Рабочая программа, календарно - тематическое планирование музыка 4 класс, ФГОС, автор Е.Д.Крицкая
рабочая программа по музыке по теме

Коломиец Елена Дмитриевна

   Рабочая  учебная программа по музыке для 4-го класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального  общего образования Приказ МО 2009 года РФ от 06.10.2009г., примерной программы начального общего образования  по музыке с учетом концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2011 г.), примерной программы начального общего образования по музыке, с учетом авторской программы по музыке - «Музыка». Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2011.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

БОГРАДСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

 

 

Рассмотрено

на заседании МО

ПГ______Корниенко О.В..

Согласовано с заместителем

            директора по  

УВР ----------Домишева Т.А.

 

 

                 

                    Утверждаю:

      Директор ________/Сердюкова Г.В.

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по учебному курсу

«Музыка»

4 класс

                                                          

 

                                                                                                               

                                                                                                                                                   Учитель:

                                                                                                                                    Коломиец

                                                                                                                              Елена Дмитриевна 

                                                                                                 

                                                                                                                   

 

 

 

Боград

 2014 г.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая  учебная программа по музыке для 4-го класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального  общего образования Приказ МО 2009 года РФ от 06.10.2009г., примерной программы начального общего образования  по музыке с учетом концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2011 г.), примерной программы начального общего образования по музыке, с учетом авторской программы по музыке - «Музыка». Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2011.

  Цель: заключается в формировании основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности, а так же эмоциональному, активному восприятию музыки.

   Задачи:    

- обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам;

- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

- воспитание интереса  и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

- развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной музыке;

- совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);

- расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;

- активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);

- накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива.

- понимание учащимися содержания  простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл.

   Актуальность и значимость программы определены в соответствии с примерной программой. Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение обучающихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

   Новизна программы заключается в адаптации содержания авторской программы «Музыка» 4 класс Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной к образовательному процессу ГБООУ РХ «Боградской санаторной школы-интерната». Выбор данной авторской программы для освоения учебного предмета «Музыка» в 4 классе ГБООУ РХ «Боградской санаторной школы-интерната» обусловлен следующими причинами:

1. Соответствие программы требованиям ФГОС НОО.

2. Полное обеспечение программы учебно-методическим комплектом авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, включающим программу по учебному предмету «Музыка», учебник, рабочую тетрадь, хрестоматию музыкального материала, фонохрестоматию для каждого года обучения.

3. Сохранение непрерывности художественного образования в течение всего курса изучения учебного предмета «Музыка».

   Специфика программы

   Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов - классиков, от эпохи барокко до наших дней, народная музыка России и стран ближнего и дальнего зарубежья, образцы духовной музыки, а так же значительно обновлённый репертуар композиторов-песенников.

   В программе урок музыки трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея, связанная с формированием личностных качеств младшего школьника на основе раскрытия содержания вечных тем искусства: добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, материнства, защиты Отечества и др.

    В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, которая исходит из природы самой музыки. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с её неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека.

   В рабочей программе учтен национально – региональный компонент, который предусматривает знакомство четвероклассников с музыкальными традициями  национальной казачьей духовной  культуры и составляет 10% учебного плана.

   Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Название разделов являются выражением художественно – педагогической идеи блока уроков, четверти, года.

   Взаимосвязь урока музыки с внеурочной деятельностью это согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов по решению определенных задач и проблем. Развивает самостоятельность, активность, умение учащихся работать вместе как между собой, так и с учителем при объединении усилий и согласованности действий. Активное включение всех в обсуждение новой темы, анализа музыкального произведения, что означает принятие ценности личности каждого, его мнения, интересов. Обучение контролю и оцениванию собственных действий и результатов, приобретение опыта жизни в учебном коллективе. Формирование УУД в содержании предметных программ и внеурочной деятельности. Интеграция урочной, внеурочной, внешкольной, семейной деятельности детей и родителей. Создание безопасной образовательной среды. Охрана здоровья.

   Название внеурочной деятельности по предмету «Музыка»:

«Музыкальная студия» – 1 час в неделю.

   Отличительной особенностью программы является: охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает включение в контекст уроков музыки сведений из истории, литературы, изобразительного и театрального искусства, а так же включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения.

   Технологии преподавания предмета:

- технология развития процессов восприятия (интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ музыкальных произведений);

- технология развития певческой культуры (тщательный отбор вокально-хорового репертуара, возможность применения игровых приемов обучения, использование методик развития слуха и голоса, учитывающих возрастные особенности школьников);

- технологии детского музицирования (включение простейших инструментов в процесс исполнения музыкальных произведений, использование свободного дирижирования, имитации игры на музыкальных инструментах);

- технологии развития ассоциативно-образного мышления школьников на уроках музыки

(интеграция с другими видами искусств);

- технологии преподавания музыки по УМК (глубокое освоение содержания материала комплектов, методов и приемов обучения);

- информационно-коммуникационные технологии (использование и применение компьютерных технологий);

- технологии арттерапевтического воздействия музыки и здоровьесбережения

(создание комфортной обстановки для обучения, оздоровление голосового аппарата в процессе пения, нормализация биологических показателей при восприятии музыки);

-технологии диагностики уровня развития музыкальной культуры школьников

(дневник наблюдений, тесты, оценивание работ в творческой тетради, участие в концертах, фестивалях).

   Основные методические принципы:    

- увлеченность;  

- триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя;

- тождество и контраст;

- интонационность;

- концентричность;

- опора на отечественную музыкальную культуру.  

   Методы музыкального обучения:

- нравственно-эстетическое познание музыки;

- интонационно-стилевое постижение музыки;

- перспектива и ретроспектива в обучении;

- художественный контекст (выход за пределы музыки);

- моделирование художественно-творческого процесса;

- содержательный анализ инструментального произведения.

 

 II. СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1. «Россия — Родина моя».

Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.

Раздел 2. «День, полный событий»

«В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.

Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»

Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.

Раздел 5. «В музыкальном театре»

Линии драматургического развития в опере. Основные темы — музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.

Раздел 6. «В концертном зале»

Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.

Содержание музыкального материала:

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, главная мелодия

1-й части. С. Рахманинов. «Вокализ». С. Рахманинов.

«Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня. «Песня о России». В. Локтев, слова О. Высотской. Русские народные песни: «Колыбельная» в обраб. А. Лядова,

«У зори-то, у зореньки», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Милый

мой хоровод», «А мы просо сеяли» в обраб. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова.

«Александр Невский», фрагменты из кантаты. С. Прокофьев. «Иван Сусанин», фрагменты из оперы. М. Глинка. «Родные места». Ю. Антонов, слова М. Пляцковского.

«В деревне». М. Мусоргский.

«Осенняя песнь» (Октябрь) из цикла «Времена года». П. Чайковский.

«Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

«Зимнее утро» из «Детского альбома». П. Чайковский.

«У камелька» (Январь) из цикла «Времена года». П. Чайковский.

Русские народные песни: «Сквозь волнистые туманы», «Зимний вечер»; «Зимняя дорога». В. Шебалин, стихи А. Пушкина; «Зимняя дорога». Ц. Кюи, стихи А. Пушкина; «Зимний вечер». М. Яковлев, стихи А. Пушкина.

«Три чуда», вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков.

«Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку», хоры из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский.

Вступление и «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.

«Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова.

«Земле Русская», стихира. «Былина об Илье Муромце», былинный напев сказителей Рябининых.

Симфония № 2 («Богатырская»), фрагмент 1-й части. А. Бородин.

«Богатырские ворота» из сюиты «Картинки с выставки».

М. Мусоргский.

Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев. Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловски.

Величание князю Владимиру и княгине Ольге.

«Баллада о князе Владимире», слова А. Толстого.

Тропарь праздника Пасхи.

«Ангел вопияше», молитва. П. Чесноков.

«Богородице Дево, радуйся» № 6 из «Всенощной». С. Рахманинов.

«Не шум шумит», русская народная песня.

«Светлый праздник», фрагмент финала Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинов.

Народные песни: «Он ты, речка, реченька», «Бульба», белорусские;

«Солнце, в дом войди», «Светлячок», грузинские; «Аисты», узбекская;

«Солнышко вставало», литовская; «Сияв мужик просо», украинская;

«Колыбельная», английская; «Колыбельная», неаполитанская;

«Санта Лючия», итальянская; «Вишня», японская и др.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, фрагмент 3-й части. П. Чайковский.

«Камаринская», «Мужик на гармонике играет». П. Чайковский.

«Ты воспой, жавороночек» из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов.

«Светит месяц», русская народная песня-пляска.

«Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Троицкие песни.

«Музыкант-чародей», белорусская сказка.

«Иван Сусанин», фрагменты из оперы: интродукция; танцы из II действия; сцена и хор из III действия; сцена из IV действия. М.Глинка.

Песня Марфы («Исходила младешенъка») из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.

«Пляска персидок» из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.

«Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка. «Колыбельная» и «Танец с саблями» из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.

Первая картина из балета «Петрушка». И. Стравинский.

«Вальс» из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус.    

Сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.

«Звездная река». Слова и музыка В. Семенова.

«Джаз». Я. Дубравин, слова В. Суслова.

«Острый ритм». Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.

«Ноктюрн» из Квартета № 2. А. Бородин.

«Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром, фрагменты. П. Чайковский.

«Сирень». С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.

«Старый замок» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.

«Песня франкского рыцаря», ред. С. Василенко.

«Полонез»(пя мажор); Мазурки № 47 (ля минор), № 48 (фа мажор), № 1 (си-бемоль мажор). Ф. Шопен.

«Желание». Ф. Шопен, слова С. Витвицкого, пер. Вс. Рождественского.

Соната № 8 («Патетическая»), фрагменты. Л. Бетховен.

«Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова.

«Арагонская хота».М. Глинка.

«Баркарола» (Июнь) из цикла «Времена года». П. Чайковский.

Прелюдия (до-диез минор). С. Рахманинов.

Прелюдии № 7и № 20. Ф. Шопен.

Этюд № 12 («Революционный»). Ф. Шопен.

Соната Ns 8 («Патетическая»). Л.Бетховен.

«Песня Сольвейг» и «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Григ.

Народные песни: «Исходила младешенъка», «Тонкая рябина», русские; «Пастушка», французская, в обраб. Ж. Векерлена и др.

«Пожелания друзьями, «Музыкант». Слова и музыка Б. Окуджавы.

«Песня о друге». Слова и музыка В. Высоцкого.

«Резиновый ежик», «Сказка по лесу идет». С. Никитин, слова Ю. Мориц.

«Шехеразада», фрагменты 1-й части симфонической сюиты. Н. Римский-Корсаков,

«Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

Таблица тематического распределения количества часов:

Содержание программы четвертого года выстраивается с учетом преемственности  музыкального обучения учащихся и имеет те же разделы, что  для III класса:

№  п.п.

Разделы

Количество часов

4 класс

1.

Россия – Родина моя.

4

2.

День, полный событий.

4

3.

О России петь – что стремиться в храм.

5

4.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

2

5.

В музыкальном театре.

6

6.

В концертном зале.

6

7.

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.

7

Итого:

34

Корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и тем по предмету «Музыка» 4 класс:

В разделе «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - уменьшено количество часов на темы:  «Музыкальные инструменты», «Народные праздники» и выделено 2 часа на их изучение, так как на эти темы во 2 и 3 классе уделялось достаточно времени на их изучение для того, чтобы учащиеся хорошо освоили и закрепили разнообразие музыкальных инструментов и их звучание, а так же знали традиции народных праздников.

   Разделы в учебно – тематическом планировании в 4 классе  разделены по частям, что придает учащимся особое закрепление тематического материала:

- в разделе «О России петь, что стремиться в храм» в первой четверти – 1ч., в четвертой четверти -  4 часа;

- в разделе «В концертном зале» во второй четверти - 5 часов, в третьей четверти 1 час;

- в разделе «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» - в третьей четверти 4 часа, в четвертой четверти 4 часа.

Объем и сроки изучения:

    В соответствии с СанПиНами  и с Базисным учебным планом в 4 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю) и рассчитана на 1 год обучения.

  I  четверть –  9ч., II  четверть – 7 ч., III четверть – 9 ч., IV четверть - 9ч.

Формы и виды организации учебного процесса:

Учащиеся учатся сотрудничать при выполнении заданий в паре и в группе (проектная деятельность);  контролировать свою и чужую деятельность, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, используя разнообразные приёмы; устанавливать  ассоциативные связи между услышанной музыкой и жизненными ситуациями:

- фронтальные, групповые, индивидуальные, коллективные, классные и внеклассные,   учебно-познавательная деятельность, обобщающий урок.

А так же предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.

Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), "разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий.

В сферу исполнительской деятельности учащихся входят:

- хоровое и ансамблевое пение и сольное пение;

- пластическое интонирование и музыкально - ритмические движения;

- игра на музыкальных инструментах;

- инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера;

- освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

   Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Формы и виды контроля:

Виды контроля:

- текущий, тематический, итоговый.

- фронтальный, комбинированный, устный.

Формы (приемы) контроля: устный опрос; наблюдение, самостоятельная работа, тестирование.

III.ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА» 4 КЛАСС

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями  к уровню подготовки учащихся 4 класса начальной школы в форме устного опроса, тестирования, самостоятельной работы, музыкальной викторины в конце каждой четверти:

- 1 четверть – 9 урок  Обобщающий урок, раздел: «День полный событий»;

- 2 четверть – 7 урок  Обобщающий урок, раздел: «В концертном зале» ;

- 3 четверть – 9 урок  Обобщающий урок, раздел:  «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье »;

- 4 четверть – 9 урок  Обобщающий урок, раздел: «О России петь, что стремиться в храм» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье».

 

Контроль уровня обученности.

№ урока

Тема  урока

Вид  контроля

Форма  контроля

9.

«Святогорский монастырь. «Приют, сияньем муз одетый»

Р: самостоятельно распознавать духовную музыку.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: творческое задание.

Устный опрос, тестирование.

16.

Годы странствий Л.В. Бетховена.

 «Патетическая соната

№ 8».  

Р: самостоятельно выявлять интонационную линию в музыке.

П: узнавать музыкальные жанры.

К: понимать смысл терминов.

Устный опрос, музыкальная викторина.

25.  

«Музыкальные инструменты. Гитара.»

Р: самостоятельно называть  имена известных бардов.

П: уметь распознавать худ. смысл муз. произведений  для гитары.

К:Творческое задание.

Устный опрос, самостоятельная работа

34.

 «Мир композитора».

Р: самостоятельно овладевать муз. навыками

П: ориентироваться в музыкальных терминах.

К: знать основы музыкальной культуры Родины и родного края.

Музыкальная викторина, тестирование,  исполнение песен.

 

Возможные виды самостоятельной работы обучающихся:

1. Сочинения, рисунки на темы учебных занятий.

2. Выполнение учебных проектов.

3. Чтение литературных источников музыкальных произведений, чтение учебных пособий по музыке, рекомендованных учителем.

4. Домашнее прослушивание музыкальных произведений, изучаемых на уроках.

5. Выполнение заданий в Рабочей тетради к учебнику «Музыка. 4 класс».

6. Посещение вместе со взрослыми концертных филармонических залов, музыкальных театров, музеев и т.д.

 

IV. ТРЕБОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ.

Требование к результатам.

Предметные результаты:

Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.

Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык – это та основа, на которой воспитывается любовь к русской и хакасской культуре.

Личностные результаты:

Способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Метопредметные результаты:

Применение знаково-символических и речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач.

Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.

Запланировано развитие первоначальных умений и навыков:

- музыкально – инструментальной, музыкально – речевой, музыкально – игровой, музыкально – двигательной и музыкально – изобразительной импровизации;

- умений и навыков выразительного исполнения , а также вошедших в программу песен композиторов – классиков и современных авторов для детей.

В программу включены: драматизация музыкальных произведений, пластические движения под музыку.

К концу обучения у учащихся будут сформированы:

ЛИЧНОСТНЫЕ

у обучающихся будут сформированы:

- положительное отношение и интерес к изучению музыки;

- опыт музыкально-исполнительской  деятельности;

- первоначальные навыки поиска и анализа информации о музыкальном искусстве;

- умение вслушиваться в музыку;

- система духовно-нравственных ценностей.

могут быть сформированы:

- восприятие музыки как части общей культуры личности;

- потребность в самостоятельной музыкально-творческой деятельности;

- адекватная самооценка;

- чувство ответственности за выполнение своей части работы в группе (вокальный ансамбль);

- положительная учебно-познавательная мотивация к обучению.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Обучающиеся научатся:

- владеть основами музыкальных знаний;

- владеть первоначальными певческими умениями и навыками;

- выразительно исполнять народные и композиторские песни;

- различать ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты;

- владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах;

- узнавать на слух основную часть музыкальных произведений;

- выражать свое отношение к музыке в слове, пластике, жесте, мимике;

- связывать художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;

- оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д;

- координировать движение и пение, отражая настроение музыки

- эмоционально откликаться на музыку разного характера с помощью простейших движений; пластического интонирования;

- владеть навыками «свободного  дирижирования»;

- понимать элементы музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи;

- эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, религиозной музыке, классической и современной;

- понимать содержание, интонационно-образный смысл простейших произведений (песня, танец, марш) и произведений более сложных  жанров (опера, балет);

- высказывать личные впечатления от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;

- импровизировать (речевые, вокальные, ритмические, инструментальные, пластические, художественные импровизации);

- анализировать содержание, форму, музыкальный язык разных жанров;

- использовать средства музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования;

- знать ведущих музыкантов-исполнителей и исполнительские коллективы;

- узнавать творческий  почерк русских и зарубежных композиторов;

- узнавать музыку различных жанров  (простых и сложных);

 - понимать особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература, ИЗО, кино, театр);

- личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы;

- приобретать навыки художественного, музыкально-эстетического самообразования.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать учебную задачу;

- понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок из жизни детей;

- осуществлять первоначальный контроль своего участия  в интересных для него видах музыкальной деятельности;

- адекватно воспринимать предложения учителя.

Обучающийся  получит возможность научиться:

- принимать музыкально-исполнительскую задачу;

- воспринимать мнение (о прослушанном произведении) и предложения (относительно исполнения музыки) сверстников, родителей;

- принимать позицию исполнителя музыкальных произведений.

Познавательные  универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации (Музыкальный словарик);

- находить в музыкальном тексте разные части;

- понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями;

- читать простое схематическое изображение;

- использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи..

Обучающийся  получит возможность научиться:

- соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика);

- пользоваться карточками ритма;

- понимать нотную запись;

- строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки;

- соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.

Коммуникативные  универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;

- учитывать настроение других людей, их эмоции  от  восприятия музыки;

- принимать участие в групповом  музицировании, в коллективных инсценировках;

- понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают, учитель аккомпанирует, дети поют и т.д.);

- контролировать свои действия в коллективной работе.

Обучающийся  получит возможность научиться:

- исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом разные функции;

- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;

- следить за действиями других  участников в процессе хорового пения и других видов совместной музыкальной деятельности.

  V.ТРЕБОВАНИЕ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:

Развитие и накопление знаний:

- развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции; классической и современной;

- понимание содержания музыки простейших жанров (песня, танец, марш),  а так же  более сложных (опера, балет, концерт, симфония) жанров в опоре на ее интонационно-образный смысл;

- накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);

- развитие умений и навыков хорового пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);

- расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыка музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;

- включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);

накопление сведений из области музыкальной грамот знаний о музыке, музыкантах, исполнителях.

Освоение музыкальных знаний:

- освоить основу музыкальных знаний.

- владеть первоначальными, певческими навыками.

- выразительно исполнять включённые в программу народные и композиторские песни .

- различать виды музыкальных инструментов.

- владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментов.

- узнавать на слух основную часть музыкальных произведений, определять их названия.

- уметь выражать словами свои музыкальные впечатления.

- уметь оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей по критериям красоты, доброты, справедливости.

- получить первоначальные знания в области нотной грамоты.

- уметь откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера.

Должны решать учебные и практические задачи:

- выявлять интерес к слушанию народной и классической музыки;

- приобретать опыт  в музыкально – исполнительской культуре (хорового, ансамблевого и сольного пения), а так же навыки в игре на музыкально – шумовых инструментах;

- различать характер музыки, ее динамические регистровые, тембровые, метроритмические, интонационные особенности;

- различать музыку разных жанров;

- различать музыкальные инструменты по названию и исполнению.

- воспринимать  музыкальные произведения с ярко выраженным  жизненным  содержанием, определение их  характера  и настроения;

- формировать  навык выражения  своего  отношения  музыке  в  слове (эмоциональный словарь), пластике, а  так же, мимике;

- развивать певческие  умения и навыки (координации  между слухом и голосом, выработке унисона,  кантилены,  спокойного дыхания),  выразительного  исполнения песен.

По итогам освоения программы 4 класса обучающиеся должны

знать/понимать:

- различные виды искусства;

- формы и жанры музыки;

- музыкальные инструменты;

- передавать настроение музыки в исполнении;

- передавать собственные музыкальные впечатления;

- взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр);

- музыку разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;

- ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, прелюдия);

- характерные особенности музыкального языка отечественных и зарубежных композиторов (В.А.Моцарт, П.И.Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, М.И.Глинка, А.П. Бородин, С.С. Прокофьев);

- тембровые и регистровые особенности звучания музыкальных инструментов симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов; тембров вокальных голосов.

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 4 класса обучающиеся должны уметь:

- высказывать свои размышления о музыке (определять ее характер, основные интонации: вопрос, восклицание, радость, жалость; устанавливать простейшие взаимосвязи с жизненными образами, явлениями);

- эмоционально – осознанно воспринимать музыку, уметь давать личностную оценку тем или иным музыкальным сочинениям;

- узнавать музыкальные произведения, изученные в 3 классе (не менее трех);

-  анализировать содержание, форму, музыкальный язык на интонационно – образной основе;

- понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание;

- проявлять навыки вокально – хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия – подголоски).

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- исполнения знакомых песен;

- участия в коллективном пении;

- музицирования на детских музыкальных инструментах;

- передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами.

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 4 класса

обучающиеся научатся:

- воспринимать музыку различных жанров;

- эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах  музыкально творческой деятельности;

- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных   музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового  и  инструментального) воплощения различных художественных образов.

- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

 

VI. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» 4 КЛАСС

№ п\п

 Разделы и темы

Кол-во часов

Контрольные работы

I четверть. Раздел «Россия-Родина моя» – 4 часа.

 

1.

Мелодия. Прослушивание С.С.Рахманинов  «Концерт №3», 1 часть..

1

2.

Вокализ. Прослушивание  С.С.Рахманинов  «Вокализ».

1

3.

Ты откуда, русская, зародилась музыка?

1

4.

С.С.Прокофьев кантата «Александр Невский».

1

 

Раздел «О России петь, что стремиться в храм» - 1 час.

 

5.

Святые Земли Русской.

1

 

Раздел «День полный событий» – 4 часа.

 

6.

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья! »

1

7.

Что за прелесть эти сказки  «Три чуда»

1

 

8.

Ярмарочное гулянье.

1

 

9.

Святогорский монастырь. «Приют, сияньем муз одетый».

Обобщающий урок I четверти.

1

 1

II четверть. Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»- 2ч

10.

Композитор-имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

1

11.

Оркестр Русских Народных Инструментов.

1

Раздел: «В концертном зале» - 5 часов.

12.

Музыкальные инструменты. Вариации на тему Рококо.

1

13.

М.П.Мусоргский «Старый замок».

1

14.

Счастье в сирени живет….          С.С.Рахманинов «Сирень».

1

15.

Не молкнет сердце чуткое Шопена…

1

16.

Патетическая соната. Годы странствий Л.Бетховена. Обобщающий урок II четверти.

1

1

 

III четверть. Раздел: «В концертном зале» - 1 час.

 

17.

Царит гармония оркестра.

1

 

Раздел: «В музыкальном театре» - 6 часов.

 

18.

М.Глинка, опера «Иван Сусанин».

1

19.

Сцена в лесу. Опера «Иван Сусанин», М.Глинки – 4 действие.

1

20.

М.Мусоргский опера «Хованщина» - «Исходила младешенька».

1

 

21.

Восточные мотивы в музыке русских композиторов.

1

22.

Балет Игоря Стравинского «Петрушка».

1

23.

Театр музыкальной комедии.

1

 

Раздел: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» - 4 часа.

 

24.

Сергей Рахманинов «Прелюдия».

1

25.

Ф.Шопен «Исповедь души».

1

26.

Мастерство исполнителя. В интонации спрятан человек.

1

27.

Музыкальные инструменты. Гитара. Обобщающий урок III четверти.

1

1

IV четверть. Раздел: «О России петь, что стремиться в храм» - 4 ч.

26.

Праздников праздник, торжество из торжеств.

1

27.

Сергей Рахманинов «светлый праздник».

1

28.

Кирилл и Мефодий.

1

29.

Народные праздники. Троица.

1

 

Раздел: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» - 4 часа.

30.

Музыкальный сказочник.

1

31.

Опера М. Мусоргского «Хованщина» - «Рассвет на Москве реке».

1

32.

Мир композитора.

1

33.

Обобщающий урок IV четверти.

1

1

34.

Урок – концерт.

1

VIII. ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Список научно-методического обеспечения:

Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:

На  основе « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-4 классы». Авторы программы « Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2012,  стр.3-28.

«Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2012г.

«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка 4 класс», М., Просвещение, 2012 г.

Фонохрестоматия для 4 класса (3 кассеты);

Е.Д.Критская «Музыка 4 класс»1 СD, mp 3, Фонохрестоматия, М., Просвещение, 20010 г.

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 4 кл.нач.шк.   М.: Просвещение, 2010;

Рабочая тетрадь для 4 класса, М.: Просвещение, 2010;

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 4  кл.;

Пособие для учителя / Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004.

Список научно-методической литературы:

Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. -  М.: Просвещение, 1983.

Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта.  - М.: Владос, 2002.

Аржаникова Л.Г. Профессия-учитель музыки. -  М.: Просвещение, 1985.

Бакланова Т.И. Обучение в 1 классе. -  М.: Астрель, 2005.

Веселые уроки музыки /составитель З.Н. Бугаева.  - М.: Аст, 2002.

Григорович В.Б. Великие музыканты Западной Европы. -  М.: Просвещение, 1982.

Гуревич Е.Л. История зарубежной музыки. - М.: Академия,1999.

Дмитриева Л.Г.,  Н.М.Черноиваненко. Методика музыкального воспитания в школе. -  М.: Академия, 2000.

Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. - М.: Глобус, 2008.

Исаева С.А. Физкультминутки в начальной школе. - М.: Айрис-Пресс, 2003.

Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. - М.: Просвещение, 1989.

Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М.: Просвещение, 1989.

Как научить любить Родину. - М.: Аркти, 2003.

Музыкальное образование в школе под ред. Л.В.Школяр. -  М.: Академия, 2001.

Никитина Л.Д. История русской музыки. - М.: Академия,1999.

Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. -  М.:Академия, 2001.

Петрушин В.И. Слушай, пой, играй. -  М.: Просвещение, 2000.

Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе. - М.: Владос, 2003.

Ригина Г.С. Музыка. Книга для учителя. - М.: Учебная литература,2000.

Смолина Е.А. Современный урок музыки. - Ярославль, Академия развития, 2006.

Теория и методика музыкального образования детей, под ред. Л.В.Школяр. - М.: Флинта, Наука, 1998.

Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр. - М.: Флинта,1999.

Халазбурь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. - Санкт-Петербург, 2002г.

Узорова О.В.,  Нефедова Е.А. Физкультурные минутки. - М.:  Астрель-Аст, 2005г.

Юдина Е.И. Первые  уроки  музыки  и  творчества.   - М.:, «Аквариум», 1999 г.

Рекомендуемая литература для учителя:

Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про много другое. Книжка о музыке, – 3-е изд. – М.,1976

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методика работы с учебниками «Музыка». 1 – 4 классы: Пособие для учителя. – М.,2002.

Музыка в школе. Вып I. Песни и хоры для учащихся начальных классов/ Сост. Г.П. Сергеева.– М.,2000

Музыкальное образование в школе /Под ред. Л.В. Школяр. – М.,2001

Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа

/ Сост. Е.О. Яременко. – М.,2001

Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. – М.,2000

Сергеева Г. П. Новый учебно-методический комплект «Музыка» для четырехлетней начальной школы (информационная справка). Журнал «Дидакт», № 6 (39), 2000, С. 44 – 48.

Рекомендуемые учебные пособия для обучающихся:

1. Великович Э.И. Великие музыкальные имена. - Спб.: Композитор, 1997.

2. Гульянц Е.И. Детям о музыке. -  М.: «Аквариум», 1996.

3. Клёнов А. Там, где музыка живёт.  - М.: Педагогика, 1985.

4. Куберский И.Ю., Минина Е.В.  Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

5. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.

6. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

7. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008

10. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.

 

 IX. ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

Приложение 1

ТЕСТИРОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА ПО УМК «МУЗЫКА»

( Авторы Е.Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина)

Первое полугодие

1.Звучит «Вокализ» С. Рахманинова.

Вопросы:

а) напиши название произведения, фамилию композитора, его сочинившего;

б) какой голос исполняет это сочинение?

а)_____________________________  б)________________________________

2.Звучат мелодии: главная тема Концерта № 3 С. Рахманинова, мелодия арии Ивана Сусанина из одноименной оперы М. Глинки, мелодия романса «Сирень»

С. Рахманинова.

Вопрос: какие из этих сочинений написаны С. Рахманиновым?

Нужное — подчеркни.

а) Концерта № 3 С. Рахманинова     б) Ария Ивана Сусанина

3. Звучит фрагмент Ноктюрна из Квартета № 2 А. Бородина.

Вопрос: какие инструменты исполняют эту музыку?

4. Звучит фрагмент Ноктюрна из Квартета № 2 А. Бородина (повторно).

Вопрос: какое стихотворение созвучно этому произведению?

1.Какая ночь!Алмазная роса                                                 2.Ночь пролетала над миром,

Живым огнем с огнями неба в споре,                                     Сны на людей навевая;

Как океан,разверзлись небеса,                                                 С темно – лазоревой ризы

И спит земля – и теплется ,как море...                          Сыпались звезды,сверкая.

А.Фет        А.Плещеев

а)_____________________________  б)________________________________

5.Звучит вступление к Сонате №8 Л. Бетховена.

Вопросы:

А) назови  фамилию композитора, его сочинившего;

б) какой принцип  развития положен в  основу этого музыкального фрагмента? Нужное — подчеркни.

_____________________________________________________________________

Повтор_________      Контраст_____________   Вариативность_________________

6. Звучит одна из мазурок Ф. Шопена

Вопрос:

а) назови  фамилию композитора, его сочинившего;

б) к какому жанру можно отнести это  сочинение? Нужное — подчеркни.

Вальс________   Полька _______   Мазурка _________   Полонез_______________

7.Назови песни, выученные на уроках музыки, которые ты могла бы:
а) спеть одна; б) спеть в хоре.

Спеть одна_____________________________________________________________

Спеть в хоре___________________________________________________________

8.Как ты оцениваешь выразительность своего пения? Нужное — подчеркни.

   Отлично                         Хорошо                              Плохо

9.Назови полюбившиеся тебе музыкальные произведения из радио- или теле-
передач, которые ты послушал или посмотрел дома.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Второе полугодие

1.Звучит финал Сонаты № 8 («Патетическая») Л. Бетховена.

Вопросы и задания:

а) напиши название произведения, фамилию композитора его сочинившего;

б) найди на доске первоначальную интонацию главной темы сочинения (поставь нужную цифру);

в) в какой форме написано это сочинение: трехчастная, вариации, рондо?

(Нужное — подчеркни.)

______________________________________________________________________

1                             2                       3                      4

Трехчастная                  Вариации                             Рондо

2.Звучат в записи два фрагмента: «Богородице Дево, радуйся!» и Вокализ
С. Рахманинова.

Вопросы и задания:

а) напиши названия произведений, фамилию композитора;

 б) в чем сходство между ними, в чем - различие?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Звучит джазовая импровизация «К Жако» Дж. Рейнхардта.

Вопрос:

а) к какой музыке — «серьезной» или «легкой» можно отнести это произведение?

 (Нужное — подчеркни.)

 Объясни свой выбор.

«Серьезная музыка»                                                       «Легкая  музыка»

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Назови известных тебе певцов-исполнителей, которые аккомпанируют себе
на гитаре.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Назови полюбившиеся тебе песни из программы по музыке для IV класса.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.К какому знакомому тебе музыкальному произведению относятся эти слова
(учитель читает):
 «Эта гениальная музыка превосходно звучит не только в оперном
театре, но и в концертном зале, включенная в программу наряду с другими симфоническими

произведениями. Она и в таком исполнении будет восхищать нас и необыкновенной  красотой своих мелодий, сердечных и распевных, как русская песня, и великолепно
нарисованной  композитором  картиной того,  как,  словно борясь с уходящей

ночью, рождается новый день.  

   Нас будет в этой музыке восхищать непрерывное нарастание света от почти полной темноты
до не слишком еще яркого, но несущего с собой радость и надежды солнечного сияния.

   Мы  отдадим должное и чуткости композитора , с которой он добавил к своей музыке две очень точные изобразительные подробности.

Вопросы:

а) Как называется это сочинение?

Кто его сочинил? Какой принцип развития использует композитор?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

 

VII. Календарно-тематическое планирование по музыке ( в соответствии ФГОС)

4 класс.

Сроки выполнения.

Темы раздела и уроков

( страницы учебника)

Прослушиваемый материал.

Решаемые проблемы.

                                                Планируемые результаты.

        Понятия.

    Предметные  

    результаты.        

        УУД

   Личностные

   результаты.

Первая четверть.

 6.09.2014г.

 13.09.2014г.

 20.09.2014г.

 

«Россия-Родина моя!»

( 4 часа)

1. «Мелодия»

( уч. Стр. 8-11)

Прослушивание:

С.Рахманинов

 «Концерт № 3» ( 1 часть)

Диск 3-4 к № 12

2. «Вокализ»

(уч. Стр. 12-13)

Прослушивание:

С.Рахманинов «Вокализ»

Диск 3-4 к № 13

3. «Ты откуда, русская, зародилась, музыка?»

( уч. Стр. 14-19)

Прослушивание:

Народные песни «Березка»,

«Во кузнице» «Солдатушки, бравы ребятушки»

Н.Римский-Корсаков «Колыбельная Волховы»

( оп. «Садко» – фрагмент)

Диск  1к1ч -№ 2,11,15

Диск 2к2ч -№ 26

4. «С.С.Прокофьев кантата «Александр Невский»

( уч. Стр. 20-23)

Прослушивание:

С.Прпокофьев кантата «Александр Невский» -фрагменты.

Диск 2к1ч -№ 25

Диск 3-4 к № 14,15

Дать понятие многообразия жанров народных песен.

Познакомить с лирическими образами музыки Рахманинова.

Познакомить с тайной рождения русской народной песни.

Познакомить с патриотической темой в музыке Прокофьева.

Концерт для ф-но с оркестром, куплетная форма, народная песня, церковная мелодия.

Вокализ,

звуки: гласный, звучащий, поющий,

романс, песня, сопровождение.

Песня, жанры русских народных песен, декламация, речитатив.

Кантата, меццо-сопрано, хор, оркестр, развитие музыки, главная мелодия, эпилог, финал.

Уметь размышлять о музыкальных произведениях, как способе выражения чувств и мыслей человека.

Уметь узнавать образы народного музыкального творчества, фольклора и профессиональной музыки.

Различать жанры русских народных песен.

Различать мелодии народного склада в композиторских произведениях.

Р: Самостоятельно воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество.

П: высказывать своё мнение о содержании  музыкального произведения.

К: выявлять общность истоков народной и профессиональной музыки.

Р: Самостоятельно подбирать ассоциативные ряды  муз. произведениям.

П: выявлять общность истоков и особенности композиторской музыки.

К: творческое задание.

Р: самостоятельно образцы народно-музыкального творчества.

П: выявлять общность истоков народной и композиторской музыки

К: исполнение народных песен.

Р: самостоятельно эмоционально воспринимать народное и профессиональное композиторское творчество.

П: выявлять связь между историческими событиями и музыкальной темой.

К: высказывать свое мнение о содержании произведения.

Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения худ.-муз..образов.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

Гордиться и уважать русские традиции.

Гордиться патриотами  и историей  своей Родины

 27.09.2014г.

«О России петь, что стремиться в храм!»

( 1 час)

1. «Святые Земли Русской»

( уч. Стр. 26-29)

Прослушивание:

Напев Киево-Печерской Лавры «Земле Русская» - стихира всем Святым

А.П.Бородин «Богатырская симфония»

М.Мусоргский «Богатырские ворота» ( из сюиты «Картинки с выставки»)

Диск 3-4 к  № 16

Диск 1к2ч -№ 3

Диск 2к2ч -№ 2

Дать понятие: русские святые – кто они?

Стихира, молитва, икона, былина, богатырь, симфония, сюита.

Уметь различать в музыке красоту родной земли и человека.

Р: самостоятельно выявлять истоки возникновения  духовного наследия.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: исполнение стихиры.

Уважать память о русских святых.

 4.10.2014г.

 11.10.2014г.

 18.10.2014г.

 25.10.2014г.

 01.11.2014г.

«День полный событий»

( 4 часа)

1.  «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья!»

( уч. Стр. 42-47)

Прослушивание:

П.Чайковский «Осенняя песнь», «У камелька»

 ( из «Времен года»)

«Зимнее утро»

 ( из «Детского альбома»)

Г.Свиридов «Осень», «Пастораль»

 ( из муз. зарисовок к повести Пушкина «Метель»)

В.Шебалин «Зимняя дорога»

Диск 3-4к № 19,20,21

Диск 1к1ч -№ 9,27,28

2. «Что за прелесть эти сказки» «Три чуда»

( уч. Стр. 48-51)

Прослушивание:

Н.Римский-Корсаков «Океан-море синее»

( оп. «Садко»)

«Три чуда» (из оп. «Сказка о царе Салтане»)

Диск 3к2ч -№ 13

Диск 3-4к  № 22

3. «Ярмарочное гуляние»

( уч. Стр. 52-53)

Прослушивание:

Г.Свиридов «Пастораль»

П.Чайковский  фрагменты из оп. «Евгений Онегин»

Диск 1к1ч -№ 27

Диск 2к1ч -№ 8

Диск 3-4к № 23

Диск 4к1ч -№ 1

4. «Святогорский монастырь. «Приют, сияньем муз одетый»»

( уч. Стр. 54-57)

Прослушивание:

М.Мусоргский вступление к оп. «Борис Годунов»

М.Глинка  «Венецианская ночь»

Диск 4к1ч -№ 2,3

Дать понятие о связи поэзии  и музыки.

Дать понятие о музыкальной живописи.

Дать понятие о народных праздниках.

Дать понятие  духовности в музыке.

Пастораль, лирика в поэзии и музыке, выразительность, изобразительность, музыкальное прочтение стихотворения.

Музыкальное прочтение стихотворения, музыкальная живопись, регистр, тембр, опера-сказка

Ярмарка, жанры народной музыки, хоровод, пляска, обработка РНП  -аранжировка, народные костюмы, народные инструменты.

Колокольные звоны, вступление к опере, романс, дуэт, ансамбль.

Уметь распознавать, как развитие мелодии помогает передать настроение стихотворения.

Уметь различать образы, воплощенные в музыке.

Различать народные песни.

Знать русские народные традиции.

Р: самостоятельно выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки  и поэзии, и их связи.

П: отвечать на вопросы учителя.

К:понимать формы построения музыкальных и литературных произведений.

Р: самостоятельно распознавать художественный смысл произведения.

П: сопоставлять музыкальные образы в звучании различных муз.инструментов.

К: выполнение творческого задания.

Р: самостоятельно сопоставлять музыкальные образы народных праздников.

П: высказывать свое мнение о народных традициях.

К: разучивание  и исполнение РНП.

Р: самостоятельно распознавать духовную музыку.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: творческое задание.

Гордится музыкально-поэтическими образами русских поэтов и композиторов.

Гордиться русской поэзией и музыкой.

Гордится и уважать  русские традиции.

Уважать русские народные традиции.

Вторая четверть

   .15.11.2014г.

 22.11.2014г.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

( 2 часа)

1. «Композитор-имя ему народ. Музыкальные инструменты России»

( уч. Стр. 60-63)

Прослушивание:

Музыка для ОРНИ

Г.Свиридов «Ты воспой жавороночек»

М.Глинка «Жаворонок»

Н.Римский  -Корсаков «Звонче жаворонка пенье»

П.Чайковский

 «Концерт № 1»  -фрагм.

Диск 1к1ч -№ 3,4

Диск 2к2ч -№ 31,16,19

Диск 3к1ч  - № 3

Диск 3к2ч -№ 18

2. «Оркестр Русских Народных Инструментов.

(ОРНИ)

( уч. Стр. 64-67)

Прослушивание:

Народная музыка.

Н.Римский  -Корсаков «Пляска скоморохов»

 ( из оп. «Снегурочка») 

диск 1к1ч -№ 2,10, 11, 13

диск 3к2ч -№ 11

Расширять представление о народной песни, как об источнике вдохновения.

Познакомить с ОРНИ и расширить знания  о музыкальных символах русского народа  -балалайка, гармонь.

Народная песня, музыка в народном стиле,  тембр, народные муз. инструменты, ОРНИ.

Балалайка, гармонь, баян, ОРНИ.

Различать тембры и звуки народных инструментов.

Различать музыкальные символы России.

Р: самостоятельно определять мелодику народной музыки.

П: различать народную и композиторскую.

К: выполнение творческого задания.

Р: самостоятельно различать тембры народных инструментов входящих в состав ОРНИ.

П: знать народные обычаи, обряды.

К: исследовать историю создания муз. инструментов.

Уважать народные легенды, мифы и предания.

Общаться и взаимодействовать в процессе воплощения различных художественных образов.

 22.11.2014г.

 29.11.2014г.

 6.12.2014г.

 13.12.2014г.

 20.12.2014г.

 27.12.2014г.

«В концертном зале»

( 5 часов)

1.  «Музыкальные инструменты»

«Вариации на тему Рококо»

( уч. Стр. 74-77)

Прослушивание:

А.Бородин «Ноктюрн»

 ( из «Квартета № 2»)

П.Чайковский «Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром»

Диск 4к1ч -№ 4,5

2. М.П.Мусоргский «Старый замок».

( уч. Стр. 78-79)

Прослушивание:

М.П.Мусоргский

 «Старый замок»

( из сюиты «Картинки с выставки»)

Г.Гладков

 «Бременские музыканты»

Диск  4к1ч -№ 6

Диск 1к2ч -№ 15

Видеотека.

3. «Счастье в сирени живет….»

( уч. Стр. 80-81)

Прослушивание:

С.Рахманинов «Сирень»

Диск 4к1ч -№ 6

4. «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»

( уч.стр. 82-85)

Прослушивание:

Ф.Шопен «Полонез № 3»

«Вальс № 10»

«Мазурка ля-минор»

«Мазурка фа-мажор»

«Мазурка си-бемоль мажор»

Диск 4к1ч -№ 8-12

5. «Патетическая соната. Годы странствий»

( уч. Стр. 86-89)

Прослушивание:

Л.Бетховен

 «Соната № 8№ («Патетическая»)

М.Глинка

 «Венецианская ночь», «Арагонская хота»

П.Чайковский

 «Баркарола»

Диск 4к1ч -№ 13-15

Диск 4к1ч -№ 3

Дать понятие рококо в музыке.

Дать расширенное представление о творчестве Мусоргского и старинной музыке.

Дать представление о картинах природы в музыке Рахманинова.

Познакомить с творчеством польского композитора Фредерика Шопена.

Познакомить с жанром  - соната и жанрами камерной музыки

Рококо, виолончель, скрипка, струнный квартет, ноктюрн, вариация,

 штрихи: легато, стаккато, акценты.

Рыцарь, трубадур, менестрель, бродячие музыканты, сюита, старинная музыка, пьеса.

Песня, романс, вокализ, сопрано, музыкальные жанры.

Музыкальный жанр: полонез. Вальс, мазурка, прелюдия, этюд, форма музыки: трёхчастная, куплетная.

Соната, музыкальный жанр, романс, баркарола, симфоническая увертюра, стиль-бельканто.

Знать приемы развития музыки: повтор, контраст, вариация, импровизация.

Различать понятие старинной музыки и её рисунок.

Различать музыкальные жанры и муз. символы родной природы.

Знать и уметь распознавать жанры танцевальной музыки.

Уметь распознавать и оценивать особенности жанров музыки.

Р: самостоятельно различать тембры музыкальных инструментов.

П: овладевать приемами мелодического варьирования, подпевания и ритмического сопровождения.

К: рассуждать о значении преобразующей силы в музыке.

Р: самостоятельно выявлять выразительные и изобразительные особенности старинной музыки.

П: понимать смысл муз. терминов.

К:  творческое задание.

Р: знать и понимать музыку Рахманинова.

П: понимать смысл музыки Рахманинова.

К: творческое задание.

Р: самостоятельно различать мелодии танцевальной музыки.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: размышлять о муз. произведениях, как способе выражения чувств и мыслей человека.

Р: самостоятельно выявлять интонационную линию в музыке.

П: узнавать музыкальные жанры.

К: понимать смысл терминов.

Осмысленно исполнять сочинения различных жанров и стилей.

Расширять музыкальный кругозор.

Гордиться русскими композиторами воспевающими Россию

Уважать творчество  зарубежных композиторов.

Расширять музыкальный кругозор.

Третья четверть.

 24.01.2015г

«В концертном зале»

( 1 час)

1. «Царит гармония оркестра»

( уч. Стр. 90-91)

Прослушивание:

М.Мусоргский

 «Рассвет на Москве-реке»

М.Глинка

 увертюра из оп. «Руслан и Людмила»

М.Моцарт

 увертюра из оп. «Свадьба Фигаро»

диск 2к1ч -№ 1

диск 2к2ч -№ 1,6

Дать понятие оркестра и роли дирижера в нем.

Симфонический оркестр, дирижер, увертюра, симфония.

Различать группы муз. инструментов входящих в симфонический оркестр.

Р: самостоятельно определять звучание муз. инструментов входящих в состав симфонического оркестра.

П: ориентироваться в музыкальных терминах.

К: различать и понимать жанры муз. произведения.

Расширять музыкальный кругозор.

 31.01.2015г.

 

31.01.2015г.

 

07.02.2015г.

 

14.02.2015г.

 

21.02.2015г.

 

28.02.2015г.

«В музыкальном театре»

( 6 часов)

1. «М.Глинка опера

 «Иван Сусанин»

( уч. Стр. 94-97)

Прослушивание:

М.Глинка фрагменты оперы «Иван Сусанин»

Диск 4к1ч -№ 16-20

Диск 3к1ч  № 9,10

2. « Сцена в лесу»

Опера «Иван Сусанин»

 -4 действие.

( уч. Стр. 98-99)

Прослушивание:

Фрагменты оперы М.Глинки «Иван Сусанин»

Диск 3к1ч -№ 11,12

3. «М.Мусоргский опера «Хованщина» -

 «Исходила младешенька»

( уч. Стр. 100-101)

Прослушивание:

М.Мусоргский фрагменты оперы  « Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке»,

«Песня Марфы»

С.Прокофьев «Прогулка»,

«Мертвое поле» ( из кантаты «Александр Невский»)

Диск 2к1ч -№ 1,7

Диск 4к1ч -№ 21,

Диск 3-4  № 14

4.  «Восточные мотивы в музыке русских композиторов»

( уч. Стр. 102-105)

Прослушивание:

М.Мусоргский «Пляска персидок»

 ( из оп. «Хованщина»)

М.Глинка «Персидский хор»

 ( из оп. «Руслан и Людмила»)

А.Хачатурян «Колыбельная» , «Танец  с саблями» ( балет «Гаяне»)

Диск 4к1ч -№ 22,23,24,25

5. «Балет Игоря Стравинского «Петрушка»

( уч. Стр. 106-107)

Прослушивание:

Фрагменты балета

 И. Стравинского «Петрушка»

Диск 4к2ч -№ 2

 

6. «Театр музыкальной комедии»

( уч. Стр. 108-109)

Прослушивание:

И.Штраус «Вальс»

 ( из оперетты «Летучая мышь»)

Ф.Лоу «Я танцевать могу»

( из мюзикла «Моя прекрасная леди»)

Диск 4к2ч -№3

Познакомить с исторической оперой М.Глинки «Иван Сусанин»

Познакомить с интонационным развитием образов в опере .

Познакомить с историческими событиями 18 века в России, отраженных в музыке Мусоргского.

Дать представление о восточной тематике в музыке русских композиторов.

Расширить представление о балете.

Познакомить с опереттой и мюзиклом.

Музыкальный образ, полонез, мазурка, музыкальная драматургия, контраст.

Ария, речитатив,

Плачущие интонации, интонации народной песни

Песня-ария, куплетно-вариационная форма, вариантность интонаций.

Восточные интонации, вариация, орнамент, контрастные образы, декорация.

Музыка в народном стиле, оркестровые тембры.

Оперетта, мюзикл.

Различать музыкальные образы разных персонажей оперы.

Уметь распознавать и понимать интонационные линии оперы.

Знать события отраженные в опере М.Мусоргского «Хованщина»

Уметь распознавать мелодику восточной интонации от русской.

Формирование основ музыкальной культуры.( балет)

Уметь распознавать  оперетту и мюзикл.

Р: эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам.

П: рассказывать либретто муз. произведения.

К: выявлять особенности развития образов.

Р: самостоятельно выявлять особенности развития образов.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: сопоставлять средства муз. выразительности.

Р: самостоятельно определять куплетно-выриационную форму в музыке.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: творческое задание.

Р: самостоятельно выявлять особенности развития муз. образов.

П:  знать муз. термины.

К: творческое задание.

Р: самостоятельно

определять тембры муз. инструментов симф. оркестра.

П: логически анализировать и выявлять жанровую линию.

К: ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности.

Р: самостоятельно определять интонационную линию в музыке.

П: знать основные закономерности построения оперетты и мюзикла.

К: творческое задание.

Гордиться патриотами нашей Родины.

Гордиться патриотами нашей Родины.

Знать историю своей Родины.

Формировать представление о роли музыки  в жизни человека.

Развивать музыкально-эстетический вкус.

Уважительно относиться к муз. культуре других народов.

 

07.03.2015г.

 07.03.2015г.

14 .03.2015г.

 

21.03.2015г.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

( 4 часа)

1. «Прелюдия»

( уч. Стр. 112-113)

Прослушивание:

С.Рахманинов «Прелюдия до-диез минор»

Диск 4к2ч -№ 5

2. «Исповедь души»

( уч. Стр. 114-117)

Прослушивание:

Ф.Шопен «Прелюдия № 7»

«Прелюдия № 20»,

«Этюд № 12»

Диск 4к2ч -№ 6,7,8

3. «Мастерство исполнителя. В интонации спрятан человек»

( уч. Стр.  118-121)

Прослушивание:

Л.Бетховен «Соната № 8» («Патетическая»)

Вариации на тему РНП «Тонкая рябина»

И.Бах «Шутка»

Э.Григ «Утро», «Песня Сольвейг»

Диск  4к2ч -№ 9,10

Диск 1к1ч -№ 17,19

Диск 3к2ч -№ 23

4.  «Музыкальные инструменты. Гитара.»

(уч. Стр.122-123)

Прослушивание:

Авторские песни.

Музыка для гитары.

Романс «Что ты клонишь над водами»

И.Бах «Чакона»для гитары.

К.Жако «Джазовая импровизация»

Диск  4к2ч -№ 11,12,13

Дать представление о музыкальном жанре  -прелюдия.

Познакомить с жизнью и творчеством польского композитора Ф.Шопена.

Познакомить с многообразием жанров музыки.

Познакомить с музыкальным инструментом  -гитарой.

Прелюдия, форма в музыке  -трехчастная.

Музыкальный жанр, этюд, развитие музыкального образа.

Жанры музыки, композитор, исполнитель, слушатель, интонационная выразительность муз. речи.

Гитара, обработка, переложение, импровизация, авторская песня, романс, бард.

Уметь распознавать трехчастную форму в музыке.

Уметь различать муз. образы  воплощенные в музыке

Уметь различать многообразие жанров музыки.

Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, ИЗО, кино, театром.

Р: определять и сопоставлять различные по смыслу интонации.

П:распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.

К: соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки.

Р: самостоятельно оценивать и соотносить содержание и муз. язык произведения.

П: определять особенности взаимодействия развития муз. образов.

К: Творческое задание.

Р: самостоятельно уметь распознавать жанры музыки.

П: знать музыкальные термины.

К: Творческое задание.

Р: самостоятельно называть  имена известных бардов.

П: уметь распознавать худ. смысл муз. произведений  для гитары.

К:Творческое задание.

Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе муз. произведений русских композиторов.

Расширять музыкальный кругозор.

Ориентироваться в культурном многообразии музыкальных жанров.

Личностно оценивать музыку на уроке и вне школы.

Четвертая четверть.

 04.04.2015г.

 11.04.2015г.

 18.04.2015г.

 25.04.2015г.

«О Росси петь, что стремиться в храм»

( 4 часа)

1. «Праздников праздник, торжество из торжеств»

( уч. Стр. 32-35)

Прослушивание:

П.Чесноков «Ангел вопияше»

С.Рахманинов «Богородице Дево, радуйся»

 ( из «Всенощного бдения»)

Ф.Шуберт «Аве, Мария»

Диск  3-4 к № 17

2. «Светлый праздник»

( уч. Стр. 36-39)

Прослушивание:

Праздничный трезвон

С.Рахманинов «Светлый праздник»

Диск  2к1ч -№ 23,

Диск 3-4  -№ 18

3. «Кирилл и Мефодий»

( уч. Стр. 30-31)

Прослушивание:

Напев Киево-Печерской Лавры  -«Земле Русская» - стихира всем святым.

В.Гаврилин «Вечерняя музыка» ( из симф. действа «Перезвоны»)

Диск 3-4  № 16

Диск 1к2ч -№ 1

4. «Народные праздники. Троица»

( уч. Стр. 68-71)

Прослушивание:

Троицкие песни,

РНП «Березка»

П.Чайковский

 «Симфония № 4»-фрагм.

Диск 1к1ч –№2

Диск 1к2ч -№ 16

Познакомить с православными церковными праздниками.

Расширить представление о русских церковных праздниках.

Дать представление о жизни Кирилла и Мефодия – создателей славянской письменности.

Расширить представление о народных праздниках   -поклонение Матушке-природе.

Икона, тропарь, молитва, величание.

Тропарь, волочебники,

Колокольные звоны: набат, трезвон, благовест.

Кириллица, азбука, икона, святой, стихира, гимн, величание, фреска.

Народный праздник, обычай, обряд, вторая жизнь народной песни, икона, троица, песня-хоровод.

Знать историю возникновения праздника Пасхи.

Уметь распознавать значение колокольных звонов.

Знать создателей славянской азбуки.

Различать народный праздник от религиозного.

Р: самостоятельно различать жанры церковной музыки: тропарь, молитва, величание.

П: иметь представление о религиозных праздниках народов России и их традициях.

К: творческое задание.

Р: самостоятельно определять  жанры церковной музыки: тропарь, молитва, величание.

П: иметь представление о традициях православных праздников.

К: выполнение творческого задания.

Р: сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников.

П: свободно ориентироваться в терминах: икона, фреска, молитва, стихира.

К: рассуждать о значении азбуки в наши дни.

Р: самостоятельно отличать главный признак народного праздника от религиозного.

П: знать историю создания иконы А.Рублева «Троица»

К:  Объяснять смысл народного праздника.

Уважительное отношение к праздникам русской православной церкви.

Хранить шедевры православного наследия.

Почитать создателей славянской азбуки.

Хранить и почитать культурное  наследие России.

 02.05.2015г.

 16.05.2015г.

 23.05.2015г.

 

23.05.2015г.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

( 4 часа)

1. «Музыкальный сказочник»

( уч. Стр. 124-125)

Прослушивание:

Н.Римский-Корсаков симф. сюита «Шехерезада»  -1 часть

Диск 4к2ч -№ 14

2. «Рассвет на Москве-реке»

( уч. Стр. 126-127)

Прослушивание:

М.Мусоргский опера «Хованщина»   - «Рассвет на Москве-реке»

Диск  2к1ч  -  № 1

3. «Мир композитора»

Прослушивание:

Музыка П.Чайковского.

Ф.Шопена, М.Мусоргского, М.Глинки, С.Рахманинова.

Доп. Муз материал.

4. «Обобщение»

Прослушивание:

Музыка использованная в течении года.

Познакомить с музыкой Н.Римского  -Корсакова.

Образ Родины в музыке Мусоргского.

Закрепить понятия о музыкальных образах России, на основе музыки разных композиторов.

Формирование общего представления о музыкальной картине мира.

Опера, симфоническая сюита, музыкальная сказка, музыкальная живопись.

Симфоническая картина, гимн, величие, торжество, благовест.

Россия-Родина моя, вся Россия просится в песню,

Музыкальная природа России.

Колокольные звоны, опера, балет, сюита, музыкальная живопись, мюзикл, оперетта, народные праздники, хоровод, симфоническая картина, кантата, хор, оркестр, дирижер.

Уметь  образно ориентироваться в музыкальной живописи.

Различать изобразительность в музыке.

Формирование представления о роли музыки в жизни человека.

Развитие музыкально-эстетического чувства.

Р: самостоятельно пересказывать сюжет музыкальной сказки.

П: ориентироваться в музыкальных сюжетах главных героев .

К: творческое задание.

Р: самостоятельно выделять интонации помогающие услышать рассвет.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: творческое задание.

Р: самостоятельно уметь воспринимать музыку и выражать своё отношение.

П: ориентироваться в муз. терминах.

К: различать жанры музыки.

Р: самостоятельно овладевать муз. навыками

П: ориентироваться в музыкальных терминах.

К: знать основы музыкальной культуры Родины и родного края.

Гордиться культурным наследием .

Уважать и  помнить  историю России.

Расширять интерес к музыке.

Развивать художественный вкус и интерес к музыке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, календарно - тематическое планирование по музыке 1 класс ФГОС, авторы: Крицкая Е.Д.

Рабочая  учебная программа по музыке для 1-го класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования П...

Рабочая программа, календарно - тематическое планирование музыка 2 класс,ФГОС автор Е.Д.Крицкая

Рабочая  учебная программа по музыке для 2-го класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального  общего образов...

Рабочая программа, календарно - тематическое планирование музыка 3 класс, ФГОС, автор Е.Д.Крицкая

Рабочая  учебная программа по музыке для 3-го класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования П...

Рабочая программа _Календарно-тематическое планирование 11 класс

Рабочая программа _Календарно-тематическое планирование 11 класск учебнику О.В. Афанасьевой, И. В. Михеевой, К. М. Барановой "Английский язык" серии "RainbowEnglish"...

Рабочая программа _Календарно-тематическое планирование 2 класс

Календарно-тематическое планирование 2 класс к учебнику: Rainbow English , О. В. Афанасьева, И. В. Михеева...

Рабочая программа, Календарно-тематическое планирование 7 класс География

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе о географии 7 класс...