Занятие по экологии "Мир рыб"
план-конспект занятия по экологии по теме

Сатканова Азалия Муртазаевна

Занятие для младших школьников по экологии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_zanyatie.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Мир рыб»

Цели:

  • Дифференцировать представление детей о водоеме, как среде обитания

     аквариумных рыбок.

  • Дать представление о различных видах рыб.
  • Научить опытническим путём определять возраст рыбы.
  • Уточнить представление о том, что в аквариуме всё сделано так, чтобы рыбки могли жить в нем, как в естественном водоеме.
  • Учить создавать водную среду для аквариумных рыбок.
  • Воспитать наблюдательность.
  • Развивать речь, внимание.

Развивающая среда:

Банка с водой и рыбкой; аквариум(всё для зарядки аквариума); картины с изображением разных рыб; Кукла Хрюша; чешуйки рыб; увеличительные стёкла; тёмная бумага.

Ход занятия

1.Сообщение темы и цели занятия.

2. Сюрпризный момент-появление Хрюши с письмом, рыбка в банке.

3. Беседа о рыбке и среде её обитания, наблюдение.

     4. Игра «Рыбки».

     5. Практическая работа «Зарядка аквариума».

     6. Аутотренинг.

     7. Опыт «Определение возраст рыбы».

     8. Подведение итогов занятия.

Содержание:

Дети получают записку от Хрюши. Он пишет, что приготовил детям подарок-банку с водой, а в ней красивая бабочка, и спрятал в группе. Дети начинают искать подарок Хрюши и находят банку с рыбкой.

В: Какая ты красивая! Откуда ты взялась? Тебе, наверное, страшно в незнакомом месте?
Не бойся, мы тебя не обидим. Хрюша пишет, что это бабочка. Дети, а как вы думаете, кто
это? Почему Хрюша перепутал, наверное, они чем-то схожи?
Загадки помогут вам ответить:
1. Вильнет хвостом
        3. Плаваю над мостиком.

Туда - сюда,             И виляю хвостиком!

И нет её,             На земле не хожу,

И нет следа             Рот есть, да не говорю.

2.Блещет в речке чистой,              Глаза есть, да не мигаю

Спинкой серебристой!              Крылья есть, да не летаю!

Конечно это рыбка!

Хрюша перепутал, бабочек в воду не сажают.

Ребята, давайте мы сегодня, на нашем занятии поможем Хрюше узнавать рыб и не путать с другими животными. А для этого нам надо самим получше познакомиться с рыбами.

Вопросы:

  1. Как вы думаете, как чувствует себя рыбка?
  2. Почему вы так думаете? (Она в воде, вода чистая, прозрачная, но места мало.)
  3. Что она делает?
  4. Что помогает рыбе плавать?
  5. Где находятся плавники?
  6. Сколько плавников?
  7. Какой из них самый красивый?
  8. Чем дышит рыбка, с помощью чего?

    Воспитатель показывает лоскуток ткани (организуется обследование ткани, обращаем внимание на его лёгкость, прозрачность). Она называется вуаль. Кто догадался, что у рыбки похоже на эту ткань? (ответы детей)

    Прекрасные плавники дали рыбке название – вуалехвост. Воспитатель демонстрирует рисунок с изображением этой рыбы. Чтобы ей не было скучно одной, давайте превратимся в рыбок. (Детям предлагается взять по кусочку ткани и имитировать движения плавников.)

    Воспитатель предлагает ещё понаблюдать за рыбкой. Что кроме плавников, помогает быстро плавать в воде рыбке? Какое тело у рыбки? Чем покрыто тело рыбки? Какая чешуя? Как она расположена? Какой рот? Чем дышит рыбка?

    Воспитатель: Ребята, рыбка мне сказал, что она хочет попасть в свой дом. Она потерялась, и не знает где её дом. Хрюша посадил её в банку, а в банке её плохо. Она только помнит, что её дом больше, светлее, уютнее. Там были зелёные растения и много подружек – рыбок. Ребята, где вы раньше видели таких рыбок?

    Дети: в аквариуме.

Воспитатель: Каких рыбок вы знаете, которые живут в аквариуме?

Экологическая игра- дети находят карточки с аквариумными рыбками и называют их.

Воспитатель: надо помочь сделать рыбке дом уютным, красивым. В какой среде рыбы постоянно живут? Название среды обитания рыб скрыто в загадке:

На свете нет её сильней,

На свете нет её буёней,

        В руках её не удержать

        И на коне не обогнать.(Вода)

Воспитатель спрашивает детей, что они знают о правилах зарядки аквариума? Что для этого нужно? (Дети рассказывают, воспитатель дополняет, уточняет.) Вместе с детьми сажают водоросли в грунт. Сверху засыпают морским песком, засыпают дно аквариума.

Где в аквариуме надо размещать водоросли? (Ближе к свету-середину аквариума оставляют свободной.) Зачем нужны водоросли в аквариуме? (Обогащают воду кислородом, который необходим для дыхания рыб)

Наливать воду осторожно, тонкой струёй. Вода перед заливкой отстаивается, комнатноу температуры.

Воспитатель напоминает о правилах ухода за обитателями аквариума, рассматриваются предметы за уходом аквариума, обсуждается их назначение. В последующем уходе дети практически закрепляют эти знания.

Вывод: в аквариуме сделано всё так, чтобы рыбы жили как в естественных условиях.

Аутотренинг

Ребята, вы утомились, волновались, пока помогали рыбке найти и обустроить дом. Давайте отдохнём, закроем глаза, послушаем музыку (Д.Лолей «Одинокий пастух»).

Ярко светит солнце,

Дует лёгкий ветерок.

Мы вдыхаем его чистый, свежий воздух,

Нам хорошо и приятно.

Мы хотим жить в мире с природой,

И будем с друзьями защищать всё живоё.

 2. Дети! Вспомните, как мы с вами определяли возраст дерева?(Считали годовые кольца на срезе). Оказывается, по кольцам на чешуе рыб можно узнать возраст рыбы.

Положите чешуйки на бумагу тёмного цвета. Через увеличительное стекло рассмотрите колечки на чешуйках. Сосчитайте светлые, более широкие кольца. Как и годовые кольца, на стволе дерева, кольца на чешуйках образуются по одному в год. Кольца растут быстрее всего в тёплое время года, когда много пищи. У разных пород рыб кольца отличаются по форме и расцветке.

 Воспитатель: Итак, сегодня на нашем занятие мы узнали о среде обитания рыб; научились, как правильно ухаживать за аквариумом. Ребята, что вы для себя нового вынесли из нашего занятия, давайте подведём итог!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации занятий физической культурой способствующие развитию компетентности школьников: занятия со старшеклассниками.

Особенности организации занятий физической культурой способствующие развитию компетентности школьников: занятия со старшеклассниками. А.В. Потапов ...

Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой

     Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...

Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".

Пояснительная запискаУрок-практикум  по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...

ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИЦель занятия:  познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности. Наше внеклассное мероприятие по русском...

Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....