Антропогенные факторы воздействия человека на окружающую среду

10

26

36

Тест №2

43-50

3.1

Антропогенное воздействие на биосферу

4

4

8

51-56

3.2

Лесные пожары

2

4

6

57-60

3.3

Последствия лесных пожаров

-

4

4

61-64

3.4

Вырубка леса

-

4

4

65-70

3.5

Загрязнение атмосферы

2

4

6

71-76

3.6

Глобальное потепление

2

4

6

77-78

3.7

Сточные воды

-

2

2

4

Экология своей местности

8

18

26

Викторина

79-86

4.1

Проблемы бытовых отходов в селах района

4

4

8

87-90

4.2

Агитация местного населения по борьбе с лесными пожарами

-

4

4

91-94

4.3

Акция «Чистый берег»

-

4

4

95-102

4.4

Загрязнение окружающей среды различными источниками

4

4

8

103-104

4.5

Экскурсия по лесу

-

2

2

5

Экологические проблемы и здоровье человека

8

26

34

Устный опрос

105-110

5.1

Окружающая среда и организм человека

2

4

6

111-118

5.2

Влияние экологических факторов на здоровье человека

2

6

8

119-122

5.3

Физические факторы здоровья: тепловой режим.

-

4

4

123-126

5.4

Ионизирующие излучения

2

2

4

127-132

5.5

Радиация и здоровье

2

4

6

133-134

5.6

Влияние шума на здоровье

-

2

2

135-136

5.7

Опасность химического отравления

-

2

2

137-138

5.8

Проблемы адаптации человека к окружающей среде

-

2

2

6

Социальная среда и человек

8

18

26

Тест №3

139-144

6.1

Человек и социальные факторы

2

4

6

145-148

6.2

Стресс

2

2

4

149-150

6.3

Экология жилища

-

2

2

151-154

6.4

Питание и здоровье человека

2

2

4

155-156

6.5

Поведение человека. Уровни регуляции поведения человека

-

2

2

157-160

6.6

Психологический тренинг

2

2

4

161-162

6.7

Гигиенические нормы

-

2

2

163-164

6.8

Социальные среды жизни человека

-

2

2

7

Факторы сохранения и укрепления здоровья человека

8

14

22

Игра

165-168

7.1

Здоровье человека и здоровый образ жизни

2

2

4

169-172

7.2

Факторы, формирующие здоровье и разрушающие его

2

2

4

173-178

7.3

Первая медицинская помощь при ранениях и травмах

2

4

6

179-182

7.4

Вредные привычки

-

4

4

183-186

7.5

Чем опасна домашняя пыль

2

2

4

8

Наблюдения за природой

4

16

20

Практ. работа

187-190

8.1

Полевой практикум

-

4

4

191-200

8.2

Природоохранная деятельность

4

6

10

201-206

8.3

В Гостях у природы

-

6

6

207-214

9

Роль человека на Земле и проблемы среды

2

6

8

216

10

Итоговое занятие

2

-

2

Итого

64

152

216


IV Содержание программы

1 год обучения

  1. Введение. Техника безопасности (2ч)

Введение в курс. Инструктаж по техника безопасности. Знакомство с детьми. Работа с родителями.

  1. Основы экологии (10ч)

Теория:Наука экология, предпосылки её возникновения. Необходимость изучения предмета в современных условиях. Место экологии в ряду естественных наук. Связь экологии с биологией, географией, химией, физикой и другими дисциплинами. Особенности экологии как самостоятельной науки. Цели, задачи, и подходы науки о нашем общем доме Земле – экологии. Разделы экологической науки. Основные проблемы и задачи, перспективы экологической науки. Методы экологической науки. Влияние деятельности человека на природу. Изменения влияния человека на природу в эпоху научно-технического прогресса. Связь основных факторов воздействия человека на природу с развитием науки, промышленности, техники и ростом нужд и потребностей общества в пище, жилище, топливе, строительных материалах и т. п. В этом разделе учитель расставляет акценты взаимодействия с учениками на весь период обучения – мыслить глобально, действовать локально. Гармоничное сосуществование человека и природы – залог будущего. Только при условии соблюдения всех экологических законов у человека есть будущее.

Практика:  Игра – обучение «Экологические кубики»

  1. Сезонные явления в природе (15ч)

Сезонные явления в природе осенью. Экскурсия. Почему наступает листопад – экскурсия в лес. Разнообразие цветочных растений осенью. Составление цветочных композиций. Овощные культуры. Растения – переселенцы. Познавательно – развлекательная игра «Скатерть – самобранка дикой природы».Развлекательная программа «Золотой листопад». Конкурсная программа «Чудо природы».

Практика: Определение возраста растения.

  1. Экология растений (25ч)

Царство растений, повторение основных систематических единиц царства. Растения луга и их экология, знакомство с растениями луга своей местности. Растения – представители сухих, влажных и затопляемых лугов, их особенности. Растения сухих полян, понятие экотоп. Значение растений луга для человека и природы. Водные растения, особенности их строения в связи с местом обитания. Значение для человека и природы. Растения леса, малый фитоценоз. Ярусность горизонтальная и вертикальная, характеристика леса по ярусам. Определение типа леса. Внеярусная растительность. Рассмотрение смены одного лесного сообщества другим в окрестностях своего населённого пункта, на конкретных примерах (зарастание луга, болота и т.д.). Лекарственные растения родного края. Внешний вид растений. Места произрастания, сроки сбора. Заготавливаемые части растений, используемые в народной медицине. Народные рецепты, собранные у местного населения. Правила заготовки лекарственного сырья. Применение растений, польза ядовитых растений. Относительность вреда таких растений. Редкие и охраняемые растения нашего края. Внешний вид растений. Места обитания. Причины, по которым растения попали в разряд охраняемых и редких. Категории охраны растений. Реликтовые растения родного края, их нахождение на его территории. Рациональное использование растительных ресурсов родного края.

Практика:

Изучение жизненных форм, изучение видового состава растений в окрестностях школы                        Изучение состояния деревьев и кустарников в окрестностях школы,с гербарием «Растения луга» (изучение, определение, зарисовка);                                      -                                                                                                                                            - с гербарием «Деревья, кустарники, травы» (изучение, определение, зарисовка);  - с гербарием «Лекарственные и ядовитые растения». (изучение, определение,зарисовка);                                                                                                                                                           - с гербарием «Редкие и охраняемые растения Республики Бурятия» (изучение, определение, зарисовка).

  1. Экология животных (25ч)

Характеристика животного мира. Основные таксономические единицы животного мира. Отличие и сходство животных и растений. Отличие животных от растений и неживой природы. Насекомые нашего края. Общественные насекомые: пчелы, муравьи. Их роль в природе и для человека. Строение муравейника. Правила его огораживания. Насекомые – вредители сельского хозяйства и лесов. Способы борьбы с вредителями. Водные беспозвоночные нашего края. Рыбы. Экология рыб, земноводных, пресмыкающихся. Рыбы различных водных бассейнов области. Сроки нереста. Сроки и правила рыбной ловли. Разрешенные и запрещенные орудия лова. Птицы нашего края. Перелетные птицы и их экология. Зимующие птицы нашего края. Приспособленность птиц к сезонным изменениям в природе. Представители различных отрядов птиц. Выводковые и птенцовые птицы. Значение для человека. Повышение продуктивности охотничьих птиц. Млекопитающие нашего края. Животные водоемов, лугов, лесов. Среды обитания животных. Редкие и охраняемые животные нашего края. Причины, по которым животные стали редкими. Рациональное использование животного мира своей местности.

Практика:Помощь школьников животным в зимнее время. Лабораторные работы: «Изучение приспособлений насекомых к своей среде обитания», «Изучение приспособленностей аквариумных рыб к жизни в воде»; «Изучение динамики численности популяций животных»; «Изучение зооценоза водоёма»; «Определение жизненных форм птиц».

  1. Грибы. Микроорганизмы (8ч)

Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни. Бактериальные и грибные болезни растений. Основные понятия: сапротрофы, паразиты, круговорот веществ, микориза, фитофтороз.

Практика: Грибковые заболевания злаков (изучаются на гербарных экземплярах).

  1. Наблюдения за природой (22ч)

Наше место во Вселенной. Происхождение нашей планеты и возникновение жизни. Понятие о биосфере. Биосфера – живая оболочка Земли. Значение наблюдательности и умения вести наблюдения. Признаки изменения погоды. Гербаризация растений. Дневник наблюдений. Сбор природного материала и его оформление. Краеведческие наблюдения.

    Понятие исследовательской работы. Тема исследования. План исследовательской работы. Работа со справочной литературой. Методы сбора материала. Правила оформления исследовательской работы.

Практика: Участие в экологических акциях. Изготовление кормушек. Сбор, засушивание растений и оформления гербария. Сбор коллекции насекомых и правила ее оформления. Введение дневника наблюдений. Маршрут по экологической тропе. Исследовательская деятельность в природе.

  1. Итоговое занятие (1ч)

  1. год обучения
  1. Введение. Техника безопасности (6ч)

Введение в курс. Инструктаж по техника безопасности.

  1. Изучение красной книги РФ и РБ (24ч)

    Растения занесённые в Красную книгу. Животные занесённые в Красную книгу. По страницам Красной книги – редкие и охраняемые растения и животные.Красная книга Республики Бурятия. Составление Красной книги нашего родного края. Сбор растений занесенных в Красную книгу, для составления гербарий.Охрана редких и исчезающих видов. Причины снижения их численности исчезновение отдельных видов. Нарушение и разрушение экосистем – основная причина уменьшения видового разнообразия. Пути охраны лесного сообщества.

Практика:Экологический проект «Жалобная книга природы».

  1. Природа родного края (34ч)

Рельеф, полезные ископаемые, климат, реки, озера, болота, растительный и животный мир края. Горные породы и минералы края. Использование полезных ископаемых. Рациональное природопользование. Влияние ветра, воды, температуры воздуха на разрушение горных пород. Образование почвы. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия. История и культура. Традиции и обычаи народов, проживающих на территории района. Термальные источники Курумканского района. Экскурсия.

Викторина «Люби и знай свой край родной».

Практика:Экскурсия по термальным источникам. Определение горных пород и минералов.

  1. Охрана окружающей среды (38ч)

История, появление и направления деятельности экологической организации «Гринпис», ФОНД ДИКОЙ ПРИРОДЫ,международная ассоциация «Зеленый крест».Экологические проблемы нашей страны.Необходимость создания охраняемых объектов. Охраняемые природные территории России: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Охраняемые объекты природы Бурятии. «Баргузинский биосферный заповедник». Государственный природный заповедник «Джергинский».Создание экологической тропы.Роль учащихся в деле охраны природы родного края.

Практика. Я – юный помощник «Гринпис», ФОНД ДИКОЙ ПРИРОДЫ,  «Зеленого креста». Учет и охрана растительных богатств родного края. Участие в экологических акциях («Чистый берег», «Уборка мусора», «Покормите птиц» и т.д.).  

  1. Среды жизни (10ч)

Наземная среда обитания. Животный мир суши. Особенность условий обитания и разнообразие животных тундры, лесов умеренной зоны, степей, саванн и прерий, пустынь, тропических лесов, горных областей.

Водная среда обитания. Условия обитания животных в воде. Отличия от условий обитания на суше. Приспособление животных к жизни в воде. Особенности жизни животных в морях и океанах, в пресных водоемах.

Почва как среда обитания животных. Приспособления у животных к жизни в почве. Почвенные животные и плодородие почвы. Жилища в жизни животных. Жилище как среда обитания и одно из важнейших условий существования животных. Разнообразие жилищ.

Живой организм как среда обитания животных. Приспособления у животных к жизни в живых организмах.

Практика: экскурсия: на водоем, на луг, в лес.

  1. Биотические экологические факторы в жизни живых организмов (30ч)

Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений. Значение растений для животных. Растения-хищники. Биологические методы борьбы с вредителями растений: леса, луга, и искусственных агроценозов.

Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам.

Взаимоотношения между животными. Внутривидовые взаимоотношения, связанные с размножением. Взаимоотношения между родителями и потомством. Групповой образ жизни, лидерство и подчиненность.

Отношения между животными различных видов. Различные формы взаимодействия между животными. Пищевые связи. Хищники и жертвы. Отношения «паразит — хозяин». Нахлебничество. Квартирантство. Конкурентные и взаимовыгодные отношения между животными.

Практика:Способы распространения плодов и семян (с помощью коллекции плодов и семян изучаются приспособления семян и плодов к распространению животными). Изучение защитных приспособлений растений на гербарных экземплярах. Взаимодействие лиан с другими растениями (изучаются приспособления лиан, например гороха, чины, плюща и других обеспечивающие им преимущество в выживании).Составить карту пищевых связей животных.

  1. Влияние абиотических факторов среды на живые организмы (30ч)

Свет и фотосинтез. Свет как экологический фактор. Приспособления растений к световому режиму. Экологические группы растений по отношению к свету: светолюбивые, тенелюбивые и теневыносливые растения. Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.

Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений. Температура как экологический фактор. Разнообразие температурных условий на Земле. Экологические группы растений по отношению к теплу. Особенности растений холодныхпоясов. Влияние тепла и холода на жизнь растений. Температурные адаптации растений. Приспособления растений к различным температурам. Выделение тепла растениями. Температура растений. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды. Определение среднегодовых и среднесезонных температур своей местности и растений, приспособленных к ним. (Среднегодовые и среднесезонные температуры определяются по дневникам наблюдений, определение по справочникам сельскохозяйственных растений, наиболее приспособленных к выращиванию в своей местности).

Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений. Влажность как экологический фактор. Приспособление растений к различным условиям влажности.

Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа. Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха. Приспособление растений к опылению и распространению ветром.

Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы Характеристика почв по механическому и минеральному составу, по содержанию ионов водорода. Плодородие почв. Действия человека, влияющие на качество почв. Экологические группы растений по отношению к кислотности, засоленности и механическому составу почв.

Влияние воды и тепла на прорастание растений. Отношение животных к свету. Свет как экологический фактор. Дневные и ночные животные. Особенности распространения животных в зависимости от светового режима.

Значение воды в жизни животных. Вода как необходимое условие жизни животных. Влажность как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к воде. Приспособление животных к различным условиям влажности. Поступление воды в организм животного и ее выделение. Значение тепла для жизнедеятельности животных. Температура как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к теплу. Холоднокровные и теплокровные животные. Реакции животных на изменения температуры. Способы регуляции теплоотдачи у животных.

Значение воздуха в жизни животных. Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни животных. Кислород и углекислый газ в жизни животных. Приспособления у животных к извлечению кислорода из окружающей среды. Дыхание животных.

Практика: определение количества солнечных дней в году в своей местности. Влияние света на рост и развитие растений. Изучение строения листьев светолюбивого и тенелюбивого растений под микроскопом. Изучение приспособлений растений к опылению и распространению ветром. Изучение проводится по коллекции плодов и семян с помощью лупы. Приспособленность растений своей местности к условиям влажности. Движение амебы при разных температурах. Реакция дождевых червей на различную влажность почвы.

  1. Наблюдения за природой (42ч)

Введение в фенологию. Фенологические изменения в мире растений и животных нашей местности. Экскурсия в природу. Экскурсия на озеро. Гидрометеорология на озере. Игра-викторина «Занимательная фенология». Заповеди экскурсантов в природе. Зарисовка экологических знаков. Беседа «Поведение человека в природе».

Основы научного исследования. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования. Выбор темы исследовательской работы. Отбор и анализ методической и научно- популярной литературы по выбранной теме. Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы. Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”.Народные приметы о весенней погоде. 

Практика:Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу. Логическое построение текстового материала в работе. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Выводы и оформление “Заключения”.Сравнение предсказываемой погоды, основанных на народных приметах с данными метеорологов (на основе календаря погоды 2016 года).

  1. Итоговое занятие (2ч)

Список рекомендуемой литературы

  1. .Былова А.М. - Экология растений. Москва - «Вентана Графа», 2002 г.
  2. Бидюков Г.Ф., Благосклонов К.Н., Вершинина Т.А. Сборник «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.Исследователи природы».- «Просвещение», М., 2003
  3. Балабанова В.В. - Предметные недели в школе по биологии, экологии, здоровый образ жизни - Волгоград « Учитель», 2005 г.
  4. Дежникова Н.С. и другие. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. Экологические занятия. – Педагогическое общество России, М., 2001.
  5. Дольник В. - Непослушное дитя биосферы - Москва «Педагогика – пресс», 1994
  6. Колокольников А.Н. Самодельные наглядные пособия по географии. Пособие для учителя.- Государственное учебно - педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, М., 2001
  7. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города. Школьный практикум. – Владос, М., 2001.
  8. Модестов С.Ю. - Сборник творческих задач по биологии, экологии, ОБЖ С.-Петербург «Акцидент», 1998
  9. Молодова Л.П. - Экологические праздники для детей - Минск «Асар», 2001
  10. Шатилов Ф.В. - Биогеоценозы, среда и человек - Саратовский университет 1996
  11. Внеклассная работа по экологии в школе – Белгород, 2006

ПРИЛОЖЕНИЕ

Контрольно- измерительные материалы

Рост и развитие растений.

Вариант 1.

А1. В чем состоит отличие растений от всех других живых существ?

  1. при дыхании поглощают кислород
  2. растут на протяжении всей жизни
  3. распространяются на новые территории
  4. при дыхании выделяют углекислый газ

А2. Деление каких клеток обеспечивает рост растения в толщину?

  1. зоны роста
  2. камбия
  3. верхушечной почки
  4. коры

А3. Как называется период индивидуального развития растения с момента прорастания семени до цветения?

  1. молодость
  2. зрелость
  3. старость
  4. зародышевый период

А4. Какой абиотический фактор больше всего оказывает влияние на жизнедеятельность растений?

  1. насекомые
  2. птицы
  3. человек
  4. свет

В1. Как называется преобразование организма от зарождения до конца его жизни?

В2. В какое время суток процессы жизнедеятельности растений происходят активнее?

Рост и развитие растений.

Вариант 2.

А1. Жизнь цветкового растения начинается с образования

  1. пыльцы
  2. цветка
  3. зиготы
  4. споры

А2. Что называется ростом растения?

  1. качественные изменения организма
  2. количественное изменение размеров и массы
  3. прорастание семени и ветвление
  4. появление ветвей и побегов

А3. В какой период индивидуального развития растение наиболее жизнеспособно:

  1. зародышевый
  2. молодость
  3. зрелость
  4. старость

В1. Сколько возрастных периодов выделяют в индивидуальном развитии высших растений?

В2. Какие ритмы проявляются у растения в образовании годичных колец стволов, отмирании и возобновлении побегов у трав?


Кроссворд «Рост и развитие растений»

с ответамибез ответов

Кроссворд «Рост и развитие растений»

1. Тип прорастания, при котором семядоли остаются под землей.

2. Способ распространения семян козлобородника.

3. Один из основных компонентов необходимый для прорастания семян.

4. Ткань, обладающая способностью к активному делению, в результате чего растение растет в течение всей жизни.

5. Тип прорастания, при котором семядоли выносятся на поверхность.

6. Зародыш, приостановившийся в своем развитии, снабженный питательными веществами и окруженный защитным покровом.

7. Способ расселения семян дуба.

8. Развитие организма от зародыша до конца жизни.

9. Способ расселения семян чистотела.

Кроссворд «Рост и развитие растений»

Вопросы по Байкаловедению

  1. Озеро Байкал имеет происхождение?
А) Ледниковое
Б) Вулканическое
В) Тектоническое
Г) Искусственное
  1. Ученые традиционно определяют возраст о. Байкал?
А) Более 200 млн. Лет
Б) Более 100 млн. Лет
В) Более 50 млн. Лет
Г) Более 20 млн. Лет
  1. Самый большой остров на Байкале?
А) Круглый
Б) Ольхон
Г) Долгий
  1. Могучий ветер, воспетый в песне «Славное море – священный Байкал», дует главным образом в центральной части озера из ... долины поперек и вдоль Байкала. Этот ветер дует ровно, с постепенно нарастающей мощью. Этот ветер приносит с собой устойчивую солнечную погоду.

А) Ангара

Б) Баргузин

В) Култук

Г) Сарма

  1. Первым из европейских ученых, описавших этих рыб, был Петер Паллас. Вот как он их описывает: «...тверда, как кусок сала, и справедливо так жирна, что если жарить, так одни только спиновые позвонки останутся, а прочее все расплывается. В сеть она никогда не попадает, и живой ее еще никогда не видывали»
А) Сиг
Б) Хариус
В) Голомянка
Г) Байкальская нерпа
  1. Первооткрывателем жемчужины Восточной Сибири – озера Байкал был казацкий пятидесятник ...
А) Л.С. Берг
Б) И.М. Губкин
В) Жак Ив Кусто
Г) Курбат Иванов
  1. Ученые, изучающие озера?
А) Геоморфологи
Б) Лимнологи
В) Климатологи
Г) Геологи

8. Для каких целей создаются заповедники?

А) Для охоты;

Б) Для сохранения и изучения живой и неживой природы;

В) Для туризма.

9. В каком году создан Джергинский заповедник?

А) 1916г;

Б) 1992г;

В) 2000г.

10. Кто является первым директором Джергинского заповедника

__________________________________________________________

11. Как переводится на русский язык эвенкийское слово «Джирга»?

А) Счастье;

Б) Рыбное место;

В) Территория, куда запрещается заходить.

  1. Какой горячий источник находится на территории заповедника?

А) Умхэй;

Б) Кучигер;

В) Сея.

  1. Назовите озера находящиеся на территории Джергинского заповедника?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие хребты окружают Джергинский заповедник?

А) Хребет Хамар-Дабан, хребет Южно-Муйский, хребет Яблоневый;

Б) Хребет Южно-Муйский, хребет Икатский, хребет Баргузинский;

В) Хребет Баргузинский, хребет Южно-Муйский, хребет Яблоневый;

  1. Сколько метров составляет самая высокая точка заповедника?

А) 1612м.;       Б) 1963 м.;          В) 2841 м.

  1. Эта птица издает различные, иногда пугающие звуки. Назовите ее?

А) Филин;

Б) Черный коршун;

В) Ворона.

  1.  Назовите реки, протекающие по территории Джергинского заповедника?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Самое крупное травоядное млекопитающее Джергинского заповедника?

А) Олень;

Б) Кабарга;

В) Лось.

  1.  Расшифруйте аббревиатуру МСОП.

________________________________________________________________________

  1. Крупный обитатель заповедника, впадающий в зимнюю спячку?

________________________________________________________________________

  1. Сколько всего заповедников в России?

А) 99;             Б) 56;                В) 108.

Вопросы по Байкаловедению
1.Первые русские поселения на берегу Байкала появились?
А) В конце 5-го начале 6-го веков
Б) В конце 15-го начале 16-го веков
В) В конце 17-го начале 18-го веков
Г) В конце 19-го начале 20-го веков
2. Одним из языков, от которого происходит название о.Байкал является?
А) Татарский
Б) Индейский
В) Бурятский
Г) Корякский
3. Местные жители и многие в России традиционно называют Байкал?
А) Океаном
Б) Морем
В) Водоемом
  1. Какой населенный пункт на Байкале имеет наибольшую численность?
А) г. Слюдянка
Б) г. Байкальск
В) г. Северобайкальск

5.  Сколько популяций омуля обитает на Байкале? Как они называются?

А) Три популяции омуля - Селенгинская, Чивыркуйская, Баргузинская

Б) Пять популяций омуля - Селенгинская, Чивыркуйская, Баргузинская, Северобайкальская, Посольская

В) Две популяции-Северная, Южная

6.Байкальский омуль относится к семейству

А) сиговых,

Б) хариусовых,

В) лососевых

7.Назовите самое теплое место на Байкале

А) Баргузинский залив            Б) Малое море           В) Бухта Песчаная

  1. Как называется самая крупная сова заповедника?

А) Воробьиный сыч;

Б) Филин;

В) Длиннохвостая неясыть.

  1.  Назовите самую маленькую птицу заповедника.

А) Горная трясогузка;

Б) Пастушок;

В) Желтоголовый королек.

  1.  Из какого озера берет свое начало река Баргузин?

А) оз. Балан-Тамур;

Б) оз. Амут;

В) оз. Чарикто.

  1.  Назовите редкого млекопитающего заповедника, ведущего полуводный образ жизни.

А) Выдра;

Б) Пресноводный тюлень;

В) Амурский лемминг.

  1.  Беркут, к какому отряду относится эта птица?

А) Отряд Совообразные;

Б) Отряд Воробьинообразные;

В) Отряд Соколообразные.

  1.  Назовите крупную редкую рыбу заповедника, вес которой иногда достигает около 65 кг.

А) Линь;          Б) Таймень;           В) Хариус.

  1.  Сколько заповедников в Бурятии?

А) 3              Б) 5            В) 2

  1.  Назовите редкого оленя, мускус которого применяется парфюмерии и медицине?

А) Северный олень;

Б) Лось;

В) Кабарга.

  1.  Самый большой приток реки Баргузин.

А) Джирга;

Б) Ковыли;

В) Биранхур.

  1.  Самая крупная хищная птица в заповеднике.

А) Филин;

Б) Беркут;

В) Орлан Белохвост.

  1.  Какая площадь Джергинского заповедника?

А) 238 тыс. га       Б) 165 тыс. га            В) 248 тыс. га

  1.  Какое лекарственное растение широко распространено в заповеднике?

А) Рододендрон золотистый;

Б) Багульник болотный;

В) Брусника.

  1.  Какой из видов змей наиболее распространен в заповеднике?

А) Обыкновенная гадюка;

Б) Щитомордник обыкновенный;

  1. Назовите редкую и самую крупную птицу в байкальском регионе?

А) Большой подорлик;

Б) Могильник;

В) Орлан-белохвост.

  1.  В чем причина резкого сокращения численности черного журавля?

А) Нарушение среды обитания (осушение болот, сенокошение, пастьба скота);

Б) Строительство Байкало-Амурской магистрали;

В) Браконьерство.

  1.  Какой из этих видов млекопитающих имеет способность летать?

А) Малая белозубка;

Б) Архар, или Аргали;

В) Северный кожан.

 24. Самый крупный таежный зверь на Байкале

А) Медведь

 Б) Лось

 В) Марал

25.Как называется фактор воздействие человека или его деятельность на природу?

А) Абиотический

Б) Биотический

В) Антропогенный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа Эколого -биологической направленности «Эколог-исследователь»

Данная программа может быть востребован учителями биологии,географии,экологии и химиии....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юный натуралист"

Программа «Юный натуралист» - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности. Программа рассчитана на 1 год обучения, для детей 7-10 лет, пр...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Юная мастерица"

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей русс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные орнитологи»

Актуальность программы связана с тем, что в настоящее время экологическое образование является одним из приоритетных направлений педагогической науки и практики, и обусловлена потребностью общества в ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальной направленности «Юный ямальский журналист»

Помогать учащимся в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный корреспондент»

Программа «Юный корреспондент» имеет художественную направленность и нацелена на освоение основ журналистики как творческой деятельности, формирование её профессиональных и духовно-нравств...

Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности «Юный краевед»

Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности  "Юный краевед" адресована детям младшего и среднего школьного возраста 9-12 лет. Прог...