Внеклассное мероприятие по экологии "Редкие и исчезающие виды растений Приморского края"
методическая разработка по экологии (6 класс) на тему

Полякова Марина Николаевна

Внеклассное мероприятие по экологии "Редкие и исчезающие виды растений Приморского края" для учеников 6 класса содержит информацию о редких растениях, они нуждаются в защите. Данная разработка поможет учителям в проведении подобных мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_ekologii_6_klass.docx34.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Редкие и исчезающие виды растений Приморского края»

(внеклассное мероприятие  по экологии в 6 классах)

Автор: Полякова Марина Николаевна, учитель биологии МБОУ СОШ №130

Цель:  формирование экологической культуры школьников.

Задачи:

 1) расширить и углубить знания учащихся о Красной книге Дальнего Востока, о редких и исчезающих видах растений Приморского  края, их охране;

 2) развивать интерес к природе родного края;

 3) воспитывать бережное и ответственное отношение к природе.

Оформление: компьютерное оборудование, презентация, плакаты с высказываниями великих людей.

Ход мероприятия.

Ученик 1: У природы живые краски,

 Миллионы лучистых соцветий,

 Для чего чудеса из сказки,

 Если в жизни их можно встретить!

Ученик 2:  Ребята, посмотрите на фотографии растений на экране. Как вы думаете, что их объединяет? Все эти растения стали редкими. Первый шаг в борьбе за сохранение таких видов - создание Красных книг. (слайд 2) 

Ученик 3: В 1948 году учёные мира создали Международный союз охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её Красная книга фактов. Это и была первая Красная книга. Почему книгу назвали Красной?

 В 1966 году была издана Международная Красная книга в очень необычном виде. Красный цвет-сигнал опасности. Он как бы призывает всех людей: растения и животные в беде, помогите им! Поэтому она и “одета” в красный переплёт.

Ученик 4: Эта книга называется так потому, что красный цвет – действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных.

Красная книга была учреждена Международным союзом охраны природы в 1966 году. Хранится в швейцарском городе Морже. В неё заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите. (слайд 3)

Ученик 5: Красный цвет – это сигнал опасности, понятный во всем мире. Каждый человек знает, например, что красный цвет светофора предупреждает: «Остановись!» К сожалению, бывая на природе, люди не всегда останавливаются перед красивоцветущими растениями, чтобы полюбоваться ими, а, как правило, стремятся сорвать их для букета. За последние годы когда-то распространенные растения стали встречаться редко, а вблизи многих населенных пунктов полностью исчезли.

Ученик 1: «Красная книга» – не просто список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений, эта книга-памятка, предупреждающая, что описанные в ней виды требуют внимания и охраны. Красные книги бывают различного уровня — международные, национальные и региональные. Представителей природы, занесённых в эту книгу, охранять нужно особенно бережно.

Ученик 2:  А страницы у неё - разноцветные.

 На красных страницах поместили тех, кто может исчезнуть в самые ближайшие годы и кого без специальных мер охраны и восстановления не спасти.

 На жёлтых страницах напечатали сведения о видах, численность которых ещё пока велика, но неуклонно сокращается.

 На белых говорилось о видах, вообще редких на Земле. А на зелёных - о видах, которые человеку уже удалось спасти. (слайд 4-5)

Ученик 3: 22 апреля – праздник, который знают во всем мире. Это День Земли. Праздник носит экологический характер и призван объединить людей всего мира в деле по защите окружающей среды. Впервые эта всемирная акция  стартовала в 1970 г. в США, а с 1972 г. по инициативе сенатора Г.Нельсона она стала официальным праздником. По традиции в этот день в течение минуты раздаётся звон Колокола Мира. В это время люди должны задуматься над тем, как сохранить планету и улучшить жизнь всех существ, обитающих на ней сейчас и находящиеся на грани исчезновения.

( слайд 6-8)

Ученик 4: Мы растенья эти знаем,

 Бережём и охраняем

 От таких лихих, как эта,

 Собирательниц букетов.

 В книгу Красную они

 Уж давно занесены.

 Мы их рвём не на потеху,

 Отнесём мы их в аптеку.

 Из даров лесного царства

 Люди делают лекарства.

Ученик 5: Женьшень. Встречается в горных кедрово-широколиственных и смешанных лесах, единичными особями или небольшими группами (семьями). Размножается семенами. Лимитирующие факторы: Нарушение лесной подстилки, лесные пожары, низкая семенная продуктивность и медленное развитие сеянцев, нерациональные заготовки как лекарственного сырья привели к сокращению ареала и снижению численности особей в популяциях до критической. Охрана: Экспорт регулируется Конвенцией СИТЕС. Решением Приморского крайисполкома (1980) внесен в список охраняемых растений. Растет в заповедниках: Лазовском, Уссурийском и "Кедровая Падь". Необходимо в ряде районов запретить заготовку женьшеня на продолжительный срок, организовать заказники, проводить подсев семян в естественные местообитания, повысить стандартную массу принимаемых корней до 10 г (7), более широко ввести в культуру. Растение выращивается во многих ботанических садах страны, а также в специализированном совхозе "Женьшень" Анучинского р-на Приморского края. (слайд 9-10)

Ученик 5: Калопанакс. Растёт в широколиственных и хвойно-широколиственных лесах горных склонов, у берега моря. На севере ареала произрастает, главным образом, в долинах рек и на невысоких щебнистых горных склонах. В Приморье наиболее обычен на самом юге в лесах с цельнолистной пихтой. Северная граница распространения в Приморском крае проходит через Чугуевский и Ольгинский районы. В культуре диморфант очень редок, растёт он медленно, на севере может страдать от морозов в неблагоприятные годы, но значительно хуже реагирует на засуху и пониженную влажность воздуха. Растение можно увидеть в ботанических садах Москвы, Прибалтики, Украины, Средней Азии и изредка в садах на его родине, Дальнем Востоке. (слайд 11)

Ученик 1: Рододендрон Шлиппенбаха. В России встречается только в Хасанском районе на юге Приморья на сухих каменистых горных склонах.

Кустарник до 2 метров высотой со светло-серыми ветвями и ржаво-железисто-опушенными (позднее оголяющимися) молодыми побегами.

Листья обратноовальные, широкие, от 4 до 10 сантиметров в длину и от 2,5 до 5 сантиметров в ширину, имеют клиновидное основание, тупые. Края листьев слегка волнистые, слабо-щетинисто-опушенные, мягкие. Листья сверху практически голые, снизу по жилкам волосистые. Осенью ярко окрашены, на зиму опадают. Цветки бледно-розовые, с пурпурными крапинками в зеве, до 7 сантиметров в диаметре. Цветёт в апреле — мае.

Плод — коробочка 1 — 1,8 сантиметров в длину.

Назван в честь Александра Егоровича Шлиппенбаха, морского офицера, собравшего этот вид в 1854 году в Корее, во время экспедиции на фрегате «Паллада».

Как декоративное растение культивируется с 1893 года. (слайд 12-13)

Ученик 2: Радиола розовая. Родио́ла ро́зовая (известно также под названиями золото́й ко́рень, ро́зовый ко́рень) (лат. Rhodíola rósea) — многолетнее травянистое растение; вид рода Родиола семейства Толстянковые (Crassulaceae). Включено в Красную книгу Российской Федерации [источник не указан 150 дней] (категория 3; охраняется по всему ареалу, кроме Красноярского и Алтайского краев, Магаданской области и Республики Тыва).

 Название «золотой корень» растение получило по корневищу, которое имеет цвет бронзы или старой позолоты с перламутровым блеском.(слайд 14)

Ученик 3: Лотос Комарова. Лотос орехоносный - многолетнее водное растение с узловатым корневищем, относящееся к тропическим реликтовым видам. Листья у лотоса плавающие, на длинных шиповатых черенках, имеет форму щита с впадиной посередине и покрыты восковым налётом. Цветки меняют окраску от ярко-розовой в начале цветения до почти белой перед опадением лепестков. Плод-коробочка. Семена твёрдые и крупные, размером с лесной орех. После созревания опускаются на дно, где могут долго не прорастать. Размножается главным образом с помощью корневищ, так как его семенная продуктивность невелика. Цветёт во второй половине лета, на нежный аромат цветков слетаются пчёлы и жуки, которые опыляют его. Плоды созревают в сентябре, поникают, и семена опускаются на дно. Цветки лотоса крупные, 25—30 см в диаметре, и высоко поднимаются над водой на прямой цветоножке. Они обладают слабым, но очень приятным ароматом. Листья, возвышающиеся над водой, расположены на прямостоящих черешках, имеют воронковидную форму и крупнее плавающих — до 50—70 см в диаметре. (слайд 15-16)

Ученик 4: Кирказон маньчжурский. Основной ареал кирказона манчжурского в Северо-Восточном Китае и Корее. В России он встречается только в юго-западной части Приморского края. Растёт в редких широколиственных и смешанных лесах или на опушках, вдоль рек.

 Вид находится под угрозой исчезновения, занесён в Красную книгу России. Сбор растений для изготовления лекарственных средств ограничен, и подлежит обязательному контролю государственных служб. (слайд 17)

Ученик 5: Девичий виноград. Ареал — Китай (Аньхой, Фуцзянь, Хэбэй, Хэнань, Цзилинь, Ляонин, Шаньдун), Япония (Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку), Корея, Тайвань. В России этот вид встречается только на юге Приморского края. Произрастает на отвесных скалах и обрывах морского  берега. Дымо- и газоустойчив. Интродуцирован во многих странах мира.

В лечебных целях применяется в китайской народной медицине.

Имеются декоративные садовые формы. В культуре с 1862 года. (слайд 18)

Ученик 1:  Тис остроконечный. Ареал тиса остроконечного весьма широк и охватывает Японию, Корею, северо-восточный Китай, Дальний Восток России — Приморье, Хабаровский край, Сахалин и Курильские острова. Вместе с тем, вид встречается относительно редко, так как растёт единично или небольшими группами в хвойно-широколиственных лесах, чаще всего в зоне контакта кедровников с ельниками. На Курилах растёт в зарослях бамбука в виде деревьев или кустарниковых форм, доходит до острова Кетой. Самая большая популяция в России — на острове Петрова в Лазовском заповеднике. Долговечен: в Сихотэ-Алине встречаются деревья возрастом около 1000 лет. (слайд 19-20)

Ученик 2: Причины сокращения видов растений:

  1. Сбор на букеты и перенос в сады.
  2. Распашка мест обитания.
  3. Выпас ската, вытаптывание.
  4. Загрязнение водоемов.
  5. Чрезмерный сбор для лекарственных целей.

 Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,

           Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы –

           Опустеют все поляны и не будет красоты! (слайд 21)

                       Т. Собакина

Ученик 3: Меры охраны.

  •  Запрет сбора и выкапывания растений.
  • Охрана мест обитания.
  • Контроль за состоянием известных популяций.
  • Контроль и ограничение проведения заготовок.
  • Поиск новых местонахождений вида.
  • Внесение в Красную книгу.
  • Включение в состав заказников.
  • Введения в культуру.  (слайд 22)

Ученик 4:

 Дерево, трава, цветок, и птица

Не всегда  умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

И очень просим каждого из вас:

В любое время, каждый раз

С добрым сердцем в лес входите,

Все, что есть в нем берегите!

Ученик 5: Занимательная страница. Викторина.

 1. Какие цветы носят "человеческие" имена? (Лилия, роза, василек, иван-да-марья, иван-чай).

 2. Комнатное растение, живущее, по поверьям, сто лет? (Алоэ).

 3. Назовите водное растение, листья которого в диаметре достигают двух метров. Его красивые крупные цветки, напоминающие белую кувшинку, живут около полутора суток.

(Виктория-регия. Растет на реке Амазонке).

 4. Какой цветок служит домом для мелких насекомых в ненастную погоду и ночью?

(Колокольчик, потому что он не закрывает свои цветки на ночь).

5.По каким цветам можно определять погоду? (Если одуванчики закрыли цветы, то будет дождь; если клевер закрыл свои цветочки и к земле клонится, то будет дождь).

6. Почему Красная книга так называется? Кто предложил такое название? (Питер Скотт, председатель Комиссии по редким видам; красный цвет символизирует сигнал опасности.)

 7. В 1963 году появилась первая Красная книга МСОП (Red Data Book). Два тома представляли собой сводку о 211 таксонах млекопитающих и 312 таксонах птиц. Это были скрепленные между собой как перекидной календарь страницы, каждая из которых посвящалась отдельному виду. Почему книга была задумана в виде перекидного календаря? (Предполагалось, что листы будут выниматься и дополняться новыми в зависимости от ситуации с охраной редких животных.) (слайд 23-25)

Ученик 6: Отгадайте загадки

 1. Я – травянистое растение,   

 С цветком радужного цвета.   

 Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету. (Ирис, касатик.)

2.В майский день в тени лесной

 Он раскрыл цветочек свой,

  Маленький, душистый,

 Бело-серебристый. (ландыш)

3.Пышный куст в саду расцвел,

  Привлекая ос и пчел.

 Весь в больших цветах махровых –

 Белых, розовых, бордовых! (пеон) (слайд 26-27)

Ученик 1:

Леса топорщатся, и степь клубится,

Жара изводит, и снега блестят.

Богаты мы!..  Но считанные птицы

Над считанными рощами летят,

Дрожит камыш на считанных озёрах

И считанные рыбы живут в реке.

И восковые считанные зёрна

Неслышно зреют в малом колоске.

Над запахом таёжной земляники

Полночный филин ухает из тьмы.

Неужто внуки лишь по Красной книге

Узнают, как богаты были мы?!

                                                                      Р.Рождественский (слайд 28)

Ученик 2:

Когда мы любуемся со вкусом собранным букетом, редко кому придёт в голову, что это уже умирающие, оторванные от корней растения. Цветов становится всё меньше, а отдыхающих на лоне природы всё больше и больше.  И каждый стремится вернуться в город с букетом. Но…

Ты, человек, любя природу,

 Хоть иногда её жалей;

 В увеселительных походах

 Не растопчи её полей,

 В вокзальной сутолоке века

 Ты оценить её спеши:

 Она – твой давний добрый лекарь,

 Она – союзница души.

 Не жги её напропалую,

 И не исчерпывай до дна,

 И помни истину простую.

 Нас много, а она одна.

 Ученик 3: Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну рану нанесешь ты, другую твой товарищ, третью, четвертую, пятую кто-то ещё, то, что же станет с природой?

Нам жить в одной семье,

 Нам петь в одном кругу,

 Идти в одном строю,

 Лететь в одном полете...

 Давайте сохраним

 Ромашку на лугу,

 Кувшинку на реке

 И клюкву на болоте.

 Коль суждено дышать

 Нам воздухом одним,

 Давайте же мы все

 Навек объединимся.

 Давайте наши

 Души сохраним,

 Тогда мы на Земле

 И сами сохранимся...

Дерево, трава, цветок, и птица

Не всегда  умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

И очень просим каждого из вас:

В любое время, каждый раз

С добрым сердцем в лес входите,

Все, что есть в нем берегите! (слайд 29)

Используемая литература

1. Агеева И. Д. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 352 с.

2. Жизнь растений. В 6-ти т. / Гл. ред. А. Л. Тахтаджян — М.: Просвещение, 1981. — Т. 5(2) Цветковые растения. Под редакцией А. Л. Тахтаджяна.

3. Предметная неделя биологии в школе/А.В. Грабар; под общ. Ред. К. Н. Задорожного. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 221 с.

4. http://www.ap.altairegion.ru/054-03/5.html

 5. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/336382 - реликты.

 6. http://www.ecosystema.ru/07referats/slovgeo/720.htm - эндемики.

7.http://dic.academic.ru/dic.nsf/ecolog/513/%D0%98%D0%9D%D0%A2%D0%A0%D0%9E%D0%94%D0%A3%D0%9A%D0%A6%D0%98%D0%AF – интродукция.

 8. http://www.tatsel.ru/song/3school.htm - нам жить в одной семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Редкие древесные растения Приморского края

Дано описание основных древесных видов редких растений Приморского края...

Внеклассное мероприятие по экологии "Исчезнувшие виды животных. Редкие и исчезающие виды животных Приморского края"

Внеклассное мероприятие по экологии "Исчезнувшие виды животных. Редкие и исчезающие виды животных Приморского края" содержит информацию о редких, исчезнувших и исчезающих видах животных, занимательную...

Внеклассное мероприятие по биологии в 6 классе «Растения вокруг нас!»

«Растения вокруг нас!»Цель: систематизировать и обобщить знания по царству:  «Растения».Задачи: формировать умение применять знания на практике. Развивать умения быстро  ориентироватьс...

Внеклассное мероприятие по биологии на тему «Угадай растение»

Сценарий конкурсной программы по биологии для старшеклассников.Конспект внеклассного мероприятия (конкурса) по биологии на тему «Угадай растение»Автор: Вилесова Л.В., учитель биологии МБОУ СОШ №3, г. ...

Презентация по теме: "Хвойные растения Приморского края".

В презентации представлено описание пяти наиболее распространенных в Приморском крае голосеменных растений порядка "Хвойные", семейств "Сосновые" и "Кипарисовые"....

Лекарственные растения Приморского края

Презентация для проведения уроков по географии Приморского края, занятий по краеведению....

«Исчезающие виды растений нашей планеты»

Методический материал для использования на уроках биологии, экологии,  внеклассных мероприятиях  по теме «Исчезающие виды растений нашей планеты»....