Мировоззренческие экогуманистические игры
методическая разработка по экологии на тему

Селиверстова Светлана Александровна

Такие игры могут проводиться как на уроке (как элемент), так и во внеурочной деятельности в виде внеклассного мероприятия. Хочется отметить, что при подготовке и проведении игр активное участие и огромный интерес проявили как обучающиеся 5-8 кл, ровно так же и обучающиеся 9-11 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ЭКОГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Такие игры могут проводиться как на уроке (как элемент), так и во внеурочной деятельности в виде внеклассного мероприятия. Хочется отметить, что при подготовке и проведении игр активное участие и огромный интерес проявили как обучающиеся 5-8 кл, ровно так же и обучающиеся 9-11 классов.

Приведу несколько примеров.

Экологический театр. 

Цель: правильно определить проблему; правильно поставить перед собой задачу; адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи.

Оборудование: костюмы и декорации к театру делают сами учащиеся.

Выбирается проблемная ситуация, например: загрязнение атмосферы. Придумывается сценарий пьесы (лучше в стихотворной форме, очень хорошо использовать Пушкинский слог изложения), желательно материал связать с краеведением (для сравнения) или вообще построить все мероприятие только на краеведении. Распределяются роли между обучающимися. Естественно подготовка займет не один день, поэтому заранее желательно запланировать время проведения игры. Проигрывается спектакль, обучающиеся – зрители, посмотрев его, определяют проблему, свою позицию «за» или «против». Далее аппозиции, выдвигают свои пути решения проблемы. Итогом игры является самое рациональное и реальное решение.

Например: как жить под дымным колпаком? (экологические проблемы атмосферы), что будущему мы готовим? (глобальные экологические проблемы Оренбургской области).

Игра «Все мы – дети природы».

Цель: развитие эмпатии и воображения.

Оборудование: кукольный театр (пальчиковый кукольный театр), сделанный руками самих учащихся.

Данная игра так же планируется заранее. Задается тема. Участники игры разбиваются на группы по 5-7 человек, придумывают экологическую историю, сказку или ситуацию. Готовят с помощью родителей и учителя персонажей – пальчиковых кукол. Далее историю, сказку или ситуацию разыгрывается с помощью кукол. Потом определяют пути решения обсуждаемых экологических проблем. Выбирают лучшее из предложенного.

Во время проведения таких игр можно, чтобы каждый представитель группы смог побывать в разных ролях (положительных: природные объекты и защитники природы, и т.д., и отрицательных: диверсанты по отношению к природе) и получить возможность участвовать в деятельности разных микрогрупп.

Например: демографическая ситуация в разных странах мира; лидирующая отрасль хозяйства России; продовольственные ресурсы мира.

Игра «Я-журналист».

Практическая реализация данной игры происходит с помощью методики интервьюирования (своих родственников, друзей, преподавателей). Чтобы задание было выполнено хорошо, следует предварительно провести инструктаж по методике ведения беседы при взятии интервью: умение правильно составлять и задавать вопросы, слушать, начинать и завершать разговор.

Обучающийся учится познавать и исследовать окружающий мир. Он овладевает не только общеучебными действиями (ставить цель, работать с информацией, моделировать ситуацию), а также логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез и т.д.).

Часто интерес обучающегося возникает при исследовании какой-либо темы. Он как бы превращается в маленького ученого, перед которым стоит задача самостоятельно собрать нужные сведения, провести наблюдения, сделать вывод, а также самому оценить собственный результат. Так развивается способность объективно относится к результатам своего труда.

Данные игры, включающие элементы общения, работу в группах над практическими проектами, совместную со взрослыми деятельность, все это играет значимую роль в личностном развитии учащихся, а предложенные дидактические ситуации характеризуются коммуникативными отношениями. В процессе таких занятий обучающиесяи осваивают диалогические способы общения, учатся слушать не только себя, но и других, определять и отстаивать свою идею и позицию.

Например: какое значение имеют водохранилища для нашей области; значение атмосферы для нас; почему в нашей стране фермерство слабо развито и т.д.

Игра «Экологические раздумья».

Метод экологической рефлексии (лат. reflixion – обращение назад) заключается в педагогической актуализации самоанализа учащимися своих действий и поступков, в природе с точки зрения экологической целесообразности. Данная игра способствует осознанию учащимися того, как их поведение «выглядело» бы с точки зрения тех живых существ, «интересы» которых затрагиваются, что имеет важное значение для формирования мотивации совершенствования индивидуальных способов экогуманистического взаимодействия с миром природы.

Например, можно предложить следующие ситуации (предварительно разделив класс на группы): вы выехали на отдых в лес (тема: значение леса), или на речку, озеро, море и т.д. (тема: значение гидросферы). Расскажите как вы будете отдыхать. А теперь представьте себе, что после вашего отъезда собрались животные для обсуждения вашего поведения.

Важно подвести обучающихся к экофильному поведению в природе, научить правильно оценивать себя и свои поступки. Обучающийся начинает осознавать свою сопричастность к миру, в котором он живет. Также он учится сам противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу его жизни и здоровью.

Игра «Экологическое отождествление». «Я - это ты».

Метод экологической идентификации (лат. identificare – отождествлять) заключается в педагогической актуализации постановки личностью самого себя на место того или иного природного объекта, погружения в ситуацию, обстоятельства, в которых он находится.

Игра применима для «вживания» ее участников в изучаемые объекты мира природы. Посредством чувственно-образных и мысленных ассоциаций учащийся пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри, что способствует углублению субъективных представлений об этом объекте и актуализации содействующего поведения по отношению к данному природному объекту.

Например: планета Земля; загрязнение водоемов; исчерпаемте возобновимые природные ресурсы

Игра «Экологическая чуткость». «Я чувствую как…»

Для проведения данной игры необходима консультация психолога. Игра должна быть построена строго следуя его рекомендациям.

Метод экологической эмпатии (греч. empatheia – сопереживание) связан с актуализацией чувства сопереживания состояния природного объекта, а также проявления сочувствия к нему. Игра способствует переносу учащимися собственных ощущений на другие существа, переживанию тех же эмоциональных состояний, которые тот или иной природный объект испытывает через отождествление (сопереживание) с ними, а также переживание собственных эмоций и чувств по поводу состояния живых существ (сочувствие). Во время игры главным вопросом является «Что он (природный объект) сейчас чувствует?».

Главная цель игры донести до каждого учащегося, что мы живем в определенном обществе и умение сосуществовать в нем с другими людьми — залог полноценной жизни. В этом заключен нравственный аспект игры: толерантное отношение к каждой личности, а в первую очередь к своим близким. Однако для этого ребенку необходимо научиться понимать, а что же может чувствовать его одноклассник, друг или родственник в той или иной ситуации.

Например: вырубка леса – легких планеты; браконьер – «псовый охотник»; голодающее…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема:«Формирование ценностно – мировоззренческой компетенции обучающихся– как важный компонент парадигмы современного образования»

Формирование  ценностно-мировоззренческой компетентности - это формирование мировоззренческих  ценностных  принципов и установок, которые должны быть основой гражданской позиции школьни...

ЭКОГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА КУЛЬТУРЫ

Экогуманистическое мировоззрение, являясь неотъемлемым компонентом экогуманистического воспитания, позволяет развить из личности учащегося не только человека культуры, но и человека природы. Под понят...

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА – ЧАСТЬ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ».

В данной работе  еще раз подчеркивается актуальность и важность темы: проблема охраны и укрепления здоровья школьников в современных условиях и необходимость формирования определенной миров...

Развитие историко- познавательной и ценностно-мировоззренческой компетентностей при реализации учебных проектов на уроках истории .

Представлен опыт работы по реализации краткосрочных  исследовательских и информационных проектов на уроках истории....

статья Воспитательное пространство и экогуманистическое мировоззрение

В течение последних лет отечественные педагоги часто оперирует такой системообразующей категорией, как «воспитательное пространство»...

статья Этапы формирования экогуманистического мировоззрения.

Экогуманистическое мировоззрение — феномен качественный и представляет собой систему взглядов личности на природу, общество, окружающий мир, человека, на понимание его места в мироздании, деятельность...

статья Мировоззренческие экогуманистические игры

В последние годы увеличилось число исследований, посвященных феномену игры, связанных с ее педагогическим, психологическим и терапевтическим использованием....