Главные вкладки

    Занятие для обучающихся 2 года обучения по программе внеурочной деятельности «Здоровячок» "Как уберечься от травм"
    план-конспект занятия на тему

    Коптелова Наталья Александровна

    Здоровье - самое дорогое для человека. На занятии ребята узнают, что такое травма, как их избежать, а также научатся оказывать первую помощь, если травма все же случилась, смотрят презентацию, видеофрагмент, выпоняют различные интересные задания.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    дополнительного образования детей

    «Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной»

    «Как уберечься от травм»

    Занятие для обучающихся 2 года обучения

    по программе внеурочной деятельности «Здоровячок»

    http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=57177655-37-72&n=21

    Составитель:

    Коптелова Н. А.

    педагог дополнительного

    образования

    МБОУДОД «ЦДОД

    им. В. Волошиной»

    Кемерово 2014


    Цель: формирование представления учащихся о профилактике детского травматизма в школе.

    Задачи:

    1. Познакомить детей с различными видами травматизма и мерами их предупреждения, с приемами оказания первой помощи при травмах.

    1. Развивать познавательную активность детей, коммуникативные навыки, умение наблюдать, сравнивать, обобщать.

    1. Воспитывать ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих. 

    Методы и приемы:

    • установочная беседа,
    • объяснительно-иллюстрированный,
    • работа с ТСО (ноутбук, слайд-проектор),
    • индивидуальная работа,
    • обобщающая беседа.

    Оборудование:

    • слайд-проектор, ноутбук, видео «Первая помощь при порезе и ссадине»,
    • лед, бутылка с холодной водой, носовой платок, бинт, перекись водорода, йод, аптечка.

    План занятия:

    1. Вступительная беседа.
    2. Что такое травма?
    3. Физкультминутка.
    4. Первая помощь при ушибе.
    5. Первая помощь при ссадине и порезе.
    6. Практическая работа «Оказание первой помощи при порезе».
    7. Закрепление.
    8. Заключение.

    Ход занятия

    1. Вступительная беседа.

    Педагог: 

    - Здравствуйте, ребята! Что самое дорогое у человека? (жизнь) А еще, что дорогое у человека? Каким должен быть человек? (здоровым)

    - Нашей жизни и здоровью постоянно угрожают какие-либо опасности, а какая опасность нас может подстерегать чаще всего, вы узнаете, когда отгадаете ребус (презентация «Как уберечься от травм»)

    ребус травма Травма (слайд 2)

    - Тема занятия сегодня: «Как уберечься от травм». На занятии мы узнаем, что такое травма, узнаем, как их избежать, а также научимся оказывать первую помощь, если травма все же случилась.

    1. Что такое травма? 

    Педагог: 

    - Ребята, были ли у вас травмы, какие?  (ушибы, ссадины, порезы)

    - Что вы испытывали при этом, какие у вас были ощущения? (боль, отек, ограниченность в движении)

    - Что же такое травма? Травма – это внезапное повреждение организма в результате внешнего воздействия. (слайд 3)

    - Сегодня на занятии мы будем говорить о травмах, которые чаще получаете вы, дети.

    - Где ребята вашего возраста больше всего получают травмы? (в школе)

    - А вот подумайте чаще всего, когда вы получаете травмы, удары, ссадины, где это происходит? (на перемене)

    - Ребята, зачем нужна перемена в школе? (отдохнуть, подготовиться к другому уроку, сходить в туалет, попить, перекусить) (слайд 4) 

    - Конечно же, никто из вас не выходит на перемену с целью обидеть кого-то, сделать друг другу больно. Но порой простая шутка может привести к очень печальным последствиям.

    - Послушайте рассказ  «Плохие шутки».

    «Редко встретишь среди ребят таких, кто специально хочет нанести травму своему товарищу. Чаще всего можно услышать: "Да разве я думал, что так получится, я случайно..." Случайно ли? Три ступеньки – раз, два, три, но что это? Нога подвернулась…Перелом ноги, вывих сустава… Двое твоих друзей сошлись в «вольной борьбе». Не раздумывая, ты сверху падаешь на них…Каков итог? Наклонился мальчик, завязывает шнурок, ты решил сыграть с ним в чехарду…Прыгнул…Перелом позвоночника. Саша, шутя, поставил подножку товарищу, тот упал. В результате – перелом руки.

    (слайд 5, 6, 7, 8)

    Педагог: 

    - Как вели себя дети на перемене? Правильно? Думали ли они о последствиях, прежде чем играть в такие игры? Как правило, дети не думают, что игры и шутки могут быть опасные, вспомните, как часто вы толкаете, друг друга со всей силы, ставите подножку друг другу, деретесь. Даже у нас на занятиях по экологии, в этих узких коридорах, где мраморный пол и стены на перемене вы носитесь «сломя голову», на ходу расталкивая всех подряд, не думая об опасностях, что можете запросто разбить голову, удариться, столкнуться друг с другом и последствия могут быть очень печальные. Вы же не думаете, что игры и шутки могут быть опасные, пока не произошел несчастный случай.

    - Это все мы говорили о перемене.

    - Ребята, как вы думаете во время урока можно получить травму? (можно)

    -  Особо опасными в школе считаются занятия по труду и физкультуре.

    Педагог: 

    -  Чтобы избежать травм во время урока, учитель в начале каждого урока повторяет с вами правила по технике безопасности. Сейчас проверим, как вы их запомнили на уроках труда (слайд 9).

    - Сейчас я вам раздам карточки, вы внимательно прочитаете вопросы и ответите на них по очереди (приложение 2)

    1. Как следует передавать иголки другому человеку? (в игольнице)
    2. Можно иголку оставлять на парте или в куске ткани? (нельзя)
    3. Как нужно передавать ножницы другому человеку? (кольцами вперед)
    4. Где нужно хранить циркуль? (в футляре)
    5. Можно повернуться к соседу, если в руках острые предметы? (нельзя)
    6. Что нужно сделать с кисточкой после работы с клеем? (помыть)

    Педагог:

    - На уроках физкультуры тоже нужно быть осторожными. Ребята, что в основном дети делают на физкультуре? (бегают, прыгают, играют мячом, используют спортивные снаряды) Здесь тоже нужно выполнять правила безопасного поведения в спортивном зале. Все задания выполнять только с разрешения учителя.

    - Вошел в спортивный зал, чего тут только нет?! И брусья, и перекладина, козел, стопкой сложены маты. И чем ты хуже старшеклассников? (слайд 10)

    - Ребята, вы, конечно не хуже старшеклассников, просто эти спортивные снаряды по возрасту не для вас еще. Вы пока не доросли и можете получить травму.

    1. Физкультминутка.

    (дети повторяют движения за педагогом)

    - Чтобы лучше нам размяться,

    Будем глубже наклоняться.

    Наклоняемся вперед,

    А потом наоборот.

    Наклоны вперед и назад

    - Вот еще одно заданье -

    Выполняем приседанья.

    Не ленись приседать!

    Раз-два-три-четыре-пять.

    Приседания

    - Мы шагаем дружно, бодро,

    Но пора закончить отдых.

    Ротик снова на замок.

    Продолжается урок.

    Дети садятся за парты

    1. Первая помощь при ушибе.

    Педагог:

    - Несчастье, случается чаще, когда врача рядом нет. Поэтому важно знать правила оказания первой помощи при травмах. Этому мы и попробуем сегодня научиться.

    - Начнем, с ушиба. Что же происходит при ушибе? Сначала ушибленное место болит, опухает и может покраснеть, а позже на этом месте образуется синяк. (слайд 11)

    Педагог:

    - Ребята, какую помощь нужно оказать человеку, если он ушибся? (приложить холодное, бутылку с холодной водой, холодный компресс - лед, завернутый в носовой платок или полотенце и подержать минут 10, но не больше, чтобы не обморозить кожу). Можно приложить полотенце, намоченное в холодной воде и менять его (педагог показывает детям, как оказать первую помощь при ушибе)

    1. Первая помощь при ссадине и порезе.

    Педагог:

    - Следующие травмы – это ссадина и порез. Ссадина - это когда содрана кожа, например, на коленках или ладошках, может появиться кровь. (слайд 12)

    -  Порез – более глубокая травма, при порезе верхний слой кожи не содран, а рассечен, например ножом, стеклом и кровь идет сильнее.

    (слайд 13) 

    - Небольшую ссадину или порез можно заклеить лейкопластырем, если же рана большая, лучше ее промыть, обработать и наложить повязку. В аптечке, которая есть в каждой школе и у нас здесь тоже, есть все необходимое для оказания первой помощи.  

    - Ребята, сейчас мы посмотрим видеофрагмент «Первая помощь при ссадинах и порезах», а потом вы сами научитесь накладывать повязку.

    1. Практическая работа «Оказание первой помощи при порезе».

    Педагог:

     - Ребята, теперь будем учиться накладывать повязку. Мне нужен помощник (выходит один из детей, педагог ему накладывает повязку, затем выходят остальные дети парами и накладывают повязку друг другу)

    - Чем будем промывать рану, ребята? (кипяченой водой или 3% перекисью водорода) Чем обработаем края раны? (йодом или «зеленкой»).

    - Теперь накладываем повязку. (слайд 14)

    1. Закрыть рану кусочком бинта или марли, сверху положить немного ваты, а потом забинтовать.
    2. Положить конец бинта к ране, сделать один полный оборот.
    3. Сделать два полных оборота ниже раны и два-три полных оборота на месте раны, после сделать выше места раны еще два полных оборота бинтом.
    4. Разрезать конец бинта пополам и завязать его на узел (выше раны).

    (2-3 пары обучающихся показывают, как наложить повязку) 

    1. Закрепление. 

    Педагог:

    - Ребята, вы хорошо сегодня занимались на занятии, давайте проверим, что вы сегодня узнали и чему научились. Предлагаю вам составить памятку «Как  избежать травм в школе» (педагог раздает памятку каждому ребенку, дети заполняют ее, затем зачитывают) (приложение 1)

    - Ребята, теперь посмотрим эти правила на слайде (слайд 15)

    1.  Заключение. 

    Педагог:

    - Ребята, скажите можно уберечься от травм в школе? (можно). Как от них уберечься? (если соблюдать правила в памятке, которые вы только что написали)

     - И надо всегда помнить, что царапины заживают, проходят синяки и шишки, но более тяжелые увечья остаются на всю жизнь. Человек, получивший их, навсегда расстается с мыслью заняться любимым делом, овладеть профессией, о которой мечтал. А ведь это можно избежать.

    - Будьте внимательны и осторожны, чтобы не допустить травмы, берегите свое здоровье и здоровье других! Памятки с правилами вы забираете с собой и всегда этим правилам следуйте.

    - На этом занятие закончено! Спасибо за внимание! (слайд 16)


    Список литературы

    1. Обухова Л. А. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» М., «ВАКО» 2007.
    2. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. «Школа докторов природы» - М.: «Вако»,2004.

    Интернет источники

    1. http://nsportal.ru урок по безопасности жизнедеятельности «Можно ли уберечься от травм».
    2. http://nsc.festival.1september.ru  Нина Тихомирова занятие «Можно ли уберечься от травм».
    3. http://ppt4web.ru – презентация «Чтобы не было травм».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытое занятие для обучающихся 3 года обучения "Новогодний калейдоскоп"

    Открытое занятие "Новогодний калейдоскоп" предназначено для  обучающихся изостудии "Эскиз" Дворца детского (юношеского) творчества проводится в декабре....

    Материал творческой лаборатории тренера по самбо. Конспект занятия для обучающихся 2-3 года обучения."Изучение и совершенствование технических действий в борьбе лежа»

    Данный материал может быть полезен тренерам по самбо, дзюдо, и, частично, с творческой интерпретацией- других видов единоборств. Конспект занятия посвящён изучению и совершенствованию технических дейс...

    Конспект логопедического занятия для обучающихся 2 класса (ТМНР) Тема: Домашние животные и их детеныши.

    Групповое  занятие по  развитию речи,  с обучающимися  (ТМНР) 2 класса. Обучающиеся имеют  трудности в формировании лексико – грамматического строя,  обусловленные ...

    Конспект логопедического занятия для обучающихся 2 класса. Тема: В гостях у гнома Буквоежки.

    Групповое  занятие по   развитию навыка самостоятельного чтения и письма с обучающимися  2 класса, имеющие  трудности в формировании навыка  чтения и письма,  о...