Экологическое воспитание в школе-интернате I и II вида
учебно-методический материал по теме

Шевчук Марина Анатольевна

В презентации показаны мероприятия и методы  экологического воспитания детей с нарушением слуха.

Скачать:


Подписи к слайдам:

ГБОУ школа-интернат № 2 г. Армавира Краснодарского края
Основные направления:
Развитие деятельности по охране и улучшению окружающей среды;
Воспитание любви к природе, понимания её красоты, заботливого отношения к ней;
Формирование осознанного соблюдения правил поведения в природе;
Овладение умениями изучать и оценивать состояние окружающей среды;
Воспитание потребности общения с природой;
Необходимость понимать многостороннюю ценность природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека;
Формирование основных направлений о природе и об оптимальном воздействии человека на неев соответствии с её законами.
Экологическое воспитание реализуется на уроках природоведения, биологии, химии, географии, трудового обучения, в начальных классах – на уроках предметно-практического обучения, ознакомления с окружающим миром, а также во внеурочной деятельности.
Внеурочная работа
Классная работа
Внеклассная работа
Основные знания по экологии ребята получаютна уроках
урок биологии в 7 классе «Земной красы начало», учитель Шевчук М.А.
Уроки имеют большие потенциальные возможности для экологического воспитания. Дети с недостатками слуха - воспринимают природу в виде разрозненных объектов, - затрудняются в установлении и осознании связей явлений, причинности природных процессов.На уроках необходимо: научить детей - ориентироваться в природе, - проводить наблюдения, пользуясь необходимыми приборами и инструментами, - многосторонне воспринимать жизнь природных объектов, - делать выводы, обобщать факты; расширять кругозор учащихся; формировать эстетические и морально-нравственные чувства.
Применениеуменийи навыковна практике
Закрепление полученныхзнаний
Гармоничноеразвитиенеслышащего ребенка
Временная интеграциядетей с нарушением слуха в слышащую среду
Продолжение формирования целостного представления о природе, обществе, человеке

Виды работы:
классный час (устный журнал, «круглый стол», тематический час…); конкурсы рисунков, плакатов, поделок из природного материала, букетов, стихов, рассказов, сказок, фотографий…; экскурсии в природу, на производство, в музеи, лесхозы, парки…; кружки; работы по озеленению; походы (ознакомление с экологической обстановкой на маршруте); общественно-полезная деятельность (уборка территории, изготовление кормушек, уход за животными в живом уголке…).
Рисуют старшеклассники
Коллективная работа учащихся младших классов на уроках ППО
Выполнены учащимися под руководством воспитателя Петерсоо Э.М.
Экологические походы учащихся ГС(К)ОУШИ I и II вида совместно с городским Центром Детского и Юношеского Туризма.
Ребята с нарушением слуха во время 10-дневного туристического похода вместе со слышащими воспитанниками ЦДЮТ г. Армавир.
гора Индюшка
Общественно- полезная деятельность.
Работа по облагораживанию школьного двора доставляет удовольствие
Забота о птицах и питомцах живого уголка.
Виды работы:
викторины; КВН; художественная самодеятельность (песни, инсценировка сказок), выставки, ярмарки, деловые игры.
«Путешествие в природу»
Викторина «Экологический светофор»среди 5-х классов
«День птиц», воспитатель Нелюбина Ида Павловна
Заметка в краевую детскую газетуученика 3-го класса Полинкина Николая
Виды работы:
конференции; семинары, вечера, недели по проблемам охраны природы.
Семинар «Как остановить путь в никуда» в 11-х классах, учитель Макаревская Мери Ивановна
Центральноемероприятие в системе природоохранноговоспитания,объединяет в себе практически все виды деятельности.
Эффективность экологическоговоспитания
Ролевое участие каждого школьника
Принцип развития
Принцип коллективизма
Мотивация
Широкое использование наглядно-практической деятельности
Исследование природной среды
Сохранение и использование эстетических ценностей природы
Пропагандаи разъяснение идейохраныприроды
Улучшение природной среды
Защита природной среды
Природо-охранная практическая работаучащихся
наиболее эффективный и доступный способ изучения окружающей среды. Они составляют обязательную часть учебно-воспитательного процесса в школах для детей с нарушением слуха. Знания, полученные на экскурсии более точны и конкретны.
выработать у школьников с нарушением слуха навыки использования слуховой аппаратуры для восприятия жизни природы;
обогатить интеллектуальное развитие учащихся;
пробудить любознательность;
повысить речевую активность;
прививать нравственные ценности;
прививать нравственные ценности;
формировать основы экологической культуры с позиций личностно-ориентированного подхода;
формировать патриотические чувства.
2. постоянно заботиться об одновременном развитии и совершенствовании речи и мышления глухих и слабослышащих детей, обогащении их социального опыта;
3. иметь в виду сложности концентрации их внимания;
4. контролировать использование индивидуальной слуховой аппаратуры при восприятии речи педагога и звуков природы.
провести тщательную подготовку: - сообщить и разъяснить цель маршрута, - провести словарную работу по ознакомлению с новыми терминами, которые будут использованы на экскурсии, - объяснить необходимость соблюдения правил безопасности, - разъяснить индивидуальные и фронтальные задания, - показать образцы фиксации наблюдений;
1. Образовательные: - расширить кругозор учащихся; - дополнить и закрепить знания, полученные на уроках.2. Коррекционные: - способствовать развитию мышления и речи; - учить выражать словесно полученные наблюдения и навыки; - развивать навык свободно и логически излагать свои мысли; - учить свободно ориентироваться в окружающей среде; - развивать слуховое восприятие звуков природы.3. Экологические: - познакомить с основами экологических знаний; - воспитывать экологически грамотное отношение к природе; - формировать экологическую культуру.4. Нравственные: - познакомить с правилами заботливого отношения к природе; - воспитывать чувство ответственности перед живыми существами.5. Эстетические: - пробудить чувство прекрасного к живой природе; - оценить гармонию взаимодействия всех живых существ на планете. 6. Патриотические: - дать представление об уникальности живой природы Краснодарского края; - заложить основы бережного отношения к окружающему миру; - становление патриотических чувств, гуманного отношения к природе родной страны. 7. Практические: - сформировать навыки сбора природного материала; - формировать навыки практической деятельности в полевых условиях.
Ребята познают разнообразиерастительного и животного мира родного края.
«Ищем первые цветы»
Происходит обогащение личного жизненного опыта учащихся с нарушением слуха.
Соревнование по ориентированию
«В игре формируются все стороны души человека: его ум, его сердце, его воля.» К.Д. Ушинский
Об игре как о средстве воспитания писали многие отечественные педагоги и психологи: К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн,Д.Б.Эльконин, А.Лёве,Е.Г.Речицкая и др.
способствует расширению знаний ребенка о природе, формированию нравственных представлений;
развивает у детей способность предсказывать следствие по причине;
создает опыт упражнения в нравственном поведении;
формирует у ребят потребность положительных воздействий на природу.
подвижные – спортивные соревнования;2. дидактические:предметные (дидактические игрушки, материалы);настольно-печатные (лото, домино, разрезные картинки, лабиринты, кроссворды, ребусы…);словесные игры-упражнения, игры-предположения, игры-загадки, игры-викторины; 3. игра с перевоплощением: ролевые – познавательные: - деловые (пресс-конференции, симпозиумы и т.д.), - сюжетно-ролевые (спектакль, заочное путешествие, суд…). - имитационные, ситуационные;4. компьютерные игры.
тщательная подготовка ; наличие увлекательной задачи, при решении которой развивается произвольное внимание, память; создание речевой среды, активизация общения между играющими, выполнение заданий, в которых отрабатывается четкая, внятная, выразительная, интонированная речь, происходит развитие слухового восприятия; присутствие занимательности, шутки, юмора.
Веселое путешествие
Игра «Экологическое лото»Составьте карточки так, чтобы получилась пословица:
Много леса - сбереги
Не плюй в колодец
мир на Земле
Аист на крыше
посади сорок
Одно дерево срубил
мало леса - посади
пригодится воды напиться
Благодаря экологическому воспитанию, через процесс взаимодействия с окружающим миром, дети с нарушением слуха получают основополагающие ориентиры для соответственного поведения в обществе, для правильного взаимоотношения со всем окружающим миром.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Проблемы воспитания в школе-интернате IV вида: между школой и семьей»

В данном материале представлены тезисы доклада о проблемах воспитательной работы в ГКОУ СКОШИ № 2...

Профессионально трудовое обучение и воспитание в школе - интернате

Профессионально трудовое обучение и воспитание в школе  - интернате....

Нравственное воспитание в школе-интернате: единство воспитывающих и обучающих технологий

 Внимание государства к работе  воспитателей приобрело в последние годы характер стратегический. Тому  причиной, на наш взгляд, является пришедшее понимание роли воспитателя в фо...

Роль воспитателя в системе воспитания учащихся школы – интерната

Профессиональная деятельность воспитателя ответственная, потому что он является первым воспитателем в жизни ребенка после родителей, закладывает основы воспитания, и от его результатов работы ча...

Обобщение опыта работы по теме самообразования «Экологическое воспитание воспитанников школы - интерната в различных видах деятельности».

Экологическое воспитание - это передача экологических установок, знаний, навыков и умений путем укрепления экологической информированности. Средства экологического воспитания способствуют непреры...