Рабочая программа и тематическое планирование по экологии 10 класс
календарно-тематическое планирование по экологии (10 класс) на тему

Круглова Ирина Александровна

Материал содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование по предмету: Экологическое состояние и природопользование Ленинградской области.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА

Программа «Экологическое состояние и природопользование Ленинградской области». 10 класс. 34 час.

Пояснительная записка.

Программа разработана с учетом положений федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом и профильном уровне. Структура и экологическое содержание курса продолжает реализацию культуросообразного подхода, освоения ценностных экологических и гуманистических ориентаций в процессе самостоятельной проектной и исследовательской деятельности учащихся. Целесообразность введения данного курса определяется необходимостью формирования у подрастающего поколения элементов экологической культуры, патриотизма и любви к природе родного края.

Важнейшей особенностью регионального курса можно считать - создание условий для формирования ценностных мировоззренческих взглядов и идей, правовых норм, элементов гражданской ответственности, национальной гордости и экологической культуры.

В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования, наряду с уроком, разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, лабораторных и практических работ, семинаров) и внедрения современных педагогических технологий.

Цели

Изучение экологического состояния родного края на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом и профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об экологических проблемах человечества и экологическом состоянии объектов природы своей области, о методах экологического мониторинга;
  • овладение умениями проводить доступные наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; самостоятельно находить и анализировать информацию о природных объектах, обосновывать свои взгляды и суждения в процессе защиты исследовательских проектов, презентаций и др. публичных выступлений;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе знакомства с экологическими проблемами, при работе с различными источниками информации, в ходе подготовки и защиты проектов;
  • воспитание убежденности в возможности позитивных изменений в отношении человека и природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

          Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

  • Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для данного курса являются: самостоятельная индивидуальная и групповая исследовательская, проектная деятельность по сравнению объектов; анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

          Результаты обучения

         Результаты курса «Экологическое состояние Ленинградской области» направлены нареализацию деятельностного, практикоориентированного и личностноориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

        Рубрика «Знать/понимать» содержит требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

         В рубрику «Уметь» включены требования, основанные на более сложных видах деятельности: описывать, выявлять, сравнивать, анализировать и оценивать, изучать, находить и критически оценивать информацию об экологических проблемах.

        В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение жизненных задач.

          ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (34 час)

    Введение. Современная экология - комплексная наука. Роль экологии в современном мире. Экологические исследования. Предельно допустимые концентрации загрязнений.

     Раздел I. Природа и человек.

     Экологическая история нашего края. Месторасположение и история заселения Ленинградской области. Этапы преобразования природных экологических систем. Строительство Санкт-Петербурга. Развитие промышленности и сельского хозяйства. Последствия хозяйственной деятельности на территории нашего края. Представление о загрязнениях окружающей среды.

Виды загрязнений. Воздействие человека на природную среду в Ленинградской области. Основные направления деятельности человека, ухудшающие экологическую обстановку в области. Обзор экологического состояния территории области. Цели и задачи экологического мониторинга. Виды мониторинга. Основные экологические нормативы.

Раздел II. Состояние воздушного бассейна Ленинградской области.

Состояние атмосферы - глобальная проблема человечества. Естественные и антропогенные загрязнения воздуха. Состояние атмосферного воздуха в Ленинградской области. Проблемы загрязнения воздуха отходами промышленного производства. Проблема нарушения озонового слоя. Особые воздействия человека на биосферу. Радиационная обстановка в области. Патологии больших городов. Защита атмосферы.

Раздел III. Экологическое состояние водных объектов Ленинградской области.            Водопотребление и загрязнители вод Ленинградской области. Понятие загрязнения вод. Некоторые показатели загрязнений воды. Экологическое состояние вод в Ленинградской области. Обзор экологического состояния Финского залива, рек и озер нашего края. Экологические последствия загрязнения вод. Защита гидросферы.

Раздел IV. Антропогенные воздействия на почвы Ленинградской области.

   Загрязнение почв тяжелыми металлами и радионуклидами. Представление о классах опасности. Экологическое состояние почв нашей области. Загрязнение отходами сельскохозяйственного производства и нефтью. Экологические последствия антропогенного воздействия на литосферу. Эрозия почв. Основные факторы и причины опустынивания.

    Раздел V. Антропогенное воздействие на биотические сообщества Ленинградской     области.

     Природные ландшафты Ленинградской области. Особенность формирования ландшафтов. Многообразие и значение природных экосистем. Экологические последствия воздействий человека на растительный мир. Функции лесов в природных экосистемах. Основные группы лесов. Типы воздействий на лес Ленинградской области. Экологические последствия воздействий человека на животный мир. Основные группы животных Ленинградской области. Редкие и исчезающие виды. Охрана природы в Ленинградской области. Организация охраняемых территорий. Особенности хозяйствования и защиты охраняемых территорий области.

Раздел VI. Охрана природы и рациональное природопользование.

     Основные принципы охраны природы и рационального природопользования. Первоочередные меры по охране природы. Основные направления рационального природопользования. Основные направления деятельности по осуществлению охраны природы. Эффективное потребление энергии. Ресурсы и новы виды топлива. Проблемы утилизации отходов. Виды отходов. Антропогенная среда и здоровье человека. Акселерация, биологические ритмы, аллергизация населения, онкологическая заболеваемость и смертность населения. Инфекционные заболевания и врожденные патологии. На пути к устойчивому развитию. Выработка экологического сознания у населения. Возможности участия в устойчивом развитии общества.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате ученик должен

 знать /понимать

глобальные и региональные, локальные экологические проблемы, экологическое состояние окружающей среды Ленинградской области, причины и суть антропогенных воздействий на природные и антропогенные системы, правила поведения в природе, законы об охране окружающей среды.

уметь

объяснять: роль антропогенных воздействий в изменении состояния природной среды, влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

принимать ответственные решения при решении исследовательских экологических задач, участвовать в акциях по защите окружающей среды, работать в группе

описывать природные объекты и явления,

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать: природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности,  экологические процессы в ходе исследований и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах в ходе практической работы;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать их содержание.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения правил поведения в природной среде; охране окружающей среды,

оценки этических аспектов хозяйственной деятельности человека.

Тематическое планирование.

Наименование разделов (тем)

Всего часов

В том числе

теоретические

Практические занятия

Введение. Представление о современной экологии.

1

1

Раздел 1. Природа и человек.

6

4

2

Раздел 2. Экологическое состояние воздушного бассейна Ленинградской области. |

6

4

!

!

2

Раздел 3. Экологическое состояние водных объектов Ленинградской области.

5

3

2

Раздел 4. Антропогенные воздействия на почвы Ленинградской области.

5

3

2

Раздел 5. Антропогенные воздействия на биотические сообщества в Ленинградской области.

6

4

2

Раздел 6. Охрана природы и рациональное природопользование.

5

4

1

Итого:

34

23

1

11

Литература:

1.Алексеев С.В.. Терешенков О.М., Жаворонкова И.А., Шагин А.В. Экология Санкт-Петербурга и области. - СПб,1995.

2.Асеева И.В., Белоусов Б.В. Природа и население Санкт-Петербурга и области. - СПб, СПГУПМ 1994.

3.Биркенгоф А.Л. и др.. Ленинградская область.- Л.: Лениздат. 1958.

4.Даринский А.В. Ленинградская область. - Л., 1981.

5.Нежниковский Р.А. Река Нева и Невская губа. - Л., 1975.

6.Природа Ленинградской области и ее охрана./ Под ред. Э.И.Слеляна.- Л.: Лениздат, 1983.

Календарно-тематическое планирование.

Дата

Тема урока

Требования к уровню подговки

1.

Введение. Представление о современной экологии.

Раздел 1. Природа и человек.

2.

Экологическая история нашего края.

знать /понимать

глобальные и региональные, локальные экологические проблемы, экологическое состояние окружающей среды Ленинградской области, причины и суть антропогенных воздействий на природные и антропогенные системы

3.

Загрязнение окружающей среды.

4.

Воздействие человека на окружающую среду в Ленинградской области.

5.

Цели и задачи экологического мониторинга.

6.

Урок обобщения и систематизации знаний. Подготовка к выполнению проекта.

7.

Урок - экскурсия. Отбор проб и образцов для проведения экологических исследований воды, почвы и воздуха,

Раздел 2. Экологическое состояние воздушного бассейна Ленинградской области. |

8.

Загрязнение атмосферы - глобальная проблема человечества.

анализировать и оценивать, глобальные экологические проблемы и пути их решения

9.

Состояние атмосферного воздуха в Ленинградской области.

10.

Особые воздействия человека на атмосферу.

11.

Защита атмосферы.

12.

Практическая работа по исследованию состава воздуха родной местности.

13.

Урок обобщения и контроля знаний. Защита части проекта, посвященной исследованию состава воздуха родной местности.

Раздел 3. Экологическое состояние водных объектов Ленинградской области.

14.

Водопотребление и загрязнители вод Ленинградской области.

принимать ответственные решения при решении исследовательских экологических задач находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать их содержание.

15.

Экологическое состояние вод Ленинградской области

16.

Экологические последствия загрязнения вод.

17.

Практическая работа по исследованию качества вод.

18.

Урок обобщения и контроля знаний. Защита части проекта, посвященной исследованию качества вод родной местности.

Раздел 4. Антропогенные воздействия на почвы Ленинградской области.

19.

Загрязнение почв металлами и радионуклидами.

сравнивать: природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности,  экологические процессы в ходе исследований и делать выводы на основе сравнения;

20.

Загрязнение почв отходами сельскохозяйственных предприятий, нефтью и нефтепродуктами.

21.

Экологические последствия антропогенного воздействия на почвы Ленинградской области.

22.

Практическая работа по исследованию степени загрязнения почв.

23.

Урок обобщения и контроля знаний. Защита части проекта, посвященной исследованию степени загрязнения почв и их последствиям.

Раздел 5. Антропогенные воздействия на биотические сообщества в Ленинградской области.

24.

Природные ландшафты Ленинградской области.

объяснять: роль антропогенных воздействий в изменении состояния природной среды, влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

25.

Экологические последствия воздействий человека на растительный мир (на примере лесных экосистем)

26.

Экологические последствия воздействий человека на животный мир

27.

Охрана природы в Ленинградской области.

28.

Практическая работа по изучению последствий воздействия человека на биоту родной местности.

29.

Урок обобщения и контроля знаний. Защита части проекта, посвященной исследованию степени загрязнения почв и их последствиям.

Раздел 6. Охрана природы и рациональное природопользование.

30.

Основные принципы охраны природы и рационального природопользования.

знать /понимать

правила поведения в природе, законы об охране окружающей среды.

31.

Эффективное потребление энергии

32.

Проблемы утилизации отходов.

33.

Антропогенная среда и здоровье человека.

34.

Итоговая защита проекта «На пути к устойчивому развитию».

Итого:34ч.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и тематическое планирование в 11 классе

Материал ориентирован на преподавание геометрии в 11 классе на базовом уровне по учебнику Л.С. Атанасяна. Содержит рабочую программу и развернутое тематическое планирование....

Рабочая программа и тематическое планирование для 9 класса к УМК Spotlight

Рабочая программа и тематическое планирование для 9 класса к УМК Spotlight...

Рабочая программа и тематическое планирование 5-9 класс по краеведению (Липецкая область)

В данном материале содержится рабочая программа и тематическое планирование уроков....

1) курсы повышения квалификации 2) рабочие программы, календарно-тематическое планирование 5-11 классы, элективный курс 3) разработки уроков, презентации

Предоставленны материалы по географии, биологии,Элективные курсы( авторские программы):   "Уникумы природы" 8 класс ,"микромир" 8 класс, " Клетки. Ткани" 11 класс, "Обжора долго не живет" 8 класс...

Рабочая программа, календарно - тематическое планирование музыка 2 класс,ФГОС автор Е.Д.Крицкая

Рабочая  учебная программа по музыке для 2-го класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального  общего образов...

Рабочая программа, календарно - тематическое планирование музыка 3 класс, ФГОС, автор Е.Д.Крицкая

Рабочая  учебная программа по музыке для 3-го класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования П...

Рабочая программа, календарно - тематическое планирование музыка 4 класс, ФГОС, автор Е.Д.Крицкая

 Рабочая  учебная программа по музыке для 4-го класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального  о...