статья Воспитательное пространство и экогуманистическое мировоззрение
статья по теме

Селиверстова Светлана Александровна

В течение последних лет отечественные педагоги часто оперирует такой системообразующей категорией, как «воспитательное пространство»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И

ЭКОГУМАНИСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

В течение последних лет отечественные педагоги часто оперирует такой системообразующей категорией, как «воспитательное пространство». Под воспитательным пространством многие ученые (Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, В.А. Караковский, А.В. Мудрик, А.В. Гаврилин, Ю.С. Мануйлов, Н.Е. Щуркова и др.) понимают культурную среду образовательного учреждения, которая способствует успешной социализации личности (то есть вхождению ребенка в культурную среду), становлению его как личности, формированию системы социальных отношений.

Воспитательное пространство мы рассматриваем как многомерный феномен педагогической действительности (как воспитательную систему, механизм воспитания, поле), это-результат взаимных усилий различных структур общества, процессов интеграции и дифференциации. Воспитательное пространство по содержанию открытое, неравновесное, самоорганизующееся, по характеру свободное, взаимообусловленное, субъектностное. Его обязательным атрибутом являются «зоны неупорядоченности» (А.М. Сидоркин), позволяющие развиваться данному пространству дальше.

Воспитательная среда характеризуется большей относительностью, она более конкретна, а потому специфична и постоянна. Это значит, что воспитательной средой мы называем то пространство (поле), которое находится близко к субъекту воспитания, то есть которое отвечает требованиям конкретности, определенной специфике, это то, что имеет относительно постоянный характер.

Воспитательное пространство гораздо шире, системнее среды, оно включает в себя «дальние» и не всегда специфичные объекты-условия, которые, однако, могут в определенных обстоятельствах вторгаться в среду воспитания.

Воспитательная среда-пространство, в котором живет, учится, работает человек и которое, воспитательно воздействуя на индивида, является основополагающим условием его субъектного развития. Она носит разнополярный характер, так как заряжена положительно, отрицательно и почти никогда нейтрально. Воспитательная среда всегда сопутствует человеку, энергируя его индивидуальное поле. Сама по себе эта среда неподвижна, однако она имеет способность к изменениям, может сужаться и расширяться в зависимости от социально-педагогического фактора, функционирующего в рамках того или иного педагогического подхода или комплекса подходов. Воспитательная среда-объективный атрибут субъектности, ее наличие не зависит от нашего сознания, она есть всегда. Воспитательная среда-агрессор: в отсутствии живого она нейтральна, но сразу же начинает проявлять свои «воспитательные» качества как только индивид оказывается на ее «территории» (в ее пространстве).

Мы различаем воспитательную среду естественную и специально организованную. Задача педагогики состоит в том, чтобы, максимально используя естественные особенности среды, «усилять» ее педагогическими условиями, специально осмысленными и организованными. Таким образом, освоенная человеком среда утрачивает свою нейтральность, активируется, вступает во взаимодействие с человеком, индивидуальным полем его личности.

Мы органично связываем понятия «среда» и «пространство» с иерархическими признаками: примат пространства над средой очевиден. При этом включаем в диаду «среда-пространство» и такое сложное понятие, как индивидуальное поле личности. Подчеркнем, что в некоторых смыслах среда и пространство являются синонимами. Воспитательное пространство и воспитательная среда, независимо от разночитаемых содержательных характеристик, обладают общими критериальными особенностями-признаками избирательности и доступности. Если один из этих признаков не выполняется, то воспитательное воздействие либо ослабляется, либо искажается: избранное должно быть доступным, а доступное-избранным, иначе происходит отчуждение.

Логика процесса воспитания требует, чтобы он, прежде всего, был до конца целесообразным, не допускающим каких бы то ни было шаблонов. Вот почему воспитательная среда должна содержать большую свободу выбора и маневрирования средствами, приемами, методами, умелое их сочетание, способное обеспечивать общую гармоничную направленность воспитания в соответствии с современными требованиями. Достижение этого во многом зависит от взаимопереходов воспитательной среды и воспитательного пространства.

Индивидуальное поле личности-это поле, которое индивид, подобно улитке с домиком - ракушкой, носит «с собой». Это поле всегда «при себе».

Каждый человек-обладает индивидуальным полем, которое «излучает» биологическую, личностную, интеллектуальную и культурную энергию. Индивидуальное поле личности непрерывно испытывает на себе воздействие других людей, их полей (поля субъектов взаимодействуют посредством закона полярности знаков: притяжения/отторжения) и сред жизнедеятельности. Индивидуальное поле подвижно: мобильно перемещаясь в пространстве вместе с «хозяином», оно всегда принадлежит одному и тому же субъекту. Оно-внешний субстрат внутренней деятельности (физической, физиологической, психической), то есть это освобожденная (вырвавшаяся наружу) внутренняя энергия, тайным образом преобразованная в конкретный результат/продукт жизнедеятельности. Освобожденная таким образом внутренняя энергия преобразуется в нравственно-энергетический поток-прижизненный спутник личности.

Ведущая задача индивидуального поля личности: создание психоэнергетического щита, оберегающего субъект от разрушительных вторжений и, напротив, усиливающего позитивные внешние влияния и нейтрализующего отрицательные. В этом и состоит гуманистическое значение индивидуального поля личности. В отличие от биологического поля индивидуальное осложнено многочисленными и разнообразными влияниями воспитательной среды и в целом того воспитательного пространства, которое доступно (открыто) индивиду.

Всякое воспитательное пространство развивает, любая воспитательная среда развивающе воздействует на индивида. Как уже отмечалось, это воздействие разнохарактерное, но оно есть всегда. Однако подлинно развивающими воспитательное пространство и среда становятся лишь тогда, когда люди преобразуют их в связи с педагогическими целями, то есть когда «тройственный союз» действительно функционально взаимообусловлен, взаимосвязан и, как следствие, взаимозависим.

Соотношение поля, среды и пространства-смыслообразующая составляющая развивающей среды как доминирующей. Мы рассматриваем данное соотношение как монолитный конгломерат, где каждый элемент представляет собой обязательное и последовательное расположение, в центре которого-индивидуальное поле ученика, которое окружено множеством индивидуальных и предметных полей, представляющих собственно среду. В свою очередь пространство впитывает в себя как конкретные среды, так и индивидуальное поле (поля) личности. В пространстве, таким образом, есть центр, периферия и разно удаленные от центра области, относящиеся друг к другу как смежные. Итак, смежность-ведущий признак полей, сред и, как следствие, пространства.

Рис.1. Пространство, среда и поле

На рисунке 1 большой периметр очерчивает границу воспитательного пространства, внутри которого малые «островки»-воспитательные среды, внутри которых в свою очередь-индивидуальные («разноцветные») поля личности. Воспитательные среды и индивидуальные поля функционируют взаимосвязано или изолировано, но всегда детерминировано, так как связующее начало усиливается взаимодействием.

Индивидуальное поле мобильно, смещаясь, оно «меняет» совокупность индивидуальных и предметных полей и собственно среду. Они, как и среда, могут существовать изолированно и соприкасаться друг с другом. В результате индивидуальное поле вторгается в другие поля и среды, соприкасаясь с их множеством, «меняет» среду, которая содержательно всякий раз преобразуется, не прекращая воспитательно воздействовать на личность. Следовательно, индивидуальное поле личности отвечает признакам подвижности, множественности и разнообразия. Данные условия необходимо учитывать при организации развивающей образовательной среды.

Развивающая среда будет таковой при наличии интерпретационного компонента развития, который существует как векторнонаправленное образовательное содержание (под определенным-голографическим-углом зрения). Развивающая среда-это фактор развития личности, представляющий сознательно организованное индивидуальное и предметное окружение ребенка с целью формирования его психофизиологических и личностных особенностей. Таким образом, индивидуальное поле личности, среда и пространство воспитания соотносятся между собой как части и целое, находящиеся в сложном динамическом соответствии. Распознание и раскодирование этого динамического соответствия лежат в основе развивающего эффекта педагогической деятельности. Развивающая среда-это множество полей.

Сегодня особо остро встала проблема воспитания человека культуры, человека, обращенного в будущее, наделенного новым мышлением, обладающего большим творческим потенциалом. Этот человек должен не только сохранить Природу для будущих поколений, но и поднять человечество на новый виток эволюционного развития. Чтобы воспитать такого человека, необходимо создать экологическое воспитательное пространство, где экогуманистическое мировоззрение будет занимать одно из главных мест.

Экологическое мировоззрение основано на приоритете общечеловеческих экологических ценностей над эгоистическими интересами отдельных личностей и групп. Оно является аспектом целостного мировоззрения человека и раскрывает наличие человеческого в отношениях личности к миру, людям и самому себе и опирается на осознание необходимости ограничения потребления природных ресурсов. Экологическое мировоззрение само по себе призвано быть гуманистическим, потому что экология в первую очередь предполагает гуманное отношение человека к природной среде (хотя, безусловно, есть и потребительское, беспринципное, разрушающее отношение). Но экологическое и гуманистическое мировоззрения, на наш взгляд, прекрасно дополняют друг друга. Поэтому мы объединили их в одно-экогуманистическое, которое, на наш взгляд, является обобщенным аспектом целостного мировоззрения человека, его культуры, оно раскрывает наличие человеческого в отношениях личности к миру, людям и самому себе. Экологический фактор становится мощным катализатором, заставляющим людей переосмысливать традиционные мировоззренческие представления о взаимодействии общества и природы, об их диалектическом единстве, познавать роль и место человека в природе, пути эволюции всего живого на планете, думать об экологических общественных перспективах, о судьбах цивилизации и культуры. Экологическое и гуманистическое мировоззрения, дополняя друг друга, таким образом, выступают в нашей концепции в единстве. Этот тандем и предстает у нас как мировоззрение экогуманистическое-как развитое экологическое сознание, на основе которого субъект взаимодействует с миром природы, не управляя, а сотрудничая с нею в соответствии с ее законами. Экогуманистическое мировоззрение всегда включено в индивидуальное поле личности.

Индивидуальное поле личности в условиях формирования экогуманистического мировоззрения во многом формируется под влиянием мировоззренческих ценностей и ценностных ориентаций, меняясь (активно преобразуясь) в зависимости от места деятельности индивида. Урок в школе-дверь, которая открывается в помещение, где «нет» окон и света дня. Здесь все поглощено целью учебной деятельности. Поле ограничено условными рамками урока, выход за которые весьма затруднителен и не желателен. Как только ребенок выходит за пределы класса и тем более из стен школы, условности отступают на второй план-и его поведение разительным образом меняется. Он раскрепощается, становится свободным от условностей учебной деятельности. Происходит перестройка индивидуального поля личности: оно не становится другим, просто открывается вторая дверь-дверь в сад, где воспитательная среда имеет иной-природный-характер, а воспитательное пространство есть сама природа. Индивидуальное поле личности усиливает субъектную роль воспитанника в воспитательном пространстве и, обогащаясь в нем, направляет (пробуждает, побуждает) личность на самовоспитание, самообучение, самореализацию в опоре на эмоционально-чувственное восприятие природы.

Взаимодействие индивидуального поля личности, среды и воспитательного пространства, формирующего экогуманистическое мировоззрение, мы представили в виде схемы, где между компонентами системы «Человек — Природа» установлена прямая и обратная связь. В ее основе лежит идея: человек влияет на природу как отрицательно, так и положительно, но и природа в свою очередь, помимо положительного воздействия, оказывает негативное влияние на человека.

Рис 2. Система «Человек – Природа» как воспитательное пространство. Условные обозначения: Ч — человек, П — природа

Рассмотрим горизонтальные и вертикальные связи между компонентами системы «Человек-Природа».

Горизонталь первая. Потребительское отношение человека к природе рождает комплекс катаклизмов, а данное отношение еще сильнее активирует эту силу, действующую разрушительно.

Горизонталь вторая. Загрязнение среды создает такую же естественную среду обитания, грязную, отягощенную множеством отрицательных факторов.

Эти горизонтальные связи человека и природы носят негативный характер.

Горизонталь третья. Экогуманистическое мировоззрение проявляется во взаимодействии человека и природы, в свою очередь природа оказывает эмоционально-эстетическое воздействие на человека и, претворяясь в мировоззренческие установки, вновь воздействует на формирование ценностных ориентиров, т.е. человек, опираясь на сущность природы, преломляется через нее, а та в свою очередь оказывает положительное влияние на человека.

Следующие горизонтальные связи человека и природы носят позитивный характер.

Горизонталь четвертая. Коэволюционное отношение человека к природе, предполагающее совместное (партнерское) гармоничное их сосуществование, помогает сохранять природные богатства с тем, чтобы передать их будущим поколениям.

Горизонталь пятая. Охрана окружающей среды, природоохранные действия способствуют оздоровлению природной среды, а природа в то же время духовно обогащает человека.

Вертикаль первая. 

Верхняя часть рисунка: потребительское отношение человека к природе влечет за собой загрязнение среды, а загрязнение окружающей среды есть следствие потребительского отношения к природе. Естественно, потребительское отношение оказывает негативное влияние на экогуманистическое мировоззрение.

Нижняя часть рисунка: коэволюционное отношение побуждает к охране окружающей среды, а природоохранные меры в свою очередь формируют коэволюционную культуру личности. 

Вертикаль вторая.

Природные катаклизмы мощно влияют на естественную среду обитания, необратимо изменяя не только ее, но и жизнедеятельность самого человека.

Естественная среда обитания оказывает сильное воздействие на эмоционально-эстетическое состояние человека, на формирование его эмоциональной культуры и вообще эмоциональное чувствование, в том числе и на способность оценивать красоту природы.

Экогуманистическое мировоззрение занимает срединную позицию. Если мысленно направить взор на экогуманистическое мировоззрение, мы увидим, что потребительское отношение и загрязнение естественной среды у нас несут отрицательное значение, а коэволюционное отношение и охрана окружающей среды- формированию системы социальных отношений, положительное. Экогуманистическое мировоззрение оказывается тем «полем», которое при взаимодействии разнозаряженных влияний способно гасить негативы. Сущность данного «поля» состоит в том, чтобы природные блага использовались людьми с умом, разумно, а отношение человека к природе носило гуманистический характер. Это и определяет место экогуманистического мировоззрения в формировании человека культуры.

В то же время эмоционально-эстетическое воздействие природы на человека (вторая вертикаль) также занимает срединное положение. Природные богатства, которыми мы пользуемся, призваны развивать (пробуждать, побуждать) чувство прекрасного, духовно обогащать личность, что, безусловно, «гасит» потребительски варварские, эгоистические позывы человека и активно участвует в формировании экогуманистического мировоззрения (в совокупности положительные чувства выступают фактором эмоционально эстетического воздействия на личность).

Подводя итоги вышесказанному, резюмируем: проблема формирования человека культуры, обладающего экогуманистическим мировоззрением, включает в себя и проблемы воспитательного пространства, среды и индивидуального поля личности. Их целью является моделирование единого воспитательного пространства, центром и главной ценностью которого является личность ребенка, ее развитие, самореализация и самоопределение в обществе и, как следствие, формирование человека с экогуманистическим мировоззрением, который будет и человеком-гражданином, и человеком-патриотом, и семьянином-родителем, и специалистом-профессионалом. Для этого педагогически целесообразно моделирование таких организационных условий образовательной деятельности (воспитательное пространство, воспитательная среда, индивидуальное поле личности и др.), при которых личность сможет двигаться в направлении к объективной субъектности, обусловленной сущностью экогуманистического мировоззрения.

Список использованной литературы

1. Князева, В.В. Теория полей в аспекте развивающего обучения: сборник статей межднар. науч.-практ конференции «Воспитание в XXI веке: новые подходы, преемственность традиций, перспективы» / В.В. Князева. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. — С. 93-104.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья Этапы формирования экогуманистического мировоззрения.

Экогуманистическое мировоззрение — феномен качественный и представляет собой систему взглядов личности на природу, общество, окружающий мир, человека, на понимание его места в мироздании, деятельность...

План воспитательной работы в 10 «В» классе по программе «Организация гуманистического воспитательного пространства класса»

В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях с...

Воспитатель ГБОУ Самарского областного лицея-интерната Равинская З.А. Организация воспитательного пространства или воспитательной среды.

Автор делится опытом работы по организации урочной и внеурочной деятельности в старших классах в условиях областного лицея-интерната....

Организация воспитательного пространства или воспитательной среды.

Опыт работы по организации воспитательного пространства и воспитательной среды обучающихся в условиях школы-интерната....

Статья "Воспитательное пространство как социально- педагогическая категория и перспективы его развития на опыте города Острова Псковской области"

Вданной статье представлнеот воспитательное пространство как социально- педагогическая категория  и перспективы его развития на  опыте города Острова Псковской области...

Статья "Городское пространство-как воспитательный и образовательный ресурс краеведческого компонента на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР".

В настоящее время перед образованием стоит весьма актуальная задача, связанная с поиском новых оптимальных моделей обучения и воспитания , позволяющих дать ребенку актуальный опыт существования ...

Обновление воспитательной системы с ориентацией на создание единого культурно-воспитательного пространства гимназии в малом городе

Для понимания сущности гимназического образования в условиях малого города мы обращаемся к анализу многолетнего  целостного процесса развития воспитательной системы гимназии.Мы исходим из того, ч...