Развитие историко- познавательной и ценностно-мировоззренческой компетентностей при реализации учебных проектов на уроках истории .
статья по истории по теме

Десятникова  Марина Александровна

Представлен опыт работы по реализации краткосрочных  исследовательских и информационных проектов на уроках истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskiy_proekt.docx38.19 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие  историко- познавательной  и  ценностно-мировоззренческой компетентностей   при  реализации учебных  проектов на уроках истории .

   Учебно-исследовательская деятельность индивидуальна по самой своей сути и нацелена на то, чтобы получать новые знания, а цель проектирования –выйти за рамки исключительно исследования, обучить дополнительно конструированию и моделированию. Я     вижу   ценность этого метода в возможности  научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении  той  или иной проблемы.

   По доминирующим видам деятельности  выполняемые ребятами проекты  относятся  к  исследовательским и информационным , но так как  структура таких проектов сходна , чаще всего  происходит  их интеграция. В целом можно сказать, что ребята, участвующие  в этой деятельности , развивают  свои  коммуникативные способности, гораздо лучше  стали ориентируются в информационном пространстве,  осваивают навыки работы с различными типами текстов, а кроме  того, у них формируется  умение планировать свою работу и время , представлять результаты своей работы.

  Вот какие варианты проектной деятельности  возможны в процессе изучения курса истории в 5-11 классах:

Название   проекта

            микрогруппы

 Итоговый продукт  

     и его  защита

Древнейшие страницы истории человечества

                      (5 кл.)

«Как жил охотник и собиратель»;

«Археологические часы»

«Каким же был первый человек?»

Папки-раскладуш-ки, презентации

(защита– на повт. -обобщающем   уроке)

«Слава нашей  

                    стороне!    

Слава русской  

                 старине!»

                          (6 кл.)

«Киев - соль земли русской»;

 «Почему Новгород Великий?»

« Матушка-Москва»

«Свет Владимирской земли»

   альбомы

  по заочным     путешествиям

(защита - на КТП)

Домашний быт русских царей

   16-17 в.в.

   

                  (7, 10 кл.)

«Убранство Кремлевского дворца»;

«Торжественные церемонии и обряды»

«Русские цари  глазами иностранцев»

«Хозяйственные  дворцовые постройки»

    Презентация

(защита- на неделе    

                истории)

«Волжская    

   Болгария»

                 

                      ( 8 кл.)

«О чем рассказали археологи?»

«Посольство Ибн-Фадлана»

«Куда исчезла  Волжская Болгария? »

Папки-раскладушки

 (защита – после поездки в г.Болгары)

«Три  цвета гражданской войны»

                      ( 9 кл.)

«Белые в Гражданской  войне»

«Красные в Гражданской  войне»

«Зеленые в Гражданской  войне»

      доклады

(выступления  на

уроке-конфереции  

«Судьба моей семьи в годы Великой Отечественной войны»

                    (9,11 кл)

«Боевой путь моего…»(деда и др.)

«Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд !»

«Цена Победы для моей семьи»

     Сочинения, сменная выставка  

       в музее

(выступления на    

  Уроке Памяти)

«Это железный  

        русский  солдат,

 он защищал  

             Сталинград .»

                  ( 10,11 кл.)

«За Волгой для нас земли нет!»

«Остров Людникова»

«Ульяновцы в боях за Сталинград»

«Имена моих родных  в  Зале воинской  славы на Мамаевом кургане»

     Рефераты, сменная выставка  в  местном  музее

(выступления на Уроке Мужества)

«История послевоен-ного десятилетия»

    (1945-1955 г.г.)

                   (11 кл.)

«Единство среди руин»

 «Две Европы»

 «Слеза несбывшихся надежд»

 «Левый марш»

Доклады и папки-раскладушки к ним

(защита на факуль-тативном занятии)

 

 Исследовательские  проекты являются  эффективным   средством   формирования     компетентности    в сфере  самостоятельной  познавательной  деятельности.  Роль и значения  исследований  в процессе обучения в школе состоит в том, что с их помощью в значительной мере могут быть решены проблемы формирования общественного сознания у подростков, более глубоко изучены учащимися многие процессы и явления . Учащиеся убеждаются в том , что для выработки собственной позиции по актуальным общественным проблемам важно обладать разносторонней информацией ( факты, оценки, существующие точки зрения). Необходимо так же правильно интерпретировать полученные данные, делать выводы

Этапы   проекта:   

Актуализация  темы , формирование стимула

Тема исследования может быть предложена самими школьниками на основе их жизненного опыта , на чаще задается учителем в рамках учебного раздела, темы или курса. Тема  рождается из ключевых проблемных вопросов, на которые, по мнению учителя, учащиеся должны найти ответ, что бы освоить тот или иной фрагмент содержания учебного курса.

Деятельность  учащихся

 Деятельность   учителя

Формулируют  проблемные  задачи  проекта  по ключевым  проблемным вопросам  руководителя проекта

Продумывает педагогические цели и задачи, которые могут быть достигнуты в результата предстоящего исследования

Работа с литературой  по  избранной проблеме:

 

Деятельность  учащихся

 Деятельность   учителя

В самом общем виде формулируют тему исследования

Предстоит найти в рамках темы свою проблему, вопрос , обозначив этим свой будущий индивидуальный вклад в исследование

Определяют сроки работы над темой, рекомендуют специальную литературу

3.Формирование  исследовательских  групп

Не исключается возможность индивидуальной работы , хотя самым оптимальным является состав групп по 2-3 человека

Деятельность  учащихся

 Деятельность   учителя

Лидер- наиболее подготовленный ученик , способный самостоятельно развивать выдвинутые другими идеи;

Аналитик- ученик выполняющий статистическую обработку полученного в ходе исследования материала

Корреспондент- ученик обладающий коммуникативными способностями, который может провести опрос, взять интервью, выступить перед классом

Консультации по  составу  групп и распределению  обязанностей.

Познакомить  с алгоритмом выполнения  своих   функций  каждого  члена  группы.

4.Организация и проведение  исследования

Эта работа может проходить в рамках учебных занятий, лабораторных, практических, семинарских  в соответствии со временем , отводимым на изучение конкретной темы , а так же во внеурочное время ( консультации, факультативы, работы в библиотеке)

Деятельность  учащихся

 Деятельность   учителя

Составляют план исследования, формулируют его цели и задачи, определяют методы ( анкетирование, интервьюирование, изучение документации) , выдвигается гипотеза , которая будет проверятся в ходе исследования составляют анкеты , формулируют вопросы для интервью.

Исследования проводят по принятой всем классам программы на которую ориентируются все исследовательские группы .

Ознакомить учащихся с основами социологии, разъяснить содержания и впецифику ученического. Социологического исследования, предоставить учебный методический –материал, проводить консультации на самых трудных этапах исследования( формулирования гипотезы и выводов, анализ ).

5..Проведение  урока  в дискуссионной  форме

Деятельность  учащихся

 Деятельность   учителя

Выступления руководителей исследовательских групп, участие в дискуссии или обсуждении проблемы , участие в рефлексии( определение индивидуального и группового вклада в решение проблемы , чему научились и над чем необходимо продолжить работу

Вводное слово учителя, информация по теме , руководит дискуссионной частью урока или обсуждением проблемы, подведение итогов исследования

Организация рефлексии , определение перспективы развития темы

Структура дискуссионного урока по результатам ученического исследования.

 1 Во введении учитель обосновывает выбор темы, ее актуальность , доводит до сведения учащихся задачи и плана урока. Затем знакомит учеников с основными аспектами проблемы официальной и не официальной очками зрениями на нее, определяет задачи стоящие перед участниками обсуждениями , уточняет условия проведения дискуссии.

Важная педагогическая задача обеспечение постоянного внутреннего контроля за классом , стимулирования интереса к теме, активности мышления . учет мнения каждого , поддержания темпа , создания благожелательной атмосферы при обсуждении.

2 Выступления руководителей исследовательских групп: результаты исследования, выводы и предложения. Положения( вопросы) вызвавшиеся в группе наибольшие разногласия записываются на доске или на плакатах.

Эти положения задают логику обсуждения проблемы , формируют его внутреннюю структуру что позволяет четкость проведения дискуссий .

3 Обсуждение- основной элемент урока .

Варианты организации:

заранее подготовленное выступление оппонентов;

собеседование с классом по тезисам, выдвинутым в ходе обсуждения;

использование наглядных средств( таблиц, плакатов, видео материалов);

вовлечение в разговор приглашенных гостей ( учителей , классного руководителя, родителей, представителей общественности).

4 Заключение.

Учитель подводит итоги изучения темы , формулирует  выводы к которым пришли все участники исследования.

 Дает оценку как коллективной, так индивидуальной работе школьников.

   Критерии оценивания:  

содержание выступления

глубина и научность аргументов

точность выражения мысли

понимания сущности явления

умения отвечать на вопросы

умение доказывать и опровергать, вести конструктивный диалог

 Вот какие темы можно предложить учащимся  11 класса  при изучении курса истории России:

               Тема

           Умения  и  навыки

«Судьба  русской  интеллигенции в  нач. ХХ века»

-анализ  источников, определение степени достоверности;

-сопоставление разных  версий  и оценок событий  и личностей.

«Отражение  исторической  правды  в  романе М.Шолохова «Поднятая  целина»

-постановка проблемных  вопро-сов  при соотнесении различных  источников;

- сопоставительный анализ  событий и явлений.

«Великая  Отечественная война  в судьбе и творчестве  советских  писателей»

- синхронизация, сопоставитель-ный анализ событий и явлений;

- выявление  общего и различного.

«Тоталитарный  режим и  судьба  российской  интеллигенции»

- сопоставление разных версий и оценок  личностей;

- постановка проблемных вопросов при анализе источников

литературных  произведений.

«Трудный  путь  российской  деревни:

 ХХ век»

-проведение сопоставления через  составление диаграмм и таблиц;

- анализ источников и степень достоверности  описания  событий  и явлений  в  литературных  произведениях.

Общей  задачей проектов ,  представленных  в  этой  системе является   предоставление   возможности    ученикам  приобрести опыт активного освоения культурного и исторического наследия России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания как средство развития социальных компетентностей

Представлено обобщение опыта по теме,а также предложены кейсы (ситуационные задания) по истории...

Развитие коммуникативной компетентности у учащихся на уроках истории

В архиве находится доклад в формате docx. "О развитии коммуникативной компетентности у учащихся на уроках истории" + презентация по теме+буклет....

Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории, обществознания и права через использование технологии критического мышления.

Если мы хотим способствовать развитию личности ученика, то мы должны относиться к нему как к личности, уважать его способность мыслить, а мыслить - значит сомневаться. Критичность мышления является од...

Педагогическая концепция "Краеведческий аспект как средство формирования гражданской компетентности у учащихся на уроках истории"

Педагогическая концепция "Краеведческий аспект как средство формирования гражданской компетентности у учащихся на уроках истории" в помощь учителям истории и краеведам....

Формирование у школьников компетентности грамотного чтения на уроках истории и обществознания

В статье раскрываются особенности поэтапного формирования навыков смыслового чтения у школьников 5-9 классов....

Формирование у школьников компетентности грамотного чтения на уроках истории

В статье раскрываются особенности поэтапного формирования навыков смыслового чтения у школьников 5-9 классов....