Программа по экологии
рабочая программа по экологии (5 класс) на тему

Криворучко Юлия Александровна

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по экологии ориентирована на  учащихся 5 класса и реализуется на основе региональной программы для общеобразовательных учреждений, 1-11 классы. Изд. 2-е, дополн. и перераб./ Под ред. д-ра биол. наук, проф. С.И. Беляниной и канн. биол. наук, доц. Ю.И. Буланого. Саратов: Слово, 2001г

            Рабочая программа  дает  распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Основной задачей курса экологии  является формирование у учащихся понятий,  представлений о   связях между объектами живой и неживой природы, о роли человека в окружающем нас мире, их сравнения и сопоставления.

 

Рабочая программа включает семь  разделов:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_5_klass.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по экологии ориентирована на  учащихся 5 класса и реализуется на основе региональной программы для общеобразовательных учреждений, 1-11 классы. Изд. 2-е, дополн. и перераб./ Под ред. д-ра биол. наук, проф. С.И. Беляниной и канн. биол. наук, доц. Ю.И. Буланого. Саратов: Слово, 2001г

         Рабочая программа  дает  распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Основной задачей курса экологии  является формирование у учащихся понятий,  представлений о   связях между объектами живой и неживой природы, о роли человека в окружающем нас мире, их сравнения и сопоставления.

Рабочая программа включает семь  разделов:

  1. Титульный лист (название программы).
  2. Пояснительная записка.
  3. Учебно-тематический план.
  4. Содержание тем учебного курса.
  5. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
  6. Перечень учебно-методического обеспечения
  7. Список литературы (основной и дополнительной)

    Цели:

Изучение экологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях: строении жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов: человеке как биосоциальном существе, о роли экологии в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
  • воспитание бережного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения  в природе;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

    На изучение курса экологии  на ступени основного общего образования   в 5 - 9-х классах выделено по 34  часа  (1 час  в неделю).

Контроль знаний, экскурсии, лабораторные и практические работы по классу  распределены следующим образом:

Контроль знаний –  3

Лабораторные работы – 5

Экскурсии - 1

Рабочая программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 5 классе в учебном курсе «Природа. Введение в биологию и экологию». Такие общие экологические понятия, как «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах.

В 6 классе используется  учебное  пособие «Экология растений». От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии растений с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические группы растений по отношению к основным экологическим факторам. Рассмотрены основные виды приспособлений растений как показатель условий их жизни. Учебный курс завершается изучением растительных сообществ, классификации жизненных форм и значения биоразнообразия растений.

В 7 классе используя учебное пособие «Экология животных», рассматривается влияние условий окружающей среды на животных, состав животного мира в разных местах обитания, многообразие взаимных связей разных живых существ, роль человека в сохранении экологического равновесия в природе.

Курс «Экология человека и ландшафтная экология» в 8 классе. Культура здоровья» продолжает единую экологическую линию, начатую в предыдущих учебных курсах: «Экология растений» (6 класс) и «Экология животных» (7 класс).

В рабочей  программе сохраняется логика построения курса: от общих представлений о среде обитания и условиях существования к конкретному влиянию основных экологических факторов на организм. Рассматриваются вопросы влияния абиотических, биотических, антропогенных факторов на организм человека в целом и их воздействие на системы органов. При этом существует возможность изменения расположения тем в зависимости от логики изложения курса анатомии и физиологии человека.

Учебно – тематическое планирование по экологии 5 класс

Класс:  5

Учитель:    Криворучко Ю.А.

Количество часов:

Всего:  34 часа;    в неделю 1  час.

Плановых контрольных  тестов   2

Административных контрольных уроков  - 0ч   

Планирование составлено на основе

Региональной программы для общеобразовательных учреждений 5-11 класс. Программно-методические материалы: Экология .5-11 кл.  /Сост. Е.В.Акифьева. – Саратов: ГОУ  Д П О «СарИПКиПРО», 2005. – 48 с.

Учебник: Природоведение: 5 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений /Т.С. Сухова, В.И. Строганов/ - 2-е изд., дораб. – М.:  Вентана Граф, 2008


п/п

№ п/п

по теме

Наименование

разделов, тем

Количество

часов

Лабораторные, практические работы, экскурсии

Наглядные пособия и технические средства

Календарные сроки

Корректи

ровка программы

по план

по

фак

ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТЕБЯ ОКРУЖАЕТ (4 часа)

1

2

1

2

Живая и неживая природа.

2

Экскурсия.

Рис. 1 на с.4.

Таблица на с.3.

Задание и рис.2 на с.5.

Составление отчёта по экскурсии «Живая и неживая природа».

01.09

08.09

3

3

Загадки природы.

1

Задание на с.8.

Рисунки 10-12 на с.9-11.

Таблица на с.12.

15.09

4

4

Могут ли в живых организмах происходить физические и химические изменения?

1

Рисунки 25, 26, 27 на с.22-23.

Рисунки 25, 26, 27 на с.22-23.

Таблица на с.24.

Задание со свободным ответом по выбору учителя

22.09

МНОГООБРАЗИЕ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ (1 час)

5

1

Всё течёт, всё изменяется

1

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Таблица на с.32.

Рисунок 38 на с.31.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

29.09

ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ (2 часов)

6

1

Какие условия необходимы для реакции горения?

1

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Задание на с.46.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

06.10

7

. 2

Вещества, образуемые растениями.

1

Задания со свободным ответом по выбору учителя.

Задание на с.51

13.10

ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ (4 часа)

8

1

Магнитные и электрические явления.

1

Лабораторная работа №1

Выполнение лабораторной работы №1 «Знакомство с магнитными и электрическими явлениями».

Выполнение опытов 2-3 на с.57-58.

20.10

9

2

1

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Проведение наблюдения с.60.

Задание на с.61.

Вопрос на с.61.

27.10

10

3

Свет в жизни живых организмов.

.

1

Задание  на с.72.

Таблица на с.72.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

10.11

11

4

Контроль знаний № 1 по теме: «Физические и химические явления в живой и неживой природе»

1

Контрольная работа. Выполняют задания 1-4 на с.76-80 (письменная работа с заданиями

17.11

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (3 часа)

12

1

Как идёт жизнь на Земле.

1

Задание (таблица) на с.81.
Вопрос на с.83.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Задания и опыт на с.83.

24.11

13

2

Прибор, открывающий «невидимое».

1

Лабораторная работа № 2

Выполнение лабораторной работы №2 «Знакомство с микроскопом».

Задание на с.85.

Задание со свободным ответом по выбору

01.12

14

3

Живое и неживое под микроскопом.

1

Лабораторная работа № 3

Выполнение лабораторной работы №3 «Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени».

Вопрос на с.87.

Выполнение опыта на с.87.
Вопрос на с.87.
Задание (таблица) на с.88.

08.12

ОСОБЕННОСТИ ЖИВОГО ОРГАНИЗМА (17 часов)

15

1

Как переселяются растения?

1

Заполнение таблицы на с.101.

Задание на с.101.

Задание на с.103.

15.12

16

2

Почему всем хватает места на Земле?

1

Задание на с.109.

Вопрос на с.106.

Вопрос и задание на с.105.

Выполнение опытов на с.106-107.

22.12

17

3

Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия?

1

Таблица на с.112.

.

29.12

18

4

Правда ли, что растения кормят всех, даже хищников?

1

Таблица на с.112, задание на с.113.

12.01

19

5

Контроль знаний № 2 по теме: «Особенности живого организма»

1

Выполняют задания 1-9 по теме «Живые организмы. Взаимоотношения живых организмов» на с.122-123 (письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки)

19.01

20

6

Как питаются разные животные?

1

Лабораторная работа № 4

Упражнение №88 в рабочей тетради.
Выполнение лабораторной работы №4 «Изучение изучение типов питания животных»
Упражнение №86 и №87 в рабочей тетради

26.01

21

7

Только ли лист кормит растение?

1

Упражнение. №93,№94 - в рабочей тетради.

02.02

2

8

Как питаются паразиты?

.

1

Вопросы 1-4 на с.139.
Упражнение №101 в рабочей тетради с печатной основой.
Упражнение №102 в рабочей тетради печатной основой с

09.02

.

23

9

Нужны ли минеральные соли животным и человеку?

1

Упражнение №126 в рабочей тетради.
Вопросы 1-2 и 4 на с.152.

16.02

24

10

Можно ли жить без воды?

1

Вопросы 1 и 4 на с.152
Упражнение №136 в рабочей тетради.

23.02

25

11

Можно ли жить не питаясь?

1

Упражнение №119 в тетради с печатной основой.
Упражнение №122 в тетради с печатной основой.

02.03

26

12

Как можно добыть энергию для жизни?.

1

Анализ рис. № 157
Заполнение таблицы в тетради, объяснение опытов

16.03

27

13

Зачем живые организмы запасают питательные вещества?»

1

Вопрос1 на с.176.
Упражнение №156 в тетради с печатной основой
Вопрос 5 на с.190.
Вопрос 4-6 на с.176

23.03

28

14

Контроль знаний

№ 3 по теме: «Особенности живого организма»

1

Контрольная работа. Выполняют задания 1-4 по теме «Минеральное питание живых организмов» (письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).

30.03

29

15

Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом

.

1

Лабораторная работа № 5

Упражнение. №153 в тетради с печатной основой
Вопросы 2-3  на с.184.

Лабораторная работа № 5

«Рассматривание одноклеточных животных под микрскопом»

06.04

30


16

Можно ли жить и не дышать

1

Вопросы 1-3  на с.171
Упражнение №141 в тетради с печатной основой.
Упражнение №140, 142 в тетради с печатной основой.

13.04

.

31

17

Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?

1

Анализ опытов, обсуждение схемы «Продукты жизнедеятельности и среда».

20.04

ОСВОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ПРИРОДЫ (3 часа)

32

1

Роль современной науки в жизни человечества.

1

Диалогичная беседа.

Проектор(слайд – шоу)

27.04

33

2

Человек – часть природы.

1

Диалогичная беседа с проблемными вопросами
Анализ рис.209
Прогнозирование ситуаций

18.05

34

3

Влияние человека на биосферу.

1

Беседа.

Заполнение таблицы «Деятельность человека и ее влияние на среду».

25.05

Содержание тем учебного курса

  1.  Введение (4 часа)

     Методы изучения природы. Наблюдение. Опыт (эксперимент).

     Различия живой и неживой природы (сравнение тел  природы и явлений путем решения поисковых задач).

     Обитатели суши, воды, воздуха.

     Зависимость живых организмов от неживой природы. Движение как форма существования материи. Представление о видах материи на нашей планете: неорганической, определяемой закономерностями физики и химии; биологической, определяемой закономерностями живой природы; социальной, определяемой законами развития человеческого общества. Понятие о движении. Движение — все происходящие во Вселенной изменения и процессы: перемещение тел, в том числе живых, в пространстве; изменение живой природы в процессе эволюции; сезонные изменения в природе; превращения веществ и энергии, в том числе в живых организмах; развитие науки и техники как пример социального движения.

    Демонстрации. Перемещение тел неживой и неживой природы, движение листьев к свету, плавание рыб; действие йода на крахмал; эволюционные изменения в живой природе.

Практическая работа.  Красота и гармония в природе.

      Экскурсия.  Живая и неживая природа.

  1. Многообразие природных явлений. (1 час)

Понятие о физических, химических и биологических явлениях. Человек  как биосоциальное явление.

  1.  Химические явления  в живой и неживой природе  (2 часа)

Понятие о химических  явлениях. Правила безопасного поведения во время грозы. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса. Первая помощь при пищевом отравлении. Правила безопасного поведения при встрече с ядовитыми растениями, грибами, животными.

Лабораторная работа.  Знакомство с магнитными и электрическими явлениями

  1. Физические явления. (4 часа)

Механические, тепловые, световые, звуковые, электрические и магнитные, явления превращения веществ. 

Наблюдение. Знакомство с осенними явлениями в природе.

 Практическая работа.  Прослушивание записей звукового общения животных.

  1. Биологические явления. (3 часа)  

Как размножаются организмы.

Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к условиям среды. Причины гибели    организмов. Регуляция численности. отношения «хищник — жертва», «паразит — хозяин». Роль растений в жизни животных и человека.

4. Особенности живого организма (17 часов)

Как питаются живые организмы.

Способы питания организмов. Источники энергии для жизни растений, животных, человека. Питание животных, растений, человека. Пища — источник энергии. Солнце — источник энергии. Питание хищников и паразитов, их участие в регулировании численности организмов. Питание взрослых, растущих организмов и зародышей. Цепи питания. Передача энергии. Движение и расход энергии. Разнообразие движения животных. Трудовая деятельность человека. Движение органов растения. Дыхание как способ добывания энергии. Органические и минеральные вещества. Нитраты. Роль воды в питании организмов.

Дыхание одноклеточных и многоклеточных организмов.

Кислород — необходимое условие жизни на Земле. Дыхание растений, животных, человека. Одна клетка — целый организм. Признаки живого. Взаимозависимость клеток многоклеточного организма. Взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения. Влияние жизнедеятельности организмов на окружающую среду.

Что мы узнали о жизни на Земле.

       Демонстрации. Модельный опыт Реди; прокаливание сухих семян, доказывающее наличие в них воды; опыт, доказывающий наличие углекислого газа в выдыхаемом воздухе;  приемы первой помощи при капиллярном кровотечении, ушибах.

Лабораторные работы.

  • Изучение устройства микроскопа.  
  • Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени.

  Опыты в домашних условиях.

  • Выращивание плесени на хлебе.
  • Выяснение условий прорастания семян.
  • Наблюдение за испарением воды листьями.  
  • Измерение   роста (длины тела) и массы тела.
  • Измерение времени задержки дыхания и температуры своего тела.
  1. Освоение человеком природы (3 час)

Знания, их роль в жизни человечества. Влияние достижений современной науки на жизнь общества (компьютеризация производства, информационные технологии, телевидение, Интернет и др.)

Загрязнение атмосферы, гидросферы и здоровье людей.

Демонстрации. Таблицы по экологии, иллюстрации использования современных научных знаний в хозяйственной деятельности людей и обмене информацией.

 Практические работы.

  • Изучение влияния хозяйственной деятельности человека на состояние окружающей среды (на материале своей местности).*
  • Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров.
  • Наблюдение за расходованием воды и электроэнергии.
  1. Задания на лето (1 час)

Правила поведения в природе, в том числе в опасных ситуациях.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

В  результате изучения экологии ученик 5 класса  должен

знать/понимать:

  • положение о том, что все в природе находится в движении: движение – это форма существования материи;
  • положение об относительности движения и покоя;
  • сущность понятий «вещество» и «тело»
  • основные виды движения живых организмов, взаимосвязи живых организмов;
  • основные процессы, происходящие в живых организмах;

уметь:

  • сравнивать различные явления, делать выводы;
  • проводить опыты и наблюдения, фиксировать их результаты в тетрадь;
  • пользоваться простейшим лабораторным оборудованием, рассматривать с помощью микроскопа готовые микропрепараты;
  • использовать тексты и рисунки учебника при решении поисковых задач.

Перечень учебно - методического обеспечения

1.Комплект муляжей  (муляжи используются как демонстрационный  и раздаточный      материал для проведения лабораторных работ)

2. Демонстрационный материал на печатной основе (таблицы)

3. Рабочие тетради для учащихся

4. Красная книга Саратовской области

5. Комплект микропрепаратов:

(используется как  раздаточный материал. Набор содержит ткани и органы изучаемых растений, мицелий гриба мукора)

ОБОРУДОВАНИЕ ОБЩЕЕ ЛАБОРАТОРНОЕ

Комплект  приборов оптических

Комплект включает раздаточные приборы (школьный микроскоп, лупы), демонстрационную насадку для микропроекции.

ЭЛЕКТРОННО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

                                   

  1. Биология в школе. Влияние человека на природу. Электронное учебное пособие. Серия: Электронные уроки и тесты Компьютерная программа 2007г. Издатель: Новый Диск; Разработчик: Просвещение-МЕДИА
  2. CD Учебное электронное издание «Экология» 5-11класс. Московский Государственный институт электроники математики, 2004г (диск №1, 2)
  3. CD Учебное пособие 1С: школа ООО «Дрофа» 2004г

Список литературы

  1. Буланый Ю.И.  «Рабочая тетрадь для лабораторных работ 6 класс» - С., 2003г.

  1. Владимирова А.П. «Экология в школе. Сборник статей» - М.. 1996г

  1. Высоцкая М.В. «Экология. Элективные курсы» - В. , 2003г.

  1. Козлова Т.А «Экология России. Дидактический материал» - М.. 1996г.

  1. Кузнецов В.Н. «Экология России. Хрестоматия» - АО «МДС» 1995г.

  1. Литвинова А.С. « Нравственно-экологическое воспитание школьников» - М.. 2006г
  2. Суравегина И.Т. «Экология. Задания, тесты, рабочая тетрадь»  - М., 1996г

  1. Сухова Т.С. «Экология России. Книга для учителя» - АО «МДС» 1995г.

  1. Хрипкова А.Г. « Гигиена и здоровье» М.. 1983г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа кружка "Эколог и Я"

Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий...

Рабочая программа по экологии

Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы.Предлагаемые программы ориентированы на учащихся общеобразовательных школ и направлены на дополнение базовых знаний п...

Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...

Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.

Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...

Рабочие программы по экологии (программа Швец И.М.)

Рабочие программы по  созданы в соответствии с  программой Швец И.М....

Программа по экологии "Добро пожаловать в экологию"

«Добро пожаловать в экологию»программа по формированию представлений о природе и ее богатствах у детей с интеллектуальной недостаточностью, проходящих реабилитацию в реабилитационном отделении для дет...

Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"

ммм     Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...